Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль моральной регуляции в атеистическом воспитании Петров Николай Николаевич

Роль моральной регуляции в атеистическом воспитании
<
Роль моральной регуляции в атеистическом воспитании Роль моральной регуляции в атеистическом воспитании Роль моральной регуляции в атеистическом воспитании Роль моральной регуляции в атеистическом воспитании Роль моральной регуляции в атеистическом воспитании Роль моральной регуляции в атеистическом воспитании Роль моральной регуляции в атеистическом воспитании
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Петров Николай Николаевич. Роль моральной регуляции в атеистическом воспитании : ил РГБ ОД 61:85-9/309

Содержание к диссертации

Введение

1 глава. Моральная регуляция и ее проявления в сознании и поведении верующих и неверующих (к методологии использования механизма моральной регуляции в атеистическом воспитании). 17

1. Моральная регуляция - сторона морального феномена. 17

2. Регулирование религиозного типа: искажение интериоризации верующим социально-нравственных требований общества к личности . 42

3. Опора на механизм моральной регуляции в дея- тельности по атеистическому воспитанию . 67

2 глава. Механизм моральной регуляции и критика религиозной этики . - 86

1. Искаженное отражение закономерностей функционирования механизма моральной регуляции в религиозной этике . - 86

2. Несостоятельность модернизации религиозноэтических категорий на основе механизма моральной регуляции и идеалистической диалектики . - 107

Заключение. 130

Список использованных источников и литературы. 133

Введение к работе

В решениях ХХУІ съезда партии, ноябрьского (1982 г.), июньского и декабрьского (1983 г.), внеочередного февральского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, в Постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы", в других документах Коммунистической партии поставлена задача дальнейшего улучшения идеологического обеспечения программы социально-экономического развития страны, повышения политической и общественной активности трудящихся. Как подчеркнул Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. К.У.Черненко, выступая перед избирателями 2 марта 1984 года: "Преобразуя условия жизни людей, необходимо в то же время делать все для их идейно-нравственного возвышения. Ясно, что без большой работы по духовному развитию людей, их социалистическому воспитанию с задачами совершенствования зрелого социализма не справиться" .

Одним из аспектов идеологической деятельности партии является усиление работы в области атеистического воспитания трудящихся. В Постановлении ЦК КПСС о работе ЦК Компартии Молдавии отмечена необходимость "... резко усилить борьбу с ...религиозны-

Черненко К.У. Народ и партия едины: Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г. Москвы 2 марта 1984 г. -М.,1984, с. 13. _ 4 - ми предрассудками, против происков враждебной пропаганды. Как в теории научного атеизма, так и в практике атеистического воспитания имеются актуальные проблемы, требующие дальнейшей разработки, исследования, анализа, ибо "Сила идейно-воспитательной работы, как и политики партии в целом, в ее научной обоснованности, в опоре на самую передовую, постоянно развивающуюся марксистско-ленинскую теорию".

К вопросам, требующим дальнейшей разработки и уточнения относится вопрос о конкретизации путей и методов работы по атеистическому воспитанию. Один из таких еще не достаточно освоенных путей - опора на механизм моральной регуляции сознания и поведения личности, использование его в работе по атеистическому .-.. воспитанию, что способно существенно повысить ее эффективность. Исследование этого механизма, его содержания, функционирования, места и роли механизма моральной регуляции в преодолении религиозных нравственных ориентации и в формировании моральных установок, социалистических по своему характеру и содержанию, представляет как научный интерес, так и практическую значимость в плане совершенствования работы по атеистическому воспитанию.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью совершенствования работы по преодолению религиозного миро- * 0 работе ЦК Компартии Молдавии по совершенствованию стиля и методов деятельности партийных организаций в свете решений ноябрьского (1982 года) Пленума ЦК КПСС. Постановление ЦК КПСС- Правда, 1983,15 декабря. * Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Постановление Пленума ЦК КПСС. 15 июня 1983 года. - В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС,14-15 июня 1983 г. - М., 1983, с. 69. юззрения, активизации деятельности в области атеистического юспитания в соответствии с положениями, выдвинутыми в речи ).В.Андропова на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС: "Всю нашу щеологическую, воспитательную, пропагандистскую работу необходимо решительно поднять на уровень тех больших и сложных задач, :оторые решает партия в процессе совершенствования развитого юциализма" .

Преодоление религиозных представлений и ориентации в соз-[ании части советских людей включает в себя, с одной стороны, іаучную критику религиозной нравственности, а с другой - ут-іерждение идеалов, принципов, норм коммунистической морали, ос-юение нравственных ценностей, связанных с научно-материалисти-юским, атеистическим мировоззрением. Как подчеркнуто в Поста-ювлении июньского (1983 года) Пленума ЦК КПСС необходимо"...ак-'ивнее вести пропаганду научно-материалистических взглядов среди іаселения, уделять больше внимания атеистическому воспитанию. Іире вовлекать верующих в общественную жизнь, настойчивее внед-

2 )ять советскую обрядность .

Отмеченное на ХХУІ съезде КПСС "...растущее внимание наше- о общества к вопросам морали" обусловливает необходимость дальнейшего углубления исследований нравственности в атеисти- [еской литературе, органического единства коммунистической мо- >али и марксистско-ленинской этики с атеистическим, научно-ма- х* Андропов Ю.В. Речь на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК ЇІСС- В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14- !5 июня 1983 г. - М., 1983, с. 5. р

Актуальные вопросы идеологической, массово-политической >аботы партии. Постановление Пленума ЦК КПСС 15 июня 1983 года.

