Введение к работе
Актуальность исследования. Характерной чертой современного, развития освободившихся стран Востока является углубление социального содержания национальной революции и обострение . идейной борьбы, что отражает сложный процесс национального воз-. 2_рождения и поиск путей дальнейшего развития этих стран.
Как отмечалось в документах ХХУП съезда КПСС: "Ход социального процесса тесно связан с антиколониальными революциями, национально-освободительным движением, возрождением многих государств и возникновением десятков новых" .
Своеобразным проявлением этого процесса на Востоке явилось, в частности, широкое распространение в странах, обретших политическую независимость, идеологии "третьего пути развития", сфорлировавшейся в условиях противоборства двух систем.
Особое место занимают концепции мусульманского пути развития, выдвигаемые идеологами арабских стран. Эти концепции выступают чаще всего как различные направления идеологии "возрождения ислама" и различаются своей политической направленностью, социально-классовым содержанием, соотношением в них религиозных и светских элементов и рядом других свойств. В этом плане особый интерес представляют теоретические разработки представителей организации "Братьев-мусульман", крупнейшего мусульманского центра аль-Азхар;и ряда других арабских идеологов.
Поскольку в ?0-е годы религиозную форму на Востоке приняли многие политические движения, программы ряда партий и организаций, проблема власти и государства в исламе представляет особый интерес.
Обращение различных политических сил к духовным, в частности религиозным традициям в современных условиях приобретает новое звучание, "традиционные религиозные представления наполняются новым содержанием, происходит приспособление традиционных понятий и институтов к современному политическому и экономическому развитию. Религия вторгается в политику и ис-
I. Материалы ХХУП съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1986, с. 8.
пользуется в политической борьбе"1.
Все это вместе обуславливает научную значимость и политическую актуальность изучения идейно-политического содержания концепций государства и власти в исламе, их исторической эволюции и идейной позиции ведущих арабских богословов.
Предметом исследования настоящей диссертации избрана историческая эволюция представлений о природе и характере власти в мусульманском обществе, взаимовлияние и соотноиение "светского" и "сакрального'' начал власти в идеале и на практике в религиозной и политической истории ислама, процесс формировав ния и эволюции концепций государства и власти в исламе,которые оказывали серьезное влияние на общественную мысль и политику арабо-мусульманского мира," начиная с периода возникновения мусульманского государственного образования в УП в. до разра-батываешх в настоящее время исламских моделей политического развития арабских.стран.
В связи с тем, что современные теории государства и власти, общественно-политического развития мусульман и роли шариата в государственно-правовом регулировании современного мусульманского общества уходят корнями в раннеЕслш.щкую теорию и практику, нашедшую отражение в источниках ислама,представляется целесообразным проследить исторические истоки этих концепций. В этом плане диссертант акцентирует внимание на исследовании реальной практики функционирования государственного образования в г. Ясрибе Дедине/ при непосредственно! правленні пророка Мухаммеда. Этот факт, зафиксированный в специальном документе - так называемой "мединской конституции" послужил абсолютно для всех последующих мусульман политическим идеалом эгалитарного мусульманского государства.
Глубокое исследование современных концепций государства и власти, наиболее активно разрабатываемых представителями реформаторского течения ислама^невозмонно без серьезного изучения прочных связей этих концепций с идейно-политическими построениями их духовных предшественников - арабских реформаторов конца XIX - первой трети XX вв.
Особое внимание уделено анализу современных религиозно-
I. Зарубежный Восток и современность. - М.: Наука, 1981, т.З, с. 137-138
политических концепций, отразивших острую идейную борьбу в арабских странах в периоды укрепления завоеванной независимости в 50-60-е годы и выбора пути развития,а также последующего периода реализации социально-экономических преобразований в 70-е года.
Использование "исламских принципов" для обоснования характера власти и социально-экономического строя арабских стран, острая борьба по вопросу о характере государственно-правовой структуры стран традиционного распространения ислама определили проблематику работы.
В связи с тем, что в исследуемых арабских странах распространен ислам в основном суннитского толка, автор не затрагивает шиитских концепций государства и власти, тем более, что они освещены в исследованиях целого ряда советских ученых, таких как С.Л.Агаев, С.М.Алиев, Е.А.Дорошенко, А.К.Лукоянов и других.
