Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ІЇССЛЩШНйЯ. Проблем, связанные с к следам и его роль» в современных социально-политических процессах, привлекают к себе внимание исследователей зеего мира. Это объясняется не только тем, что ислам сегодня самая многочисленная религия, но к ого актнгк.чм влиянием на современную политику, идеологии, массовые социальные движения. Очень часто сущность мусульманского вероучения, характер и степень влияния на истории и современную) мировую политику, события, происходящие в странах мусульманского чира, получают саше различные, порой противоположив сценки п трудах исламояедоз Запада и Востока, отечественных философов и востоковедовs мусульманских идеологон и богословов. Сравнительный анализ этих различных подходов имеет большое значение для объективного, всестороннего анализа такого сложного ! игогообразногу Феномена современной духоьной жизкч на:: исла?.!. Мусульманская религия является второй по численности czaz. последователей конфессией в напюЛ стране. По количеству населения, традиционно исповедовавшего ислам, она уступает лишь Индонезии, Пакистану, Бангхадеи у, №ід"и. В последние года возрастает роль ислама как важной духовной и идеологической силы, к исламу обращаются политические партии и кационалыдае дгихс-тш.ч. Не случайно, проблемы, связанные с историей, оволитмсіі и .т. re '-ионным состояние?/ дсляма в России н СНГ, ранкмеп? г.чачителыгое место а зарубежном религиоведении.
Современное аарубетиоо исламоведение является кошяексноЛ, интердисциплшарноЯ наукой, которая существует и развивается на стыке арабистики, аЯрияан/сткки и востоковедения, этнографии и экономики, антропологии и социологии, истории и философии. В структуре исламоведения выделяются два крупных направления -акадегяшеское /историко-филологическое/ л социально-политическое. Исследования, посвященные роли ислама в истории и современном состоянии народов накеЯ страны, являются составной частью социально-политического направления.
Долгое время в советской литературе преобладало негаw.готское отношение к зарубежному исламоведегато. Оно рассматривалось в качестве идеологической.основы империалистической политики западных стран и США по отношению к государствам мусульманского
2.
ьира. То же самое, даже в большой степени, относилось к исследованиям, касавіг4я;ся нашей страны. Анализ советологического направления зарубежного исдамоведедшя в основном носил контрпропаганди-стский характер. Подобная задинность не позволяла нам испольа>~ вать позитивней научный опыт зарубежного ориентализма.
Не умаляя достижений отечественной школы востоковедения и религиоведения, следует отметить, что догматическое толкование марксистских, материалистических принципов анализа религии как социального явления, привело к току, что процесс мусульманского возрождения, исламизации общественной етзни и политизация ислама, охвптшжіие весь мусульманский мир, а затем и регионы традиционного распространения ислама СССР, до сих пор го нашли адекватного, объективного отражения., іменно поэтому изучение ориентализма приобретает большое значен»' j для дальнейшего развития российского исламоведения. Российское нслакозедоние должно развиваться как Философское религиоведение, обобщающее мировой опыт изучения ИС-лама западными, восточными и оїечестаеняпми учешіми.
При "налкзэ эарубенного исламоведения, Лозусловно, следует учг.тагаять тот (акт, что оно зародилось и складывалось в тесной с л? ал с ';кслаис!:им фактором" з политике западных стран и С0ІА в отношении мусульманского тара. Это накяадчг-ает на ориентализм определенную кдаологичеокув окраску, определяет его сложный, противоречивая характер, в котором сочетаются научность л тенденциозность, субъективность и объективность. Ориентализм является своеобразна: зеркалом аволжции взашоотловений Запада и мира ислама»
Особый интерес представляют исследования, лосваіен;иіе эволюции ислама в нашей стране, восточных ученых, в том числе мусульманской направленности. Активизация ислама в России и СНГ возродила идеи мусульманской интеграции. Турция, Кран, Пакистан, Саудовская Аравия активно сотрудничают с государствами и республиками СНГ в экономической, культурной областях. Появилось множество публикаций, специализированных журналов, разрабатывающих данную проблематику как светского, так и мусульман-ско-иропагандистского характера.
