Введение к работе
Обоснование темы исследования
Предлагаемая работа посвящена исследованию проблем развития буддизма в тангутском государстве Си-Ся (982-1227) и анализу особенностей его функционирования на протяжении истории Си-Ся. Основной целью предлагаемого исследования является рассмотрене буддизма в Си-Ся как целостного религиозно-исторического феномена в его эволюции и уяснение специфики его общественного функционирования и доктринальных особенностей. В этой связи особое внимание в диссертационной работе уделено вопросу о проникновении буддизма на тангутскую почву и разбору непосредственно буддийских памятников на тангутском языке из коллекции СПбФ ИВ РАН.
С точки зрения истории религии тангутский опыт широкомасштабного введения в общество целого комплекса инокуль-турных концепций, органической частью которых являлся буддизм, представляется весьма ценным и заслуживающим пристального изучения. Это исследование важно еще и потому, что позволит пролить свет на типологически сходные процессы адаптации китайской культуры в целом и буддизма в частности в государствах киданей и чжурчженей. Однако значение тангут-ского опыта для изучения истории религии не ограничивается исключительно Восточной Азией: тангутский случай представляется одним из немногих широко документированных процессов рецепции, который может быть реконструирован с достаточной полнотой. Имеющиеся в настоящий момент материалы позволяют в ряде случаев не только прояснить механизм заимствования тангутами буддизма, вскрывают принципы формирования на-тивной религиозной традиции, происходящей из изначально внешего источника.
Изучение процесса возникновения месной тангутской буддийской традиции представляет собой исключительный интерес, поскольку достаточное знание обстоятельств Центрально-азиатской истории средних веков позволяет рассотреть этот процесс не изолированно, но как проявление множества культурных и исторических факторов, которые внешне не имеют к религии непосредственного отношения. Более того, многие из этих 'внерелигиозных' факторов оказали на буддизм Си-Ся более значительное воздействие, чем собственно религиозные воздействия. Другим аспектом предпринятого исследования является
изучение материалов китайского буддизма, дошедших до нас в тангутских переводах. Для истории религии эти материалы важны, ибо демонстрируют возможный путь развития китайского буддизма, который не был реализован, но составил основание тангутского буддизма.
Буддизм, как одна из ведущих религий в Восточной Азии, оказал значительное влияние на формирование облика всех восточно-азиатских культур, включая и культуру тангутов, основавших в конце 10-го в. на Северо-западе Китая государство Великое Ся. Процесс рецепции буддизма тангутами был, как представляется, в основном схож с аналогичными процессами, имевшими место в Японии и Корее, а также в государствах киданей-Ляо и чжурчженей—Цзинь. Объясняется подобное сходство прежде всего тем, что источником рецепции для всех этих стран явился Китай и китайский буддизм. Наряду с китайским, на позднем этапе истории Си-Ся тангутами был заимствован тибетский буддизм, но наиболее ранний и значительный контакт имел место с буддизмом китайским, в связи с чем именно изучение эволюции китайской буддийской традиции в Си-Ся представляется важнейшим для последующей реконструкции комплекса тангутского буддизма в целом. Вместе с тем в каждой культуре буддизм приобрел свой специфический облик и исполнял специфическую функцию. В предлагаемом исследовании анализируется своеобразие тангутского буддизма в сравнении прежде всего с современными Си-Ся государствами киданей и чжурчженей.
Исследование феномена тангутского буддизма важно еще и потому, что в Си-Ся эта религия заняла положение, близкое к статусу государственной религии. Таким образом, буддизм оказал влияние на все области тангутской духовной и государственной жизни. В Си-Ся были приняты институты как государственных наставников в вере (го-ши), так и особый институт наставника императора (ди-ши). Наставники императора оказывали существенное влияние на политическое положение в государстве. Звание наставника императора и связанное с ним влияние пережили собственно тангутское государство и были восприняты монголами, покорившими Си-Ся и Китай в 13-м в.
