Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1 . Система физической подготовки в художественной гимнастике по литературным данным 9
1.1. Общая характеристика физической подготовки в художественной гимнастике ... 9
1.1.1. Понятие о физических способностях 10
1.2. Содержание специальной физической подготовки на этапе углубленной подготовки 13
1.3. Гибкость и ее высокая значимость в современной художественной гимнастике . 15'
1.3.1. Анализ некоторых соревновательных элементов и тестов, определяющих уровень развития гибкости 17
1.4. Координационные способности и их место в физической под готовке гимнасток 21
1.4.1. Равновесие и вестибулярная устойчивость и их значи мость в специальной физической подготовке гимнасток 24
1.5. Скоростные способности и их место в специальной физической подготовке 27
1.5.1. Прыгучесть, факторы ее развития и пути повышения... 29
1.6. Сила, ее разновидности и значимость в специальной физической подготовке гимнасток 31
1.7. Выносливость и ее место в физической подготовке гимнасток 34
1.8. Эффективность метода сопряженного воздействия в процессе совершенствования физической подготовленности в художественной гимнастике 37
Гипотеза исследования 39
CLASS Глава 2. Методы и организация исследования 4 CLASS 0
2.1. Методы исследования 40
2.1.1. Теоретический анализ и обобщение научно-
методической литературы, программных материалов и правил со
ревнований 40
2.1.2. Опрос специалистов в виде анкетирования 41
2.1.3. Педагогические наблюдения 41
2.1 ^.Тестирование 42
2.1.5. Анализ видеоматериалов ". 51
2.1.6. Экспертная оценка 51
2.1.7. Педагогический эксперимент 52
2.2. Организация исследования 55
ГЛАВА 3. Анализ взаимосвязи уровня развития физиче ских способностей и технической подготовленности гимнасток с соревновательным результатом 57
3.1. Динамика технической трудности соревновательных про грамм по художественной гимнастике 57
3.2. Различия технической ценности соревновательных программ у гимнасток разной квалификации по результатам видеонаблюдений 60
3.3. Анализ состояния вопроса о системе специальной физической подготовки в художественной гимнастике по результатам анкетирования 63
3.4. Соотношение средств СФП в учебно-тренировочных занятиях, используемых на этапе углубленной подготовки по результатам педагогических наблюдений 66
3.5. Уровень развития физических способностей перспективных гимнасток и гимнасток среднего уровня на этапе углубленной подготовки 68
3.6. Результаты экспертной оценки соревновательных элементов различных структурных групп упражнения без предмета, выполняемых гимнастками на этапе углубленной подготовки 75
3.6.1. Взаимосвязь физических способностей и качества техники элементов различных структурных групп упражнения без предмета у гимнасток, выступающих по программе мастеров спорта 77
ГЛАВА 4. Обоснование эффективности экспериментальной методики сопряженного развития физических способностей на этапе углубленной подготовки 82
4.1. Теоретическое обоснование эффективности использования упражнений сопряженного воздействия в процессе СФП 82
4.2. Закономерности взаимосвязи физических способностей и двигательных навыков в художественной гимнастике 83
4.3. Характеристика экспериментальной программы 85
4.4. Результаты экспериментальной проверки эффективности методики сопряженного развития физических способностей на этапе углубленной подготовки 89
4.4.1. Анализ изменений показателей уровня развития физических способностей в период проведения эксперимента в контрольной и экспериментальной группе 90
4.4.2. Анализ результатов экспертной оценки соревновательных элементов различной технической сложности, выполняемых гимнастками до и после эксперимента 100
4.4.3. Анализ соревновательных результатов гимнасток контрольной и экспериментальной групп в период проведения эксперимента 105
ДЫ 110
Практические рекомендации из
Список литературы 115
Приложения 133
- Общая характеристика физической подготовки в художественной гимнастике
- Содержание специальной физической подготовки на этапе углубленной подготовки
- Динамика технической трудности соревновательных про грамм по художественной гимнастике
- Теоретическое обоснование эффективности использования упражнений сопряженного воздействия в процессе СФП
Введение к работе
Современный этап развития художественной гимнастики, рост сложности соревновательных программ предъявляют повышенные требования к уровню физической подготовленности гимнасток. На первый план выступает специальная физическая подготовка (СФП), которая направлена на околопредельную реализацию индивидуальных возможностей гимнасток, максимальную степень их физического развития. Трудность отдельно взятых элементов и соревновательных композиций стремительно возрастает, увеличивается объем и интенсивность тренировочной нагрузки, количество и продолжительность соревнований.