В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС,14-15 [юня 1983 г. - М., 1983, с. 72-73. 3* Материалы ХХУІ съезда КПСС- М.,1981, с. 62. териалистическим мировоззрением.

Преодоление религиозных ориентации и установок в сознании людей требует сознательных усилий, систематической, целенаправленной работы партии по утверждению в жизнь идеалов коммунистического общежития, формированию коллективистской морали. Как отметил Ю.В.Андропов в статье "Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в GGGP": "...последствия отчуждения...не улетучиваются автоматически и вдруг из соз-ниния, хотя само отчуждение уже ликвидировано .

Успехи в деле преодоления религиозного мировоззрения в существенной мере зависят от умелого руководства со стороны партийных комитетов атеистической работой, как составной части комплексного подхода ко всему делу коммунистического воспитания трудящихся. Анализ научно-атеистической литературы, конкретная практика деятельности в области атеистического воспитания, свидетельствуют о том, что работа, основанная на единстве атеистического и нравственного воспитания все больше становится реальным фактом, все активнее входит в повседневную жизнь. В то же время, положительный опыт в этой области выявляет возможности увеличения эффективности этой деятельности, в частности, за счет опоры на нравственные начала, использование механизма моральной регуляции. Требуется дальнейшая конкретизация роли механизма моральной регуляции в атеистическом воспитании, выработка конкретных форм его применения в практике.

В условиях кризиса религии усиливается стремление религиозных организаций активизировать свою деятельность за счет попыток все большего внедрения в нравственную сферу, используя модерни- ** Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в GGGP. -Коммунист,1983,№3,с.12. зацию морально-этических концепций, расширение и усиление религиозных ориентации в жизни верующих. "Усиление внимания церкви с вопросам морали обусловлено,...стремлением активизировать воспроизводство религиозных пережитков. Во имя этого, а также для юдкрепления суждений о правомерности существования церкви в социалистическом обществе, современные богословы стремятся представить ее как опору нравственности, а религию - значительным моральным фактором, нравственным наставником человечества", -справедливо отмечает советский ученый.

Активизация богословской и проповеднической деятельности священнослужителей, распространение тезиса о том, что совершенная мораль невозможна без религии, так же делают актуальной задачу определения реальных путей и средств преодоления религиозного нравственного воздействия на уровне механизма моральной регуляции.

В этой именно связи объектом своего исследования автор избрал изучение механизма моральной регуляции, анализ его проявления в сознании верующих и неверующих, изучение некоторых специфических изменений, происходящих в нравственном сознании при переплетении его с религиозным. На этой основе выявляются новые возможности воспитательного воздействия в целях перестройки ориентации верующего в плане освоения норм, ценностей, социалистических по содержанию и характеру.

Степень разработанности проблемы. Проблема совершенствования партийного руководства работой по формированию научно-мате-

Красников Н.П. Предисловие к сборнику "Атеизм, религия, нравственность".- В кн.: Атеизм, религия, нравственность,- М., 1972, с. 4. риалистического, атеистического мировоззрения на основе комплексного подхода включающего в себя единство атеистического и нравственного воспитания является актуальной в научном атеизме. Она разрабатывается как через обобщение конкретного опыта работы партийных комитетов, так и в специальных исследованиях. Среди них необходимо отметить публикации Демьянова А.И., Дурмановой Э.А., Зоца В.А., Ипполитовой В.А., Коновалова Б.Н., Курочкина П.К., Лисавцева Э.И., Никишова СИ., Окулова А.Ф., Онищенко А.С, Павлюка В.В., Платонова Р.П., Сапрыкина В.А., Селиванова П.Д., Трониной Г.И., Филимонова Э.Г. и других . ** Вопросы научного атеизма.Вып.29.-М.,1982; Демьянов А.И. Атеистическое воспитание - важный участок партийной работы. -Воронеж,1982; Дурманова Э.А. Важный участок идеологической работы. -М. ,1982; Жизнеутверждающий характер ленинского атеистического наследия. -Киев,1983; Зоц В.А. ХХУІ съезд КПСС и актуальные проблемы атеистического воспитания. -Киев,1981; Ипполи-това В.А. Поле деятельности атеиста. -М.,1983; Коновалов Б.Н., Филимонов Э.Г. Комплексный подход в атеистическом воспитании -решающий фактор повышения его эффективности. -В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып. 22. -М.,1978; Курочкин П.К. Атеизм и атеистическое воспитание в обществе господствующего научно-материалистического мировоззрения. -В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып. 23. -М.,1978; его же: Научно-атеистическое воспитание в системе идеологической работы. -М.,1980; Лисавцев Э.И., Никишов СИ. Руководящая роль партийных организаций в системе атеистического воспитания. -В кн.: Вопросы научного атеизма.Вып. 9. -М.,1970; 0 научном атеизме и атеистическом воспитании. Справочник партийного актива и организаторов атеистической работы. -М. ,1974; Окулов А.Ш. Научное мировоззрение и атеистическое воспитание. -М.,1976; Онищенко А.С. Социальный прогресс, религия, атеизм: Эволюция современного религиозного сознания и проблемы формирования атеистического мировоззрения. -Киев, 1977; Павлюк В.В. Психология современных верующих и атеистическое воспитание. -Львов,1976; Партийная организация и атеистическое воспитание. -М.,1975; Платонов Р.П. Научно-атеистическая про-

Партийное руководство атеистическим воспитанием трудящихся опирается на теоретическую разработку проблем соотношения морали и религии, раскрытия нравственной ценности атеизма, критики религиозной морали и этики, что является предметом исследования многих специалистов в области атеизма. Их усилиями создан ряд монографий, посвященных анализу и критике различных ас-пектов религиозно-нравственных учении .

