Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике Власова, Ольга Петровна

Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике
<
Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Власова, Ольга Петровна. Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Власова Ольга Петровна; [Место защиты: Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта].- Омск, 2011.- 164 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/803

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Состояние проблемы развития гибкости на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике 12

1.1 Значение гибкости для обучения элементам технической подготовки в художественной гимнастике 12

1.2 Средства, применяемые для развития гибкости с учетом возрастных особенностей детей, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки 18

1.3 Построение учебно-тренировочных занятий художественной

гимнастикой на этапе начальной подготовки 23

Заключение по главе 29

ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация исследования... 32

2.1 Задачи исследования 32

2.2 Методы исследования 32

2.3 Организация исследования 43

ГЛАВА 3. Значение гибкости для соревновательного результата на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике 46

3.1 Взаимосвязь между показателями физической подготовленности с компонентами соревновательного результата юных гимнасток 6-8 лет 46

3.2 Содержание и качество выполнения элементов структурных групп «трудности тела» в соревновательных композициях юных гимнасток 51

Заключение по главе 57

ГЛАВА 4. Разработка методики рассредоточенного применения упражнений на гибкость в процессе занятий с юными гимнастками 59

4.1 Анализ применения упражнений для развития гибкости у юных гимнасток на этапе начальной подготовки 59

4.2 Оптимальная продолжительность выполнения упражнений на гибкость юными спортсменками, занимающимися художественной гимнастикой 66

4.3 Содержание и последовательность обучения базовым и профилирующим элементам структурных групп «трудности тела» в свете современных требований правил соревнований 71

4.4 Применение специальных упражнений на гибкость при обучении элементам структурных групп «трудности тела» на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике 77

Заключение по главе 90

ГЛАВА 5. Экспериментальное обоснование методики рассредоточенного применения упражнений для развития гибкости при построении занятий с юными гимнастками 92

5.1 Рассредоточенное применение упражнений для развития гибкости в процессе учебно-тренировочных занятий при обучении элементам структурных групп без предмета на этапе начальной подготовки 92

5.2 Эффективность рассредоточенного применения упражнений на

гибкость в процессе занятий художественной гимнастикой на этапе

начальной подготовки 97

Заключение по главе 108

Выводы 110

Практические рекомендации 113

Литература 116

Приложения 138

Введение к работе

Актуальность исследования. Чрезвычайно высокий уровень сложности движений, их связок и комбинаций, требований к артистичности их выполнения в соревновательных композициях гимнасток экстра-класса берет свое начало на этапе начальной подготовки спортсменок. В соответствии с правилами соревнований по художественной гимнастике (2005-2008, 2009-2012 годы) юные спортсменки должны исполнять в соревновательных композициях высокоамплитудные элементы структурных групп (прыжки, равновесия, повороты, наклоны). Непременным условием выполнения этих элементов является наличие значительной подвижности в различных суставах. Именно поэтому на этапе начальной подготовки возросли требования к амплитуде движений в соревновательных элементах.

Для эффективного применения упражнений с целью улучшения подвижности в суставах в научно-методической литературе рассматриваются подходы, в которых средства на гибкость рекомендуется выполнять в конце подготовительной, основной или заключительной части занятия с многократным повторением (В.Н. Платонов, М.М. Булатова, 1992; Г.С. Туманян, 1998; Н.Г. Безматерных, 2006; В.Б. Гармаев, 2007). В то же время монотонное выполнение этих упражнений, по мнению исследователей, может оказывать угнетающее воздействие на организм детей. Поэтому во избежание монотонии (Л.К. Руденко, 2008; Е.П. Ильин, 2009) необходим поиск путей развития гибкости, соответствующих возрастным особенностям занимающихся. Вместе с тем в научной литературе высказана мысль, что средства для развития гибкости могут с успехом чередоваться с упражнениями, требующими проявления силы, быстроты, ловкости, а также с упражнениями на расслабление (С.К. Харацидис, 1998; В.К. Спирин, 2004; Р.М. Тухватулин, 2006). Однако рекомендаций по рассредоточенному применению упражнений для развития гибкости в процессе обучения высокоамплитудным элементам структурных групп «трудности тела» в научной литературе по художественной гимнастике нами не выявлено.

