Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дифференцированное использование физических средств восстановления на этапе предсоревновательной подготовки спортсменок старших разрядов в художественной гимнастике Новикова Светлана Валерьевна

Дифференцированное использование физических средств восстановления на этапе предсоревновательной подготовки спортсменок старших разрядов в художественной гимнастике
<
Дифференцированное использование физических средств восстановления на этапе предсоревновательной подготовки спортсменок старших разрядов в художественной гимнастике Дифференцированное использование физических средств восстановления на этапе предсоревновательной подготовки спортсменок старших разрядов в художественной гимнастике Дифференцированное использование физических средств восстановления на этапе предсоревновательной подготовки спортсменок старших разрядов в художественной гимнастике Дифференцированное использование физических средств восстановления на этапе предсоревновательной подготовки спортсменок старших разрядов в художественной гимнастике Дифференцированное использование физических средств восстановления на этапе предсоревновательной подготовки спортсменок старших разрядов в художественной гимнастике Дифференцированное использование физических средств восстановления на этапе предсоревновательной подготовки спортсменок старших разрядов в художественной гимнастике Дифференцированное использование физических средств восстановления на этапе предсоревновательной подготовки спортсменок старших разрядов в художественной гимнастике Дифференцированное использование физических средств восстановления на этапе предсоревновательной подготовки спортсменок старших разрядов в художественной гимнастике Дифференцированное использование физических средств восстановления на этапе предсоревновательной подготовки спортсменок старших разрядов в художественной гимнастике
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Новикова Светлана Валерьевна. Дифференцированное использование физических средств восстановления на этапе предсоревновательной подготовки спортсменок старших разрядов в художественной гимнастике : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 Омск, 2006 193 с. РГБ ОД, 61:06-13/1536

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Состояние проблемы использования физических средств восстановления с учетом особенностей построения тренировочного процесса предсоревновательной подготовки гимнасток 10

1.1. Краткая характеристика тренировочного процесса гимнасток 10

1.2. Система восстановления в спорте 23

1.3. Использование физических средств восстановления: ручного массажа, гидро-, вибро- и термовоздействий 29

1.3.1. Использование ручного массажа 29

1.3.2. Использование гидровоздействий 33

1.3.3. Использование вибровоздействий 35

1.3.4. Использование термовоздействий 38

1.3.5. Использование сочетаний физических средств восстановления в тренировочном процессе по художественной гимнастике 40

Резюме 43

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 45

2.1. Задачи исследования 45

2.2. Методы исследования 45

2.3. Организация исследования 49

Глава 3. Исследование влияния физических средств восстановления на функциональные возможности гимнасток в зависимости от технологии проведния ... 51

3.1. Исследование влияния ручного массажа на функциональные показатели гимнасток в зависимости от технологии проведения 52

3.2. Исследование влияния гидровоздействий на функциональные показатели гимнасток в зависимости от технологии проведения 61

3.3. Исследование влияния вибровоздействий на функциональные показатели гимнасток в зависимости от технологии проведения 70

3.4. Исследование влияния термовоздействий на функциональные показатели гимнасток 79

3.5. Исследование влияния дифференцированного использования физических средств восстановления на изменения показателей индекса напряжения и адаптационного потенциала гимнасток 84

Резюме 93

Глава 4. Методика дифференцированного использования физических средств восстановленияна этапе предсоревновательной подготовки в художественной гимнастике 96

Глава 5. Результаты дифференцированного использования физических средств восстановления в предсоревновательной подготовке гимнасток 106

Заключение 124

Выводы 126

Практические рекомендации 129

Список использованных источников 131

Приложения 156

Введение к работе

Общая тенденция мирового развития художественной гимнастики -это сбалансированность всех сторон тренировки при высоком уровне каждой. По мнению ряда авторов [С.А. Маканцешвили, 1991; Ю.И. Смирнов, 1997; М.А. Говорова, 2001; И.А. Винер, 2003; А.В. Плешкань, 2001; В.Е. Горохова, 2002], высокая трудность соревновательных комбинаций с виртуозным исполнением под музыку, выразительностью, эмоциональностью, артистизмом, экспрессией является показателями уровня мастерства гимнасток.

Рост спортивных результатов обусловлен тенденцией к увеличению количества соревнований, тренировочных занятий, что в свою очередь способствует сокращению восстановительных периодов между ними [D. Tumilty, 1983; О.М. Мирзоев, 2000; В.И. Шапошникова, 2003; В.А. Тай-мыров, 2003]. Исследования в этой области указывают на значительный рост физических и психических нагрузок на организм спортсменок [Т.С. Лисиц-кая и др., 1981; Р.Ш. Гулбани, 1986; В.И. Дубровский, 1991; А.В. Полуструев и др., 2000; Т. Полищук, 2001; В. Иссури и др., 2002].