Во многих обобщающих работах по научному атеизму имеются главы и параграфы, в которых дается критический анализ рели- гиозных этических концепций . Есть сборники статей, посвященные паганда - пути повышения эффективности: Некоторые аспекты комплексного подхода к атеистическому воспитанию. -Шнек,1978; Сапрыкин В.А. Социалистический коллектив и атеистическое воспитание: Опыт, система, проблемы. -М., 1983; Селиванов П.Д. Партийное руководство атеистическим воспитанием. -М. ,1973; Тро-нина Г.И. Атеистическое воспитание трудящихся. -Ижевск,1981. х# Андреев Г.Л. Христианство и проблема свободы.-М.,1965; Анисимов С.#. Нравственный прогресс и религия. -М.,1965; его же: Ценности реальные и мнимые.(Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры). -М.,1970; Гапочка М.П., Пищик Ю.Б. Идеалы человеческие и божественные. -М.,1975; Доля В.Е. Современное православие и мораль:(Критика этической доктрины русской православной церкви). - Львов,1968; Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. (Критика религиозно-идеалистических концепций). -Л.,1975; Комаров Ю.С. Критика понимания свободы в современном русском православии. -Казань,1976; Кравец В.М. Научная несостоятельность и антигуманная сущность моральных догм христианской религии. -Киев,1975; Красников Н.П. Православная этика:прошлое и настоящее. -М. ,1981; Крывелев И.А. Религиозное утешение и его социальная роль. -М.,1975; Мартыненко Н.И. Критика православного учения о нравственности. -Воронеж,1973; Шердаков В.Н. Социально-психологический анализ христианской морали. -Л.,1974; его же: Иллюзия добра: Моральные ценности и религиозная вера. -М.,1982.

Базаров А.В. Некоторые особенности и пути формирования зтой проблеме .

Вместе с тем, при значительном количестве работ, внесших большой вклад в теорию и практику атеистического воспитания, лцущается необходимость дальнейшего изучения актуальных вопро-JOB и задач, решение которых способствовало бы повышению эффек-?ивности атеистической работы, в частности - через использование в ней механизмов моральной регуляции. Проблема изучения іункционирования механизмов моральной регуляции в практике атеистического мировоззрения таджикского дехканства. -Душанбе, :971; Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. -М. ,1971; 'араджа В.И. Протестантизм. -М. ,1971; Гордиенко H.G. Чему учат \ амвона. -Л.,1975; Гордиенко H.G., Курочкин П.К. Особенности юдернизации современного русского православия. -М. ,1978; Кли-!анов А.И. Из мира религиозного сектантства.Встречи.Беседы.Наб-зодения. -М.,1974; Красников Н.П. В погоне за веком.(Отражение оциальных процессов в богословских трудах и проповеднической еятельности православных священнослужителей). -М.,1968; Нови-ов М.П. Современный религиозный модернизм. -М.,1973; его же: упики православного модернизма:(Критический анализ богословия X века). -М.,1979; Окулов А.Ф. Научное мировоззрение и атеис-ическое воспитание. -М. ,1976; Писманик М.Г. Особенности созна-ия верующих. -М. ,1973; Степанов Е.С. 0 чем проповедуют с ам-она.(Критика проповеднической деятельности русской православ-ой церкви). -М.,1975; Сухов А.Д. Религия как общественный фе-омен. -М. ,1972; Угринович Д.М. Введение в теоретическое рели-иоведение. -М. ,1973; Яблоков И.Н. Социология религии. -М., 979; Ярошевский Т.М. Личность и общество.(Проблемы личности в овременной философии - марксизм, экзистенциализм, структура-изм, христианский персонализм). -М.,1973 и другие работы.

Атеизм, религия, нравственность. -М. ,1972; Атеистичес-ое воспитание молодежи и вопросы этики. -Кишинев,1979; Гума-изм, атеизм, религия. -М.,1978; Нравственность и религия. -.,1964; Проблемы формирования научно-атеистического мировоз-рения в социалистическом обществе. -Самарканд, 1980 и дру-ие. - II - атеистической работы в научном атеизме только начинает разрабатываться. Дальнейшее выявление роли и значения механизмов моральной регуляции в работе по атеистическому воспитанию возможно на основе изучения практики атеистической работы, конкретных путей воздействия религии на мораль.

В этой связи тему исследования определила необходимость выработать эффективные пути преодоления попыток воздействия апологетов религии на нравственную сферу личности, способствовать решению задач повышения эффективности руководства работой по атеистическому воспитанию.

Цель и задачи исследования. Главная цель исследования - на основе марксистско-ленинской методологии рассмотреть проблемы функционирования механизма моральной регуляции как фактора, учет и мобилизация которого способна повысить эффективность ра-ооты по атеистическому воспитанию трудящихся. В этой связи было необходимо показать особенности функционирования механизма моральной регуляции в сознании верующих и неверующих, выявить конкретные пути искажения этих механизмов в сознании верующих, раскрыть возникновение новых, дополнительных возможностей, способствующих переориентации верующих, выбору ими норм и ценностей, социалистических по своему содержанию и характеру. На основе критики религиозной морали (через выявление искажений функционирования в ней механизма моральной регуляции) полнее раскрыть еще один аспект нравственной ценности атеистического мировоззрения, гуманизма марксистско-ленинской этики и коммунистической морали.