Проблема исследования заключается в том, что при современной ориентации художественной гимнастики на возросшие требования к амплитудам движений в элементах структурных групп без предмета в теории и практике спорта отсутствуют научнообоснованные сведения о методике развития гибкости, соответствующей возрастным особенностям юных гимнасток на этапе начальной подготовки.

Объект исследования: методика развития гибкости в художественной гимнастике.

Предмет исследования: рассредоточенное применение упражнений для развития гибкости в процессе обучения элементам структурных групп без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике.

Гипотеза исследования: предполагалось, что выявление оптимальной продолжительности выполнения упражнений для развития гибкости, а также определение содержания и последовательности освоения элементов структурных групп без предмета позволит разработать и обосновать методику рассредоточенного применения упражнений для развития гибкости, обеспечивающую качественное выполнение высокоамплитудных элементов на этапе начальной подготовки.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать эффективную методику применения упражнений для развития гибкости, создающую предпосылки для качественного обучения юных гимнасток элементам структурных групп без предмета на этапе начальной подготовки.

Задачи исследования:

  1. Определить значение гибкости для соревновательного результата юных спортсменок на этапе начальной подготовки.

2. Разработать методику рассредоточенного применения упражнений для развития гибкости при обучении элементам структурных групп без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике.

3. Экспериментально обосновать методику рассредоточенного применения упражнений для развития гибкости у юных гимнасток на этапе начальной подготовки.

Методологическую основу исследования составили: фундаментальные положения теории физической культуры и спорта о развитии физических качеств (Л.П. Матвеев, Ю.В. Менхин, Н.Г. Озолин), концепции о необходимости учета психофизиологических особенностей детей в процессе занятий (В.П. Филин, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин), теории сенситивных периодов развития физических способностей (В.К. Бальсевич, А.А. Гужаловский, А.И. Кравчук), теория поэтапного развития гибкости у спортсменов (Б.В. Сермеев, В.П. Платонов, С.К. Харацидис), концепции ведущих ученых в области гимнастики о методике обучения двигательным действиям (Ю.К. Гавердовский, В.А. Солодянников).

Методы исследования: анализ научно-методической литературы и документальных материалов, тестирование, гониометрия, педагогические наблюдения, метод экспертных оценок, хронометрирование, педагогические контрольные испытания, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование проводилось в шесть этапов. На первом этапе изучалась научно-методическая литература, анализировались официальные документы, определялись задачи и методы исследования.

На втором этапе проводилось педагогическое исследование для выявления взаимосвязи между показателями физической подготовленности и компонентами соревновательного результата юных гимнасток 1-го и 2-го годов обучения. Анализировались видеоматериалы 33-х соревновательных композиций без предмета у юных гимнасток начальной подготовки. Третий этап исследования был посвящен педагогическим наблюдениям за содержанием учебно-тренировочных занятий. Всего проанализировано 72 занятия. В процессе наблюдений фиксировались упражнения для развития гибкости, продолжительность выполнения упражнений, а также место их расположения в структуре учебно-тренировочных занятий. На четвертом этапе проводились педагогические исследования для выявления оптимальной продолжительности выполнения упражнений для развития гибкости. В исследовании участвовало 12 юных гимнасток 6-7 лет 1-го года обучения. Всего получено 300 измерений. На пятом этапе проведены исследования методом ранжирования (342 элемента) для разработки алгоритма действий, направленных на последовательность прохождения программного материала для рассредоточенного применения упражнений на гибкость в сочетании с освоением элементов структурных групп «трудности тела». Для определения эффективности разработанной методики был проведен педагогический эксперимент с участием гимнасток 1-го года обучения. По результатам предварительного тестирования дети были распределены с учетом их подготовленности на две равнозначные группы - контрольную и экспериментальную (по 15 человек в каждой). На шестом этапе определялась эффективность применяемых нами педагогических воздействий, использовались методы математической статистики, формулировались выводы и практические рекомендации, завершалось редактирование и оформление диссертационной работы.

