Введение к работе
Обоснование четі. Последние годы изучению роли религиоз-ого фактора в общественно-политической кизни афро-азиатских тран, где к религиозным традициям и установкам обращаются не олько представители духовенства, но и представители других оциальных слоев, различных общественных и политических орга-Я38ЦИЙ, уделяется огромное внимание как в советской, так и в эрубекной востоковедческой литературе.
Начальным моментом периода гак называемого "исламского ума" стала иранская ревоящия 1978-1979 гг., приведшая-к сведению монархического режима,.которую в силу многочисленных Зъективнах и субъективных причин возглавляло шиитское духо-шство во главе с известным модктехидом аятоллой Рухоллой Мути Хомейни, который впоследствии сумел узаконить свою конце-. даю "веяайат-е факих" - правление факиха (мусульманского бо-юлова правоведа) в стране.
Религиозные деятели Ирана называют иранскую революцию :сламской", отрицая участие каких-либо политических сил в ре-ілюции и приписывая лишь себе все заслуги по организации ан-шахской борьбы и свержению монархического режима в стране.
Для определения роли шиитского духовенства и других оппо-ционных шахскому режиму сил в антишахском движении, необхо-мо изучить и уяснить место и роль иранских теологических нтров, где в течение многих веков разрабатывались основы итской теологии, а в период правления династии Пехлеви ста-формироваться антишахская оппозиция из представителей ду-венства и разрабатываться новая политическая концепция на еіовє шиитской идеологии.
Б этом плане является актуальным рассмотрение вопроса о
т улемов Кумского теологического центра в общеетвенно-по-
лигической жизни Ирана.
Изучение роли и значения Кумского теологического центр, важно также и потому, что Кум после иранской революции 1978 79 гг. не только укрепил свои прежние позиции как ведущего итского теологического центра, но и превратился в важный об государственный идеологический и политический центр совреме ного Ирана, претендующий одновременно на вдейно-политическо руководство общеисяамским движением во всем мире.
Целью диссертации является -показ на примере Кумского т логического центра роли шиитского духовенства в общественно политической жизни Ирана в 20-80-е годы, его роли в борьбе тив династии Пехлеви до иранской революции 1978-1979 гг., зиции и действий кумских улемов в ходе антишахской ревоигащ 1978-1979 гг., их борьбы за захват политической власти в от не после победы революции, их политической роли в ИРИ, а те их деятельности по пропаганде ислама в Иране и экспорту "ис мской революции" в другие мусульманские страны.
Хронологические рамки работа, кроме краткого историчес го обзора, охватывают в основном период с 20-х годов до cej дины 80-х годов XX в. Именно в это время Кум стал ведущим і итским теологическим центром не только в Иране, но и во ВС( мусульманском мире. Улемы Кума постепенно стали все более ; тивно вмешиваться в политическую жизнь, критиковать действа Реза-шаха Пехлеви и особенно шаха Мохаммеда Резы Пехлеви, і тивно бороться против всех реформ, ущемляющих их интересы : 20-70-е годы. Большой исторический опыт манипулирования об] ственным мнением и мобилизации определенных слоев населена антиправительственные выступления позволил уяемам Кума зазс тить руководство в антишахском движении, отеесняя, шантажи и обвиняя в ангиисламских действиях другие оппозиционные ш скому режиму силы, и в дальнейшем захватить политическую влвсїь в стране.
Матодологической и идейно-теоретической основой дисое циа поелуетли «руды классиков марксизма, материалы ХХУІ и ХШ съездов париш и др,
йсгорлчесЕкии источниками стали труды средневековых а ров: Хасана б. Щхашвяа б. Хасана Куши, Абу Дуляфа, Ибн Tfsm, Ибн Хаукаяя, йсгахри, аш-Шахристани, Мухаммеда б. JS б. Солайнана ар-Раванда, Низам аль-Молька, Арбаба Мухамме;
зги-бека, анонимное сочинение "Худуд аль-алам", книги ^ жого путешественника Ж.Шардена, русских путешественниках эфтырьева, П.А.Риттиха и др., сочинения и выступления совр энных шиитских богословов и религиозных деятелей, материалы эанеких газет "Эттелаат", "Кейхан", "Даамхури-йе зелами" и ^риалов "Соруш" и "Пайам-е энгелаб".
Большую помощь диссертанту оказали труда советских восто-)ведов, исламоведов, в которых рассматриваются активизация шітической роли ислама и развитие философской и обществен-)й мысли в странах Востока. (См. работы Л.Р.Полонской, З.И. гвина, М.Т.Степанянц, Р.М.Шариповой, А.В.Сагадеева, Р.А.Уль-[овского, а такге статьи и монографии иранистов И.П.Петрушев-:ого, С.Л.Агаева, С.М.Алиева, Е.А.Дорошенко, Н.А.Кузнецовой, М.Кулагиной, М.И.Крутихияа, А.К.Лукоянова, Л.Е.Склярова и >.).
В диссертации были использованы работы иранских авторов: Давани, Я.Доулатабади, Н.Кермани, Х.Манки, Мокаддас-заде, Мохтари, И.Теймури, Х.Хидайати и др., а такнее западных ис-:едователей М.Базена, Дж.Ричарда, А.Хамида.
Научная новизна. В советской ирановедческой литературе осматривалась и рассматривается роль шиитского духовенства общественно-политической жизни Ирана. Однако в ней не осве-ется роль шиитских религиозных центров.
В данной работе впервые делается попытка показать роль итских улемов в общественно-политической жизни Ирана на при-ре Кумского теологического центра, пути и методы их воздей-вия на общественное сознание, их тактика и стратегия в ходе анской революции 1978-1979 гг. и захват ими политической асти в стране.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее новные выводы могут быть использованы в научно-исследовате-ской работе и преподавательской деятельности на курсах по вой и новейшей истории Ирана в высших учебных заведениях и угих, а также в практической работе как информационный ма-риал.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомен-вана к защите на заседании сектора идеологических проблем цела общетеоретических проблем социально-политического раз-гия стран Азии и Северной Африки Института востоковедения
АН СССР 19 декабря 1986 г. Основные выводы и положения диссе тации изложены в публикациях общим объемом 1,9 п.л.