Для реализации этой цели рассматривается ряд вопросов и делается попытка решения некоторых задач: - обобщается и анализируется опыт использования механизма моральной регуляции в деятельности по атеистическому воспи- анию трудящихся; - исследуется искажение функционирования механизма мораль- ого регулирования при ориентации нравственного сознания лич- ости на иллюзорные ценности религии; выявляется, каким образом действие механизма морального регулирования внедряется иррацда-альное искажение; - дается критика попыток использования апологетами религии акономерностей функционирования механизма морального регулиро- ания и модернизации на этой основе религиозных морально-эти- еских категорий; вскрывается антигуманный характер и метафи- ичность этих разработок.

Методологическая основа исследования. Методологической особой и источниками данного исследования явились труды класси-ов марксизма-ленинизма, решения съездов Коммунистической парии Советского Союза, пленумов ЦК КПСС, постановления ЦК КПСС о вопросам идеологической, политико-воспитательной работы, окументы Советского правительства, статьи и речи товарищей .В.Андропова и К.У.Черненко, других руководителей Коммунисти-еской партии и Советского государства.

Автор опирается на литературу, обобщающую опыт работы артийных организаций по руководству атеистическим и нрав-твенным воспитанием, использует работы советских философов, пециалистов в области атеизма, этики, социальной психологии, о вопросам истории и теории религии и атеизма, проблемам атеис-ического и нравственного воспитания.

Использованы результаты изучения автором состояния атеис-ической работы предприятий, ряда учебных заведений городов амарканда и Ферганы, а также Самаркандской области. Такое изу-ение было предпринято по поручению Самаркандского обкома и - ІЗ -

Ферганского горкома Коммунистической партии Узбекистана.

Изучена религиозная литература: Библия, Коран, современные религиозные издания "Журнал Московской патриархии", "Братский вестник". Автор критически анализирует проповеди православных, баптистских и мусульманских священнослужителей городов Ташкента и Самарканда.

Научная новизна раооты. Под углом зрения задач теории и практики научного атеизма рассматривается механизм морального регулирования как спосоо существования внеинституциональнои, номативнои регуляции. Выявляется, каким образом происходит переплетение религиозного и нравственного в сознании личности на уровне моральной регуляции. Включение религиозного начала в нравственное на уровне моральной регуляции состоит, в частности, в искажении процесса интериоризации личностью всего широкого спектра требований общества к ней. Освоение морального требования и ответ на него происходит у верующего через призму религиозных идей, представлений, чувств - иллюзорных и при этом лично значимых для него факторов. Все это превратно опосредует связи между человеком и обществом, в определенной степени блокирует влияние на личность верующего нравственных установок общества.

В нравственном сознании верующего религиозное воздействие замещает характерное для морали внеикституциональное регулирование механизмами иного характера. Они основаны на превратной институциональной регуляции, аппеляции к воздаянию, награде, иллюзорно-потусторонней. Включение этих механизмов влияет на нравственное развитие, формирование мотивов поведения, искажает собственно моральный их характер. Наличие в нравственном сознании верующего ориентации на значимые для него факторы иллюзор- ного характера ослабляет влияние нравственного воздействия трудового коллектива, общества.

На основе изучения практики атеистического воспитания, литературы и материалов, обобщающих опыт партийных комитетов по руководству атеистической работой, показаны некоторые новые возможности обеспечения усиления связи атеистического и нравственного воспитания на основе сознательного использования механизмов моральной регуляции.

Рассматривается искажение механизма моральной регуляции в религиозном сознании, процесс отражения этого искажения в религиозной этике. В работе особое внимание обращего на развенчание тезиса религиозных проповедников о том, что неверующий в моральном плане уступает верующему. На основе анализа религиозно-этической литературы дается критика попыток апологетов религии использовать закономерности функционирования механизма моральной регуляции и механизма религиозной моральной регуляции для модернизации религиозно-этических категорий. На примере одной из центральных для религии категорий - категории "спасение" показано, что за попытками ее осмысления богословами и теологами на основе идеалистической диалектики скрывается искажение реальной диалектики нравственных проблем современности, реального функционирования механизма морального регулирования.

Теоретическое и практическое значение исследования. Выводы и теоретические положения диссертации, предложения об использовании механизма моральной регуляции могут способствовать повышению эффективности работы по атеистическому воспитанию трудящихся. Сознательное овладение механизмом моральной регуляции дает возможность более действенно влиять на сознание и поведение верующих.

Выявление и показ искажений механизма моральной регулящи в религиозном сознании, критика идеалистических спекуляций апологетов религии на реальных нравственных проблемах сов-«менности, выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации югут способствовать дальнейшему повышению эффективности науч-:ой, агитационно-массовой, пропагандистской и индивидуальной аботы с верующими, показу несостоятельности религиозных мо-іально-зтических концепций.

Апробация работы. Основные результаты исследования получили отражение в статьях . Содержание и основные положения диссер-ации были изложены автором на Республиканской конференции мо-:одых ученых, посвященной 60-летию Ленинского комсомола (Самар-:анд, 1978 г.), на ежегодных научно-теоретических конференциях :рофессорско-преподавательского состава Самаркандского государ-твенного университета (Самарканд, І979-І98І годы), на конфе-енции слушателей Межреспубликанских курсов повышения квалифи-:ации партийных и советских работников (Ташкент,198I г.).