Научная новизна:

– выявлено, что гибкость наиболее значимый компонент физической подготовленности, составляющий основу соревновательного результата в упражнениях без предмета у начинающих гимнасток первого и второго годов обучения;

– установлено, что в связи с недостаточным проявлением активной гибкости в элементах без предмета художественной гимнастики спортсменки первого года обучения не реализуют амплитуды движений в обязательных элементах структурных групп в соответствии с качественными характеристиками их выполнения по правилам соревнований;

– определена оптимальная продолжительность выполнения статических и динамических упражнений на гибкость без снижения качества их исполнения, характерных для частей двигательных действий при освоении элементов структурных групп без предмета, находящаяся в пределах 14-15 секунд в статическом выполнении упражнений, 18-19 секунд в динамическом выполнении упражнений;

– разработана модель учебно-тренировочного занятия юных спортсменок в художественной гимнастике, позволяющая последовательно, с учетом освоения элементов без предмета, рационально распределить специальные упражнения на гибкость, которые должны располагаться перед осваиваемыми элементами, обеспечивая структурное сходство с двигательными действиями в стадии реализации прыжков, равновесий, поворотов;

– экспериментально обоснована методика развития гибкости адекватная возможностям занимающихся юных гимнасток на этапе начальной подготовки. В отличие от методики развития гибкости, где упражнения применяются концентрированно в частях занятия, обоснована методика рассредоточенного применении упражнений, учитывающая структуру изучаемых упражнений без предмета и разновидности проявляемой подвижности в суставах для их освоения по этапам. На первом этапе основным является развитие подвижности в суставах, необходимой для формирования «школы» движений. На втором этапе применяются специальные упражнения на гибкость для освоения базовых и профилирующих элементов. На третьем этапе предусмотрено совершенствование гибкости при соединении элементов структурных групп в соревновательных упражнениях без предмета.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении содержания теории и методики спортивной тренировки в разделе физической и технической подготовки новыми сведениями:

– об оптимальной продолжительности выполнения упражнений на гибкость юными гимнастками, в частности выявлено, что продолжительность выполнения упражнений без снижения качества в статических упражнениях составляет 14-15 секунд, в динамических 18-19 секунд;

– о возможности рассредоточенного применения упражнений на гибкость у юных гимнасток с учетом освоения элементов без предмета на этапе начальной подготовки, позволяющей устранить монотонность их применения;

– об особенностях развития гибкости на этапе начальной подготовки для эффективного освоения «школы» движений, базовых и профилирующих элементов без предмета.

Практическая значимость работы состоит в разработке и внедрении в практику подготовки юных гимнасток методики рассредоточенного применения упражнений для развития гибкости, в которой обоснованы: оптимальная продолжительность выполнения упражнений на гибкость юными гимнастками; рациональное сочетание упражнений на подвижность в суставах с выполнением осваиваемых частей двигательных действий элементов структурных групп без предмета и их распределение в каждой части учебно-тренировочного занятия; процентное соотношение активных и пассивных упражнений, применяемых на каждом этапе развития гибкости в подготовительном периоде годичного цикла; поэтапное развитие гибкости в сочетании с начальной технической подготовкой, в которой последовательно осваиваются «школа движений», базовые и профилирующие элементы, соревновательные композиции без предмета.

Методика рассредоточенного применения упражнений на гибкость в процессе обучения элементам начальной технической подготовки обеспечивает достоверное улучшение развития гибкости и качества выполнения элементов структурных групп без предмета у юных спортсменок. Полученные результаты исследования рекомендуется использовать: в практике работы тренеров по гимнастике при подготовке юных спортсменок; в процессе обучения студентов на отделении гимнастики по курсу специализации; в ходе переподготовки и повышения квалификации тренеров по художественной гимнастике.

Апробация и внедрение: результаты исследований внедрены в учебно-тренировочный процесс юных спортсменок отделения художественной гимнастики СДЮСШОР № 1 города Нижнего Тагила и ДЮСШ «Виктория» города Екатеринбурга; в учебный процесс подготовки студентов кафедры теории и методики гимнастики Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. По теме исследования опубликовано одиннадцать научных работ. Результаты исследования докладывались на всероссийских, региональных научно-практических конференциях.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В соревновательных элементах без предмета амплитуды движений у юных гимнасток на этапе начальной подготовки находятся в пределах от 80±8 до 173±5. Амплитуды движений в формообразующей фазе элементов структурных групп «трудности тела» выполняются юными гимнастками с нарушением качественных характеристик. Отсутствие фиксированной формы при выполнении элементов без предмета свидетельствует о недостаточном развитии активной гибкости. В связи с этим процесс развития гибкости должен учитывать специфику требований правил соревнований к качеству выполнения высокоамплитудных элементов.

