Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историко-педагогические предпосылки развития стрельбы из лука и ее современное состояние Гомбожапова Ханда-Цырен Дугаровна

Историко-педагогические предпосылки развития стрельбы из лука и ее современное состояние
<
Историко-педагогические предпосылки развития стрельбы из лука и ее современное состояние Историко-педагогические предпосылки развития стрельбы из лука и ее современное состояние Историко-педагогические предпосылки развития стрельбы из лука и ее современное состояние Историко-педагогические предпосылки развития стрельбы из лука и ее современное состояние Историко-педагогические предпосылки развития стрельбы из лука и ее современное состояние Историко-педагогические предпосылки развития стрельбы из лука и ее современное состояние Историко-педагогические предпосылки развития стрельбы из лука и ее современное состояние Историко-педагогические предпосылки развития стрельбы из лука и ее современное состояние Историко-педагогические предпосылки развития стрельбы из лука и ее современное состояние
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гомбожапова Ханда-Цырен Дугаровна. Историко-педагогические предпосылки развития стрельбы из лука и ее современное состояние : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 Улан-Удэ, 2006 141 с. РГБ ОД, 61:06-13/1044

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты исследований в физическом воспитании и спорте в аспекте «восток-запад» 8

1.1. Особенности культур Востока и Запада 8

1.2. Изучение культур Востока и Запада как фактор их взаимообогащеиия в сфере физического воспитания и спорта 20

1.3. Научно-методические предпосылки развития стрельбы из лука в России 30

ГЛАВА 2. Зарождение и развитие стрельбы из лука на востоке и западе 35

2.1. Зарождение стрельбы излука 35

2.2. Особенности конструкции лука в странах Востока и Запада 46

2.3. Развитие военной и соревновательной стрельбы из лука на Западе и Востоке 57

2.4. Спортивная стрельба из лука в СССР и современной России 67

ГЛАВА 3. Становление и развитие стрельбы из лука в Азии 76

3.1. Особенности монгольской, китайской, японской и корейской стрельбы излука 76

3.2. Бурятская стрельба из лука 93

3.3. Стрельба из лука в Байкальском регионе 105

Заключение 124

Выводы 125

Литература 127

Введение к работе

Актуальность исследования. В современном спорте представители как западных, так и восточных школ добиваются выдающихся успехов. В этом аспекте вопрос дальнейшего прогресса российского спорта является весьма важным, поскольку Россия - евроазиатская страна, и в ее пределах наиболее многогранно и полно реализуется процесс взаимообогащения культур Востока и Запада.

Необходимо отметить, что успехи стран Востока в спорте стали возможными в значительной степени благодаря тому, что они, сохраняя культурное своеобразие, смогли освоить достижения западного мира и осуществить стратегический прорыв в этом направлении. И сегодня обмен опытом между восточными и западными школами спорта становится все более интенсивным.

Таким образом, для наиболее полного соответствия многосторонним требованиям взаимообогащения и взаимного обмена культур Востока и Запада в сфере физического воспитания и спорта требуются целенаправленные усилия практиков и ученых в осуществлении частных и обобщающих спортивно-педагогических исследований. Вместе с тем анализ литературы показывает, что работ в этом направлении все еще недостаточно.

Все вышесказанное определяет необходимость и актуальность данного диссертационного исследования.

Объект исследования - физическое воспитание и спорт в культурах Востока и Запада.

Предмет исследования - историко-педагогические предпосылки развития и современное состояние стрельбы из лука.

Цель исследования - выявить и обобщить прогрессивный опыт развития стрельбы из лука в культурах Востока и Запада.

Рабочая гипотеза. Предполагается, что выявление и использование передового опыта культур Востока и Запада позволит повысить качество и

эффективность процессов обучения и тренировки стрелков из лука от

начинающих спортсменов до мастеров международного уровня, а также будет

способствовать повышению эффективности подготовки квалифицированных

специалистов.

Задачи исследования:

1) Выявить историко-педагогические предпосылки развития стрельбы из лука.