Многие тренеры на практике столкнулись с тем, что разработанные более 20 лет назад методики развития физических способностей неэффективны и занимают значительную часть времени тренировочного занятия; критерии оценки ряда физических способностей гимнасток, особенно гибкости, уже не актуальны в современной гимнастике. В связи с этим они теряют ориентиры в процессе СФП, не могут скоординировать компоненты физической и технической подготовки. Тренеры интуитивно ведут поиск средств и методов, которые позволяют достичь гимнасткам высоких соревновательных результатов и соответствуют современным требованиям вида спорта. Однако, невозможно достигнуть необходимого уровня развития физических способностей в короткие сроки и с наименьшими затратами сил без научно-обоснованной методики.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Процесс специальной физической подготовки на этапе углубленной подготовки в художественной гимнастике. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Средства сопряженного развития физических способностей на этапе углубленной подготовки в художественной гимнастике.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Повысить уровень физической подготовленности гимнасток путем реализации методики сопряженного развития физических
способностей для освоения технически сложных соревновательных элементов на этапе углубленной подготовки в художественной гимнастике. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Определить уровень проявления физических способностей, необходимый для овладения техникой соревновательных упражнений повышенной сложности гимнастками на этапе углубленной подготовки.
Выявить степень влияния уровня физической подготовленности гимнасток на качество исполнения соревновательных элементов.
Теоретически разработать и экспериментально обосновать эффективность методики сопряженного развития физических способностей на этапе углубленной подготовки.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА:
Выявлены наиболее значимые физические способности гимнасток на этапе углубленной подготовки;
Скорректированы критерии оценивания уровня развития таких физических способностей как активная и пассивная гибкость в тазобедренных суставах, и прыжковая выносливость;
Определена степень влияния уровня развития ведущих физических способностей на качество выполнения технически сложных элементов всех структурных групп упражнения без предмета;
Теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена методика сопряженного развития физических способностей у гимнасток на этапе углубленной подготовки.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: Разработаны комплексы сопряженного развития физических способностей с учетом задач общеподготовительного и специально-подготовительного этапов подготовительного периода, сложности соревновательных элементов, требований правил соревнований и тенденций развития художественной гимнастики. Внедрение комплексов в тренировочный процесс способствовало повышению уровня развития физиче-
ских способностей и исполнительского мастерства гимнасток на этапе углубленной подготовки. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:
Достижение высоких соревновательных результатов гимнастками на этапе углубленной подготовки возможно при условии околопредельного развития таких физических способностей, как пассивная и активная гибкость, а также статическое и динамическое равновесие.
Разработка методики сопряженного развития физических способностей основывается на выявленных взаимосвязях между степенью комплексного проявления физических способностей и качеством исполнения технически сложных соревновательных элементов.
Повышение уровня исполнительского мастерства гимнасток может быть достигнуто посредством реализации разработанной методики сопряженного развития физических способностей с учетом периодизации тренировочного процесса гимнасток.
СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ: Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Основная часть работы изложена на 114 листах компьютерного текста, включая 13 таблиц и 10 рисунков. Список литературы насчитывает 150 источников, из которых 5 - на иностранных языках.
Общая характеристика физической подготовки в художественной гимнастике
Современные тенденции развития художественной гимнастики, регулярные изменения и дополнения Правил судейства соревнований, постоянный рост сложности соревновательных программ предъявляют повышенные требования к процессу физической подготовки гимнасток на всех этапах многолетнего тренировочного процесса.
По определению Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова (1976), физическая подготовка - это неотъемлемая составная часть процесса спортивного совершенствования спортсменов, которая обеспечивает надежную базу для технически сложной соревновательной деятельности.
По мнению Ю.В. Менхина (1989), задачей физической подготовки является формирование двигательных способностей для осуществления специфической деятельности в каждом виде многоборья на протяжении всех этапов многолетней спортивной карьеры. Физическая подготовка гимнасток многогранна и, по мнению Е.Б. Соловьевой (1975), И. Банкова, М. Банковой (1977), Ж.А. Белокопытовой (1981), С.А. Кувшинниковой (1983), включает в себя работу не только по развитию отдельных физических способностей (гибкости, выносливости, силовых, скоростных и координационных способностей), но в большей степени комплексную взаимосвязанную работу по развитию сразу нескольких физических способностей.