2. Критерием дозирования выполнения статических и динамических упражнений на гибкость как пассивного, так и активного проявления вида гибкости является оптимальная продолжительность без снижения качества исполнения юными гимнастками статических упражнений - 14-15 секунд, динамических упражнений - 18-19 секунд.

3. Рассредоточенное применение упражнений для развития гибкости в сочетании с последовательным освоением элементов без предмета составляет эффективную основу построения учебно-тренировочных занятий, что обеспечивает оптимальное развитие амплитуды движений сопряженно с формированием двигательных навыков выполнения прыжков, равновесий, поворотов, наклонов и повышает соревновательный результат юных гимнасток.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения по главам, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Работа изложена на 161 странице, дополнена 37 таблицами, 10 рисунками и 10 приложениями. Список литературы включает 181 источник из них 6 на иностранном языке.

Значение гибкости для обучения элементам технической подготовки в художественной гимнастике

Художественная гимнастика относится к видам спорта, где движения оцениваются по качеству их выполнения, а задача спортсмена — показать способность управлять своими движениями, проявлять умения сочетать их в координационные акты разной степени сложности, используя статическое и динамическое выполнение с максимальным проявлением амплитуд движений [9, 15, 32, 150, 174].

Возросшая динамичность, сложность и зрелищность соревновательных композиций художественной гимнастики требуют пристального внимания к совершенствованию всех сторон подготовки, от которых зависят спортивные достижения, где физическая подготовка является базовой основой для эффективной реализации всех других видов подготовки [23, 31, 38, 48, 73, 95, 147, 166].

Учет ведущих факторов физической подготовленности спортсменок в художественной гимнастике является актуальным в возрастном и квалификационном аспекте [33, 58], что продиктовано требованиями современной практики спорта.

При анализе экспертных оценок, проставленных специалистами в области художественной гимнастики, по данным Е.Д. Бакулиной [9], выявлено, что первое место принадлежит развитию гибкости. Это мнение подтверждено также в работах С.А. Кувшинниковой [88], Л.А. Юсуповой [174], И.В. Цепелевич [167].

Для выполнения элементов художественной гимнастики необходимо учитывать, различные виды гибкости. Так, в теории и методике спорта различают активную и пассивную форму проявления гибкости [98, 100, 109].

Активная гибкость является основой для выполнения почти всех элементов, так как реализуется за счет собственных мышечных усилий выполняющего, но, в свою очередь, она увеличивается по мере развития пассивной гибкости, которая проявляется под воздействием внешних сил [1, 98, 151]. Развитие пассивной гибкости может оказывать влияние на проявление силовых качеств. Чем больше растянутыми оказываются мышцы, тем большую динамическую и скоростную силу они могут проявить [48, 109, 131]. В то же время, чем больше активная гибкость, тем при большем количестве положений может быть проявлена статическая сила [87, 152, 161]. Значит, недостаточная пассивная и активная подвижность в суставах может ограничивать уровень проявления других физических качеств, которые необходимы для эффективного освоения гимнастических элементов.

По правилам соревнований художественной гимнастики оцениваются динамические и статические элементы, которые должны выполняться с большой амплитудой в формообразующих действиях [164, 121, 122]. Вместе с тем важной качественной характеристикой является фиксация требуемой амплитуды в форме исполнения элементов. Она проявляется в четырех структурных группах (прыжки, равновесия, повороты, наклоны), которые признаны основными (фундаментальными) [178].

