Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозно-онтологическое обоснование технической деятельности в русской философии начала XX века Григорьев, Григорий Геннадьевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Григорьев, Григорий Геннадьевич. Религиозно-онтологическое обоснование технической деятельности в русской философии начала XX века : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.08.- Москва, 2000.- 117 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/49-2

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Мы живем на рубеже столетий. Это время, с которым обычно связывают необходимость переоценки многих достижений. На пороге нового тысячелетия это тем более актуально, что проблемы, возникающие перед современным человеком, остро ставят вопрос о путях дальнейшего развития человечества. Техника является одним из важных структурных элементов современной цивилизации. Она как линза, многократно усиливает воздействие человека на окружающую среду. Человек овладевает огромными силами, но и неблагоприятные эффекты растут, зачастую доводя напряжения в культуре до критического уровня. В осмыслении кризисной ситуации серьезную роль играет философия техники, дисциплина, которая еще десяток лет назад должна была доказывать свое право на существование. Однако, едва утвердив свой научный статус, философия техники должна уже измениться,- ибо меняется вся философия. Философия должна по-новому рассмотреть проблему человека. Философская антропология получает теперь важнейшее значение.

Философская антропология в центре философского дискурса ставит идею обращения к человеку. Для отечественной философской мысли это тривиальное суждение кажется неожиданно актуальным после долгих десятилетий недостаточного внимания к человеку. Сегодня, когда интенсивно публикуется философское наследие Серебряного века и философская классика Запада, возникают новые вопросы и открываются новые перспективы в развитии философии и культуры. Разработка новых проблемных областей и переоценка уже известных концепций с новых точек зрения, с учетом нового материала, малодоступного ранее, необходима для решения современных задач. Два наиболее ясных жизненных пути для нашей страны - это некритическое копирование

4 западных моделей развития, либо полная культурная изоляция - и оба, как показывает наш опыт, ведут к негативным последствиям социального и культурного плана. На фоне этой драматичной ситуации растет важность проблем философии техники.

Для философии техники одним из актуальных вопросов в настоящее время представляется анализ онтологических оснований технической деятельности, с ним сопряжено внесение в философский дискурс постоянного «антропологического фона» (если можно так выразиться). То есть экспликация принципов понимания человека и онтологического статуса его технической деятельности должна предшествовать рассмотрению более специальных задач, тем более что эти проблемы неявно присутствует в любой работе по философии техники. Необходимо осознать проблему истоков нашего отношения к технике, учитывая то, что и эта проблема и проблема. истоков самой техники коренится в иррационально-мифологической подоснове нашего сознания и нашей жизни.

Здесь очень важным представляется изучение взаимосвязей различных концепций технической деятельности с точки зрения их иррациональной основы. Детально разработанная система категорий какой-либо философской школы почти всегда является лишь рациональным построением, основание которого скрыто в глубине нерационального, до-логического и, можно сказать, сверхлогического. Конечно, это не значит, что мифология лишена своей собственной внутренней логики и потому непознаваема. С точки зрения методологии, для подобных исследований особую важность имеют идеи, высказываемые некоторыми отечественными философами: о диалоге культур, о множественности типов рациональности, о возможности существования для различных культурных образований некой единой основы, в которой присутствует особая, первоначальная логика, Логика логик (по выражению В.С.Библера).

В наши дни, когда кризис новоевропейского рационализма и построенной на нём «универсальной культуры» кажется все более очевидным, когда «отдельные островки» различных культурных традиций многими осознаются как плавающие в бурном море иррационального и под ними (по затертому, но вечно актуальному выражению Тютчева) «хаос шевелится» в самом буквальном смысле слова, идеи диалога культур приобретают особую значимость.

В основе человеческой культуры, даже шире - деятельности и жизни лежат два неразделимых, но различных противоборствующих начала -рациональное и иррациональное. Когда ratio, в силу тех или иных причин, ослабевает (как в наше время), жизнь стремится опереться на другую опору: возрастает роль и сила иррациональных проявлений. Сегодня в мире существует множество различных культурных традиций, различных видов искусства, науки и техники, основанных на разных типах рациональности, разных логиках. Одним словом, все направления культурной жизни в мире словно бы теряют единую рациональную основу. Поэтому так важно изучать логико-мифологические основания различных культурных традиций и философских систем. Только так можно выяснить сущность любых культурных проявлений и принимать их или бороться с ними. Вопрос о мифологических предпосылках технократизма включает в себя вопрос о рс-ли религии в формировании основ современной науки и техники: в эпоху Средневековья появилась идея творца, творчества. Но как оправдывается техническая деятельность н вообще творчество человека с религиозной точки зрения - ведь в Библии, например, человек нигде не назван творцом. Тем не менее, именно средневековые монастыри являлись центрами науки, образования и технического творчества.( В нашем веке подобные вопросы рассматривал Ф.Дессауэр, а из отечественных учёных С.С.Неретина).

