Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Моделирование процесса развития ритмичности движений у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой Костюнина Любовь Ивановна

Моделирование процесса развития ритмичности движений у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой
<
Моделирование процесса развития ритмичности движений у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой Моделирование процесса развития ритмичности движений у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой Моделирование процесса развития ритмичности движений у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой Моделирование процесса развития ритмичности движений у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой Моделирование процесса развития ритмичности движений у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой Моделирование процесса развития ритмичности движений у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой Моделирование процесса развития ритмичности движений у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой Моделирование процесса развития ритмичности движений у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой Моделирование процесса развития ритмичности движений у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Костюнина Любовь Ивановна. Моделирование процесса развития ритмичности движений у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 Ульяновск, 2006 195 с. РГБ ОД, 61:06-13/881

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Анализ проблемы формирования ритмичности в двигательной деятельности 11

1.1. Место и значение ритмичности среди других двигательных координации 11

1.2. Физиологический механизм ритмичности 17

1.3. Анализ педагогических технологий развития и совершенствования ритмичности в двигательной деятельности 20

1.4. Факторы, обусловливающие развитие ритмичности 34

Резюме 39

ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация исследования 41

2.1. Задачи исследования 41

2.2. Методы педагогического контроля и эксперимента 41

2.3. Инструментальные методы 42

2.4. Тестирование ритмичности музыкально-хореографическим способом (с использованием тестов, методом экспертных оценок) 45

2.5. Аналитические методы 46

2.6. Организация исследования 46

2.7. Характеристика обследуемого контингента 48

ГЛАВА 3. Общие основы моделирования процесса развития ритмичности 50

3.1. Особенности использования оздоровительной аэробики в занятиях по физическому воспитанию студенток 50

3.2. Разработка концептуальных положений моделирования и его основных компонентов 53

3.3 Модель развития ритмичности 68

Резюме 71

ГЛАВА 4. Методика развития ритмичности двигательных действий у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой 73

4.1. Основные разновидности и проявления ритмичности в оздоровительной аэробике 73

4.2. Тесты и критерии оценки уровня ритмичности 78

4.3. Средства и методы стимулируемого развития ритмичности 88

Резюме 105

ГЛАВА 5. Обсуждение результатов экспериментального исследования эффективности моделирования процесса развития ритмичности движений 106

5.1. Динамика показателей темпов прироста ритмичности по основным разновидностям и проявлениям 106

5.2 Динамика показателей физического развития, функционального состояния и физической подготовленности 115

5.3. Исследование особенностей изменений сенсомоторных реакций 119

5.4. Компьютерное тестирование уровня ритмичности 124

5.5. Диагностика мотивационной структуры личности 128

5.6. Исследование влияния занятий оздоровительной аэробикой на интеллектуальные способности и функциональное состояние нервной системы 135

Заключение 138

Выводы 140

Практические рекомендации 143

Список литературы 146

Приложения 168

Акты внедрения 193

Введение к работе

Актуальность Физическая культура располагает мощным креативным потенциалом для повышения духовного, нравственного и физического здоровья человека. Здоровьеформирующие, воспитательные и образовательные возможности физкультурно-спортивной деятельности основаны на новейших научных данных и успешно реализуются в специально организованном педагогическом процессе, направленном на всестороннее развитие личности [14, 17, 61, 95,107, 115, 122,145, 162, 205, 231].

Целенаправленное формирование качественных сторон двигательной деятельности способствует совершенствованию кинезиологического потенциала. Педагогические технологии развития ведущих двигательно-координационных качеств (ДКК) обеспечивают всестороннее гармоническое развитие человека, позволяют выявлять интерес к одному из видов спортивной или оздоровительной деятельности.

Повышение общего уровня двигательно-координационных качеств является одним из важных показателей здоровья, поэтому целенаправленное формирование базовых двигательных координации (ДК), среди которых ведущее место принадлежит ритмичности, является одним из условий реализации здоровьесберегающих технологий.

