Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурологические идеи Ф. Ницше в художественной культуре XX века Щербакова, Елена Валерьевна

Культурологические идеи Ф. Ницше в художественной культуре XX века
<
Культурологические идеи Ф. Ницше в художественной культуре XX века Культурологические идеи Ф. Ницше в художественной культуре XX века Культурологические идеи Ф. Ницше в художественной культуре XX века Культурологические идеи Ф. Ницше в художественной культуре XX века Культурологические идеи Ф. Ницше в художественной культуре XX века
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Щербакова, Елена Валерьевна. Культурологические идеи Ф. Ницше в художественной культуре XX века : диссертация ... доктора культурологии : 24.00.01 / Щербакова Елена Валерьевна; [Место защиты: Гос. акад. славян. культуры].- Б.м., 2010.- 389 с.: ил. РГБ ОД, 71 11-24/10

Введение к работе

Актуальность темы исследования

«Присутствие» Ницше чрезвычайно ощутимо в философско-эстетическом теоретическом фундаменте и художественной практике ХХ века. С одной стороны, немецкий философ принадлежит к числу тех, кто удерживал планку высокой культуры мышления и стиля изложения мысли. С другой стороны, именно Ницше стал родоначальником неклассической эстетики и предвосхитил многие феномены и пути пост-культуры.

Устойчивость исследовательского интереса к творчеству Ницше вызвана многоаспектностью его философско-культурологических идей, в разное время обнаруживающих свою глубину и получающих своеобразное преломление в современной культуре. Характеристика личности Ницше вызывает аналогии с испытавшим влияние философа В. Розановым: в ее основе лежит «движение, игра мысли, отталкивание и притяжение» (М.Н. Громов). То, что творческий потенциал идей немецкого мыслителя не исчерпан и в наши дни, доказывает неослабевающая активность зарубежных ницшеведов и стремительно разворачивающийся процесс «возвращения» Ницше в Россию.

Проекция идей Ницше на художественную культуру ХХ века позволяет представить его творчество как динамическую систему координат социокультурных взаимодействий. Заметна тенденция «избирательной преемственности» философско-культурологических идей мыслителя в соответствии с их значимостью для определенных социокультурных групп. Комплекс обладающих своим четким духовным знаком ницшеанских идей, воспринятых в качестве рамки трансляции культурного опыта, обозначил проблемный горизонт, дающий возможность построения разноплановых концепций на почве различных видов художественной культуры ХХ века.

Степень научной разработанности темы

Синтез философской и музыкально-поэтической одаренности, обозначенный самим Ницше как кентавричность, уже при жизни мыслителя обусловил его вытеснение с магистрального пути любой академической науки, предполагающей следование проторенной колеей сциентистского дискурса. Социально-политическая неангажированность философа обусловила широкий диапазон обсуждаемых им вопросов, а артистическая самоидентификация, отраженная в стилистической стороне произведений, сделала их предметом междисциплинарного интереса. Критика мыслителем государства с позиций культуры была впоследствии компенсирована поглощением Ницше государственной культурной политикой тоталитарного режима. «Нацификация Ницше» сыграла значительную роль в восприятии философа мыслителями XX–XXI веков, устойчиво связав его имя с милитаризмом и национализмом, антисемитизмом и имморализмом. Фашизм, для которого характерно «временное обескровливание линии преемственного развития культуры», вырвал Ницше из национального контекста и сознательно переформатировал его творчество с целью создания внешне сопряженного с культурной традицией рупора собственных идей.

Процесс денацификации идей Ницше обозначила книга У. Кауфмана «Ницше: философ, психолог, антихрист» (1950), продолжившая глубокую философскую рефлексию К. Ясперса и М. Хайдеггера. В окончательной идеологической реабилитации Ницше сыграли роль представители французского постмодернизма – Ж. Делёз, М. Фуко, Ж. Деррида.

Исторический путь России в ХХ веке создал идеологически обусловленную ситуацию замалчивания имени философа с 1920-х по 1980-е годы. Таким образом, современный этап отечественного ницшеведения получает повышенную информационно-смысловую нагрузку, поскольку задачей исследователей становится одновременное возвращение к осмыслению корпуса идей русских религиозных философов Серебряного века и ознакомление с обширным опытом зарубежной ницшеаны, избежавшей исследовательской прерывности.

Зарубежная и русская критика уже на рубеже XIX – XX веков стала развивать ранние культурологические идеи Ницше, чему способствовала поддержка авторитетных вагнеровских кругов и продолжение философом темы немецкой культуры. Работы о Ницше первой трети ХХ века часто представляют собой полухудожественное изложение его идей об искусстве, будь то его взгляды на музыку и изобразительное искусство или описание его более поздних воззрений; работы о ницшеанском влиянии на художественную культуру лишены научного аппарата. В дальнейшем происходит расширение круга культурологически обусловленных Ницше тем и одновременно углубление аналитического уровня исследований: от подробного рассмотрения темы искусства у Ницше в лекциях 1936–1940-х годов М. Хайдеггера до многочисленных обстоятельных работ европейских и неевропейских авторов, прослеживающих специфику прежде всего литературной национальной рецепции философа. C конца 1960-х годов выявился устойчивый интерес зарубежных исследователей к литературно-стилистической стороне произведений Ницше и рассмотрению их различных идейно-образных проекций на области изобразительного и музыкального искусства. Централизующую функцию по отношению к исследованиям творчества Ницше вплоть до настоящего времени выполняет выпускаемый с 1972 года ежегодник «Nietzsche-Studien» (Berlin – New York).

Начало исследований эстетики Ницше и его художественной рецепции в отечественной литературе в советское время датируется концом 1960-х годов. В работах той поры присутствует идеологический фон. В исследованиях главного ницшеведа cоветского периода С.Ф. Одуева рассматривались аспекты влияния Ницше на философию Германии ХХ века; художественные пласты оставались за пределами освещения. В последние годы интерес к проблематике художественной рецепции Ницше в нашей стране возрос, о чем свидетельствует появление серьезных работ. Данная проблема затрагивается в первой докторской диссертации по Ницше в постсоветское время «Философия Ницше и духовный опыт России XX – XXI веков» Ю.В. Синеокой (Москва, 2009) и рассматривается в ряде философских и филологических кандидатских диссертаций. Тематически нам наиболее близка работа Д.А. Беляева, однако ее автор фокусирует свое внимание прежде всего на влиянии культурфилософии Ницше на постмодернизм. C 1980-х годов отечественное ницшеведение вышло на мировой уровень, что доказывают работы В.В. Бибихина, В.П. Визгина, В.К. Кантора, А.А. Лавровой, В.Н. Миронова, А.В. Михайлова, Н.В. Мотрошиловой, А.Н. Мочкина, В.А. Подороги, К.А. Свасьяна, И.А. Эбаноидзе. Издательство «Культурная революция» с 2005 года выпускает перевод тринадцатитомного собрания сочинений Ницше под редакцией Д. Колли и М. Монтинари с обогащенным справочным аппаратом. Исследователи московской и петербургской школ целенаправленно разрабатывают тему присутствия Ницше в русской философско-культурологической мысли и социально-политические аспекты его творчества.

Культурологическая трактовка темы вызвала привлечение в диссертации ряда работ, определяющих различные вопросы морфологии и механизмов наследования культуры, проблемы типологии стиля наследования в культуре. В работах таких отечественных современных ученых, как С.И. Бажов, В.С. Глаголев, М.Н. Громов, А.Г. Климов, И.К. Кучмаева, В.И. Мельник, Э.А. Орлова, Е.Н. Селезнева, М.В.Силантьева, рассматриваются определенные концептуальные положения в области теории и истории культуры, положенные в основу данной работы. Обратившись к проблеме ницшеанской рецепции на материале художественной культуры ХХ века, мы не можем не отметить пограничный характер данной проблемы, решение которой лежит на стыке комплекса гуманитарных наук. Культурологический подход позволяет рассмотреть заявленную тему в ее многоаспектности и добиться достоверных и адекватных выводов.

Исследовательский интерес представляло рассмотрение проявления культурологических идей Ницше в социально-культурных контекстах и их модификацию в зависимости от особенностей культурного пространства различных видов художественного творчества и периодов развития культуры ХХ века. Рассмотрение художественного культурного процесса сквозь призму ницшеанских идей «вписывает» его в более широкий контекст культурной эпохи, выявляя сопряженность далеких явлений на основе мировоззренчески смыслового контекста.

С учетом особого места, которое занимает в культурологическом комплексе взглядов Ницше искусство, целесообразно применение в работе инструментария культурологии искусства как направления гуманитарного знания, представляющего синтез искусствоведческой проблематики, заложенной в философии, теории и истории культуры, психологии, искусствознании, истории и других науках. Рассмотрению проблем художественного творчества, его природы, роли художника в истории художественной культуры, в том числе искусства, а также художественной реальности посвящены работы таких ученых, как А.И. Арнольдов, Р. Арнхейм, А.А. Аронов, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Ю.Б. Борев, Г. Вёльфлин, В.В. Виноградов, Л.С. Выготский, С. Горф, А.Я. Зись, Вяч. Вс. Иванов, М.С. Каган, Ю. Кристева, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, З. Фрейд, К. Юнг, Е.Г. Яковлев.

Вместе с тем представляется очевидным факт, что в отечественной научной литературе к настоящему времени не появилось работы, в которой художественная рецепция Ницше была бы системно рассмотрена на материале различных видов искусства в культурологическом контексте с учетом данных зарубежного ницшеведения. Попытка восполнения данного пробела предпринята автором исследования.

Объект исследования. Объектом исследования выступает современная художественная культура в аспекте ее ницшеанской инспирации.

Предмет исследования в данной диссертации – культурологические идеи Ф. Ницше в художественной культуре Европы, России и США ХХ века.

Исследовательская проблема состоит в необходимости создания объективного представления о культурологическом наследии Ницше, проведении линии демаркации между ницшеанством в художественной культуре и идеологическими надстройками.

Гипотеза, принятая в исследовании в качестве отправной точки, заключается в том, что философско-культурологические идеи Ницше интерпретируются как художественно провокативный полифоничный идейный комплекс, трансформирующийся в развитии культуры в зависимости от социокультурного контекста и сохраняющий свою актуальность в связи с созвучностью ницшеанской концепции кризисного культурологического сознания «переходному» типу культуры ХХ века.

Цель исследования состоит в создании целостной картины культурологических воззрений Ф. Ницше и попытке реконструкции их критической интерпретации деятелями художественной культуры ХХ века.

Задачи исследования. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- установить особенности философско-культурологических воззрений Ницше;

- определить этапы эволюции культурологических идей в их специфике и динамике;

- выявить музыкальную компоненту творчества Ницше как инструмент анализа художественных характеристик его стиля и системного восприятия различных этапов его философско-культурологической эволюции;

- рассмотреть значение в истории мирового ницшеанства веймарского Архива Ницше, деятельность которого подытожила жизненный эксперимент философа, структурировала его и придала ему особое звучание;

- дать системную проекцию творчества Ницше на почву германской культуры как центра рождения культа философа и распространения его идей;

- проанализировать рецепцию Ницше на почве литературы, музыкального и изобразительного искусства ХХ века;

- определить функцию культурологических идей Ницше в русской художественной культуре ХХ века.

- определить роль и место ницшевской культурологии в стилистически полифоничной динамике художественного облика культуры ХХ века.

Научная новизна диссертации определяется актуальностью проблем, которые в ней анализируются, а также новым ракурсом их рассмотрения, предложенным автором.

  1. В работе выявлен и исследован особый характер культурологии Ф. Ницше, художественный компонент которой послужил основой для различного плана рецепции в искусстве и литературе ХХ века.

  2. На основе широкого круга текстов Ницше показана амбивалентность культурологии мыслителя, в которой античная образность (Аполлон, Дионис, халкионичность) и концепция искусства соединяются с диагностикой кризиса европейской культуры и получают истолкование механизмов трансляции модерна.

  3. Определена структура институционализации Ницше в культуре Европы как соединение бытового, культуро-философского и социально-политического «образов Ницше» с центрообразующим значением веймарского Архива Ницше.

  4. Выявлены основные этапы художественной рецепции Ницше в Европе, России и США, проанализирована динамика восприятия и оценки идей философа в области художественного творчества.

  5. Раскрыта музыкальная специфика философско-культурологических воззрений Ницше с точки зрения философии языка, рассмотрена трактовка экстенсивно-музыкальных языковых характеристик в традициях античной риторики.

  6. Продемонстрирована проекция музыкального понятия «переинтонирование» на почву антихристианского дискурса Ницше.

  7. Произведена реконструкция музыкальной рецепции культурологических идей Ницше с точки зрения образно-идейных направлений влияния, динамики и созвучности философскому первоисточнику.

  8. Рассмотрены принципы отбора и трактовки ницшеанских культурологических идей в отечественной и зарубежной литературе и изобразительном искусстве ХХ века в процессе художественной диагностики кризиса культуры и поиске позитивных моделей бытия.

Методологическая основа исследования представлена принципами исторического подхода к анализу комплексных художественно-культурных и философско-эстетических духовных процессов, использованием правил философской и культурологической компаративистики, метода духовной реконструкции философско и художественно целостных феноменов по их наиболее существенным и значимым деталям и тенденциям. Были использованы возможности метода герменевтического анализа и междисциплинарного подхода, включающего системный анализ и информационно-семиотический подход к «прочтению» художественных текстов в культурологических рамках.

Научная значимость работы определяется решением поставленных цели и задач. Она состоит в разработке целостной концепции рецепции философско-культурологических воззрений Ницше отечественной и зарубежной художественной культурой ХХ века. Результаты диссертационного исследования позволяют восполнить некоторые пробелы отечественного ницшеведения. Анализ вдохновленных идеями Ницше конкретных сюжетов и их индивидуальных решений, драматургических концепций значимых произведений художественной культуры ХХ века в определенной степени способствует прояснению проблематики культурологии Ницше, допускающей различное понимание в связи с особенностями философского языка мыслителя.

Практическая значимость работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке и чтении учебных курсов по культурологии, теории и истории культуры, философии культуры и специальных курсов, посвященных теме «Ницше и художественная культура», «Ницшеанство в русской и зарубежной литературе» и подобных им.

На защиту выносятся следующие положения.

  1. Синтез философско-эстетических и музыкально-поэтических характеристик в культурологических воззрениях Ф. Ницше делает их предметом междисциплинарного интереса и основой для разноплановой рецепции представителями духовно-интеллектуальной и художественной традиции.

  2. Развитие философского обращения к античности соединяется в творчестве Ницше с базовыми интуициями немецкой духовно-художественной культуры XVIII–XIX веков (прежде всего И. Х. Гёльдерлина, А. Шопенгауэра и Р. Вагнера).

  3. Культурологические идеи Ницше, основанные на изучении закономерности развития форм культуры и сопряженности приемов художественного мышления и способа бытия и мироощущения человека, занимают центральное место в философии мыслителя, получая особую форму преподнесения на каждом этапе его творческой эволюции.

  4. Музыкальная модальность творчества Ницше позволяет рассматривать его творчество как систему с точки зрения формальной организации философско-культурологического материала, несмотря на идейные различия трех взаимопроникающих этапов эволюции мыслителя.

  5. Деятельность Архива Ницше создала феномен ницшеанства как организованного идейно-художественного движения в культуре, но в немалой степени сыграла негативную роль в восприятии Ницше современниками.

  6. Рецепция Ницше представителями художественной культуры Европы, России и США частично обусловлена сопряженностью идей Ницше с трагедией двух мировых войн и выявляет четыре этапа, наиболее значимым из которых в отношении литературы, изобразительного и музыкального искусства предстает второй этап, охватывающий первую половину ХХ века.

  7. Культурологические идеи раннего и позднего Ницше (аполлоническое и дионисическое, сверхчеловек, смерть Бога) нашли отражение в музыкальном и изобразительном искусстве ХХ века, причем масштабные в художественном и жанровом отношении произведения могут полемизировать с первоначальной ницшеанской идеей-вдохновителем.

  8. Наиболее полное воплощение комплекс культурологических идей Ницше получил в литературе ХХ века, отразившись в теоретических программах символистов, дадаистов, футуристов, экспрессионистов, сюрреалистов, экзистенциалистов и в их индивидуальных творческих концепциях. В зарубежной литературе особенно востребованными оказались проблемы, связанные с художественным творчеством: сверхчеловека-художника, критики культуры, соотношения искусства и жизни. Спецификой отечественной художественной рецепции идей Ницше, раскрывшего внутренний динамизм европейской культуры через механизм конфликта ее христианских и греко-римских начал, является преломление этих идей через призму христианского мировосприятия на основе русской духовной традиции.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на XI Международной конференции «Логика, методология, философия науки» (Обнинск, апрель 1995), Всероссийской конференции «Проблемы преподавания философии в высшей школе» (Москва, март 1996), Международной научной конференции «Проблемы культуры в условиях новой экономической реальности» (Государственная Академия управления, 1997), Международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование – 2003» (Санкт-Петербург, октябрь 2003), IV Всероссийском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, май 2005), Международной научной конференции «Славянский мир: общность и многообразие» (Коломна, май 2007), Овсянниковских Международных эстетических конференциях (МГУ, ноябрь 2006, ноябрь 2008), Всероссийских научно-практических конференциях «Философия и методология истории» (Коломна, май 2007, апрель 2009), V Всероссийском философском конгрессе «Наука. Философия. Общество» (Новосибирск, август 2009).

Результаты работы обсуждались на совместном заседании кафедр философии и музыки Московского государственного областного социально-гуманитарного института (Коломна, 13 января 2010).

Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в соответствующих разделах лекционных курсов, читаемых автором в Московском государственном областном социально-гуманитарном институте: «Культурология» и «Мировая культура и искусство» (исторический факультет), «История русской музыки», «История зарубежной музыки», «История современной музыки» (филологический факультет).

Основное содержание диссертации отражено в 46 публикациях, включая 2 монографии, общим объемом более 50 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Культурологические идеи Ф. Ницше в художественной культуре XX века