Методологическая основа исследования прошла практическую :роверку при проведении на основе выявленных закономерностей ункционирования механизма моральной регуляции, тестового про-ессионального отбора по морально-психологической устойчивости

Петров Н.Н. Критический анализ "доказательств бытия ога" в философии Канта и Гегеля. -В кн.: Материалы конферен-ии молодых ученых. -Самарканд,1980,0,75 п.л.; Критика этичес-ой апологии "бытия бога", религии и церкви. -В кн.: Проблемы ормирования научно-атеистического мировоззрения в социалисти-еском обществе. -Самарканд,1980,0,8 п.л.; Мораль коммунисти-еская и религиозная. -В кн.: Ответы верующим. -Ташкент, 1984, ,3 п.л. (В производстве); Критика религиозных представлений душе и духах. -В кн.: Ответы верующим. -Ташкент, 1984, 0,3 .л. (В производстве). абитуриентов Ташкентского высшего танкового командного училища им. Рыбалко (1983 г.).

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, цвух глав, заключения и списка использованной литературы.

Регулирование религиозного типа: искажение интериоризации верующим социально-нравственных требований общества к личности

Существенной стороной атеистического воспитания является ыявление тех конкретных путей и методов, с помощью которых существляется переориентация морального регулирования рели- иозного типа. Понимание механизмов влияния религиозной мора-:и на сознание верующего, проясненность того, как подключается юлигия в механизмы нравственной регуляции может существенно ювысить успех работы в области атеистического воспитания. Воп-)ос о моральной регуляции религиозного характера тесно связан І проблемой сущности религиозной морали. Некоторые ученые, специалисты в области атеизма отрицают юальное существование религиозной нравственности как явления, (ни пытаются доказать, что религиозной нравственности как тако-юй нет и при употреблении термин "религиозная мораль" надо 5рать в кавычки. Различные аспекты этой позиции рассмотрены в статье Л.Т. Зытенко "О нравственном облике современного верующего" и статье р і.И.Губанова "К анализу понятия "религиозная мораль" . В ста гьях отмечается, что в ряде работ по марксистско-ленинской этике большое значение придается противоположности религиозной морали как явления В 1962 году в книге немецкого атеиста (ГДР) панса Бёка "О марксистской этике" была высказана мысль, что "... правильнее говорить не о "религиозной" морали, а о религиозных теориях морали или этики" . В 1963 году в Институте рилософии АН СССР на семинаре о религиозной морали "Некоторые ІЗ его участников также оспаривали целесообразность употребле адя термина "религиозная мораль"..." . В книге "Очерки истории п 6 этики" также проводится эта мысль . Одна из последних работ, в которой отрицается существование религиозной морали - статья Н.Н.Шариковой "Понятие "религиозная мораль" в свете марксистского учения о религии и мора-ш" и ее кандидатская диссертация "Особенности религиозных пред рассудков в сфере морали и пути их преодоления в развитом со т циалистическом обществе" . Свой подход к данному вопросу сторонники отрицания религиозной морали обосновывают ссылками на высказывания Г.В.Плеханова и А.Бебеля о том, что мораль не выводится из религии и на то, что Г.В.Плеханов брал понятие "религиозная мораль" в кавыч р ки . Но самым серьезным аргументом у сторонников отрицания существования религиозной морали является то, что мораль и религия являются разными формами общественного сознания и их не следует смешивать. Так, Н.Н.Шарикова пишет, что реально предстает не религиозная мораль, а "... теологическая концепция морали, которая искажает действительный смысл и сущность морали, как ис-кажает религия сущность действительного мира в целом" ; что "... нормы морали, права и другие системы социальных норм, а также обрядовые и культовые предписания, включенные в общую религиозную систему и подчиненные главной идее религии - вере в бога и спасение для "жизни вечной", - в целом составляют не нравственные, а религиозные нормы, и поведение верующих, ими Шарикова Н.Н. К вопросу о понятии "религиозная мораль" в свете марксистского учения о религии и морали. -В кн.: Вопросы формирования духовной культуры трудящихся в период развитого социализма. -Ташкент, 1979; ее же: Особенности религиозных предрассудков в сфере морали и пути их преодоления в развитом социалистическом обществе. -Дисс. на соискание ученой степени кандидата философских наук. -Ташкент, 1981. о Плеханов Г.В. Очерки по истории материализма. -Избр. философские произв. В 5-ти томах. -М.,1956, т. 2, с. 46. Шарикова Н.Н. Особенности религиозных предрассудков в сфере морали и пути их преодоления в развитом социалистическом обществе. -Автореф. дисс. на соиск. ученой степени канд. философских наук. -Ташкент, 1981, с. 10. регламентируемое, является поведением религиозным". Более то-?о, Н.Н.Шарикова пытается доказать, что "нравственное богосло-зие", "теологическая этика" ставят и решают не этические зада о т и проблемы, а сугубо религиозные , т.е. отрицается также и зуществование религиозной этики, то, что она имеет предметом звоего изучения именно мораль. Сторонники другой точки зрения критикуют подобные идеи: "Нецелесообразно проводить резкую грань между этикой и обыденной моралью. Лишь в своей совокупности они составляют ту форму общественного сознания, которая вошла в социологию под именем о мораль" . Н.И.Губанов отмечает что"... религиозная мораль своим критерием, своими основными принципами вообще направлена к тому, чтобы уводить людей в сторону от сознательной и активной борьбы за лучшую жизнь на Земле. Поскольку в этой морали первоочередной задачей человека признается служение богу, а земные интересы считаются вторичными, то во всех случаях, когда люди руководствуются ее поучениями, они так или иначе уходят от общественного и своего личного интереса в область бесплодных иллюзий" . Далее и та и другая сторона для доказательства своих позиций обращается к общепризнанным положениям научного атеизма о том, что с одной стороны, верующие в жизни ведут себя в соответ ствии с реальной земной моралью, требованиями общества, хотя и искаженными, а с другой - что "...действия фанатиков свидетельствуют о том, насколько ошибочно мнение, будто поведение всех религиозно настроенных людей, не обуславливается верой или от т сутствием веры" . Сторонники отрицания существования религиозной морали и их противники говорят об одном и том же: верующие в своем поведении могут ориентироваться и на требования людей и на требования веры; в определенных ситуациях верующий может признавать первоочередной задачей служение богу, а земные дела считать вторичными. Но интерпретация этих положений, выводы из них делаются прямо противоположные. Одни говорят, что эта ориентация на "по-тусторонее" и делает мораль верующих религиозной моралью, другие - что эта ориентация превращает моральные требования в чисто религиозные, и эти последние не имеют к морали никакого отношения. Следует отметить, что отрицание существования религиозной морали имеет место и в религиозной литературе:"Примечательно, что богослов М.М.Тареев считал, что христианская нравственность - это фиктивное понятие, так как "христианская жизнь - это только духовная жизнь, спасение души" . Таким образом, имеющие место противоречия показывают сложность и недостаточную разработанность вопроса о религиозной морали, а следовательно и необходимость дальнейшего исследования в этом направлении. т Сытенко Л.Т. О нравственном облике современного верующего. -В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып. 3. -М.,1967, с.114. о Тареев М.М. Философия жизни.-Сергиев Посад, 1916, с. 70; его же: Цель и смысл жизни. -М.,1902, с.З, с. 81. См. Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека.(Критика религиозно-идеалистических концепций). -Л.,1975,с.81.

Опора на механизм моральной регуляции в дея- тельности по атеистическому воспитанию

Рассмотрение механизма моральной регуляции, выяснение особенностей его функционирования при воздействии на нравственное сознание религиозных представлений, позволяет конкретизировать пути и формы идеологического воздействия в целях совершенствования атеистической работы.

Применение механизма моральной регуляции в атеистическом воспитании выступает, прежде всего, как работа по формированию у верующего ориентации на нравственную норму, социалистическую по своему характеру и содержанию. Эта работа направлена на освоение верующими гуманистической ценности реалий социалистического образа жизни, основанного на научно-материалистическом миро " Алексеев Н.,Попов Л. Нравственность в зеркале социологии. -Наука и религия, 1979 № 3, с. 15. воззрении. Такое освоение, в сочетании с выработкой критического отношения к религиозным догмам, способствует выявлению нравственной несостоятельности религии.

Опора на механизм моральной регуляции в формировании научно-атеистического мировоззрения связана с возникновением, развитием и закреплением межличностных отношений на уровне взаимодействия личности и референтных групп, ориентированных на гуманистические нравственные ценности не нуждающиеся в санкциях религии. Развитие и закрепление этих связей наиболее эффективно происходит в условиях трудовых коллективов, где межличностные взаимоотношения формируются в ходе совместной трудовой деятельности под воздействием необходимости достижения осознанной общественно-значимой цели. В литературе отмечено, что одним из важнейших факторов формирования атеистического мировоззрения советских людей является работа в трудовых коллективах: "Для атеистической работы необходимо сделать конкретные и принципиальные выводы из того очевидного факта, что главным образом в трудовом коллективе и через него утверждается и сохраняетсята или иная жизненная позиция личности .

Основным направлением атеистической работы в трудовом коллективе является формирование в нем усилиями общественных организаций и прежде всего партийными комитетами ориентации на моральную норму, социалистическую по характеру и содержанию, связанную с гуманистическими ценностями атеизма. Это является актуальным в связи с тем, что в трудовых коллективах подчас имеет место безразличное отношение к религиозным проявлениям. По данным А.И.Демьянова, из знавших о совершении религиозных обрядовчленов коллектива "... около 18,0% одобрили данный поступок, 12,0% - осудили, 70,0% остались безразличными" . А.И.Демьянов считает, что одним из основных факторов такого отношения к религиозным обрядам является "отсутствие целенаправленности и систематичности в атеистической пропаганде по преодолению религиозной обрядности" .

Но наличие только теоретических знаний в области естественных и общественных наук, сведений о вреде религии, религиозных обрядов, как моральной поддержке церкви, не всегда достаточно для выработки атеистической убежденности, соответствующего поведения. Так, по данным социологических исследования, проведенных в вузах города Самарканда, установлено, что "Высок процент студентов, которых привлекают религиозные обряды (30,6 и 18%) . Первый показатель - это процент до прослушивания цикла лекций по научному атеизму, второй - процент после изучения курса научного атеизма. То есть, знания в области атеизма еще не гарантируют отрицательного отношения к религии, хотя определенное положительное воздействие оказывают.

Для формирования атеистического мировоззрения необходимо привлечение дополнительных факторов и прежде всего связи атеистических знаний, переплавленных в атеистическую нравственную установку, с трудовыми делами коллектива, - в чем и проявляет Демьянов А.И. Атеистическое воспитание - важный участокпартийной работы. -Воронеж, 1982, с. 29.

Там же, с. 30. ся опора на механизм моральной регуляции. Необходимость согласования действий членов коллектива в трудовом процессе, формирует у человека установки на значимые для его личности группы, общности людей, на которые личность и ориентируется в определении линии поведения. Через эти значимые группы, носители социальных ценностей для личности формируются общественные требования, в том числе те или иные нравственные установки. Референтная группа "...дает некий критерий (нормативную ориентацию), с помощью которого индивид оценивает себя и других людей. Значимая для человека "первичная" группа приписывает ему свои ценности и формирует его ценностные ориентации... В своих стремлениях личность руководствуется ожиданиями "других", стремится заслужить их одобрение и избежать негативной оценки" . Существенным регулятором поведения человека в совместной деятельности является не одна лишь только оценка его поведения, а внутренний мотив: необходимость достижения общественно-значимой цели.

