Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Постановка проблемы и понятийный аппарат технологии 22
1.1. Постановка проблемы 22
1.2. Понятийный аппарат 31
Глава II. Концептуальные компоненты технологии 53
2.1. Проблема культурного значения игровых видов спорта и пути ее решения 53
2.1.1. Различные подходы к оценке социокультурной роли игровых видов спорта и спорта в целом 53
2.1.2. Методология решения проблемы 67
2.2. Социокультурный потенциал игровых видов спорта 72
2.2.1. Игровые виды спорта как социальная ценность и причины их привлекательности 72
2.2.2. Нравственные основы игровых видов спорта 92
2.2.3. Эстетические компоненты игровых видов спорта 110
2.3. Проблема реализации социокультурного потенциала игровых видов спорта 142
2.3.1. Трудности реализации нравственного потенциала игровых видов спорта 144
2.3.2. Проблема реализации эстетического потенциала игровых видов спорта 167
2.4. Социальные барьеры реализации социокультурного потенциала игровых видов спорта 181
2.4.1. Характер ценностных ориентации субъектов игровых видов спорта 182
2.4.2. Уровень социокультурной образованности субъектов игровых видов спорта 197
2.4.3. Состояние системы образования и воспитания в сфере игровых видов спорта 212
2.4.4. Объективные факторы 218
Глава III. Процессуальные компоненты технологии и опыт ее использования в работе с юными футболистами 232
3.1. Процессуальные компоненты технологии 232
3.2. Опыт практического использования технологии в работе с юными футболистами 273
Заключение 300
Выводы 302
Практические рекомендации 307
Список литературы 310
Приложения 358
- Постановка проблемы
- Проблема культурного значения игровых видов спорта и пути ее решения
- Процессуальные компоненты технологии
- Опыт практического использования технологии в работе с юными футболистами
Введение к работе
В настоящее время миллионы людей приобщаются к активным занятиям физическими упражнениями, участвуют в спортивных соревнованиях. Еще большее число людей выступают как зрители и болельщики этих соревнований. Спорт все больше проникает в жизнь современного общества, оказывая воздействие практически на все его слои и сферы. Он включает в свою орбиту культуру, образование, политику, экономику, технику, науку, средства массовой информации, сферу досуга и т.д.
В сферу спорта все активнее вовлекаются дети и подростки. Постоянно расширяется число специально организуемых для них соревнований, в том числе массовых. В нашей стране в 1991 г. в целях стимулирования занятий спортом школьников разработано Положение о проведении Всесоюзных спортивных игр школьников. Проводятся Игры сельской молодежи, спартакиады учащихся средних школ. В настоящее время массовые спортивные соревнования для детей и подростков получают широкое развитие и в других странах. Так, в Германии ежегодно проводятся Федеральные игры молодежи - массовые спортивные соревнования для детей школьного возраста. Для детей и молодежи здесь ежегодно проводятся и соревнования "Молодежь тренируется для Олимпиады". В программу этих соревнований входит 10 видов спорта: легкая атлетика, плавание, гимнастика, волейбол, футбол, баскетбол, гандбол, академическая гребля, лыжные гонки, хоккей. В Австрии проводятся массовые соревнования школьников «Летняя неделя спорта». Полумарафон среди школьников в виде эстафеты с большим количеством участников организуется во Франции. Развитие школьного баскетбола в Австрии привело к созданию организационной модели соревнований школьников на кубок "Золотой бокал". Во многих странах регулярно проводятся (особенно в связи с летними и зимними Олимпийскими играми) детские спортивные соревнования под названием «Малые Олимпиады». Все более широкий размах получают и международные детско-юношеские спортивные соревнования. В течение
многих лет проводятся Международные спортивные игры школьников и Олимпийские Дни молодых европейских спортсменов. В 1998 г. в Москве были проведены Всемирные юношеские игры.
В этой ситуации все большую значимость приобретает широкий круг вопросов, касающихся гуманистической культурной значимости спорта: содействует ли и в какой мере процесс столь широкого его развития реализации таких фундаментальных гуманистических ценностей современной культуры, как мир, дружба, взаимопонимание, взаимное уважение, духовно-нравственное и эстетическое развитие личности? Какое воздействие спорт может оказывать и реально оказывает на нравственность, эстетические способности, процесс формирования и удовлетворения разнообразных социально-культурных потребностей индивида, различных социальных групп населения, в первую очередь детей и подростков? Не оказывает ли соперничество, лежащее в самой основе спорта, негативное влияние на личность юных спортсменов, зрителей и т.д. и др?
Все эти вопросы особенно актуальны применительно к такой разновидностям спорта, как футбол, волейбол, баскетбол, хоккей, теннис и другие игровые виды спорта (спортивные игры) , поскольку именно они получили наиболее широкое распространение и необычайную популярность в современном обществе. Именно эти виды спорта наиболее активно внедряются в систему образования и воспитания подрастающего поколения, используются как средство отдыха и развлечения детей и молодежи.
В качестве примера сошлемся на турнир «Кожаный мяч», история которого началась летом 1964 г., когда газета «Пионерская Правда» опубликовала призыв: «Ребята! Создавайте во дворах и школах футбольные команды. Начинайте по всей нашей необъятной стране организованные соревнования». Успех был неожиданным, 50 тысяч команд, почти миллионы
1 Термины «спортивные игры» и «игровые виды спорта» в данной работе рассматриваются как синонимы.
мальчишек, приняли участие в первых всесоюзных соревнованиях. В годы перестройки турнир «Кожаный мяч» пережил тяжелые времена, поскольку финансирование подобного рода мероприятий было сокращено. Однако при поддержке генерального спонсора соревнований, компании DANONE, организаторы придали второе дыхание этому беспрецедентному мероприятию. В 2000 году во всероссийских отборочных матчах приняли участие около 62000 детских команд в трех возрастных группах: 9-Ю лет, 11-12 лет и 13-14 лет. По результатам общероссийских игр были определены 890 команд, достойных представлять свои регионы в региональных отборочных матчах. В зональных играх, которые прошли в восемнадцати российских городах, приняли участие 360 команд. В августе 2000 г. в городах Иваново, Рязань и Елец состоялись финальные соревнования. С 2000 г. в рамках «Кубка DANONE» проходит чемпионат мира среди непрофессиональных детских команд - Danone Nations Cup («Кубок Наций Данон») -единственное спортивное мероприятие для юных футболистов, которое признано крупнейшими футбольными ассоциациями, включая ФИФА и У ЕФА. В этих соревнованиях принимают участие только любительские команды в младшей возрастной группе. По мнению организаторов, очень важно привлекать к спортивным состязаниям такого уровня именно самых маленьких детей.