Оздоровительная аэробика, обладая значительным образовательным и оздоровительным потенциалом, привлекает к себе огромное внимание занимающихся разного возраста. Данный вид физических упражнений располагает значительными возможностями для формирования ритмичности [3, 6, 31, 77, 81, 92, 102, 113, 118, 147, 169, 182, 207, 211, 222].

Подчеркивая значимость ритмичности в формировании двигательных умений и навыков, А.А. Тер-Ованесян, 1978, J. Mihuie, 1983, В.Б. Коренберг, 1991, 1996, J. Raczek, 1998, и др., указывают на недостаточную изученность

данной двигательной координации, развитие которой заключает в себе значительные перспективы для повышения эффективности двигательной деятельности.

Многие работы посвящены исследованию значимости ритмичности в различных видах спортивной деятельности (В.К. Бальсевич, 1976, 1991; Л.П. Матвеев, 1991; Л.В. Лях, 1990, 1995; Л.Д. Назаренко, 2001, 2003 и др.). Ряд публикаций посвящен изучению значимости ведущих двигательных координации в системе различных видов оздоровительной физической культуры: в аэробике, шейпинге, ритмической гимнастике (Л.Б. Андресян, 1996, М.А. Булыгин, 1977, Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева, 2002 и др.).

Различные подходы к изучению роли и места ритмичности в двигательной деятельности подчеркивают большую теоретическую значимость данной проблемы. Среди научных трудов, посвященных изучению ритмичности, не выявлено работ по развитию и совершенствованию ритмичности у занимающихся оздоровительной аэробикой и другим видами .массовой физической культуры. Отсутствуют работы, посвященные обоснованию формирования ритмичности двигательных действий как одного из важных элементов управления процессом двигательной деятельности, благодаря которому поддерживается положительный психо-эмоциональный фон занятий, обеспечивается согласованность двигательных и вегетативных функций, что способствует формированию новых алгоритмов двигательного акта. В области исследования ритмичности как одной из базовых двигательных координации:

- не разработана модель развития ритмичности у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой;

не уточнены разновидности и проявления ритмичности в оздоровительной аэробике;

- отсутствуют тесты для определения уровня развития исследуемой двигательной координации;

- не выявлены объективные критерии оценки для определения темпов прироста показателей ритмичности;

- не разработана методика развития ритмичности в соответствии с ее структурным содержанием.

Высокая теоретическая и практическая значимость проблемы формирования двигательных координации, в частности, ритмичности, в процессе занятий оздоровительной аэробикой, структурный комплексный подход к ее изучению, разноплановость аспектов данной проблемы определили актуальность выполненной работы.

Цель исследования - научно-теоретическое и экспериментальное обоснование моделирования процесса развития ритмичности движений у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой.

Объект исследования - педагогический процесс развития ритмичности у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой.

Предмет исследования - методика стимулируемого развития ритмичности с учетом ее основных разновидностей и проявлений у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой.

Гипотеза исследования базируется на том, что моделирование процесса развития ритмичности с учетом ее структурного содержания позволит повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, будет способствовать формированию двигательной культуры занимающихся, приобретению системы специальных знаний, а также разнообразных двигательных умений и навыков, отражающих естественную потребность организма в оптимальной мышечной активности.

Данная гипотеза базируется на основных положениях теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки, сформулированных Ю.Д. Железняком, 2002;( Л.П. Матвеевым 1991, 1996; В.П. Сусловым, В Л. Сычом, Б.Н. Шустиным, 1995; J. Sadowski, 1998, 2000; К. Zimmerman, 1983, 1988, на общих положениях теории развития физиологических систем (П.К. Анохин,

1975, 1980; Н.А. Бернштейн, 1947, 1966; В.К. Бальсевич, 2000; Д.Д. Донской, 1994; J. Raczek, 1991), на принципах системно-структурного подхода к исследованию комплекса двигательных координации (В.К. Бальсевич, 1993, 1996; В.А. Кабачков, 1998; А.Г. Карпеев, 1995; В.И. Лях, 1990; Л.Д. Назаренко, 2001, 2003), на обосновании духовного, эстетического, нравственного компонентов двигательной деятельности в теории физической культуры личности (Л.И. Лубышева, 1996, 1997, 2000; М.Я. Сараф, В.И. Столяров, 1982,1997,1999; М.Я. Виленский, 1994).

