Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Прыжковая подготовка спортсменок в художественной гимнастике Сибгатулина Фаиля Равильевна

Прыжковая подготовка спортсменок в художественной гимнастике
<
Прыжковая подготовка спортсменок в художественной гимнастике Прыжковая подготовка спортсменок в художественной гимнастике Прыжковая подготовка спортсменок в художественной гимнастике Прыжковая подготовка спортсменок в художественной гимнастике Прыжковая подготовка спортсменок в художественной гимнастике Прыжковая подготовка спортсменок в художественной гимнастике Прыжковая подготовка спортсменок в художественной гимнастике Прыжковая подготовка спортсменок в художественной гимнастике Прыжковая подготовка спортсменок в художественной гимнастике
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сибгатулина Фаиля Равильевна. Прыжковая подготовка спортсменок в художественной гимнастике : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : Малаховка, 2004 141 c. РГБ ОД, 61:05-13/769

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Состояние вопроса 7 -33

1.1. Прыгучесть и методы ее развития 7 - 13

1.2. Общая характеристика прыжковой подготовки в составе тренировки гимнасток-«художниц» 14 - 18

1.3. Прыжковые упражнения в художественной гимнастике 18 - 23

1.4. Классификация прыжков в художественной гимнастике 23 - 32

Заключение по главе 32 - 33

ГЛАВА II. Задачи, методы и организация исследований

II.1. Задачи исследования 34

II.2. Методы исследования 34 - 45

ГЛАВА III. Исследование параметров прыжковой подготовленности и их взаимосвязей у спортсменок в художественной гимнастике

III.1. Параметры прыгучести и их взаимосвязи у гимнасток-«художниц» 46-47

III.1.1. Прыгучесть как способность выпрыгивать на максимальную высоту 47 - 49

III.1.2. Прыжковая выносливость как способность выполнять большое количество прыжков 49-54

III. 1.3. Прыжковая подготовленность как способность реализовать скоростно-силовой потенциал в гимнастических прыжках 54 - 57

III. 1.4. Реализация прыжковой подготовленности в спортивных комбинациях 57 - 61

Ш.2. Взаимосвязи прыжковой и функциональной подготовленности гимнасток-«художниц» 61 - 65

III.3. Влияние вращательной нагрузки на качество выполнения прыжковых упражнений 65 - 76

ГЛАВА IV. Прыжковая подготовка гимнасток-«художниц» (экспериментальные исследования) 77 -109

IV.1. Программа прыжковой подготовки «художниц» 79-85

IV.2. Определение эффективности авторской методики прыжковой подготовки «художниц» 86

IV.2.1. Динамика прыгучести гимнасток-«художниц» 86 - 87

IV.2.2. Динамика прыжковой выносливости 87 - 89

IV.2.3. Динамика показателей функциональной подготовленности гимнасток-«художниц» 89 - 93

IV.2.4. Реализация прыжковой подготовленности « художниц» в соревновательных упражнениях 93 - 109

Выводы 110-112

Практические рекомендации 113-117

Список литературы 118-129

Приложение 130-138

Введение к работе

Упражнения в современной художественной гимнастике представляют собой сложнейшие композиции разнохарактерных движений: переворотов, равновесий, наклонов, волн, танцевальных шагов, поворотов, вращений.

Среди них различные виды прыжков составляют до 30%. Сочетание их с другими элементами весьма специфично. Между тем, практически всегда в целом эффективность упражнения связана с высотой и дальностью прыжков.

Эти последние признаки, оцениваемые чисто визуально, проявляются в прямой зависимости от специальных качеств спортсменки - скоростной силы ног («прыгучести») и умения реализовать ее в технике конкретного прыжка.

Такое воззрение по данному вопросу на современном этапе развития художественной гимнастики - общепризнанно. Лишь иногда специалисты допускают возможность реализации прыгучести в спортивном упражнении «художниц» самопроизвольно, без соответствующего технического умения или навыка. Таких меньшинство и они, как правило, не добиваются высоких результатов.

Однако, в данном случае мы считаем необходимым обратить внимание на другой важный нюанс, проявившийся в процессе специально проведенных наблюдений и изучения опыта работы разных тренеров: даже обладая высоким уровнем развития прыгучести и способностями реализовать ее в технике отдельных прыжков, гимнастки не достигают высоких результатов при исполнении целых комбинаций.