Чем больше амплитуда, тем выше ценность, а следовательно, и сложность соревновательного упражнения. В научных исследованиях амплитуду обычно выражают в угловых градусах и линейных мерах [53, 55, 92, 101]. При оценивании высокоамплитудных элементов, выполняемых гимнастками в соревновательных композициях, в художественной гимнастике, используют балльную систему, где одним из составляющих показателей качества выполнения является техника исполнения и амплитуда движений звеньев тела в формообразующей фазе элемента [181, 177]. Поэтому для детального анализа упражнений художественной гимнастики необходимым является как измерение амплитуды движений звеньев тела, так и оценивание качества выполнения амплитуд в элементах с учетом требований правил соревнований. Следовательно, развивать гибкость и подвижность в суставах необходимо в соответствии с требованиями правил соревнований к техническим составляющим выполнения обязательных высокоамплитудных элементов, которые осваиваются для соревновательных программ.

На успешность выполнения формообразующих действий в прыжках влияют скоростно-силовые качества [94, 132, 146, 171], активно-динамический режим выполнения [174], гибкость в позвоночном столбе и подвижность в тазобедренных и голеностопных суставах [48, 163, 167].

Движения в формообразующей фазе элементов, относящихся к структурным группам «равновесия» и «повороты», требуют от исполнительницы предельно развитой активной гибкости, специальной силы [38, 79, 143], отлично развитого чувства баланса в условиях меняющейся ориентировки в пространстве [18].

При выполнении формообразующих действий в элементах структурной группы «наклоны» первостепенное значение имеет гибкость позвоночного столба, подвижность тазобедренных и плечевых суставов [9, 48, 167, 166].

Все структурные группы выполняются в соревновательных композициях гимнастками различной спортивной квалификации, а многообразие формообразующих действий в высокоамплитудных элементах, представленных в правилах соревнований, на наш взгляд, не позволяет в полной мере оценить наиболее «легкие» элементы, которым необходимо последовательно обучать на этапе начальной подготовки. Так, в работе И.В. Цепелевич [166] представлен анализ технических параметров элементов структурных групп (по правилам соревнований 2005 г.), где показано, что усложнение большинства из них происходит за счет увеличения амплитуды, координации движений и увеличения количества вращений. Эта тенденция продолжается в последующих версиях правил соревнований [122]. Однако в них отсутствуют ограничения по выполнению элементов «трудности тела» для юных гимнасток, занимающихся в группах начальной подготовки

Взаимосвязь между показателями физической подготовленности с компонентами соревновательного результата юных гимнасток 6-8 лет

В результате проведенного педагогического тестирования среди гимнасток первого года обучения (п=28) и второго (п=22) года обучения была рассчитана взаимосвязь изучаемых показателей с компонентами соревновательного результата (с оценками за трудность и технику исполнения).

Проведенный корреляционный анализ изучаемых показателей позволил выявить у гимнасток первого и второго годов обучения взаимосвязь между показателями тестов на гибкость и подвижность в суставах и оценкой, выставленной за трудность исполнения элементов структурных групп в соревновательной композиции без предмета (табл.9).

Средняя степень взаимосвязи прослеживается между оценкой за трудность исполнения у гимнасток первого года обучения в соревновательной композиции и результатами тестов на гибкость и подвижность в тазобедренных суставах («наклон вперёд», г = 0,60; «шпагат правой», г = 0,57; «шпагат левой», г = 0,50 и «шпагат продольный», г = 0,51). У гимнасток второго года обучения также наблюдается средняя достоверная взаимосвязь между оценкой за трудность исполнения и результатами тестов на гибкость, отражающих подвижность в тазобедренных суставах («наклон вперёд», г = 0,54; «шпагат правой», г = 0,59; «шпагат левой», г = 0,44) (табл.9).

По-видимому, данные показатели связаны с тем, что для выполнения большинства высокоамплитудных элементов художественной гимнастики требуется проявление необходимой подвижности в тазобедренных суставах. По результатам исследований С.Н. Станевко [141], элементы, требующие высокой подвижности в суставах, составляют 50-80% от всех оцениваемых элементов, входящих в соревновательные композиции гимнасток.

Тест «наклон вперед» направлен на выявление активной суммарной подвижности в тазобедренных суставах и позвоночном столбе. Тест «шпагат правой (левой)» направлен на измерение пассивной подвижности в тазобедренных суставах. В основном движения правой ногой у гимнасток являются «ведущими» при выполнении элементов художественной гимнастики [60, 96, 144, 159], поэтому показатели амплитуды взаимосвязаны с оценкой за технику у гимнасток как первого, так и второго годов обучения.