2) Определить общие черты и характерные особенности стрельбы из лука в культурах Востока и Запада.

3) Изучить современное состояние стрельбы из лука.

Методы исследования. Историографические методы: историко- сравнительный, ретроспективный, синхронный, хронологический,

периодизации, классификации, структурно-системный, актуализации. Этот методологический комплекс позволил изучить развитие стрельбы из лука в разных частях света и в различные исторические периоды.

Методы формальной логики (существования, отношения, сопоставления, сравнения и выбора предметов) увеличили область соприкосновения использованной методологии с практикой физического воспитания.

С помощью статистического метода наглядно представлены данные по развитию стрельбы из лука в исследуемый период.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Концепция обобщения достижений культур Востока и Запада в сфере физического воспитания и спортадКалмыков СВ., 1994-2005).

Современные концепции теории и истории физической культуры и спорта (Кун Л., 1982; Матвеев Л.П., 1977-2005; Пономарев Н.И., 1970; Родиченко B.C., 1996; Санданов Б.Д., 1990; Столбов В.В., 1983 и др.).

Научная новизна работы состоит в следующем:

1) на основе системного подхода раскрыты исторические и °педагогические предпосылки развития стрельбы из лука в культурах Востока и

Запада;

2) выявлены конструктивные особенности лука у различных народов мира;

3) показана роль лука и отношение общества к нему в культурах Востока и Запада;

4) исследовано современное состояние, охарактеризованы этапы развития спортивной стрельбы из лука в связи с Олимпийскими играми, выявлены тенденции в изменении соотношения сил на мировой арене и в эволюции правил соревнований.

Теоретическая значимость работы. В данном исследовании предпринята одна из первых попыток системного анализа эволюции стрельбы из лука в мире как результата взаимовлияния культур Востока и Запада.

На основе сопоставления различных данных показано, что современный лук и стрельба из лука как вид спорта представляют собой результат многовекового взаимопроникновения культур Востока и Запада. В результате анализа историко-сравнительных данных выявлены особенности и закономерности процесса развития стрельбы из лука.

В целом результаты исследования дополняют знания и сведения в области истории и управления физической культурой.

Практическая значимость состоит в том, что обобщенные в работе материалы исследований могут быть использованы в качестве теоретического материала и практических рекомендаций в работе тренеров детско-юношеских спортивных школ, учителей физической культуры и преподавателей высших и средних учебных заведений; в составлении учебных программ, пособий, при разработке лекций и спецкурсов и подготовки дипломных работ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Выявлены историко-педагогические предпосылки развития стрельбы из лука.

2. Общие черты и характерные особенности стрельбы из лука в

культурах Востока и Запада, касающиеся конструкции, роли, значения и отношения к ней в обществе.

3. Современная стрельба из лука, представляет собой вид спорта, сочетающий в себе новейшие достижения различных областей научного знания. В своем развитии этот вид спорта прошел ряд этапов, связанных с включением или отсутствием в олимпийской программе. Тенденциями развития стрельбы из лука являются коммерциализация, изменение правил соревнований в сторону повышения зрелищности, рост конкуренции на мировой арене и улучшение достижений спортсменов азиатских стран.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечивается опорой на фундаментальные исследования в области истории и теории физической культуры и спорта; использованием совокупности методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; строгой логикой осмысливания, описания и интерпретации фактического материала; преемственностью, взаимообусловленностью и непротиворечивостью результатов, полученных на разных этапах исследования.

Апробация и внедрение результатов работы. Материалы исследования доложены и обсуждены на ежегодных научно-практических конференциях Бурятского государственного университета 1996-2005 гг., девяти региональных и международных конференциях в Улан-Удэ, Чите, Красноярске, Улан-Баторе (1993-2005 гг.). Результаты исследования используются в учебно-тренировочном процессе стрелков из лука БГУ, сборных Бурятии, Агинского бурятского автономного округа, Читы, учащихся ДЮСШ, а также в процессе преподавания спецкурса.

Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 141 странице компьютерного набора, включает 4 таблицы, 8 рисунков. Работа состоит из введения и 3 глав. В список литературы включено 162 источника, из них 11 зарубежных авторов.

Особенности культур Востока и Запада

Разрешение проблемы сравнения и сопоставления цивилизаций Востока и Запада в умах передовых мыслителей мира происходит на протяжении весьма длительного исторического периода. Данная проблема является ключевой, важнейшей и в современном обществе. Сравнительные исследования в аспекте «Восток-Запад» осуществляются в философии, истории, культурологии, психологии, социологии, политологии и других отраслях знания. Методологической основой сравнительного анализа культур Востока и Запада могут служить труды М.А.Мамоновой (1991), З.П.Морохоевой (1994), В.Л.Кургузова (2003), М.Т.Степанянц (1997) и др. При проведении исследований в области физической культуры и спорта теоретико-методологической является концепция синтеза достижений культур Востока и Запада в сфере физического воспитания и спорта (Калмыков СВ., 1993; 1994).

В понятия «Восток» и «Запад» вкладывается различный смысл. В данном исследовании, изучив труды ученых (Мамонова М.А., 1991; Морохоева З.П., 1994; КалмыковГс.В., 1993, 1994; Кургузов В.Л., 2003; Степанянц М.Т., 1997; Хилтухина Е.Г., 2002 и др) под понятием «Восток» мы подразумеваем субконтинентальные цивилизации Китая, Кореи, Японии, Вьетнама, Индокитая, Бирмы, Таиланда, Камбоджи. Сюда же мы относим Монголию, Байкальский регион и прилегающие территории, Тыву, Хакасию. Под Западом понимаем культуру Западной Европы в целом, без специфики отдельных культурных потоков в рамках европейских наций и государств. К Западу, как по типу мышления, так и по направлению с культурной преемственности, относится и Северная Америка в сегодняшнем ее статусе. Таким образом, под Западом понимается своеобразный тип цивилизации, сущность которого во многом задана научно-техническим вектором, развитием крупной индустрии [і сверхсложной технологии.

Главным результатом коллективной интеллектуальной работы явилось логическое исчерпание узкозападного или узковосточного типов мировосприятия и мышления. Это касается, прежде всего, важнейших жизненных сфер: экологии, науки, искусства и личностной сферы. С одной стороны, поляризация достигла крайнего предела, а с другой — противоположности смыкаются, одна крайность переходит в другую (Мамонова М. А., 1991).

Действительно, задача новейшего времени состоит не в деструктивном отрицании или, напротив, бессмысленном копировании известных культурных форм. Только в том случае человечество духовно поднимется еще на одну ступень, если проделает не знавшую себе равных синтетическую работу, подвластную творческому и действительно раскрепощенному разуму. Не случайно в послесловии к замечательной книге Э.Фромма «Искусство любить» пишется, что сегодня на Востоке и на Западе люди открывают для себя, что они взаимосвязаны, несмотря на все различия, какими-то фундаментальными узами, более глубокими, нежели просто согласие в концепциях и доктринах. Они начинают осознавать, что изначально все люди обладают разными стремлениями и потребностями; что превосходство человека над человеком не может долее оправдываться ссылками на Бога или природу; и осознание этого есть плод той духовной и моральной революции, гигантского интеллектуального сдвига, который переживает сегодняшнее человечество (Fromm Е., 1962).

Рассмотрим понимание культуры на Востоке и Западе. Европейское понимание культуры идет от понятий возделывания, культивирования, о изменения, превращения продукта природы в человеческий продукт. Китайский же иероглиф «вэнь» (культура) пиктографически восходит к начертанию символа «украшенный человек» (Кривцов В., 1972). Отсюда смыслообразующий стержень развития этого понятия — украшение, цвет, изящество, литература. Благодаря антониму «чжи» (нечто нетронутое, эстетически грубое, духовно неутонченное) был акцентирован оттенок развития и совершенствования. Таким образом, если на Западе под культурой подразумевается совокупность всех материальных и духовных продуктов человеческой деятельности, то на Востоке в культуру входят лишь те из них, которые делают мир и человека «украшенными», «утонченными», «внутренне усовершенствованными».