Кроме этого, правила соревнований (2001, 2005) по художественной гимнастике постоянно видоизменяются, повышаются требования к композиционной сложности, исполнительскому и техническому мастерству гимнасток [Л.Я. Ар-каев, 1987,1989,1994; Л.А. Карпенко 1986,1999,2000; И.А. Винер, 2003].

За последние десятилетия наблюдается тенденция к омоложению участниц соревнований различных уровней [А.В. Плешкань и др., 1988; М.В. Так-так, 1992; И.А. Винер, 2003; М.А. Говорова и др., 2002], что требует от специалистов совершенствования методики подготовки гимнасток с учетом их функциональных возможностей и рационального использования комплекса восстановительных процедур.

Актуальность работы. Интенсификация тренировочного процесса предъявляет повышенные требования к исполнительскому мастерству и артистизму гимнастки, которые вносят различные изменения в состояние психоэмоциональной сферы, сердечно-сосудистой и нервно-мышечной систем,

6 вызывая развитие утомления, состояние перенапряжения, перетренировки, травматизм, хронические заболевания, срыв тренировочных программ [В.И.Дубровский, 1986; Н.А. Щербакова, 1988; Ж.А. Белокопытова, 1991; Н.В. Эсмурзиева, 1993].

Возрастные изменения девушек-гимнасток подросткового периода, по мнению Л.В. Жилинского (1984), Л.А.Карпенко (2003), Н.А.Щербаковой (1988), Д.А. Хозаиновой и И.Ю. Горской (2004), вносят коррективы в планирование тренировочного процесса и влияют на соревновательную деятельность спортсменок.

Художественная гимнастика является видом спорта, где патология опорно-двигательного аппарата достаточно велика [С.А. Кувшинникова, 1991; Л.А. Карпенко, 2000], 50% всех элементов составляют прыжки в сочетании с повышенной гибкостью в суставах. Подобная нагрузка на опорно-двигательный аппарат в результате многолетней тренировочной нагрузки постепенно приводит к изменению позвоночно-дискового сегмента и различных суставов. Примерно 90% гимнасток нуждаются в реабилитационных мероприятиях в связи с изменениями в опорно-двигательном аппарате [Г.А. Макарова 1976, 2002; В.К. Макаренко, 1987; Н.С. Аль-Отум, 1996], что является, по мнению И.В. Шефера (1962), Б.И. Цанова (1976), С.А. Левенец (1980), Р.Ш. Гулбани (1984), В.Е. Лищенко (1997), В.И. Шапошниковой (2003), сдерживающим фактором в подготовке гимнасток к соревнованиям. Для повышения функциональных возможностей, профилактики травматизма, сохранения высокого уровня спортивной формы в художественной гимнастике используется большой спектр восстановительных воздействий, к которым относятся и физические средства восстановления. Однако их применение нередко вызывает незапланированный результат, который характеризуется снижением функционального состояния гимнасток, переутомлением и повышением травматизма.

На наш взгляд, при планировании восстановительных мероприятий в художественной гимнастике немаловажное значение имеет направленность (тонизирующая или релаксирующая) действия каждого конкретного физического средства. Анализ научно-методической литературы свидетельствует о

недостаточном внимании специалистов к данному подходу использования физических средств восстановления в тренировочном процессе гимнасток, который бы обеспечивал своевременный эффект «срочного» или «отставленного» восстановления. Учитывая, что организм гимнасток естественным путем не справляется с восстановлением к последующим нагрузкам, возникает проблема управления восстановительными процессами спортсменок в тренировочном процессе.

Поэтому, актуальным является обоснование и разработка дифференцированного подхода в использовании восстановительных мероприятий (виб-ро-, гидро-, термовоздействий и ручного массажа) с учетом направленности их действия, функционального состояния спортсменок и особенностей построения тренировочного процесса в художественной гимнастике.

Объектом исследования является процесс восстановления функциональных возможностей, физической и технической подготовленности гимнасток старших разрядов на этапе предсоревновательной подготовки.

Предметом исследования является методика дифференцированного применения физических средств восстановления на этапе предсоревновательной подготовки в художественной гимнастике.

