Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретические рефлексии и социокультурные практики современного европоцентризма Шубина, Марина Михайловна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шубина, Марина Михайловна. Теоретические рефлексии и социокультурные практики современного европоцентризма : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.13 / Шубина Марина Михайловна; [Место защиты: ГНУ "Северо-Кавказский научный центр Высшей школы"].- Ростов-на-Дону, 2011.- 368 с.: ил. РГБ ОД, 71 13-9/27

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современная ситуация в мире характеризуется глобализацией и переходом к новому мировому порядку, свободному от войн и насилия. Это означает возникновение новой исторической тенденции - антиэкспансионистской, когда государства, народы и культуры отказываются от всех возможных форм экспансии друг по отношению к другу. Эта тенденция может осуществляться только в виде целенаправленной деятельности, противостоящей различным формам экспансионизма. Чтобы эта деятельность была эффективной, нужно хорошо представлять себе исторические причины возникновения, этапы развития и условия исчезновения этих форм.

При таком подходе исследование данной темы может быть только комплексным, охватывающим явление экспансионизма в историческом, социально-психологическом, научном, идеологическом и политическом контекстах. Общая идея исследования - рассмотреть исторический процесс перехода естественного и государственного (национального) этноцентризма к европоцентризму, как форме регионализма, посредством изучения его теоретических рефлексий и социокультурных практик. Началом естественного этноцентризма, из которого впоследствии и вырастает расизм, считается эпоха античности, когда происходит зарождение и развитие дихотомии «свой-чужой» пока только на интуитивном уровне, а не в концептуальной форме, имеет субъективный характер. Именно в этот период происходит эллино-варварская поляризация, где образцом культуры является лишь греческая культура, античная интерпретация «иного» носит оценочный и, как правило, негативный характер. Теория «естественного рабства» Аристотеля оказалась серьезным первоисточником, на который ссылались многие антропологи-расисты в течение веков. Такое отношение к человеку приводило к мысли о принципиальном, постоянном и всеобъемлющем неравенстве людей между собой.

Идеологического и научного обоснования требуют теории, возникающие в Новое время, а именно те политические и экономические последствия, которые были вызваны великими географическими открытиями. Именно это событие считается началом возникновения европоцентризма. Именно так возникает политика международного экспансионизма и колониализма, развиваются и расширяются формы экспансии: от чисто военной, затем к экономической, затем - к культурной. Для идеологического обеспечения этих форм с эпохи Нового времени создаются (на базе научных расовых теорий) расистские псевдонаучные теории. Эти теории быстро входят в культуру Европы, подкрепляя традиционные расовые, этнические и националистические предрассудки, а так же получают отражение в философии и антропологии.

Только в XX - начале XXI века экспансионизм, как вид социокультурного взаимодействия народов, начинает терять свое значение; на первый план начинает выходить новый тип отношений -взаимовыгодное взаимодействие во всех сферах общественной жизни, политики и культуры. Однако, влияние форм экспансионизма, господствовавшего тысячелетия, все еще велико. Современности присущи идеология фашизма, дискриминации народов по национальному и культурному признаку.

Степень научной разработанности темы. Фундамент антропологических знаний и представлений о человеке заложен в работах таких классиков философии, как Аристотель, Платон, Эсхил, Геродот, Еврипид, Цицерон, Д. Дидро, И. Кант, М. Монтень, Г.В.Ф. Гегель, Ф. Ницше, Н. Макиавелли, И. Гердер, А. Шопенгауэр, А. Тойнби и других.

В. Виндельбанд в своей двухтомной работе «История новой философии» систематически излагает философские идеи от эпохи Возрождения до конца XIX века. Для него совершенно очевидно, что на постановку философских проблем в каждую историческую эпоху во многом определяют политические события, научные достижения, религиозные взгляды и этические представления современников. Он рассматривает становление тех понятий, которые в ходе развития человечества стали формами мышления и нормами суждений, и в которых наиболее четко выразилась внутренняя структура духа и тех ценностей, что составляют «нормальное» сознание. Аналогичную проблематику поднимают работы Б. Рассела, М. Бубера, Я. Букхардта, где в центре исследования поставлен человек и его социокультурные связи.

