Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философские проблемы виртуалистики Солопов Павел Евгеньевич

Философские проблемы виртуалистики
<
Философские проблемы виртуалистики Философские проблемы виртуалистики Философские проблемы виртуалистики Философские проблемы виртуалистики Философские проблемы виртуалистики Философские проблемы виртуалистики Философские проблемы виртуалистики Философские проблемы виртуалистики Философские проблемы виртуалистики Философские проблемы виртуалистики Философские проблемы виртуалистики Философские проблемы виртуалистики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Солопов Павел Евгеньевич. Философские проблемы виртуалистики : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.08 Москва, 2000 120 с. РГБ ОД, 61:01-9/210-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Природа виртуальной реальности, ее специфика 7

1. Историческое и современное употребление терминов «виртуальный», «виртуально», «виртуальность» 7

2. Физические и компьютерные виртуальные реальности 10

3. Психологические виртуальные реальности 16

4. Общее определение понятия «виртуальная реальность» 27

Глава 2. Виртуалистика как феномен современной науки и культуры 33

1. Виртуалистика как междисциплинарный научный подход и сферы его применения 33

2. Особое значение ВР-методов

для изучения деятельности человека 41

3. Виртуалистика, культура, цивилизация 51

Глава 3. Виртуалистика и проблемы теории познания 62

1. Виртуалистика и вопрос о соотношении бытия и сознания 62

2. Виртуальная реальность как отражение отражения 74

3. Виртуальный модельный эксперимент и понятие практики 83

Заключение 97

Список литературы 108

Введение к работе

Актуальность темы исследования и степень ее разработанности. В последние десятилетия в связи с бурным прогрессом компьютерной техники быстро развивается и виртуалистика, которую ставят в один ряде кибернетикой и синергетикой, имея в виду ее общий характер, применимость ее методов во многих сферах человеческой деятельности. К настоящему времени виртуалистика стала ярким общекультурным феноменом и междисциплинарным научным подходом, специфика которого состоит в рассмотрении разнообразных объектов и процессов в качестве виртуальной реальности (ВР).

Развитие виртуалистики породило важные методологические проблемы, непосредственно связанные с общими вопросами теории познания. Определены, например, следующие проблемы: все более полного и глубокого раскрытия природы, специфики ВР; обобщения опыта применения ВР-методов в разнообразных сферах человеческой деятельности; осмысления роли и места ВР в целостной системе культуры человечества; определения критериев различения ВР и объективной реальности; трактовки ВР с позиций отказа от философской теории отражения или, наоборот, дальнейшего ее развития; уточнения понятия «практика» с учетом специфики виртуальных моделей и экспериментов.

Разработке, практическому использованию ВР-систем и философско-методологическому осмыслению проблем виртуалистики уделяется большое внимание как в России, так и в других странах, в которых издано множество объемных книг и огромное количество журнальных и газетных статей. В России ведущим в данной области является Центр виртуалистики Института человека Российской академии наук (руководитель Центра - доктор психологических наук Н.А. Носов). В трудах многих

российских и зарубежных исследователей убедительно показана теоретическая, методологическая и непосредственно практическая актуальность исследования философских, психологических, медицинских, педагогически-образовательных, компьютерно-математических и инженерно-технических, технологических аспектов создания и использования ВР.

К настоящему времени проанализировано общее состояние виртуалистики, показаны ее достижения и возможности дальнейшего ее применения в теоретических и практических целях. Обращено внимание, в частности, на большие возможности виртуального моделирования. Эффективно проводятся с помощью методов виртуалистики исследования проблем общей и детской психологии. С позиций виртуалистики исследуются общие и частные проблемы развития культуры и цивилизации, при этом наметилась тенденция трактовать как виртуальную реальность всю культуру. Остро стоит вопрос о соотношении виртуальной и объективной реальности, действительного и иллюзорного миров.

Проблемы виртуалистики плодотворно разрабатывают Н.А. Носов (его по праву надо назвать первым), П.И. Алешин, B.C. Бабенко, О.И. Генисаретский, Ф.И. Гиренок, Л.П. Гримак, В.Ф. Жданов, С.Н. Иконникова, Е.В. Ковалевская, И.Г. Корсунцев, Т.В. Носова, М.Ю. Опенков, В.М. Розин, Ю.Т. Яценко и многие другие'.

