Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Повышение эффективности физического воспитания студенток на основе использования подготовки физкультурно-показательных выступлений Тимофеева Ольга Владимировна

Повышение эффективности физического воспитания студенток на основе использования подготовки физкультурно-показательных выступлений
<
Повышение эффективности физического воспитания студенток на основе использования подготовки физкультурно-показательных выступлений Повышение эффективности физического воспитания студенток на основе использования подготовки физкультурно-показательных выступлений Повышение эффективности физического воспитания студенток на основе использования подготовки физкультурно-показательных выступлений Повышение эффективности физического воспитания студенток на основе использования подготовки физкультурно-показательных выступлений Повышение эффективности физического воспитания студенток на основе использования подготовки физкультурно-показательных выступлений Повышение эффективности физического воспитания студенток на основе использования подготовки физкультурно-показательных выступлений Повышение эффективности физического воспитания студенток на основе использования подготовки физкультурно-показательных выступлений Повышение эффективности физического воспитания студенток на основе использования подготовки физкультурно-показательных выступлений Повышение эффективности физического воспитания студенток на основе использования подготовки физкультурно-показательных выступлений Повышение эффективности физического воспитания студенток на основе использования подготовки физкультурно-показательных выступлений Повышение эффективности физического воспитания студенток на основе использования подготовки физкультурно-показательных выступлений Повышение эффективности физического воспитания студенток на основе использования подготовки физкультурно-показательных выступлений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тимофеева Ольга Владимировна. Повышение эффективности физического воспитания студенток на основе использования подготовки физкультурно-показательных выступлений : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Тимофеева Ольга Владимировна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т Ком. образования Правительства Москвы].- Омск, 2010.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/807

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки к постановке проблемы совершенствования системы физического воспитания студенток 10

1.1. Проблемы и пути совершенствования физического воспитания в высших учебных заведениях 10

1.2. Программно-нормативные основы физического воспитания в вузах 18

1.3. Потребностно-мотивационная ориентация двигательной активности студенток в области физического воспитания 24

1.4. Педагогические технологии в сфере физической культуры 30

1.5. Инновации в системе физического воспитания студенток 32 Резюме 38

ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация исследования 40

2.1. Задачи исследования 40

2.2. Методы исследования 40

2.3. Организация исследования 47

ГЛАВА 3. Изучение интересов и мотивов студенток к занятиям физической культурой, исходный уровень их физического развития, физической и функциональной подготовленности 49

3.1. Интересы студенток к физкультурной деятельности 49

3.2. Уровень физического развития студенток 1-го курса 51

3.3. Уровень физической подготовленности студенток 1-го курса 54 Резюме 57

ГЛАВА 4. Структура и содержание подготовки физкультурно-показательных выступлений в системе физического воспитания студенток 59

4.1. Теоретическое обоснование целесообразности использования средств подготовки физкультурно-показательных выступлений в физическом воспитании студенток 59

4.2. Разработка модели подготовки физкультурно-показательных выступлений в системе физического воспитания студенток 63

4.3. Технология реализации модели подготовки физкультурно-показательных выступлений 69

4.3.1. Отбор в группы специализации 70

4.3.2. Распределение учебных часов между разделами учебной программы 72

4.3.3. Методика обучения танцевальным композициям физкультурно-показательных выступлений 76

4.4. Содержание подготовки физкультурно-показательных выступлений 81

ГЛАВА 5. Проверка зффективпости опытно-экспериментальной модели подготовки физкультурно-показательных выступлений в системе физического воспитания студенток 86

5.1. Физическое развитие студенток в результате занятий направленных на подготовку физкультурно-показательных выступлений 86

5.2. Изменение уровня физической подготовленности студенток в результате занятий направленных на подготовку физкультурно-показательных выступлений 92

5.3. Изменение уровня функциональной подготовленности студенток при занятиях подготовкой физкультурно-показательных выступлений 97

5.4. Влияние занятий подготовкой физкультурно-показательных выступлений на дифференцированную самооиенку 101

5.5. Отношение студенток экспериментальной и контрольной групп к уроку физического воспитания 103

Резюме 107

Заключение по

Выводы 113

Практические рекомендации 116

Список используемой литературы 119

Приложение 141

Введение к работе

Актуальность. Специалисты отмечают, что в настоящее время в Российской Федерации продолжает расти негативная тенденция, связанная с отсутствием заинтересованности в занятиях физическими упражнениями, что способствует снижению двигательной активности, физической и функциональной подготовленности студенческой молодёжи (Л.М. Шачнева, 1996; Д.М. Гизлятдинов, 2006;. A.M. Гендин,2007; Г.Ю. Козина, 2007).