Ю.Ф. Курамшин (1999, 2003) считает, что решение задач физической подготовки зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, которые объясняются разными возможностями отдельных органов и систем организма (мышечной, нервной, сердечно-сосудистой и др.). От уровня функционирования каждой системы и зависит характер и степень развития физических способностей.
Ю.В. Менхин (2003) рассматривает физическую подготовку как процесс формирования физических кондиций, двигательных и опосредованно-психических качеств и способностей, необходимых для обеспечения надежной соревновательной деятельности.
Традиционно физическая подготовка делится на общую и специальную. В процессе многолетней подготовки гимнасток удельный вес общей физической подготовки снижается, а с выполнением все более технически сложных элементов, по мнению М.А. Говоровой, А.В. Плешкань (2001), объем СФП увеличивается до 80% и более.
При освоении технически сложных элементов и упражнений художественной гимнастики В.Е. Горохова (2002) считает, что преимущества имеют те гимнастки, у которых функциональное состояние и уровень развития физических способностей более высокий и удовлетворяет функциональному «запросу» данных упражнений.
В разных литературных источниках существуют различные подходы к определению понятия «физические способности». Так Л.П. Матвеев (1991) определяет физические способности как врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. Б.В. Евстафьев (1985), Е.П. Ильин (2000) считают, что физические способности -это развитые врожденные задатки, базирующиеся на психофизических и морфологических особенностях организма. Ю.Ф. Курамшин (2003) определяет физические способности как комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.
В некоторых источниках наряду с термином «физические способности» используется понятие «физические качества». Ю.Ф. Курамшин (2003) рассматривает физические качества как особенности проявления физических способностей в различных движениях.
Имеющиеся работы в области художественной гимнастики и смежных с ней видов спорта, посвященные развитию физических способностей, а в частности гибкости (Г.К. Брагина, 1970, Н.Я. Алисов, 1971, Г.С. Туманян, 1998, С.Н. Станевко, 1981), ловкости (Н.А. Бернштейн, И.М. Фейгенберг, 1991), прыгучести (В.Е. Денискина, 1973, Г.Я. Макарова, 1976, Э.В. Ветошкина, 1981, Р.И. Тарнопольская, 1984, Н.М. Шевкова, 1989, Т.П. Лазаренко, 1990, Л.В. Кобзарь, 1997, Е.А. Земсков, И.В.. Каледина, 1999, Ф.Р. Сибгатулина, 2004) функции равновесия (Г.Н. Пшеничникова, 1969, В.М. Зациорский, 1970, Е.В. Бирюк, 1971, Е.Я. Бондаревский, Б.А. Нариманов, 1981, А.С. Кор-неев, 1988, Ю.М. Кабанов, 1992, С.А. Руденко, 1999, Г. Прус, 1999), выносливости (Н.Г. Озолин, 1966, 1970, Н.И. Царькова, 1980, Е.А. Разумовский, 1984, Т. Полищук, 2001) подтверждают, что ни одна физическая способность в художественной гимнастике не проявляются обособленно, в «чистом виде». Способности постоянно вступают во взаимосвязь друг с другом и проявляются в различных формах. В литературных источниках, по исследованию Е.Б. Соловьевой (1975), выделяют до 17 форм проявления физических способностей.
В процессе специализированной тренировки для достижения высоких спортивных результатов отмечается необходимость совершенствовать физические способности во взаимосвязи, осуществлять комплексную оценку уровня физической подготовленности гимнасток. Исследования Е.Б. Соловьевой (1975), И. Банкова, М. Банковой (1977), Ж.А. Белокопытовой (1981), Ж.Е. Фирилевой (1978,1981), Л.И. Мамедовой (1983), Л.М. Захаровой (1984), Т.С. Лисицкой, С.А. Кувшинниковой (1983), И.А. Павловой (1988), И.Ю. Степановой (2000), В.Е. Гороховой (2002, 2004), проведенные в данном направлении, доказывают, что именно физический компонент обеспечивает качественное, уверенное выполнение технически сложных элементов в соревновательной комбинации на высоком уровне исполнительского мастерства.
