Введение к работе
Актуальность исследования. В формирований научной картины мира, п преодолении иллюзорных <рорм миропонимания . ванное значение имеет ; (-распространение достижений современного естествознания. Важность ""'этой' работы обусловлена тем, что богословы различных религиозных конфессий избирательно подходят к достижениям естествознания. С одной стороны, они включают отдельные элементы естественнонаучных знаний в контекст богословских-концепций о мире, а с другой—ведут борьбу против научных положений, имеюдах ярко выраженное атеистическое содержание. В частности это такие вопросы как'сущность и возникновение наізни, эволюция живой природы, происхождение че- . ловека и др.
В современных условиях одной из черт креационизма продолжает оставаться его воинственность и наступательность. Новейшие достижения естествознания сн стремится -различными путями использовать для активной борьбы против научно-материалистического мировоззрения.
С отой целью за рубекои созданы специальные институты, которые усиленно разрабатывают новые концепции креационизма и издают огромное количество-литературы,, в том числе на языках народов Советского Союза. Проблеме интерпретации идей креационизма уделяют большое внимание в последнее время теологи различных: христианских направлений, некоторые зарубежью ученые. .
В немалой степени эти стремления объясняются тем, что если раньше механизмы возникновения жизни рассматривались на уровне гипотез, то сейчас такие науки как молекулярная биаіогия и биохимия обосновывав! эти пояснения экспериментальными данными. Поэтому и ныне сохраняет актуальность высказывание В.И.Ленина о.том, что естественно-исторические теории, задевавшие старые предрассудка геологии, вызывали и вызывает до сие пор самую бешенную борьбу.
Учитывая изменившиеся представления ладей о мире, богословы
штаются наполнить незыблемую для религии идею божественного тво
рения таким содержанием, которое бы соответствовало представлениям
5ерутаих и неверующих. При этом наблюдается в различной степени
>тход от библейского описания творения и выдвигаются самые раэно-
ібразнае модернизированные концепции. . ___
Все это обусловливает необходимость изучения, систематизацій и аргументированной критики модернизированных богословскс— деалистических концепций креационизма, попыток современных пологетсв религия заштить и сохранить незыблемыми библейские
представлении о роли трансцендентного начала в сотворении и эво-
лацхя живого кира. .
Актуальность исследования усиливается тем, что проблеме кри-ткгж современного креагдеонизш на ыатериалах биологии недостаточно уделяется внимания при разработке «философских проблем естествознания, обосновании ковнх достижений биологических наук. Не поднимается ото вопросы авторами учебников по биологии и дарвинмзцу для учгсихся пкол, техникумов в вузов, в той числе педагогических, медицинских и др. Такт образов, биолопгаеские знания, пре-1 падкоскіЕ^і сбучагіасі в учебной процессе, не имеет ярко выраженной атеистической капраазезшести, что ограничивает возможность фсрглірсвашш в учащееся научного мировоззрения и подготовку по зтбй теие пропагандкегоз стеизиа. Недостаточное использование естественнонаучного іттеризла пргі проведении атеистической работы среди населення фактически сставяяат вне критики современные кон-цегарш креацдохззаа.
Догтсцу актуальность дойного исследования связана не только с раскрытое!! кзссстоктєйьнссг»? богословсЕо-одеалистических концепций креацксказіз в свете достигшими современной биологии, а тшес с практикой атеистического воспитания.
Степень разработанности проблема. Крйтшгескоцу анализу бого-сдоасхс-ядеагпстпческих концепций креааиокизка уделено сравнитель но іейзго випецсш в" исследованиях ііяосо<;*в-марксистов. В них pacKpJsaSTcn иесестоятааькогть псгаїток слолегетов религии» путем стркцакїя чаи фс^ц,С'/^і:ізг;їи длстагеняй естествознания, доказать "кс тихость" бя&геЯсгэто списания творения іара, дается аргументированная критика кестсяистских'концепций креаписігизіга, расіерц-ааатся научная несостоятельность христиансксЯ концелцяи природа. Е атса плана следует откатать работы .11. Бабосова, В.И. Гарадхи KJL Скибиидсго. . -\__
Мозольне обоснованная критика бегосдогских интерпретаций кре.іізкжізаа. кз материалах биелстик ссдсразгтся в муаогрь.^!ях Б.Н. фреска, К.П. ^.екчух, Б.З. Крагач-гикз, ".Д-Пихзг.езеп. . В дигсе^гацисжасс кесгедоэаяяях ЕурхсзоЯ Г .А., Тзсука З.Г. к . %Пона Г.М. с свете есЕремганеЯ научней теергг гтаяи показана кйсостсгтваьнссть исдейшгиговы-зез кпзієлцкй креа.-^сю'з&р»:. Соие хателязщ дька грйтгк& нгнаучках кстелксганкй. разгаткя жигэй.прир да, рьС5разЕЕ?са .ооксв.:-зз духн t-бяге^енил созятивнего аспекта" -
З ряде научнігс работ пс Лілосог^сіпої проблсілам биологии, ;азс:>-:~с обобілслиіи:' ::г;рг.м7ер, рас::рі!гг.з7сл существенные еторош ізізлл, оо "со!гл::ьсв!-'іе:п і; развитие, становление человека, болызоэ віп-:.::-; удолено помазу значения достижении биологических неук з де— ;п 'орнпрога.члл ппучпо-массшалнстпчсгпсго їіпровоззрения. Однако,' следу-зт признать, что во ілюгігс: исследованиях наблпдаетея одне— стороннее ::зло"с:л;е естсстпенкснау- лого материал?.. Часто больтпоі! п:т.'.'.-.г.:чс^к:г" материал з кпіс. ссвспастся без соответетвушей йїло-сс/^с-^терпалпстпчєской, атеистической пнтэрпрэтапт;. В то гаї -гус:.:я ость рябетк, в ггстсрнх притика религиозных идей, крєгцно-vnenr ссдіестяляє-тек без достаточного научного" обоснования.