Студенческий возраст является важным периодом в жизни молодого человека, так как совпадает с первым периодом зрелости, который характеризуется усилением сознательных мотивов поведения, сложностью становления личностных черт, выработкой устойчивых свойств личности (В.Г. Агеев, 1974; М.Я.Виленский,1987; Г.А. Вайник, 1995; Л.Ш. Апципури, 2003; О.Л. Трещева, 2003). В данное время проблема совершенствования физического воспитания в вузе является предметом внимания специалистов и ее решение направлено на поиск новых, нетрадиционных средств проведения занятий с учётом мотивационной сферы занимающихся (В.К. Бальсевич, 2002; О.В. Лимаренко, 2005; Л.Т. Кудашова, М.В. Назаренко, 2007).

В связи с вышесказанным становится очевидной потребность внесения изменений в процесс физического воспитания студенток - совершенствование учебного процесса средствами определенного (избранного) вида двигательной активности (В.И. Платонов, 1990; Л.И. Лубышнва, 1993; А.В. Лотоненко, 2003; О.Л. Постол, 2004).

В настоящее время большой популярностью пользуются различные виды гимнастики танцевальной направленности, что является одним из эффективных средств вовлечения студенческой молодежи в систематические занятия физическими упражнениями. Следует отметить, что отношение студенток к различным танцевальным направлениям характеризуется положительной мотивацией, заметно растёт интерес к занятиям, удовлетворённость ими. Эту особенность учебного процесса подчёркивают многие авторы (С.А. Носкова,

2002; Чикалова, 2007; М.Н.Селиверстова, 2008).

Но, несмотря на ряд исследований в области различных видов гимнастики танцевальной направленности, по мнению Т.С. Лисицкой и Л.В.Сидневои, (2002), на современном этапе требуется поиск новых методик, дальнейшее развитие и расширение научно-исследовательских программ.

Таким образом, при работе со студентками актуальными являются исследования, ориентированные на изучение привлекательных, новых, нетрадиционных для вуза, но достаточно популярных, доступных и эффективных видов двигательной активности, применяемых в практике физического воспитания.

В последнее десятилетие стала популярной такая форма двигательной активности, как физкультурно-показательные выступления, используемые перед началом и в конце соревнований различного ранга, а также в перерывах. Эти выступления способствуют повышению качества учебной работы, интереса к учебе, росту спортивного мастерства, развитию морально-волевых, психологических и физических качеств. Обстановка, в которой проходят выступления, наличие зрителей, судей, определенная цель, стоящая перед студентками, требуют высокой дисциплины, настойчивости, выдержки, проявления коллективизма и других ценных личностных качеств (С.А. Носкова, 2002; Н.В. Малиновская, 2003; Н.В. Чикалова, 2006; М.В. Климова, 2007; Б.Н. Петров, 2007).

Однако исследований по использованию подготовки физкультурно-показательных выступлений для студенток нефизкультурных вузов нами не обнаружено.

Анализ литературы по проблеме исследования свидетельствует, что имеется противоречие между необходимостью новых подходов в решении проблем физического воспитания студенток с учётом мотивационной сферы и недостаточностью сведений о ценности вовлечения студенток в занятия подготовкой физкультурно-показательных выступлений для повышения интереса к двигательной активности, улучшения физической и функциональной

подготовленности.

Указанное противоречие определило проблему исследования: поиск путей и средств эффективной подготовки физкультурно-показательных выступлений в физическом воспитании студенток, способствующих развитию интереса к занятиям, повышению уровня физической и функциональной подготовленности.

Объект исследования - процесс физического воспитания студенток неспециальных вузов.

Предмет исследования — структура и содержание подготовки . физкультурно-показательных выступлений в системе физического воспитания студенток.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и опытно-экспериментальной проверке эффективности физкультурно-показательных выступлений в системе физического воспитания студенток.