Методологической основой и теоретической базой исследования явились: научное обоснование ритмичности как ведущей двигательной координации в оздоровительной аэробике; экспериментальное обоснование структурного подхода к изучению ее содержания, основных разновидностей и проявлений; моделирование процесса развития ритмичности; использование комплекса средств, системы методов и методических приемов ее развития и совершенствования с учетом факторов, влияющих на прирост показателей ритмичности.

Концепция методологии стимулируемого развития двигательных координации сформулирована В.К. Бальсевичем [13, 15], Л.Д. Назаренко [125, 126]. Теоретическую базу данного исследования составили основополагающие идеи П.К. Анохина [7, 8], И.П. Павлова [1.33], ИМ Сеченова [165], об управлении движениями, а так же теория развития движений, выдвинутая Н.А. Бернштейном [22].

В работе применялся комплексный подход при оценке физической культуры как мощного креативного потенциала для повышения духовного, нравственного и физического здоровья человека.

Научная новизна определяется следующими результатами: - выявлено структурное содержание ритмичности в оздоровительной аэробике; разработан эффективный комплекс средств и методов развития ритмичности у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой;

- разработана и экспериментально обоснована система тестов для определения уровня развития ритмичности по ее основным разновидностям и проявлениям; предложен комплекс количественных и качественных критериев оценки прироста показателей ритмичности, дающий возможность своевременного корректирования применяемых средств обучения в оздоровительной аэробике;

- экспериментально обоснована эффективность моделирования процесса развития ритмичности у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой, как целостного образовательного пространства, способствующего раскрытию кинезиологического потенциала занимающихся.

Теоретическая значимость выполненного исследования заключается в разработке и научном обосновании перспективного направления целенаправленного, стимулируемого развития двигательной координации ритмичности, что позволяет решать задачи физического, эстетического, интеллектуального совершенствования.

Предложена научно обоснованная модель развития ритмичности, как одной из ведущих двигательных координации в оздоровительной аэробике, на основе целостного представления об учебно-тренировочном, образовательном и воспитательном процессе.

Практическая значимость данной работы обусловлена методической направленностью на совершенствование методики развития ритмичности в соответствии ее структурным содержанием в оздоровительной аэробике, что определяет соответствующий выбор целенаправленных средств, методов и специфических педагогических воздействий.

Разработаны принципиально новые подходы к содержанию учебно-тренировочного процесса, направленного на реализацию творческого потенциала студентов.

Подготовленные практические рекомендации для преподавателей средних и высших учебных заведений, тренеров и занимающихся оздоровительной

аэробикой внедрены в учебно-тренировочный процесс студентов технического, педагогического университетов г. Ульяновска, что подтверждается актами внедрения. Результаты исследования могут быть использованы при составлении программно-методических документов для кафедр физического воспитания высших учебных заведений, на курсах и семинарах повышения квалификации учителей и тренеров, а также при дальнейшем исследовании проблемы развития двигательных координации. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Моделирование процесса развития ритмичности обеспечивает новые подходы к проблеме оптимизации учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студенческой молодежи.

2. Развитие ритмичности по ее основным разновидностям и проявлениям обусловливает эффективный выбор используемых средств и методов обучения и тренировки, значительно расширяет вариативность их использования в оздоровительной аэробике.

3. Информативность, надежность, прогностичность разработанных тестов и системы критериев количественной и качественной оценки ритмичности в соответствии с ее разновидностями и проявлениями, компьютерных тестовых программ позволяют осуществить диагностику эффективности используемых средств и педагогических воздействий, направленных на развитие ритмичности, индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения.

