Содержание к диссертации
Введение
Требования, предъявляемые художественной гимнастикой к физической подготовленности 13
1.1.1 Элементы художественной гимнастики требующие проявления гибкости 21
1.1.2 Средства, методы и сенситивные периоды развития гибкости 24
Скоростно-силовые качества и их проявления в художественной гимнастике 30
1.2.1 Элементы художественной гимнастики требующие проявления скоростно-силовых качеств 31
1.2.2 Средства, методы и сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств 32
Сочетание гибкости и скоростно-силовых качеств в художественной гимнастике 37
1.3.1 Элементы художественной гимнастики требующие сочетания проявлений гибкости и скоростно-силовых качеств 40
1.3.2 Сочетание развития скоростно-силовых качеств, гибкости и двигательного навыка Сопряженное развитие гибкости, скоростно-силовых качеств и соотношение их сенситивных периодов - 45
Методы и организация исследований 50
Методы исследований 50
Организация исследований 57
Программа экспериментальной тренировки 58
Использование внешних отягощений для сопряженного развития гибкости и скоростно-силовых качеств юных гимнасток 67
3.1 Характеристика спортсменок участвовавших в педагогическом эксперименте
3.2 Влияние использования внешних отягощений на характеристики прыгучести юных гимнасток 68
3.3 Изменения показателей гибкости в тазобедренном суставе у юных гимнасток в результате экспериментальной и традиционной тренировки
3.4 Сравнительный анализ характеристик гибкости в тазобедренном суставе юных гимнасток экспериментальной и контрольной групп после завершения педагогического эксперимента
3.5 Изменения показателей прыгучести у юных гимнасток в результате экспериментальной и традиционной тренировки 82
3.6 Сравнительный анализ характеристик прыгучести юных гимнасток экспериментальной и контрольной групп после завершения педагогического эксперимента 89
3.7 Изменения в выполнении прыжка «Шагом в кольцо» у юных гимнасток в результате экспериментальной и традиционной тренировки 94
3.8 Преимущества экспериментальной тренировки с элементами сопряженного развития скоростно-силовых качеств и гибкости перед традиционной 95
ГЛАВА 4 Методика сопряженного развития гибкости и скоростно-силовых качеств в художественной гимнастике 99
4.1 Использование внешних отягощений для развития скоростно-силовых качеств гимнасток 99
4.2 Влияние использования разработанных комплексов упражнений на показатели гибкости в тазобедренном суставе у юных гимнасток 106
4.3 Влияние использования разработанных комплексов упражнений на показатели прыгучести у юных гимнасток 113
4.4 Сопряженное воздействие разработанной методики тренировки на гибкость и скоростно-силовые качества гимнасток 119
Выводы 130
Практические рекомендации 133
Список литературы 13 8
Приложения 153
- Элементы художественной гимнастики требующие проявления гибкости
- Элементы художественной гимнастики требующие проявления скоростно-силовых качеств
- Характеристика спортсменок участвовавших в педагогическом эксперименте
- Использование внешних отягощений для развития скоростно-силовых качеств гимнасток
Введение к работе
Художественная гимнастика принадлежит к группе сложно-координированных видов спорта. Особенностью мастерства в ней является овладение сложной и тонкой координацией движений, умение передавать не только общий характер движения, но и его детали (Ю.Н. Шишкарева, Л.П.Орлов; 1954, И.А. Винер, 2003).
Еще по меньшей мере два десятилетия тому назад подготовка спортсменок в художественной гимнастике преимущественно ассоциировалась с проявлениями таких двигательных способностей как гибкость, координация, а также пластичностью и артистизмом (Л.А.Карпенко, 2000).
Однако поправки и изменения в правилах соревнований по художественной гимнастике, принимаемые периодически Международной Гимнастической ассоциацией и существенно влияющие на систему оценивания выполняемых гимнастками соревновательных программ, стали постепенно уводить художественную гимнастику от чистой женственности и пластики в сторону атлетизма и специальной выносливости.
К примеру, создаваемая для гимнастки программа должна состоять из рекомендованных элементов и наиболее оптимально соответствовать существующим правилам соревнований по художественной гимнастике с точки зрения гарантии получения возможно более высокой оценки.