Гипотеза исследования: использование подготовки физкультурно-показательных выступлений в системе физического воспитания студенток станет эффективным средством повышения мотивации к занятиям, улучшения физической и функциональной подготовленности, эстетики и культуры движений, если:

- эта подготовка будет осуществляться как целостный процесс на основе разработанной модели и технологии ее реализации в системе физического воспитания студенток;

- средствами подготовки физкультурно-показательных выступлений станут различные виды гимнастики танцевальной направленности - чирлидинг и фитнес-аэробика (классическая аэробика, степ-аэробика, фанк-аэробика), направленные на участие в физкультурно-показательных выступлениях, и индивидуально подобранные силовые упражнения - шейпинг, способствующий коррекции фигуры, что в целом позволит увеличить двигательную активность, физическую и функциональную подготовленность, эстетику и культуру движений.

Теоретико-методологической основой исследования явились концепция

физической культуры как вида общей культуры человека (В.К. Бальсевич, 1995; М.Я. Виленский, 1999); основные положения теории и методики физического воспитания (Л.П. Матвеев,1977; М.М. Боген,1985; В.Ю. Верхошанский, 1985; Н.В. Платонов, 1986); теория физического воспитания студентов на основе личностно-деятельностного подхода (Н.В. Пешкова, 2000 В.Г. Шилько, 2003; А.В. Островский, 2007;); концептуальные положения формирования устойчивой мотивации к занятиям (В.П. Асеев, 1976; А. Петков, 1988; Т.А. Булавкина, 1997; И.В. Азарова,2003 и др.); теория формирования основных приемов оздоровительной аэробики (Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева, 2002); система оздоровительных занятий индивидуально подобранных силовых упражнений, направленных на коррекцию фигуры (В.И. Прохорцев, 1994); теории эффективности гимнастических упражнений танцевальной направленности (У .Л. Погребная, 2003; Н.Н. Грудницкая,2007; Н.Н. Селиверстова, 2008); теория подготовки показательных выступлений (М.В. Климова,2007; Н.В. Малиновская, 2003, Б.Н. Петров, 2007; Н.В. Чикалова, 200

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении раздела теории и методики физического воспитания сведениями, основанными на подготовке физкультурно-показательных выступлений студенток на занятиях по физической культуре в рамках вариативного компонента программы дисциплины «Физическая культура».

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке:

-программно-методического обеспечения физического воспитания студенток, направленного на использование занятий, основанных на подготовке и участии в физкультурно-показательных выступлениях на соревнованиях по различным видам спорта;

- методических рекомендаций для проведения занятий в организованной и самостоятельной форме с применением комплексов физических упражнений, оказывающих позитивное воздействие на развитие гибкости при подготовке физкультурно-показательных выступлений.

Полученные материалы исследования могут быть использованы в высших и средних специальных учебных заведениях, в учреждениях повышения квалификации преподавателей физической культуры.

Научная новизна исследования заключается в следующем.

  1. Разработана, обоснована и внедрена модель подготовки физкультурно-показательных выступлений в системе физического воспитания студенток, осуществляемая в рамках организованных занятий учебного процесса, содержащая следующие этапы: информационно-диагностический, образовательно-тренировочный, контрольно-коррекционный, итогово-презентативный, индивидуально-самостоятельный.

  2. Разработано содержание модели подготовки физкультурно-показательных выступлений на основе комплексного использования гимнастических видов танцевальной направленности — чирлидинг и фитнес-аэробика (классическая аэробика, степ-аэробика, фанк-аэробика), направленные на участие в физкультурно-показательных выступлениях, и индивидуально подобранных силовых упражнений - шейпинга, направленных на коррекцию фигуры.

3. Определены организационно-педагогические условия успешности
комплексного использования гимнастических видов танцевальной
направленности: построение учебных занятий с учетом интереса и
индивидуальных особенностей студенток, создание творческой эмоционально
благоприятной атмосферы, повышение физкультурно-оздоровительного
уровня.

4. Предложена технология реализации модели подготовки физкультурно-
показательных выступлений в системе физического воспитания студенток,
включающая учебную программу, отбор в группы специализации, методику
обучения гимнастическим упражнениям танцевальных композиций,
комплексный педагогический контроль, участие в физкультурно-показательных
выступлениях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Знание уровня физической и функциональной подготовленности, а

также мотивации к занятиям физической культурой студенток позволяет дифференцированно строить учебный процесс, в частности, разработать модель подготовки физкультурно-показательных выступлений и, как результат, повысить эффективность учебного процесса по физическому воспитанию.

2. Концепция построения модели подготовки физкультурно-показательных выступлений студенток основана на комплексном использовании гимнастических видов танцевальной направленности в учебном процессе, при этом в качестве основного средства необходимо использовать чирлидинг и фитнес-аэробику (классическая аэробика, степ-аэробика, фанк-аэробика), а в качестве дополнительного - индивидуально подобранные силовые упражнения - шейпинг.