Все эти нетрадиционные для кашей науки идеи, концепции представляют громадяни малоизученный материал.
з,
ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМУ. Системний социально-йилософскиіі анализ современного зарубежного ориентализма затрудняется тем, что в советской востоковедческой литературе практически не существовало работ, посвященных комплексному историографическому, теч болсо философе кону изучению этой пауки. Как правило, исследогапил касались отдельных сторон, этапов, концепций или персоналий ориентализма. Из имеющихся работ м^тпо назвать публикация іЧ.А.Еатунского, статьи и монографию М.И.Филиппово.і "Общественные туинции ислама в современном американском исламопедении", публикации Д.Е.Малыпевэи об "исламском tJ-акторе" в политипе зарубеглнх стран и Т,А.Денисовой о современном состоянии западногерманского ориентализма.
Анализ отдельных исторических концепции, взглядов персоналий зарубежного ориентализма в дисперсном виде содержится в работах крупных отечественных востоковедов П.А.Гряаневшіа, И.Т.Стєпгшшц, А.В.Сагадесэа, Г.Ч.Коримова, А.А.Нуруллаева, А.В.Л'урачскогоЛ
В последние годы было запущено несколько кандидатских диссертаций, где рассматривались отдзлыне концепции европейского и акз-риканского исламоведения, взгллды его отдельных представителей. Среди них вццелить работа М. Д. Ибрагимова "Современная англо-американская политология об исламском возрождении", Т.Г.Ганнутди-новои "Историческая концепция британского исламоведа УЛ.Уотта'% Я.К.Дурдиовоі "Социально-политическая направленность нечаиозедчое-ких исследований западных советологических центров", Беляева М.И.
1. Еатунскин .7.А. Западноевропейская яслакистика и колониализм.//
Современные идеологические проблеми в странах Азии а Африки. М... 1970;
Филиппова М.й. Общественные функции ислама н современном американ
ском ислаловедении. М.,1989} Филиппова М.И. Современные тенденции
изучения ислама в англо-американском буржуазном исламопедении //
Актуальные проблема идеологии и культура стран Востока.,1,!. ,1982;
Денисова Т.Д. Ученые i:fL' о социально-политических проблемах сов
ременного ~ "" """"
ва,
в международных отношениях в Азии.М. ,І9Ь7:
-
Степанянц М.Т. Ислам в ймлосоЛскои и общественной кнели зарубежного Востока /ХІХ-ХХ вв./ М.,1974} Сагадеев А.В. Философское наследие мусульманского мира и современная идеологическаг оорьба. М.,1987} Куравский А.В. Христианство и ислам. М.Д9Й0.
-
Ибрагимов И.Д. Современная англо-американская и канадская политология об исламском возрождении //Авторе*, канд.днса,М.,1991? Валяев 'Л.U. Новейшие тенденции миссиснзрско-прсяоведннпеской деятельности в иелг.ме: религиозно-ыкюоЕОззренческпе п политические аспекты //Авторе .канц.диссЛ.,1991: Гаинутдинова 7.Г. Историческая концепция британского исламоведа У.М.Уотта //Авторе-*», канд.диас. Казань, 1992.
4.
Все эти рабогы внесли значительный вклад в изучение современного зарубежного ориентализма. Единственным, хотя и объяснимым их недостатком, было то, что.когда речь заходила о советологических кон1,лщиях, идеологические установки нередко превалировали над соображениями объективности.
Трудность всестороннего, системного анализа современного ориентализма объясняется недостаточной изученностью ислаыоведе-ния и его конкретных школ или представителей в собственно ис-ламоісом мире. В нашей стране опубликованы исследования, касающиеся отдельных проблем-или персоналий восточного ислашведе-ния, среди них монографии и статьи М.Т.Степанянц, А.В.Сагадеева, Г.М.Керимова, А.В.Коровикова, Д.В.Микульского.