Одновременно способность гимнастки выполнить вышеуказанную программу в числе прочих факторов, зависит от уровня и структуры ее физической подготовленности, и с ростом атлетичности художественной гимнастики, роль последней существенно возрастает.
Замыкает логическую последовательность тот факт, что структура и объем этой физической подготовки диктуется характером элементов программы, необходимых к выполнению по правилам соревнований для получения возможно более высокой оценки.
Среди качеств, играющих ведущую роль в художественной гимнастике, выделяют: гибкость в тазобедренных суставах, прыгучесть, гибкость позвоночного столба (И. Банков, 1977); активную гибкость, прыгучесть, скоростно-силовые качества (С.А. Кувшинникова 1983); пассивную гибкость, специальную выносливость, активную гибкость, ловкость и быстроту (И.В. Цепелевич, 2007).
Специфика вида спорта требует развития и совершенствования тонкой координации движений, чувства ритма, музыкальности, артистичности.
В физической подготовленности гимнасток роль таких двигательных качеств как сила, быстрота, скоростно-силовые качества, выносливость зачастую оценивалась как вспомогательная, укрепляющая, а иногда и как отрицательно влияющая на технику движений и особенно на экстерьер гимнастки.
Необходимо отметить, однако, что упражнения в современной художественной гимнастике представляют собой сложнейшие композиции разнохарактерных движений: переворотов, равновесий, наклонов, волн, танцевальных шагов, поворотов, вращений. Среди них различные виды прыжков составляют до 30% (Ф.Р. Сибгатулина, 2004).
Развитие и совершенствование скоростно-силовых качеств и гибкости подчинено определенным закономерностям. В художественной гимнастике, являющейся одним из самых «молодых» видов спорта по возрасту начала занятий, эти закономерности имеют свою специфику и требуют пристального внимания по двум основным причинам.
Первая причина заключается в том, что в ряде работ теоретики и практики спорта констатировали наличие отрицательного взаимовлияния между силовыми качествами и гибкостью (Е.Д. Гевлич, 1966; Ю.П. Кобяков, 1976; HolcombW., 2000).
Другие авторы, однако, не поддерживают эту точку зрения (Wilmore J. et. al., 1978; Hebbelinck M., 1988). Зачастую противоречивые выводы приводятся в других работах относительно взаимовлияния быстроты и гибкости (Л.Л. Франциско, 1998; Е.К. Савенкова, 2005), особенно если в процессе развития быстроты имеет место элемент силовой тренировки (Ш.Н. Джанян, 1980).
Вторая причина состоит в том, что скоростные/скоростно-силовые качества и гибкость имеют перекрывающиеся сенситивные периоды, (возрастные периоды, в которых происходит наиболее эффективное развитие, максимальные годовые приросты данного качества) (А.А. Гужаловский, 1980). Это отчетливо видно в возрасте, соответствующем этапу базовой подготовки в художественной гимнастике.
Сочетание этих причин обусловливает актуальность проблемы, которая состоит в существовании достаточно сложной ситуации когда представляется неэффективным развивать два, а то и три частично противодействующих качества последовательно, одно за другим (так как существует риск упустить сенситивный период развития одного из них). Суть проблемы заключается в том, что развивать эти качества совместно или сопряженно не позволяет существующая методическая база подготовки в художественной гимнастике.
В связи с необходимостью поиска путей ее решения была выдвинута гипотеза, основанная на предположении, что сопряженное развитие скоростно-силовых качеств и гибкости, когда упражнения носят скоростно-силовой характер и при этом требуют максимального или околомаксимального проявления гибкости, представляется наиболее предпочтительным с точки зрения требований соревновательной деятельности. Такой подход в методике тренировки должен положительно сказаться не только на развитии указанных двигательных качеств, но и привести к совершенствованию соревновательных элементов, требующих их совместного проявления.
Цель исследований
Целью исследований являлась разработка методики сопряженного развития гибкости и скоростно-силовых качеств на этапе базовой подготовки в художественной гимнастике.
Задачи исследований
Для осуществления поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Изучить состояние проблемы, касающейся роли гибкости и скоростно-силовых качеств, средств, методов и особенностей их развития в сенситивные периоды в художественной гимнастике.
Разработать методику сопряженного развития гибкости и скоростно-силовых качеств в подготовке юных гимнасток на этапе базовой подготовки.
Определить характер и степень воздействия внешних отягощений на развитие скоростно-силовых качеств юных гимнасток.