Под воздействием трудового коллектива, воплощающего на деле принципы социалистического труда, общежития, личных отношений, меняются религиозные представления, нравственные установки теряют религиозную окрашенность, приобретают мировоззренческое содержание, социалистическое по свому характеру.

Это особенно видно на примере трудовых коллективов Средней Азии, народы которой пережили крутую ломку общественных отношений, шагнули от феодализма к социализму. Так, на основе большого фактического материала был сделан вывод о том, что "...дехканин прежде всего отверг именно те основы вероучения ислама, которые ослабляют интерес верующего к земным , общественным де т

Искаженное отражение закономерностей функционирования механизма моральной регуляции в религиозной этике

В условиях развитого социалистического общества разрыв религиозного и морального сознаний становится все более глубоким. В своих попытках преодолеть этот разрыв, сформировать религиозное мировоззрение у советских людей, привлечь верующих к церкви, апологеты религии используют механизмы моральной регуляции. Они стрямятся модернизировать наиболее противоречащие социалистической морали аспекты религиозных этических концепций с целью сделать их приемлемыми для современных верующих, облегчить внедрение в жизнь религиозной этики, сохранить и упрочить основы религиозного мировоззрения, усилить влияние церкви на реальную жизнь советских людей. "Процесс обновления, характерный для современного православно-христианского учения о нравственности, имеет две основные особенности. Во-первых, внимание православных этиков все больше обращается к нерелигиозной общечеловеческой морали. В частности, сделана попытка приблизить социальный аспект нравственного богословия к светской, научной этике. Вместе с тем - и это вторая особенность - православные моралисты продолжают активно разрабатывать догматические устои православного нравоучения" . В советском религиоведении отмечается, что одна из причин связи религии с моральным сознанием заключается в том, что религиозное сознание, понимаемое широко, навязывает идею своей универсальности в объяснении и освящении всех областей общественной жизни. Оно стремится вторгнуться во все другие сферы общественного сознания, растворить их в себе. Советское религиоведение при рассмотрении этого явления основывается на положении классиков о том, что "Специфически христианский законодатель не может признать мораль независимой сферой, которая священна сама по себе, так как внутреннюю всеобщую сущность морали он объявляет принадлежностью религии. Независимая мораль оскорбляет всеобщие принципы религии, а особые понятия о религии противоречат морали" . Исторически "объявление принадлежности" происходило в форме освящения уже готовых, созданных историческим развитием общества законов, норм, правил и т.д. Г.В.Плеханов отмечал:"Нравственность возникает раньше, чем начинается процесс срастания относящихся к ней представлений с верой в существование богов. Религия не создает нравственности. Она только освящает ее пра-вила, вырастающие на почве данного общественного строя . Религия, срастаясь с моральным сознанием, паразитирует на нем, стремится использовать моральную и другие сферы общественного сознания. В каждую историческую эпоху религиозное сознание, т Красников Н.П. Традиция одерживает верх. -Наука и религия, 1979, № II, с. 39. о не имея своего позитивного морального содержания, присваивало содержание других форм общественного сознания вообще, морального сознания в частности. Результатом присвоения религиозным сознанием нравственных норм,опосредование их идеей бога и явилась религиозная мораль. При этом религия не просто паразитирует на морали, но искажает саму ее сущность, наиболее важные механизмы ее функционирования через включение в нравственное регулирование специфических для религии идей. А.А.Осипов писал: "... религия, ее проповедники присвоили себе ряд норм общечеловеческого порядка Сне убий, не укради, не завидуй, не клевещи и т.п.) и выдают их за свои, исключительно религиозные достижения. И даже обвиняют материалистов в заимствованиях в этой области от христианства" . Подробный анализ этого присвоения дан А.А.Осиповым в его работе " Катихизис без прикрас" . С историческим развитием морали изменяется содержание и религиозной морали. Религия вынуждена приспосабливаться к тем моральным требованиям, которые на данном этапе исторического развития являются господствующими . В наибольшей степени была использована, ассимилирована религиозным сознанием феодальная мораль. Период феодализма был отмечен почти безраздельным господством религиозного мировззрения, 1 Осипов А.А. Путь к духовной свободе (рассказ бывшего богослова). -М.,1960, с. 68. так что моральное сознание теснейшим образом "срослось" с религиозным. Поэтому, как отмечал В.И.Ленин, даже"... всякий научный закон,... понимался в средние века в религиозном и эти т ческом значении" . А Ш.Энгельс отмечал христианско-феодальную о мораль . G развитием капитализма господствующие позиции заняла буржуазная мораль. Освященная религией она и стала новой "неизменной религиозной моралью". Однако следует отметить, что это приспособление, "сращивание" морального и религиозного сознания при капитализме оказалось не простым делом. Впервые в ясной форме проявилось различие, противоречивость и даже противоположность этих двух форм общественного сознания. До сих пор религия не смогла полностью преодолеть в буржуазном обществе трудности "сращивания" моральной и религиозной форм общественного сознания. Показателен в этом отношении следующий результат 1 Ряд котолических врачей и других деятелей провели своего рода социологические исследования: насколько, в какой мере католики соблюдают предписания морального богословия о супружеской жизни. И тут-то они были прямо ошеломлены. Оказалось, что в католических странах от 90 до 95% семей фактически нарушают церковные

Несостоятельность модернизации религиозноэтических категорий на основе механизма моральной регуляции и идеалистической диалектики

Для успешного решения задач атеистического воспитания, наряду с совершенствованием объективных предпосылок, необходимы и субъективные усилия по преодолению религиозного мировоззрения, и в частности - изучение и научная критика религиозного модернизма в морально-этической области, спекуляций теологов и богословов на извращенном объяснении реальных морально-этических проблем.