При погружении в область вопросов, границы которой были очерчены выше, возникает множество частных задач, требующих

6 внимательного исследования. Например, недостаточно прояснёнными являются связи технократизма с космизмом, идеи техносферы с идеей ноосферы и взаимоотношения этих направлений с русской философской традицией.

Степень разработанности проблемы. Проблема обоснования технической деятельности в XX веке подверглась обстоятельному обсуждению и разработке. Однако, вывод о том, что тема достаточно разработана и не нуждается в новых исследованиях, был бы преждевременным. Если вглядеться повнимательнее, то станет ясно, что существующие разработки до сих пор в названной теме оставляют большие пробелы и изучение ее еще далеко от полной ясности. В философии техники можно выделить два основных подхода: инженерный и гуманитарно-философский (К.Митчем). Лучше всего философский подход характеризует мысль М.Хайдеггера: философию интересует не техника, а сущность техники. Именно такой, чисто философский, гуманитарный подход был разработан гораздо менее, чем инженерный. Работы М.Хайдеггера, К.Яеперса, Л.Мэмфорда, Х.Ортега-и-Гассета, К.Митчема, Ж.Эллюля при всей их, значительности только намечают подходы к самой.проблеме. Разработки, осуществленные в нашей стране, были до недавнего времени достаточно односторонни - большей частью они сосредоточены в области исторического и социологического либо гносеологического и методологического подхода к проблемам техники (Ю.С.Мелегденко, Г.Н.Волков). Наиболее слабо разработанным остается именно онтологический подход. Кроме того, в современном мире большой интерес начинает вызывать антропологический подход к решению проблем техники. Некоторые специалисты (напр., И.Ф.Игнатьева) считают антропологический подход основополагающим и сквозным для всех остальных (гносеологического, социологического, этического и т.д.).

Одна из наиболее разработанных советскими философами техники -проблема диалектики субъекта и объекта, важна для нашей темы, (В.Лекторский, Э.М.Смирнов, А.С.Анисимов и др.). И все же здесь есть еще аспекты, требующие дальнейшего изучения. На достигнутом уровне исследований проблем философии техники была выявлена диалектическая схема «субъект - техническое средство - объект». Однако эта схема использовалась в виде «субъект (человек) - техническое средство - объект (природа)» (Э.М.Смирнов), хотя при более внимательном рассмотрении видно, что из системы трактуемой таким образом выпадает очень важный аспект - когда объектом также становится человек. Этот вопрос без сомнения требует дальнейшего рассмотрения. Большой вклад в исследование проблем философии техники, проблемы взаимоотношения культуры и техники внесли работы В.Г.Горохова, В.М.Розина!

Важным является и то, что интенсивно разрабатываемое сейчас философское наследие Серебряного века почти не исследовалось именно со стороны философии техники. Именно в этой области самое большое число белых пятен. Проблемам обоснования технической деятельности человека, поиску места человека-техника в истории и в структуре мирового бытия было посвящено много размышлений русских философов в начале XX столетия. Ясно, что дальнейшее развитие и углубление антропологического подхода подразумевает исследование персонализма как одной из самых перспективных основ для построения современной философии техники - а именно эти идеи закладывались представителями русской христианской философии начала XX века.

Недостаточно точным является, выделение русского космизма как философского течения в русской философии, критерии, предложенные исследователями этого направления (С.Г. Семенова и др.) нечеткие, не позволяющие отличить космизм как направление научно-философской мысли от космизма как умонастроения, тенденции в мировоззрении.

8 Наконец, в последнее время появляются интереснейшие работы, продолжающие наиболее перспективные линии развития «восточно-христианского дискурса» (С.С.Хоружий) и интересно было бы рассмотреть эти идеи с точки зрения их значения для философии техники.