Важно отметить, что среди ученых и специалистов-практиков до сих широко распространено мнение о том, будто активные занятия спортом сами по себе привлекают спортсменов к миру культурных ценностей и тем самым позволяют решить широкий круг важных социально-педагогических, гуманистически ориентированных задач: содействуют сохранению и укреплению здоровья, формированию эстетической и нравственной культуры, разностороннему развитию личности и т.д.
Реальное развитие спорта выявило, однако, тот факт, что заключенные в спорте возможности для приобщения детей и молодежи к гуманистическим культурным ценностям, не реализуются автоматически, тем бо
лее в полном объеме. В зависимости от конкретной ситуации, конкретных условий, под воздействием различных факторов меняется содержание, характер, направленность спорта, его воздействие на личность и отношения людей, на первый план могут выходить его гуманистические ценности или, напротив, преобладающими становятся антигуманные явления, культурный потенциал используется в большей или меньшей степени [290, с. 64].
Поэтому все более актуальными являются вопросы о том, «какие ценности, какие общественные стереотипы поведения и взаимоотношений людей, какие личные черты характера вынесет из спортивной деятельности индивид, какой моральный смысл в различных жизненных ситуациях приобретут сформировавшиеся в спортивной деятельности волевые качества: упорство и инициативность или авантюризм и карьеризм; смелость и чувство собственного достоинства или чувство высокомерия и самолюбования» [48, с. 55].
Эти вопросы особенно актуальны применительно к юным спортсменам. В современном спорте успеха, признания нередко достигают совсем молодые люди, поскольку для достижения высокого спортивного результата часто достаточно определенного уровня техники, совокупности индивидуальных психофизиологических качеств, которые могут быть сформированы даже у детей и подростков. Поэтому все чаще возникают ситуации, когда совсем юный спортсмен еще не сформировался как личность, а общественное признание уже получил. В силу этого возникает опасность развития негативных черт личности.
И это - не абстрактная, а реальная возможность. В настоящее время, как известно, многих людей спорт привлекает вовсе не как сфера проявления эстетики, нравственности, культуры, средство гармоничного развития, а прежде всего потому, что здесь можно заработать деньги, наблюдать и проявить жестокость, агрессивность, грубую физическую силу. Среди спортсменов, в том числе самых юных, все чаще наблюдается стремление
добиться победы любой ценой, даже за счет здоровья, нарушения нравственных норм и т.д.
В этой ситуации все более очевидна необходимость разработки и внедрения в практику таких педагогических технологий, которые позволяют не только приобщить детей и молодежь к активным занятиям спортом, но в первую очередь «получить максимально полный социально-педагогический и культурный эффект от этих занятий» [302, с. 95]. В Декларации «Молодые люди и спорт», которая принята в 1995 г. в Лиссабоне на 8-й Конференции министров спорта европейских стран, подчеркивается, что занятия спортом должны рассматриваться с позиций гуманизма и терпимости, идеалам которых служит Совет Европы. В соответствии с этим специалисты, организующие эти занятия, должны направлять свои усилия на: развитие у молодежи психических и физических качеств; обучение этическим ценностям, справедливости и дисциплинированности; воспитание уважения к себе и другим людям, в том числе и к группам меньшинства; обучение терпимости и ответственности как предпосылки жизни в демократическом обществе; воспитание способности самоконтроля и развитие положительных качеств личности; пропаганду здорового образа жизни.
Причем, по мере возрастания роли спорта и спортсменов в обществе возрастает и ответственность тренеров, всех работников сферы спорта за решение данной проблемы. Ведь спорт не только воспроизводит основную систему ценностных ориентации общества, но и сам оказывает огромное влияние на массовое сознание. Спорт оказывает все более мощное влияние на процесс социализации детей и молодежи, формирует у них определенную систему ценностей, на которую они ориентируются, весь их образ и стиль жизни. Спортсмен часто становится социально значимой фигурой, эталоном для молодежи.
Проблема педагогических средств реализации культурного потенциала игровых видов спорта, как и спорта вообще, особенно актуальна при
менительно к сложным современным условиям нашей страны. Глубокий исследователь, авторитетный педагог-новатор О.С. Газман так писал о задачах воспитательной работы в современной России: «Когда стираются границы между добром и злом, между нравственным и безнравственным, взрослое общество, если оно осознает свою ответственность перед подрастающим поколением, не может оставить его без поддержки и помощи в трудный период самоопределения» [76, с. 45]. Эти слова в полной мере могут быть отнесены и к юным спортсменам.
К сожалению, в последнее время в нашей стране усиливается прямо противоположная тенденция. В связи с резкой критикой существовавшей ранее жестко идеологизированной системы планирования духовной жизни народа и плановой «воспитательной работы с массами», на основе сведения морали к моральной педагогике, понимания ее как идеологического средства «вбивания правильных» и «выхолащивания неправильных» идей и мотивов поведения наблюдается пренебрежительное отношение к воспитательной работе и воспитателям вообще. Все реже употребляется само слово «воспитание».
Все чаще наблюдается ситуация, когда о нравственно-эстетических, как и вообще о культурно-гуманистических, проблемах спорта говорят лишь в речах и докладах, а на практике они полностью игнорируются. Спорт рассматривается как сфера, индифферентная к этим проблемам. Более того, нередко полагают, что «ввиду своих особых заслуг перед обществом (а среди профессионально занятых в сфере спорта людей эта точка зрения встречается не так уж редко) спорт может игнорировать как мораль, так и духовность вообще» [48, с. 57].
Все это негативно отражается и на отношении к вопросам воспитания юных спортсменов. Этим вопросам уделяется все меньшее внимание. Основной акцент делается на подготовку из них любыми средствами спортсменов, показывающих высокие результаты, с тем, чтобы они как можно быстрее начали зарабатывать деньги - для самих себя, для родителей, для
тренеров и т.д. Сам процесс «воспитания» нередко преподносится в искаженном виде. Так, например, обосновывается необходимость формирования у спортсменов агрессивности как одного из необходимых и полезных качеств для спортивной борьбы [45, с. 22; 215, с. 62].
Такая ситуация, особенно характерная как раз для футбола, хоккея, тенниса и других игровых видов спорта, осложняется и тем, что проблема их социокультурного потенциала и его реализации в воспитательной работе с юными спортсменами не получила должной научной разработки.
С учетом отмеченных выше обстоятельств были решены организационные и методические вопросы проведения диссертационного исследования, определены его цель, задачи, объект, предмет, гипотезы, методы и т.д.