Иногда таучі-зіс взгляды наттропехотденне и эволоцеи гизки, гклолйгуе::не при лрлтнчес.тои анализе. іфееписгаїстских концепция, ко педпрспляятел и но нонкретпзпруэтел еикергетичвекой теорией са-цссргап;:за:*ип материи..
Вне поля зрения исследователе:"! осталась такге яржглна ксвэп-jt.;:c рзлигиозно-нодернпстспсс концепций по вопросам о сугдюстл, прспс:сс~де;:п:: :: езслпцпп глвоП природы, становлении'человека. -Следует отметить її то, что ке ноля:: доланого критического анализа созремешще богослозско—идеалистические концетвж креационизм таких заруб езз-к авторов і:ак:ІІоррис F., ІЬллер П., Рорбах Д., Золой С., Бабий П., а такта некоторые наданая Института лреацло-ннстекпх псслэдований /США/.
Актуальность .данной, теш, отсутствие полного" комплексного анализа современных богослсзско-идзалисткчееких концепций" крза-иионизма. неразработанность ее отдельных сторон, а танке необходимость дэльнекпего исследования з этой" области определили Енбор направления диссертационной" работа, ее цель и задачи.
Цель и задачи исследования. Целыз данной работа является рас-нріїтие нирозоззрекческоп супнестн современных бегоеяозско-идеаяпс-тичеекпх концепций креационизма.
Для достижения поставленной цели диссертант считал необходимом, з процессе исследования регить следуткиз задача:
- изучить сущность и причины модернистских тенденцяЛ в хрястпан-
скен креационизме;
'- определить особенности эволюции бсгссяозскр-іідеалистпческіес концепций креационизма и основные направления ks модернизации, провести тплслогпзацпв последних;
- обосновать естественность процесса зозникновгшл и эволюции tticf'
-.-4-на основе синергетическон коїщепцу.и самоорганизации материн; - показать значение критики современного креационизма для прсодо- -ления религиозных взглядов на природу и оволіоцир живого, становлення научно-атеистического миропонимания.
Теоретико-методологическая основа диссертации и источники.
При разрешении поставленных задач диссертант опирался на . произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Лешка, в которых разработаны философские аспекты гіроблеш еупности янзни* дана оценка дарвиновской теории эволюции и раенршо роль труда в прогресс становления человека. Особую ценность для данного"исследования имеет разработанные В.И.Лениным теоретические принципы филесофско-гс оскыслегля достижений естественных наук и их использование в критики идеализма и іїидеизиа. Методологической основой послужила такне разработка классиками марксизма такій проблем как диалектика случайности и необходимости, единства и борьбы противо-полозз-юстсЯ. .
В своем диссертационной исследовании автор отирался на разработку КПСС вопросов формирования научно-иатериалистичаского мировоззрения'!! атеистической убевдеішостн трудящихся на основе анализа достижений естественных наук.
При разработке темы диссертации использовал .филосоЬскяо и
еСТеСТЕСКНОНауЧНЦе. Обобщения Проблей О СуаНОСТІ' І! .ВОЗНИХНОВСШШ
аизни,- синтетической оэолпциошю?. теории к антропологии. С ПОП5>-. ции синергетическои концетида самоорганизации материи появление жігни, ее эеода!?!я и происхождение человека представлены: как естестЕС;-ліоі!сторпче::-и:й процесс развития.органического мира. В процессе работ над диссертацией"изучены религиозные, "первоисточники, специальная религиозная и кр>ац;гс?шсс:скал литература, издаваемая а странах ЗсладаоЯ-Европу it'Cl, "различные 'руко-' . внаем креационистские работу, и др.'
_ 5 -креационизма является переход от буквального признания библейских идей сотворения к ез аллегорическому или. мистифицированному истолковаїзга;
модернизация идей креационизма идет, с одной стороны, путем оновлення так называемой концепции "двойственноЯ истины", придания этим идеям наукообразной ферма, а с другой - путем телеологизиро-ванкя достижений науки о низки;
вакнкм доказательством естественности процесса возникновения и эволюции Х213НИ слулїї? скнергет:гческая концепция, которая рассматривается самодвкяение и самосрганизацкэ катерки как закономерную прічииу появления, усложнения и совершенствования лзівнх материальных систем, где диссилативные структуры неорганического мира в своем усложнении приобретает качество живого, согласование /кооперация/ частей которого слугит основой для образования новых природных структур и форм;
несмотря на различие в модернистской истолковании богословами многих христианских конфессий идей креационизма, гас объединяет попытка сохранить идёа трансцеьдетной первопричины и первотолчка, являюзузся центральной догмой религии;
происходящие значительные изменения религиозного сознания современных верувших не привели к большим изменениям идей креационизма, что объясняется недостаточным развитием биологического познания, имеющего мировоззренческое значение и решаемого совместными усилиями биологии, философии и атеизма.
Практическая значимость работы.. Результаты исследования могут бить использованы для дальнейшего изучения особенностей религиозного модернизма в естествознании. Материала диссертации также могут быть использованы в преподаваний вузовского курса "История и теория религии и атеизма", проведении семинарских занятий со студентами, в лекционно-пропагандистской и индивидуальной работе среди веруших.
Структура диссертации и последовательность изложения материала обусловлены спецификой-темы, поставленной целью н задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех глав и заключения. -Логическое построение структура исследования исходит из необходимости членения и определенной последовательности глав, материал-которых биходит один из одного. Решение сформированных задач предлагает дать критический анализ современных богословско-здеа-листических концепций креационизма в таких вопросах как сущность,