Причем, это, как мы полагаем, связано не с низкой функциональной подготовленностью (хотя и такое вполне может быть), а с отсутствием тренированности именно в сериях двигательных действий, прыжковых элементов и соединений, в целом объединенных именно в комбинацию.

В свою очередь, такая тренированность требует совершенно определенной - адекватной данной специфике двигательной деятельности методики подготовки гимнасток. Последняя же в художественной гимнастике практически не имеет научного обоснования, средства и методы заимствуются в других, чаще «некомбинационных» видах спорта или разрабатываются на основе общих закономерностей без учета специфики художественной гимнастики.

Здесь подчеркнем, что речь идет только о затрагиваемом нами аспекте, а не вообще о научном обеспечении художественной гимнастики, в области которой защищено (по данным Л.П.Семенова) около 40 кандидатских диссертаций.

Тем не менее, такое состояние вопроса послужило для нас основанием попытаться разработать эффективную методику прыжковой подготовки для спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой.

Актуальность проведенного исследования предопределяется отсутствием научно обоснованной методики скоростно-силовой подготовки, реализуемой в развитии так называемой прыгучести. А также, невозможность заимствования каких-либо методик, разработанных в других спортивных специализациях, в силу их неадекватности условиям применения в художественной гимнастике и специфическим особенностям самих гимнасток-«художниц».

Особую проблемность данному вопросу придает необходимость увязывания развиваемой у гимнасток-«художниц» прыгучести с требованиями комбинационной подготовленности и зависимость ее от таких факторов, как устойчивость к вращательным сбивающим воздействиям. В обозначенном аспекте научные исследования вообще не проводились.

ГИПОТЕЗА: применение разработанных упражнений по специальной авторской методике позволит в короткие сроки достигать высокого уровня прыжковой подготовленности и способностей реализовать ее в спортивных комбинациях художественной гимнастики.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - разработка методики специальной прыжковой подготовки, адекватной особенностям художественной гимнастики и занимающихся ею спортсменок.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - спортсменки, занимающиеся художественной гимнастикой в ДЮСШ и СДЮСШ.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс формирования прыжковой подготовленности и ее реализации в соревновательных упражнениях гимнасток-«художниц».

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ характеризуется представлением оригинальных научных материалов и доказательством:

обусловленности существенного прироста прыгучести и прыжковой выносливости применением упражнений, связанных с максимально мощными усилиями;

зависимости соревновательной результативности гимнасток-«художниц» от комбинационной прыжковой подготовленности;

существенного влияния на количественные и качественные характеристики прыжковой подготовленности специальной тренированности во вращательных действиях;

возможности комплексного тренировочного воздействия с целью улучшения прыжковой подготовленности и сопряженного формирования способностей реализовать ее в соревновательных комбинациях гимнасток-«художниц».

Относительно новым в данной области исследования является использование системного подхода в постановке вопроса, анализе и обобщении полученных материалов.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Прыжковая подготовка в художественной гимнастике представляет собой многокомпонентную систему, основанную на биомеханической рациональности действий и морфофункциональных закономерностях спортсменок и адекватных им педагогических воздействиях.

2. Прыжковую подготовленность гимнасток-«художниц» составляют взаимосвязанные серийный и комбинационный виды прыгучести и специальной выносливости, развитые на уровне, превышающем на 15-20 % потребности реализации в технических действиях, и тем самым гарантирующем надежность специфической деятельности.

3. Количественные и качественные характеристики прыжковой подготовленности гимнасток-«художниц» в значительной мере зависят от устойчивости к специфическим вращательным воздействиям.

4. Комплексные специальные упражнения сопряженно обеспечивают прыжковую подготовленность на должных количественных и качественных уровнях и способность реализовать ее в соревновательных комбинациях.

Общая характеристика прыжковой подготовки в составе тренировки гимнасток-«художниц»

Художественная гимнастика популярна во всем мире. Эстетика движений, лирика и экспрессия художественных композиций, совершенство музыкального сопровождения, слитого воедино с красотой форм и женственностью исполнительниц - все это в целом создает особый образ, к которому нельзя оставаться равнодушным. Напротив, он создает чувство радости и духовной удовлетворенности, очищает и облагораживает. И все это - несмотря на то, что современные упражнения художественной гимнастики очень трудны физически и сложны координационно. Вероятно, легкость и изящество исполнения труднейших упражнений и создает непередаваемую словами прелесть художественной гимнастики.