Цель исследования. Диссертант ставил перед собой цель выявить идейно-религиозные истоки, реальное содержание, историческую эволюцию, а также политическую направленность выдвигавшихся и выдвигаемых в настоящее время в арабских странах мусульманскими движениями концепций политического развития, руководствуясь марксистским принципом дифференцированного подхода к современным политическим движениям под исламскими лозунгами, которые могут иметь как антиимпериалистическую, так и реакционную антикоммунистическую направленность.
Горизонтальные хронологические срезы эпохи возникновения и эволюции проблемы власти в исламе, связанной с практикой функционирования мусульманской уммы в рамках общины-государства в Медине, а затем и Халифата, этапов национально-освободительного движения и соответствующего им идейно-политического развития стран традиционного распространения ислама,пересекают два вертикальных среза, основанных на формирующихся в ходе исторического развития двух тенденциях: к секуляризации политики и общества и к усилению в них исламских элементов. Эти две тенденции представляют собой те направления развития мусульманской мысли, которые зародились и сформировались еще в период раннего ислама.
Таким образом, задачи исследования сводятся к следующему:
- показать содержание и формы соотношения и взаимовлияния указанных тенденций на начальном этапе формирования муоульман-
ской уммы;
выяснить социально-политические и идеологические причины активизации той или другой тенденции на определенных этапах исторического развития арабских стран;
определить степень влияния идейных лидеров противоборствующих течений на ход развития идейно-политической яазни региона, принадлежность носителей этих идей к тем или иным социальным, политическим и идейным течениям, а такпе проследить эволюции их взглядов;
анализируя теории общественно-политического развития современных арабских идеологов, определить соотношение "светского" и "сакрального" подхода в их взглядах обусловленного спецификой общественного развития в целом и соотношением националистического и исламского "факторов", в частности.
Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации впервые предпринята попытка комплексного изучения проблемы государства и власти в исламе, ее исторических истоков и ЭЕОлхщии современных арабских мусульманских концепций. До сих пор поле зрения авторов советских и зарубежных исследований по проблеме власти в исламе ограничивалось, как правило, рамками относительно короткого исторического периода или одной страны.
Новым является также обобщение в диссертации взглядов видных представителей арабского богословия на проблему государства и власти. Работы многих из них ранее не рассматривались ни в советской, ни в западной историографии. Бее это позволяет по-новому оценить современные концепции "исламского государства" , их место в идейно-политической борьбе, возможность претворения в жизнь отдельных элементов и основанных на них моделей развития.
Практическая значимость диссертации. Материалы и выводы данной диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях по проблемам исламоведения при теоретическом анализе исторического опыта государственно-правового развития,в научно-педагогической работе востоковедных учебных заведений, а также в практических организациях.
Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании сектора идеологических проблем Отдела общетеоретических проблем социально-политического развития стран Азии и Северной Африки Института восто-
поведения АН СССР /20 июля 1987 г./. Некоторые положения и выводи диссертации были отражены в научных публикациях.
Методологической и теоретической основой диссертационного исследования послужили труды классиков марксизма-пленинизма по проблемам религии, религиозной идеологии и национально-освободительного движения, материалы международного коммунистического и рабочего движения, документы КПСС и Советского правительства, в которых дается характеристика современной эпохи и рассматриваются основные направления идейно-политической борьбы.
литература и источники. Решение поставленных задач было бы невозможным без привлечения результатов исследований, посвященных общим закономерностям развития стран зарубежного Востока таких советских ученых, как К.Н.Брутенц, Б.Г.Гафуров, Г.Ф.Ким, Е.М.Примаков, Н.А.Симония и других.
В плане методического изучения основных течений общественной мысли стран мусульманского Востока и анализа проблем^ идейно-политической борьбы в этом регионе, а также формирования представлений о природе власти в исламе, ее "светском" и "сакральном" началах особую важность представляют иооледования Л.Р.Полонской1 и М.Б.Пиотровского2, а также работы А.И.Ионо-вой, Н.А.Иванова, Г.М.Керимова, З.И.Левина, М.В.Малюковского, М.С.Мейер, Т.П.Милославской, А.В.Сагадеева, М.Т.Степанящ, Л.Р.Сюкияйнен, И.Л.Фадеевой", Р.Н.Шаршювой и других.