Цель и задача исследования. Целью исследования является изучение концепций технической деятельности человека в русских философских традициях начала XX века. Поставленная цель раскрывается при решении следующих задач:

- исследование философских оснований и особенностей характерной
для русской христианской философии начала XX века концепции
технической деятельности;

выявление возможных перспектив развития технической деятельности с точки зрения принципов русской христианской философии;

- уточнение критериев для выделения русского космизма как
своеобразного течения русской философской мысли начала XX века и
анализ основных черт концепции технической деятельности в русском
космизме;

- исследование истоков технократических идей русского космизма в
контексте связи некоторых его идей со средневековой парадигмой
научного знания (в частности, в алхимической традиции);

исследование связи технократических идей отечественной философии техники с философией русского космизма и с философией хозяйства начала XX века;

выявление возможных перспектив развития отечественной философии техники с учетом русских философских традиций начала XX века, возможностей их развития и роли в формировании современных концепций технической деятельности.

9 Методологические особенности исследования. Методологической основой работы является широкий спектр положений, разработанных в отечественной и зарубежной философии, и отвечающих задаче специфического анализа иррационально-мифологических предпосылок философских концепций технической деятельности, возникших в отечественной философии начала XX века.

В диссертационной работе широко применяются принципы исторического подхода к исследованию целостного феномена отечественных философских традиций начала XX века, а также метод компаративистского анализа существовавших в них концепций техники.

В работе применяются принципы гуманитарного и антропологического подхода к феномену технической деятельности. Здесь были использованы идеи К.Митчема, М. Хайдеггера, И.Ф.Игнатьевой, Ф.Дессауера, Л.Мэмфорда.

Диссертант опирается на работы А.Ф.Лосева, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, В.С.Библера, С.С.Неретиной, С.С.Хоружего, В.Г.Горохова, В.М.Розина.

На формирование концепции диссертационного исследования повлиял также анализ идей В.Л.Рабиновича, Ф.И.Гиренка, С.Г.Семеновой.

Предмет, объект и границы исследования. Объектом исследования служат философские основания концепций технической деятельности в русской религиозной философии и в космизме. Предметом изучения является проблема человека и онтологических оснований его технической деятельности в трудах С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского, Н.Ф.Федорова, П.К.Энгельмейера. Границы исследования определяются его темой: в диссертации не ставилась задача дать полный сравнительный анализ всех концепций технической деятельности, существовавших в русской философии начала XX века - это вряд ли возможно в рамках одного диссертационного исследования. В данной работе сделана попытка

ІО выявить лишь основные, наиболее характерные черты концепций технической деятельности и рассмотреть их с точки зрения перспективы их использования в современной философии техники.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Проведенное исследование позволяет ответить на некоторые актуальные вопросы современной философии техники и точнее очертить границы самой философской проблемы техники. Основные идеи работы могут быть использованы в теоретическом анализе проблем антропологии техники.

Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке и чтении курсов философии техники в вузах страны, при подготовке специалистов, способных видеть проблемы техники более широко и более успешно решать поставленные задачи. Результаты исследования будут способствовать выработке более четкого представления о сущности современной технократической культуры и цивилизации, что позволит более успешно решать основные проблемы современности.

Научная новизна исследования. Само обращение к философскому наследию Серебряного, века при решении проблем философии техники является достаточно новым. Кроме того, выделены две основные концепции технической деятельности, существовавшие в начале XX века в отечественной философии (философия хозяйства и концепция технической деятельности в русском космизме) и сделана попытка их экспликации. Сделана попытка выявить мифологемы философских концепций технической деятельности (например, техника как со-творчество Богу, техника как средство борьбы с Богом), существовавших в России. А также: - уточнена диалектическая схема «субъект - техническое

средство - объект», применяющаяся для анализа технической

деятельности;

предложена формулировка: техника как средство овладения личностью собственной природой; и оценка концепций технической деятельности с точки зрения категории личности;

уточнены критерии выделения русского космизма как особого направления в русской философской мысли (пантеизм, имперсонализм);

- проанализированы истоки технократических концепций
деятельности в алхимической средневековой традиции;

- выявлена связь технократических идей с течением русского
космизма;

предложено использование энергийной антропологии, разрабатываемой С.С.Хоружим для построения современной концепции технической деятельности.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре философии МГУс и рекомендована к защите. Основные положения диссертации были опубликованы в статьях и тезисах, изложены в докладах на международной. конференции, использовались при чтении курса философии в МГУс.

Похожие диссертации на Религиозно-онтологическое обоснование технической деятельности в русской философии начала XX века