Всесторонний историографический и философский анализ ориентализма практически отсутствует к в самом зарубежном исламове-.деш:и. Вообще следует познать, что подробное освещение философских и методологических основ, этапов, направлений не свойственна ориентализму. Стремление к периодизации, структурировала, своеобразная научная рефлексия скорее характерны для российской традиции. Если подобные работы создавтся, то, как правило, они носят критический характер. В качества примара можно привести монографии крупного французского исламоведа М.Ро-динсона "Европа и мистика ислама", "Обаяние ислаиа", где рас-кривается взаимозависимость ислаковедения и политических инте-pscoii Запада. В книге ивейцарского ученого 2.Ваарденбур.-а "Йслан в зеркале Запада" к в ряде его статей содержится критический анализ идеологических и геополитических установок, мешанках объективному освещению исламской проблематики.
Четко выраженная негативистская направленность характерна для работ европейских и американских ученых - выходцев из стран мусульманского мира. В работе А.Тибави и особенно в наделавших шого шума книгах 3.Сайда "Ориентализм" и "Оболочка ислама" критика скорее натюьйшаот обвини-телышй приговор, в них отвергается
Т. Керіїмов Г.ьТГТІроІйеШГтйІїнй и "мира в исламе //Вопроси научного атеизма.вып.Л.М,,10оЗ{ Микульский Л.В. Социальное учение исламского Еэзро*деичес-1Еа.М.Д9Э0; Коровиков А.В. Сейид Кутб - идеолог
$eej'4fe. 'Su/cte. 'Pffyw* >/-<&"+ -г/ fat/if*. J>sfct*?/^*.
5.
какая-либо научная ценность исследований большинства европейских и американских ученых. В публикациях британского исламоведа А.А.Азмзха ставится под сомнение корректность изучения мусульманского мира с помощью западноевропейских категорий.
Всестороннему анализу проблеми развития современного исламо-ведения были подвергнуты на международных конференциях "Христа-анско-исламское пэграничье" /Казань, 1991,1993 гг./, "Ислам: взгляд из Европы, Ислам в Европе" /Транция, 1992 г./, на конгрессе Европейской ассоциации исламских исследований /Великобритания, 1993 г./, на XXII Международной конференции общества социологов религии /Венгрия, 1993 г./. В докладах ученых с мировым именем Я.Ваарденбурга, АЛ-усийона, ъ.Бурга, Ч.Аркуна, Д.Хопву-да, У.Штайнбаха и других был представлен богатый и самый современный материал, касающийся проблематики и трудностей современного ориентализма. Это еще раз убедило нас в том, что анализ зарубежного ориентализма актуален и признан в качестве приоритетной проблемы шгрэвой научной общественностью.
Важной составной частью изучения ориентализма является анализ регулярных критических обзоров, которые даются в ряде журналов исламской направленности. Эти журналы издаются на Западз к на Востоке мусульманскими организациями, институтами и ігон-дами. Среди них такие кал ЧІшакт кнтеркэйпнл", "Муслим уорлд бук ревью", "Аль-Таухид,:, "1'сламик квотерли", "Дторнал оф институт о$ муслим майноряти офсТойро" и др.
В данном исследовании рассматриваются работа, вызедше на Заяаде, Востоке и в СССР - СНГ за последние пятнадцать лет, посвященные проблемам развития ориентализма и его социально-политического направления.
? CfxmeA а О Т/и Sb'scwse о/ С*&«>-аР0,tJ6r«*< тр; &&?*,**
"лем**** '***Ь*№2*'*&*^?/1^*%?Ґ
6.
ІЕТОДОЛОПІЧШШІ ОСНОВА ИССЛЩЮВАШЯ, Предметом данного исследования являются зарубежые концепции, посьякешше патоке-ниэ ислама в ґоссии и СІІГ. ШучшЛі анализ слияния ислама на политику 4 идеологию 4 кассовое сознание н мокэтнические отношены в СССР-СНГ, анализ философский, свободный от идеологического диктата еще только начинается. Зарубеязшмз ориенталистами накошен богатнй теоретический опит изучения как шрог^го, так я "советского" ислама. Теоретические н мотадологпч.-ааш принципи, лежаїі&е 'а осново зарубежного целамоводеїшя, существенно отличается от rcz поучим: подходов, которке устоялись в ЄО-БОїСКОИ рСлиГКОВОДеїИШ.