Показатели в большинстве тестов на пассивную гибкость взаимосвязаны с оценкой за трудность исполнения элементов. Как утверждают исследователи, пассивная гибкость развивается быстрее, чем активная, что, в свою очередь, создает предпосылки для развития активной гибкости [100, 115, 153]. Однако показатели активного вида гибкости имеют низкую степень взаимосвязи на первом году обучения, возможно, из-за недостаточной специфичности ее проявления в процессе развития относительно элементов художественной гимнастики.

Полученные результаты позволили выявить у гимнасток первого года обучения среднюю степень взаимосвязи между оценкой за технику исполнения упражнения без предмета и результатами тестов на гибкость («наклон вперёд», г = 0,60; «шпагат правой», г = 0,46). У гимнасток второго года обучения также прослеживается средняя степень взаимосвязи между оценкой за технику исполнения элементов без предмета в соревновательной композиции и результатами тестов на гибкость («наклон вперёд», г = 0,68; «шпагат правой», г = 0,74; «шпагат левой», г = 0,48; «лежа на спине правая нога вперед - кверху», г = 48; «лежа на спине левая нога вперед - кверху», г = 51). Также у гимнасток второго года обучения прослеживается средняя степень взаимосвязи между оценкой и результатами теста, отражающего проявление быстроты («из положения лежа на спине ноги вверх на 90 за 15сек», г = 49) (табл. 10).

Большинство представленных тестовых заданий, взаимосвязанных с технической подготовленностью у юных гимнасток, на наш взгляд, выражается в специфике проявления гибкости в изучаемых упражнениях, связанных с амплитудой движений ног.

Анализ применения упражнений для развития гибкости у юных гимнасток на этапе начальной подготовки

В процессе педагогических наблюдений и анализа их результатов нами выявлены варианты расположения упражнений на гибкость в структуре занятий гимнасток на этапе начальной подготовки в подготовительном и соревновательном периодах.

В подготовительном периоде упражнения на гибкость содержатся в подготовительной, основной и заключительной частях занятий (рис.3). Это наиболее часто встречающийся вариант расположения упражнений на гибкость в общеподготовительном этапе, так как развитию гибкости уделяют большое внимание в целях создания благоприятных предпосылок к освоению элементов [16,48, 113].

На специально-подготовительном этапе упражнения располагаются преимущественно в двух частях: подготовительной и основной (или заключительной). На первом году обучения из 90-минутного занятия сумма среднего времени, затраченного на развитие гибкости в частях занятий, составила 605 с (10 мин), из них в подготовительной части в среднем - 136 с (2 мин), в основной - 374 с (6 мин), а в заключительной — 95 с (2 мин). На втором году обучения сумма среднего времени, отведенного на развитие гибкости, составила 736 с (12 мин): в подготовительной части - в среднем 197 с (3 мин), в основной — 367 с (6 мин), в заключительной — 172 с (3 мин). Согласно педагогическим наблюдениям, этот период длится с сентября по февраль, что соответствует учебной программе по художественной гимнастике [16].

Анализ результатов педагогических наблюдений показал, что в соревновательном периоде годичного цикла упражнения на гибкость располагаются в подготовительной и заключительной частях тренировочного занятия групп начальной подготовки (рис.4).

Соревновательный период длится с марта по май, что таюке соответствует учебной программе по художественной гимнастике [16]. Основная часть занятия отводится на обучение гимнастическим элементам, «связкам» из соревновательной программы, а таюке предметной подготовке. Это согласуется с данными исследователей, которые проводили анализ содержания занятий в группах начальной подготовки [17, 133, 142, 148].

Проводя статистический анализ полученных данных, мы выявили, что на первом году обучения из 90-минутного занятия сумма среднего времени, затраченного на развитие гибкости, составила 282 с (5 мин), из них в подготовительной части — в среднем 159 с (3 мин), в заключительной — 123 с (2 мин). На втором году обучения сумма среднего времени, отведенного на развитие гибкости, составила 508 с (8 мин), из них в подготовительной части -в среднем 228 с (4 мин), в заключительной - 280 с (4 мин).