В порядке подведения некоторых итогов можно констатировать, что к настоящему времени в основном удалось определить специфику ВР. Вместе с тем в литературе (даже научной, не говоря уже о публицистике и популярных изданиях) очень часто термин «виртуальная

' Подробное перечисление исторических и современных аспектов виртуалистики и писавших о них авторов дано в работе: Опенков М.Ю. Виртуальная реальность: онтодиалогический подход. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. - М, 1997.

реальность» используется произвольно, в результате чего размывается содержание и неоправданно расширяется объем обозначаемого им понятия. Поэтому по-прежнему важно уточнение собственного значения понятия ВР. В философском, гносеологическом истолковании проблем виртуалистики проявились разные подходы. Исследования ВР в философском отношении ценны прежде всего тем, что показывают новые формы проявления активности психики и сознания, их обратного (и весьма сильного) воздействия на породившую их материю, на жизнь животных и особенно человека.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является уточнение специфики виртуалистики как научного и общекультурного феномена конца XX века и обоснование ее соответствия философской теории отражения. Достижению этой цели служит решение следующих задач: раскрытие содержания понятия «виртуальная реальность»; описание реального опыта применения методов виртуалистики в теоретической и практической деятельности людей; определение места и роли виртуалистики в современной культуре; выделение особого значения ВР-методов для познания психики человека и его деятельности; выделение гносеологических подходов к проблемам виртуалистики и анализ соотношения ВР и объективной реальности; раскрытие, показ плодотворности теории отражения в объяснении природы ВР и определение ее как отражения отражения; анализ понятия «практика» с учетом специфики виртуального модельного эксперимента.

Методологической основой работы являются принципы научной объективности, историзма и системности исследования, достоверные факты и теоретически состоятельные выводы, приведенные в использованных источниках.

Научная новизна исследования.

Уточнено определение ВР, подчеркнуто качественное, принципиальное отличие интерактивности КВР от интерактивности традиционных ВР.

Показано особое значение ВР-методов для исследования познавательной и практической деятельности человека.

Подчеркнут вклад виртуалистики в разработку методологии не только познания (что и до нее активно исследовалось), но и практики.

Дано определение ВР как отражения отражения, четко вписывающее ВР в материалистическую теорию познания, обогащенную диалектикой, современным естествознанием и предполагающую активность отражения.

Уточнено определение места и роли виртуалистики в современной культуре, показаны относительность и ограниченность рассмотрения культуры, явлений социальной жизни в качестве ВР.

ВР рассмотрены в аспекте философской методологии моделирования. Описан многоступенчатый процесс перехода от чистой теории к материальной практике, включающий виртуальный модельный эксперимент. Обосновано выделение духовной практики и многообразия ее видов, относительно самостоятельных в рамках взаимосвязи с материальной практикой.

Практическая значимость работы. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в преподавании и изучении общего курса философии (тем гносеологии, методологии, социальной философии) и спецкурса «Философия и виртуалистика».

Апробация работы. Основное содержание исследования отражено в авторских публикациях. Материалы диссертации докладывались на конференции «Виртуальные реальности и гуманитарные 6

науки» (Москва, 10 июня 1998 г.), на VI Международном славянском конгрессе (секция науки и образования) (Москва, 22-23 июня 2000 г.) и на заседании кафедры философии Московского государственного университета сервиса.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Историческое и современное употребление терминов «виртуальный», «виртуально», «виртуальность»

В философско-методологической литературе отмечено1, что (распространение понятия виртуальности в самых разных областях науки, искусства и практики позволяет говорить о новой парадигме, приходящей в дополнение к кибернетической парадигме с ее понятиями управления и информации и синергетической парадигме, выражаемой в понятиях самоорганизации, кооперативных эффектов, формообразующих случайностей, бифуркации и некоторых другихпЧто же такое виртуальная реальность (ВР)? В одном из словарей читаем: «Виртуальная реальность (от ср.-век. лат. virtualis - возможный, потенциальный и поздне-лат. realis - вещественный, букв. - возможная, потенциальная вещественность, воображаемый мир, создаваемый средствами компьютерной техники и воспроизводимый на экране дисплея (монитора)»2.