Основой для выбора объекта и предмета исследования, его цели и задач послужило осознание противоречия между назревшей социальной потребностью в определении социокультурного потенциала игровых видов спорта, а также педагогической технологии его реализации в работе с юными спортсменами, с одной стороны, и недостаточной научной разработкой этих вопросов, с другой стороны.
Цель исследования - научно-теоретическое обоснование путей повышения гуманистической ценности игровых видов спорта для юных спортсменов на основе более полной педагогической реализации социокультурного потенциала этих видов спорта.
Объект исследования - игровые виды спорта как социальный феномен и система педагогической работы с детьми и подростками 10-16 лет, занимающимися этими видами спорта, прежде всего футболом.
Предмет исследования - педагогическая технология реализации социально-культурного потенциала игровых видов спорта в работе с юными спортсменами.
Основные задачи исследования: разработать понятийный аппарат технологии;
- изучить особенности игровых видов спорта как социального феномена, используя в качестве иллюстрации футбол как наиболее популярную и развитую спортивную игру;
- определить социально-культурный потенциал игровых видов спорта, делая акцент на анализе нравственных основ и эстетических компонентов этой разновидности спорта;
показать трудности и проблемы в реализации социально-культурного потенциала игровых видов спорта в ходе их исторического развития и в настоящее время;
- выяснить основные факторы и барьеры, влияющие на реализацию социокультурного потенциала игровых видов спорта;
- проанализировать процессуальные компоненты общей педагогической технологии реализации гуманистического социокультурного потенциала спорта;
- конкретизировать средства, формы и методы практической реализации общего алгоритма педагогической технологии для решения задачи повышения гуманистической культурной ценности футбола в работе с юными спортсменами и проверить их эффективность в ходе педагогического эксперимента.
Для сбора, обработки и анализа необходимой информации были использованы следующие основные методы исследования: анализ литературных источников; изучение документов; педагогическое наблюдение и педагогический эксперимент; методы социологического опроса (анкетирование, беседы); статистические методы обработки полученных результатов; обобщение данных проведенных ранее социологических и педагогических исследований; теоретический анализ.
Теоретико-методологические основы исследования. В качестве общей методологической основы диссертационного исследования выбран диалектический метод, предполагающий всесторонний, системно-генетический анализ изучаемого объекта, в ходе которого не только фик
сируется его противоречивость, но и дается ее объяснение. Этот метод противопоставляется как одностороннему подходу к изучаемому объекту, так и эклектическому методу его осмысления, когда останавливаются на констатации определенных противоречивых фактов и явлений.
Общей теоретической основой исследования являются работы известных представителей отечественной и зарубежной философии, социологии, психологии, педагогики:
П Н.А. Бердяева [32, 33], Н.К. Рериха [247], B.C. Соловьева [279], К.Маркса и Ф.Энгельса [181], А. Суворова [308], Тейяр де Шардена [319], Э. Фромма [338, 339], А. Швейцера [353] и др., в которых изложена и обоснована гуманистически ориентированная концепция человека;
D С.Ф. Анисимова [8], И.М. Быховской [42-43], О.Г. Дробницкого [99], Л.А. Зеленова [111-114], Е.В. Золотухиной-Аболиной [115], Н.И. Киященко и Н.Л. Лейзерова [127], Н.Н. Крутова [142], Ю.А. Лукина и В.К. Скатерщикова [167], В. Момова [192] и др., в которых сформулирована теория культуры и таких ее важных элементов, как нравственная и эстетическая культура;
D Л.С. Выготского [70], В.В. Давыдова [91], И.С. Кона [131], А.Н. Леонтьева [156], Н.Д. Никандрова [204], А.В. Петровского [222], В.А.Сухомлинского [312], Л.В. Филипповой [330] и др., в которых раскрыты закономерности формирования и развития личности, ее воспитания и социализации;
U В.П. Казначеева [123], Н.Н. Моисеева [191], А. Печчеи [224], Н.Ф. Раймерса [245], А.И. Суббетто [307], И.Т. Фролова [337] и др., в которых дан анализ современного этапа социально-политического, экономического и культурного развития человеческой цивилизации, основных проблем, кризисных ситуаций данного этапа и путей их преодоления в ходе дальнейшего развития.
Кроме этого, при проведении исследования учитывались научные публикации (прежде всего указанные выше), связанные со спортом, в ко
торых затрагивается обсуждаемая проблема.
Так, при уточнении взаимоотношения спорта с игровой деятельностью использовались фундаментальные работы, посвященные игре, таких философов, как Х.Г. Гадамер [75], Ю.М. Лотман [164], Е. Финк [332], Й. Хейзинга [437], Э.М. Эведон [358], а также психологов - Л.С. Выготского [69], А.Н. Леонтьева [156], Ж. Пиаже [225] и др.
В понимании специфики игровых видов спорта (спортивных игр) как разновидности спорта мы опирались на работы Ю.Д. Железняка [107], Ю.М. Портнова [235], B.C. Фомина, В.Г. Петрухина, В.Д. Чепика [333], а также на учебник «Спортивные игры» [281] и учебное пособие «Подвижные игры» для институтов физической культуры [41].
Важное значение для исследования имели также статьи, записки и воспоминания выдающихся спортсменов и тренеров, особенно связанных с игровыми видами спорта, - К.И. Бескова [34], Ю.П. Власова [62], А.Н. Воробьева [67, 68], В. Лобановского и Ю. Морозова [159, 160], Лиа. Ма-нолиу [178], А.С. Медведева [187], И. Нетто [202], Л.П. Полозкова /Скобликова/ [228, 229], В.В. Понедельника [230], Т.Н. Пресс [238], В.И. Старшинова [283,284], А.В. Тарасова [317], Л.И. Яшина [361] и др.
Особенно важное теоретико-методологическое значение для нашего исследования имеет разработанная В.И. Столяровым уникальная философская социально-гуманистическая теория спорта, в которой дан детальный анализ спорта как социального феномена, обоснована методология изучения его взаимоотношения с культурой, раскрыт культурный, гуманистический потенциал спорта, выявлены факторы, влияющие на реализацию данного потенциала, обоснованы пути возрождения и дальнейшего развития духовно-нравственных ценностей современного спорта, в том числе на основе использования принципиально новой его модели (проект под названием "СпАрт"). Эта социально-философская концепция спорта, а также связанные с ней прикладные программы и технологии повышения гуманистической культурной ценности современного спорта, особенно
подробно представлены в пяти выпусках тематической серии "Духовность - Спорт - Культура" (1996-1997) и девяти выпусках тематической серии "Спорт, духовные ценности, культура" (1997-1998), которые подготовил и выпустил Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК (руководитель Центра -В.И. Столяров). В многочисленных научных работах, в том числе докторских и кандидатских диссертациях учеников В.И. Столярова, указанная теория и методология успешно применены для научного анализа международного спорта как социального феномена [146], роли спорта в реализации гуманистически ориентированной социальной политики по отношению к лицам с ограниченной возможностью [84], путей формирования основ спортивной культуры детей дошкольного возраста [130], содержания, средств и методов спортивно-гуманистического и олимпийского воспитания детей и молодежи [21, 22, 37, 89, 121, 220, 242, 264, 265, 271, 346 и др.] и т.д.