4. Улучшение показателей развития ритмичности сопряжено с положительной динамикой психофункциональных, интеллектуальных показателей, физической подготовленности и мотивационной сферы занимающихся.

Апробация и внедрение результатов исследования Материалы диссертации обсуждались и получили высокую оценку на расширенных заседаниях кафедры «Теоретические основы физического

воспитания», «Анатомия и физиология человека», приглашенных специалистов кафедры «Педагогика» Ульяновского государственного педагогического университета, кафедры «Адаптивная, оздоровительная и физическая культура» Ульяновского государственного университета. Выступления по отдельным проблемам данного исследования заслушивались на всероссийских научно-практических конференциях: г. Ульяновск 2003-2005, г. Казань 2005, г. Оренбург 2005.

Структура и объем диссертации

Работа включает введение, пять глав, содержание, заключение, выводы, практические рекомендации, список литературы, приложения и акты внедрения. Список использованной литературы состоит из 236 источников, в том числе 28 на иностранных языках. Содержание работы включает 13 рисунков, 16 таблиц, 7 схем, а также приложения (16).

Анализ педагогических технологий развития и совершенствования ритмичности в двигательной деятельности

Анализ литературных источников по проблеме развития и совершенствования ритмичности позволил выявить, что исследования, выполнялись по трем направлениям: музыкально-ритмическое воспитание в системе дошкольного физкультурного образования; - двигательно-ритмическое воспитание детей в системе школьного образования; совершенствование ритмичности в системе физкультурного образования и спортивной тренировки.

Система дошкольного воспитания имеет обширные теоретические и научно-методические разработки в области развития ритмических способностей [4, 26, 29, 35, 52, 64, 70, 77, 118, 157, 198, 200]. Специалисты рассматривают развитие ритмичности как основное средство гармоничного развития детей, способствующее привитию основ музыкально-двигательной культуры, эстетическому воспитанию. Задачи формирования ритмичности в системе дошкольного воспитания изначально решаются в рамках организации занятий по музыкально-ритмической подготовке.

Основы музыкально-ритмического воспитания были заложены Эмилем Жак-Далькрозом (1913), его известной педагогической системой, направленной на формирование более совершенного человека - системой ритмического воспитания. Ж. Далькроз говорил, что в основу воспитания должен быть положен нерушимый принцип - гармония сознания и Движения, названная им ритмом в гармонии и пластике [52, 200].

Ритмическая гимнастика («ритмика») включала систему музыкально-ритмических движений, имеющих своей целью упорядочение естественных ритмов человеческого тела.

В основе всего, считал Ж.-Далькроз лежит ритм, поэтому необходимо, прежде всего, развивать ритмическую культуру и ритмическое чувство.

Проводником идей Ж.-Далькроза стали знаменитая танцовщица Айседора Дункан, создательница первых школ ритмопластики; Э. Рабенек, Л.Н. Алексеева, Е.В. Конорова.

Основным методом развития музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста в педагогической системе Н.А Ветлугиной (1958), стала игра (сюжетно-ролевая, подвижная, музыкально-дидактическая). Автором была разработана программа занятий с детьми от 3 до 7 лет, построенная на системе последовательного использования сначала простейших, а затем все более сложных ритмических формул, доступных для воспроизведения и усвоения детьми различного возраста [35].

В последние годы появился целый ряд методик использующих данный прием (сочетания музыкально-ритмических упражнений с разнообразными сюжетно-ролевыми играми) в комплексе с упражнениями художественной гимнастики, стретчинга, элементами хореографии, музыкальными этюдами. Эти программы успешно решают задачи музыкального двигательно-ритмического воспитания дошкольников. [36, 70, 77,113,118, 198, 208].