3. Технология реализации модели подготовки физкультурно-показательных выступлений в системе физического воспитания студенток включает отбор в группы специализации, разработку модели подготовки физкультурно-показательных выступлений, комплексный педагогический контроль, участие обучающихся в физкультурно-показательных выступлениях, анализ выступлений и коррекцию структуры и содержания учебно-тренировочного процесса.

Обоснованность и достоверность результатов эксперимента обеспечивалась значительным объёмом теоретико-методического материала по проблеме исследования, комплексом адекватных задачам методов исследования, статистически однородными показателями испытуемых экспериментальной и контрольной групп.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций и списка литературы, включающего 204 названия, из них 8 на иностранных языках, 7 приложений. Содержание работы изложено на 145 страницах машинописного текста, содержит 17 таблиц, 17 рисунков.

Проблемы и пути совершенствования физического воспитания в высших учебных заведениях

В связи с реформой высшего образования вследствие новых рыночных отношений трансформировались социальные условия и экономический статус студента. Сегодня студенчество становится особой социальной группой общества, сложной и напряженной жизнедеятельности которой сопутствует ряд факторов. Отметим наиболее значимые из них: большой объем информации, подлежащий обработке и усвоению на фоне эмоциональных переживаний; отсутствие регламентированного отдыха, должных условий быта и полноценного питания; низкая двигательная активность; агрессивность, алкоголизм среди некоторой части студенческой молодежи. Все эти негативные факторы находят свое отражение не только в изменениях функционального и . физического состояния в целом, но и приводят к снижению работоспособности, возникновению нервных и сердечно-сосудистых заболеваний, перенапряжению адаптационных процессов [20, 33, 56, 60]. Но, несмотря на вышесказанное, развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их последствия. Молодежь должна быть способна к сотрудничеству, обладать мобильностью, динамизмом и развитым чувством ответственности [19, 132, 202]. Модернизация российского образования выдвигает новые задачи и требования к системе физического воспитания [14, 149, 153, 157].

Болонская стратегия модернизации российского образования ориентирует высшие учебные заведения на существенное обновление образовательной деятельности [151]. Развитие образовательной деятельности осуществляется в соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» и определяет стратегические направления, предусматривающие развитие образования под воздействием цивилизационно-информационных процессов, создание определенной системы координат развития физической культуры, включая культурные базовые ценности, политические и социально-экономические отношения и нормы [91, 92].

Специалисты в области физического воспитания отмечают, что на протяжении десятилетий при формировании физической культуры у занимающихся акцент смещался на ее двигательный компонент в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому. При этом наблюдался разрыв связей физической культуры с общей культурой человека, ее духовным началом, что значительно снижало ее потенциальные возможности. На сегодняшний день физическое воспитание преследует более широкие цели -воспитание личности через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры [36, 154, 160, 177, 187].

Физическая культура, имея огромный потенциал не только в плане улучшения физической подготовленности, здоровья, но и как средство формирующего воздействия на личность студента, как никакая другая область деятельности может быть направлена на решение ряда психофизических, эстетических, социально педагогических задач [14, 51, 113, 114].

Изменение целевой направленности физического воспитания, суть которого сводится к формированию гармонично развитой личности, требует отказа от авторитарных методов и обращения к личности студента, его интересам и потребностям в сфере телесного (физического) и духовного совершенствования [124, 139, 144, 174].

Вместе с тем указанный потенциал крайне слабо реализуется на практике физического воспитания студентов. В настоящее время инновационная деятельность в области образования осуществляется в контексте личностно-развивающего подхода, отличительной чертой которого является признание учащегося, как носителя субъективного опыта, через призму которого он воспринимает педагогические воздействия [23, 96, 143, 157]. Все это подчеркивает, с одной стороны, наличие высоких потенциальных возможностей студентов, а с другой - необходимость максимальной реализации этих возможностей в процессе обучения [8, 42, 44]. Физкультурное образование - важный способ формирования образа жизни и жизнедеятельности урбанизированного человека на пороге XXI века [179, 188, 203].

Известно, что качество учебы студентов зависит не только от их общеобразовательной подготовки, профессорского-преподавательского состава, материально-технической оснащенности вуза, но и от состояния их здоровья и физической работоспособности [65, 75,204].