Однако за внешней легкостью и совершенством исполнительского мастерства, которые воспринимаются, используя выражение И.Л.Андронникова - «естественными, как дыхание, как улыбка», стоит тяжелейший труд спортсменок. Причем, трудность работы часто усугубляется применением несовершенной методики, привносящей в тренировку попросту лишнюю и физическую и психическую нагрузку.

По данным Э.В.Ветошкиной, за одно занятие гимнастки выполняют в среднем по 318 прыжков, а некоторые - до 472. При этом оказывается, что гимнастки в состоянии выполнить подряд до 68 прыжков с максимальным усилием, без уменьшения высоты прыжка. Это - много, но считается, что все же недостаточно для высших достижений. Например, Л.Я.Черешнева убеждает, что «если не применять специальных средств, то несмотря на систематическую спортивную тренировку, уровень развития скоростно-силовых качеств занимающихся снижается» (192,4).

Поэтому специалисты и разрабатывают методы специальной подготовки, позволяющие не только поддержать развитое качество на определенном уровне, но и повысить этот уровень. После специальных упражнений удается увеличить количество максимальных прыжков с 68 до 100 подряд.

Здесь следует заметить, что исследования Е.А.Стеблецова показывают практическое отсутствие связи между объемом всех выполняемых за тренировку прыжковых упражнений и высотой прыжков с максимальным отталкиванием. Согласно результатам специальных экспериментов, для достижения большой высоты прыжка и в целом высокого уровня прыгучести важен не объем любых прыжковых упражнений, а объем (и притом относительно небольшой) максимально высоких прыжков (Ю.В.Менхин- 1976, 1978, 1990 г.г., Е.А.Стеблецов, 1988 г.).

При этом весьма важно, что рекомендуемые в специальной литературе, в целом эффективные для «своих» случаев, методики совершенствования прыгучести спортсменов не дают сколько-нибудь значимого улучшения этого качества у гимнасток-«художниц», т.к. не согласуются с условиями его проявления в соревновательных упражнениях. Например, тренажерные системы разработки И.П.Ратова, существенно помогающие легкоатлетам-прыгунам, или комплексы технических средств, рекомендованные И.Н.Кравцевым и И.М.Голубевой для скоростно-силовой тренировки в спортивной гимнастике (85).

Одна из основных причин этого негативного явления заключается в весьма существенном различии условий опоры. В спортивной гимнастике прыжки выполняются на весьма упругой опоре, в художественной гимнастике - на «жесткой». Соответственно, меняется структура отталкивания и временное соотношение его фаз, распределение и величина усилий в каждой фазе, и в целом вся ритмическая картина: объективно иные условия требуют иной работы опорно-двигательного аппарата и иных двигательных умений.

Весьма важно и то, что практически все прыжки в художественной гимнастике выполняются отталкиванием одной ногой. Тем не менее, этот признак (вроде бы, общий с легкоатлетическими прыжками в длину и высоту) опять-таки в силу огромной специфики не позволяет использовать (во всяком случае, в полной мере) систему прыжковой подготовки легкоатлетов. Хотя система имеет (для своих случаев) достаточное научно-методическое обоснование и высокую результативность (В.М.Дьячков, И.П.Ратов, Ю.Н.Чистяков, др.).

Важна и другая сторона этого вопроса: увеличение прыгучести - не самоцель в специальном совершенствовании гимнасток-«художниц». Это качество должно реализоваться в технике отдельных упражнений, а затем и в комбинациях. Соответствующим должно быть и содержание занятий. Естественно, что оно связано с определенной по объему, интенсивности и характеру нагрузкой, а также с определенным тренировочным режимом, ибо вовсе не безразлично, в какие периоды и моменты тренировочного процесса применять целенаправленные нагрузки. От этого в итоге зависит весь тренировочный эффект.