Следует учитывать неоднозначность терминов «виртуальный», «виртуально», «виртуальность». Наряду с такими значениями, как возможный, потенциальный, латинское слово virtus имеет значение силы, способности. Специальный анализ античного и средневекового употребления термина virtus в этом значении осуществил Н.А. Носов, опираясь на тексты Цицерона, Фомы Аквинского, Николая Кузанского и трактовки их современными авторами А.Ф. Лосевым и А.В. Ахутиным.

Римляне термином virtus обозначали прежде всего силу, множество, воинскую доблесть. «Добродетель для римлянина - мужество, то, что при лично мужу (virtus)»3. Цицерон наряду с указанным пониманием трактовал virtus так же как добродетель, причем именно духовную, гуманную добродетель. «Самая главная из всех добродетелей (virtus) та мудрость (sapientia), которую греки называли sophia»4.

Крупнейший схоласт средневековья Фома Аквинский с помощью понятия виртуального характеризовал сосуществование души мыслящей, души животной и души растительной: «... в человеке не присутствует никакой иной субстанциональной формы, помимо одной только субстанциональной души, и ... последняя, коль скоро она виртуально содержит в себе душу чувственную и душу вегетативную, равным образом содержит в себе формы низшего порядка и исполняет самостоятельно и одна все те функции, которые в иных вещах исполняются менее совершенными формами. - Подобным же образом должно сказать о чувственной душе в животных , о вегетативной душе в растениях и вообще обо всех более совершенных формах в их отношении к формам менее совершенным»5. Схоластический философ Сигер Брабант-ский тоже использовал термин virtus, размышляя о разуме и мышлении: «... разум, от которого исходит мышление, есть высшая способность (virtus) человека»6.

Философ и богослов эпохи Возрождения Н. Кузанский, размышляя о первоначале всего сущего, приводит пример орехового дерева, которое он видит телесными глазами огромным, раскидистым, зеленым, отягощенным ветвями, листвой и плодами. И продолжает: «Потом умным оком я вижу, что то же дерево пребывало в своем семени не так, как я сейчас его разглядываю, а виртуально (подчеркнуто Н.А. Носовым); я обращаю внимание на дивную силу того семени, в котором было заключено целиком и это дерево, и все его орехи, и вся сила орехового семени, и в силе семян все ореховые деревья... Дерево, вижу я, есть некое развертывание семенной силы»7. Virtus, виртуальное понимается здесь как активное начало, присущая объекту внутренняя способность, потенция, реализующаяся в действительность при соответствующих условиях. Семя содержит в себе дерево виртуально, потенциально, как способность вырасти в это дерево. В этом аспекте виртуальное сопоставляется с субстанцией, субстанциальным. Будущее дерево существует в семени не как вещь, не как субстанция, а виртуально, как способность субстанции-семени стать субстанцией-деревом. «Это означает, что действительной актуальностью обладает действие, способ продуцирования, творческий акт, а определенная форма является только потенцией, возможностью данного способа действовать»8. В этом смысле термин «виртуальный» использовал крупнейший советский психолог А.Н. Леонтьев: «Виртуально мозг заключает в себе не те или иные специфические человеческие способности, а лишь способность к формированию этих способностей»9.

В Оксфордском словаре английского языка (Oxford English Dictionary) отражена многозначность термина virtual: 1) обладающий определенными физическими свойствами или способностями; эффективный в отношении внутренних присущих природных качеств или сил; способный оказывать воздействие посредством таких качеств; 2) морально добродетельный; 3) способный продуцировать определенный эффект или результат - эффективный, мощный, могущественный; 4) то, что есть по существу или в действии, хотя отсутствие формально или в действительности; допускающий такое существование.

