Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль объективных факторов в системе коммунистического воспитания Суханов Александр Овидиевич

Роль объективных факторов в системе коммунистического воспитания
<
Роль объективных факторов в системе коммунистического воспитания Роль объективных факторов в системе коммунистического воспитания Роль объективных факторов в системе коммунистического воспитания Роль объективных факторов в системе коммунистического воспитания Роль объективных факторов в системе коммунистического воспитания Роль объективных факторов в системе коммунистического воспитания Роль объективных факторов в системе коммунистического воспитания
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Суханов Александр Овидиевич. Роль объективных факторов в системе коммунистического воспитания : ил РГБ ОД 61:85-9/433

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Воспитание и его специфика в социалистическом обществе .

I. Социальная сущность воспитания . 23- 72

2. Единство объективного и субъективного в коммунистическом воспитании. 45- 69

Краткие выводы по I главе. 69- 72

Глава П. Объективные факторы как основное средство воспитания в развитом социалистическом обществе .

I. Необходимость и возможность единства хозяйственной, организаторской и воспитательной деятельности . 73- 95

2. Воспитательный потенциал новых форм организации труда . 95-118

Краткие выводы по П главе. I18-120

Заключение I2I-I25

Список использованной литературы 126-153

Введение к работе

Построение развитого социалистического общества в нашей стране, огромный рост материального и духовного потенциала, успехи советского государства на международной арене обусловили особую актуальность и общественно-практическую значимость вопросов коммунистического воспитания в современных условиях, поскольку воспитание нового человека является не только результатом, но и важнейшим условием успешного строительства коммунистического общества. Июньский (1983г.) Пленум ЦК КПСС со всей убедительностью показал важность и практическую значимость для сегодняшнего дня вопросов совершенствования идеологической работы, усиления эффективности и качества всего дела коммунистического воспитания. "Идеологи- р ческая работа все более выдвигается на первый план" .

Значение воспитания как мощного средства воздействия на человека и его сознание хорошо понимают и наши идеологические противники. Но в условиях капиталистического общества идеологическое воздействие на человека со стороны господствующих классов оказывается в антагонистическом противоречии с реальным бытием трудящихся, с воздействием на них социаль- 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с.145-146. fc Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года. М., 1983, с.5. ных условий, с растущим классовым самосознанием пролетариата. Это вызывает необходимость максимального совершенствования идейно-воспитательного воздействия на сознание человека, заставляет господствующие классы постоянно совершенствовать "технику" манипулирования сознанием, повышать эффективность идеологической обработки масс трудящихся .

Спекулируя на таких, еще имеющих место в социалистическом обществе негативных явлениях, как пьянство, тунеядство, хулиганство, преступность и т.п., буржуазные идеологи пытаются доказать, что новый советский человек - это миф, выдуман-ный советской пропагандой . Так, американский советолог А.А. Крюслер в своей книге "Современное образование и нравственное воспитание в Советском Союзе", отмечая, что в период индустриализации идеалом советской молодежи был Павка Корчагин, пишет: "Для послевоенного поколения молодежи революционный

В настоящее время буржуазия не останавливается и перед физиологическим, фармакологическими средствами воздействия на сознание человека. В печати неоднократно освещались факты массовых экспериментов на людях путем введения в их организм различных наркотических средств. В результате человек превращается в пассивного, исполнительного робота. О технике манипулирования сознанием см., например: Чавкин С. Похитители разума. Пер. с англ. М., 1982.

См., например: Jacoby Susan. Inside Soviet Schools, U.Y., 1974$ Кгеивіег A.A. Contemporary Education and Moral Upbringing in the Soviet Union. Michigan,Ann Arbor,1976j Hook Sidney» Education for Modern Man» A new perspective» N.Y. , 1963 and others. идеализм Корчагина больше не является привлекательным"1. Выдавая желаемое за действительное, буржуазные авторы стремятся представить современную советскую молодежь инфантильной, аполитичной массой, основным идеалом которой является "красивая жизнь" по западному образцу. Эти выводы убедительно опровергаются как самой советской действительностью, так и многочисленными исследованиями советских ученых - философов, социологов, педагогоBfc.

Актуальность и практическая значимость вопросов коммунистического воспитания обусловили появление в последнее время значительного числа работ, в которых в связи с общей разработкой проблем развитого социализма, социалистического образа жизни, формирования нового человека так или иначе ста-вились и обсуждались вопросы коммунистического воспитания .

I Kreusler A.A. Contemporary Education and Moral Upbringing in the Soviet Union. Michigan, Ann Arbor, 1976, p.215. См., например: Иконникова C.H. Молодежь: Социологический и социально-психологический анализ. Л., 1974; Плаксий СИ. Твой молодой современник. Проблемы совершенствования образа жизни рабочей молодежи в зеркале социологии. М., 1982; Соколов В.М. Нравственный мир советского человека. Опыт социологического анализа нравственных проблем современника.М.,1981; и др.

В отечественной литературе последнего времени можно назвать работы Н.И.Алексеева, Г.С.Арефьевой, В.Г.Афанасьева, Л.П.Буе-вой, Г.Е.Глезермана, П.С.Гуревича, М.В.Демина, Н.С.Злобина, Р.И.Косолапова, В.А.Медведева, И.Н.Сиземской, Г.Л.Смирнова, А.К.Уледова, И.Т.Фролова, Б.А.Чагина и др., а также целый ряд коллективных монографий (см. список литературы № 4.29, 4.31,

Есть и целый ряд работ, специально посвященных исследованию философских, социально-политических, экономических, психолого-педагогических аспектов коммунистического воспитания .