Многие авторы в своих работах, опираясь на социологические исследования, отмечают слабый уровень физической подготовленности студентов, слабый интерес к своему здоровью, физической культуре и спорту [32,33,56, 101].

Среди начинающих обучение 30-60% имеют отклонения в здоровье, причем две трети из них по два, три и более заболевания. Наиболее распространенными являются заболевания сердечно-сосудистой системы, болезни центральной нервной системы и органов чувств, системы пищеварения, органов дыхания и опорно-двигательного аппарата. Выявлена негативная динамика здоровья: к концу обучения в вузе, увеличивается число лиц с функциональными нарушениями, следовательно, уменьшается число здоровых людей [57, 69, 100, 103].

В своей работе В.А. Антикова отмечает, что студенты ставят физическую культуру в числе жизненно необходимых ценностей на одно из последних мест, для 54% опрошенных здоровье не имеет существенного значения [8].

Уровень физического развития студенток 1-го курса

К средствам физкультурно-показательных выступлений относятся: чирлидинг, фитнес-аэробика, шейпинг [107, 108, 134, 162].

В танцевальных композициях по чирлидингу использовалась одна номинация - «чир-дане-шоу», которая используется только для участия в физкультурно-показательных выступлениях. Содержание композиции составляли базовые элементы чирлидинга, положения рук и ног, в некоторых частях композиции были использованы помпоны, длительность композиции составляла две минуты тридцать секунд [134].

В танцевальных композициях по фитнес-аэробике использовались три номинации: классическая аэробика, степ-аэробика, фанк-аэробика.

Основу танцевальных композиций классической аэробики составили базовые элементы: разновидности шагов с приставлением ноги, разновидности шагов с выставлением ноги, разновидности шагов с подъемом ноги, разновидности бега, разновидности шага и бега, выполняемые с подскоком, разнообразные скачки и подскоки. Длительность композиции - две минуты.

Композиции по степ-аэробике, также составлялись на основе базовых шагов, но в зависимости от направления вертикального перемещения (вверх или вниз): шаги и движения, которые начинаются с пола и выполняются на платформу, определяются как шаги вверх; шаги и движения которых начинаются с платформы на пол, называются шагами вниз. Наличие или отсутствие поворота позволяет разделить элементы на следующие виды: без поворота — переместительные, с поворотом - вращательные. В композициях степ-аэробики также использовались разнообразные шаги, подскоки и скачки. Длительность композиции - две минуты.

Основу танцевальных композиций фанк-аэробики составили современные танцы, где уделялось большее внимание работе ног и стоп; работа рук напоминает жестикуляцию. В композициях были использованы шаги, скачки, подскоки, прыжки, упражнения на полу в партере, различные звуковые эффекты из жизни, например, сигнал машины, шум вертолета, стрельба и так далее. Длительность композиции - две минуты [107, 108]. Также в композиции по чирлидингу и фитнес-аэробике вошли: - элементы художественной гимнастики: махи, махи с захватом, шпагаты, равновесия, повороты, разнообразные прыжки, кувырки, упражнения, выполняемые в партере; - элементы акробатики: пирамидковые упражнения - одиночные (один партнер держит другого), двойные (два партнера держат одного) и пирамиды, где используется большое количество человек. Танцевальные композиции по чирлидингу отличались от композиций по фитнес-аэробике совершенно иным характером и спецификой движений, в одной композиции по чирлидингу использовалось до 5-6 разнообразных музыкальных треков а, соответственно, и танцевальных стилей, некоторые блоки танцевальной композиции выполнялись с помпонами в руках. Дополнительным третьим видом, направленным на подготовку физкультурно-показательных выступлений, учитывая желания студенток к коррекции фигуры, стал шейпинг. Этот вид двигательной активности способствует развитию силовых качеств с помощью индивидуально подобранных упражнений, направленных на коррекцию фигуры [162]. Для теоретического обоснования использования средств физкультурно-показательных выступлений в системе физического воспитания студенток учитывались данные исследований, в которых изучалось отношение студенток к различным гимнастическим упражнениям танцевальной направленности [134, 148, 172, 190,], динамика физического развития, и физической подготовленности [120, 134, 148.], улучшение функционального состояния [61, 77, 109] развитие силы, гибкости, координации [7, 41, 127], воспитание творческих способностей, мастерства, точности, согласованности, эстетики и культуры движений [102, 120, 136]. Участие в физкультурно-показательных выступлениях помогают приобрести уверенность, хорошее настроение, повысить уровень самооценки и избавиться от комплексов, что является одним из важных мотивов к последующим занятиям [134, 182, 190]. По мнению С.А. Носковой (2002), и других специалистов подготовка танцевальных композиций и участие в физкультурно-показательных выступлениях позволяют успешно решать задачу формирования и совершенствования способности видеть, чувствовать и правильно понимать красоту и другие физические и эстетические ценности спорта, а также способствуют формированию творческих качеств студенток [120, 134, 182, 190]. Подготовка физкультурно-показательных выступлений, предоставляет прекрасные возможности девушкам для гармоничного развития физических качеств и творческих способностей, воспитания эстетики и культуры движений, улучшения телосложения и осанки, укрепления здоровья [120, 190]. Разучивание и отрабатывание техники танцевальных композиций способствуют не только развитию аэробных способностей, но и двигательной координации, что, по мнению Е.В. Старковой (2006), является наиболее существенным элементом двигательной подготовки, на которую в вузах уделяется недостаточно времени [176]. Т.И. Зубкова (2006) отмечает, что использование танцевальных композиций на занятиях по физическому воспитанию дает студенткам возможность научиться легко и непринужденно двигаться под музыку, выполняя при этом сложные в координационном отношении задания, что способствует улучшению гибкости, координации движений, развивает специальную выносливость, а также способствует решению ряда общеобразовательных задач: приобщение к достоянию культуры всего мира посредством применения элементов историко-бытовых и народных танцев; знакомство с основами музыкальной грамоты и произведениями различных композиторов посредством использования музыки на занятиях [77, 78].