С. Руднева (1972) рассматривает следующие этапы формирования двигательно-ритмических способностей в занятиях с музыкальным сопровождением: - создание первых музыкально-двигательных впечатлений и навыков (естественное, непосредственное отображение музыки через импровизационные движения, передающее общий характер музыки); - овладение ритмической структурой упражнения, его содержанием (первоначальное объяснение педагогом, затем самостоятельное выполнение под заданную музыку; - точное и индивидуальное восприятие музыки движением (моторное восприятие) - развитие умения слушать музыку во время движения, улавливания ритмической структуры музыки сопровождения; - импровизация (передача акцентированным ритмическим движением эмоциональной окраски, динамической напряженности, ритмического построения музыки).

Теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение возможности формирования ритмичности у детей 6-7 лет представлены в исследованиях М.П. Паваландашвили (1972). На начальном этапе обучения одним из средств развития ритмичности являются специальные «ритмитизированные» задания (ходьба, бег, прыжки с прохлопыванием метроритма), упражнения направленные на слухо-двигательное восприятие ритмического рисунка музыкального фрагмента.

М.А. Казаковой (2003) была разработана технология двигательно-ритмического воспитания детей от 3 до 7 лет, базирующаяся на принципе опережающего развития двигательных функций и целенаправленного развития ритмических способностей. Результаты этих исследований показали, что целенаправленное развитие ритмичности является одним из ведущих факторов формирования и совершенствования индивидуального моторного опыта, повышения уровня физического подготовленности, стимулирования интеллектуальной активности детей в процессе двигательно-ритмического воспитания.

Анализ научно-методических разработок в области дошкольного воспитания, свидетельствует о том, что развитие ритмичности рассматривается авторами в аспекте повышения эффективности процесса музыкально-ритмического воспитания, формирования и совершенствования индивидуального моторного опыта, более качественного овладения новыми двигательными навыками.

Главной идеей, представленных в научно-методической литературе педагогических технологий в системе дошкольного образования является определяющее положение, «что чувство ритма имеет в основе моторную природу» [52, 178]. Основными средствами развития ритмичности являются музыка и движение. Музыка в системе дошкольного воспитания является главным и обязательным компонентом развивающих методик: через восприятие ритмической структуры, динамических оттенков, характера музыки и ее воспроизведения, «телесного воплощения» идет процесс формирования ритмичности. Двигательные действия объединяются в музыкально-гимнастические этюды, комплексы ритмической гимнастики; разнообразные музыкально-ритмические упражнения сочетаются с различными играми; двигательно-ритмические задания учат осознанному восприятию ритма [81,118,157,198].

Значительный опыт двигательно-ритмического воспитания накоплен в системе школьного образования. Формирование двигательно-координационных качеств у детей школьного возраста является важным условием обеспечения оптимального объема двигательной активности [26, 76,88,111,126,160,163,203].

Особенности использования оздоровительной аэробики в занятиях по физическому воспитанию студенток

Для проведения исследования особенностей сенсомоторного реагирования студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой была разработана программа компьютерного тестирования (системные требования - операционная система Windows-95 и выше, наличие звуковой карты, видеокарты), язык программирования Delphi).