Проблема культуры, как специфического способа

жизнедеятельности человека, представлена в трудах Ю. А. Жданова, В. Е. Давидовича, Г. В. Драча, В. П. Кохановского, М. К. Петрова, О. М. Штомпеля, В. Ю. Шпака, Т. П. Матяш, В. С. Поликарпова и др.

В отечественной историографии культуры важная роль принадлежит трудам А.Я. Гуревича («Философия человека» и другим), в которых отражен путь преобразования исторической науки в культурно-антропологически ориентированную историю, науку о человеке, а также выделены основные задачи философской антропологии. Проблематике природы и сущности человека посвящены труды Махарова Е.М., Флоровского Г. В., Несмеянова Е.Е.

Генезису и основным интенциям европоцентризма посвящены историко-политические работы С. Кара-Мурзы, X. Мюнклера. Их содержание отражает причины гегемонии Европы на мировой арене.

Особое внимание привлекают работы представителей западноевропейской расово-антропологической школы (имеющие отчетливую идеологическую направленность): А. Гобино, X. Чемберлена, В. де Ляпужа, О. Аммона, Г. Лебона и других, в которых освещены основные тенденции развития расовых представлений, поведен анализ отличительных черт различных рас, а также обосновываются

разноценность и неравноправие рас на основе биологических различий, из которых, по мнению авторов, вытекают различия в интеллектуальном, культурном, социальном плане. Исследования, посвященные нациям, национализму и геноциду представлены в исследованиях Э. Геллнера и А. Баумгартена, И. Валлерстайна, Г. Гюнтера.

Отдельно следует отметить культурологическую работу французского историка XX века, представителя школы «Анналов», Ф. Броделя «Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII века». Используя материалы и методы других научных дисциплин (демографии, географии, социальной психологии и т.д.), он создал синтетические труды о «материальной цивилизации», «структурах повседневности», «людях и вещах» эпохи позднего средневековья и Нового времени, которые помогли уточнить представления о европейской цивилизации.

Проблемам современного расизма посвящены работы Э. Холл, У. Макдуггела, П.-А. Тагиеффа, и др. Авторами работ о расовой и культурной дискриминации народов в России выступают Н.А. Бердяев, М.О. Гершензон, Л.Н. Гумилев и др.

Однако, в исследовании зарождения, генезиса и расцвета европоцентризма, расовых и расистских теорий в рамках классической философской антропологии, остается много «белых пятен». Много нерешенных проблем связано с тем, что в неполной мере рассмотрено влияние на изменения социокультурной картины мира великих географических открытий; выявлена только часть социокультурных механизмов, которые послужили базой для становления европоцентризма. Недостаточная разработанность ряда вопросов, касающихся применения комплексного подхода в изучении проблемы европоцентризма и возникающего на его основе расизма, обусловили цель и задачи настоящего исследования.

Цель исследования. Основной целью диссертационного исследования является комплексное изучение возникновения и развития европоцентризма с античной эпохи по настоящее время.

Поставленная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:

1. Исследовать социально-экономические условия античного
общества, их изменения, обусловившие теорию «естественного рабства», а
так же проследить ее влияние на мировоззрение эллинизированного мира в
контексте «эллин-варвар»;

2. Рассмотреть изменения в средневековом обществе, которые
привнесла христианская религия в отношение к рабству и варварству и
новые условия понимания человеческой свободы, как теоретико-
практические предпосылки европоцентризма;

3. Сопоставить гео- и этнографические представления в
западноевропейском обществе позднего средневековья и Ренессанса;

  1. Выявить общественный резонанс великих географических открытий в экономической и политической жизни Западной Европы в период Нового времени;

  2. Обозначить социально-исторические, мировоззренческие и ценностно-смысловые основания возникновения европоцентризма в философской антропологии и определить важнейшие концептуальные основания классического европоцентризма XVIII-XIX веков;

  1. Показать динамику изменения социокультурной картины мира от позднего средневековья до Ренессанса и далее до Нового времени под влиянием последствий великих географических открытий;

  2. Определить важнейшие концептуальные основания классического европоцентризма XVIII-XIX вв.;

  3. Выделить главные моменты становления теории ценности европейской расы, решаемые через категорию сущности человека; критически рассмотреть основные теории разноценности рас в контексте европоцентристского направления классической философской антропологии;

  4. Показать условия перехода научных расовых концептов в идеологические расистские в европейской культурфилософии начала и середины XX века;

10. Показать влияние расистских концепций на складывающиеся
социокультурные практики Европы и России.