В нашем исследовании предпринята попытка применить разработанную В.И. Столяровым общую теорию и методологию анализа спорта для научного осмысления социально-культурного потенциала игровых видов спорта и педагогических средств его эффективной реализации в работе с юными спортсменами.
Опираясь на основные идеи данной теории и методологии (необходимость различения социального потенциала и реальной социально-культурной ценности спорта, учета тех факторов, которые определяют характер и полноту реализации потенциала спорта и др.), была сформулирована основная гипотеза исследования. Она состояла в том, что для эффективной реализации огромного социокультурного потенциала игровых видов спорта в работе с юными спортсменами необходима сознательная целенаправленная деятельность тренера с использованием педагогической технологии, которая предусматривает не только разнообразные формы и методы информационной, разъяснительной работы, но также создание стимулов для ориентации спортсменов на гуманистические идеалы и по
ведение, соответствующее данным идеалам.
Организация исследования. Исследование проводилось в период с 1990 г. по 2000 гг. и осуществлялось в несколько этапов.
1-й этап. Анализ состояния разработки проблемы на основе изучения литературных источников и разработка теоретической концепции социально-культурного потенциала игровых видов спорта.
2-й этап. Анализ эмпирических фактов, характеризующих полноту и эффективность реализации этого потенциала в ходе истории развития игровых видов спорта (прежде всего футбола).
3-й этап. Разработка программы и проведение социологического опроса футболистов, тренеров и арбитров с целью выяснить их отношение к нравственно-эстетическому потенциалу футбола и путям (формам, средствам, методам) его реализации.
В качестве основного метода исследования использовался формализованный опрос на основе разработанных автором четырех анкет.
Первая анкета - «Эстетические ценности футбола» включает 21 вопрос (Приложение 1, анкета АЛ). С использованием данной анкеты опрошены учащиеся ВШТ, студенты кафедр футбола, тренеры нелюбительских клубов, проходящие лицензирование в центре РГАФКа, а также часть тренеров любительских клубов (КФК). Всего роздано 330 анкет, возвращено 312, принято обработке - 300 анкет.
Вторая, третья и четвертая анкеты посвящены одной и той же теме: «Соотношение спорта и искусства в процессе совершенствования мастерства футболистов». Однако ряд вопросов и вариантов ответов в них существенно отличаются друг от друга, поскольку они предназначены для опроса различных респондентов.
Вторая анкета (Приложение 1, анкета А.2) разработана для опроса футбольных арбитров. Всего было роздано 210 анкет, возвращено 204, к обработке принято 200 анкет.
Третья анкета (Приложение 1, анкета А.З) предназначена для опроса
тренеров, в основном работающих с юными спортсменами (в ДЮСШ, СДЮШОР, коллективах ФК, юношеских сборных командах и др.). Анкета состоит из 37 вопросов. Было роздано 320 анкет, возвращено 308, к обработке принято 300 анкет.
Четвертая анкета (Приложение 1, анкета А.4), включающая в себя 34 вопроса, ориентирована на опрос футболистов детско-юношеских и молодежных команд, а также команд мастеров. Было роздано 550 анкет, возвращено 515, к обработке принято 500 анкет.
Для опроса специально были подобраны футболисты различного возраста (от 13 до 35 лет) и различной спортивной квалификации (от II-го разряда до мастеров спорта международного класса и заслуженных мастеров спорта). Важно отметить, что в первую очередь нас интересовала не специфика отношения футболистов, отличающихся друг от друга по возрасту, спортивной квалификации и т.д., к нравственно-эстетическим ценностям футбола, а их общее отношение к ним.
Опрос проводился на 12 Всероссийских зональных и финальных юношеских турнирах в городах: Нижний Новгород, Зеленодольск, Калуга, Москва, Шебекино, Ростов, Переславль-Залесский и др., на турнире на призы фирмы «Найк», в финале Кубка России среди производственных коллективов в городе Азове, на учебно-тренировочных сборах команд.
4-й этап. Анализ результатов социологического опроса, сопоставление полученных данных с результатами других аналогичных исследований, в том числе с данными, которые были получены нами в ходе опроса, проведенного нами ранее в рамках международного социологического исследования "Спортивно-гуманистическое воспитание и олимпийское и детей и молодежи: состояние и пути активизации".
Этот опрос проводился на четырех всероссийских и одном всесоюзном юношеских турнирах в городах Тольятти, Таганроге, Калининграде, Советске и Ташкенте. Участниками этих турниров были юные футболисты 14-16 лет - члены команд спортивных интернатов, СДЮШОР и
ДЮСШ. Было опрошено 130 юных футболистов и 75 тренеров. Ставилась задача выяснить их декларативное и реальное отношение к нравственным, эстетическим, эвристическим, коммуникационным и другим гуманистическим аспектам спорта.
Для опроса юных футболистов были использованы две анкеты. За основу первой из них была взята анкета, составленная известным социологом спорта К. Хейнила (Финляндия) и использованная им в указанном выше исследовании для изучения отношения футболистов-любителей и профессионалов к нравственным нормам поведения в спорте. Эта анкета была модифицирована с учетом возраста футболистов, целей исследования, специфики социальных условий нашей страны.
Вторая анкета была специально разработана для целей проводимого нами исследования и помимо указанной выше задачи предполагала решение еще двух задач: 1) выяснить отношение респондентов к олимпизму; 2) уточнить состояние спортивно-гуманистического (в том числе олимпийского) воспитания с юными футболистами.
Для опроса тренеров использовалась анкета, которая состояла из пяти разделов: 1) Отношение к спорту как ценности. 2) Оценка различных качеств, способностей и компонентов культуры человека. 3) Ценностные ориентации на спорт. 4) Представления об олимпизме и олимпийском движении. 5) Отношение к спортивно-гуманистическому и олимпийскому воспитанию в ДЮСШ. Всего анкета содержала 65 вопросов.