Определенный вклад в разработку многих актуальных проблем теории коммунистического воспитания внесли горьковские ученые, в работах которых плодотворно исследованы различные аспекты теории и практики коммунистического воспитания^.

С построением развитого социалистического общества коммунистическое воспитание приобретает качественно новые черты, а его роль и значение в жизнедеятельности общества постоянно усиливается. Изменилось не только содержание воздействия общественной среды на сознание и поведение человека, но и способ этого воздействия. Целенаправленность, планомерность, широта охвата и интенсивность влияния - существенные черты того нового, что внес социализм в характер взаимодействия

4.32, 4.65, 4.85, 4.86, 4.98, 4.99, 4.100). * См. работы Л.М.Архангельского, М.И.Боровского, Э.Л.Васиной, Г.Е.Глезермана, Р.Г.Гуровой, В.Т.Ефимова и СМ.Косолапова, Л.Н.Жилиной и Н.Т.Фроловой, А.С.Закалина, Д.А.Кикнадзе, Г.И.Клюшина, Б.В.Князева и В.А.Смирнова, С.М.Ковалева, И.Ф. Козлова, Ф.Ф.Королева, Г.И.Легонького, Б.Т.Лихачева, В.Мо-мова, Н.И.Монахова, Г.Нойнера, Н.Н.Петухова, Д.Д.Рябова, В.М.Соколова, Л.П.Соколова, Е.Ф.Сулимова, Ю.В.Сычева, Ж.Т. Тощенко, И.Ф.Харламова, А.Г.Харчева, Ф.Н.Щербака, а также коллективные работы (см. список литературы № 4.52, 4.75, 4.84, 4.94, 4.109, 4.НО, 4.Ш, 4.118). ** См. работы Л.А.Зеленова, Е.К.Кеды, В.П.Киселева, Е.Г.Куде-лина, В.И.Мишина, В.Г.Мордковича, И.В.Суханова, Н.Д.Шимина и др. общественной среды и личности1.

На этапе развитого социализма ход экономического, социально-политического и культурного развития общества оказывается во все возрастающей прямой зависимости от успехов коммунистического воспитания и в связи с этим как никогда остро встает проблема повышения его эффективности с целью максимальной реализации возможностей и преимуществ социалистического строя в деле свободного и всестороннего развития человека. "Мы располагаем, - отмечалось на ХХУІ съезде КПСС, - большими материальными и духовными возможностями для все бо- р лее полного развития личности и будем наращивать их впредь".

В то же время сами собой, автоматически, эти возможности не переходят в действительность, для этого необходима деятельность субъективного фактора, направленная на постоянное совершенствование системы социализма в соответствии с объект вными закономерностями и тенденциями его развития. Поэтому, как отмечает академик П.Н.Федосеев, "вся исследовательская работа и теоретическая мысль должна вращаться вокруг вопроса о том, как последовательно совершенствовать систему социализма, выявлять и использовать внутренние тенденции и возможности ее роста, направлять и регулировать протекающие в ней сложные процессы.. . .

В совокупности актуальных методологических проблем теории коммунистического воспитания одно из центральных мест за-

См.: Смирнов Г.Л. Советский человек: Формирование социалистического типа личности. 3-е изд., доп. М., 1980, с.222. Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., 1981, с.63. Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. В 2 томах. Т.2. София, 1981, с.356. нимают вопросы соотношения и взаимодействия объективного и субъективного факторов воздействия на формирование нового человека. Названная проблема предполагает рассмотрение и конкретизацию применительно к воспитанию противоречия между возможностями, которые дает социализм для воспитания нового человека, и их реализацией в современных условиях. Другими словами, существует теоретическая и практическая необходимость анализа идейно-воспитательного потенциала развивающихся общественных, прежде всего производственных, экономических отношений. Это позволит оптимально использовать саму объективную реальность для совершенствования всего процесса коммунистического воспитания, повышения его эффективности, т.е. позволит полнее использовать возможности развитого социализма в воспитании нового человека.

Суть проблемы, исследованию которой посвящена наша работа, сводится к выяснению механизма воспитательного воздействия "повседневной экономической жизни"1 на процесс формирования нового человека, раскрытию возможностей управления этим процессом для реализации воспитательного потенциала социалистического общества с той степенью полноты, которую оно может обеспечить.

Проблема диалектики объективного и субъективного рассматривается в литературе преимущественно в связи с разработ- кой теории отражения, в гносеологическом плане . Категории

Выражение В.И.Ленина. См.: Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.35, с.200.

См., например: Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. В 2 томах. T.I. София, 1981, а также работы Н.И.Дейнеко, В.Ф.Кузьмина, В.А.Лекторского и др. объективного и субъективного в связи с общей разработкой теории развитого социализма рассматриваются в работах Г.С.Арефьевой, Г.Е.Глезермана, Л.В.Николаевой, Б.А.Чагина, А.К.Уледо-ва. Обстоятельный анализ этих категорий дан во втором томе совместного советско-болгарского исследования "Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики".

Применительно к воспитанию проблема соотношения и взаимодействия объективного и субъективного исследована многими авторами в рамках проблемы взаимоотношения сознания и соци-альной среды . Но, с одной стороны, эти проблемы не совпадают между собой, поскольку воспитание не ограничивается влиянием социальной среды и не сводится к формированию сознания. С другой стороны, в этих работах не исследуется место экономической жизни общества в воспитании нового человека.