Определить педагогическую эффективность использования методики сопряженного развития гибкости и скоростно-силовых качеств в учебно-тренировочном процессе юных гимнасток.
Объект исследования - физическая подготовка спортсменок на этапе базовой подготовки в художественной гимнастике.
Предмет исследования - сопряженное развитие гибкости и скоростно-силовых качеств на этапе базовой подготовки в художественной гимнастике.
Теоретическую основу исследования составляют научно-практические разработки в следующтх направлениях: теория и методика физической культуры (П.Ф. Лесгафт, Л.П. Матвеев, Ю.Ф. Курамшин, Ж.К. Холодов, А.А. Горелов, Г.Н. Пономарев); теория и методика спортивной тренировки (Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, Ю.В. Верхошанский, Н.Г. Озолин, В.П. Филин); теория и методика спортивной тренировки в художественной гимнастике (Ж.Е. Фирилева, Л.А.Карпенко, И.А. Винер); научные исследования по проблемам развития и совершенствования двигательных качеств (В. М. Зациорский, В.М. Дьячков, Г.А. Ашмарин, P.M. Кадыров); научные исследования по динамике сенситивных периодов развития и совершенствования двигательных качеств (А.А. Гужаловский, Ж.К. Холодов, Б.В. Сермеев)
Научная новизна выполнений работы заключается в том, что в ней охарактеризованы современные педагогические предпосылки исследования проблемы средств и методов развития двигательных качеств в сенситивные периоды в художественной гимнастике; достаточно полно и доказательно представлена новая методика подготовки спортсменок в художественной гимнастике, основанная на сопряженном развитии скоростно-силовых качеств и гибкости, в основу которой заложены комплексы упражнений с использованием отягощений в виде грузов и упругих предметов.
Теоретическая значимость выполненного исследования состоит в том, что оно дополняет педагогическую науку знаниями: о возможности сопряженного развития скоростно-силовых качеств и гибкости в подготовке юных гимнасток на этапе базовой подготовки. Этот результат исследования значим и для подготовки спортсменов на этапе базовой подготовки в других видах спорта поскольку вносит вклад в теорию сопряженного развития двигательных качеств; о роли гибкости и скоростно-силовых качеств, средствах, методах и особенностях их развития в сенситивные периоды в художественной гимнастике; об условиях реализации методики сопряженного развития гибкости и скоростно-силовых качеств в учебно-тренировочном процессе юных гимнасток; о влиянии упражнений с использованием отягощений в виде грузов и упругих предметов на результативное развитие скоростно-силовых качеств и гибкости юных гимнасток. В работе впервые в цифровом выражении описано влияние использования внешних отягощений на характеристики прыгучести гимнасток.
Практическая значимость исследования заключается в: определении возможных путей сопряженного развития двигательных качеств; реалистичности и доступности предложенной методики опытно-экспериментальной работы, прошедшей апробацию и отраженную в публикациях; диагностических методов и приемов, применяемых исследователем; мотивированности опытно-экспериментальной работы автора по апробации и практической реализации основных теоретических положений исследования. Экспериментальная часть исследования обеспечила значимость основных выводов и результатов работы. С этой точки зрения диссертация имеет широкий диапазон применения; программа исследования, описание методики сопряженного развития гибкости и скоростно-силовых качеств в учебно-тренировочном процессе юных гимнасток, методический материал, содержащийся в диссертации, могут быть полезны для тренеров, студентов, аспирантов, преподавателей факультетов и вузов физической культуры.
Достоверность и обоснованность основных результатов исследования подтверждается тщательностью анализа и обобщения сведений специальной литературы, решением исследовательских задач, обусловленных требованиями практики, комплексным характером методики исследования, адекватной его цели и задачам, положительными результатами экспериментальной работы и внедрением основных положений защищаемой работы в учебно-тренировочный процесс по художественной гимнастике, использованием методов математической статистики и статистической значимостью экспериментальных данных.
Методы исследований
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы; педагогические наблюдения; педагогические тестирования с использованием таких инструментальных методик как: гониография; тензодинамография; метод экспертных оценок; педагогический эксперимент.
Материалы, полученные в ходе исследований, обрабатывали методами математической статистики.