5-й этап. Разработка общей концепции педагогической технологии реализации социально-культурного потенциала спорта, ее конкретизация и практическое использование в работе с юными футболистами (педагогический эксперимент).
Эксперимент проводился на базе ДЮСШ «Автомобилист» (г. Ногинск) и СДЮШОР «Кристалл-2» (г. Смоленск), а также:
- в рамках финального турнира первенства России по футболу среди юношей ДЮСШ и СДЮШОР 1982-83 годов рождения (1-11 июля 19 год, г. Нижний Новгород);
- во время зонального турнира первенства России среди юношей 1982 года рождения (3-13 августа 1999г.) в г. Зеленодольске;
- на всероссийском финальном турнире юных футболистов «Кожаный мяч - Danone» 1989 года рождения в г. Иваново (10-19 августа 2000г.);
- во время первенства России среди юношей 1983-84 годов рождения в г. Ногинске в период с 20 по 30 августа 2000 года.
6-й этап. Завершение исследования, анализ полученных результатов, уточнение выводов и практических рекомендаций.
Научная новизна и теоретическое значение исследования состоит в том, что разработана педагогическая технология реализации социокультурного потенциала игровых видов спорта в работе с юными спортсменами как система педагогических знаний, которая включает в себя:
а) характеристику теоретико-методологических основ данной деятельности: используемого понятийного аппарата; путей преодоления трудностей, связанных с разногласиями в оценке культурной ценности игровых видов спорта; социально-культурного потенциала этих видов спорта; уровня реализации данного потенциала в настоящее время; тех субъективных и объективных факторов, с которыми это связано;
б) обоснование целей, задач, форм, методов, средств педагогической деятельности, направленной на повышение социокультурной ценности игровых видов спорта в работе с юными спортсменами.
Кроме того, автором впервые получены данные об отношении футболистов различного уровня, а также тренеров и судей к эстетическим аспектам футбола и определены пути повышения ориентации юных спортсменов и тренеров на эти культурные ценности.
В результате выполненного исследования получено новое научное знание о педагогической ценности игровых видов спорта и «механизме» их использования для решения социокультурных задач в системе педагогической деятельности с детьми и подростками.
Практическая значимость исследования определяется представленной в диссертации педагогической технологией реализации социально-культурного потенциала игровых видов спорта в работе с юными спортсменами (на примере футбола), которая позволяет существенно повысить эффективность использования этих видов спорта, которые столь популярны среди детей и подростков, для формирования у них эстетической и нравственной культуры, организации активного и творческого отдыха.
Материалы исследования могут быть использованы: тренерами в игровых видах спорта, особенно при работе с юными спортсменами; при подготовке и повышении квалификации тренерских кадров; в учебных курсах по теории спорта, педагогике, социологии, эстетике и этике спорта и др. дисциплин.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования были доложены: на юбилейной научной конференции ВНИИФК «Социальные, экономические и управленческие аспекты функционирования и развития физической культуры и спорта в современных условиях» (Москва, 1993 г.); на IV Всероссийской научно-практической конференции «Олимпийское движение и социальные процессы», посвященной 100-летию МОК (Волгоград, 1993 г.); на региональной научно-практической конференции «Современные проблемы физической культуры и олимпийского движения» (Ростов-на-Дону, 1994 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура - основа здорового образа жизни» (Москва, 1995 г.); на
VI Всероссийской научно-практической конференции «Олимпийское движение и социальные процессы», посвященной 100-летию современных Олимпийских игр (Омск, 1995 г.); на региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы физической культуры» (Ростов-на-Дону, 1995 г.); на V Всероссийской научно-практической конференции «Олимпийское движение и социальные процессы» (Москва, 1996 г.); на
VII Всероссийской научно-практической конференции «Олимпийское
движение и социальные процессы» (Краснодар, 1996 г.); на Международном научном конгрессе «Оздоровительные, социально-психологические и нравственные аспекты физической культуры, спорта и туризма в современных условиях» (Москва, 1997 г.); на Международном научном конгрессе «Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы» (Москва, 1998 г.); на Международном форуме «Молодежь-Наука-Олим-пизм», который проводился в рамках Всемирных юношеских игр (Москва, 1998 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Национальная идея - здоровье народа» (Орел, 1998 г.); на Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Профессиональная подготовка педагогов-специалистов в области физической культуры и спорта» (Малаховка, 1999 г.); на международной научно-практической конференции «Образовательная, воспитательная и оздоровительная роль физического воспитания и спорта в современных условиях» (Москва, 2000 г.); на Международной научно-практической конференции «Здоровье молодежи XXI века» (Москва, 2000 г.); на межрегиональной научно-практической конференции «Физическое воспитание и здоровый образ жизни учащейся молодежи» (Тверь, 2000 г.).
На основе материалов исследования автором подготовлен ряд методических пособий и рекомендаций [262-264]. Результаты диссертационного исследования внедрены в практику. Они используются: тренерами по футболу, работающими в сборных юношеских командах России, ДЮСШ г. Москвы и ряда других городов РФ; в учебных курсах и спецкурсах по педагогике, философии, культурологии, социологии и истории спорта, теории и методики футбола для студентов и аспирантов Российской государственной академии физической культуры, а также Московской государственной академии физической культуры. Материалы диссертации являются важным элементом теоретического обоснования культурно-спортивного движения "СпАрт", которое развивается в нашей стране с 1991 г.
Основные положения, выносимые на защиту:
- методология решения проблемы культурного значения игровых видов спорта, предусматривающая различение их социокультурного потенциала и тех факторов, которые обусловливают степень его реализации;
- концепция социокультурного потенциала игровых видов спорта, элементами которой является характеристика этих видов спорта как феномена социума и культуры, их нравственных основ и эстетического содержания;
- существенные трудности для полной и эффективной реализации социокультурного потенциала игровых видов спорта в работе с юными спортсменами создают ценностные ориентации, преобладающие среди спортсменов, тренеров и других лиц сферы игровых видов спорта, та модель спорта, которая здесь чаще всего используется, а также общая система принятых в современном обществе ценностей, норм и образцов поведения, морального и материального поощрения определенных поступков и действий;
- концепция процессуальных компонентов педагогической технологии, которая для эффективной реализации в работе с юными спортсменами заключенных в игровых видах спорта возможностей позитивного воздействия на нравственную и эстетическую культуру личности предусматривает не только разнообразные формы и методы информационной, разъяснительной работы, но также создание стимулов для реальной ориентации спортсменов на нравственно-эстетические ценности.
Постановка проблемы
Проблема социокультурного потенциала игровых видов спорта и педагогической технологии его реализации в работе с юными спортсменами в той или иной степени ставится и анализируется в огромном числе научных публикаций. Их можно подразделить на две основные группы.