Зарубежный ориентализм на представляет собой единого в теоретической плане научного неправленая. Но несмотря ка ото, ысх-
НО ЕЦДРЛИТЬ Odw.Q фПЛОС^СКИб, С0ЦН0ЛОШЧЄСКІ-Ю ГірИНЦШШ, ЛСІГЛ-
кзз в основе ксламоиедческих концепций» В саком общем виде ыоа-ЕО сказать, ч'їо ориентализм при анализа социальной эволюция му— сулшанского і.зра исходит из спопк$ичесяиг особенностей ислама, наш. как таталіпость, аутентичность, гибкость, простота и доступность и др. Нас интересуют т-зоратические представления ориенталистов об исламе, его сущности и эеолющш. Но кас такає eh-адресует, насколько юс концепции пр&члшмы к России е СНГ, насколько ока отранаэт реальное состояние ислама и мусульманской религиозности.
Мотодологической основой работы шдаштая принципы диалектика и системного анализа. Б основе иаизго подхода лежат положение о го;.!, чго ислам являвгея особые типом социальной системы,, цивилизации, которігЗ объединяет, вероучение, экономику, политику, право, тип общэстБЗянь'Х отношений. Опираясь на ид.ею о со-цаалшоЗ прарода ислама, утвердившуюся в ооеотском востоковедении, на откаацваішц от присущего ему Упрощенного социоло-raswa". По поддеріишш мусульманскую концепцию "внеземного" ігроисгозденпя ислама, ?.ш признаем наличие самостоятельности его развитая, пмкакватацх законов эволюции. Вряд ли сегодня което соглаовться с идеей неизбежной сокулярпзапил, распростра-кзжей в марксистском исламоведеиші. Ссглаяіаясь с идеей ориенталистов об усилении влияния ислама и исламского фундаментализма, »1 отвергаем представление о мусульманской религии как о двстабглпзируицой пиле я мировом v-аситрбе. В целс;д, каш ^эрет.^аекг.й подход могло определить как ^мосоіско-культуро-логачес;:ц5,
7.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛВДОМНИЯ. Целью данного исследования является социально-философский анализ зарубелщх исламоведческих концепций, позволяющий определить современное положение ислама в России и СНГ, закономерности его эволюции, характер влияния на политику, м.тагацнональные отношения и обвдетвенше движения, изменение его социальной роли. Реализация этой цели обусловила постановку и решедае следующих задач:
дать обидой исторический обзор зарубежного ориентализма, начиная с момента его возникновения в конце ХУІІІ века и до наших дней, раскрыть основные этапы его развития, сущность и специфику социально-политического направления;
провести социально-философский анализ современного зарубежного ислановедения, определив Философские и социологические школы и теории, оказавшие влитие на нормирование его теоретических и методологических оснований;
выявить сущностные характеристики и имманентные закономерности эволюции ислама, содержащиеся в работах зарубежных ориенталистов;
рассмотрев концепцию "мусульманского возрождения" в ориентализме, систематизировать причины, общие черты и Формы проявления активизации ислама во всем мире;
с помощью Философских категорий "единичное" и "всеоб-* щее" определить специфику проявления мусульманской религии в России и СНГ;
с помощью сравнительного анализа отечественного и зарубежного исламоведения обосновать нетрадиционные для российской школы Философского религиоведения принципы понимания мусульманской религии;
определить роль ислама в истории, культуре, образе жизни, социальной и политической эволюции народов СНГ, традиционно исповедовавших мусульманскую религию, его место в российской истории и культуре,, характер его влияния на склад мышления, психику, межличностные и межэтнические отношения;
исследовать концепцию мусульманского ревивайлизма в СНГ, широко распространенную в ориентализме, провести верификацию утверждения об усилении роли ислама как способа легитимизации, национальной идентификации, символа этнической общности;
8.
- учитывая тот факт, что в работе широко используются матери
алы, связанные с историей и сегодняшним днем татарского народа,
Республики Татарстан и татарских диаспор в России и СНГ, одной
из задач данной работы является определение роли ислама в истории, культуре, политической эволюции татар, изучение религиозной ситуации и состояния межэтнических отношений в республике.