См.: Арефьева Г.С. Социальная активность: проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании. М., 1974; Глезерман Г.Е. Исторический материализм и развитие социалистического общества. М., 1967 (1973); Николаева Л.В. Объективные и субъективные факторы социального прогресса и свободы. М., 1974; Чагин Б.А. Ленин о роли субъективного фактора в истории. Л., 1967; его же. Субъективный фактор: Структура и закономерности. М., 1968; его же. Структура и закономерности общественного сознания. Л., 1982; Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980; Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. В двух томах. Т.2. София, 1981, ч.2.

См. работы Л.М.Архангельского, В.Г.Афанасьева, Л.П.Буевой, Г.Е.Глезермана, Г.Л.Смирнова, Л.П.Соколова, Е.Ф.Сулимова, А.К.Уледова, А.Г.Харчева, В.Момова, С.Попова и др.

Мы исходим из понимания коммунистического воспитания как целенаправленной деятельности по управлению процессом формирования нового человека. Как известно, процесс формирования происходит под воздействием двоякого рода факторов: во-первых, социальной среды, обстоятельств жизни (экономические отношения, производство, обмен, потребление, условия труда и быта и т.п.) - объективные факторы, во-вторых, партии, общественных организаций, государства и его воспитательных институтов - субъективные факторы. И управление процессом формирования личности нового человека должно распространяться на обе группы этих факторов. И, если субъективные факторы традиционно связываются с понятием воспитания, то его объективные факторы нередко оказываются вне поля зрения исследователей. В немалой степени это определяется наличной практикой воспитательной работы, осуществляемой в отрыве от хозяйствен-, но-организаторской деятельности, когда происходит разрыв между воспитанием и экономикой. При этом часто страдает именно дело воспитания ("экономика загоняет нравственность в угол")1.

В нашей литературе никем не отрицается факт решающего влияния социальной среды, объективных условий на процесс формирования личности. В то же время многие авторы отрицают возможность и необходимость включения каких бы то ни было сторон социальной среды в систему коммунистического воспитания. Так,

Возможна и обратная ситуация, когда низкий уровень нравственности препятствует развитию экономики. Так, например, переход к бригадным формам организации труда в некоторых случаях не реализует своих возможностей в силу слабого развития отдельных коллективов именно в нравственном отношении.

А.К.Уледов прямо пишет: "... иногда понятие "воспитание" толкуют настолько расширительно, что включают в его содержание даже влияние на человека социальной среды и обстоятельств жизни. Но столь расширительное толкование вряд ли может спо- собствовать уяснению его содержания . Такой подход вряд ли может способствовать согласованию между воспитанием словом и воспитанием делом.

При этом сознательно или бессознательно исходят из представления об объективном как стихийном, что для современных условий оказывается неправомерным. На вопросе соотношения объективного и стихийного в социалистическом обществе мы остановимся ниже. Сейчас же важно подчеркнуть, что та область объективной реальности, которая во все увеличивающемся объеме включается в сферу сознательной преобразующей деятельности субъекта, не только противостоит субъекту как независимый от него объект, но вместе с тем осваивается и воспроизводится субъектом, относится к нему и принадлежит ему как предмет его собственной деятельности . Поэтому речь должна идти о том, что признания факта влияния на изменение людей со стороны объективных условий оказывается недостаточным на этапе зрелого социализма, требуется довести его до признания объективных условий в качестве средства (причем, как увидим далее,-основного) коммунистического воспитания, т.е. включить их в систему воспитания.

Уледов А.К. О методологических и теоретических вопросах коммунистического воспитания. - Вестник МГУ. Сер. ХШ. Теория научного коммунизма, 1973, № б, с.10. См.: Панов В.Г. Объективное и субъективное в опыте. - Философские науки, 1965, № 3, с.23.

Следует обратить внимание на само понятие "средство". Прежде всего средство онтологически объективно, поскольку им может быть только какой-либо предмет (явление, отношение и т.п.). Но предмет (явление, отношение и т.п.) является средством не сам по себе, а только при наличии субъекта деятельности, который использует его с какой-либо целью в том или ином качестве (функционально). С этих же позиций необходимо подходить и к объективным условиям развитого социализма. Сами по себе, автоматически, они не могут выступать в качестве средства воспитания (стихийно они оказывают формирующее влияние на человека и то только в том случае, если последний активно, деятельно участвует в их преобразовании, совершенствовании, развитии). Средством воспитания объективные факторы становятся, если субъект воспитания использует их в этом качестве при воздействии на объект воспитания, т.е. в той мере, в какой они включаются в сферу целенаправленной воспитательной деятельности.

Не учитывать роль объективных факторов как средства воспитания в современных условиях значит не только создавать дополнительные трудности в деле формирования нового человека, но и не использовать имеющиеся значительные резервы повышения эффективности и качества всей работы по коммунистическому воспитанию трудящихся. Дело в том, что даже позитивные стихийные воздействия объективных условий на сознание и поведение человека всегда противоречивы, носят спонтанный, случайный характер и в силу этого воспитательные возможности уже имеющихся объективных условий реализуются далеко не пол-

Более подробно об этом см.: Трубников Н.Н. О категориях "цель", "средство", "результат". М., 1967, с.70-94. ностью.

К.У.Черненко на февральском (1984г.) Пленуме ЦК КПСС отметил, что "... важно сейчас обеспечить все более тесную взаимосвязь экономического,социального и духовного прогресса советского общества. Невозможно поднимать экономику на качественно новый уровень, не создавая для этого социальные и идеологические предпосылки. Равным образом невозможно решать назревшие проблемы развития социалистического сознания, не опираясь на прочный фундамент экономической и социальной политики."