Физические и компьютерные виртуальные реальности

ВР существуют, но по-особому, отличаясь и от обычных материальных, и от обычных психических, идеальных явлений. В механике выделяют виртуальные перемещения, характеризуя их как возможные перемещения в виде бесконечно малых перемещений точек механической системы из занимаемого ими в данный момент положения в рамках тех связей (не нарушая их), которым подчиняется вся система. Виртуальные элементарные частицы, изучаемые квантовой и ядерной физикой, отличаются от стабильных частиц кратковременностью существования и зависимостью своего существования от взаимодействия последних, будучи элементом, непременным участником процессов взаимопревращения обычных, так сказать, нормальных микрочастиц материи. Например, два электрона взаимодействуют друг с другом путем испускания одним электроном и поглощением другим виртуального фотона. АдроНы при высоких энергиях в основном взаимодействуют друг с другом путем обмена комплексом виртуальных частиц, называемых редмеоном. Причем каждый из этих последовательных актов поглощения и испускания невозможен без нарушения связи между импульсом и энергией. Этим они и отличаются от обычных элементарных частиц, фиксируемых в стабильном состоянии. Возможность нарушения обычной связи между энергией, импульсом и массой частиц вытекает из соотношения неопределенностей Гейзенберга. Виртуальные частицы существуют только в промежуточных состояниях с очень малой временной длительностью. Поэтому виртуальные физические частицы недоступны прямому непосредственному наблюдению, их существование установлено косвенно, через связь с наблюдаемыми частицами и процессами.

Как уже отмечалось, интерес к ВР стал массовым в результате широкого распространения компьютерных виртуальных реальностей (КВР), возникающих при взаимодействии человека с компьютером, головным дисплеем, сенсорными перчатками, с устройствами для ввода/вывода визуальной, слуховой и другой сенсорной информации. Пользователь КВР может напрямую манипулировать объектами создаваемого виртуального мира и субъективно переживать протекающие в этом мире процессы. Появление КВР повлекло за собой рождение дополнительных терминов - «синтетическое окружение», =- «киберпространство», «искусственная реальность», «симуляторные техноло гии» и др. Основное различие существующих ВР-систем обусловлено способами и режимами их взаимодействия с пользователем. Системы типа «Окно в мир» (WoW) или настольная ВР (Desktop VR) дают визуальные изображения кибермира. Дисплей здесь играет роль окна, через которое человек созерца ет виртуальный мир. Концепция таких систем связана с историей компьютер ной графики. Исследовательская программа И. Сыозерлэнда «Идеальный дисплей» оказал основное влияние на развитие компьютерных технологий в области обработки и вывода изображений. Системы видеоналожения (Video Mapping) позволяют с помощью видеокамеры накладывать силуэт пользова теля на создаваемую компьютерную картинку. Благодаря этому пользова тель видит на экране свое виртуальное тело, включенное в киберпростран ство и взаимодействующее с виртуальным миром.

Основной теоретик и практик данной системы ВР - Мартин Крюгер, опубликовавшим книгу «Artificial Reality» и «Artificial Realityll», посвященные системам видеоналожения и различным вариантам их практической реализации.

Видеоналожение широко используется в коммерческих системах, в телевизионных игровых шоу, при оформлении различных телевизионных передач.

Погружающие системы (Immersive Systems) позволяют пользователю почти полностью ощутить себя живущим в виртуальном мире. Эти системы создают видеоизображение с углом обзора в 180, объемный звук, кинестетические, осязательные эффекты. Здесь используются головные дисплеи (Head Mounted Display, HMD), похожие на шлем и содержащие видео и ау-диомониторы.

Виртуалистика как междисциплинарный научный подход и сферы его применения

Бурная компьютеризация современной жизни привела к широкому использованию систем ВР в самых различных сферах человеческой деятельности. На этой основе сформировалась виртуалистика как эффективный междисциплинарный научный подход. В литературе отмечены разнообразные сферы применения ВР в качестве метода научных исследований, учебно-образовательной деятельности, подготовки специалистов к практическому овладению навыками профессиональной деятельности, лечения психических и соматических болезней и т.д.

Широко используются ВР при проектировании и стендовых испытаниях самолетов и автомобилей, существуют виртуальные тренажеры и виртуальные кабины реальных самолетов, виртуальные образовательные программы, медицинские виртуальные томографы, системы виртуальной компьютерной психотерапии1.

Настольные ВР-системы используются преимущественно для научно-исследовательских работ в физике и биомеханике, при расчете динамики жидкостей, для моделирования биологических процессов в медицинских целях. Они применяются на производстве для автоматизации проектирования, в частности проектирования миниатюрных узлов и систем, в архитектурном и бизнеспланировании. Эффективны эти системы и в качестве тренажеров. В военных учреждениях настольные ВР-системы используются для визуализа ции операций, при разработке стратегических военных задач.