Тема диссертации соответствует плану НИОКР Комитета РФ по физической культуре и туризму, направлению 02.07. «Разработка и совершенствование средств, методов и технологий восстановления и повышения работоспособности организма спортсменов».

Цель исследования. Обосновать дифференцированное применение физических средств восстановления у гимнасток старших разрядов на этапе предсоревновательной подготовки, обеспечивая сохранение уровня функционального состояния спортсменок перед соревнованием.

Гипотеза исследования. Выявление влияния различных технологических режимов средств восстановления в течение тренировочного дня на особенности нервно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы, субъективного состояния спортсменок 13-15 лет позволит дифференцированно ис-

пользовать физические средства восстановления для повышения и сохранения функционального состояния, физической и технической подготовленности в предсоревновательной подготовке гимнасток старших разрядов. Научная новизна работы заключается в следующем:

выявлены особенности воздействия методик ручного массажа, гидро-, термо-, вибровоздействий на состояние нервно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы, субъективных ощущений для обеспечения «срочного» или «отставленного» восстановления гимнасток 13-15 лет;

определены временные параметры применения восстановительных мероприятий (ручного массажа, гидро-, термо-, вибровоздействий) для гимнасток старших разрядов;

обосновано распределение средств восстановления в зависимости от направленности их действия (тонизирующей или релаксирующей) и особенностей построения предсоревновательного этапа подготовки в художественной гимнастике;

установлены изменения в показателях индекса напряжения у гимнасток 13-15 лет обеспечивающие обоснованность усиления и ослабления тонизирующего или релаксирующего влияния физических средств восстановления;

установлена эффективность дифференцированного подхода использования физических средств восстановления по показателям нервно-мышечного аппарата, физической и технической подготовленности на этапе предсоревновательной подготовки гимнасток старших разрядов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученный материал существенно дополняет представления о тактике и методике применения восстановительных мероприятий в тренировочном процессе. Представлено теоретическое и экспериментальное обоснование дифференцированного подхода к использованию физических средств восстановления (вибро-, термо-, гидровоздействий и ручного массажа) с учетом направленности их действия на функциональные возможности гимнасток в период подготовки к соревнованиям.

Практическая значимость. Разработаны технологические режимы применения вибро-, термо-, гидровоздействий и ручного массажа, руководствуясь которыми можно целенаправленно воздействовать на формирование процессов «срочного» или «отставленного» восстановления гимнасток в период интенсивных тренировок. Предложен дифференцированный подход к использованию физических средств восстановления, позволяющий своевременно чередовать восстановительные мероприятия различной направленности, сохраняя и повышая функциональные возможности, физическую и техническую подготовку гимнасток на этапе предсоревновательной подготовки. Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Физические средства восстановления, выполненные в соответствующих технологических режимах, вызывают различные изменения в состоянии нервно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы, субъективных ощущений гимнасток 13-15 лет, которые обеспечивают «срочное» или «отставленное» восстановление спортсменок.

  2. Планирования физических средств восстановления на этапе предсоревновательной подготовки гимнасток 13-15 лет зависит от дифференцированного их использования с учетом направленности действия (тонизирующей и релаксирующей), соответствующей дозировки (по характеру изменений индекса напряжения) и распределения физических нагрузок в режиме тренировочного дня этапа предсоревновательной подготовки в художественной гимнастике.

  3. Дифференцированное использование физических средств восстановления позволяет управлять восстановительными процессами гимнасток старших разрядов, повышая качество подготовки к соревнованиям, сохраняя высокий уровень функциональных возможностей нервно-мышечного аппарата, физической и технической подготовленности спортсменок.

Краткая характеристика тренировочного процесса гимнасток

Художественная гимнастика - ациклический, сложно координированный вид спорта, для успешного выступления в котором необходима целостность и динамичность в выполнении упражнений под музыкальное сопровождение [Т.С. Лисицкая и др., 1981; Е.А. Крапивина, 1988; М.А. Говорова и др., 2001; А.В. Плешкань, 2001; В.Е. Горохова, 2002]. Упражнения художественной гимнастики представляют композиционный комплекс. Для него характерны большой темп исполнения композиции, новизна и оригинальность. Резко возросшее мастерство гимнасток и минимальные различия между ними создали необходимость учета индивидуальной манеры исполнения, стилевые различия и личное обаяние спортсменок [И.А. Винер, 2003; Л.А. Карпенко, 1986,2002].