Организация исследований
Исследования проводились с участием гимнасток в возрасте от 9 до 11 лет со стажем занятий от 2 до 4 лет. Общее количество задействованных гимнасток составило 24 в соответствии с требованиями рассчета величины выборки .
Гимнастки представляли юношеские сборные команды двух штатов Малайзии -Перак и Нэгери Сембилан.
Предварительный эксперимент проводился в течении октября-ноября 2008 г.
Длительность основного педагогического эксперимента составила 9 недель. Он проходил с декабря 2008 по февраль 2009 г.
Началу эксперимента предшествовали 2 недели тренировки, построенные по принципу втягиваюего микроцикла.
Гимнастки были разделены на 2 группы по 12 гимнасток в каждой. Рассчет выборки показал цифру 10 как необходимое число гимнасток в группе, однако для обеспечения стабильности групп и на случай выбывания из эксперимента по той или иной причине, было решено увеличить число гимнасток до 12 в каждой группе.
Гимнастки контрольной группы тренировались по традиционной методике, специальной физической подготовки подразумевающей раздельное развитие скоростно-силовых способностей и гибкости.
Гимнастки экспериментальной группы тренировались по специально разработанной программе подготовки, подразумевавшей сопряженное развитие скоростно-силовых качеств и гибкости с использованием разработанных нами комплексов упражнений.
Направления внедрения. Методика сопряженного развития скоростно-силовых качеств и гибкости в тренировке юных гимнасток на этапе базовой подготовки станет достоянием тренеров детско-юношеских спортивных школ и других спортивных организаций, работющих с гимнастками в возрасте от 9 до И лет. Основные положения, выносимые на защиту.
Применение внешних отягощений в художественной гимнастике в виде грузов и упругих предметов является необходимым условием сопряженного развития активной гибкости и скоростно-силовых качеств в подготовке юных гимнасток на этапе базовой подготовки.
Применение внешних отягощений массой до 1 кг достоверно изменяет характеристики прыгучести гимнасток. Характеристики мощности выпрыгивания изменяются в зависимости от вида прыжковых упражнений.
Комбинирование упражнений с внешними отягощениями и упражнений с растягиванием упругих предметов позволяет успешно и сопряженно развивать гибкость и скоростно-силовые качества у гимнасток на этапе базовой подготовки.
Достигнутое в результате использования разработанных комплексов улучшение показателей гибкости и скоростно-силовых качеств приводит к положительным изменениям в выполнении соревновательных элементов, требующих одновременного проявления гибкости и скоростно-силовых качеств (прыжок шагом в кольцо).
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Основная часть работы изложена на 152 страницах компьютерного текста, включая 34 таблицы и 12 рисунков. Список литературы насчитывает 140 источников, из которых 8 - на иностранных языках.
Элементы художественной гимнастики требующие проявления гибкости
Гибкость как способность выполнять упражнения с большой амплитудой движений является одним из важнейших двигательных качеств в художественной гимнастике.
По своей биомеханической сущности подавляющее большинство гимнастических упражнений требуют экстремальной подвижности в суставах, а некоторые практически полностью зависят от уровня развития этого качества.
Гибкость необходима для выполнения волнообразных движений, акробатических упражнений, входящих в программу художественной гимнастики, для принятия поз в полете при исполнении прыжков (Д. Мавроматия, 1982).
Благодаря гибкости облегчается выполнение всех видов гимнастических упражнений - наклонов, равновесий, прыжков, волн. Гибкость придает спортсменке пластичность, мягкость, изящество. Современная художественная гимнастика уделяет специальное внимание этому качеству, поскольку оно имеет решающее значение в упражнениях с предметами.
Особое значение придается развитию гибкости позвоночного столба не только в поясничном отделе, но и в грудном, шейном отделах, что важно для освоения волн, взмахов, движений кольцом, прогибов, наклонов.
Выполнение гимнастических элементов требует большой амплитуды движений в тазобедренном суставе, высокой подвижности голеностопного сустава. Не менее важное значение, в частности для освоения техники владения предметами, имеет подвижность в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (С.Н. Станевко, 1981).
Таким образом, большинство элементов в художественной гимнастике в том или ином виде требуют проявления гибкости. По способу проявлений в художественной гимнастике гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях (прыжки, махи, движения рук, наклоны и т.д.), а статическая - в позах и удержаниях поз (равновесия, пируэты).