К первой группе можно отнести все те научные публикации, в которых предметом исследования является спорт вообще, а не непосредственно игровые виды спорта (спортивные игры). Последние, если и упоминаются (наряду с другими разновидностями спорта), то лишь как пример (иллюстрация) спорта.
Среди работ первой группы прежде всего выделим философско-социологические публикации, в которых анализируется сущность и особенности спорта как социального явления, выясняется его отношение к культуре, спорт сопоставляется с физической культурой и другими социальными явлениями, т.е. рассматривается как социокультурный феномен.
Имеются в виду работы таких отечественных ученых, как: И.М. Бы-ховская [42, 43], Н.Н. Визитей [50-55], А.Г. Егоров [102, 103], Ю.А. Лебедев и Л.В. Филиппова [150], Н.А. Пономарев [231], Н.И. Пономарев [232-234], Ю.А. Фомин [334], А.А. Френкин (1963), В.Д. Чепик [345] и др., а также таких зарубежных ученых, как: К. Хайнеманн [429], К. Хейнила [431-433], 3. Кравчик [450-452], Г. Ленк [461-464], Дж. Липьец [465], Дж. Лой, Б. Макферсон, Г. Кеньон [468], Г. Люшен [470-471], П. Макинтош [480-482], М. Мылик [488], Р. Остерхаудт [494], П. Сеппэнен [511], Г. Вандерцвааг [539], П. Вайсе [543], А. Воль [547], Э. Цайглер [550] и др. Отметим также материалы ряда международных семинаров и конференций, которые были посвящены проблеме гуманистической культурной ценности спорта [438, 454, 525, 526 и др.].
Вопрос о социокультурном значении спорта особенно часто поднимается в работах, посвященных обсуждению проблем олимпийского движения, обоснованию его целей и задач, а также идеалов и ценностей олимпизма. В первую очередь здесь следует отметить работы основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена. Ему принадлежит огромное множество статей, книг, докладов и т.д., общий объем которых составляет более 12 тысяч печатных страниц в 30 книгах, 50 брошюрах и более чем 1200 статей по наиболее актуальным проблемам олимпизма, олимпийского движения и Олимпийских игр [399, р. 25]. В последние годы за рубежом переизданы многие из этих работ П. де Кубертена. Среди них особо следует выделить "Олимпийские мемуары" [143], в которых собраны все его значительные выступления, лекции, эссе по вопросам философии и педагогики олимпизма.
К числу наиболее известных зарубежных публикаций по социально-философским проблемам олимпизма следует отнести прежде всего работы известного немецкого философа Г. Ленка, особенно его монографию "Значение, цели, действительность современных Олимпийских игр" [461], в которой анализируются основные социально-культурные ценности олимпизма и вместе с тем приведена одна из наиболее полных библиографий по социально-философским проблемам олимпийского движения.
Широко известны и такие работы по данной тематике, как: К. Дим "Олимпийская идея" [396], Р. Эспи "Политика Олимпийских игр" [405], П. Грэхем и X. Юберхорст "Современный олимпизм" [420], Дж. Липьец «Философия олимпизма» [466], Дж. Макэлун "Великий символ" [472] и др.
Заслуживают внимания также публикации Х.М. Кахигал, 3. Кравчика, Ф.Ландри, Н. Лекарской, М. Ляйпер, X. Майера, Г. Млодзиковского, Н.Ниссиотиса, Э. Озера, Т. Ольшански, Д. Пэрри, Р. Петрова, А. Пуре, В.Речека, П. Сеппэнена и др.
В центре внимания зарубежных ученых, анализирующих социально-философские идеалы и ценности олимпизма, находятся его нравственные (моральные) ценности и прежде всего принципы "Фэйр плэй" («Честной игры»). Среди работ по данной тематике особого внимания заслуживают такие работы, как: Г. Ленк и Гюнтер А. Пильц "Принцип фэйр плэй" [464] и П. Макинтош "Фэйр плэй: этика в спорте и воспитании" [480].
Результаты научных исследований принципов «честной игры» обсуждались на научных конгрессах европейского движения «фэйр плэй» [408, 409]. Анализу и разъяснению этих принципов посвящены не только научные труды, но и официальные документы различных международных организаций, связанных со спортом и олимпийским движением. Эти принципы подробно разъясняются, например, в "Манифесте о спорте" (1971) и в "Манифесте о честной игре" (1977), которые были разработаны и опубликованы Международным Советом физического воспитания и спорта, а также в новом тексте "Манифеста о честной игре" [407], принятом на заседании Международного комитета честной игры в 1992 г.
Значительный вклад в разработку социально-философских проблем олимпийского движения внесли и ученые нашей страны: И.В. Баринова, А.Н. Бугреев, Ю.М. Гельперин, С.И.Гуськов, А.Т. Гутин, А.Г. Егоров, А.А. Исаев, В.В. Кузнецов, Г.Ф. Петлеваный, B.C. Родиченко, М.Я. Сараф, Ю.П. Сегал, В.И. Столяров, Ю.А. Талалаев, Ю.А. Фомин и др.