Особенностью вида спорта, по мнению Э.П. Аверкович (1980), является взаимозависимость рационального и эстетического аспекта движений. Дополнительно выделяют специфические особенности [А.В. Плешкань, 1968, 2001; Т.С. Лисицкая и др, 1981; Л.А. Карпенко, 2002; И.А. Винер, 2003]: - композиционное перемещение по площадке с использованием различных предметов (обруч, мяч, булавы, скакалка, лента) и элементов танца, пластики, ритмически согласованных с музыкой; - гармонию между трудностью и качеством исполнения упражнений; - омоложение возраста начала занятий [Л.Я. Аркаев и др., 1989; М.А. Гово рова и др., 2001; А.В. Плешкань, 2001]; - субъективную оценку судей, которая определяет уровень мастерства и спор тивных достижений в художественной гимнастике [В.К. Макаренко, 1987].

Соревнования в художественной гимнастике проводятся по индивидуальной и групповой программе. Программа гимнасток в индивидуальных упражнениях состоит из 4-х комбинации с 4-мя или 5-ю предметами, которые меняются каждые 2 года (2005-06 г. скакалка, обруч, булавы, лента; 2007-08 г. скакалка, обруч, мяч, лента). Сложность программы определяет количество выполненных элементов (для КМС - 8 элементов, для МС - 12). Подбор элементов регламентируется правилами соревнований: мяч - 6 элементов на гибкость, булавы - 6 элементов на баланс (равновесие), скакалка - 6 прыжковых элементов, лента - 6 поворотов, обруч - 3 элемента из 3 групп (гибкость, равновесие, прыжки) или 4 элемента из 4 групп (гибкость, равновесие, прыжки, повороты). Программа в групповых упражнениях состоит из 2-х упражнений: первое - с одним типом предметов, второе - с разными типами предметов [Правила соревнований, 2005].

Первенство сохраняется за гимнастками, которые сочетают мастерство владения предметом и разноструктурную сложность с виртуозным исполнением и выразительностью, эмоциональностью, артистизмом, экспрессией на момент выполнения соревновательной композиции - это основное требование к композиции в данном виде спорта [Л.А. Карпенко, 2003; И.А. Винер, 2003; М.А. Говорова и др., 2002; А.В. Плешкань, 2001; В.Е. Горохова, 2002]. Большое внимание уделяют эстетическим показателям мастерства гимнасток (соподчинение элементов, целостность, динамичность, ритмическая структура, художественное оформление композиции) [Ю.И. Смирнов, 1997].

Спортивное мастерство в олимпийских видах гимнастики развивается и оценивается по трем направлениям: содержание соревновательных программ, композиция соревновательных упражнений, исполнение соревновательных композиций [М.Г. Новик, 1980; Л.А. Карпенко, 2002,2003].

Для данного вида спорта свойственно комплексное проявление физических усилий и высокое нервно-эмоциональное напряжение (стабильность и вариативность сложных элементов, тактика владения предметами, концентрация внимания на фоне эмоционального возбуждения, острота зрительного, слухового, двигательного и вестибулярного анализаторов), регламентированное правилами соревнования [А.В. Ивойлов, 1971; Т.С. Лисицкая и др., 1981; О.А. Иванова, 1982; А.В. Алексеев, 1985; О.В. Жбанков и др., 2003]. Повышение требований к психоэмоциональной устойчивости, решительности и смелости вызвано координационной сложностью в выполнении трудных для гимнастки элементов [А.В. Плешкань и др., 1968]. На сегодняшний день существует примерная оценочная шкала, позволяющая распределить специализированные упражнения гимнасток по степени их воздействия на психическую напряженность деятельности [А.В. Плешкань и др., 1968].

Соревновательная деятельность гимнасток протекает стремительно и раскрывает предельные возможности гимнасток [Л.П. Воскресенская, 1973; Н.И. Царькова, 1980; Т.С. Лисицкая, 1981]. В связи с этим возрастает значимость совершенствования всей системы подготовки гимнасток.