По данным Т.С.Лисицкой (105), показатели частоты сердечных сокращений (далее - «ЧСС») у гимнасток различны в зависимости от характера выполняемой работы. Когда гимнастки осваивают технику, они работают в основном над выполнением элементов и связок (1-й этап подготовки упражнения), затем больше внимания уделяют связкам, меньше — элементам (2-й этап). Средняя ЧСС на первом и втором этапах составляет 147-153 уд/мин, гимнастки работают главным образом при пульсе 120-130 и 140-160 уд/мин соответственно. Это - нагрузка умеренной интенсивности, большого объема, аэробного характера.

Соревновательный период характеризуется уже выполнением комбинаций в целом по 2-3 в каждом виде многоборья. Средний пульс на данном этапе составляет 159 уд/мин, увеличивается время работы при пульсе 150-170 уд/мин и 180 уд/мин - что требует активации анаэробных процессов.

Прыжковая выносливость как способность выполнять большое количество прыжков

Прыгучесть специфически проявляется при отталкивании одной ногой («толчковой» или, по-другому, - той, которой отталкиваться удобней). Здесь среднегрупповой результат составляет 13,85 см при вариативности 18,8 %, а от результата, показанного при отталкивании двумя ногами - лишь 38%.

К сожалению, данные показатели сравнить не с чем, т.к., судя по всему, такие исследования специалистами не проводились.

Между тем, в упражнениях художественной гимнастики большее количество прыжков выполняется именно толчком одной ногой и, значит, такая способность весьма существенна и с точки зрения понимания ее значимости, и в аспекте развития ее как двигательного качества и реализации в спортивном упражнении в форме специального умения.

Логика подсказывает, что, несмотря на один и тот же возраст гимнасток, их результат в прыжке вверх толчком одной или двумя ногами может зависеть от веса тела, роста (вероятно, все же в малой степени) и в целом - от так называемого весо-ростового соотношения, называемого в литературе «индексом».

Исследование этих признаков у гимнасток показывают, что их вес в среднем равен 38,7 кг (в сравнении с данными, предоставляемыми литературой, это - в пределах нормы), а вариативность этого показателя составляет лишь 2,4%. Среднегрупповой показатель роста равен 158,5 см, его вариативность (что в нашем исследовании важнее, чем оценка его типичности) составляет также малую величину - 2,1%.

Весо-ростовой индекс (т.е. показатель веса тела деленный на величину роста) в среднем равен 0,244 кг/см при вариативности 5,3 % (см.таблицу 5).

Таким образом, по всем трем антропометрическим показателям обследованные гимнастки представляли собой однородную массу и поэтому всякие изменения, происшедшие в их физической сфере во время исследования, правомерно отнести к следствию воздействия на них определенных факторов, обусловливающих тот или иной процесс, а не случайностей.

Именно в связи с этим представляет интерес возможное наличие или отсутствие связи показателей прыгучести и антропометрических признаков «художниц».

Расчет ранговых коэффициентов корреляции «прыгучести» на двух (1) и одной (2) ногах (с одной стороны) и весо-ростового индекса (3) показал, что между ними имеется отрицательная связь: 1-й и 3-й показатели коррелируют на уровне - 0,488 (р 0,01), а 2-й и 3-й - 0,359 (р 0,05).

Это, в принципе, и не удивительно, поскольку вес тела (и его производная «ВРИ») и величина физической работы (в физиологическом аспекте, а не с позиции механики) - обратнопропорциональны.

В связи с этим и для изучения закономерностей проявления прыгучести были определены взаимоотношения показателей максимально высоких выпрыгиваний толчком двумя ногами и механической работы, определяемой по произведению высоты прыжка на показзатель веса тела гимнастки.

Оказалось, что признаки коррелируют положительно: в отдельном прыжке вверх г = 0,963, в серии максимальных прыжков г = 0,835, в одном серийном прыжке на 70%-ном уровне высот г = 0,649 и в серии 70%-ных прыжков г= 0,74 (при р 0,001).

В соответствии с определением прыжковой выносливости, вынесенной в заголовок параграфа, гимнасткам было предложено выполнить максимальное количество «максимально высоких» прыжков. Прыжки выполнялись под метроном, который задавал темп 60 в минуту.

Выражение «максимально высоких» взято в кавычки потому, что на поверку высота этих выпрыгиваний оказалась отнюдь не максимальной. Она составила в среднем 73,7% от той, которую гимнастки показывали при однократном выполнении прыжка (вариативность данного показателя составила 5%).