В последние годы появились работы, в которых предпринимаются плодотворные попытки анализа экономического воспи- р тания и роли в нем экономических факторов . Однако авторы этих работ, опираясь на известное высказывание В.И.Ленина о том, что советская печать должна стать органом экономическо-го воспитания масс , основное внимание уделяют анализу экономической учебы, а также воспитательным аспектам социалистического соревнования. Не отрицая важности и практической значимости этих исследований, следует отметить, что экономичее- 1 Материалы внеочередного Пленума ЦК КПСС, 13 февраля 1984г.

М., 1984, с.16.

См.: Эпштейн Л.Е. Экономика и воспитание. Челябинск, 1965; его же. Экономические факторы коммунистического воспитания. Челябинск, 1966; Овчинников Н.Е. Реформа и воспитание. Петрозаводск, 1968; Клепач Н.Я., Попов В.Д., Эпштейн Л.Е. Экономическое воспитание масс: организация и эффективность. М.,1979; Тощенко Ж.Т. Идеология и экономика: Идеологическая работа и социально-экономическое развитие. М., 1981.

См.: Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.36, с.146. кое воспитание, во-первых, несводимо к экономической учебе, а, во-вторых, оно не покрывает всего коммунистического воспитания в целом.

Говоря о необходимости экономического воспитания, В.И. Ленин исходил из того, что политический переворот нуждается в экономическом обеспечении, поскольку его нужно "... переварить, претворить его в жизнь, ... чтобы получить другой культурный экономический уровень ... завоевание сделано, но в плоть и кровь экономики обыденной жизни и в условия существования масс еще не вошло. Тут работа целых десятилетий и на нее нужно потратить огромные усилия."

Кроме того, под экономическим воспитанием В.И.Ленин понимал не только и не столько экономическое образование и просвещение народных масс, сколько необходимость борьбы против пережитков прошлого в сознании и поведении людей именно в сфере экономики, экономическими средствами. Он писал: "... в России хватит хлеба, железа, леса, шерсти, хлопка и льна на всех, лишь бы правильно распределить труд и продукты, лишь бы установить всенародный деловой, практический контроль за этим распределением, лишь бы победить не только в политике, но и в повседневной экономической жизни врагов народа: богатых, их прихлебателей, - затем жуликов, тунеядцев и хули-ганов .

Понятно, что экономическими факторами не исчерпываются объективные элементы, воздействующие на сознание и поведение человека, но они играют определяющую роль в процессе социаль- 1 См.: Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.44, с.326-327. 2 Там же, т.35, с.200. ного формирования личности1. Известно, что последовательное проведение материалистического понимания истории требует конечные причины "всех общественных изменений и политических переворотов ... искать не в головах людей ..., не в философии, а в экономике соответствующей эпохи" . Данное положение в полной мере относится и к воспитанию, поскольку в самом акте воспроизводства, как писал К.Маркс, "Изменяются не только объективные условия..., но изменяются и сами производители, вырабатывая в себе новые качества, развивая и преобразовывая самих себя благодаря производству, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык" .

Фундаментальное положение марксизма "общественное бытие определяет общественное сознание" является общепринятым и часто повторяемым. В теории воспитания неправильное применение названного положения уже приводило к концепциям стихийности, отмирания школы и т.п. Поэтому представляется необходимым рассмотреть вопрос о соотношении и взаимодействии объективного и субъективного в системе коммунистического воспитания, что, на наш взгляд, дает возможность конкретизации формулы об определяющей роли общественного бытия применитель-

Ф.Энгельс писал: "... люди, сознательно или бессознательно, черпают свои нравственные воззрения в последнем счете из практических отношений, на которых основано их классовое положение, т.е. из экономических отношений, в которых совершаются производство и обмен". - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.95.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.200. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, с.483-484. но к современным условиям, способствует раскрытию механизма детерминации сознания и поведения людей их жизненными обстоятельствами и прежде всего общественным бытием .

В современных условиях единство объективных и субъективных факторов коммунистического воспитания с наибольшей полнотой проявляется в новых передовых формах организации и стимулирования труда. В связи с этим марксистско-ленинская наука все большее внимание уделяет проблеме воспитательного потенциала новых форм организации и стимулирования труда. Необходимо отметить работы Н.И.Алексеева, А.И.Левикова, Ж.Т. Тощенко, Ш.Н.Щербака, а также ряд журнальных и газетных статей, в которых основное внимание уделено анализу именно вос- питательного потенциала новых форм организации труда . В целом же исследование этой проблемы носит пока преимущественно

Речь идет не о доказательстве давно доказанного положения об определяющем влиянии общественного бытия на сознание и поведение людей. Мы видим свою задачу в доказательстве того факта, что в современных условиях зрелого социализма при целенаправленной деятельности субъективного фактора это влияние общественного бытия может стать и должно быть организованным, подчиненным заранее поставленным воспитательным целям.