Исходным звеном тренировочного процесса является отдельное тренировочное занятие [Л.П. Матвеев, 1977; D. Watts, 1986; J. Satori and all, 1988]. В художественной гимнастике его отличает использование от 2-х до 4-х видов многоборья, 1-3 тренировочных занятия в день, содержание тренировочной нагрузки [А.В. Плешкань и др., 1988; Ж.А. Белокопытова, 1982; Л.А. Карпенко, 1989, 2002, И.А. Винер, 2003; Л.Я. Аркаев и др., 1989]. Выделяют большой, средний, малый, ударный, оптимальный или умеренный объем тренировочной нагрузки [Е.А. Земсков, 1967; М.Г. Новик, 1980; Т.С. Лисицкая, 1981; Ж.А. Белокопытова, 1982; Ж.А. Фирилева, 1981]. Интенсивность нагрузки разделяют на высокую, среднюю (оптимальную) и низкую [Е.А. Земсков, 1967; А.Ф. Караваев, 1991]. Л.Я. Аркаев и Н.Г. Сучилин (1987) указывают на трудность в определении объема и интенсивности тренировочной работы в сложнокоординационных видах спорта, к которым относится художественная гимнастика. Она заключается в специфике гимнастических движений - перемещение в пространстве и во времени частей и всего тела гимнасток с различными предметами, дискретный характер работы, вариативность интервалов отдыха и т.п.

Использование сочетаний физических средств восстановления в тренировочном процессе по художественной гимнастике

Развитие признаков утомления под действием тренировочной нагрузки было отмечено в ряде исследований [Л.Н. Лапина, 1975; Н.И. Царькова, 1980; Н.Д. Железняк, 2002], что позволило не только вьювить, но и конкретизировать время и степень развивающегося утомления у спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике [В.Ф. Пешков, 2001]. Система профилактико-восстановительных мероприятий носит комплексный характер и включает: психолого-педагогическое, медико-биологическое воздействие [О.М. Мирзоев, 2000]; педагогические, психолого-гигиенические, физиотерапевтические средства восстановления [А.В. Плешкань и др., 1988; Ж.А. Белокопытова и др., 1991].

К физиотерапевтическим средствам восстановления гимнасток относят [А.В. Плешкань и др., 1988; Ж.А. Белокопытова и др., 1991]: различные виды душей и ванн, бани (суховоздушная), массаж (ручной, вибрационный, точечный, сегментарный, с гидропроцедурами), спортивные растирки, аэрониза-ция (кислородотерапия, баротерапия), электросветотерапию [В .И. Дубровский 1981; Методические рекомендации, 1982; А.А. Бахарева, 1998; О.М. Мирзоев, 2000]. Широко используют климатические средства восстановления [Методические рекомендации, 1982; Ж.А. Белокопытова и др., 1991].

Учитывая особенности данного вида спорта в тренировочном процессе активно используют психорегулирующие средства восстановления: переключение внимания на выполняемые элементы, расслабление и раскрепощение двигательного аппарата, идеомоторные упражнения, самоприказы, формы психорегулирующей тренировки успокаивающей или мобилизующей направленности [А.В. Плешкань, 1988]. Возрос интерес к применению фармакологических средств восстановления: витанинные препараты, адаптогены, спортивные напитки [А.В. Плешкань, В.М. Баотман, Т.Г. Вавич, 1988]. К физическим факторам восстановления прибегают при физических и «стрессовых» нагрузках с целью устранения психического напряжения и утомления.

В данном виде спорта комплексы восстановительных мероприятий применяются после тренировочных занятий или соревнований, в промежутках между выступлениями, в периоды интенсивных тренировок или после тренировочного цикла. Большое значение имеет их последовательность и дозировка.

А.А. Бахарева (1998) в комплекс восстановительных мероприятий студенток-гимнасток включает массаж (общий, частный, комбинированный, вибрационный), вибростимуляцию, местное тепло, гидропроцедуры (душ), натуральный пищевой биокорректор.

В качестве средств срочного восстановления в художественной гимнастике применяются комплексы дыхательных упражнений [СВ. Вишнякова, 1998] и упражнений на расслабление [В.К. Макаренко, 1987] между видами многоборья.

При планировании восстановительных мероприятий Н.Д. Железняк (2002) выделяет процедуры локального (местный массаж, электростимуляцию после первого тренировочного занятия) и общего воздействия (ванны, гидромассаж, общий массаж, сауна после второй тренировки). В целях предотвращения привыкания рекомендуют их сочетание постоянно менять.

Многие авторы [Н.А. Щербакова, 1988; Ж.А. Белокопытова и др., 1991; А.А. Бахарева, 1998] отмечают эффективность массажа (ручной, вибрационный, точечный, сегментарный, в сочетании с гидропроцедурами) в тренировочном процессе гимнасток. А.А. Бахарева (1998) рекомендует общий ручной массаж после первой тренировки (2 раза в неделю через день), частный ручной массаж после второй тренировки (3 раза в неделю через день), общий вибрационный массаж и вибростимуляцию после второй тренировки (1 сеанс 1 раз в неделю), комбинированный массаж после второй тренировки (2 раза в неделю через день), теплый душ преимущественно после второй тренировки (5 дней подряд) и горячий душ (1 раз в неделю).