На экран дисплея выводились различные сочетания сигналов (дискретный звуковой, световой сигнал, различные комбинации красного, .зеленого, синего, желтого цвета и звука). Стимулы и эффекторы были пространственно сориентированы, в нижней части экрана выводилась подсказка определенному сигналу соответствовала цифра на клавиатуре, нажатием которой испытуемый гасил поступающий сигнал. Интервал появления раздражителей от 0, 5 до 1,5 секунды. Интервалы распределялись в случайном порядке, чтобы не создавались условия для рецепторной антиципации. Интервал появления сигналов был определен экспериментальным путем; самые низкие показатели были получены при предварительном периоде меньше 0, 5 секунды, наилучшие при периоде больше 2 секунд. Наиболее статистически достоверные показатели, характеризующие индивидуальные различия в сенсомоторном реагировании были выявлены в интервале предъявления от 0, 5 - 1, 5 секунды. Нами были исследованы: простая реакция на световой и звуковой сигнал; сложная реакция в условиях выбора на свет и звук; - реакция в условиях выбора на 2 разновероятных световых сигнала; реакция в условиях выбора из 4 световых сигналов и их различных сочетаний при неупорядоченном поступлении сигналов; - реакция в условиях выбора из 4 световых сигналов и их различных сочетаний при ритмически организованном поступлении сигналов; - реакция в условиях тормозного дифференцирования (2 световых сигнала и звук, реагирование на определенное сочетание звука и света); антиципирующая (перцептивная) реакция (определялась точностью запаздывающей или опережающей реакции при совмещении передвигающейся точки по окружности с неподвижной точкой, лежащей на окружности). Для проверки надежности тестовой программы был проведен сравнительный эксперимент с проверкой сенсомоторного реагирования на обычном рефлексометре с использованием компьютерной программы. Был рассчитан коэффициент корреляции (г=0, 78-0,91) Нами была разработана методика компьютерного тестирования ритмичности основанная на воспроизведении задаваемых метроритмических эталонов с учетом слухового, зрительного, полисенсорного восприятия. В качестве эталонов метроритма были взяты сочетания из 14 акцентированных и неакцентированных сигналов различной длительности (сумма длительностей четная, так называемый «квадратный» ритмический рисунок). В программу тестирования входило воспроизведение трех видов метроритмических эталонов. Воспроизведение ритмических эталонов оценивалось: - при слуховом восприятии; - зрительном; - полисенсорном. Испытуемый предварительно знакомился с программой, проводил апробацию тестов и затем, после трехкратной демонстрации заданного эталона, трижды воспроизводил его. Учитывался лучший результат. Акцентированные сигналы подавались нажатием клавиши «пробел», не акцентированные клавишей «Alt», длительность удержания клавиши определяла длительность подаваемого сигнала. При зрительной демонстрации ритмического рисунка на экране дисплея последовательно появлялись сочетания красных (акцентированных) и синих (не акцентированных) сигналов различной высоты, в зависимости от длительности сигнала. Звуковой сигнал подавался через наушники (для устранения внешних помех). Скорость предъявления ритмических сигналов была определена экспериментальным путем ПО уд/мин. (по данным психологических исследований оптимально благоприятная скорость для субъективного ритмитизирования 100-200 уд/мин) [178] Количественная оценка точности воспроизведения задаваемого метроритмического эталона определялась по выведенной нами формуле: где П - величина погрешности воспроизведения в процентах; п - число сигналов в заданном эталоне ритмического задания ; - временной интервал между отдельными компонентами ритмического задания при воспроизведении испытуемыми; - временной интервал между отдельными компонентами ритмического задания в метроритмическом эталоне; 2.4. Тестирование ритмичности музыкально-хореографическим способом (с использованием тестов, методом экспертных оценок) Для тестирования ритмичности двигательных действий было разработано 14 двигательно-хореографических тестов с учетом специфики разновидностей и проявлений в оздоровительной аэробике. Описание тестов и критерии оценки изложены в главе 4. Метод экспертных (судейских оценок) заключался в оценке показательных программ по оздоровительной аэробике. Соревнования проводились по упрощенным правилам (на основе правил по версии FJSAF). Длительность соревновательной программы 1 мин.50сек. ± 5секунд и включает выполнение обязательных элементов (прыжков, махов, отжиманий). Программа оценивается судьями по артистичности и по технике исполнения из 20 баллов.

Основные разновидности и проявления ритмичности в оздоровительной аэробике

В оздоровительной аэробике для эффективной деятельности требуется сложный и многообразный комплекс перцептивно-интеллектуальных и эмоциональных качеств, связанный выполнением сложных координационных двигательных действий в соответствии с изменяющимся ритмом и характером музыкального сопровождения, требующим принятия творческих решений; экстраполяции новых форм движений; конструирования моторных программ на базе отдельных структурных элементов [5, 12, 93, 102, 103, 104, 105, 119, 206, 211]. Поэтому развитие ритмичности у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой, приобретает особое значение. При достижении необходимой степени сформированности данной координации, занимающиеся лучше понимают закономерности построения элементов двигательного акта, логическую схему отдельных движений и всей комбинации в целом, в процессе занятий создается музыкально-ритмический образ целостного двигательного действия.