Ряд авторов (Е.Б. Соловьева, 1975, И. Банков, М. Банкова, 1977 С.А. Кувшинникова, 1983) в своих исследованиях пытались выявить основные физические способности в художественной гимнастике и ранжировать их в порядке значимости при подготовке высококвалифицированных гимнасток. Степень значимости может меняться в связи со смещением акцентов на ту или иную составляющую исполнительского мастерства. С.А. Кувшинникова (1983) в своей работе сравнила значимость физических способностей у разных авторов (таблица 1).
Содержание специальной физической подготовки на этапе углубленной подготовки
Л.А. Карпенко (1998) выделяет 4 этапа в структуре многолетней подгог товки гимнасток: 1 этап начальной подготовки, возраст гимнасток 5-8 лет, выполнение юношеских разрядов; 2 этап специализированной подготовки, возраст 8-11 лет, выполнение 3,2,1 взрослого разрядов; 3 этап углубленной подготовки, возраст 12-13 лет, выполнение нормативов кандидата в мастера спорта; 4 этап спортивного совершенствования, возраст от 14 лет, выполнение нормативов мастера спорта, мастера спорта международного класса и высшие достижения.
Этап углубленной подготовки предполагает тренировку лишь перспективных, одаренных гимнасток, обладающих базовым уровнем развития физических способностей. Этот этап характеризуется значительным повышением интенсивности и объема тренировочной работы, увеличением удельного веса СФП, до 80% и выше от общего объема физической подготовки, выполнением гимнастками новых сверхсложных элементов, высокой техникой владения предметами. На этапе углубленной подготовки упражнения СФП должны быть объединены в комплексы и «блоки», направлены на максимальную степень развития таких основных способностей как гибкость в позвоночнике, подвижность в тазобедренных суставах, координационные способности и функция равновесия. Вся специальная физическая подготовка должна быть тесным образом связана с технической подготовкой гимнасток.
Работы в области физиологии Л.П. Воскресенской, И.П. Бойченко, Г.П. Пауперовой (1975), Ю.И. Смирнова и Е.Б. Соловьевой (1972), Т.С. Лисицкой (1975), Н.И. Царьковой (1980), К.А. Батурина и Л.А. Юсуповой (1984) доказывают тот факт, что на этап углубленной подготовки должны переходить гимнастки, характеризующиеся не только высоким уровнем физической подготовленности, но и высокими показателями функциональной подготовленности: устойчивым вестибулярным аппаратом и вниманием, высоким уровнем подвижности и уравновешенности нервных процессов, тонкой диффе-ренцировкой мышечных усилий.
В последнее время многие тренеры находятся в поиске оптимальных средств, форм и методов улучшения и совершенствования процесса СФП. Систематизируются упражнения, предложенные в свое время Е.В. Бирюк (1971), Е.Б. Сольвьевой (1975), Р.И. Тарнопольской (1976), Ж.Е. Фирилевой (1978), С.Н. Станевко (1981), Т.С. Лисицкой (1982), С.А. Кувшинниковой (1983) Л. Кечеджиевой (1985) и др. На основе научных исследований разработаны комплексы М.А. Говоровой, А.В. Плешкань, О.А. Стебневой. Эти комплексы достаточно эффективны, повышают интенсивность и объем тренировочных нагрузок. В комплексах присутствуют упражнения, оказывающие воздействие как на развитие физических способностей так и на техническую сторону выполнения упражнений. Их удельный вес в общем объеме составляет 8 %.
В.Б. Коренберг (1970), А.И. Федоров (2004) отмечают важную особенность методики развития физических способностей, которая предусматривает создание «функциональной избыточности», обеспечивающей высокий уровень надежности двигательной деятельности гимнастки. Ю.К. Гавердовский, В.М. Смолевский (1979) считают, что развитие физических способностей и качеств должно значительно превышать минимальный уровень, необходимый для решения двигательных задач, стоящих перед спортсменом.