Особое внимание заслуживают реабилитационно-профилактические мероприятия для опорно-двигательного аппарата и нервной системы гимнасток [Л.А. Карпенко, 2003], к которым следует отнести: массаж с растиркой, корригирующая гимнастика в положениях сидя и лежа, водные процедуры (душ, плавание в бассейне, море), витаминизация, пассивных отдых, отвлекающие мероприятия. В художественной гимнастике утвердилось следующее планирование восстановительных мероприятий в режиме тренировочного дня [А.В. Плешкань и др., 1988; Л.А. Карпенко, 2003]: - до тренировки - прием комплекса витаминов, самомассаж и психологический настрой; - в период тренировки - адекватность интервалов отдыха, упражнения на расслабление, спортивные напитки, идеомоторная тренировка; - после тренировки - водные процедуры (теплый, контрастный или вибрационный душ), легкий успокаивающий массаж, самомассаж, растирание болезненных участков; - пассивный отдых (дневной сон 1-1,5 часа и ночной сон 7-9 часов). Ряд авторов [Н.А. Щербакова, 1988; Ж.А. Белокопытова и др., 1991] дополнительно предлагают теплый душ, общий массаж и аэронизацию после 1-й тренировки (днем). После 2-й тренировки (вечером) - успокаивающий душ или ванна, успокаивающий массаж, психорегулирующая тренировка 1 раз [Ж.А. Белокопытова и др., 1991] и 2 раза [А.В. Плешкань, 1988] в неделю за 5 дней до соревнований - баня (паровая или сауна), свободное плавание в бассейне или в море.

Исследование влияния ручного массажа на функциональные показатели гимнасток в зависимости от технологии проведения

В научно-методической литературе встречается большое многообразие методик проведения сеансов ручного восстановительного массажа [А.А.Буровых 1979, 1985; В.Ф. Талышев, 1979, 1981; А.А. Бирюков, 1988; В.Ф. Пешков 1990, 1997]. Однако мы не встретили методик ручного массажа направленного воздействия на организм гимнасток, способствующие «срочному» или «отставленному» эффекту восстановления.

В связи с этим целью исследования явилась разработка методик ручного массажа для гимнасток. В исследованиях приняли участие 30 действующих гимнасток в возрасте 13-15 лет с квалификацией 1 разряд - МС. Стаж занятий избранным видом спорта составлял 5-7 лет. Исследования заключались в определении влияния ручного восстановительного массажа, выполненного с различной технологией; ручной массаж, с акцентом на мышечные группы (вариант 1), с акцентом на соединительнотканные структуры (вариант 2), на функциональные возможности гимнасток.

Методика ручного массажа была разработана на основе исследований А.В. Полуструева (1985), С.Н. Якименко (1995) и состояла из вводной части (или подготовительной), основной и заключительной (рис. 1, 2). В сеансе ручного массажа по 1 варианту использовались массажные приемы (рис. 1): - растирание от 1 до 1,5 мин. на мышцах и соединительнотканных структурах, - разминание от 2 до 3 мин. только на мышцах в сочетании с поглаживанием, выжиманием, вибрацией от 1,5 до 2 мин. на рабочем сегменте.

Особое внимание уделялось суставам нижних конечностей, правой или левой (рабочей) руки и мышцам спины, расположенным на стороне рабочей руки при работе гимнастки с одним предметом (обруч, мяч, лента).

Рабочие сегменты и последовательность их обработки: область спины, область шеи, область груди, суставной аппарат и мышцы правой руки, суставной аппарат и мышцы левой руки, область таза, суставной аппарат и мышцы правой ноги, суставной аппарат и мышцы левой ноги.Перед началом тренировочного занятия в обеих группах исследовались показатели: сердечно-сосудистой системы, нервно-мышечного аппарата, субъективных ощущений по методике САН. Полученные исходные (фоновые) результаты показали, что по исследуемым показателям гимнастки обеих групп не имели достоверно значимых различий. Это указывает на однородность сравниваемых групп и возможность последующего анализа результатов.