При этом в среднем испытуемые сумели прыгнуть 16 раз (вариативность составила 14,3%) при средней высоте этих прыжков 26,8 см.

Если сравнить сумму высот серийных прыжков, выполнявшихся «на максимум», то она, будучи равной 344,9 см, составит лишь 63,2% от возможной величины, рассчитанной по произведению среднегруппового показателя высоты максимальных выпрыгиваний (36,3 см) и максимального количества прыж-ков(16,1), и равной 546 см.

Если рассчитать ранговую корреляцию максимального количества прыжков и максимальной высоты прыжков, выполняемых одноразово, то она окажется равной 0,627 (р 0,01), хотя различия их значений достоверны при р 0,001.

Наличие корреляции здесь не удивительно, т.к. оба задания предполагали прыжки на максимальную высоту.

Данная закономерность в определенной мере нарушается (или видоизменяется), если несколько упростить тест на прыжковую выносливость.

В связи с тем, что при выполнении «максимальных» серийных прыжков высота их «сама собой» снижалась до 73-74%, мы уменьшили тестируемое их количество и для каждой гимнастки определили 70%-ный уровень (по отношению к индивидуальному максимальному).

Таким образом, например, гимнастка, выполнившая в первом тесте на выносливость 20 прыжков, во втором тестировании должна была совершить 14 прыжков (с задачей выпрыгивать максимально высоко). Вероятно, понятно, что лимитировать в серии высоту выпрыгиваний попросту не представляется возможным, если только не установить стандартный механический ограничитель, но тогда нельзя регистрировать индивидуальные показатели.

Влияние вращательной нагрузки на качество выполнения прыжковых упражнений

Можно было с большой вероятностью предположить, что на качество выполнения прыжков существенное влияние оказывает специфическая нагрузка, испытываемая гимнастками во время различных вращений и поворотов.

Основанием для этого служили результаты предварительных исследований, в которых гимнасткам предлагалось выполнить прыжок вверх с последующей остановкой в позе приземления после 3, 5 и 10 вращений вокруг вертикальной оси. Оказалось, что все гимнастки теряли равновесие во время приземления, и ошибка была тем больше, чем больше было выполнено предварительных вращений (таблица 10).

Здесь, однако, следует заметить, что, во-первых, в данном тестировании была использована неспецифичная для прыжков художественной гимнастики вращательная нагрузка, реакции на которую могут служить показателем лишь общей устойчивости к вестибулярным нагрузкам; во-вторых, следует знать, как на качество именно «своих» прыжков влияют типичные вращения.

В связи с этим, было проведено исследование, в котором влияние вращательной нагрузки определялось в следующих типичных соединениях: 1) два кувырка вперед + перекидной прыжок; 2) два кувырка вперед + прыжок «шпагатом»; 3) поворот на носке одной ноги на 720 градусов + прыжок «кольцом». В качестве критериев воздействия вращательной нагрузки на гимнасток использовались: 1) высота прыжка; 2) оценка за качество прыжка; 3) устойчивость приземления; 4) интегративная оценка - как произведение высоты и оценки за качество; Пояснения к частным условиям применения методики измерения высоты прыжков описаны в гл. П. Перед тестированием гимнасткам предоставлялось две пробные попытки, которые были необходимы для обеспечения точного попадания на электроконтактную платформу после вращений и поворотов. Результаты измерений и расчетов представлены в таблице 11 и отображены на рисунке 6.

Как следует из полученных данных, вращательная нагрузка существенно влияет на качество выполнения «художницами» спортивных прыжков. Однако влияние это имеет особенности.

Первая заключается в том, что на том уровне сложности и характера вращений, которые использованы в опыте (а они типичны для художественной гимнастики), вращательная нагрузка не снижает проявление прыжкового потенциала: высота выпрыгиваний или вообще не меняется (см. II и III) или меняется незначительно (см. I).

Более того, в отдельных случаях индивидуальные показатели высоты прыжков не только сохранялись, но и возрастали.

Это позволяет считать, что вращательная нагрузка лишь создает определенные условия - благоприятные или нет - для проявления прыгучести. С точки зрения биомеханики, в таких случаях должны создаваться благоприятные условия, поскольку, имея довольно большой запас количества движения (а он создается прямолинейным перемещением массы тела гимнастки с довольно большой скоростью), можно использовать его для выпрыгивания на большую высоту.