Специфика оздоровительной аэробики требует постоянного запоминания большого объема сложных двигательных действий, оперирования приобретенными навыками (интерпретация, усложнение, подбор определенных движений на заданную тему, вариации блоков и т. д.); оптимального согласования двигательных и вегетативных функций, высокой степени развития комплекса двигательно - координационных качеств. Двигательная деятельность в оздоровительной аэробике имеет танцевальную направленность, характеризуется разнообразием используемых средств, что в целом обусловливает различные разновидности и проявления ритмичности в оздоровительной аэробике.

Ритмичность базовых шагов характеризуется соразмерностью выполнения отдельных составляющих элементов (базовых шагов, их различных вариантов) относительно всей аэробной связки в целом; точным совпадением музыкального и двигательного ритма; сохранением и передачей ритмической структуры всей комбинации, внешнего рисунка движения. Она обусловлена уровнем физической подготовленности занимающихся и степенью освоения ими техники базовых движений. Базовые шаги в аэробном комплексе рассматриваются как комбинации, включающие отдельные способы передвижений и различные варианты танцевальных шагов [93, 102, 166, 214]. Основой базовых шагов являются разновидности ходьбы, бега, прыжков, выпадов, маховых движений [приложение 14].

Ритмичность танцевальных шагов обусловлена запасом разнообразных двигательных навыков и умений, уровнем физической подготовленности, природным чувством владения позой, музыкальностью, зависит от уровня развития комплекса анализаторов, контролирующих пространственно -временные и силовые параметры движений.

Выразительность танцевальным движениям придает положение тела, ног, рук; точные устойчивые равновесия; слитное и мягкое выполнение движений, четкая линия перемещения; высокие техничные прыжки, элегантные повороты, вращения.

Элементы, заимствованные из области танца, в аэробике большей частью преобразуются для того, чтобы придать им требуемую динамичность и целостность [20, 25, 28, 49, 73, 95, 103, 105, 123]. Под динамичностью понимается выполнение движений с различным (изменяющимся) напряжением, в различном темпе, с изменением скорости, амплитуды, направления. Целостность и динамичность движений при правильном выборе и использовании музыки создают особый стиль аэробных танцевальных комбинаций. Сознательное усвоение танцевальных упражнений способствует быстрому обучению разнообразным движениям, развивает способность формировать новые координационные связи (приложение 14).

Ритмичность в элементах статического и динамического равновесия (повороты, вращения, равновесия и т.д.) характеризуется чередованием нескольких фаз двигательного действия, выполняемых в определенной последовательности (подготовительной, основной, завершающей), что и определяет специфику ритма: постепенное увеличение (нарастание) мышечных усилий, максимальное их проявление с последующим снижением. Выполнение поворотов, вращений требуют от занимающихся хорошей координации движений, отлично развитого чувства баланса (уравновешенности тела относительно опоры), точности перемещения отдельных звеньев тела, уверенной ориентировки в пространстве, обладания достаточной гибкостью в суставах и силой мышц туловища и ног.

Ритмичность в прыжках и прыжковых упражнениях обусловлена особенностями выполнения ациклических упражнений, спецификой аэробных программ, когда упражнения выполняются в различных комбинациях и каждое последующее движение вытекает из предыдущего, конечное положение первого элемента является исходным для второго. Для выполнения прыжков и прыжковых упражнений характерно специфическое распределение усилий: чередование отдельных двигательных актов, отличающихся друг от друга по длительности и величине прилагаемых мышечных усилий, выполняемых с постепенным нарастанием физической нагрузки, максимальным проявлением усилий в течение заданного времени и постепенным ее снижением.