После тренировочного занятия в обеих группах отмечалось снижение функциональных возможностей по всем исследуемым показателям. Произошло увеличение показателей ЧСС и АД, которые достигли достоверно значимых различий (Р 0,05), но тем не менее не вышли за пределы физиологической нормы (Прил. 3). При исследовании нервно-мышечного аппарата наблюдалось достоверное (Р 0,05) снижение показателей долориметрии и миотонометрии (в основном за счет уменьшения тонуса мышц при максимальном напряжении). Эта тенденция наблюдалась в трех точках измерения: передняя поверхность бедра, длинная мышца спины, лучевой сгибатель кисти (Прил. 4, рис. 3).

Снизились показатели тензодинамометрии, в частности максимальное усилие, работа, мощность и скорость, которые достигли достоверно значимых различий по сравнению с исходными данными (Прил. 5, рис. 4). Аналогичные изменения произошли и в показателях эргометрии (Прил. 6, Рис. 5). Помимо этого, наблюдалось снижение показателя эргометрии - максимальной скорости и увеличение времени нарастания максимального усилия (Р 0,05) в показателях тензодинамометрии, которое не выявило достоверно значимых различий. Наблюдалось уменьшение показателей субъективных ощущений по методике САН (Р 0,05): самочувствия, активности и настроения, которое не выявило достоверно значимых различий по сравнению с исходными данными (Прил. 7). Таким образом, результаты, полученные после тренировочной нагрузки, свидетельствуют о том, что тренировочное занятие вызвало утомление у спортсменок обеих экспериментальных групп.

После проведения сеанса ручного массажа, выполненного по различным технологиям (вариант 1 и вариант 2), во многих исследуемых показателях произошли разнонаправленные изменения в организме гимнасток обеих групп. В 1-ой экспериментальной группе после проведения ручного массажа по варианту 1 было отмечено увеличение функциональных возможностей гимнасток. Это выражалось в достоверном увеличении показателей нервно-мышечного аппарата - долориметрии (Р 0,05): лучевого сгибателя кисти и передней поверхности бедра, которые достигли достоверно значимых различий по сравнению с данными после тренировки. Значительно снизились показатели миото-нометрии (Р 0,05): контракции передней поверхности бедра и длинных мышц спины, в основном за счет увеличения тонуса мышц при максимальном напряжении по сравнению с данными после тренировки (см. Прил. 4, рис. 3). Увеличились показатели тензодинамометрии (Р 0,05): мощности, работы и максимального усилия по сравнению с показателями после тренировки, которые достигли достоверно значимых различий (см. Прил. 5, рис. 4). Аналогичные изменения наблюдались в показателях эргометрии (см. Прил. 6, рис. 5), также значительно увеличились показатели максимальной скорости (Р 0,05). По результатам наших исследований наблюдалось сохранение показателей ЧСС и АД (см. Прил. 3), не выходя за приделы физиологической нормы по сравнению с послетренировочной нагрузкой (Р 0,05). При исследовании субъективных ощущений произошло увеличение по всем показателям (Р 0,05), которые достигли достоверно значимых различий по сравнению с данными после тренировки (см. Прил. 7). Полученные результаты после применения ручного массажа (вариант 1) свидетельствовали о повышении функциональных возможностей, увеличении уровня проявления скоростно-силовых качеств. Это указывает на то, что данный технологический режим обладает тонизирующей направленностью и обеспечивает «срочное» восстановление спортсменок.

Исследование влияния вибровоздействий на функциональные показатели гимнасток в зависимости от технологии проведения

Аналогичные изменения наблюдались и в изменении результатов эрго-метрии, в том числе - в значении (Р 0,05) максимальной скорости (Прил. 15, рис. 11). Наблюдалось увеличение результатов ЧСС и АД по сравнению с исходными данными (Прил. 16), достигшее достоверно значимых различий (Р 0,05) не выходя за пределы физиологической нормы. Исследование субъективных ощущений (по методике САН) показало (Прил. 17), что после тренировки отмечалось значительное снижение всех трех показателей (Р 0,05). Таким образом, полученные после тренировочного занятия результаты свидетельствуют о том, что тренировка вызвала у спортсменок утомление.