Китайские буддийские учения хронологически были первыми, проникшими в Си-Ся. Таким образом институциональное оформление буддизма и восприятие базовых буддийских концепций было связано именно с доктринами некоторых китайских буддийских школ. Очевидно, с точки зрения истории религии в Си-Ся приоритет должен принадлежать именно изучению китайских буддийских традиций в тангутском государстве.
Еще одним обстоятельством, обуславливающим необходимость изучения буддизма Си-Ся, являются непосредственно нужды самого тангутоведения: большинство среди памятников тан-гутской литературы, сохранившихся до наших дней, составляют именно буддийские сочинения, как переводные, так и оригинально тангутские, и их изучение является неотложной задачей отечественного и мирового тангутоведения.
Последним фактором, определяющим важность исследования китайского буддизма в Си-Ся, являются те новые данные для изучения истории и эволюции собственно китайского буддизма, которые предоставляют соответствующие тангутские тексты.
Научная актуальность исследования
Актуальность избранной темы определяется прежде всего тем, что по сравнению с другими отраслями тангутоведения изучение тангутского буддизма является областью сравнительно отсталой, что никак не согласуется с действительно важной ролью буддизма в Си-Ся. Огромный корпус тангутской буддийской литературы, за небольшим исключением, остается вовсе не изученным. Без адекватного представления о роли и месте буддизма в Си-Ся и о содержательных особенностях тангутского буддизма невозможно создать адекватное представление о Си-Ся в целом. Имеющаяся на сей день научная литература но данному вопросу в основном посвящена отдельным аспектам буддийской проблематики в Си-Ся. В настоящее время существует единственная обобщающая работа проф. Ши Цзинь-бо, посвященная тангут-скому буддизму, но и данный значительный труд также не свободен от недостатков, ибо автор его не является в полной мере специалистом по буддизму, так что некоторые его выводы представляются не вполне обоснованными.
Кроме того, аналитическая проработка тангутских буддийских текстов может пролить дополнительный свет на историю китайского буддизма, в особенности его Северо-западной традиции, которая, видимо, отличалась от направлений, господствовавших в Центральном и Южном Китае. Научное освоение этой проблематики непосредственно связано также с вопросом о проникновении буддизма в Си-Ся. Последняя проблема представляется важной для .адекватного понимания тангутского буддизма и, вместе с тем, наиболее непростой для цзучения в силу труднодос-тупности источников.
Диссертация имеет, среди прочих, цель рассмотреть процесс рецепции буддизма тангутами. В этой связи анализируются
возможные связи тангутов с буддийскими центрами Дуньхуана, Утайшаня и Цаотансы на раннем этапе истории Си-Ся. Исследуется также возможность раннего знакомства тангутов с сычуань-ским чань-буддизмом. Еще одна цель работы-выяснить особенности функционирования буддизма как части идеологического комплекса Си-Ся, наряду с конфуцианством и прочими учениями. Кроме того, в диссертации предпринята попытка анализа оригинального тангутского буддийского материала, связанного, как определено темой исследования, с китайской буддийской традицией. Побочным результатом подобного исследования может стать некоторое изменение традиционных представлений о собственно китайском буддизме 11-12-го вв.
Таким образом, научная актуальность темы определяется широким кругом проблем, которые могут получить дополнительное освещение в ходе исследования, а также слабой изученностью указанной проблематики в отечественной и зарубежной ориенталистике.
Объект исследования и степень его изученности
Исходя из представления об особой роли Северо-Западной буддийской традиции Китая в распространении буддизма в Си-Ся, основные усилия диссертант сосредоточил на выявлении особенностей этой традиции как таковой и на поиске ее следов в тангутских буддийских текстах. Буддизм Северо-запада Китая, насколько известно диссертанту, в отечественной и мировой синологии специально не изучался, так что в ходе диссертационного исследования автор в основном опирался непосредственно на данные источников.