Танцевальная направленность развивает и творческие способностей занимающихся, в процессе занятий танцами занимающиеся теснее соприкасаются с искусством, воспитывается правильное ощущение красоты движений. Также необходимо помнить и о том терапевтическом эффекте, который танцевальные композиции оказывают на эмоциональное состояние занимающихся, способствуя снятию напряжения, усталости и улучшению настроения. Наличие эмоционального компонента в ходе напряжённого умственного труда наиболее оптимально восстанавливает умственную работоспособность, избирательно воздействует на органы и системы [61, 148, 204]. Подготовка физкультурно-показательных выступлений позволяет не только повысить эмоциональность и моторную плотность занятия, улучшить физическое и функциональное состояние, но и способствует воспитанию эстетики и культуры движений. [134, 190].

Дополнительным средством в подготовке физкультурно-показательных выступлений стал шейпинг.

В исследованиях В.Л. Леоновой (1999), Е.С. Сусолиной (2006) доказано положительное влияние на состояние физического здоровья, что неразрывно связано со многими показателями, среди которых коррекция фигуры и жироотложения, выделяются как одни из ведущих. Уже в первые 3-6 месяцев занятий происходит наиболее выраженное уменьшение величины жирового компонента. За счет сжигания массы жировой ткани, стимуляции роста мышечной ткани, улучшения коэффициента восстановления ЧСС [104, 180].

Разработка модели подготовки физкультурно-показательных выступлений в системе физического воспитания студенток

Первые занятия в начале эксперимента показали, что не все студентки владели правильной техникой предлагаемых упражнений, а именно: базовыми шагами чирлидинга, фитнесс-аэробики, техникой выполнения силовых упражнений, направленных на коррекцию фигуры, упражнений на развитие гибкости, что требовало определённого времени на обучение и постановку данной техники. По мнению М.М. Боген, (2001) отсутствие правильной техники искажает движение, что снижает скорость их выполнения. Кроме того, некоторая неуверенность при выполнении танцевального блока, стеснение влекли за собой психологическую неудовлетворённость занятиями [31]. Следовательно, при проведении эксперимента, чтобы исключить . психологический барьер, перед нами стояла задача разработки такой методики, которая позволила бы в минимально короткие сроки поставить технику, приобрести навык выполнения движений, повысить тренировочный эффект занятий.

На начальном этапе разучивания двигательных действий все занимающиеся были расположены спиной к зеркалу. Это было сделано, для того, акцентировать внимание на преподавателя и технику выполнения базовых элементов, при выполнении которых не рассеивалось бы внимание, и не возникала неловкость и стеснение при сравнении себя с другими. Учитывая, -стремление девушек к демонстрации движений перед зрителями во время выступлений при обучении танцевальным упражнениям обращалось внимание не только на эстетику и культуру движений, но и на культуру поведения, общения, умения устанавливать позитивные отношения с другими занимающимися, направленные на формирование высокого уровня общей культуры человека. Особое внимание уделялось эстетической направленности занятий, выразительности двигательных действий, способности к синхронному выполнению танцевальных упражнений.

В начале обучения танцевальной композиции сначала делался упор на разучивание базовых шагов чирлидинга, фитнес-аэробики и их модификаций, на основе которых составлялись и разучивались танцевальные композиции, которые были направлены на участие в физкультурно-показательных выступлениях на соревнованиях различного ранга. При разучивании композиции нами была использована и модифицирована структура разучивания комплексов, по аэробике разработанная Т.С. Лисицкой, Л.В. Сидневой (2002), [107, 108], (рис.11).

Данная структура была изменена и дополнена нами в связи с тем, что время длительность танцевальной композиции больше, чем аэробного комплекса. С целью разнообразного проведения урока было разработано две схемы разучивания танцевальных композиций. Базовые упражнения, после разучивания соединялись в «цепочки», далее цепочки соединялись в одну связку, несколько связок составляют одну танцевальную часть [107, 108]. Интервалы между цепочками» и связками, частями композиции заполняют паузы, в которых используются упражнения на восстановление дыхания, после выполнения которых преподаватель еще раз акцентирует внимание на технике выполнения двигательного действия. Темп движений и длительность музыкального сопровождения определялся в соответствии с этапом планирования и подготовленностью занимающихся. Стиль музыки соответствовал возрасту занимающихся и современным модным направлениям. На начальном этапе разучивания танцевальных цепочек, серий, частей будущих композиций задается темп 120-130 уд/ минуту. Далее в зависимости от формирования двигательных умений и в дальнейшем навыков темп выполнения повышался до 150-160 уд/мин. Для достижения синхронности следует добиться точности и четкости выполнения движений. Выполнение одинаковых движений в одно и то же время называется синхронностью, что и является результатом тренировки точности и четкости. Для достижения правильной техники выполнение двигательных действий, высокой точности и синхронности упражнений применялась практическая отработка различных положений ног, рук и кистей рук. Студентки строились в одну колонну и, стоя на месте, выполняли упражнение на восемь счетов. Каждому движению соответствовал свой номер, определенное положение рук и ног. Движения последовательно сменяли друг друга и многократно повторялись. При отработке упражнений останавливался счет, и проверялись движения каждой занимающейся, обращалось внимание на положения рук, ног, тела. Каждое упражнение сначала выполнялось под счет без музыкального сопровождения. Со временем быстрота выполнения упражнения повышалась и музыкальное сопровождение начинало играть роль лидера, задающего ритм, темп и, в целом, нагрузку.

Практическая отработка четкости и синхронности включала от четырех до восьми последовательных упражнений, следующих друг за другом, и выполнялась в группах по 8 человек. Если кому-либо была нужна дополнительная помощь, то она осуществлялась индивидуально или в паре с опытной занимающейся. Отработка четкости и синхронности движений происходила перед зеркалом, чтоб каждый мог видеть не только себя, но и других. Для поддержания интереса и для повышения эффективности занятий следовало разучивание большого количества разнообразных танцевальных блоков, из которых в последующем складывались композиции.

Форма проведения урока строилось по стандартной схеме, и выглядела следующим образом: 11-17% (10-15 мин.) подготовительная часть, 66-75% (60-70 мин.) основная часть, 11-17% (10-15 мин.) заключительная часть.

Физическое развитие студенток в результате занятий направленных на подготовку физкультурно-показательных выступлений

Возросла сила мышц спины, достоверный прирост произошел в обеих группах (Р 0,01) и составил 13% в экспериментальной и 10% в контрольной.

Показатели кистевой динамометрии правой руки в экспериментальной группе свидетельствуют о достоверном приросте на 14%, что соответствует (Р 0,05). Улучшение показателя наблюдалось и в контрольной группе - но менее значительное на 8%, что соответствовало достоверному изменению (Р 0,05).

Определение показателей становой динамометрии (силы мышц разгибателей спины) за время эксперимента показало, что более значимый прирост произошел у занимающихся подготовкой физкультурно-показательных выступлений. Сила мышц в экспериментальной группе повысилась на 11% (Р 0,01) и на 8% в контрольной, что статистически достоверно (Р 0,05).

Силовой индекс кисти до начала исследования в обеих группах был ниже стандартных величин физического развития. В конце эксперимента в экспериментальной группе показатель стал соответствовать норме, достоверный прирост составил 16% (Р 0,01). Улучшение силового индекса наблюдалось и в контрольной группе - на 9%, данные различия соответствовали достоверным изменениям (Р 0,05), (табл. 12).

Силовой индекс мышц спины до начала исследования свидетельствовал о недостаточном развитии мышц спины в обеих группах. В конце эксперимента значение этого показателя повысилось как в экспериментальной, так и в контрольной группах - на 12% и 7 % соответственно, что соответствовало достоверным изменениям (Р 0,01).

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что использование подготовки физкультурно-показательных выступлений оказывает положительное влияние на физическое развитие студенток, эффективно сказывается на развитии мышечной массы и силовых показателей. Более положительные сдвиги в экспериментальной группе по отношению к контрольной произошли в развитии силовых качеств, что позволило предположить, что этому способствовало применение силовых упражнений, направленных на коррекцию фигуры с использованием отягощений (В .И. Прохорцев, 1997г.).

Анализ полученных данных показал положительные сдвиги в уровне развития гибкости в обеих группах: у занимающиеся экспериментальной группы показатель статистически достоверно возрос на 36% (Р 0,01), в то время как в контрольной группе на 19% (Р 0,05), (табл. 13).

Примечание: 1- тестирование до начала эксперимента; 2 - тестирование после проведения эксперимента; п - объем выборки; Ро - достоверность различия конечных величин; Х±т - средняя арифметическая величина и средняя ошибка среднего арифметического. Данные изменения в результатах экспериментальной группы свидетельствуют о большем развитии гибкости в группе подготовки физкультурно-показательных выступлений в сравнении с занятиями по аэробике.

Исходный уровень показателей координационных способностей у студенток обеих групп был примерно одинаков (табл.13). Большинство испытуемых не могли слитно и четко воспроизвести предложенную цепочку танцевальной композиции. После проведения эксперимента выявлено достоверное увеличение этого показателя на 4,25 бала, относительный прирост составил 54%, (Р 0,01) в экспериментальной группе и с меньшей тенденцией к увеличению на 1,9 балла, в контрольной, относительный прирост был равен 34% (Р 0,05). Улучшение данного показателя было ожидаемо, так как работа на занятиях сопровождалась большим количеством разнообразных движений, что связано с длительностью выполнения танцевальных композиций, разнообразным характером, постоянной работой над техникой.

Для выявления уровня развития скоростно-силовых способностей был проведен тест «прыжок в длину с места». За изучаемый период занимающиеся улучшили свои результаты, что свидетельствует не только об увеличении взрывной силы мышц ног, но и о совершенствовании координации движений.

В экспериментальной группе произошли статистически достоверные изменения на 3%, в контрольной группе также произошли положительные изменения, но были менее значительны, 2%. Такое изменение показателя в экспериментальной группе подтверждает развитие скоростно-силовых способностей. На наш взгляд это связано с тем, что на занятиях подготовкой физкультурно-показательных выступлений при выполнении танцевальной композиции студентке приходилось быстро переходить с одного блока танцевальной композиции на другой с совершенно иным характером и темпом, а также выступая на разных площадках регулировать длину шага, соблюдая размеры площадки и рисунок композиции. При сравнении показателей на выносливость (12-ти минутный тест Купера) после окончания эксперимента наибольшего статистически достоверного прироста результатов достигли студентки экспериментальной группы - 22% (Р 0,01). Занимающиеся контрольной группы достоверно повысили данный показатель, но менее значительно на 15% (Р 0,05). Повышения уровня выносливости в экспериментальной группе было ожидаемо, так как выполнение танцевальных композиций длительностью до трех минут способствовало большему развитию аэробных возможностей в сравнении с группой аэробики, где использовались танцевальные связки длительностью до одной минуты.

За изучаемый период занимающиеся экспериментальной и контрольной групп статистически достоверно улучшили свои результаты, в беге на 100 метров на 6%; и 4% соответственно, что свидетельствует не только об увеличении взрывной силы мышц ног.

Подводя итог, можно говорить о положительном, статистически значимом влиянии подготовки физкультурно-показательных выступлений на развитие гибкости, координации, скоростно-силовых способностей, общей выносливости в сравнении с занятиями в группах аэробики.

Похожие диссертации на Повышение эффективности физического воспитания студенток на основе использования подготовки физкультурно-показательных выступлений