ВР настольных ПК в сочетании с Web позволит придать индивидуальные черты массовой продукции, сделав потребителей всего мира причастными к производству предназначенных для них изделий. У европейских покупателей уже есть возможность просматривать с помощью средств VRML в Web трехмерные представления предметов мебели и конструктивных элементов жилищ, изменяя такие атрибуты, как отделка, материал, цвет, размеры, водопроводные краны и арматура, - а затем даже оборудовать и заказывать целые комнаты. Изготовители выигрывают от лучшего понимания и предупреждения клиентских желаний еще на стадии проектирования изделий, а потребители получают товары, в большей мере отвечающие их нуждам. К 2001 г. подобная совместная деятельность привлечет к новому стилю работы внимание участников многих рынков, и конечный потребитель станет одним из звеньев цифровой коммерческой цепи.

Синтез компьютерных и психологических ВР дает возможность глубо кого проникновения в психику человека. Задача виртуальной психотерапии заключается в обеспечении такой подачи образа, чтобы он вызвал виртуаль ные переживания, а значение компьютерных технологий состоит в том, что они позволяют объективировать некоторые способы порождения виртуаль ных образов в человеке и тем самым дают возможность работать с образами второго порядка. Использование технологий ВР превращает психотерапию из врачебного искусства в достаточно точную медицинскую науку. ВР технологии намного облегчают использование гипноза в лечебных целях, превращают его в супергипноз, которому подвержены практически все паци енты. С помощью компьютерной техники человеку обеспечивается возмож ность оказаться в виртуальном пространстве, в котором он может эмоцио _. нально и интеллектуально взаимодействовать с собственным образом. При этом немногие пациенты смогут спокойно контактировать с собственным двойником, все более пьянеющим под влиянием очередной дозы алкоголя. На этом основаны запатентованные методы лечения алкоголизма, направленные на то, чтобы прежде всего освободить больного от алкогольной виртуальной реальности, помочь ему увидеть всю ее мерзоть и тем самым отказаться от предпочтения ее трезвой реальности. Такие методы направлены на борьбу с причиной, а не с ее следствиями2.

Девиртуализацией, выведением из мира алкогольной виртуальной реальности снимается не только влечение к алкоголю, но и восстанавливаются корреляционные связи на уровне гомеостата клетки, ткани, органа, их систем и тем самым восстанавливаются физические, биохимические, энергетические и психические функции организма3.

Современная культура характеризуется повышенным интересом к необычным явлениям человеческой психики: трансперсональной психологии, мистике, астрологии. Виртуальная компьютерная технология, позволяющая создавать виртуальные реальности, позволяет вместе с психологией расширить возможности людей в этом отношении. С помощью компьютера можно создавать иллюзию объектов и процессов, воспринимаемых и переживаемых как вполне достоверных, неотличимых от подлинных объектов.

Дополнение компьютерных разработок психологическими дает возможность такого же проникновения в психику человека, как и с помощью психотехнических методик.

Виртуалистика и вопрос о соотношении бытия и сознания

Среди философских проблем виртуалистики исследователи обсуждают и общую трактовку сознания. При этом в процессе осмысления ВР одни авторы не противопоставляют их материалистической теории отражения, фактически продолжая ее развитие, другие же порывают с этой теорией. Например, подчеркивается: «Сознание не отражает, а формирует бытие через деятельность субъектов. Это было ясно уже И. Канту... виртуальные реальности - это жизненная среда обитания субъектов»1. 0 процессе познания здесь же утверждается, что «это форма выживания субъектов, а не отражения бытия» . Сразу отметим, что при всей катего ричности данных заявлений их нельзя признать обоснованными. Противо борство материализма, выражением которого служит трактовка сознания как отражения материи, с идеализмом существовало за много веков до И. Канта и не закончилось с ним. Далее, познание помогает человеку выжи вать именно в той мере, в какой оно обеспечивает адекватное отражение действительности. На одних ошибках и заблуждениях выживать никому еще не удавалось.