В теологических и богословских изысканиях в искаженном виде находят выражение процессы развития нравственности верующих и неверующих, формы функционирования механизма морального регулирования, конкретные проявления нравственного поведения, вопросы воспитания и т.д. Несовместимость социалистической нравственности с религиозным мировоззрением, трудности освоения процессов нравственного регулирования в иллюзорной форме, заставляют апологетов религии обращаться в разработке своих концепций, частью сознательно, а в большинстве случаев бессознательно, к диалектическим построениям. В частности берется на вооружение то, что было уже пройдено в истории человеческой мысли: в богословских и теологических работах возрождаются идеи кантовского антиномизма и гегелевской диалектики, фейербаховской "религии любви", присущие этим системам противоречия.

Использование элементов идеалистической диалектики и закономерностей функционирования механизма морального регулирования и механизма религиозного морального регулирования в религиозных разработках происходит как при осмыслении церковниками общеэтических и общеморальных категорий, так и при разработке ими специфически религиозных морально-этических понятий, таких как благодать, грех и т.д., через которые в иллюзорной, мистифицированной форме отражаются проблемы современной жизни. Это проявляется и в осовременивании одного из центральных понятий христианских религиозно-этических концепций - понятия "спасение".

В работе "Книга откровения" Ш.Энгельс писал, что в первоначальном христианстве "Господствует только один догмат: верующиеспасены жертвой Христа" . Этот догмат о "спасении" сыграл в дальнейшем развитии христианства огромную роль. О значении его для христианства в настоящее время могут дать представление следующие высказывания высших иерархов церкви:"Основная цель и назначение Церкви состоят в том, чтобы воспитывать людей в христианской вере и нравственности и вести их по пути вечного спасения посредством исполнения ими своего долга перед Богом и людь-ми" ; "Центральный пункт христианской жизни в вере, свидетельстве и служении, окончательный момент христианского звания -спа-сение ; Основная задача Церкви - вести людей ко спасению" ; " "Целью жизни человека-христианина на земле является спасе ниє во Христе Иисусе Спасителе нашем, или, что то же, -достижение Богообещани я ; "Спасение души - это центральная тема Священного Писания" . Церковная литература полна такого рода высказываниями. Это значение "спасения" для христианских церквей отмечают и специалисты в области атеизма: "Идею спасения можно назвать центральной в системе религиозных представлений верующих церкви ЕХБ" ; "Высказывания идеологов христианства также свидетельствуют о важности догмата о спасении. Более того, они ставят идею спасения иногда даже выше идеи бога" ; "Христианство представляет собой типичный образец учения о "спасении", "избавлении", и в этом смысле его социально-этическое содержание во многом определяет другие стороны данн-ой религии", "Тема бессмертия души и ее спасения - это центральная тема "священного писания" и одна из основных тем в рели-гиозной проповеди" .важнейшего догмата.

В идеи "спасения" церковь с позиций религиозного мировоззрения делает попытку решения вопроса о цели и смысле, счастье человеческой жизни. Как извращенное отражение диалектики влияния объективных и субъективных факторов в жизни человека, закономерностей функционирования механизма морального регулирования и механизма религиозного морального регулирования, исторически, на протяжении веков в религиозной этике вычленились два основных подхода к проблеме достижения "спасения" : "спасение по вере" и "спасение по добрым делам", или, несколько в другой плоскости - "спасение" человека богом и "спасение" человека его собственными усилиями. Эти две основные тенденции были ясно выявлены уже у Августина и Пелагия: "Пелагий придерживался точки зрения, согласно которой от самого человека зависит, спасется он или нет. Противник этих взглядов Августин утверждал, что человеческая деятельность не имеет никакого значения для спасения, ибо только бог может предопределить человека к спасению или к погибели. Пелагианство означало нанесение удара по всемогуществу бога. Ведь если человек может спастись собственными силами, то ему не нужна искупительная жертва Христа, не нужна церковь как посредник между богом и человеком. G другой стороны, если воля бога абсолютна, то именно Диалектически противоречивое единство реальных явлений жизни, общая закономерность функционирования механизма моральной регуляции, иллюзорно отражаемые религиозным понятием "спасение" обусловливают переплетение, смешение в рамках этой морально-этической концепции двух подходов: "спасение по вере" и "спасение по добрым делам". Вместе с тем, в рамках различных конфессий определенное преобладание того или другого подхода всегда заметно. Э.Г.Филимонов отмечает, что "... идеологи баптизма, следуя духу протестантской традиции, утверждают, что человек спасается не добрыми делами, не подвигами благочестия, а исключительно верой" . Это преобладание "спасения по вере" связано с идеей предопределения как "... религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих" . Вместе с тем, отмечается, что в противоположность протестантизму, в католицизме более важ-ное место занимает оправдание делами . То же можно сказать и о православной церкви, хотя в ней по этому вопросу и шла достаточно острая борьба: "Главный упрек, обращенный Сергием и его единомышленникам в адрес православного богословия, заключался в том, что оно позаимствовало у католицизма "юридическую" концеп-цию спасения" .

Похожие диссертации на Роль моральной регуляции в атеистическом воспитании