См.: Алексеев Н.И. диалектика труда при социализме. М., 1979; Левиков А.И. Калужский вариант. М., 1980; Тощенко Ж.Т. Идеология и экономика. М., 1981; Щербак Ш.Н. Стимулы трудовой деятельности: Методологический аспект. Л., 1976; его же. Нравственное воспитание личности в трудовом коллективе. Л., 1981; его же. Нравственные аспекты социалистического соревнования. М., 1982; Антипьев А.Г. Бригадные формы эмпирический характер, т.е. проводится в порядке обобщения и распространения передового опыта партийными и профсоюзными руководителями, заводскими социологами, инженерами и бригадирами . организации труда и коммунистическое воспитание. - Научный коммунизм, 1982, № 5, с.85-91; Мишин В.И. Самая сложная задача строительства коммунизма. - Научный коммунизм, 1981, № 4, с.120-126; Абалкин Л. Интенсификация: производственная необходимость и нравственная норма. - Известия, 1981, 29 сентября; Алексеев Н. Труд по способностям, оплата по труду. -Правда, 1981, 14 августа; Бунич П. Бригадный подряд. Как полнее использовать его преимущества. - Известия, 1981, II сентября; Пошатаев В. Единство социально-экономической политики и воспитания. - Правда, 1982, 30 июля; Попов Г., Щербаков В. Диалектика подряда. - Правда, 1984, 27 июня. 1 См. работы А.П.Борзунова и И.Ф.Комзолова, В.М.Горчакова и В.В.Пряхина, М.П.Гриня, А.К.Гудскова и др., И.Н.Демина, В.А.Моева, В.А.Ржешевского, В.П.Серикова, Е.К.Соколовой и А.П.Хмельницкой, В.И.Спиридонова и Я.Ф.Федулова, И.И.Стрель-ченко, А.И.Трошина, Ю.А.Шутова, а также сборники: Воспитывает бригада. М., 1981; Опыт работы производственных бригад. М., 1980; Хозрасчетные бригады в промышленности. М., 1981 и др. Необходимо отметить газетные материалы. См.: Развивая бригадную организацию труда. - Правда, 1981, 12 июня; Творческий потенциал бригады. - Известия, 1981, 26 августа; Бригада сегодня и завтра. - Горьковская правда, 1984, 12 февраля; а также статьи Е.Артищева, М.Балакина, А.Воробьева, Е. Вострухова, Г.Грицкова, В.Жигалина, В.Захарова, А.Захарченко, А.Каримова, С.Катаева, А.Коробейникова, В.Кошеленко и А.Пет-

Все вышеизложенное и определило выбор темы исследования: "Роль объективных факторов в системе коммунистического воспитания". Нами предпринята попытка анализа механизма влияния объективной реальности, обстоятельств жизни на воспитание нового человека и возможностей их целенаправленного использования в качестве основного средства коммунистического воспитания.

Основными методологическими посылками нашего исследования явились положения классиков марксизма-ленинизма. К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин не оставили нам работ, в которых в систематизированном виде излагалась бы теория воспита- . ния. Но во многих своих трудах они анализировали проблемы воспитания, причем "не в узкопедагогическом аспекте, - как справедливо отмечает Л.П.Соколов, - а в связи с общей задачей коренного переустройства общества на коммунистических началах, обобщением опыта социальных революций, всесторонней критикой капитализма и указанием путей социального прогресса"1.

Большую помощь в работе над проблемой оказали труды видных советских педагогов - Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого.

При изучении отечественной и зарубежной литературы и рушова, Ю.Лузянина, Н.Матуковского, Э.Мацкевича, Н.Миронова, А.Моргуна, В.Парфенова, Т.Погодиной, А.Рощупкина и А.Смирновой, Ю.Савина, Г.Сазонова, Б.Свищева, В.Севастьянова, В.Сердюка, В.Серикова, К.Смоляка, Д.Техова, Ю.Шаталова, М.Шкабар-дни и др. (см. список литературы). 1 Соколов Л.П. Общественный прогресс и воспитание. Свердловск, 1975, с.8. реальных жизненных процессов мы постоянно опирались на установки Программы КПСС, на материалы ХХІУ, ХХУ, ХХУІ съездов партии, материалы июньского (1983г.), февральского и апрельского (1984г.) Пленумов ЦК КПСС, Конституции СССР и постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. В основу диссертации легли многие методологические выводы, содержащиеся в работах Н.И.Алексеева, Л.П.Буевой, П.Г.Бунича, Э.Л.Васиной, Г.Е.Глезермана, В.П.Киселева, В.И.Мишина, Л.П. Соколова, Е.Ф.Сулимова, Ж.Т.Тощенко, А.Г.Харчева, Ф.Н.Щербака, Л.Е.Эпштейна и др.

Важным источником для анализа нашей проблемы послужили газетные материалы о воспитательных последствиях экономической деятельности, о новых формах организации труда и т.п. При этом мы исходили из необходимости "внимательно относиться к материалам прессы, в которых анализируются итоги социалистического соревнования, вскрываются дополнительные резервы, популяризируются прогрессивные методы управления, организации труда, внедрение новой техники, пути повышения эффек- т тивности производства и качества работы .

Анализ научной литературы, сопоставленный с данными воспитательной практики, с одной стороны, позволил составить целостную картину процесса коммунистического воспитания, получить представление о его специфике, механизме взаимодействия его объективных и субъективных компонентов, а с другой -показал, что знание условий и механизма воздействия объектив-

Суслов М.А. Дело всей партии. Доклад на Всесоюзном совещании идеологических работников 16 октября 1979 года. М., 1979, с.32. ных факторов на сознание и поведение людей дает возможность разработать теоретические основы повышения эффективности и качества коммунистического воспитания, а также наметить конкретные пути реализации всех воспитательных возможностей развитого социалистического общества.

Исходя из вышеизложенного, определяются предмет, цель и задачи исследования.

Предметом нашего изучения выступает процесс взаимодействия объективного и субъективного в коммунистическом воспитании в развитом социалистическом обществе.

Целью исследования является выяснение методом социально-философского анализа места и роли объективных факторов в системе коммунистического воспитания и возможностей использования их в качестве основного средства воспитания уже на современном этапе.

В соответствии с этим определялись основные задачи исследования:

Раскрыть сущность и специфику процесса, системы коммунистического воспитания через соотношение и взаимодействие его объективных и субъективных факторов.

Рассмотреть тенденцию расширения целенаправленных изменений объективных условий в воспитательных целях, использования их в качестве основного средства коммунистического воспитания.