Религия и религиозные отношения. В Европе борьба за свободу мышления означала борьбу .с представлениями о ничтожестве человека и призрачности его земного существования, о всемогуществе бога и его независимости от воли людей. Крайняя нетерпимость христианства в его претензии на полное мирообъяснение привела к его систематической конкретно-научной критике. Основное различие статуса религиозных воззрений на Западе и Востоке коренилось в различии структурного строения науки. «Вертикальное» строение европейской науки требовало замены одних философско-мировоззренческих форм другими; «горизонтальное» же строение восточной науки, способствовало более мирному уживанню с общими нравственно-религиозными установками.

Изучение культур Востока и Запада как фактор их взаимообогащеиия в сфере физического воспитания и спорта

Теоретико-методологической основой нашего исследования является концепция, обосновывающая необходимость анализа и синтеза достижений культур Востока и Запада в сфере физического воспитания и спорта, предложенная С.В.Калмыковым (1993; 1994). Автором показано, что отличительной чертой восточной методологии подготовки спортсменов является особое отношение к проблеме индивидуального «Я», которая является центральной проблемой бытия в религиозно-философских учениях, лежащих в основе восточных систем и единоборств - буддизм, даосизм, индуизм, конфуцианство и др. Для восточных учений в целом характерно достаточно негативное отношение к индивидуальному «Я», которое рассматривается как главное препятствие к духовному, нравственно-психологическому и физическому совершенствованию . человека. Например, в конфуцианстве высший этический принцип — гуманность и идеал «благородного человека» реализуются в «преодолении личного к нормам и правилам нравственного поведения».

Для западного человека вся картина мира сфокусирована вокруг индивидуального «Я», окружающий мир рассматривается как объект преобразовательной деятельности, и всякая деятельность протекает в жестких рамках отношений «субъект - объект». Это ярко проявляется в западных видах единоборств, для которых характерно четкое осознание себя как субъекта деятельности, ведущего бескомпромиссное противоборство с другими субъектами, выступающими для него как объект экспансии его индивидуального «Я».

Таким образом, наряду с индивидуальными характеристиками личности - морфологическими, психологическими, физиологическими, биоэнергетическими и другими, следует учитывать прежде духовно-нравственное состояние, важнейшим критерием которого является степень преодоления привязанности к индивидуальному «Я». Кроме того, необходимо принимать во внимание влияние космофизических, хронобиологических, природно-геофизических и экологических факторов.

В этом направлении предстоит огромнейшая работа, так как на

сегодняшний день всего лишь только намечены теоретико методологические подходы общекультурологического характера, но не базирующиеся на репрезентативных данных экспериментальных исследований и требующие уточнений в свете новейших достижений отечественной спортивной педагогики, психологии спорта и других смежных научных дисциплин (Калмыков СВ., 1994).

Серьезные методологические исследования в данном направлении продолжаются и другими специалистами. Так, С.Г.Гагонин (1996; 1999) солидарно отмечает, что для соответствия многосторонним требованиям взаимообогащения и взаимной стимуляции пересекающихся культурных , структур необходимы целенаправленные усилия практиков и ученых в осуществлении концептуальных спортивно-педагогических обобщений, а также получении выводов, способных обогатить отечественную физическую культуру. Обращая внимание на насущную необходимость обогащения отечественной физической культуры на основе обобщения опыта боевых искусств Востока, автор указывает, что для этого необходимо теоретическое и практическое изучение и внедрение их принципов, методов и средств в системы физического образования и воспитания, спорта, прикладных единоборств, используя опыт изучения восточных боевых искусств с опорой на принцип научности.