В художественной гимнастике гибкость проявляется в упражнениях со всеми предметами либо изолированно, либо в сочетании с другими двигательными качествами.
Среди четырех фундаментальных групп движений тела определенных правилами по художественной гимнастике, а именно гибкость/волны, равновесия, повороты и прыжки/скачки, гибкость представлена по-разному.
В наибольшей мере она проявляется в группе гибкость/волны, причем в подгруппе волны - практически изолированно и в сочетании с координационными способностями, а в подгруппе гибкость - в виде разнообразных удержаний звеньев тела в положениях предельного или околопредельного проявления гибкости как в статическом так и в динамическом ее режимах. Группа также содержит элементы, требующие проявления скоростно-силовых качеств.
Эта фундаментальная группа движений тела является доминирующей в упражнениях с мячем.
В группе движений тела равновесия гибкость присутствует в большинстве элементов, но не в изолированном виде, а в сочетании с координационными способностями (способности к поддержанию равновесия тела в частности) и преимущественно с силовым компонентом в виде статического удержания звеньев тела в определенных правилами соревнований положениях. Изменяется таким образом и содержание проявления гибкости. Она практически становится активно-статической.
Эта фундаментальная группа движений тела является доминирующей в упражнениях с булавами.
Гибкость также присутствует в фундаментальной группе движений тела повороты, но снова таки не в изолированном виде, а в сочетании с координационными способностями (способности к поддержанию равновесия тела в частности) и со скоростным компонентом скоростно-силовых качеств в виде маховых движений конечностями при вхождении в повороты и при их непосредственном исполнении. Таким образом гибкость проявляется в активно-динамическом режиме.
Эта фундаментальная группа движений тела является доминирующей в упражнениях с лентой.
В фундаментальной группе движений тела прыжки/скачки гибкость не присутствует разве что в скачках, тогда как большинство гимнастических прыжков выполняются с элементами гибкости. Таким образом, в этой фундаментальной группе движений тела (в прыжках, в частности) гибкость проявляется в сочетании со скоростно-силовыми качествами и является активной динамической.
Эта фундаментальная группа движений тела является доминирующей в упражнениях со скакалкой.
Все четыре вышеперечисленные группы фундаментальных движений тела, а именно прыжки/скачки, гибкость/волны, равновесия и повороты, должны быть
представленны в равных долях в упражнениях с обручем, что приводит к логическому заключению о том, что гибкость в этом упражнении будет присутствовать во всех ее проявлениях и комбинациях с другими двигательными качествами.
Элементы художественной гимнастики требующие проявления скоростно-силовых качеств
Художественная гимнастика, как указывалось выше, не требует от спортсменок проявления силовых способностей в их изолированном или, так сказать, явно выраженном виде. В художественной гимнастике нет как таковых силовых элементов.
Однако большое количество гимнастических элементов требует разнообразных проявлений комбинации силы и скорости.
Рассматривая четыре фундаментальные группы движений тела определенные правилами по художественной гимнастике, а именно гибкость/волны, равновесия, повороты и прыжки/скачки, следует отметить, что наибольшую выраженность скоростно-силовые качества имеют в группе прыжки/скачки. В большинстве своём, однако, они присутствуют в комбинации с гибкостью. Скачки при этом можно считать практически изолированным проявлением скоростно-силовых качеств в художественной гимнастике. Не следует забывать, однако, что и скачки достаточно часто выполняются комбинированно с элементами координационных способностей.
Фундаментальная группа движений тела равновесия содержит определенную долю скоростно-силовых качеств в большей мере связанную с силовым их компонентом в виде статических удержаний частей тела в фиксированном положении в течение нескольких секунд (продолжительность таких удержаний определено правилами соревнований по художественной гимнастике).
Скоростно-силовые качества присутствуеют также и в фундаментальной группе движений тела повороты. Этой группе движений тела присущи разнообразные маховые движения, требующие быстрой активации мышц агонистов с одновременным быстрым расслаблением мышц-антагонистов. При этом, в отличии от равновесий, где преимущественно востребован силовой компонент скоростно-силовых способностей, в поворотах преимущественно задействован их скоростной компонент.
Методы развития скоростно-силовых качеств у юных спортсменов вообще, и применительно к отдельным видам спорта начали разрабатываться достаточно давно (В. П. Филин, 1965, 1974; В. С. Топчиян, 1968; Филатов С. И., 1966, P.M. Кадыров с соавт., 1989 и др.).