МУЧНАЯ НОЗИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. В данном исследовании систематизируется больной материал, накопленный зарубежными учеными-исламоведами второй половины XX века. Из этого многообразия были выделены труды по социально-политической проблематике современного состояния мусульманского мира, особенно те, которые касались СССР - СНГ. R отечественной и зарубежной литературе не существует аналогов подобного комплексного исследования.
Научная новизна данного исследования заключается в следующем:
- в работе впервые раскрывается теоретический и методологи
ческий Фундамент современного зарубежного исламоаедения к его
социально-политического направления, определяются философские
школы и учения, оказавшие большое влияние на современный ориен
тализм, проводится дифференцированный анализ течений внутри со
циально-политического направления;
на основе обобщения трудов зарубежных ученых в работе впервые ' осуществляется систематизация, верификация и научное определение таких сущностных характеристик ислама как универсализм, унитаризм, тотальность, толерантность, аутентичность, способность к экстраполяции, субстанциональность по отношению к об-Е\еству, зпервые в исламоведения мусульманская религия определяется как особая социально-культурная система, внутренне устойчивая, способная я самосохранению и саморазвитию;
проводится философский анализ концепции "мусульманского возрождения", систематизируются причины и формы проявления данного феномена, оекздаш положения отой концепции рассматриваются
не только на пр:шзрз традиционных мусульманских государств, но и меньшинств е немусульманских странах /СНГ, Европа, Китай, США/;
- впервые в советском исламоведении рассматривается положе-,
нио ислама в мусульманских меньшинствах в европейских странах,
с помощью сравнительного анализа делаются выводы о наличии общих
9.
закономерностей в развитии мусульманских общин, сун^ествуюпргх з Европе и России;
В данной работе делается попытка преодолеть идеологический, тенденциозный подход к анализу ислама, которий долгие годы существовал в советском ислаковедении. На основе изучения реальней ситуации в ряде "мусульманских" республик СНГ, критического исследования концепций зарубежных ученых констатируются реалыпю тенденции в развитии ислама в России и СНГ.
обосновывается концепция активизации ислама, возникновения и развития таких феноменов как политизация мусульманской религии, исламизация сфер общественной зїи з ни /экономит!, политики, межнациональных отношений и др./, элитизация, объективизация, ин-. теллектуализация ислама и др.; впервые с научной точки зрения рассматривается идея об усилении влияния исламского фундаментализма в региона/ распространения ислама в России и СНГ;
приводится обзор наиболее влиятельных исламистских партий за рубежом и их реальное или гипотетическое влияние ка регионы традиционного распространения ислама в СНГ;
в работе приводятся последние данные о характере и уровне мусульманской религиозности в Республике Татарстан, об особенностях жизнедеятельности религиозных ебшин, о степени влияния ислама на политику, культуру и межнациональные отношения в РТ, раскрывается деятельность общественных организаций, национальных движения и политических партий в РФ и РТ, выдвигающих нелзменпз идеи и лозунги, приводятся материалу социологических исследований мусульманской религиозности в молодежной среде, проведенных автором в І9Є6-93 гг.;
вводятся в научный оборот новые материалы - монографии, статьи в специализированных изданиях и средствах кассовой информации Езропы, США, Канады, Турции, Саудовской Аравии, ЮАР, Пакистана, Индии и других стран, материала зарубежных конференций, в которых автор принимал участие. Большинство последних публикаций получено автором в результате личных контактов с зарубежин-ми учеными и научными центрами, занимающимися исламской проблематикой.
10.