В исследованиях В.Д.Дашинорбоева (1999; 2000) европейские и азиатские школы видов единоборств рассматриваются в качестве фундаментальной основы теории становления спортивных видов борьбы, получивших мировое признание. Сравнительному анализу были подвергнуты ранее разработанные системы физических упражнений по различным видам единоборств в контексте Востока и Запада.

Следует отметить, что в рамках концепции С.В.Калмыкова ведутся и выполнен ряд работ, в которых показана эффективность методик подготовки спортсменов в различных видах спорта на основе синтеза достижений западных и азиатских школ (Косыгина Л.В., 2000; Сагалеев А.С., 1998 и др.).

Для аналитико-обобщающих исследований в физической культуре и спорте, в качестве методологической основы целесообразно использовать классификации различий Востока и Запада, описанные в различных отраслях научного знания (Калмыков СВ., 1994; Кургузов В.Л., 2003; Мамонова М.А., 1991).

Зарождение стрельбы излука

Археологические раскопки древних поселений, захоронений, наскальные рисунки, барельефы, надписи повествуют о том, что человечество пользовалось луком в планетарных масштабах в эпоху позднего палеолита, что лук развивался непрерывно, поступательно, от простого примитивного изделия к сложному механическому устройству (Авдусин Д.А., 1989; Анучин Д.Н., 1887; Гришин Ю.С., 1981; Кольби СБ., 1974; Коновалов П.Б., 1976; Конопацкий А.К., 1982; Лбова_Л.В., Махзина Е.А., 1999; Лбова Л.В., 2000; Окладников А.П., 1948, 1976, 1957). «Сокровенное сказание монголов» в переводе С.А.Козина (1990) позволяет определить уровень развития стрельбы из лука. Лук у кочевого народа был главным, жизненно необходимым оружием, владеть которым монголы обучались с раннего детства. Из «Сокровенного сказания монголов» можно судить о материалах, из которых изготавливались стрелы, о разнообразии форм и назначении монгольских стрел. По традиции приближённые Чингисхана имели обязанность носить колчан, который заполнялся «дальними стрелами - хоорцах, ближними стрелами - одора», чтобы постоянно быть в готовности защитить своего хана. Подлинные исторические факты «Сокровенного сказания монголов» убедительно подтверждают выводы о том, что, начав заниматься стрельбой из лука с раннего детства, монголы достигали высокого мастерства. Посредством лука человек выражал себя как личность, как рачительный хозяин, опытный охотник и смелый воин. В древние времена стрельба из лука распространялась по странам и континентам путём торгового обмена переселения народов и завоеваний чужих территорий. Чингисхан покорил обширные территории от Дальнего Востока до Альп. Основным оружием в его армиях был лук, достигший по тем временам наиболее совершенного технического развития (Владимирцов Б.Я., 1995; Гумилев Л.Н., 1989; Жаргалов Д., 1996; Михайлов В.А., 1993; Сандаг Ш., 1977; Хара-Даван Э., 1991; Цыденжапов Ш.Н., 1990). Естественно, что народы, проживавшие на захваченных территориях, вносили существенные коррективы в изготовление своих луков. О степени распространённости стрельбы из лука у народов Забайкалья и Монголии мы можем судить по предметам, обнаруженным в погребениях плиточных могил, датируемых ХШ - VI вв. до н.э. Фрагменты луков и стрел, обнаруженные в захоронениях плиточных могил, представлены в количестве 84 предметов (рис. 1, 2). В основном это костяные и бронзовые наконечники стрел и концевые накладки луков, найденные в 23-х местах проведения археологических раскопок, расположенных в Забайкалье и Монголии, и поименованных по названиям ближних селений: Дарасун, Оловянная, Тапхар, Боргой, Сельгир, Бильчир, Кибалино, Сотниково, Саянтуй, Пестерево (Цыбиктаров А.Д., 1998). Анализируя описанные автором материалы, формы и размеры наконечников стрел, можно говорить о том, что утяжелённые стрелы с усиленным планированием полёта и усиленные луки уже могли применяться в охоте и в военных действиях, т.к. увеличивается их поражающая сила и дальность полёта. Поэтому роль лука в Ацайский этап значительно возросла. Если в Чулутском этапе (XIII-VHI вв. до н.э.) ритуальные фрагменты лука составляют в захоронениях 11,5%, то в Ацайском этапе (VIII-VI вв. до н.э.) эти предметы составляют 45,4%, т.е. в 4 раза чаще, чем в ранних плиточных могилах. В это же время, как утверждает А.Д.Цыбиктаров (1998), выявилось очень большое значение лошади в жизни и хозяйстве населения культуры плиточных могил. Обобщая изложенное, можно сделать следующий вывод: если в указанный период значительно возросло применение лука и тяжёлых дальнобойных стрел различных конструкций, и в это же время выявлено возрастающее значение лошади в жизни населения, то не исключена возможность, что именно в это время человек уже овладевал стрельбой из лука с лошади. В своём исследовании Н.И.Пономарёв (1970) пишет, что скифы, савроматы и древние славяне, обитавшие на территории нашей страны в период разложения родового строя, определяли весь ход истории на юге и юго-востоке страны, распространяя своё влияние на различные этнические племена. В детских погребениях савроматов археологи находят наконечники стрел, что позволяет уверенно предполагать передачу двигательного опыта в связи с военной направленностью жизни. Этот вывод ещё раз подтверждает, что занятие стрельбой из лука у древних славян, скифов и савроматов начиналось с раннего возраста, как и у древних монголов. Многие письменные источники, в частности публикация Тевяшова Е.Е. (1910), подтверждают военно-физическую направленность упражнений скифов. Он писал, что стрелами пользовались не только на войне, но и на охоте, и на ежедневных упражнениях в стрельбе в цель. Стрельба из лука была высоко развита у народов, населяющих Сибирь и Крайний Север. Эвенк брал две стрелы, пускал одну вверх, а когда она падала, хватал вторую и стремился попасть в падающую стрелу, причём в 7-8 случаях из десяти это ему удавалось (Столбов В.В., 1989)