На сегодняшний день, однако, в литературе имеются немногочисленные сведения об особенностях и средствах развития скоростно-силовых качеств у юных спортсменов (А.В. Антипов, 2002, О.Е. Масловский, 2007, Е. Эйд ер, 2001, и др.)
Упражнения, направленно воздействующие на развитие скоростно-силовых качеств, принято условно разделяють на два типа: упражнения преимущественно скоростного характера и упражнения преимущественно силового характера.
Для развития скоростно-силовых качеств используют упражнения с преодолением веса собственного тела и с внешними отягощениями.
При целенаправленном развитии скоростно-силовых качеств рекомендуют руководствоваться методическим правилом: все упражнения независимо от величины и характера отягощения нужно выполнять в максимально возможном темпе.
В работе с детьми школьного возраста широко используют различного рода прыжки (легкоатлетические, акробатические, опорные, гимнастические и др.); метания, толкания и броски спортивных снарядов и других предметов; скоростные циклические перемещения; большинство действий в подвижных и спортивных играх, а также единоборствах, совершаемых в короткое время с высокой интенсивностью (например, выпрыгивания и ускорения в играх с мячом и без мяча, броски партнера в борьбе и др.); прыжки с возвышения 15-70 см с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх (для развития взрывной силы).
В процессе развития скоростно-силовых качеств предпочтение отдают упражнениям, выполняемым с наибольшей скоростью, при которой сохраняется правильная техника движений (так называемая «контролируемая скорость»). Величина внешнего отягощения, используемого в этих целях, не должна превышать 30-40% от индивидуально максимального отягощения ученика. Для детей младшего школьного возраста используются незначительные внешние отягощения или обходятся вообще без них (метания мяча, других легких предметов, прыжки, медицинболы до 1 кг и т.п.).
Характеристика спортсменок участвовавших в педагогическом эксперименте
Сравнение росто-весовых показателей гимнасток экспериментальной и контрольной групп до проведения педагогического эксперимента не выявило достоверных различий между ними (табл. 8).
Через 9 недель педагогического эксперимента росто-весовые характеристики гимнасток экспериментальной группы были снова измерены. Как видно из таблицы, ростовые и весовые характеристики спортсменок экспериментальной группы в ходе педагогического эксперимента практически не изменились.
Росто-весовые показатели спортсменок контрольной группы также не отличались достоверно до и после эксперимента. Сравнение росто-весовых показателей гимнасток экспериментальной и контрольной групп после проведения педагогического эксперимента также не показало достоверных различий между группами.
Показатели спортсменок экспериментальной и контрольной групп также не отличались достоверно до начала педагогического эксперимента в показателях гибкости и скоротно-силовых качеств.
Не были достоверными и показатели экспертных оценок при выполнении тестового прыжка шагом в кольцо.
Таким образом, гимнастки контрольной и экспериментальной групп не отличались достоверно и сколько-нибудь значительно друг от друга до начала педагогического эксперимента.
Это относилось к росто-весовым характеристикам, к характеристикам гибкости во всех тестовых упражнениях и к характеристикам прыгучести во всех тестовых упражнениях.
Как было показано выше, гимнастки контрольной и экспериментальной групп не отличались достоверно и сколько-нибудь значительно друг от друга в росто-весовых характеристиках и после окончания педагогического эксперимента.
Применение внешних отягощений (2 х 0.45кг) привело к достоверному снижению высоты выпрыгивания вверх с места, с 36.6 см до 33.85 см по группе (р 0,001) (табл. 9). В процентном отношении это составило 8.18% снижения по отношению к высоте выпрыгивания без внешнего отягощения.
Снижение высоты выпрыгивания, однако, не повлекло за собой достоверного снижения мощности выпрыгивания (р 0.05). Среднее арифметическое по группе практически не изменилось.
Изменились под влиянием внешних отягощений и характеристики выпрыгивания вверх со взмахом рук (табл. 10).
Высота выпрыгивания вверх с места со взмахом рук достоверно снизилась (р 0,001), при использовании отягощения 2 х 0.45 кг. Снижение составило 6.59% по сравнению с высотой выпрыгивания без внешних отягощений.