На основе социально-философского анализа принципа единства хозяйственной, организаторской и воспитательной деятельности определить преимущества и неиспользованные возможности социалистического общества в деле коммунистического воспитания.

Показать на примере новых (прежде всего бригадных) форм организации и стимулирования труда воспитательные возможности "повседневной экономической жизни" социалистического общества. На встрече с рабочими московского металлургического завода "Серп и молот" 29 апреля 1984г. К.У.Черненко определил бригадные формы организации труда как "правильный метод соединения интересов труженика, коллектива и общества. А это - один из коренных вопросов социалистического строительства и в экономическом, и в социально-политическом, и в воспитательном отношении.пх

Цель и задачи исследования определили структуру и содержание диссертации. Она состоит из "введения", двух глав, "заключения" и списка использованной литературы.

В первом параграфе первой главы раскрывается социальная сущность воспитания с точки зрения его объективных и субъективных компонентов, роль воспитания в общественном прогрессе. Во втором параграфе соотносятся качественные черты зрелого социализма с характером изменений в содержании и способах взаимодействия объективного и субъективного в коммунистическом воспитании в настоящее время и необходимость гармонизации целей и задач коммунистического строительства при доминирующей роли самоцели коммунизма - всестороннего и гармонического развития человека.

Вторая глава посвящена анализу идейно-воспитательного потенциала социалистического хозяйственного механизма как определяющего компонента социальной среды, вопросам управления коммунистическим воспитанием. Теоретически обосновывается возможность и необходимость использования экономических факторов в качестве средства коммунистического воспитания

Правда, 1984, 30 апреля. через последовательную реализацию принципа единства хозяйственно-организаторской и воспитательной деятельности. Показываются воспитательные возможности новых форм организации труда.

В заключении подведены итоги исследования, даны выводы и положения, которые выносятся на защиту.

Завершает диссертацию список использованной литературы, который, разумеется, не исчерпывает всех источников по данной проблеме. "... Успех воспитания обеспечивается лишь тогда, когда оно опирается на прочный фундамент социально-экономической политики"

Социальная сущность воспитания

Воспитание принадлежит к сложнейшим явлениям общественной жизни. Еще И.Кант подчеркивал, что "... воспитание - ве-личайшая проблема и труднейшая задача для человека" .

Проблема сущности воспитания является центральной проблемой марксистско-ленинской теории воспитания, поскольку от ее решения зависит решение всех остальных вопросов теории и практики коммунистического воспитания. Именно поэтому названная проблема нашла широкое отражение как в психолого-педагогической, так и социально-философской литературе и уже неоднократно становилась предметом острых дискуссий и обсуждений. Мы не будем останавливаться на вопросе состояния данной проблемы в литературе, поскольку основные направления в решении проблемы сущности воспитания, а также результаты дискуссий уже анализировались целым рядом авторов . Важность и сложность задач коммунистического воспитания, их теснейшая связь с практикой коммунистического строительства, с одной стороны, и с пониманием сущности, природы человека, с другой - предопределяют необходимость изучения проблемы воспитания практически всем комплексом наук о человеке, входящих в систему современного "человекознания". В результате сущность воспитания не может быть охарактеризована однозначно. К определению содержания воспитания можно подходить с различных сторон, рассматривать его в различных аспектах, ибо чем сложнее явление и чем многограннее раскрывается объект познания в науке, тем вьше вероятность появления различных подходов к нему1.

Отсюда становится понятно, почему до настоящего времени, говоря словами Н.К.Крупской, "под воспитанием понимают весьма различные вещи , что создает известную трудность для анализа как общих, так и особенно частных вопросов коммунистического воспитания. В целом же данное положение нельзя рассматривать только как негативное, так как оно служит, на наш взгляд, лишним доказательством необходимости дальнейшей разработки вопроса о социальной сущности воспитания.

В научной литературе, посвященной проблемам воспитания, до недавнего времени преобладала разработка его педагогических и психологических аспектов. Вместе с тем на этапе развитого социализма все более расширяется круг воспитательной деятельности, что выводит ее за рамки психолого-педагогического анализа и вызывает необходимость комплексного рассмотрения и решения проблем воспитания на уровне философских обобщений. Синтезирующей основой, "координационным центром" этих исследований может быть только марксистско-ленинская философия. И прежде всего в силу своей гуманистической сущности. Как отметил В.М.Межуев, мы не найдем в философии марксизма ни одной проблемы, которая не раскрывалась бы в конечном счете как человеческая проблема, как проблема, имеющая определенное отношение к человеку .

Тем не менее, несмотря на очевидность философского подхода, формирующего общую методологическую и мировоззренческую установку в исследованиях комплексной проблемы воспитания, в современной литературе пока что нет общепризнанной точки зрения в отношении того, какие вопросы включает в себя философская теория воспитания. Нередко можно наблюдать, что философский анализ воспитания фактически сводится к рассмотрению и характеристике социальных условий функционирования и целей определенного типа воспитания в той или иной общественной системе.

В чем же мы видим специфику философского подхода к воспитанию?

Проводимый с философских позиций анализ проблемы воспитания в отличие, например, от педагогического исследования предполагает раскрытие основного противоречия, выявление образующих его сторон и тем самым обнаружение источника саморазвития, самодвижения данного социального явления. В свою очередь это требует в изучении проблемы воспитания перехода с индивидуально-личностного на социально-системный уровень, где воспитание рассматривается как особая функциональная подсистема общества, имеющая свою внутреннюю структуру. И одна из задач философского осмысления воспитания заключается в выявлении механизма взаимодействия отдельных компонентов воспитательной системы и механизма воздействия всей системы воспитания в целом на сознание и поведение людей с целью максимально эффективного зшравления всеми звеньями процесса формирования личности и использования всех факторов, влияющих на его результаты.

