Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политика КПСС в религиозном вопросе : (Опыт философско-политологического исследования) Трухачев, Александр Юрьевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Трухачев, Александр Юрьевич. Политика КПСС в религиозном вопросе : (Опыт философско-политологического исследования) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.06 / Акад. обществ. наук ЦК КПСС.- Москва, 1991.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-4/653-5

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена задачами совер-энствования общественных отношений в обновляющемся советам обществе. Решение этих задач в период демократизации :ех сфер деятельности партии и государства требует объеди-эния сил интеллигенции, рабочих и крестьян независимо от их гношения к религии. Возникновение и регистрация различных зртий.в том числе религиозно-политической ориентации, измене-іе самого статуса религии, церкЕИ и верующих в обществе издают качественно новую ситуацию, требующую научно обосно-жной стратегии и тактики в религиозном вопросе.

Годы перестройки показали, что верующие без какого-либо церба для своих убеждение могут активно участвовась в со-тльном обновлении, что единстве людей в советском обществе )жет основываться на фундаментальных интересах и ценностях ^относительно к их вероисповеданию. Сейчас происходит про-!сс быстрого изменения отношения к религии и церкви, который ! всегда споровождается теоретическим осмыслением взаимодей---вия партии и религиозных организаций. Нередко преобладает шерхностные оценки и предлагаются необдуманные решения это"; южной проблемы: от поисков в религии путей выхода из духод-іго кризиса до идей "войны до победного конца", от призывов духовноиу единству до отрицания возможности диалога и пре-інзий на обладание абсолютной истиной.

Значительное влияние на появление противоречивых опенок :азывает практика идеологической работы ; артии, перестройка іторой нуждается в преодолении утвердившихся догм, устарев-іх схем. "...мы стремимся к тому, чтобы верующие не просто іели все возможности участвовать в жизни общества, но и сага активным образі м включились в его обновление, - отмечает С.Горбачев. - И тут многое зависит от преодоления складывав-

См.: Закон СССР о свободе совести и религиозных организациях // Правда. - 1990. - 2 окт.

щихся десятилетиями стереотипов... В условиях социалистического плюрализма партия придает этой работе большое значение"; Исследование длительного и сложного пути партии от сотрудничества с религиозными организациями и верующими до конфронтации и затем снова к сотрудничеству, путей и проблем нормализации отношений партии и государства с одной стороны, религиозных объединений - с другой, необходимо для анализа той ситуации, в которой страна оказалась в результате долгой и мучительной борьбы за "общество господствующего научно-материалистического мировоззрения" и для выработки позиции партии в религиозном вопросе в новых условиях.

Современные кризисные проявления в развитии культуры, в межнациональных отношениях, падение авторитета партии во многом явились результатом попыток подменить идейную борьбу методами командно-административного диктата в духовной жизни общества. Изучение современного противостояния материалистического и идеалистического мировоззрения,атеизма и религии показывает, что '.овер/ностные политизированные оценки роли и места религии в духовной жизни советского общества обнаружилі свою несостоятельность. "Пришло время ответственно взглянут и на реальное положение религии в нашем обществе, и на представление об этом положении, которое возобладало в официальнс идеологии .

Состояние научной разработки проблемы

Проблемы научного осмысления политики партии в религиозное вопросе привлекали внимание исследователей с первых лет Совеї ской власти. Над ними работали В.Д.Бонч-Бруевич, П.А.Красиков Ф.М.Путинцев, И.И. Скворцов-Степанов, Е.М.Ярославский и др.

  1. Горбачев М.С. Интеллигенция перед лицом новых проблем социализма. - М., 1988. - С. 68-69.

  2. Митрохин Л.Н. Философия и религия // Вопросы философии. -1989. - № 9. - С. 21?

  3. Бонч-Бруевич В.Д. Роль духовенства в первые дни Октября.-М.-Л., 1930: Красиков П.А. На церковном фронте. - М.,1923; Путинцев Ф.Й. Современное сектанство//Антирелигиозник.-1926. - 6; Он же. О свободе совести. - М.:ГАИЗ,1939;

.(продолжение сноски см. с 3)

днако в дальнейшем научный атеизм, как и общественные науки целом, значительно пострадал "от культа личности,бюрократи-еских методов руководства, догматизма и некомпетентности" . олько после XX съезда КПСС возобновился глубокий серьезный нализ причин существования религиозности. Поворот к кон-ретно-соииологическим исследованиям, накопление эмпирическо-о материала послужили базой для появления в 60-х годах цело-

0 ряда работ, в которых критиковался упрощенный взгляд на
оль и место религии церкви в советском обществе. Среди них
зжно выделить исследования Ю.А.Левады, Л.Н.Митрохина. В.Д.Ти-
эфеева, Д.М.Угриновича, И.П.Цамеряна .

В последнее время эта проблема стала привлекать к себе са-ое пристальное внимание ученых различных специальностей: <лософов, социологов, социальных психологов, историков и ре-ігиоведов в связи с переосмыслением роли и места религии и гркви в социалистическом обществе, активными процессами де-жратизаиии, происходящими в стране, новыми проблемами, встаз-їми перед партией в процессе нормализации отношений с рели-юзными организациями. Не последнюю роль в повышении интере-

1 к этим вопросам играют конфликты на наиионально-религиоз-
)й почве, возникающие в различных регионах страны и объек
тная потребность в их предупреждении и разрешении без при-
(нения силовых, административных мер.

Изучению социальных корней религии, проіессов секуляриза-іи, места и роли религиозных организаций в обновляющемся об-стве, поиску путей к диалогу и сотрудничества верующих и

продолжение сноски)

Скворцов-Степанов Й.И. Мысли о религии.-М.-Л.,1925; Он же. Основные течения в антирелигиозной пропаганде. - М.:Безбож-ник, 1925; Ярославсквй Вії.Религия и РКП. - м.,1926; Он же. Октябрьская революция, религия и церковь. - М., 1932. Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС. Стенографический отчет. - Т.І. - Ы.: Политиздат, 1988. - С.37. Левада D.A. Социальная природа религии. - М.,1965; Митрохин Л.Н. Баптизм. - М., 1966; Тимофеев В.Д. Социальные принципы коммунизма и религии. - М., 1969; Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии. - М., 1965; Цамерян И.П. Коммунизм и религия - Ы., 1966.

неверующих в новых условиях посвящены работы Баширова Л.А., Гараджи В.И., Зуева Ю.П., Кичановой И.М., Красникова Н.П., Лебедева А.А., Цееткова В.А.

Философский анализ места и роли религии и атеизма в советском бществе, научных основ политики партии в отношении религии, церкви и верующих дан в работах А.Н.Ипатова, Ю.А.Кимеле-ва, СА.Кучинского, А.И.Клибанова, Л.Н.Митрохина, А.Ф.Окулове Ю.Б.Пищика, И.П.Поляковой, И.М.Скибиикого, В.Д.Тимофеева, Д.М.Угриновича, Д.В.Фурмана .

1. Баширов Л.А. Ислам в наши дни// Слово лектора. - 1989. -
№ I; Гараджа В.И. На уровень требований жизни //Наука и
религия . - 1988. - № I; Он же. Переосмысление // На пути
к свободе совести /Сост. и общ.ред. Фурмана Д.Б.к оііарка
(Смирнова). - М.: Прогресс, 1989; Зуев Ю.П, Религиозные
объединения и верующие в условиях демократизации советско
го общества // Философские науки. - 1988. - № 4; Он же.
Русская православная церковь в условиях современного разВи
тия общества. Идейная борьба вокруг 1000-летия крещения
Руси. - М.: АОН при ЦК КПСС, 1988; Кичанова И.М. Упрочение
духовно-нравственной основы единства трудящихся и верующих
П Верующий в условиях перестройки. (Динамика духовно-нрав

ственной ориентации). - М.: АОН при ЦК КПСС, 1989; Красников Н.П.' Русское православие: история и современность. -М.: Московский рабочий, 1988. Он -ке: Русское православие: государство и культура. - т.: Знание, j.9lS9; ^е^едс-в А.А., Цветков В.А. Главный фактор: социально-экономические изменения как фактор преодоления религиозных стереотипов. - М. Политиздат, 1967.

2. Ипатов А.Н. Православие и русская культура. - ivl.: Сов.Рос
сия, 1985; Кимелев Ю.А., Полякова И.П. Наука и религия: ис
торико-культурный очерк. - М., 1986; Кучинский С.А. Об об
щекультурном и нравственном содержании диалога // Религия
и атеизм в истории культуры: материалы теоретической кон
ференции. - Л., 1989; Клибанов A.R., Митрохин Л.Н. Крещени
Руси: история и современность. - М.: Знание, 1988; Митро
хин Л.Н. Мистицизм как историко-культурный феномен // Во
просы научного атеизма. Вып. 38. Редкол.: Гараджа В.И.
(отв.ред.) и др. - М.: Мысль, 1989; Он же: Религия и пере
стройка // Журналист. - 1989. - № 4; Он же: Марксисты и
христиане. К проблеме диалога // Коммунист. - Ї989. - №7;
Он же. Религия и мы // Квинтэссенция. Философский альма
нах (Сост. В.И. Мудрогей, В.И.Усанов). - М.: Политиздат,
1990; Он же: Социалистическая действительность и религия//
Наука и религия. - 1987. - № II; Окулов А.Ф. Ленинское атеї
стическое наследие и современность. - М.: Политиздат,1986;
Пищик Ю.Б. Атеистическое наследие К.Маркса и Ф.Энгельса//,