Для максимально полного исторического и историко-философского освоения заявленной проблематики проведено исследование широкого круга оригинальных буддийских сочинений исторического и доктринального характера, а также историко-гео-графических описаний. В число этих сочинений в первую очередь входят буддийские хроники различного времени, начиная от одной из старейших~"Лидай фабао цзи"(3аниси о передаче Дхармы в течение поколений) и вплоть до трудов юаньского и минского времени. Из буддийских историко-географических произведений в диссертации прежде всего были использованы три описания горы Утайшань и "Цзиндэ чуань-дэн лу" (Записи о передаче лампы учения эры Цзиндэ). Что касается доктринальных сочинений, то в сферу внимания диссертанта попали в основном сочинения Гуйфэна Цзун-ми (780-841), который был наиболее популярным буддийским автором в Си-Ся. В целях сравнения привлекались труды киданьского деятеля Дао-чэня, сочинения, свя-
занные с деятельностью Бу-куна~основоположника китайского эзотерического буддизма.
Другая группа источников по теме диссертации состоит из оригинальных китайских и тангутских сочинений, обнаруженных в Хара-Хото и в настоящее время хранящихся в тангутском собрании СПбФ ИВ РАН. К их числу относятся тангутские тексты "Зеркало" (кит. Цзин), "Записи об основных устремлениях учителей Хунчжоуской школы" (кит. Хунчжоу цзун-ши цю кай-мин- яо цзи), переводы сочинений Цзун-ми, а также ряд китайских текстов, относящихся к традиции Цинъюань, Чистой Земли и др. Все упомянутые тексты впервые подвергаются научному рассмотрению.
Изучение процесса рецепции буддизма тангутами сопряжено с собственно историческими исследованиями по ранней истории тангутов. В этой связи неизбежно обращение к произведениям традиционного китайского историописания, прежде всего к "Истории Сун" (Сун-ши) и ряду других исторических сочинений. В последнем случае огромную помощь нам оказало недавно вышедшее "Собрание материалов по истории данеянов и Си-Ся" (Дансян юй Си-Ся цзыляо хуйбянь), представляющее собой свод соответствующих китайских источниковых данных.
Цель н задачи исследования
Основная цель диссертационного исследования состоит в реконструкции процесса заимствования тангутами китайского буддизма и выяснении особенностей функционирования китайской буддийской традиции в Си-Ся.
Эта цель конкретизирована в следующих задачах:
—Анализ проблемы буддийского окружения тангутов, выяснение путей раннего знакомства тангутов с китайским буддизмом.
-Рассмотрение влияния на тангутов различных буддийских центров Севера и Северо-Запада Китая, прежде всего Утайшаня, Дуньхуана и Цаотана, а также восточно-тибетских племен. Особое значение при этом придается реконструкции буддийской традиции Северо-Запада Китая.
-Рассмотрение специфики функционирования китайского буддизма в Си-Ся.
-Изучение ряда оригинальных тангутских буддийских текстов, относящихся к китайской традиции, и определение их содержательного своеобразия.
Методологическая основа исследования
В исследовании предпринята попытка рассмотрения буддизма в Си-Ся как целостного религиозно-исторического феномена в его эволюции. В этой связи были рассмотрены проблемы первоначального заимствоания тангутами буддизма, его институционального оформления и собственно доктринального содержания распространенных в Си-Ся буддийских учений. Особое внимание уделено специфической черте китайского буддизма в Си-Ся, а именно его консервативности.
Основная логическая посылка диссертационного исследования состоит в предположении, что своеобразие китайского буддизма в Си-Ся определялось специфическим источником буддийских заимствований у тангутов. Буддизм Северо-Запада Китая, попав на тангутскую почву, вступил на особый путь развития и взаимодействия с другими буддийскими традициями и превращался в один из элементов собственно тангутской национальной религии.
Таким образом данное исследование приобретает характер компаративистского. В нем целое тангутского буддизма, в том виде, как оно представляется из рукописных материалов СПбФ ИВ РАН сопоставляется с тенденциями китайского буддизма как на синхронном, так и на диахронном уровнях. Это позволяет получить относительно целостное представление о буддизме Си-Ся в его генетической связи с китайским и самостоятельном развитии.
При анализе тангутских буддийских текстов из коллекции СПбФ ИВ РАН, ставших основными источниками для данного исследования, диссертант руководствовался нижеизложенными предпосылками методологического характера.