Динамика показателей темпов прироста ритмичности по основным разновидностям и проявлениям

В процессе применения методики развития ритмичности, воздействия целенаправленных средств и методов была выявлена положительная динамика показателей, отображающих уровень сформированности основных разновидностей и проявлений исследуемой двигательной координации.

Диагностический компонент технологической модели развития ритмичности позволяет оценивать темпы прироста ритмичности, что дает возможность корректировать направленность занятий, выбирать наиболее оптимальные средства, методы и эффективно управлять процессом формирования ритмичности по ее основным разновидностями и проявлениям (табл. 1)

Для определения темпов прироста ритмичности (Тпр.) нами проводилось тестирование в начале педагогического эксперимента (исходный уровень); промежуточный срез через 6 месяцев занятий (I этап) и итоговое тестирование по окончании учебного года (II этап). Статистическую обработку экспериментальных данных проводили по t-критерию Стьюдента на ЭВМ. Таблица 1.

Тестирование исходного уровня развития ритмичности по основным разновидностям и проявлениям в контрольной и экспериментальной группе (таблица 1) не выявило существенных различий.

Исследование динамики оценки ритмичности в базовых шагах показало улучшение в обеих группах, однако темпы прироста (ТПР) были неодинаковыми. В контрольной группе в начале педагогического эксперимента средняя оценка ритмичности составила 3,15±0,03 балла, промежуточная равнялась 3,43±0,09 баллам, в конце эксперимента достигла 3,81 ±0,12 балла, ТПР = 20,9 % (рис. 1)

Экспериментальная группа характеризовалась значительно большими темпами прироста ритмичности, ТПР = 39,4%, р 0,05. Высокие темпы прироста ритмичности в базовых шагах студенток контрольной и экспериментальной группы обусловлено, очевидно, сравнительно простой и стереотипной структурой двигательного действия, которая при целенаправленном педагогическом воздействии поддается обучению и тренировке. Использование в подготовительной части учебных занятий упражнений, направленных на активизацию деятельности всех мышц, обеспечивающих правильное выполнение базовых движений; приемов, способствующих концентрации, фиксации внимания обучающихся на особенностях выполнения базовых шагов; формирование «аэробной школы» движений обеспечило высокий уровень сформированности данной разновидности ритмичности у студенток экспериментальной группы.

Динамика темпов прироста ритмичности в танцевальных шагах имела сходный характер с предыдущей разновидностью при более низких показателях темпов прироста. Так, исходная оценка в контрольной группе составила 3,09±0,09 балла, в конце эксперимента 3,76±0,1 балла. Студентки экспериментальной группы при одинаковом начальном уровне развития ритмичности в данной разновидности, р 0,05, по завершении эксперимента получили более высокие оценки - 4,09±0,07 балла. Уменьшение темпов прироста ритмичности в танцевальных шагах обусловлено повышенной прироста ритмичности в танцевальных шагах структурной сложностью танцевальных движений, что требует более высокого уровня двигательной подготовленности, владения средствами выразительности и артистичности. Методика целенаправленного развития ритмичности включала разработку этапов формирования ритмичности в танцевальных шагах. Эффективный комплекс средств и методов, упражнения на освоение метроритма, техники танцевальных движений, специальные приемы педагогического воздействия способствовали качественному освоению танцевальных движений, более высокому уровню сформированности данной разновидности ритмичности у студенток экспериментальной группы.

Темпы прироста ритмичности в прыжках и прыжковых упразднениях в контрольной группе составили 10,6%, в экспериментальной, соответственно - 21,1% (рис. 3). Выполнение прыжков и прыжковых упражнений предъявляет высокие требования к уровню физической подготовленности занимающихся, требует развития целого комплекса двигательных координации, в частности, ловкости, точности, прыгучести.

Похожие диссертации на Моделирование процесса развития ритмичности движений у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой