Введение к работе
Актуальность темы исследования
Произведения искусства являются воплощением культурного богатства человечества, средоточием его творческого потенциала, накопленного в течение тысячелетий. Сохранение мирового культурного наследия относится к приоритетным направлениям политики современных государств в области культуры. Особое значение в этой связи придается вопросам охраны и защиты культурных ценностей, которые нашли свое отражение в целом ряде международных соглашений и конвенций.
Собранные в России коллекции произведений искусства представляют собой историческую, художественную и культурную ценность и имеют не только общенациональное, но и общемировое значение. Основная часть коллекций находится в государственной собственности и представлена в музеях федерального значения и субъектов РФ. В настоящее время в нашей стране насчитывается около двух с половиной тысяч музеев, в которых хранится свыше 64 млн. экспонатов.
Расширение и укрепление международных культурных обменов (российские музеи ежегодно вывозят за границу около 150 выставок) требуют дополнительного внимания к способам защиты произведений искусства от рисков повреждения и утраты во время транспортировки к месту проведения выставок и обратно, включая и сам период экспонирования. В связи с этим особое значение приобретает страхование произведений искусства, являющееся эффективным средством защиты культурных ценностей и источником финансирования их реставрации.
Не менее актуальны вопросы сохранения и защиты произведений искусства, находящихся в частной собственности. В последние годы в нашей стране появились крупные корпоративные коллекции произведений искусства, собственники которых наряду с частными коллекционерами обращаются к страхованию как инструменту, позволяющему минимизировать риски и компенсировать финансовые последствия возможных убытков.
Объем российского рынка страхования произведений искусства, несмотря на его огромный потенциал, в настоящее время незначителен. Сумма собранных страховых премий по страхованию произведений искусства в странах Европы составила в 2007 г. более 300 млн. долл. США, в том числе в России - более 15 млн. долл. США. Великобритания, Германия и США вместе собирают более половины
мировой страховой премии, тогда как на долю нашей страны в настоящее время приходится не более 3% от этой суммы.
Развитие национальной системы страхования произведений искусства затрудняется отсутствием унифицированных правил страхования и методологии оценки рисков, а также единой методики расчета страховых тарифов. Остаются малоизученными международный опыт в области страхования произведений искусства и возможность его адаптации к современным российским условиям.
Вопросы построения эффективной системы страхования произведений искусства, отвечающей экономическим и правовым интересам всех участников страхового рынка и рынка произведений искусства, требуют своего научного осмысления, а недостаточная теоретическая и практическая проработанность данного вопроса обусловила актуальность темы диссертационного исследования, а также его цели и задачи.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационной работы является комплексное исследование существующей системы страхования произведений искусства и разработка практических рекомендаций для проведения страхования государственных и частных коллекций произведений искусства.
Для реализации указанной цели в диссертации были поставлены следующие задачи, определившие логику исследования:
исследовать особенности произведений искусства как объекта страховой защиты;
проанализировать риски, возникающие в процессе оборота и хранения произведений искусства;
рассмотреть методы управления рисками в музейной деятельности и при частном коллекционировании произведений искусства;
выявить особенности страхования государственных и частных коллекций произведений искусства;
изучить международный опыт страхования произведений искусства и проанализировать возможности его применения в российских условиях;
разработать комплексную систему страховой защиты произведений искусства;
дать рекомендации по совершенствованию страхования произведений искусства в России.
Объектом исследования выступает организация системы страхования государственных и частных коллекций произведений искусства.
Предметом исследования стало изучение рисков, форм и методов страховой защиты произведений искусства.
Теоретическая, методологическая и информационная база исследования
Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области страхования, изложенные в научных трудах, периодических изданиях, учебной и справочной литературе, методических и практических пособиях. В качестве теоретической основы исследования были взяты работы Березиной СВ., Булатова Р.Б., Денисова Б.А., Ермасова СВ., Ефимова С.Л., Мазеина Д.В., Маковского А.Л., Никулиной Н.Н., Семичева Ю.Г., Сергеева А.П., Федоровой Т.А., Черновой Г.В., Чудинова Г.В., Шахова В.В., Щенниковой Л.В., Юрченко А.Ю. и других.
В диссертационном исследовании применялись методы системного, факторного и сравнительного анализа, а также графической интерпретации исследуемых процессов.
Информационной базой исследования послужили Конвенции ЮНЕСКО, Законы РФ, Постановления Правительства РФ, данные Федеральной службы государственной статистики, Счетной палаты РФ, Министерства культуры РФ, методические материалы по страхованию произведений искусства отечественных и зарубежных страховых компаний, различные специализированные издания по страхованию и культуре.
Научная новизна диссертационного исследования
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что на основе всестороннего анализа страховой защиты произведений искусства раскрыта сущность понятия «страхование произведений искусства», выявлены основные риски, связанные с хранением и оборотом произведений искусства, определена роль страхования в сохранении произведений искусства как объекта инвестиций.
Наиболее существенными являются следующие результаты, характеризующие научную новизну диссертации:
1. раскрыта сущность понятия «страхования произведений искусства» как совокупности взаимосвязанных видов имущественного страхования, включающей страхование
имущества, страхование финансовых рисков и титульное страхование;
-
разработана классификация рисков, характерных для хранения и оборота произведений искусства, по критериям источника возникновения и особенностям предмета страхования с точки зрения создания оптимальной системы управления рисками;
-
обосновано введение в систему комплексной страховой защиты произведений искусства рисков неправильной атрибуции, фальсификации, ошибок при оценке стоимости и в процессе реставрации произведений искусства;
-
определена роль страхования в системе комплексного управления рисками в музейной деятельности, прежде всего, при проведении выездных выставок и экспозиций;
-
на основе сравнительного анализа зарубежной и российской практики страхования произведений искусства выявлены недостатки российских правил страхования и разработаны предложения по их устранению;
-
выявлены особенности существующих в России систем страхования государственных и частных коллекций произведений искусства с целью дифференциации страховых продуктов, исходя из потребностей владельцев коллекций;
-
разработаны методические рекомендации по совершенствованию условий страхования произведений искусства в части формирования страхового покрытия и обоснования тарифов.
Практическая значимость проведенного исследования
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения полученных выводов и рекомендаций в деятельности страховых компаний, осуществляющих страхование произведений искусства. Также существенную значимость эта работа может представлять для учреждений культуры и искусства.
Материалы диссертационного исследования использованы в качестве учебного пособия для студентов при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсу «Страхование» в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов.
Апробация результатов исследования
Основные положения диссертационного исследования нашли свое отражение в публикациях в научных сборниках и журналах, докладах диссертанта на научных конференциях профессорско-преподавательского состава, проводимых в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов, на научной
конференции «Страхование произведений искусства» (Москва, 30 сентября 2008 г.).
Всего автором по теме диссертации опубликовано 7 научных работ общим объемом 1,6 п.л. (в т.ч. вклад автора - 1,5 п.л.).
Структура работы определяется основной целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.