Особенности монгольской, китайской, японской и корейской стрельбы излука

Среди племен и народов, населявших в древности Центральную Азию, высоким мастерством в стрельбе из лука отличались кочевники -монголы. Именно в их среде зародились и сформировались армии Чингисхана, в которых лук был основным поражающим оружием. Монголы стали активно пользоваться луком со времен позднего неолита и сохранили богатый фольклорный материал о стрельбе из лука. Слава о лучших стрелках, увековечивалась высечением их имен и достигнутых результатов на камне, один из которых сохранился до наших дней в Эрмитаже. Воспитываемые на произведениях устного народного творчества, дети монголов с двух - трех летнего возраста обучались верховой езде и стрельбе из детского лука. Их наставниками были деды, отцы и старшие братья, которые воспитывали в детях отвагу, гордость за свой род и племя, и не удивительно, что со временем они становились ловкими наездниками и меткими стрелками. Европейский путешественник Плано Карпини (1182-1251 гг.), посетивший Монголию, писал, что мужчины сами делают луки и стрелы, используют их в охоте, совершенствуют свое мастерство. Наравне с мужчинами искусны в стрельбе из лука девочки и женщины (Батуева Т.Б., 1995). Монголы с почтением относились и до сих пор относятся к своим лукам и стрелам, изготавливают красивые чехлы для луков и колчаны для стрел, украшенные национальными орнаментами и чеканкой по серебру. Они хранились в жилище на самом почетном месте и, как семейная реликвия передавались из поколения в поколение. Монголы в начале нашей эры пользовались простым луком, изготовленным из цельного куска дерева, сухожилий и кожи. Простой лук получил широкое распространение не только в монгольских племенах, но и в племенах Южной Африки, Южной Америки, в Меланезии, в племенах Древнего Рима, Германии и Нормандии. В третьем веке до нашей эры народные умельцы уже преобразовали простой лук (хавчаахай) в сложный, применив роговые и костяные пластины с прослойкой сухожилий. Такой лук имел высокую убойную силу и поражал цель на дальнем расстоянии. Технология изготовления подобного лука была сложной по структуре и длительной во времени, поэтому лук ценился и оберегался как самое дорогое оружие. Детям такие луки не доверяли, и на первом этапе они учились на простых луках, изготовленных своими руками. Стрелы монголы изготовляли из пород твердого дерева с опереньями из перьев птиц, с костяными и роговыми наконечниками. Поэтому монгольские стрелки, оснащенные подобными луками и стрелами, обученные с самого детства упорству и меткой стрельбе, выделялись высоким мастерством, силой, ловкостью и выносливостью среди других племен и народов. Этот фактор, очевидно, и предопределил их воинственный характер. Такой вывод подтверждается и формой мишеней, изготовлявшихся из восьми соединенных между собой овчин, по средине которых изображалась фигура человека. В качестве цели применялась и черепная кость вола, войлок, доска, стрельба по флажкам, по мячу и др. Древнемонгольские племена, состоящие в основном из лучников, считались самыми воинственными. Они знали свыше 60-ти способов ведения облавной охоты и применения этих способов в решающих схватках с врагом, умели предварительно выявить силу и выносливость коней противника, определить скорость и длительность передвижения неприятеля в зависимости от нагула коней. Все эти приёмы и способы они опробовали и испытывали в облавной охоте, готовясь к предстоящим празднествам и летним сражениям. В этом, сложившемся веками укладе и образе жизни, мы видим систему непрерывной массовой подготовки лучников высокого класса, возможность их круглогодичной тренировки. И эта система уже в древние времена носила многоступенчатый, многоуровневый характер от изготовления мальчиками детских луков и первых состязаний, до облавной охоты, состязаний на празднествах, участия в военных походах. В этой системе чётко просматривается алгоритм непрерывного самодостаточного развития стрельбы из лука. Применение лука как охотничьего, соревновательного и военного оружия подняло его на новые, более качественные ступени в развитии, в совершенствовании конструкции, приёмов стрельбы и видов соревнования. Традиционная массовая увлечённость монголов стрельбой из лука, их воинственный характер позволили Чингисхану создать непобедимые армии стрелков из лука, которые, соревнуясь на привалах, постоянно поддерживали высокую военную форму. Монгольские племена отличались от других племен не только изготовлением лучших сложных луков и стрел, соответствующих своему назначению - охоте, военному делу, но и своеобразной манерой стрельбы из лука. Знаменитый английский ученый-монголовед О. Латтимор писал, что «монголы пользуются луком, сконструированным из рога, костей, жил животных и дерева. Стрельба из лука у монголов отличается своеобразной национальной особенностью, весьма привлекательна своей церемониальностью. Лучники имеют

единообразную стойку и держат лук под определенным углом, обладают щипковым захватом тетивы, своеобразным ее натяжением и выпуском стрелы». С древних времён монголы прославляли метких стрелков из лука. На празднике, устроенном в честь победы над племенем султанов, в военных действиях в 1219-1225 гг. были устроены состязания лучших воинов-лучников, где сын Хасара Есунхэ поразил цель на расстоянии 502,5 м. Этот факт свидетельствует о большой физической силе и мастерстве лучников монгольских племен. С тех пор цель, размеры дистанций и правила состязаний многократно менялись, но традиция прославления лучших стрелков из лука сохранилась до наших дней. В 1876 году были приняты новые правила состязаний и отличившимся лучникам стали присваивать спортивные звания «Галт мэргэн»-«Ясновидящий стрелок» и т.д. В это же время были утверждены правила стрельбы по доскам и мячам. В 1921 году состязания проводились уже по новым правилам, включающим индивидуальную или самостоятельную, командную или групповую стрельбу. Команда состояла из 12 человек, каждый стрелок выпускал по 4 стрелы. Победителем признавался набравший наибольшее количество попаданий.

Похожие диссертации на Историко-педагогические предпосылки развития стрельбы из лука и ее современное состояние