Проблема культурного значения игровых видов спорта и пути ее решения
Вопрос о культурном значении спорта, включая его игровые виды, служил и до сих пор является предметом острых споров и дискуссий среди ученых - философов, социологов, культурологов, педагогов, психологов и т.д. Данному вопросу, как было показано выше, посвящены многочисленные статьи, брошюры, книги, индивидуальные и коллективные монографии и т.д. Как бы «точкой отсчета» во всех этих дискуссиях являются взгляды по обсуждаемой проблеме основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена. В его работах обоснован высокий социально-культурный статус спорта: высказано глубокое убеждение в том, что спорт имеет огромный гуманистический культурный потенциал, способен выполнять многообразные социокультурные функции. Разрабатывая философию современного олимпизма, Пьер де Кубертен исходил из того, что спорт и спортивные контакты способны внести огромный вклад в реализацию гуманистических идеалов и ценностей, в совершенствование человека, человеческих отношений и общества в целом. На основе этого он трактовал и сам олимпизм. П. де Кубертен ввел этот термин в 1912 г. «В олимпизме, - писал он, - словно в пучке солнечных лучей, собраны все те принципы, которые способствуют совершенству человека» [221, с. 29]. Кубертен полагал, что спорт - важное средство сохранения и укрепления здоровья людей, что он способен «формировать характер и укреплять нравственную силу», а также «инициативность, стойкость, энергичность, стремление к самоусовершенствованию и пренебрежению к возможным опасностям», а значит, содействовать не только физическому совершенствованию, но «гармоничному развитию взрослого человека», и потому «олимпийское движение может стать школой воспитания благородства и нравственной чистоты, равно как физической выносливости и силы" [391, р. 57,79,100, 108]. По его мнению, широкое развитие спорта и спортивных контактов вдохнут в человечество «дух свободы, мирного соревнования и физического совершенства», будут способствовать утверждению мирных отношений между государствами, укреплению дружбы и взаимопонимания между народами, их культурному сотрудничеству, «прекращению споров, разногласий и недоразумений», преодолению националистических предрассудков, помогут улучшить политические отношения между народами, принадлежащими к разным культурам. Таковы в кратком изложении взгляды Пьера де Кубертена на социокультурный статус спорта [146, 290-295, 374,400, 472 и др.]. В ходе последующих дискуссий высказываются самые различные и даже противоположные точки зрения и относительно этих взглядов Кубертена и по самой обсуждаемой проблеме. Чаще всего спорту дается позитивная оценка с точки зрения гуманистических идеалов и ценностей. Отмечается его важная роль в сохранении и укреплении здоровья людей, их физическом совершенствовании, формировании и развитии нравственной, эстетической, экологической культуры личности, культуры общения, пробуждении в людях активности, стремления к развитию различных способностей, талантов и умений, приобретению новых знаний и более глубокому самовыражению, установлении контактов и мирных отношений между различными нациями, странами и т.д. На основе этого спорту приписывается важное социокультурное значение. Испанский философ Ортега-и-Гассет, к работам которого часто обращаются теоретики спорта, в работе «О спортивно-праздничном смысле жизни» обосновывал положение о том, что именно спорт является основой культуры и цивилизации, что культура - дочь не природы, а спорта [214]. По его мнению, спорт как одна из форм игровой деятельности - наряду с искусством - спасает современного человека «от серьезности жизни и пробуждает в нем мальчишество»: «За короткое время мы увидели, насколько поднялась на страницах газет волна спортивных развлечений, потопив почти все корабли серьезности... Торжество спорта означает победу юношеских ценностей над ценностями старости». «Труду, - писал он, -противоположен другой тип усилия, рождающийся не по долгу, а как свободный и щедрый порыв жизненной потенции: спорт» [493, р. 411-413] . Важное место в системе ценностей культуры, по крайней мере европейской, отводят спорту и другие ученые. Отмечается, что с 19-го столетия отмечается все ускоряющаяся дифференциация спорта «как относительно самостоятельного образца культуры» [423, S. 51]. Подчеркивается, что спорт в своем историческом генезисе является продуктом и активным элементом осуществления культурного и общественного цивилизационно-го процесса в смысле уменьшения насилия благодаря общественной ин-ституционализации поведения, регулирующего насилие [403]. Б. Малиновский рассматривал спорт как культурную реакцию на потребность человека в движении [475]. По мнению Г. Ленка, известного немецкого философа, который выступал в составе восьмерки, завоевавшей золотые медали на Олимпийских играх 1964 г., спортивные соревнования предоставляют определенные возможности для "самоформирования и самовыражения" спортсмена: "для личности возникает возможность выразить себя в социальной обстановке, а также активно самостабилизироваться посредством действия" [153, с. 120]. С его точки зрения, «идея спорта имеет ярко выраженный культурный и социальный характер: спорт представляет собой культурный феномен на естественной биологической основе» [422, S. 9]. Французский философ Б. Же указывает пять оснований для отнесения спорта к миру культуры: ритуальное происхождение спорта, его отображение в искусстве (прежде всего в литературе и живописи), а также его роль как источника вдохновения для искусства, эстетические ценности спорта и относительная автономия спорта как социального института [441]. По мнению английского философа Дж. Пэрри, «спорт является видом культурной деятельности первостепенного значения» [496]. Немецкий ученый О. Групе отмечает, что спорт уже давно выступает как культурный феномен и что с ним связан широкий круг культурных ценностей [422]. Главный дизайнер Олимпийских Игр в Мюнхене О. Айхер в докладе на 26-й сессии МОА подробно анализируя аргументы «за» и «против» отнесения спорта к миру культурных ценностей, обосновывает понимание его как культурного феномена [364].
Процессуальные компоненты технологии
Обсуждаемая педагогическая технология должна включать в себя такие педагогические средства, формы и методы сознательного целенаправленного воздействия на субъектов спортивной деятельности, которые призваны противостоять возможному негативному влиянию на них этой деятельности и содействовать наиболее полной и эффективной реализации ее гуманистического социокультурного потенциала.
Для достижения этой цели необходимо преодолеть отмеченные выше социальные барьеры, создающие препятствия на этом пути. К числу таких барьеров в первую очередь относится, как показано выше, слабая ориентация субъектов спорта (спортсменов, тренеров, организаторов спорта, зрителей, спортивных журналистов), включая его игровые виды, на гуманистические культурные ценности. Поэтому главная цель обсуждаемой технологии состоит в том, чтобы повысить эту ориентацию.
Речь идет о том, чтобы сформировать у спортсменов, тренеров, организаторов спорта, зрителей, спортивных журналистов такую установку на спорт, при которой он привлекателен в первую очередь и главным образом как одно из средств физической культуры человека, совершенствования как физических, так и духовных (интеллектуальных, нравственных, эстетических) способностей, как элемент здорового образа жизни, а также как сфера проявления эстетики, нравственности, культуры, гуманного отношения людей друг к другу и к природе и т.п.
Вместе с тем необходимо формирование и развитие у них гуманистически ориентированной системы чувств и переживаний. Речь идет не только об эстетическом чувстве красоты спорта, но и о таких эмоциях, как чувство негодования, связанное с любыми нарушениями нравственности и чувство личной ответственности за реализацию в спорте и посредством спорта гуманистических ценностей, за исключение в нем антигуманных проявлений.
С этим связана и еще одна задача - сформировать и усилить у спортсменов, тренеров, организаторов спорта, зрителей, спортивных журналистов стремление быть участником тех гуманистических движений (прежде всего олимпийского движения), которые направляют свои усилия на реализацию в спорте и посредством спорта гуманистических ценностей, содействовать развитию этих движений, разъяснять и пропагандировать их идеи. Важная задача состоит и в том, чтобы все эти субъекты спорта не рассматривали Олимпийские игры как "испытание национальной доблести", помнили о том, что "любые соревнования, включая Олимпийские игры, - это соревнования спортсменов и команд по определенным видам спорта, а не противоборство наций", что престиж той или иной страны как спортивной державы определяется не просто высокими достижениями ее спортсменов, а тем, насколько честно они играют и "насколько успешно они применяют в жизни то, что усвоили в спорте" ["Спорт иллюстрей-тид"..., 1981, с. 29-30].