С другой стороны, важно использует ли гимнастка эти условия: ведь выполнить двигательной действие (в данном случае выпрыгивание) при большей скорости поступательного перемещения труднее физически и сложнее координационно.

Продолжая оценку представленных выше материалов, необходимо обратить внимание на то, что гимнастке нужно не просто прыгнуть вверх, но и показать заданную форму прыжка, соблюдая определенные требования к смысловому содержанию прыжка: повернуться определенным образом, развести ноги в шпагат, «оттянуть носки», держать ноги прямыми, приземлиться в устойчивую и притом тоже определенную позу, выполнить обусловленные действия руками, и т.д. и т. п.

Все это приводит к тому, что вращения, как оказывается, затрудняют тех-ничное выполнение прыжков.

Это отчетливо видно по снижению оценок за качество выполнения всех прыжков от 17,2 до 23,6% и интегративных показателей на 15,3 - 27,7%.

На наш взгляд, это - важная закономерность и ее необходимо учитывать в методике прыжковой подготовки «художниц».

Подчеркнем: не для повышения уровня развития прыгучести, а для улучшения способностей реализовать прыжковый потенциал в тех специфических условиях, которые определяет художественная комбинация, т.е. в прыжковой подготовке, рассматриваемой в значительно более широком смысле, нежели определяет понятие «прыгучесть».

В связи с вышесказанным, представляется целесообразным затронуть еще один специфический момент, касающийся реакций гимнасток-«художниц» на нагрузку: ее влияние на ЦНС, которое может вызвать повышение или снижение уровня возбужденности, что (и то, и другое) улучшит или ухудшит уже не внешние, а «внутренние» условия для выполнения гимнастического упражнения.

С целью определения влияния вращательной нагрузки на ЦНС мы использовали регистрацию критической частоты световых мельканий («КЧСМ»), которая отражает состояние ЦНС в данный момент, но, что весьма важно, является показателем сугубо индивидуальным (о методике сказано в гл. П).

Предварительные исследования показали, что одноразовое выполнение одиночных прыжков уровень КЧСМ не изменяет из-за (как мы полагаем) их небольшой физической трудности, технической сложности и психической напряженности, вызываемой отсутствием какого-либо риска.

В связи с этим, мы провели исследование КЧСМ у гимнасток только на серийных прыжках, прыжках в сочетании с вращениями и в целых комбинациях, а также на серийных поворотах и вращениях. Эти материалы приведены в таблице 12.

При анализе зарегистрированных показателей проявились статистически значимые закономерности.

1. Подтверждены неоднократно высказанные специалистами представления о том, что КЧСМ - сугубо индивидуальный показатель, величина которого в данный момент, абсолютный уровень и направление динамики (увеличение или уменьшение) определяются особенностями ЦНС индивидуума (М.М.Синайский, В.С.Фомин и др.)

Динамика показателей функциональной подготовленности гимнасток-«художниц»

Показатели функциональных изменений в организме, происходящих во время прыжковой работы и после нее, существенно расширяют представления о базовой прыжковой подготовленности гимнасток-«художниц».

В качестве критериальных (т.е. отвечающих критериям оценки функциональной подготовленности) мы использовали семь показателей: уровень ЧСС при серийном выполнении выпрыгиваний вверх, ориентированных на максимальную высоту; пульсовую стоимость работы в прыжковой серии, % восстановления к концу второй минуты после окончания серии прыжков, и те же три показателя, зарегистрированные при выполнении комбинации.

Дополнительным показателем служила «функциональная стоимость» выполненной серийной работы, которая определялась как частное от деления показателя пульсовой стоимости на показатель выполненной механической работы. Получены следующие результаты, представленные в таблицах 15 и 16, и проиллюстрированные рисунком 10.

В серии максимальных прыжков довольно существенно повысился уровень ЧСС, который достиг 176,8 уд/мин. Прирост показателя составил 8,6% при статистической достоверности = 0,001. При этом вариативность индивидуальных показателей находится в пределах 24 уд/мин, но не менее 8 уд/мин.