При этом мгновенное усилие, возникаемое при переходе от эксцентрического к концентрическому режиму мышечного сокращения (за вычетом массы тела) не оказалось под влиянием внешнего отягощения. Изменения были статически недостоверны (р 0.05).
Наряду с этим, мощностная характеристика выпрыгивания вверх с места со взмахом рук, оказалась достоверно снизившейся (р 0.05) под воздействием внешнего отягощения 2x0.45 кг закреплённого на щиколотках юных гимнасток.
Одновременно с этим такая важная для выпрыгивания вверх с места со взмахом рук характеристика как эффект предварительного растягивания мышц (ЭПР) не подвергалась достоверным (р 0.05) статистическим изменениям под влиянием отягощения.
И, наконец, два параметра характеризующих многократное выпрыгивание вверх с места, показали достоверные изменения под воздействием отягощения 2 х 0.45 кг.
Средняя высота выпрыгивания вверх с места в пятикратном прыжке существенно (с 31.77 до 29.95 см) и достоверно (р 0.05) понизилась под воздействием внешних отягощений (табл. 11). В процентном отношении снижение составило 5.73%.
Использование внешних отягощений для развития скоростно-силовых качеств гимнасток
Средняя мощность выпрыгивания при пятикратном выпрыгивании вверх с места у гимнасток экспериментальной группы достоверно (р 0.05) превысила показатель контрольной группы в конце педагогического эксперимента на 3.84 Вт/кг, что в пересчете на проценты составило ощутимое превосходство над контрольной группой в 14,8%.
Сопоставление показателей экспериментальной и контрольной групп в конце педагогического эксперимента по показателям прыгучести в трех тестовых упражнениях продемонстрировало значительное (хотя и неоднозначное) преимущество экспериментальной тренировки над традиционной.
Показатели прыгучести в выпрыгивании вверх с места в конце педагогического эксперимента не различались достоверно между экспериментальной и контрольной группой. Как для высоты выпрыгивания, так и для мощности выпрыгивания разница средних между группами была несущественна (р 0.05).
В выпрыгивании вверх с места со взмахом рук в конце педагогического эксперимента было отмечено достоверное (р 0.05) преимущество гимнасток экспериментальной группы над гимнастками контрольной группы в показателях высоты выпрыгивания и мгновенного усилия при отталкивании. В первом показателе преимущество экспериментальной группы составило 7.24%, а во втором 14.07%.
В показателях мощности выпрыгивания и эффекта предварительного растягивания мышц достоверного преимущества экспериментальной группы над контрольной группой выявлено не было.
Оба показателя прыгучести при выполнении пятикратного выпрыгивания вверх с места имели достоверное (р 0.05) преимущество у гимнасток экспериментальной группы над гимнастками контрольной группы.
При этом в средней высоте выпрыгивания преимущество гимнасток экспериментальной группы над контрольной составило 2.61см по группе, что в процентном отношении выразилось как 8.04%.
Еще более выраженным было преимущество экспериментальной тренировки над традиционной по показателю мощности выпрыгивания. Экспериментальная группа достоверно (р 0.05) превосходила контрольную на 3.84 Вт/кг или на внушительных 14.8% по истечении педагогического эксперимента.
Гимнастки экспериментальной группы существенно и достоверно (р 0.001) улучшили показатели экспертной оценки при выполнении тестового прыжка шагом в кольцо (Табл. 30).
Экспериментальная тренировка привела к существенным и достоверным изменениям в большинстве показателей максимальной амплитуды движений в тазобедренном суставе.
Несмотря на то, что традиционная тренировка на совершенствование гибкости и скоростно-силовых качеств также положительно повлияла на некоторые характеристики гибкости, преимущество экспериментальной перед традиционной тренировкой оказалось явно выраженным (Табл. 32).
За исключением максимальной амплитуды отведения бедра с опорой о гимнастическую стенку, где прирост оказался ниже уровня достоверности (р=0.281), все остальные показатели амплитуды движений в тазобедренном суставе после экспериментальной тренировки имели явное преимущество перед аналогичными показателями после традиционной тренировки.
Результаты проведенных исследований продемонстрировали ряд положительных изменений в показателях прыгучести у спортсменок экспериментальной группы.
Определенные положительные изменения прыгучести вызвала и традиционная тренировка на совершенствование скоростно-силовых качеств и гибкости без элементов сопряженного развития.