Таким образом, процесс СФП на этапе углубленной подготовки в художественной гимнастике направлен преимущественно на развитие физических способностей, таких как гибкость, прыгучесть и координационные способности. Основными средствами являются специальные упражнения, сформированные в комплексы и «блоки», а также собственно соревновательные упражнения. Гибкость является одной из важнейших физических способностей в художественной гимнастике, от уровня развития которой напрямую зависит соревновательный результат. В.И. Лях (1999), Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов (2002) определяют гибкость как способность человека выполнять движения с большой амплитудой, Ю.В. Курамшин (2003) как комплекс морфологических свойств опорно-двигательного аппарата, обусловливающих подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга. Специалисты различают два вида гибкости: пассивную и активную. По мнению Г.К. Брагиной (1970), Ю.В. Менхина (1989), Г.С. Туманяна (1998), пассивная гибкость соответствует анатомическому строению сустава и проявляется за счет воздействия сил, находящихся вне тела (усилия партнера, внешнее отягощение, специальные приспособления и т.п.). Активная гибкость, по мнению Г.С. Туманяна, С.К. Харацидиса (1998), проявляется при выполнении движений за счет собственной активности соответствующих мышц.
Динамика технической трудности соревновательных про грамм по художественной гимнастике
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1) теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, программных материалов и Правил соревнований; 2) опрос специалистов в виде анкетирования; 3) педагогические наблюдения; 4) тестирование; 5) анализ видеоматериалов; 6) экспертная оценка; 7) педагогический эксперимент. Материалы обрабатывались методами математической статистики.
В процессе исследования проводился анализ литературы, затрагивающей предмет и объект исследования и включающий в себя разработку следующих направлений: анализ специальной литературы, посвященной вопросам физической подготовки в художественной гимнастике и смежных с ней видов спорта; выявление ведущих физических способностей в художественной гимнастике, методов их развития и системы оценивания; анализ литературы, связанной с педагогическим контролем за развитием физических способностей и методикой его применения в гимнастике; обобщение сведений о процессе специальной физической подготовки в художественной гимнастике; изучение правил соревнований за 2001 и 2005 годы; анализ программных материалов и учебных планов по художественной гимнастике.
Всего в работе проанализировано 150 литературных источников, из них 5 на иностранных языках.
Анкетирование тренеров по художественной гимнастике проводилось с целью изучения проблем, связанных с развитием ведущих физических способностей на этапе углубленной подготовки в художественной гимнастике. Для того чтобы выявить ведущие физические способности гимнасток, обеспечивающие успешное выполнение элементов всех структурных групп упражнения без предмета в художественной гимнастике, была разработана комплексная анкета (Приложение 1). Анкета состояла из 5 вопросов, непосредственно относящихся к развитию физических способностей на этапе углубленной подготовки. В вопросах предлагалось несколько вариантов ответа, которые необходимо было проранжировать в соответствие с прилагающейся шкалой оценок. Подсчитывался средний балл и удельный вес (в %) каждого ответа на вопрос.
Целью педагогических наблюдений являлось определение средств и методов специальной физической подготовки, которые тренеры используют на учебно-тренировочных занятиях для развития физических способностей гимнасток.
Педагогические наблюдения проводились в два этапа. На первом этапе педагогические наблюдения проводились для выявления средств специальной физической подготовки, используемых тренерами для повышения уровня развития физических способностей, на занятиях по художественной гимнастике в учебно-тренировочных группах 3-5 годов обучения в пяти спортивных школах города Иркутска и Иркутской области: ДЮСШ по гимнастике Дворца спорта «Юность», КДЮСШ «Юный динамовец», ДЮСШ профсоюзов «Россия», ДЮСШ «Зенит» г. Иркутска, СДЮШОР г. Шелехова Иркутской области. Велся протокол педагогических наблюдений (Приложение 2). Всего 30 наблюдений.
Задачей второго этапа было определение количества используемых средств повышения физической подготовленности гимнасток на этапе углубленной подготовки в учебно-тренировочных занятиях, в тех же спортивных школах. Заполнялся протокол педагогических наблюдений (Приложение 3). Всего было проведено 36 педагогических наблюдений за учебно-тренировочными занятиями этапа углубленной подготовки по художественной гимнастике, проводившимися разными тренерами, в течение 12 недель.
С целью выявления уровня развития физических способностей гимнасток проводилось комплексное тестирование по имеющимся методикам Соловьевой Е.Б. (1975), Фирилевой Ж.Е. (1981), Лисицкой Т.С. (1982), Карпенко Л.А. (1998). В программу тестирования вошли 17 контрольных упражнений (тестов) (Таблица 3).