При изучении исламской догматики и ее влияния на дальнейшую идейно-политическую эволюцию мусульманских стран автор опирался на специальные классические труды го истории ислама таких советских авторов, как В.В.Бартольд, Е.А.Беляев, И.П. Петрушевский, а также на исследования современных ученых П.А. Грязнешча, В.В.Наумкина, Е.А.Резван, С.М.Прозорова, И.Ш.Шиф-мана и других авторов.
Большой интерес для анализа проблем диссертации представляет ряд работ арабских авторов, в которых рассматриваются
-
Полонская Л.Р., Вафа А.Х. Восток: Идеи и идеологи /критика буржуазных и мелкобуржуазных концепций "третьего пути" раз-вития/.-М.: Наука, 1982, с. 15-40.
-
Пиотровский М.Б. Светское и духовное в теории и практике средневекового ислама // Ислам. Религия, общество, государство. - М.: Наука, 1984.
проблемы соотношения светского и духовного начал власти в теории и практике средневекового ислама, концепций власти периода реформы ислама, роли государства и политических институтов в процессе идейно-политической эволюции ислама. К числу таких относятся работы как классиков арабского ислаыоведения Ахмада Амина, Хасана Ибрахиыа Хасана, Джирджи Зейдана, Таха Хусейна, так и исследования современных арабских ученых, таких как Мухаммед Амара, Умар фаррух, Сайид Амир Али, Ахмад Ибрахим аш-Шариф, Ваджих Кавсарани и целого ряда других авторов.
Были критически использованы также работы западных исследователей по проблеме государства и власти, в которых наряду с богатым фактическим материалом содержится анализ этих концепций. Это и работы классиков западного востоковедения - таких как К.Броккельман, Э.Браун, И.Гольдциер, Г.Грюнебаум, Г. Лобон, А.Массэ, А.Мец и исследования современных ученых - таких как М.Каддури, Б.Льюис, Дж.Макдиси, Э.Мортимер, Х.М.Т.Ней-джел, Э.Розенталь, У.М.Уотт, М.А.Факш, Г.Янсен и ряда других авторов.
В работах исторического характера отражены причины и реальные условия, способствовавшие возникновению идей о разделении светской и духовной власти, в частности практике правления Сельджуков - наиболее ярком выражении этого разделения. В этом плане особый интерес вызывают исследования Дж.Макдиси.
В работах, посвященных современным теориям общественно-политического развития стран традиционного распространения ислама, в частности изучению концепций "исламского государства" обнаруживается попытка тишлогизации идей, которая обычно сводится к категориям "модернистские" и "традиционалистские". Социально-классовый подход к анализу идейно-политических движений западным исследованиям в целом не свойственен.
Цри написании диссертации основными источниками послужили Коран, сборники преданий о Мухаммеде и его жизнеописания,сборник проповедей "праведных халифов", произведения средневековых арабских богословов и ученых, среди которых такие авторы, как Ибн Хишам, Ат-Табари, Ибн аль-Асир, Ибн Халдун, Ибн Кутайба, Аль-Маварди и другие.
При анализе формирования концепций государственно-политического развития арабских стран диссертант обращался к произведениям таких известных мусульманских реформаторов, как Му-ткддад Абдо, Цухашад Рашд Рида, Али Абд ар-Разшс, оказавшим 6
решающее влияние на дальнейшую эволюцию теорий государства и власти в истории идейно-политического развития "мусульманских стран".
Выбор современных арабских идеологов диктовался стремлением диссертанта на конкретных примерах ш мере возможности дать общее представление о наиболее законченных религиозно-политических концепциях, а также доступностью источников, имеющих отношение к теме диссертации. Диссертант использовал работы современных арабских улемов и идеологов, брошюры и журналы, в том числе печатные органы "Братьев-мусульман", научные и политические статьи и интервью, документы дисскуссий и встреч мусульманских идеологов, религиозных, политических и общественных деятелей.
Наиболее подробному разбору подверглись концепции Халида Мухаммад Халида, Мухаммеда Ахмада Халафалла, Аллала аль-фаои, Мухаммеда аль-Газали, Сайида Кутба, Абдель Кадера Ода, Абу Бак-ра Джабира аль-Джазаири, Юсефа аль-Кардави, Хасана Ханафи и ряда других идеологов.
Ценный фактический материал диссертант почерпнул из периодических изданий на восточных и западных языках.