Что касается спортсменов, задача состоит прежде всего в том, чтобы они стремились к постоянному самосовершенствованию, саморазвитию, самопреодолению и, ориентируясь при этом на высокие достижения, отдавали приоритет духовно-нравственным, эстетическим ценностям, разностороннему развитию и проявлению своих способностей.
Необходимость формирования и развития ориентации спортсменов, особенно олимпийцев, на самосовершенствование, саморазвитие, самопреодоление в течение многих лет проповедует в своих книгах, статьях, выступлениях философ и олимпийский чемпион из Германии Г. Ленк. Образцом для такой работы, по его мнению, служит "модель самоформирующегося, интеллектуально развитого спортсмена": "спортсмен должен критически рассуждать о своей спортивной подготовке, иметь возможность влиять, насколько это возможно, на этот процесс, уметь связно и четко выражать свои мысли". Как считает Г. Ленк, "в идеале критерием подготовки спортсмена должно быть критичное, ответственное, относительно свободно принимаемое решение активной личности. Недопустимо превращать человека в раба соревновательного спорта путем разжигания у него нездоровой жажды медали чемпиона". Тренер должен ориентироваться на спортсмена" как на зрелую, ответственную личность, а не как на индивида, на которого постоянно оказывается давление лицами, одержимыми идеей рекорда" [153, с. 120-124].
Но можно ли в современных условиях противостоять антигуманизму, жесткому прагматизму ценностных ориентации субъектов спорта, включая его игровые виды?
Многие специалисты весьма скептически оценивают эту возможность и обосновывают свою позицию ссылками на трудности решения обсуждаемой проблемы, общей ситуацией не только в спорте, но и в современном обществе в целом. Так, например, скептическую позицию в обсуждаемом вопросе занимает М. Клемент - югославский преподаватель, активный деятель международного детского спортивного движения, инициатор международных спортивных игр школьников, которые проводятся с 1968 г. (в июне 1990 г. они впервые проходили в нашей стране - в г. Ужгороде: участвовали школьники 33 городов из 16 стран). В интервью на вопрос, каковы "перспективы спортивно-гуманистического движения", он ответил: "На мой взгляд, эти перспективы печальные.
Опыт практического использования технологии в работе с юными футболистами
В 1998-2000 гг. в рамках нашего исследования был проведен педагогический эксперимент, цель которого состояла в практическом использовании разработанной педагогической технологии в работе с юными футболистами и определении ее эффективности.
По своей направленности эксперимент был формирующим. Он предусматривал решение двух основных задач, призванных содействовать более полной реализации социокультурного потенциала футбола в работе с юными спортсменами.
Первая задача - повышение уровня социокультурной образованности юных футболистов и их тренеров. Особенно важное значение придавалось тому, чтобы повысить уровень их информированности: а) о принципах "фэйр плэй" ("честной игры"), которые, как было отмечено выше, занимают важнейшее место в системе идеалов и ценностей олимпизма; б) об эстетическом потенциале игровых видов спорта и путях его реализации.
Вторая задача - повышение ориентации юных футболистов и их тренеров на поведение, соответствующее духовно-нравственным принципам «честной игры» и эстетическим критериям красоты.
Эксперимент проводился на базе различных футбольных школ и команд. Так, в 1998-2000 г.г. он был организован на базе ДЮСШ «Автомобилист» (г. Ногинск) и СДЮШОР «Кристалл-2» (г. Смоленск).
Эксперимент предусматривал использование комплекса средств и методов разработанной нами педагогической технологии. При выборе этих средств и методов мы исходили из того, что для формирования указанных качеств личности, норм поведения, соответствующих требованиям этики и эстетики, прежде всего необходимо разъяснить их смысл и значение, используя беседы, дискуссии и т.д.
Вместе с тем мы учитывали обоснованное в педагогической и психологической литературе положение о том, что для эффективного формирования определенных качеств личности должны быть созданы условия, требующие от человека обязательного проявления этих качеств (А. С. Макаренко, А. Н. Леонтьев и др.). При этом задача состоит в том, чтобы создавать педагогические ситуации, побуждающие к выполнению требуемых правил поведения, и последовательно формировать соответствующий положительный опыт поведения [255, 270].
Теоретическим обоснованием такого подхода являются положения, выдвинутые Л.С. Выготским применительно к нравственному поведению: функциями нравственного опыта являются вначале внешние операции (неосознанные, интуитивные поступки и поведение); под влиянием специально организованного воспитания ребенок начинает осознавать сущность и значение внешних операций для себя и для окружающих и сознательно регулировать поступки и поведение, управлять ими. «Внешние» операции становятся «внутренними», т. е. убеждениями, руководством к поведению.
С учетом этих теоретико-методологических положений и был отобран комплекс педагогических средств и методов.
I. Опрос юных футболистов и тренеров с использованием специально разработанных анкет и контрольных вопросов. Этот опрос проводился не для обоснования разрабатываемой педагогической технологии, а в целях ее практической реализации.
Наша задача состояла в том, чтобы, во-первых, организовать содержательное, конкретное обсуждение с юными футболистами и тренерами тех гуманистических культурных ценностей (в первую очередь, речь идет об эстетическом содержании футбола и о поведении футболиста и тренера, ориентированном на принципы «честной, справедливой игры»), которые могут быть реализованы в ходе занятий спортом и посредством этих занятий, и во-вторых, в ходе обсуждения внести определенную коррекцию в их знания об этих ценностях и ориентацию на них.
Но для этого важно было: а) привлечь внимание юных футболистов и тренеров к этим гуманистическим, культурным ценностям; б) дать возможность нам, а также самим юным футболистам и тренерам, уточнить уровень их знаний этих ценностей и отношение к ним.
Для этих целей были разработаны и использовались специальные анкеты и контрольные вопросы.
Юным футболистам предлагалась анкета - несколько видоизмененный (с учетом специализации юных спортсменов) вариант анкеты, которую разработал и использовал К. Гонсалвес [417] для выяснения отношения школьников Португалии к принципам «Фэйр плэй». Анкета (Приложение 1, анкета А.5) состоит из двух частей. В первой части содержатся 12 вопросов типа: "Является ли признаком честной игры согласие с решением судьи, которое расходится с интересами вашей команды?" Данные вопросы предназначены для того, чтобы привлечь внимание респондентов к принципам «честной игры» и дать им возможность проявить свои знания этих принципов.