В то же время изучение воспитания как относительно самостоятельной подсистемы общества, имеющей свои специфические особенности, изолированно, в отрыве от других подсистем общества в современных условиях оказывается явно недостаточным. Это связано с тем, что в условиях развитого социализма усиливаются интеграционные процессы между отдельными подсистемами общества, что ведет к размыванию границ между отдельными (прежде всего основными - экономической, социально-политической, духовной) сферами жизнедеятельности общества1 и требует изучения воспитания в его связи, взаимопроникновении с другими социальными системами. "Необходимость системного подхода к решению теоретических и практических проблем в условиях развитого социализма, - пишет В.Г.Афанасьев, - диктуется самой жизнью и прежде всего высокой степенью интеграции общественных процессов, где, как никогда ранее, "все связано со всем", когда решение одной проблемы зависит от решения множества других, когда сами проблемы приобретают системный, комплексный характер .

Единство объективного и субъективного в коммунистическом воспитании.

В одной из своих лекций А.С.Макаренко говорил: "... настоящая педагогика - это та, которая повторяет педагогику всего нашего общества" . Действительно, при социализме необходимо и реально существует соответствие идейно-воспитательной деятельности объективному процессу формирования личности под воздействием социальной среды (особенно на уровне макросреды). Более того, многие недостатки, огрехи идейно-воспитательной деятельности могут быть в какой-то степени компенсированы, нейтрализованы положительными формирующими воздействиями самой социалистической действительности. И, наоборот, недостатки тех или иных компонентов социальной среды (прежде всего на уровне микросреды ), несовершенство социалистического хозяйственного механизма,ошибки в хозяйственно-экономической, социально-политической деятельности могут свести "на нет" все усилия самой совершенной идейно-воспитательной работы. На встрече с ветеранами партии в ЦК КПСС Ю.В.Андропов отметил, что "всякого рода беспорядок, бесхозяйственность, нарушения законов, стяжательство, мздоимство обесценивают работу тысяч агитаторов и пропагандистов .

Таким образом, Гвыяснение специфики соотношения и взаимодействия объективного и субъективного в системе коммунистического воспитания позволяет не только прояснить "педагогику" развитого социализма, прежде всего его экономических отношений, но и определить основные пути реализации воспитательного потенциала социалистического общества, показать возможности использования всех преимуществ социализма в процессе коммунистического воспитания Исходя из того, что все изменения в характере и содержании воспитания в конечном счете связаны с преобразованием основ существующего строя, с глубинными изменениями общественного бытия, всей совокупности общественных отношений, нам представляется необходимым соотнести качественные черты зрелого социализма с характером изменений в содержании и способах взаимодействия объективных и субъективных факторов коммунистического воспитания в настоящее время. Требуется также определить возможности и границы использования объективных условий в качестве средства коммунистического воспитания и в связи с этим соотношение между объективным и стихийным в социалистическом обществе (применительно к проблеме воспитания).

В целом это позволит определить специфику коммунистического воспитания, которая может быть в полной мере раскрыта лишь в общем контексте социального прогресса, причем на его уже достаточно "продвинутом" этапе - на этапе перехода человечества от предыстории к его подлинной истории, т.е. в контекст, социалистического и коммунистического строительства. В качестве критерия этого строительства, меры достигнутого находится именно развитие человека, которого К.Маркс рассматривал как основной капитал общества1.

Необходимость и возможность единства хозяйственной, организаторской и воспитательной деятельности

На встрече с ветеранами партии Ю.В.Андропов отметил: "Мы справедливо говорим об идеологическом обеспечении экономической работы. Но не меньшее, если не большее значение имеет экономическое или - шире - социальное обеспечение идео-логической работы" . В материалах июньского (1983г.) Пленума ЦК КПСС особо подчеркнута необходимость знания партийными кадрами социально-экономических факторов, влияющих на настро-ение и поведение людей . Поэтому из всей совокупности элементов социальной среды, объективной реальности в качестве ос-нового объекта исследования мы и взяли экономические факторы с точки зрения их воспитательного потенциала.

Необходимость такого анализа обусловлена также определяющей ролью материального производства в процессе формирования нового человека. Без роста и совершенствования производства, повышения его эффективности невозможен прогресс непроизводственной сферы, социально-политических отношений, а значит, невозможно развитие самого человека не только как главной производительной силы, но и как субъекта и творца истории.

В то же время известно, что наша работа, направленная на совершенствование и перестройку хозяйственного механизма, форм и методов управления, отстала от требований, предъявляемых достигнутым уровнем материально-технического, социального, духовного развития советского общества. В связи с этим на первый план выдвигается задача определения и последовательного осуществления мер, способных дать больший простор действию колоссальных созидательных сил, заложенных в нашей экономике. Решение этой задачи предполагает и выяснение воспитательных возможностей социалистической экономики, определение путей их реализации.

Кроме того, воспитательная роль и возможности надстроечных элементов социальной среды с достаточной полнотой освещены в соответствующей литературе. Но, как справедливо отмечает А.Г.Харчев: "В настоящее время воспитание не может сводиться только к воспроизведению традиционных, пусть даже проверенных и хорошо зарекомендовавших себя педагогических форм и методов. В формирование нового человека вовлекаются все элементы нашего бытия...".

Характеризуя общество развитого социализма, многие исследователи в качестве его атрибутивных черт называют целост-ность и гармоничность , которые делают принципиально невозможным изолированное решение отдельных, относительно самостоятельных задач коммунистического строительства.