Таким образом, на основании педагогических наблюдений нами выявлено, что в учебно-тренировочных занятиях с юными гимнастками для выполнения упражнений на гибкость тренеры-преподаватели отводят от 5 до 10 минут на первом году обучения и от 8 до 12 минут на втором году обучения. Продолжительность выполнения упражнений и их расположение в структуре учебно-тренировочных занятий зависит от этапов подготовки в годичном цикле.

Для выявления различных вариантов продолжительности выполнения упражнений на гибкость в группах начальной подготовки в процессе педагогических наблюдений мы анализировали три группы первого и три группы второго годов обучения (всего шесть групп). Нами определено время, отведенное на выполнение упражнений для развития гибкости в структуре учебно-тренировочных занятий в каждой наблюдаемой группе первого и второго годов обучения.

Анализ педагогических наблюдений показал, что время, затраченное на выполнение упражнений в подготовительной, основной и заключительной частях учебно-тренировочных занятий, в каждой наблюдаемой группе не одинаково как у гимнасток первого года обучения, так и у гимнасток второго года обучения (табл. 16, 17).

Рассредоточенное применение упражнений для развития гибкости в процессе учебно-тренировочных занятий при обучении элементам структурных групп без предмета на этапе начальной подготовки

На основе анализа научно-методической литературы по теории и практике видов спорта [29, 67, 100, 111, 137, 148, 151, 152, 156, 161] и результатов собственных педагогических исследований нами выделены основные требования, которых необходимо придерживаться при распределении упражнений на гибкость в структуре занятий с начинающими гимнастками этапа начальной подготовки:

1. Упражнения на гибкость должны носить опережающий характер, то есть предшествовать изучению элементов из структурных групп без предмета.

2. Упражнения на подвижность в суставах должны применяться перед беговыми, прыжковыми упражнениями, а также равновесиями и поворотами.

3. Упражнения на гибкость необходимо располагать перед осваиваемыми базовыми и профилирующими элементами структурных групп, обеспечивая структурное сходство с двигательными действиями в стадии реализации прыжков, равновесий, поворотов.

4. Применение упражнений для развития пассивной гибкости необходимо чередовать с выполнением упражнений на силу, что позволяет развивать активную гибкость.

5. Обучение базовым элементам должно проводиться на небольших амплитудах с постепенным их увеличением.

6. Продолжительность выполнения статических и динамических упражнений на гибкость не должна превышать: статических 14-15 секунд, динамических 18-19 секунд.

На основании проведенных педагогических наблюдений нами выявлено, что сумма среднего времени, затраченного на развитие гибкости в структуре учебно-тренировочных занятий, составляет от 5 до 10 минут, в зависимости от этапа подготовки. В соответствии с этим временем нами произведены математические расчеты. Мы определили, что для рассредоточения средств в структуре занятия упражнения для развития гибкости целесообразно выполнять каждые 2-4 минуты: в подготовительной части в среднем это составляет от 2 до 10 выполнений; в основной части от 12 до 25 выполнений; в заключительной части от 2 до 5 выполнений упражнений на гибкость.

На основании литературных данных и собственных педагогических наблюдений за содержанием занятий в группах начальной подготовки нами разработана модель учебно-тренировочного занятия (рис. 8), в котором активно-статические, активно-динамические, пассивно-статические и пассивно-динамические упражнения на гибкость и подвижность в различных суставах применяются в зависимости от выполняемых элементов технической подготовки в процессе этапов последовательного их обучения.

Для рационального распределения упражнений при построении учебно-тренировочных занятий пассивные упражнения на подвижность применялись перед упражнениями, которые выполнялись активно, для укрепления суставов и эффективной реализации мышц в работе. Например: в начале подготовительной части занятия перед выполнением беговых или в основной части занятия перед выполнением прыжковых элементов, где работа в голеностопном суставе активно-динамическая, применялись пассивно-статические или пассивно-динамические упражнения. Так, как при локальных воздействиях на отдельные мышечные группы можно добиться большей мощности их сокращений [14, 38, 111].

Похожие диссертации на Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике