Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Сущность концепции мусульманской исключи тельности и братства мусульман как идей ной основы отождествления религиозного и наш шального 15-46
1.1. Отношение раннего ислама к иноверцам 15-27
1.2. Социально-политическая сущность идеи мусульманского братства 27-46
ГЛАВА 2. Несостоятельность отождествления рели гиозного и национального в обыденном со знании верующих, пути и средства его преодоления 47-165
2.1. Причины существования и формы проявлений остатков былой вражды к инаковерующим 47-83
2.2. Критика попыток отождествления национального с религиозным 83-110
2.3. Разрушение оков религиозно-национальной ограниченности в процессе интернационализации социальной жизни 110-141
2.4. Единство интернационального и атеистического воспитания как фактор преодоления предрассудков религиозно-национальной ограниченности 142-165
Заключение 166-171
Приложение ' 172-174
Список использованной литературы 175-184
- Социально-политическая сущность идеи мусульманского братства
- Критика попыток отождествления национального с религиозным
- Разрушение оков религиозно-национальной ограниченности в процессе интернационализации социальной жизни
- Единство интернационального и атеистического воспитания как фактор преодоления предрассудков религиозно-национальной ограниченности
Введение к работе
Актуальность проблемы, ХХУІ съезд КПСС отметил, что "един-
т ство советских наций сегодня прочно, как никогда". Наше бесценное достояние, духовные, нравственные и эстетические ценности, поднимающие на новую ступень прогресса всю земную цивилизацию, - ленинская нерушимая дружба наций и народов сложилась в совместной борьбе за социализм и коммунизм. Идеи интернационального братства превратились в глубокие убеждения и норму поведения, основу социалистического образа жизни подавляющего большинства советских людей, представителей более ста тридцати наций и народностей. Эта дружба стала источником силы и процветания всех сторон нашего общества, вызвала к жизни качественно новые, по сути своей интернационалистические ценности.
Успехи, достигнутые в области национальных отношений, решение ее проблем в том виде, в каком они нам достались от дореволюционного прошлого, как отмечалось неоднократно в документах КПСС, вовсе не означает, что в этой сфере все вопросы разрешены, все проблемы исчерпаны. "В такой стране, как наша, - отмечает К.У.Черненко, - естественно не могут быть сняты с повестки дня задачи совершенствования межнациональных отношений". Так, практика показывает, что наличие объективных условий - утверждение социалистических общественных отношений не означает автоматического возникновения соответствующих по качеству изменений в сознании всех без исключения людей, особенно на уровне обыденного сознания. Поэтому до сих пор еще встречаются негативные
I. Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., 1981, с.56.
2 Черненко К.У. Речь на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 г. -Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, с.14.
- ч -
явления "в духовном наследии, в традициях, в быту наций". Партия призывает вести с ними, непримиримую борьбу, не считаясь с тем, большие они или незначительные по размеру, изучая их проявления в любых явлениях нашей жизни. Причины их "следует ис-
р кать в сегодняшней практике... , - справедливо отмечал
К.У.Черненко. "В борьбе с подобными явлениями, конечно, нет ме-
лочей. Здесь важно все..." , - подчеркивал Ю.В.Андропов. К таким негативным явлениям относятся и пережитки, имеющие место в сфере переплетения национальных и религиозных факторов, в психологии людей. Эти пережиточные стереотипы поведения людей, возникающие под влиянием религии, как верно заметил профессор Я.В.Минкявичюс, являются тормозом на пути процесса интернационализации и развития национального специфического, консервируя
не имеющие будущего традиции .
Актуальность темы обуславливается, во-первых, тем, что в социалистическом обществе огромную, все более возрастающую роль играет субъективный фактор в борьбе со всякого рода негативными явлениями, за формирование научно-атеистического, интернационалистического мировоззрения. Проявляется это прежде всего в многогранной научно обоснованной деятельности КПСС по руководству всем этим процессом. Тем более, что внутренние и внешние условия этапа совершенствования развитого социализма, задачи идеологической деятельности, выдвинутые ХХУІ съездом КПСС, июньским (1983 г.) Пленумом ЦК КПСС, требуют совершенствования организа-
Андропов Ю.В. 60 лет СССР. - Избранные речи и. статьи. - М., 1983, с.П.
Черненко К.У. Сверяясь с Лениным, действуя по ленински. -" Избранные речи и статьи. - М., І984, с.II.
Андропов Ю.В. Указ.соч., с.II.
См.: Минкявичюс Я.В. Национализм и религия. - В кн.: Религия и церковь в современную эпоху. М., 1979, с.267.
ции, форм и методов коммунистического воспитания, приведения их в соответствие с возросшим уровнем образованности и информированности людей, "поднятия на уровень тех больших и сложных задач, которые решает партия в процессе совершенствования развитого социализма" .
Партия указывает, что атеистическое воспитание должно внести свой вклад в решение проблем коммунистического воспитания, в укрепление социального и идейно-политического единства советского народа. Исходя из этого, партия требует "...уделять
больше внимания атеистическому воспитанию", "шире вовлекать ве-
р рующих в общественную жизнь... . Все это требует глубоких и
всесторонних знаний специфики, современной обстановки, особенностей конкретного региона, причин и форм проявления данных пережитков. С этим же непосредственно связано совершенствование форм и методов борьбы, повышения эффективности и качества всей системы воспитательной работы, в том числе его важнейших аспектов - интернационального и атеистического;
во-вторых, тем, что изменения в этнической, национальной жизни получают значительное отражение в самом богословии. Религиозные объединения стремятся укрепить факторы, связывающие религию с нацией. В них они видят условия для сохранения позиций религии. С этой целью делаются попытки укоренить в сознании людей представления об исламе как национальной религии, как важнейшем элементе национальной культуры, обосновать якобы прогрессивную роль ислама в истории среднеазиатских народов. Подобные устремления богословов способствуют подготовке к восприятию
Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983: М., 1983, с.69f
Там же, с.70, 72, 73.
- б -
отдельными людьми клерикализированного национализма, антиисторических и идеалистических взглядов о якобы исключительности мусульман, цивилизаторской миссии ислама, появлению чуждых социалистическому образу жизни рецидивов религиозно-национального эгоизма, чванства, превосходства и высокомерия;
в-третьих, тем, что на переплетении религиозных и национальных моментов в исламе пытаются спекулировать клерикальные фальсификаторы положения ислама и мусульман в Узбекистане, антисоветские и буржуазные исламоведы и мусульманские богословы. "Реакционные зарубежные исламские организации и центры идеологической диверсии активизировали использование ислама в качестве средства дестабилизации обстановки в республиках Средней Азии и Закавказья, усилили пропаганду пантюркизма и панисламизма, используя для этого события в Иране и Афганистане"1. Поэтому партия постоянно нацеливает обществоведов на всестороннее и глубокое изучение социальных явлений, на усиление борьбы против всяких негативных явлений нашей действительности, среди которых особое место занимают пережитки в форме переплетения национальной и религиозной принадлежности.
Степень разработанности проблемы. Вопросы взаимосвязи религиозных и национальных моментов, религиозных и националистических пережитков были предметом интереса ученых еще в 30-е го-ды - Г.Сакса, Е.М.Ярославского, Л.И.Климовича, Ф.Мегружана . В настоящее время данный вопрос в общем плане рассматривается в работах А.А.Ерышева, Е.Х.Джегутанова, О.Осипова, Л.А.Баширова
Цит. по кн.: За высокое качество и действенность идеологической работы. - Материалы Всесоюзного семинара-совещания идеологических работников. Москва, 20-25 апреля 1981 г. М., 1981, с.379.
См. работы данных авторов в списке использованной литературы, приведенной в конце работы.
и др.
Большой интерес вызывает диссертация Э.Х.Джегутанова . Автор на основе марксистско-ленинских принципов подхода к изучению вопросов диалектической взаимосвязи интернационализма и атеизма, религии и национализма рассматривает своеобразие различных аспектов этих проблем. Особое внимание в работе уделяется анализу объективных процессов интернационализации общественной жизни и национальных отношений, единству атеистического и интернационального воспитания, дается конкретный анализ сочетания черт интернационализма и атеизма в духовном облике советского человека.
В своей диссертации Л.А.Баширов выясняет причины взаимосвязи национального и религиозного смыкания в определенных исторических ситуациях национализма и религии, вскрывает формы проявления этой взаимосвязи, условия и факторы преодоления религиозных и националистических пережитков и его значение для процесса секуляризации сознания людей*
Вопрос о взаимосвязи национальных и конфессиональных концепций глубоко анализируется в работах Н.В.Возняка, А.И.Ипато-ва, в диссертации Г.Ш.Касимова , Я.В.Минкявичюса, М.П.Мчедлова, М.М.Скибицкого, перечень которых дан в библиографии к диссертации.
Работы всех этих авторов оригинальны по своему содержанию,
I. Джегутанов Э.Х. Разрешение национального вопроса и становление массового атеизма в СССР: Автореф.дис. ... канд.филос. наук. - М., 1972.
2 Баширов Л.А. Роль объективных условий и субъективных факторов в преодолении религиозных и националистических пережитков: Автореф.дис. ... канд.филос.наук. - М., 1975.
3. Касимов Г.Ш. Социальная сущность идей религиозной розни; . Автореф.дис. ... канд.филос.наук. - Казань, 1971.
глубине анализа исследуемых явлений. Их авторы вскрывают глубокие корни родства религиозной идеологии и национализма, которые исходят к далеким стадиям их возникновения и существования, вскрывается наиболее общая черта, характерная для них - быть идеями разобщения народов, национальной розни; обосновывается преходящий характер этой взаимосвязи самих идей; показывается как разрыв их связи, развитие и расцвет наций, всеохватывающий процесс интернационализации в условиях социалистического общества, ведут к угасанию религии и национализма, исчезновению их пережитков.
Комплексный анализ взаимоотношения нации и религии дан в диссертациях Н.Возняка, А.Н.Баширова, монографиях Я.В.Минкяви-чюса и М.Т.Мчедлова.
Монография Я.В.Минкявичюса представляет собой глубокое философское осмысление данного вопроса в разрезе критики католицизма. На примере католицизма в ней прослеживаются различные каналы, по которым религия проникает в образ жизни нации, раскрываются пути, приобретения религией национальной формы, обосновывается преходящий характер взаимосвязи национального и религиозного, показывается, каким образом при социализме происходит разрыв этой связи. Многие положения этой работы имеют общефилософское значение и могут быть использованы для анализа взаимосвязи и иных религий с нациями.. Ряд ценных обобщений автор дает и относительно ислама.
Анализ взаимосвязи ислама и нации дан в работах Б.Х.Цавки-лова, А.Т.Тхагапсоева, М.С.Фазылова, Н.Аширова, А.Назарбаева, Т.С.Саидбаева, М.М.Мустафинова и т.д., приведенных в Списке использованной литературы.
Работа Н.Аширова имеет непосредственное отношение к изу-
чаемому нами вопросу. Автор глубоко научно, на богатом материале из жизни народов Средней Азии, в том числе Узбекистана, подвергает анализу большой круг проблем, связанных со взаимоотношением ислама и нации, религиозных и националистических пережитков ; исламская теория нации дается автором на фоне социального прогресса, иллюстрируется в популярной форме очень характерными для различных этапов ее развития фактами..
Коллективная монография "Ислам в СССР" на фактических материалах, взятых из жизни., анализирует особенности процесса секуляризации, особенности проявления и борьбы с религиозно-националистическими пережитками у народов Советского Востока на современном этапе. Упор в анализе именно данного вопроса сделан больше на регион Закавказья.
Названная монография Т.Саидбаева отражает среднеазиатский регион в общем плане. Интегративная и дезинтегративная функции ислама анализируются в ней на богатом иллюстрированном материале из жизни среднеазиатских народов, вскрываются исторические корни, общие причины разрушения дезинтегративной функции, возможности повышения эффективности работы по преодолению пережитков ислама. Автор дает глубокий анализ социальной функции ислама и приводит богатейшие исторические, конкретно-социологические, фактические материалы и из жизни народов Узбекистана в прошлом и настоящем.
В некоторой степени этот вопрос получил отражение в моно-графиях Ж.Назарбаева, И.Джаббарова^. В своих монографиях они
Ї. См.: Ислам в СССР. М., 1983.
2, Базарбаев Ж. К вопросу о взаимосвязи религиозных и националистических пережитков в условиях Каракалпакии.- Вестник Каракалпак, филиала АН УзССР,- Нукус, 1979, № 3; Его же. Секуляризация населения социалистической Каракалпакии. Нукус, 1973; Джаббаров И. Общественный прогресс, быт и религия. Ташкент, 1973.
подвергают теоретическому и. социологическому анализу соотношение религиозных и национальных традиций, влияние новых традиций и процесса сближения социалистических наций на секуляризацию главным образом быта. В небольшой статье Ж.Базарбаева на ряде примеров иллюстрируются особенности взаимосвязи этих пережитков в условиях Каракалпакии.
Анализ имеющейся литературы' по проблеме нашего исследования в условиях Узбекистана показывает, что она еще не достаточно освещена, затрагивается авторами попутно или не рассматривается в целом, всесторонне. Из этого мы и исходили при выборе данной темы исследования.
Цель и задачи исследования. В данном исследовании, в отличии от вышеперечисленных трудов, мы ставили цель: сконцентрировать внимание на изучении явлений, вытекающих из сущности самой религии, и ислама в частности, в ее связи с национальным; выявить то, что роднит и взаимосвязывает, взаимнопитает их пережитки; выявить условия и причины, форму и содержание взаимосвязи национального и религиозного в раннеисламской идеологии; раскрыть объективные и. субъективные причины и специфику проявлений отдельных элементов отождествления религиозной и национальной принадлежности в сознании людей на материалах Узбекской ССР; изучить объективные и субъективные возможности ускорения процесса преодоления данных пережитков в обыденном сознании людей.
Для реализации данной цели в диссертации, выдвинуты и в определенной мере решены следующие научно-исследовательские задачи: а) изучить исторические корни, объективные и субъективные причины живучести рецидивов отождествления религиозной и национальной принадлежности в обыденном сознании людей в исследуемом
- II -
регионе; б) выявить особенности и формы проявлений данных реликтов в обыденном сознании людей в регионе исследования;
в) дать аргументированную критику неправомерности, вредности
отождествления религиозной принадлежности с национальной;
г) исследовать диалектику, пути и средства преодоления данных
пережитков в процессе интернационализации, социальной жизни ве
рующих ; д) сформулировать практические рекомендации, направ
ленные на улучшение атеистического и интернационального воспи
тания трудящихся.
Основным методом исследования был анкетный опрос. Анкета состояла из тринадцати вопросов, подразделявшихся на пять групп вопросов. Первая группа вопросов имела целью выяснить индивидуальные анкетные данные личности; вторая - участие и отправление респондентом религиозных обрядов, обычаев, и то, какими он их воспринимает - религиозными или национальными; третья -выявить отношение и участие опрашиваемого в безрелигиозной обрядности; четвертая - его личное отношение к интернациональным коллективам, семьям; пятая - наличие мероприятий по интернациональному воспитанию в трудовых коллективах.
Теоретическим и методологическим руководством конкретно-социологических исследований, подбора и обработки фактов был и остается исторический материализм с его основными, принципами. Им мы руководствовались в подборе объекта, в подходе к его изучению и научном анализе явлений, с ним связанных. Основываясь на принципах ленинской теории отражения, мы старались при анализе брать объект в относительной целостности, в его системной организованности, "брать, - как указывал В.И.Ленин, - не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемо-
му вопросу фактов... , подниматься от изучения разнообразного эмпирического материала к общему, и от общего - к анализу отдельных конкретных явлений.
Методологической, теоретической основой данного исследования послужили произведения классиков марксизма-ленинизма о национальных отношениях, о религии, об атеизме, Программа КПСС, материалы съездов КПСС и КП Уз, Пленумов ЦК КПСС, постановления и документы КПСС и Советского правительства по вопросам национальных отношений, религии, идеологического и коммунистического воспитания, в том числе атеистического и интернационального воспитания.
Источниками исследования явились данные личных анкетных опросов, материалы партийных, советских органов ряда областей, центральная и республиканская печать, материалы ЗАГСов, сборники и другие документы, статистические данные и данные конкретно-социологических исследований, проведенных и опубликованных
~2
рядом исследователей , а также данные нашего анкетного опроса
(2900 анкет), интервьюирования и наблюдений. Последние проводились в Андижанской, Ферганской, Наманганской, Бухарской, Кашка-дарьинской и Сурхандарьинской областях.
Были подвергнуты научно-критическому анализу Коран, Шариат, Кабус-наме, Хидоя, публикации САДУМа, материалы конференций религиозных организаций, печатный орган САДУМа журнал "Совет Шар-ки мусулмонлари", что позволило глубже вскрыть роль мусульманского духовенства в сохранении пережитков религиозного национализма и соответственно усовершенствовать методы борьбы с данны-
Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука Логики". - Поли. собр.соч., т.29, с.351.
См. названные работы Ж.Базарбаева, И.Д.Джаббарова.
-13-ми пережитками.
Научная новизна исследования в том, что в нем анализируются недостаточно изученные аспекты важной в теоретическом и. практическом плане темы - сущность отождествления религиозного и национального в сознании современных верующих; рассматриваются исторические и социально-экономические причины переплетения этнического и религиозного в исламе, вскрываются корни интегративной и дезинтегративной функций в раннем исламе; дается критический анализ понимания нации и национальных отношений в современном исламе, вредности отождествления религиозного и национального.
В диссертации раскрывается значение национальной политики нашей ленинской партии в отношении к религии и верующим, в решении проблем атеистического воспитания,
В научный оборот вводятся результаты конкретно-социологических исследований, проведенных автором среди населения, на основе которых выявляются формы проявлений религиозно-националистических пережитков в обыденном сознании, верующих в условиях современного Узбекистана; выявляются пути и средства преодоления данных пережитков; обобщаются, систематизируются и расширяются имеющиеся теоретические положения о диалектической взаимосвязи и методах осуществления в единстве атеистического и интернационального воспитания.
Практическая значимость исследования заключается в том, что рассмотрение поставленных задач под таким углом зрения может и призвано способствовать расширению круга научных знаний по данной проблеме и внесет скромную лепту в выявление направлений высвобождения национальных и иных процессов от влияния ислама. Ряд практических советов и рекомендаций исследователя
-lino вопросу единения атеистического и интернационального воспитания в преподавании естественных дисциплин в вузе может способствовать поднятию эффективности и качества всей системы воспитательных мероприятий по формированию научно-материалистического мировоззрения у молодежи. Данные конкретно-социологических исследований, из которых выведены ряд рекомендаций, могут быть использованы в преподавании курса научного атеизма, в пропагандистской деятельности, а также местными партийными и советскими, органами для поднятия действенности, эффективности их идейно-воспитательных мероприятий в трудовых коллективах.
Основные положения диссертации нашли свое отражение в выступлениях автора на всесоюзном, республиканском, институтских научно-теоретических и практических конференциях, семинарах пропагандистов и научных работников, посвященных повышению эффективности атеистического, интернационального воспитания трудящихся, студенчества.
Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры философии ТашПИ и кафедры этики, эстетики и. атеизма ТашГУ, где были одобрены ее основные положения и выводы. Основные результаты исследования были доложены и обсуждены на ряде конференций, опубликованы в научных и научно-популярных статьях, тексте лекций, в брошюре. Общий объем публикаций по теме 6,2 п.л. Были подготовлены также докладные записки в директивные органы с рекомендациями по улучшению атеистического воспитания трудящихся и учебных заведениях, которые были приняты к руководству и результаты одобрены, о чем имеются соответствующие подтверждения.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.
Социально-политическая сущность идеи мусульманского братства
Иллюзорный лозунг "братства всех мусульман" является оборотной стороной догмата об "исключительности мусульман". Идея т братства в вере имела место и в доисламских религиях . В исламе же она проявляется в специфической форме - сливается с более последовательной идеей монотеизма - верой в единого бога -Аллаха. "Истинно верующие - братья друг другу" (49; 10) - наставляет Коран. В основе этого лозунга лежит интегративная функция религии, а именно ее социальный аспект - единение людей в "привиле гированных замкнутостях на религиозной основе . Но единство, солидарность была всегда традиционна людям. Оно является проявлением общего (тенденции к сближению, интернационализации) в общественной жизни, без чего не возможно было ни возникновение, ни. существование общества. В основе этого единства тогда лежали кровно-родственные, культурно-экономические, политические взаимоотношения между различными группами людей. Мы склонны придерживаться мнения тех исследователей, которые считают, что четко проявляющиеся в развитии нации две противоположные исторические тенденции, сущест р вовали и в более ранних этнических общностях . Взаимодействие их является необходимым условием развития этих общностей. В результате формируются общие - интернациональные аспекты их жизни. Поэтому элементы интернационализма не могли не проявить себя в те и более ранние времена среди трудовых элементов общества. Без поддержки последних не могло совершиться ни одно более или. менее значительное событие в общественной жизни, тем более такое как "мусульманская революция" конца УІ и начала УП вв. В силу исторической необходимости идеи единства в ней проявились более сильнее относительно прежних религий. Английский исследователь М.Уатта отмечает, что христианство "для утверждения своей универсальности должно было отрицать или. по крайней мере отстранять традиционную солидарность и про з тивопоставить ей солидарность общины избранных . В загнивающем рабовладельческом обществе идеология рабов, поднявшихся на борьбу, иначе и не могла поступить с господствующей формой солидарности угнетателей, представлявших относительное меньшинство. В несформировавшемся еще классовом обществе интересы объединения разобщенных племен были превыше всего. Но они не могли превратиться в действительность не разрушая кровно-родственные связи, не отрицая родо-племенные религии, консервирующие эти связи и противопоставлявшие их интересам всей нации. Поэтому в исламе речь идет о единении различных родов, племен, вероиспо-ведальных групп в более широкую, но и этнически ограниченную общность. Исходя из этой необходимости, "ислам не требует в отчетливой форме окончательного разрыва всех связей людей в угоду новой религиозной". Наоборот, он обожествляет эти связи. Все обязательства рода, племени, даже обязательства кровной мести перелагаются на общину. "Новая религия оставляла человека в родном доме, не била по его привязанностям, оставляла в силе о традиционную солидарность", - верно замечает Т.Саидбаев. В этой "приспособленности для жителей Востока" преимущества идей "исламского братства", "единства" и их ограниченность. В то же время "оппозиционный дух новой религии, - верно подмечает К.Фролов а,- обеспечивал созвучие отдельных ее элементов взглядам и интересам наиболее бесправных, беднейших групп насе-ления" . Последовавшим за пророком беднякам, лозунг "единства", "братства мусульман" оставлял надежду на равенство прав мусульман вне зависимости от имущественного положения и происхождения. По мере же укрепления экономического и политического поло жения "среднего класса", это созвучие все более ослабевало. Возведение в высший принцип терпения, покорности и освящение социального неравенства в поздний мединский и последний период деятельности Мухаммеда, ярко обнаруживает, что "братство мусульман" уже тогда было иллюзией. В обществе, где существуют различные виды отчуждения, а социальные связи не развиты и стало складываться классовое неравенство, равенство перед "всевышним", заменяющее социальное неравенство, является эрзацем единства личности и общества. Сами мусульманские идеологи признают, что в проповеди Мухаммеда не было призывов к социальному уравнению, не было элементов утопического социализма. Так, исламский идеолог Пакистана Халифа Абдул Хаким заявляет: "Бог не захотел создать мертвого равенства и не желает, чтобы человек установил его силой". Зто заявление лишний раз подтверждает узаконен-ность Кораном социального неравенства: "Аллах дал преимущество одним перед другими, в жизненном уделе. Но те, которым дано преимущество, не вернут своей доли тем, кем овладела их десница, чтобы они оказались в этом равными..." (16; 73). О богоугодности, несокрушимости социального неравенства и мусульманском единстве высказано еще более громко в своеобразном мусульманском "домострое" Кабус-намэ: "Господь всевышний предупредил, чтобы одни были низшими, а другие богатыми. Ведь он мог всех сотворить богатыми, но все же создал два разряда из них, чтобы выявился сан и почет рабов (божьих) и высшие отде-лить от низших" . Главным средством создания "мусульманского братства" уже позднемединскими аятами. Корана определяется джихад. В большинстве своем насильственно привлеченные в общину новые люди, прежде всего должны были склонить головы перед его руководством, беззаветно покориться (ислам означает покорность) ему. Значение покорности земным владыкам приравнивалось вере в Аллаха, которая придет к ним позже. "Сказали бедуины: "Мы уверовали!", "Скажи: "Вы не уверовали, но говорите: "Мы покорились, ибо еще не вошла вера в ваши сердца. А если вы будете повиноваться Аллаху и Его посланнику, Он ни в чем не умалит ваших дел" (49; 14). Власть земных наместников Аллаха прежде всего над униженными и обездоленными была неоспоримой. Именно только через полное подчинение и полное отречение от личной самостоятельности можно стать настоящим мусульманином. Постепенно, с утверждением ислама как официальной идеологии, руководство общины отказывается от призывов "к свободе воли", которые имели место на первоначальных этапах. Стержнем мусульманства, таким образом, становится фатализм . Звучащее в Коране требование подчиниться руководящей верхушке общества, чрезмерная забота его о правах на собственность свидетельствует о том, что эта верхушка, в силу своей принадлежности к сфере складывающейся государственной формы проявле-ния, превращалась в эксплуататорский класс . Этот путь был спе-цифичеаким для Востока путем формирования классов. Естественно, ни о каком подлинном равенстве, братстве внутри такой общины и речи не могло быть. Внутренние классовые и национальные противоречия, выступавшие в форме религиозных конфликтов, идеологи
Критика попыток отождествления национального с религиозным
Главной причиной существования предрассудков религиозного национализма является отождествление национального с религиозным в обыденном сознании, поведении людей. Научно-обоснованная критика такого отождествления, раскрытие его сути и того, к каким негативным последствиям оно может привести, т.е. вскрытие ее главной причины является важным фактором борьбы с подобными и иными, связанными с ними., негативными явлениями. Еще К.Маркс указывал, что "критика религии, освобождает человека от иллюзии .Представления же о тождественности национального с религиозным - это иллюзия, порожденная длительным существованием религии на национальной почве, обрастания ее национально-бытовыми элементами и т.д. Наблюдаемое отождествление национального и религиозного, национальной и религиозной принадлежности в сознании отдельных людей явление не случайное. Главная причина его кроется в объективной социальной детерминированности, взаимосвязи национального и религиозного феноменов, которая уходит глубокими корнями в донациональную историю существования этнического и религиозного. Сопровождая в качестве идеологической формы социально-экономические изменения в донациональных этнических общностях, религия соответственно условиям меняла свою форму, сохраняя сущность, пронизывая все сферы жизнедеятельности этнических общностей, накладывая на них определенный отпечаток. Это влияние было не одинаковым во все времена, во всех сферах национальной жизни. Так, в эпоху западного средневековья оно было более сильным на идеологическую, культурную сферу жизни этнических общностей, чем на политическую, и совсем слабым на экономическую. В эпоху господства капиталистических отношений, когда буржуазия оказалась в силах создать свою собственную идеологию, в этой сфере влияние религии значительно падает. В зрелом же социалистическом обществе оно сводится на нет в области экономики, политики, культуры и сильно ослабевает в области идеологической борьбы. Не одинаковым было это влияние у различных мировых религий. Так, католицизм имел большее воздействие на области идеологической и политической борьбы, что не характерно для христианства. Иное дело ислам. Здесь, как метко замечает проф. Токарев С.А. "...и личная и семейная жизнь верующих мусульман и вся общественная жизнь: политические, правовые отношения, суд, культурный уклад - все должно быть подчинено целиком религиозным законам . Ислам влиял на массы и. через политические, культурно-просветительные учреждения, например, богословский характер образования. Все это способствовало более прочному закреплению в сознании людей представлений о тождественности религиозного и национального, религиозной и национальной принадлежности. Существуя в течение длительного времени тесно вплетенной в этническую структуру общества, религия все больше привязывается к этой этнической общности. Каждая из ее систем отражает в себе специфическую географическую среду, уровень развития производительных сил, характер отношений в определенной этнической общности, изменений в ней. Так религия вживается в этническое, становится обязательным элементом этнического сознания и самосознания, национальной принадлежности того или иного народа. По меткому замечанию И.А.Макатова, она становится "атрибутивным т свойством... личности", что является одной из основных причин отождествления национального и религиозного, деления людей на "своих", например, мусульман, и "чужих". Такое деление сохраняется традиционно в силу сохранения религии и этнических общностей, совпадения географии распространения религии с этнической географией, наличия общих этнических черт, традиций у народов, в прошлом исповедовавших определенную религию и т.д. Многообразны и пути проникновения религии в национальный организм. Одним из них является принятие ею национальной формы, зависящей от конкретно-исторических условий и специфики жизни данного народа. Ислам осуществлял это путем впитывания элементов доисламских верований покоренных народов, имевших место на территории данного народа. Об этом свидетельствуют, например, сохранившиеся до наших дней в исламе пережитки доисламских реликтов народов Средней Азии, представляемые как элементы исламского культа: обычай украшать "святые" места рогами баранов, козлов; бытовые поверья и ритуалы, порожденные почтительным отношением к горным козлам и баранам; обычай "ис чикариш". В основе последнего лежит поверье о том, что и после смерти душа умершего продолжает посещать родной дом и она нуждается в кормлении. Поэтому в день поминания (каждый четверг после полудня и в пятницу до полудня) готовится горячая пища с маслом, которая прокаливается, чтобы запах, пищи исходил к душам умерших. Однако местное население воспринимает их как мусульманские и национальные обычаи, хотя они не имеют ничего общего с исламом и национальной принадлежностью. Облегчается "национализация" религии и некоторой схожестью религий, обычаев, обрядов народов Средней Азии и других народов Востока. Часть из них была поглощена исламом в процессе его становления и распространения. Так, в обычаях среднеазиатских мусульман довольно часто встречаются элементы зороастризма, буддизма, анимизма, тотемизма, другие поверья и обычаи. Ислам приобретает национальные черты и. через сферу быта, і обычаев, традиций, психического склада нации, придавая своим \ традициям национальную форму и наделяя религиозным национальные1 традиции. Особенно осуществляется это в сфере семейных традиций; ! через семью, которая является носителем национальной принадлеж-j ности. Национальная форма приобретается религией и через местный национальный фольклор. Ислам придает религиозную форму произведениям местного народного фольклора, в результате чего положительные герои поэм, сказаний - народные батыры и их окружение -превращаются в "мусульман", хотя герои жили, и действовали задолго до распространения ислама. Такой переделке подвергались, например, поэмы "Эр Таргын", "Кобланди", "Алпамыш" и другие. "В первые века ислама, - верно замечает Г.П.Снесарев, - легендарное обоснование культа святых в целом зиждилось на том богатом наследстве, которое осталось от домусульманских кулЬтов и древнего эпоса народов Средней Азии. Так, подвиги Рустама -героя древнеиранского эпоса, стали приписываться Али - четвертому халифу мусульманского мира, который вовсе не бывал в Средней Азии. В его же чертах наблюдаются черты, характерные другому герою - Сиявушу. Другим путем является выдача сугубо религиозных произведений за народные произведения: "Охирзамон" ("Светопреставление"), "Одамалейсолом" (Первопророк Адам) и др. Очень богатый материал по этому поводу предлагают В.И.Басилов, П.Сухарев, С.Жармухан р бетов, О.А.Сухарева и др. . В условиях возросшего национального самосознания и развития национальных языков, духовенство ищет новые пути приспособления к условиям национальной жизни. Его они находят, как верно замечает Н.Аширов, в снятии многовекового запрета на перевод Корана с "языка Аллаха" (арабского) на иные языки, на чтение молитв на национальных языках. Стремление теоретически оформить и подкрепить сложившуюся кажимость единства национального и религиозного, поднять значение ислама в процессах, связанных со становлением наций и национально-освободительном движении, толкает богословов к разра ботке исламской теории наций. Начиная с конца XIX- начала XX вв., идет процесс усиленного облачения исламской идеологии в национальный наряд, который несколько отличается от подобных нарядов христианской религии. Как правильно замечает Я.Минкяви-чюс, приспосабливаясь к "капиталистическим производственным отношениям и присущей им этнической структуре общества", христианская церковь вопреки космополитичности своих доктрин (божественности его происхождения и притензий на глобальную роль в мире), начинает приспосабливаться "к национальным формам жизни"1, довольно часто смыкаясь с буржуазным национализмом, имея на то довольно широкую идейную базу. Идеологи же ислама начинают разрабатывать категорию нации в условиях развития национально-освободительного движения, где религии отводилось значительное место. Здесь в первую очередь учитывались интересы буржуазных идеологов, и только потом - широких революционных масс. Поэтому в своих богословско-философских концепциях нации основной упор они делают на общность религиозной и духовной жизни. По их мнению, она и только она порождает и выражает национальную общность и является сущностью национально-духовной общности. Другие подлинные признаки нации они признают формально и отводят им второстепенное место. Так, Д.М.Азраф заявляет, что "основным фактором, консолидирующимув единую нацию, является общность ре 2 лигии . В заявлении идеологов исламской партии Ирака говорится, что "единственным путем достижения единства нации является ислам . Исламский реформатор, идеолог средних слоев (первая половина XX в.) Мухаммед Икбал ратовал за "полную идентичность" и тождественность мусульманской и национальной общности . Такие теоретические построения антинаучны по своей основе и являются ничем иным как проявлением мусульманского космополитизма в современных условиях. В них делаются попытки объективные национальные отношения, национальную общность свести к иллюзорным религиозным отношениям, религиозной общности. Нация, с точки зрения марксизма-ленинизма, - есть историческая общность людей, отличающаяся устойчивой общностью языка, территории, экономической жизни, культуры и некоторых особенностей характера. В ее основе лежат объективные изменения в развитии производительных сил и совокупности производственных отношений, возникающие при переходе от феодализма к капитализму. Религия может только оказывать определенное положительное или
Разрушение оков религиозно-национальной ограниченности в процессе интернационализации социальной жизни
В процессе строительства социализма и коммунизма в нашей стране сложилась новая историческая общность - советский народ, сформировался новый тип личности - советский человек. За это время выросли поколения, для которых внутреннее присущими стали такие качества как подлинный интернационализм и атеистическая убежденность. В материалах июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС отмечается: "Братский союз, наций и народностей СССР, их совместный труд, прогрессирующее сближение, взаимообогащение национальных культур - важнейшие факторы укрепления сплоченности советского народа, успешного решения задач воспитания в духе социалистического интернационализма" .
Идеология интернационализма основывается на подлинном гуманизме, для которого трудящийся человек является высшей ценностью, независимо от его национальной и религиозной принадлежности. Такие его принципы как интернациональный долг, солидарность с трудящимися всех стран не совместимы с ограниченным, эгоистичным миром религиозных идеалов личного спасения каждого. Идеология интернационализма ориентирует к активному вторжению в саму жизнь, познания его законов и активной отдачи своих знаний, сил для революционного преобразования самой жизни. Напротив, религиозная же идеология зовет к терпению, смирению кротости, личному спасению. Поэтому идеология интернационализма и дружбы народов подрывает основы религиозной и национальной обособленности. Следовательно, интернационализм и атеизм взаимосвязаны, дополняют друг друга. Утверждаются они самим социальным строем и духовной атмосферой социалистического общества, т.е. объективными условиями.
С самого начала своей деятельности Коммунистическая партия проявляла особую заботу по установлению правильных отношений с народами окраин, в которых учитывались национальные, вероисповедные и иные особенности. В решении национального вопроса партия исходила из ленинских идей, предусматривающих равенство и суверенитет народов России, право их на самоопределение, отмену всех и всяческих национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие каждой из них. Основные моменты этой идеи были выражены в "Обращении ко всем трудящимся мусульманам России и Востока", опубликованном 3 декабря 1917 г.: "Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши, права и права всех народов России охраняются всей мощью революции и ее органов, Сове ттов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов .
Национальная политика КПСС основывается на учете двух "мировых" тенденций в национальных отношениях, сформулированныхо
В.И.Лениным . При социализме тенденция к интернационализации, кпостоянному и всестороннему сближению на пути их неизбежного слияния в будущем, действует и связана в неразрывном единстве и взаимной гармонической обусловленности с тенденцией к свободному национальному развитию по пути неуклонного прогресса наций. Как верно замечает М.И.Куличенко, они сходны по форме и направленности действий, в корне отличны от тенденций капитализма по их социальной значимости и воздействиям на социальную жизнь . С первых же дней существования социализма эта тенденция к интернационализации становится ведущей и составляет сущность социалистического строя, что не нарушает ее гармонической связи с тенденцией расцвета наций.
Интернационализация общественной жизни при социализме носит всеохватывающий характер и идет все более ускоряющимися темпами, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не одинаковы во всех сферах жизни социалистических наций и внутри составных частей этих сфер.
Темпы интернационализации зависят от многих факторов. Определяющими из них являются социально-экономические. Еще в "Немецкой идеологии" К.Маркс и Ф.Знгельс отмечали: "...Не толькоотношение одной нации к другой, но и вся внутренняя структура самой нации зависит от ступени развития и ее внутреннего и внешнего общения , Основываясь на марксизме, В.И.Ленин сделал научное предвидение о том, что при, социализме "трудящиеся массы не согласятся нигде на замкнутость по чисто экономическим моти-вам . Исходя из этого положения, Коммунистическая партия в проведении в жизнь национальной политики с самого начала учитывала экономическую, социально-политическую и культурную отсталость коренного населения национальных окраин. Необходимо было добиться выравнивания фактического уровня развития наций, чтобы преодолеть исторически сложившееся неравенство. В этом заключается действительное пролетарское отношение к национальному3 вопросу . Поэтому развитие наций ускоренными темпами являетсяобъективной закономерностью социалистического строительства. Оно осуществлялось путем выделения дополнительных денежных, материальных и иных средств из общесоюзного бюджета этим народам в сочетании с различными формами обмена опытом, сотрудничества в подготовке кадров, повышения их квалификации, помощи в коллективизации и т.д. В результате этого, например, прирост капиталовложения в промышленность Средней Азии был выше, чем в целом по Советскому Союзу, в первой пятилетке на 31%, во второй - на 51$, в третьей - на 93$ . Ускоренные темпы развития сохраняются в этих республиках и по сей день.
Народы всей страны во главе с русским народом считали, своим интернациональным долгом оказание бескорыстной помощи этим народам» Эта помощь в сочетании с революционной энергией народных масс бывших окраин определила в конечном счете победу над эксплуататорскими классами, преодоление экономической и культурной отсталости, торжество идей социализма, пролетарского интернационализма, отход масс от религии. И абсолютно справедливо отмечал Ш.Р.Рашидов: "Успехи Узбекистана - равного среди равных в братской семье советских народов - плод их священной дружбы, сотрудничества и взаимопомощи"-1 .
В результате Узбекистан превратился в развитую индустриально-аграрную республике, экспортирующую свою продукцию в 92 страны мира всех пяти континентов, поддерживающую дружеские связи более чем со ста странами. Ныне Узбекистан имеет более 100 отраслей промышленности, 1500 промышленных предприятий, занимает первое место в стране по производству хлопка и хлопкоуборочных машин; второе - по производству прядильных машин;свою очередь, содействовало лучшему осознанию национальных и интернациональных интересов, пониманию их единства, складыванию у узбеков черт, свойственных новой исторической общности - советскому народу, вытеснению из сознания черт национальной ограниченности в любой их форме.
Не одинаковыми являются при социализме и процессы интернационализации социально-классовых и этнических черт наций.
Единство интернационального и атеистического воспитания как фактор преодоления предрассудков религиозно-национальной ограниченности
Переплетение религиозных и националистических предрассудков, корни которых находятся в прошлых общественно-экономических формациях, делалает необходимой не только связь интернационального и атеистического воспитания, но и нахождение соответствующих форм и методов взаимосвязи их с учетом особенностей связи религии и национальных моментов в сознании каждой отдельной нации и народности.
Необходимость связи атеистического и интернационального воспитания вытекает и из сути самого научного атеизма, созвучного пролетарскому интернационализму, социалистическому патриотизму. Научному атеизму чуждо всякое искажение национальной сферы жизни людей. Истинно-гуманистические принципы научного атеизма несовместимы с религией, со лживыми религиозными идеями гуманизма, которые противопоставляют и разобщают народы, деля их по религиозному признаку. Наоборот, научный атеизм ведет активную, непримиримую борьбу со всем тем, что мешает сближению и взаимообогащению наций, народностей, расширению их культурных и деловых связей. Все аспекты атеистического воспитания (исторический, социально-нравственный, социально-психологический, философский) насыщены интернациональным содержанием и огромными возможностями воспитания подлинных интернациональных чувств, непримиренческого отношения к любым извращениям национальных моментов, в том числе и на уровне религиозного сознания.
Со своей стороны, интернациональное воспитание, будучи многоплановым и разнообразным, как и атеистическое воспитание, имеет целью формирование у советских людей единого научно-материалистического мировоззрения, социалистического сознания, несовместимого со всяким превратным пониманием жизни наций, межнациональных отношений,. Его цель воспитание коллективизма и подлинного патриотизма, укрепление дружбы народов, братства, равенства, сотрудничества между всеми народами, развитие прогрессивных интернациональных черт в быту, внедрение в быт идей интернационализма на основе прогрессивных традиций, обрядов, обычаев, праздников, т.е., как справедливо замечают М.П.Рогачев и М.А.Свердлин, оно имеет целью превращение "идей социалистического интернационализма в прочные убеждения и норму поведения . Имея в виду атеи.стическую направленность интернационального воспитания, В.И.Ленин противопоставлял религиозному делению народов "...спокойную, выдержанную и терпеливую... пропо-ведь пролетарской солидарности и научного мировоззрения" .
Интернациональное воспитание должно носить повседневный характер. Все аспекты системы коммунистического воспитания, в том числе и атеистического, должны быть пропитаны им. Из-за наличия взаимосвязи и взаимопроникновения пережитков религии и национализма невозможно, борясь против националистических предрассудков, не бороться с религиозными, предрассудками в национальном вопросе, и наоборот. Поэтому в процессе интернационального воспитания неверно противопоставлять одни пережитки другим. Исходя из этого, партия требует вести борьбу против всех пережитков, памятуя, что самые опасные из их - те, против которыхт перестают вести борьбу .Важная задача интернационального воспитания - формирование коммунистического мировоззрения. Борьба за это необходимо включает и борьбу против религиозных и националистических предрассудков, объединенные усилия которых как тормоз противостоят возросшей необходимости усиления интернационального воспитания.
Каждый этап строительства социализма и коммунизма отличается конкретным своеобразием во взаимодействии двух тенденций в национальных отношениях. Оно и должно отражаться в интернациональном воспитании и всей системе коммунистического воспитания. Своеобразие же современного этапа заключается в бурном развитии обеих тенденций, хотя преобладающей остается первая. Исследования показывают, что отдельные личности оказываются не-способными отразить в сознании всю глубину изменений в них. В результате наблюдаются нежелательные явления в форме излишнего увлечения национальным своеобразием, приукрашиванием роли отдельных личностей и религии в жизни нации в прошлом и т.д. В этих условиях одним из главных направлений интернационального воспитания должна быть борьба со всякого рода пережитками, их переплетением, в том числе и религиозно-националистическими.
Становление национального сознания является необходимым условием дальнейшего прогресса нации. И на этом пути серьезным препятствием является религия, извращенно, в иллюзорной форме отражающая национальное, неправомерно отождествляющая религиозное и национальное. Поэтому дифференциация в сознании человека национального и религиозного есть необходимое условие ускорения процесса становления национального сознания, чему будет способ ствовать единение интернационального и атеистического воспитания.
Более тесного сочетания атеистического и интернационального воспитания требует необходимость борьбы против антикоммунистической истерии, развернувшейся в желтой буржуазной прессе вокруг национального и религиозного вопросов в нашей стране. Они цепляются буквально за любые проявления национализма, поощряя и раздувая их, в надежде хоть в какой-то мере ослабить монолитное единство наций и народностей нашей страны. Поэтому задачи интернационально-атеистического воспитания необходимо требуют решительной