Объектом исследования является генезис современного европоцентризма

Предмет исследования - основные исторически сложившиеся социально-философские, социологические и культурологические концепции, освещающие социокультурные аспекты эволюции европоцентризма, его генезис от эпохи античного общества до современного постиндустриального; нахождение смысла теории европоцентризма, выраженного в динамике развития от простых форм к сложной самоорганизованной системе.

Методологическая основа исследования. Вопрос европоцентризма и аксиологических основ, на базе которых он развивался, является по своему характеру междисциплинарным и укладывается в предмет изучения целого ряда дисциплин, таких как история, социология, психология, этнография, политология, философская антропология, религиоведение, культурология, теория государства и права и других. Поэтому данная работа основывается на применении общенаучной методологии, в частности системного подхода, методика использования которого заключается в раскрытии необходимого и достаточного набора характеристик, отличающих не только исследуемый объект в целом, но и некоторые его компоненты и составляющие.

Решение основной задачи диссертационного исследования кажется невыполнимым без использования метода эмпирического описания, классификации и теоретического обобщения.

Чрезвычайно существенным, в силу специфичных задач диссертации, явилось сочетание парадигматических и структурно-функциональных подходов.

Парадигматический подход используется автором для рассмотрения специфики европейского этноцентризма и особенностей национального самоопределения в сравнении с общецивилизационной картиной мира.

Использование множества методик прикладного характера разрешило обобщить данные различных областей научного знания, реализовать междисциплинарный подход к исследуемому вопросу.

Диссертационная работа предполагает использование комплексного
подхода, включающего аксиологический, семиотический,

герменевтический, компаративистский методы. Такой подход опирается на сочетание системного, исторического и текстологического анализа материала.

Научная новизна диссертациионного исследования:

1. Обобщены историко-философские материалы античных авторов
(Аристотель, Платон, Цицерон, Геродот, Ксенофонт, Плутарх, Гесиод,
Гомер, Эсхил, Фукидид, Гиппократ, Тацит), дающие представление о
духовно-культурном состоянии греко-римского общества сквозь призму
становления идеи о разноценности рас и культур и его отношения к
представителям иных культур.

2. Уточнено влияние христианской религии на мировоззрение
средневекового западноевропейского общества в контексте столкновения
варварской и эллинской культур.

3. Выявлена динамика изменения социокультурной картины мира от
средневековья до Нового времени под влиянием великих географических
открытий в аспекте новых взглядов на природу человека.

  1. Обозначен анализ изменения мировоззрения и взгляда на сущность и ценности человека европейской расы на базе классических философских концепций (Ж.А. Гобино, Р. Вагнер, Ф. Ницше, Г. Гегель, О. Аммон, В. де Ляпуж, Л. Вольтман, X. Чемберлен, Г. Лебон, Ф. Ницше).

  2. Установлена идеологическая основа и главные механизмы становления европоцентризма в истории и философии западноевропейского общества.

6. Комплексно рассмотрены, с точки зрения философской
антропологии, теории разноценности рас (К. Майнерс, Ж.-Ж. Вирей, У.Ф.
Эдварде, А. де Котрефаж, П. Брок, Дж. Аткинс, Э. Лонг, Дж. Бредли, И.Ф.
Блюменбах, Ж. Кювье) и возникновение на их основе классических
расистских теорий.

7. Критически осмыслены основные тенденции в восприятии расизма
и европоцентризма в современном обществе, его реакция на практические
факты расизма и социокультурные практики противодействия культурной
дискриминации народов.

Тезисы, выносимые на защиту

1. Началом естественного этноцентризма, из которого впоследствии и
вырастает расизм, считается эпоха античности, когда происходит
зарождение и развитие дихотомии «свой-чужой» пока только на
интуитивном уровне, а не в концептуальной форме, имеет субъективный
характер. Именно в этот период происходит эллино-варварская
поляризация, где образцом культуры является лишь греческая культура,
античная интерпретация «иного» носит оценочный и, как правило,
негативный характер. Такое отношение к человеку приводило к мысли о
принципиальном, постоянном и всеобъемлющем неравенстве людей между
собой.

2. Христианство видоизменяет отношение к варварству и его
культурным ценностям. Оно показывает, что главное в человеке - его
вероисповедание, которое является основой перехода от «варварства» к
«неварварству». Варвар, в данном контексте, - это человек, не знающий
основ христианского вероучения. Именно эти условия являются
необходимыми для обоснования превосходства европейской нации над
другими народами.

3. Великие географические открытия ознаменовали собой новую
историческую эпоху и стали своеобразными «вехами» на пути человечества
к его нынешнему состоянию. Их значение в том, что они привели к
изменению мировоззрения человека, к изменению представлений о его
сущности в целом в религиозных и гуманистических концепциях
средневековья и Ренессанса. Эти открытия коснулись всех сторон жизни
западноевропейского человека и, прежде всего, социокультурной ситуации
в обществе. Они оказали влияние на философскую мысль XVIII-XIX веков
и обусловили возникновение европоцентризма в философской
антропологии изучаемого периода.

4. Генезис европоцентризма можно проследить, начиная с
античности, противопоставлявшей себя Востоку, и этот взгляд был
унаследован Европой, которая считала, что является плодом
непрерывного развития античности; в последующие культурно-
исторические эпохи, в частности, на основании философских трудов
античности, обосновывается непреходящая ценность и превосходство
европейской расы, а антропология становится только сравнительной.
На базе расизма утверждается культурная дискриминация в обществе и
националистические настроения.

5. Проблема становления европоцентризма четко проявляется
в философской антропологии, находит осмысление в трудах
западных философов, в которых звучат постоянные негативные оценки
восточных обществ и доказательства вековой ущербности Востока и,
напротив, обоснования вечного превосходства рационалистического
«демократического» Запада. Обосновывается неизбежность и
прогрессивность гегемонизма Запада, из истории вытесняется «остальное
человечество», не соответствующее установленным меркам. Так расизм
становится идеологическим и политическим основанием колониализма.

6. Расизм приобретает политическое и культурное значение,
когда пытаются научно обосновать необходимость духовного и
культурного качественного неравенства рас. Расовые теории, пытающиеся
объяснить неравноценность человеческих рас и показать, что расовые
различия являются важными факторами, определяющими ход
исторического развития народов, особенности их культуры и уровень
их развития, не несут еще в себе политической направленности. Но они
легко превращаются в расистские и нацистские, когда их используют
для обоснования социального и политического неравноправия.

  1. Расовый и классовый подход пережили каждый свой подъем. Расовый - в национал-социалистической Германии стал официальной доктриной, классовый - силовым путем был введен в советскую гуманитарную науку и сделался в ней господствующим. Классовый подход в России в XX веке существовал в двух формах. Во-первых, как революционная идеология, объясняющая действия революционных движений. Во-вторых, как господствующая в гуманитарной науке доктрина, которая после прихода к власти РСДРП, политическими методами стала единственной, и все другие были вытеснены.

  2. Глобалистская направленность развития человечества в XXI веке требует противодействия расистским концепциям; это значит, что расовые теории должны использоваться не для обоснования дискриминации рас, наций и этносов, а в целях облегчения преодоления социальных и политических различий между народами.

Научная и практическая значимость работы. Результаты исследования, а также использованный в нем фактический материал, позволяют углубить теоретические представления о человеческой духовности в рамках культурологи, философской антропологии. Их можно использовать в курсах истории культуры, культурологии, философской антропологии, философии истории.

Апробация работы основных положений диссертационного исследования осуществлялась на протяжении всего периода работы над диссертацией. Работа обсуждалась на заседаниях кафедры философии и истории Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса, отдела социальных и гумани тарных наук Северо-Кавказского научного центра Высшей школы, кафедры философии и культурологи ЮФУ.

Структура и объем диссертации определены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы (библиографии). Общий объем диссертационного исследования составил 368 страниц печатного текста. Список литературы включает 355 наименований.

Похожие диссертации на Теоретические рефлексии и социокультурные практики современного европоцентризма