В результате использования вибровоздействий у гимнасток первой экспериментальной группы отмечалось улучшение функционального состояния по всем исследуемым показателям нервно-мышечного аппарата. Это выражалось, прежде всего, в достоверном увеличении значений долориметрии мышц спины, предплечья (Р 0,05) относительно результатов после тренировки и мышц спины - не достигшем достоверно значимых различий. Отмечалось достоверное увеличение показателей миотонометрии (Р 0,05) относительно результатов после тренировки как за счет снижения твердости расслабленных мышц, так и за счет увеличения твердости напряженных мышц (см. Прил. 13, рис. 9). Увеличились показатели тензодинамометрии (Р 0,05) относительно данных после тренировки (см. Прил. 14, рис. 10): мощности, работы, максимального усилия. Аналогичная тенденция наблюдалась и в показателях и эргометрии - максимальная скорость (Р 0,05) в сравнении с данными после тренировки (см. Прил. 15, рис. 11). Снизились показатели ЧСС, АД и достигли достоверных различий относительно результатов после тренировки (Р 0,05; см. Прил. 16). При исследовании субъективных ощущений выявлено достоверное (Р 0,05) увеличение по всем показателям в сравнении с данными после тренировки (см. Прил. 17). Данные изменения функционального состояния гимнасток указывают на повышение функционального состояния и увеличение уровня проявления скоростно-силовых способностей спортсменок.

Перед следующим тренировочным занятием у гимнасток первой экспериментальной группы отмечалось повышение функционального состояния по всем исследуемым показателям нервно-мышечного аппарата. Это выражалось, прежде всего, в повышении значений долориметрии (Р 0,05): мышц спины и бедра, снижении показателей мышц предплечья, которые не выявили достоверно значимых различий (см. Прил. 13). Отмечалось достоверное увеличение показателей миотонометрии (см. Прил. 13, рис. 9): мышц предплечья (Р 0,05) по отношению к данным после вибровоздействий, мышц спины (Р 0,05) — в сравнении с исходным уровнем и мышц бедра (Р 0,05) - в обоих случаях как за счет уменьшения твердости расслабленных мышц, так и за счет увеличения твердости напряженных мышц. Увеличились показатели тензодинамометрии (см. Прил. 14, рис. 10) наблюдалось в значениях мощности (Р 0,05) и максимального усилия (Р 0,05), которые не выявили достоверно значимых различий и лишь в значении работы (Р 0,05) были достоверно значимые различия относительно исходного уровня. Аналогичная тенденция наблюдалась и в показателях эргометрии (см. Прил. 15, рис. 11), достоверно значимые отличия (Р 0,05) были в результатах мощности и работы по сравнению с исходным уровнем.

Увеличились показатели ЧСС и не выявили достоверно значимых различий (см. Прил. 16). Результаты АД изменились лишь в сравнении с исходным уровнем, достигли достоверно значимых различий (Р 0,05; см. Прил. 16). При исследовании субъективных ощущений выявлено достоверное (Р 0,05; см. Прил. 17) увеличение показателя активности по сравнению с исходными данными и после проведения вибровоздействий. Данные изменения функционального состояния гимнасток указывают на тонизирующую направленность выбранного технологического режима вибровоздействий, что свидетельствует о мобилизации резервов организма, обеспечивающей «срочное» восстановление спортсменок. Тонизирующая направленность позволила повысить функциональные возможности гимнасток не только сразу после их применения, но и обеспечила готовность организма спортсменок к последующей нагрузке в режиме дня.

С целью уточнения влияния вибровоздействий после второй тренировки нами была проведена вторая серия исследований. Полученные результаты исследований во второй экспериментальной группе, после проведения тренировочного занятия указывали на снижение уровня проявления скоростно-силовых и функциональных возможностей гимнасток по всем исследуемым показателям, что свидетельствовало об утомлении спортсменок.

После проведения сеанса вибровоздействий во второй экспериментальной группе отмечалось улучшение функциональных возможностей гимнасток по всем исследуемым показателям. Это выражалось, прежде всего, в повышении значений долориметрии, при этом достоверно значимые различия были отмечены в показателях мышц бедра (Р 0,05) относительно данных после тренировки (Прил. 18). Произошло значительное увеличение показателей миотоно-метрии (Р 0,05) как за счет снижения твердости расслабленных мышц, так и за счет увеличения твердости напряженных мышц (Прил. 18, рис. 12). Увеличились показатели тензодинамометрии (Прил. 19, рис. 13): мощности, работы, максимального усилия, достигшие достоверно значимых различий (Р 0,05) в сравнении с данными после тренировки. Аналогичная тенденция отмечалась и в показателях эргометрии - максимальная скорость (Р 0,05) относительно результатов после тренировки (Прил. 20, рис. 14). Достоверно снизились показатели ЧСС (Р 0,05) относительно данных после тренировки и АД (Р 0,05) в сравнении с исходным уровнем (Прил. 21).

Похожие диссертации на Дифференцированное использование физических средств восстановления на этапе предсоревновательной подготовки спортсменок старших разрядов в художественной гимнастике