Одновременно с этим наблюдается увеличение на 11 уд/мин (или на 12,5%) пульсовой стоимости нагрузки (р 0,001). Это - два весьма важных факта, которые необходимо расценить правильно, ибо может сложиться впечатление, что у гимнасток тренированность ухудшилась. В действительности они говорят о повышении функциональных возможностей гимнасток. Потому что при возросших уровнях ЧСС и ПС на 13,4% возросло количество выполняемых прыжков (р 0,001) и на 43 % (!) или в 1,8 раза уменьшилась функциональная стоимость выполненной работы. Показанное выше дает право утверждать, что функциональные возможности гимнасток значительно возросли. Это подтверждается и тем, что возросла более чем в 1,5 раза и достигла в среднем 41,9% восстанавливаемость ЧСС. Попутно отметим еще один факт: при выполнении комбинации уровень ЧСС снизился незначительно - с 165,5 уд/мин до 157,9 уд/мин (на 4%, р 0,01). Это может говорить о некоторой «объективности» необходимых функциональных затрат на стандартную нагрузку. Но в то же время пульсовая стоимость нагрузки уменьшилась более чем на 11% (с 91,6 до 81,2 уд/мин). И, главное: % восстановления оказался на 16,5% выше. Таким образом, и по функциональным показателям тренировка, ориентированная на максимальную высоту в серийных прыжковых упражнениях оказалась эффективной и целесообразной. Эффективность предложенной методики наглядно иллюстрируется сравнительным анализом показателей прыжковой подготовленности гимнасток первой экспериментальной и контрольной групп. Данные таблиц 22 и 23 свидетельствуют о безусловном преимуществе гимнасток экспериментальной группы по всем показателям прыжковой подготовленности.

Прыжковая подготовка, как и другие виды совершенствования, должна обеспечить спортивное мастерство. Поэтому важно определить, как повышение уровня этого специального вида подготовленности отражается на спортивно-техническом мастерстве.

Данный вопрос иллюстрируется материалами, представленными в таблицах 17 и 18. А в качестве критериев использованы те же (для сравнения), которые применялись в начале эксперимента: высота спортивных прыжков, оценка за их выполнение, а также интегративная оценка (произведение двух предыдущих параметров).

Тренировка по авторской методике привела к тому, что повышение уровня прыгучести нашло соответствующее отражение в увеличении высоты всех спортивных прыжков. В разных прыжках увеличение последнего параметра составило от 10,6% до 14%, или от 3,6 до 4,97 см. Это - много, тем более, если учитывать небольшую продолжительность занятий.

Следует заметить, что прирост прыгучести и увеличение высот спортивных прыжков не имеет четко выраженной пропорциональности: прыгучесть на двух ногах возросла на 13,4%, а на одной - на 25,4%; при этом высоты спортивных прыжков отталкиванием двумя ногами увеличились, соответственно, на 14 и 13,7%, а отталкиванием одной ногой - на 10,6 и 14%).

«Потенциальная» прыгучесть на одной и двух ногах составила, соответственно, 17,5 см и 40,8 см. Однако, в спортивных прыжках толчком двумя используется только 93,5-97,5% от «видимых» возможностей гимнасток, а в прыжках толчком одной ногой прыжковый потенциал превышается в 2-2,2 раза.

Это - не ошибка в расчетах или измерениях и не опечатка. Дело в том, что в спортивных прыжках прыжковый потенциал используется в составе спортивной техники. Техника, с одной стороны, помогает достичь более высокого уровня выпрыгивания, а с другой — дает возможность экономить прыжковый потенциал там, где это допустимо и оправданно.

В любом случае повышение уровня прыгучести обеспечивает повышение качества выполнения спортивных прыжков: оно в эксперименте составило от 25 до 128%.

Следует отдавать себе отчет в том, что на качество выполнения спортивных прыжков, безусловно, положительно повлияла специальная работа по технической подготовке, которая в процессе эксперимента не прекращалась (ход тренировочного процесса не менялся). Вычленить здесь парциальность именно прыжковой подготовки вряд ли представляется возможным.

Однако в этом аспекте очень показательным оказывается динамика инте-гративной оценки (произведение оценки за качество на высоту прыжка). Оказывается, что «чистые» оценки изменились в пределах 25-128%, а интегратив-ные - от 43 до 168%.

Похожие диссертации на Прыжковая подготовка спортсменок в художественной гимнастике