Как отметил К.У.Черненко на встрече с избирателями Куйбышевского района г.Москвы Z марта 1984г., "сегодня, как никогда в прошлом, успехи партийного руководства обществом зависят от последовательного соблюдения ленинского принципа единства идеологической, организаторской и хозяйственной работы .

Именно это обстоятельство обусловливает необходимость комплексного, целостного подхода к изменению существующих условий. Применительно к воспитанию целостный, комплексный подход базируется на том уровне целостности системы воспитания, которую требует и дает общество развитого социализма. С точки зрения содержания и задач коммунистического воспитания комплексный подход проявляется в единстве идейно-политического, трудового, нравственного и т.д. воспитания, а с точки зрения методов и средств - в единстве хозяйственной, организаторской и воспитательной деятельности.

При этом недостаточно, на наш взгляд, сводить единство хозяйственной, организаторской и воспитательной деятельности к простой согласованности, однонаправленности в достижении единой цели на базе определенного их соподчинения. Например, Ж.Т.Тощенко пишет: "Сущность единства организационной, хозяйственной и идеологической работы проявляется прежде всего в согласовании основных целей социалистического общества с целями различных уровней и направлений его деятельности. Природа социализма такова, что пропорциональность в развитии общества достигается путем гармонизации экономического развития с целями социальными, политическими, воспитательными...

Только тогда, когда эта цель будет пронизывать деятельность всех отраслей народного хозяйства, всех трудовых коллективов и руководителей всех уровней, когда она будет воплощаться в конкретных результатах, можно более эффективно решать все без исключения задачи экономического и социального развития .

Воспитательный потенциал новых форм организации труда

В Постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" указывается на необходимость полнее "использовать воспитательные возможности социалистического соревнования, прогрессивных форм организации труда в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте .

В последнее время огромное число материалов нашей печати посвящено прогрессивным формам организации и стимулирования труда: щекинскому, аксайскому, ипатовскому, злобинскому методам, калужскому варианту, системе ВАЗа, КамАЗа и многим другим. Газеты "Правда", "Известия", "Сельская жизнь", "Труд" и другие на своих страницах постоянно описывают и обобщают передовые методы и формы организации труда. Практически во всех материалах о передовых коллективах, о новых производственных успехах и положительных изменениях в сознании людей бригадная форма организации труда (в том или ином варианте) предстает как основная предпосылка достижений. Действительно, бригадный хозрасчет несет в себе огромный воспитательный потенциал. "Работать коллективно, - писала еще Н.К.Крупская, - не значит просто работать вместе, в одном помещении, одну и ту же работу. Это самая простая форма сотрудничества. Коллективной работой называется такая работа, которая имеет общую цель ... Каждый рабочий выполняет свою определенную часть работы. Но он знает, что без точного, быстрого выполнения той части работы, которую он делает, остановится все дело. Это постоянное сознание себя как части целого имеет громадное воспитывающее, дисциплинирующее значение ... Навыки в коллективной работе создают одновременно и навыки общеорганизационные и навыки известной самодисциплины. Те и другие имеют громадное значение в процессах организации коллективной жизни"1.

Бригадная форма организации труда создает условия для того, чтобы "сознательный рабочий чувствовал себя не только хозяином на своем заводе, а представителем страны, чтобы он чувствовал на себе ответственность . А это возможно только в том случае, если человек уже является таковым в рамках первичного коллектива, прежде всего производственного, ибо только в коллективе и через коллектив личность может проявить и развить свои способности и наклонности, удовлетворить свои потребности, самоутвердиться. Коллектив, организованный на принципах хозрасчета, является, по нашему мнению, первой ступенькой на пути к коммунистической коллективности, отражает ее появление в реальной жизни . Цель организации труда в условиях социализма состоит не только в том, чтобы обеспечить неуклонное повышение производительности труда (борьба за повышение производительности труда происходит и в условиях капиталистического общества и нашла свое отражение, например, в потогонной системе Тейлора), но и в обеспечении условий для все более полного гармонического развития личности работника. Результатом социалистического труда является не только производство материальных благ, но и саморазвитие личности работника.

Социалистическая организация труда в той или иной мере предполагает воспитательный результат. И хотя организация труда не исчерпывает всего процесса формирования личности, в то же время играет немаловажную роль в этом процессе. Практика и социологические исследования показывают, что в деле воспитания организация труда играет более важную роль, чем даже содержание самого труда1.

При сознательной постановке воспитательных целей совершенствование организации труда становится средством воспитания. Причем, как замечает Ф.Н.Щербак, речь должна идти не просто о том, чтобы дополнить организацию труда мерами идеологического характера (что само по себе чрезвычайно важно!), но и о том, чтобы самим трудовым отношениям придать целенаправленный воспитательный характер. На практике это достигается путем организации социалистического соревнования, внедрением прогрессивных форм организации труда, введением коллективной материальной ответственности и т.д. Значение этих организационных мер состоит прежде всего в том, что они ставят членов коллектива в отношения "ответственной зависимости", определяют логику развития трудовых отношений, которая в максимальной степени способствует утверждению коллективистских начал, укреплению трудовой дисциплины и взаимной ответственно СТИ .

Большие воспитательные возможности новых форм и методов организации и стимулирования труда отмечают многие исследователи. Так, например, В.Й.Мишин подчеркивает: "Важнейшее воспитательное значение бригадного подряда в том и состоит, что благодаря ему существенно сближаются воспитание людей де р лом, организацией труда и воспитание словом .

Похожие диссертации на Роль объективных факторов в системе коммунистического воспитания