Теоретическое обоснование эффективности использования упражнений сопряженного воздействия в процессе СФП
По мере роста мастерства спортсменов приходится изменять, совершенствовать методы СФП и тренировки в целом: изменять объем, интенсивность выполнения упражнений, подбирать и перегруппировывать средства тренировки.
Спортивная наука внесла в практику так называемый метод сопряженного воздействия, основанный на принципах избыточности, сопряженности и;, опережающего развития, при использовании которого удается одновременно развивать и физические способности, и технику соревновательного упражнения. Необходимо также иметь в виду, что физические способности спортсмена проявляются не изолированно друг от друга, а в определенном комплексе при определенном их взаимодействии. Как считает автор метода сопряженного воздействия В.М. Дьячков (1960), это взаимодействие определяется специфическими требованиями, предъявляемыми к организму спортсмена в каждом виде спорта. Развитие основных физических способностей, а в художественной гимнастике это гибкость и координационные способности, должно быть взаимосвязано с развитием остальных способностей, а также техники движений.
Под техникой исполнения гимнастических упражнений Ю.В. Менхин (1989, 2003) понимает систему двигательных действий, осуществляемую посредством проявления определенных физических способностей. Именно взаимосвязь техники исполнения, основ координации соревновательного двигательного действия и физических способностей в одном упражнении 83 даст максимальный эффект при использовании данного упражнения сопряженного характера в СФП.
По мнению Н.Н. Ночевной (1990), Л.А. Карпенко (2003), в художественной гимнастике принцип сопряженности подразумевает поиск путей эко-номизации процесса, решение одновременно нескольких задач, сочетание различных видов подготовки.
Учитывая тенденцию к усложнению соревновательных программ как путем виртуозного владения предметом, так и за счет большего проявления физических способностей, встал вопрос о необходимости подбора и разработки таких комплексов СФП, которые могли бы содержать в себе большинство упражнений сопряженного характера и использовались бы в течение длительного времени.
Как считает В.М. Дьячков (1967), для правильного развития трениро-. ванности и роста спортивного мастерства, помимо подбора специальных упражнений, оказывающих сопряженное воздействие, и установления их объема, важно умело распределить их в тренировочном процессе.
Рассмотренные понятия различных теоретиков и практиков спорта о физических способностях, дают общее представление о них как о врожденных, генетически заложенных качествах человека, которые необходимо развивать в течение всей спортивной деятельности. Ю.В. Менхин (2003) считает, что физические способности - это база, на которой строится техническое мастерство спортсменов. Во многих случаях уровень развития физических способностей прямо определяет соревновательных результат. Так, чем выше уровень развития гибкости и функции равновесия, тем качественнее и на более высокую оценку гимнастка сможет выполнить соревновательные элементы структурных групп «поворот», «равновесие», «наклон». Но достижение зависит не только от совокупного проявления сразу нескольких физических способностей, которые взаимосвязаны друг с другом, но и от их связи с двигательными навыками.
Под двигательным навыком Ж.К. Холодов, СВ. Кузнецов (2002), Ю.Ф. Курамшин (2003) понимают такую степень владения двигательным действием, при которой управление движениями происходит автоматизировано, без специально направленного на них внимания. Характерными признаками навыка являются объединение движений в единое целое, экономичность, точность и слитность движений и высокая прочность запоминания двигательного действия.
На этапе углубленной подготовки, изученном нами, гимнастки-«художницы» соревнуются в четырех видах многоборья с различными предметами. Поэтому двигательные действия, которыми овладела гимнастка на уровне навыка, в совокупности с виртуозным владением предметом во время выполнения соревновательной комбинации дают возможность говорить о более высокой ступени владения двигательным действием - умении высшего порядка. Оно характеризуется самостоятельным решением двигательных задач при работе с предметом во время выполнения технически сложных гимнастических элементов. Это свидетельствует о тесной связи между техникой владения предметом и исполнением гимнастического элемента, качество которого напрямую зависит от проявления определенных физических способностей, в которых воплощена, как считает Ю.В. Менхин (1989), специализированная техника движений.
Важнейшей закономерностью, по мнению Ю.В. Менхина (1989, 2003), взаимосвязи физических способностей и двигательных навыков является то, что проявление физических способностей зависит от структуры движения, а, следовательно, и от техники его выполнения. Поэтому физическая способность связана с конкретными сочетаниями режимов работы мышц, переключением на разные характеры мышечной работы.