Исследователи отмечают, что благодаря технологии ВР стираются грани между реальным и виртуальным. При этом многие авторы, в полной мере учитывая возможности современных технологий ВР создавать искусственные, воображаемые миры, воспринимаемые как вполне естественные, действительные, тем не менее остаются на позициях принципиального различения естественного и искусственного, тем более естественного и сверхъестественного, мистического.Юни не принимают обвинений в том, что «они пытаются заменить реальный мир виртуальным, пусть даже имитируемым. Это обвинение ложно, так как ВР заменяет реальный мир не более, чем телескоп или кино. Они и ВР являются средствами, которые позволяют нам видеть вселенную такой, какой мы не видели ее до сих пор»3.]

Некоторые же авторы более или менее явно соглашаются с размыванием границ между экзотерическим и эзотерическим, мистическим, полагая, что «если символические формы жизни не менее значимы для современного человека, чем обычная жизнь, даже более значимы, то несомненно, должны измениться представления о существовании и истине»4Г Однако мистики, верующие, идеалистически мыслящие философы для прошлого были характерны не менее, чем сейчас. Просто в нашей стране изменилось официальное отношение к ним. Колебания во мнениях постоянно существуют, но это еще не аргумент для отказа от фундаментальных философских положений об истине и ее критериях.ІДля нормального сознания, адекватно отражающего материальную действительность и психические явления, эзотерический мир - вовсе не такой же самостоятельный, как материальный (физический, природный или социальный) мир. Если же] подвергнуть сознание медитации, гипнозу, воздействию наркотиков или алкоголя, т.е. исказить, травмировать сознание, то и оценка им указанных миров будет соответствующей - искаженной, неистинной. К счастью, современные психофизиологические и компьютерные способы создания ВР целенаправленно разрабатываются и используются также и для лечения людей, спасения их телесного и душевного здоровья.\Что же касается ду ховного здоровья, то оно в еще большей мере зависит от состояния общества в целом.

Изучение компьютерных виртуальных реальностей особенно усилило интерес к проблеме реальности, объективного существования окружающего нас мира. В иных случаях создаваемый с помощью компьютера виртуальный мир трудно отличить от повседневной реальности. Приводится такой пример: «Сидящий на берегу реки в компьютерной виртуальной реальности рыболов может ощущать тяжесть удочки в руках, слышать пение птиц и журчание воды в реке, видеть берег и лес на противоположном берегу, чувствовать запах водорослей или разожженного неподалеку костра»5.!Проблема отличения виртуального мира от действительного является вариацией общего вопроса о соотношении материального и идеального (существующего лишь в сознании человека) миров7\Как различить то в нашем сознании, что соответствует объективной реальности, от того, что не соответствует ей, будучи ложным вымыслом, произвольной выдум кой?В общем случае ответ один: только выходя за пределы сознания, об L ращаясь к материальной практике, подтверждающей или опровергающей наши представления о чем-либо] Так и в случае виртуальных миров: об их иллюзорности можно судить только извне, но не изнутри их. Правильно пишет Е.В. Ковалевская: «Сознание может не отличить виртуальный мир от мира константного, но материальная жизнь, жизнь тела происходит в мире константном и это, с нашей точки зрения, является критерием, позволяющим отличить ВР от реальности повседневной»6.- Критерием отли-чия ВР от подлинного, действительного мира может быть только практика, понимаемая как материальный процесс преобразования одних материальных объектов в другие, а не просто чувственные ощущения и связанные с ними психофизиологические процессы в организме человека./Так, в одной из работ читаем: «Возьмем, например, такую интригующую вещь, как виртуальный секс. Только эмпирицистская догма может заставить отождествлять события на основе тождества соответствующих ощущений. Действительный секс отличается от виртуального по крайней мере ответственностью по отношению к ребенку, который может появиться на свет только в первом случае. Заметим, что это этическое отличие. Такой же характер имеет отличие между виртуальным полетом, который летчик выполняет на тренажере, и действительным полетом, связанным с ответственностью за жизнь пассажиров или выполнением боевой задачи»7. Ги ки-берсекс, и виртуальный полет на самолете при всей их схожести по переживаемым субъектом ощущениям с соответствующими действительными процессами остаются всего-навсего лишь имитацией последних, сказывающейся на психике и состоянии тела лишь одного этого субъекта, но материально-практически не изменяющей жизнь других людей и все их подлинное окружение, хотя их образы и вовлечены в события, происходящие в виртуальном мире, переживаемом данным субъектом.

Похожие диссертации на Философские проблемы виртуалистики