ІІЛУЧІЮ-.'іРАіЧТйЧЕШЯ ЗНАЧЯЮСТЬ ;!CCJiirV-ЦО ЗЛ№ifі. Данное исследование должно способствовать становлений философского направления з российском исаадаведекии, свободного от догматизма, идеологизация и политизации. Изучение современного орионі-ализма ьажно для понимания сущности мс:кдународной политики, взаимоотношений Восток ~ Запад, Европа,США - мусульманский тр. Газрабстка проблематики диссертации имеет гшное значение для объективн яч> понимания сущности социально-политических процессов, происходящих как во внешнгал, так и во внутреннем мусульманском мире СИГ. Это касается также научного обоснования внешней политики России и СНГ по' отношения к страна;.! Востока,
Теоретическое значение данного исследования заключается в той, что изучение современного ислама имеет важное значение для философского понимания суаіное"т. религии, ее социальной роли. Изучение да'пялх вопросов необходимо для объективного понимания взаи-мсотнслоігиП России и "мусульманских" республик СІ1Г, отношений кеуду различни;,,!-! республиками и этносами внутри Российской Федерации *
Разработка давкой темы имеет практическое значение для научного обоснования национальной и религиозной политики і. России и СНГ, для решения задач культурной политики, развития языковой реформы, для реализации целей, связанных с возрождением национальных культу]) народов, исповедуй ;их ислам, длл у&шеттго претворения-в пунь государственник програм:» ".Народи России: Еозроздение и развитие", "Возрождение и развитие тюркских народов российской Федерации", и которлх остер принимает участие. .Данное исследование включено в комплексную научно-исследовательскую по гуманитарам наука;.: Республики Татарстан,
Анализ современных теорий емлхякш ислама имеет важное значение для систым образования, вклхчая сроднееs сродпэспециаль-ное и шеи го, которая исниилваст недостаток в современной литерал уро. Научная разработка этих проблем необходима для преподавания курсов по истории, йк?оеофип5 религиоведсгсгл, культурологии, политологии, социологии. Кроме того, изучение далячх проблем долхчо способствовать интеграции отечественной науки в ку.ровой орнениалйзи, укреплбяив научных контактов и взаимопонимания ке:хду учєі.ашї из разных стран.
и.
АПГОБУЩЧ РАБОТЫ. Основные положения и содержание диссертации изложены в монографии "Ислам в СССР; ангишз .«.эрубежных гсонцепции" /Казань, 1991 г._/, трех брошюрах "Ислам и современная идеологическая борьба" /Ульяновск, 1983 г./, "Ислам в Татарки: взгляд из-за рубежа" /Казань,1909 г./, "История религия.Пособие для начинающих изучать" /Казань, 1992 г./ и 40 научных статьях и тезисах конференций общим объемом 24 П.Л. Автор имеет ряд зарубежных публикаций.
Результаты диссертационного исследования докладывались ка международных конференциях и семинарах во Франции /1992 г./, Ренг-рии /1993 г./, Польше, Великобритании /1993 гг./.
Основные идеи исследования освещались на Всесоюзных конференциях в Москве /I9G3, 1990-93 гг./, Санкт-Петербурге /1989, 1991 г./, Самаре и Сумах /І99Г/, Аристотелевских чтениях /1990/, 0?.:ске /1992/, на Международной тюркологической конференции и Всемирном Конгрессе татар /Казань, 1992/, на международно.! конференции ЮНЕСКО /Набережные Челны, 1993/ и многих других.
Автор выступал с лекциями и на научно-практических семинарах в Азербайджане, Туркменистане, Узбекистане, Удмуртии, в регионах компактного проживания татар в России и СНГ.
Результаты диссертационного исследования использовались диссертантом при чтении лекционного курса по истории рзлигки в Казанском государственном технологически..! университете, спецкурса "Современный ислам" в МТУ и КГЙИ, по философии в КГТУ, ча занятиях по истории религии и атеизма в гуманитарных лицеях г.Казани. Тема исследования, структура п основные идеи обсуждались на кафедре философии ИПК при МГУ в г.Москве, на Всесоюзной школе докторантов Головного Совета Минвуза РСЗЙР /Санкт-Петербург, 1990/, где были утверзденм. Диссертация была обсувдена и рекомендована к защите на кафедре философии КГТУ /Казань, 1993 г./ и в Российской Академии Управления /1993 г./.
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Работа состоит кз введения, четырех глав и заключения, в котором изложены основные выводы и рекомендации. К диссертации прилагается список использованное литературы на английском, Французском, русском и татарском языках.