Приступая к исследованию тангутской буддийской традиции, необходимо иметь в виду, что мы не располагаем полным корпусом буддийских текстов из Си-Ся: коллекция, собранная П.К.Коз-ловым, происходит из одного источника и поэтому может быть репрезентативной только для одного, притом не самого значительного из регионов тангутского государства— окраинной области Ха-ра-Хото. Наличие или отсутствие каких-либо значительных буддийских текстов в собрании Хара-Хото не является бесспорным аргументом в пользу утверждения о наличии либо отсутствии в Си-Ся тех или иных направлений буддизма. Более того, изучение многочисленных случаев цитирования в сохранившихся тангутских буддийских текстах позволяет с определенной долей уверенности предположить, что до нас не дошел целый ряд важнейших сочинений китайского буддизма, имевшихся в тангутских переводах. С другой стороны, для изучения тангутской буддийской тради-
ции нег альтернативных источников, помимо самой этой традиции, так что при'анализе воздействия, на тангутский буддизм буддизма других регионов исследователь должен рекоиструирошть возможные влияния, исходя из того облика тангутского буддизма, который представляет доступное собрание текстов—в нашем случае это тангутская коллекция СПбФ ИІІ РАН. Иными словами, исследователь при разработке данной проблематики должен двигаться не от частностей к общему, синтезируя целое тангутского буддизма при опоре на документированные частности тех или иных влияний, но, наоборот, констатировав наличие тех или иных черт в тангутском буддизме, попытаться проследить их происхождение и определить источник заимствования.
Научная новизна исследования
Новизна результатов исследования определяется прежде всего неизученностыо основного корпуса тангутских и китайских источников, использованных в настоящей работе. Кроме того, в работе, пусть в разной мере, получил освещение ряд вопросов, не затрагивавшихся ранее отечественной наукой:
история и особенности функционирования ряда буддийских центров Севера и Северо-Запада Китая, прежде всего Утай-шаня и Цаотана;
историк буддизма восточно-тибетских племен и особенности исповедовавшегося ими буддизма;
всесторонний анализ истории школы Цзун-ми с точки зрения как чисто исторической, так и историко-философской;
рассмотрение учения сычуаньского направления чань Бао-тана У-чжу (720-794) и ряда других, мало известных отечественной науке, буддийских деятелей;
введение в оборот целого ряда уникальных тангутских и китайских памятников из собрания Хара-Хото;
локализация источников рецепции буддизма тангутами: буддизм Си-Ся возведен к буддийской традиции Северо-Западного Китая.
Также в работе предложена концепция функционирования буддизма в Си-Ся как части идеологического комплекса тангутского государства.
Апробация исследования
Основные результаты исследований по теме диссертации получили отражение в статьях в различных научных изданиях-альманахе "Буддизм в переводах" (Вып. 1-2, СПб. 1992-1993), аль-
манахе "Петербургское востоковедение" (СПб. 1995, №7) и книге "Двенадцать царств" (СПб. 1995) и др.
Важнейшие теоретические положения исследования представлены в научных докладах на XIII научной конференции по историографии и источниковедению истории стран Азии и Африки, (Восточный факультет СПбГУ, 1993), на конференциях по истории, философии и психологии дальневосточного буддизма Махаяиы (Философский факультет СПбГУ, 1992-1995).
Внедрение материалов и результатов исследования
Результаты данного исследования используются при дальнейшем углубленном изучении тангутского собрания книг из Ха-ра-Хото и могут быть использованы при каталогизации тангут-ской коллекции СПбФ ИВ РАН, а также в общих лекционных курсах, затрагивающих историю буддизма в Восточной Азии.
Структура исследования
Специфика исторического и историко-философского исследования китайского буддизма в Си-Ся определила структуру диссертации: она состоит из Введения, посвященного истории изучения тангутского буддизма, главы первой, посвященной китайским буддийским воздействиям на Си-Ся и главы второй, посвященной собственно тангутским текстам, и списка использованных источников и литературы. Последовательность частей и параграфов соответствует логике предпринятого исследования, отражая переход от общего обозрения рецепции китайского буддизма в Си-Ся и процессов его функционирования в тангутском государстве к рассмотрению собственно тангутских буддийских сочинений.