Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мир древних славян в культуре Серебряного века (научно-философская рефлексия и художественная практика) Кузнецова Елена Владимировна

Мир древних славян в культуре Серебряного века (научно-философская рефлексия и художественная практика)
<
Мир древних славян в культуре Серебряного века (научно-философская рефлексия и художественная практика) Мир древних славян в культуре Серебряного века (научно-философская рефлексия и художественная практика) Мир древних славян в культуре Серебряного века (научно-философская рефлексия и художественная практика) Мир древних славян в культуре Серебряного века (научно-философская рефлексия и художественная практика) Мир древних славян в культуре Серебряного века (научно-философская рефлексия и художественная практика) Мир древних славян в культуре Серебряного века (научно-философская рефлексия и художественная практика) Мир древних славян в культуре Серебряного века (научно-философская рефлексия и художественная практика) Мир древних славян в культуре Серебряного века (научно-философская рефлексия и художественная практика) Мир древних славян в культуре Серебряного века (научно-философская рефлексия и художественная практика) Мир древних славян в культуре Серебряного века (научно-философская рефлексия и художественная практика) Мир древних славян в культуре Серебряного века (научно-философская рефлексия и художественная практика) Мир древних славян в культуре Серебряного века (научно-философская рефлексия и художественная практика)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кузнецова Елена Владимировна. Мир древних славян в культуре Серебряного века (научно-философская рефлексия и художественная практика) : диссертация ... кандидата культурологических наук : 24.00.01 / Кузнецова Елена Владимировна; [Место защиты: Вятский государственный гуманитарный университет].- Киров, 2008.- 200 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. В конце XX - начале XXI в, в период экономических, социально-политических и мировоззренческих кризисов, в обществе наблюдается утрата философских и нравственных ориентиров Публикации сайтов Интернета, изобилующие неоязыческой тематикой, представляют серьезную опасность для нравственного формирования молодого поколения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй высказал мысль о том, что искажение духовного сознания во всем мире и всеобщее падение нравственности связано «с распространением неоязычества, терроризмом и другими губительными явлениями современности»1 Напряженность философско-религиозных поисков заставляет обратиться к историческому опыту, что определяет актуальность представленной темы Схожие процессы наблюдались на рубеже предшествующих двух столетий По словам Н А Бердяева, «в ренессансе начала XX века было слишком много языческого»2 Богоискательство, апокалипсические настроения, эсхатологические веяния эпохи, обращение к мистике и оккультизму были предопределены и социально-историческими причинами, и ощущением неустойчивости миропорядка, поисками представителями русской интеллигенции высшего, космического, смысла бытия Наряду с увлечениями восточной мистикой, оккультизмом, архаическими культурами, на рубеже XIX— XX столетий наблюдался заметный интерес к дохристианскому прошлому славянских народов, активное научное и художественное освоение культуры древних славян Древнеславянская тематика в контексте русской культуры конца XIX - начала XX в как одна из ее важнейших составляющих, как це-локупный феномен при всем многообразии форм и интерпретаций до сих пор не стала предметом специального научного рассмотрения

Степень изученности темы. Тема древнеславянского мира и его отражения в культуре Серебряного века, изучение наследия дохристианской Руси на рубеже XIX-XX столетий, влияние славянской мифологии на художественные системы представителей литературы и искусства - все это не раз привлекало внимание исследователей

Элементы славянской мифопоэтики в творчестве художников и литераторов начала века получали интерпретацию в исследованиях А Л Григорьева, Г Гунна, 3 Г Минц, Н А Молчановой, В И Плотникова, Н Н. Суворовой, В Н Топорова3 и др, причем главное внимание в работах уделялось творчеству символистов или художников абрамцевского кружка

1 Цігг по Коробов П., Петухов В Руководство РПЦ выберет новую церковную стратегию //Коммерсант -2004 -5окт 2БердяевН А Самопознание -М, 1990 -С 144

3 См Григорьев А Л Мифы в поэзии и прозе русских символистов // Литература и мифология Сб научных трудов - Л, 1975 - С 57-77, Гунн Г Очарованная Русь - М, 1990, Минц 3 Г Блок и русский символизм Избр тр В 3 кн - СПб, 2004 - Кн. 3 - С 59-97, Молчанова Н А Мотивы русской мифологии и фольклора в лирике символистов

Целый ряд работ посвящен славянской тематике в творчестве отдельных представителей эпохи К ним можно отнести исследования X Барана, В В Бурдина, П С Выходцева, Н Ю Грякаловой, Н Н Иванова, В В Кор-жана, О В Лазаревич, Е И Марковой, О А. Чуйковой4 и др

В осмыслении вклада русской науки в постижение славянских древностей внесли труды Д К Зеленина, Т.Г. Ивановой, Н И Толстого, А Л Топоркова, В В. Седова, А А Формозова5. Однако названных авторов интересует исключительно культурное наследие эпохи, вопросы исторического и лингвистического характера Анализ художественных интерпретаций славянской культуры не входит в поле их исследований

Что касается темы неоязычества в философии Серебряного века (работы А В Гайдукова, Н Гончаровой, И Панкеева, А А Ходорова6 и др), то следует признать, что исследователей больше привлекают факты обращения деятелей русской культуры к античной и восточной мифологиям, тогда как влиянию славянского язычества на духовные поиски эпохи уделяется крайне мало внимания

Исследований, касающихся историко-функционального изучения древ-неславянской темы в отражениях культуры Серебряного века на данное время не существует Проблема разработана фрагментарно и поэтому требует специального исследования

1900-х годов Дис канд филол наук -Иваново, 1984, Плотников В И Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины ХГХ века.- Л, 1987, СувороваН Н Мифотворческая парадигма в русской художественной культуре рубежа ХГХ-ХХ вв М Врубель и А Блок Дис канд культурологии наук - Ярославль, 1999, Топоров В Н Неомифологизм в русской литературе начала XX века роман А А Кондратьева «На берегах Ярыни» -Тгепю,1990идр

4 См Баран X Фольклорные и этнографические источники поэтики В Хлебникова // По
этика русской литературы начала XX века Сб -М, 1993 -С 113-150, БурдинВ В Ми
фологическое начало в поэзии К Д Бальмонта 1890-х- 1900-х гт Дис канд филол
наук - Иваново, 1998, Выходцев П С Блок и народная художественная культура // Рус
ская литература - 1980 - № 3 - С 64-92, ГрякаловаН Ю О фольклорных истоках по
этической образности Блока IIА Блок Исследования и материалы -Л, 1991 -С 22-40,
Иванов Н Н Древнеславянский языческий миф в художественном мире М Горького,
А. Н Толстого, М М Пришвина Дис д-ра филол наук - М, 2000, Коржан В В Есе
нин и народная поэзия -Л ,1969, Лазаревичи В идр Н К Рерих как археолог -Ново
сибирск, 2002, Чуйкова О А Мифологический аспект прозы А М Ремизова 1900-х-на
чала 1910-х гг Дис канд филол наук -М.1997

5 См Зеленин Д К Восточнославянская этнография -М, 1927, ИвановаТ Г Русская
фольклористика начала XX века в биографических очерках - СПб, 1993, Седов В В
Очерки по археологии славян - М, 1994, Токарев С А История русской этнографии —
М , 1966, Толстой Н И Очерки славянского язычества. - М, 2003, Топорков А Л Тео
рия мифа в русской филологической науке XIX века - М, 1997, Формозов А А Русские
археологи до и после революции - М, 1995

6 См Гайдуков А В Идеология и практика славянского неоязычества Дис канд фи-
лос наук - СПб, 2000, Мистика Серебряного века Сб / Сост, вступ ст, коммент
И. Панкеева. - М, 2002, Мифологи Серебряного века В 2 т / Сост Н Гончаровой — М —
ТІ- 2003, Ходоров А А Религия и революция в творческих исканиях интеллигенции
Серебряного века Дис канд культурологии - М, 2000

Научная новизна работы заключается в использовании метода комплексного культурологического анализа исследуемого материала Привлеченный художественный материал рассматривается не имманентно, а на обширном фоне научно-философского осмысления проблемы Кроме того, в научный обиход впервые вводится ряд архивных материалов (по разысканиям в РГАЛИ, в отделах рукописей РГБ, ГТГ, музея Н Рериха)

Цель и задачи исследования. Цель настоящей работы -показать, что мир древних славян являлся одной из составляющих культурного кода Серебряного века, анализ которой позволяет увидеть целостность русской культуры, ее основные доминанты (философскую, религиозную, научную, литературно-художественную и бытовую), характер осознания своего славянского культурного типа в истории европейской цивилизации

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи

  1. раскрыть геополитические и социально-исторические причины активного обращения русской культуры рубежа XIX-XX вв к славянскому наследию

  2. изучить культурфилософские и научные трактовки славянского прошлого, а также оценить вклад русских ученых рубежа XIX—XX вв в становление славистики,

  3. проанализировать способы освоения и трансформации научных знаний о мире древних славян в культурном сознании Серебряного века

  4. показать значимость древнеславянских образов и мотивов для ведущих направлений художественной культуры Серебряного века, пути и способы художественной стилизации и интерпретации

Объект исследования. Объектом исследования данной работы является культура рубежа XIX-XX вв в аспекте ее обращения к миру древних славян

Предметом исследования становится древнеславянская тематика как научно-философская проблема и основа художественных исканий культуры Серебряного века

Иапочниковая база включает в себя философские, теоретические, художественные, литературные и мемуарные работы авторов эпохи, сопряженные с проблемой древнеславянской культуры Среди анализируемых произведений особенно выделяются философские работы Н. А Бердяева, Вяч Иванова, Д С Мережковского, В. В Розанова и др, научные труды Е В Аничкова, Ф И Буслаева, А Н Веселовского, Н М. Гальковского, Д К Зеленина, Н. К Рериха, а также художественные произведения К Д Бальмонта, А А Блока, С М Городецкого, В Васнецова, С Есенина, С Клычкова, Н Клюева, С Т Коненкова, А Ремизова, Н К Рериха, П Филонова, В Хлебникова Для сопоставления привлекаются произведения литературы и искусства представителей других славянских народов (А Мухи, Я Лоренца-Залесского, Я Барта-Чишинского, Л Украинки, Я Коласа и др)

Теория и методология исследования. Теоретической основой диссертации являются работы ведущих специалистов в области культурологии, ис-

тории, искусствознания, литературоведения, мифологии и философии М М Бахтина, В Г Власова, М Н Громова, Н А Дмитриевой, Д С Лихачева, А Ф Лосева, Ю М Лотмана, Е. М Мелетинского, 3 Г Минц, А С Панарина, А А Русаковой, Б А Рыбакова, Г Ю Стернина, Л А Су-гай, Н И Толстого, В Н Топорова, Б А Успенского и др

В работе применяются историко-генетический, сравнительно-исторический и историко-функциональный методы исследования, принятые современной наукой о культуре Культурологический анализ позволяет рассмотреть тему славянского наследия во всей ее целостности и обнаружить общие тенденции и закономерности «культурного диалога» Серебряного века со славянским прошлым

Положения, выносимые на защиту:

1 Славянская тема пронизывает все области культуры начала XX века-религиозно-философскую, научную, художественную, повседневную Обращение к славянской тематике было связано с развитием национального самосознания и идеей национального самоопределения

2. Обращение к славянскому язычеству было обусловлено историко-культурным и художественным интересом и не имело характера религиозной реформации или возрождения языческих верований

  1. Научные разыскания в области археологии, славянской истории, этнографии, языкознания и фольклористики не только расширяли представления об историческом прошлом России, но и стали значимым импульсом для художественного творчества эпохи

  2. «Неославянский стиль» становится культурным стилем начала XX в , стилем жизни эпохи Анализ доминирующих тенденций неославянства позволяет увидеть взаимосвязи и взаимовлияние неоромантических и неореалистических течений разных слоев художественной культуры, их типологическое сходство и точки пересечения в освоении мира славян как картины мира и системы ценностей

5. Мифологемы древних славян (Перун и Стрибог, образы Матери сырой земли и Микулы Селяниновича, образы низшей демонологии), широко представленные в художественном творчестве Серебряного века, отразили поиски русской идеи и «национального мифа» в эпоху кризиса

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в проблематике исследования и в разработке методики кросскультурного анализа форм научного и художественного сознания Материалы исследования могут использоваться в вузовских курсах по истории культуры, искусства, в спецкурсах для студентов-филологов, культурологов, искусствоведов, а также в школьных учреждениях в рамках элективных курсов и программ непрерывного гуманитарного образования

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры теории и истории культуры Государственной академии славянской культуры, кафедре культурологии и рекламы Вятского государственного гуманитарного университета Результаты данного исследования были представлены

на двух международных, двух всероссийских и трех межрегиональных научных конференциях «Синтез в русской и мировой художественной культуре Пятая Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная памяти А Ф Лосева» (МПГУ, 2004), «Мировая словесность для детей и о детях IX Всероссийская научно-методическая конференция» (МПГУ, 2004), «VIII Виноградовские чтения. Международная научно-практическая конференция» (МШУ, 2004), «Актуальные проблемы культурологи Конференция студентов и аспирантов ГАСК » (ГАСК, 2005), «На рубежах эпох стиль жизни и парадигмы культуры Вторая Межрегиональная научная конференция» (МГОПУ им М А Шолохова, 2005), «На рубежах эпох стиль жизни и парадигмы культуры Третья Межрегиональная научная конференция» (МГОПУ им М А Шолохова, 2006), «Брюсовские чтения Юбилейная международная научная конференция, посвященная выходу в свет антологии "Поэзия Армении"» (РГГУ, 2006)

По теме диссертации опубликовано восемь статей

Структура работы. Цели, задачи и методы исследования обусловили структуру работы Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, иллюстративного приложения, списка использованной литературы и архивных источников, включающего 491 наименование

Похожие диссертации на Мир древних славян в культуре Серебряного века (научно-философская рефлексия и художественная практика)