(продолжение см. на с. б)

- b -Переосмысление исторического опыта и уроков политики парии и государства в религиозном вопросе сгдержится в трудах .А.Алексеева, М.Е.Добрускина, С.М.Дударенка, А.А.Круглова, .И.Одинцова . Различным аспектам исследуемой проблемы посвя-ены коллективные монографии и работы , некоторые диссерта-

(продолжение сноски)

Маркс К., Энгельс Ф. О религии и церкви. - М., 1986;Скибиц-
кии И.1»1. іМировоззрение, естествознание, религиоведение.-
М.: .'їіьісль, 1985; Тимофеев В.Д. Ленинские принципы политики
в отношении религии, церкви и верующих. - И., 1987; Фур
ман Д.Е. Религия, атеизм и перестройка // На пути к свобо
де совести М.: Прогресс, І9В9; Он же: "Общество массово
го атеизма" глазами сгциолога // Наука и религия. - 1990.-

* 1- ,,

. Алексеев В.А. От какого опыта мы сегодня оказываемся//По-

литич. самообразование. - 1989. - f 9; Он же: Был ли патриарх Тихон "вождем церковной контрреволюции?...// Диалог.-1990. - * 10; Доб рускин М.Е. Религия и атеизм в европейских социалистических старанах. - М.: Наука, 1986; Дуцаре-нок СМ. Атезим в социалистическом обществе. - Владивосток: Изд-во Дальневост.гос.ун-та, 1988: Круглов А.А. Развитие атеизма в Белоруссии (1917-1987). - Минск:Бела-русь, 1989; Одинцов И.И. йце одна попытка /К истории союзного законодательства о культах /История государственно-церковных отношений в СССР // Наука и религия. - 1990. -№ 5; Он "ке: Путь длиною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству /Государственно-церковные отношения в истории советского общества// На пути к свободе совести... - М.: Прогресс, 1989. . Атеистическое воспитание: содержание, формы и методы/Реп, кол.: Они-денко Ф.Г. (отв.ред.).- Киев, І98У: Атеизм в СССР: становление и развитие /Акад.общ.наук при ЦК КПСС. Ин-т науч.атеизма: редкол. А.Ф.Окулов (отв.реп.) и др. - М.: мысль, 1986; Атеизм и духовная культура (под общ.ред. В.А. Зоца. - Киев: Вица школа, 1985; Верующий в условиях перестройки /Диалектика духовно-нравственных ориентации /Рук.авт.кол. - д.ф.н. И.м.Кичанова. - М.: Акадеыия общественных наук при ПК КПСС. ИНА, 1989; История и теория научного атеизма. - м.: Мысль, 1987; Ислам и социализм. - М. : АОН при ЦК КПСС, 1989; (ДСП); Научный атеизм: учебное пособие для системы полит.учебы /Под ред.М.А.Мчецлова. - М. : Политиздат, 1988; Протестантские организации в СССР (социальный облик: идеология, политическая направленность, проповедническая деятельность). - Л.: АОН пси ЦК КПСС; Русское православие: вехи истории /ред.кол.А.ИТКлибанов (научн.ред.). - М.: Политиздат, 1989; Современная религиозность: состояние, тенденции, пути преодоления /А.С. Оншпенко, Н.Т.Литвиненко и др. - Киев: Политиздат Украины,

- б -

шонные исследования . Возрос интерес к изучению отношения КПСС и Советского государства к проблемам религии и атеизма за рубежом. Во многих работах усилилось стремление к научному осмыслению происходящих в нашей стране процессов .

Следует отметить, что не все указанные работы имеют оди
наковую теоретическую и практическую значимость. В некоторых
из них еще встречаются недостаточно точные оценки процессов
секуляризации советского общества , религия рассматриві

ется исключительно как "пережиток прошлого", ее воспроизводство не связывается с современными социальными деформациями і противоречиями, она не выводится из внутренних проблем, присущих нашему обществу. Тем не менее, указанные работы содержат богатый эмпирический материал, многие положения и выводы исследований представляют значительный интерес для тех, кто занимается данной проблемой.

В то же время ощущается острый недостаток работ, анализирующих глубинные причины отхода политики партии в религиозном вопросе от научных принципов; в некоторых трудах преувеличивается роль субъективного фактора в искажении марксистско-ленинского понимания сущности религии (культ личности И.В.Ста лина, особенно характера Н.С.Хрущева и т.д.), отсутствуют исследования, серьезно ставящие проблему научного обоснования

  1. См., например: диссертации на соискание ученой степени кан филос.наук, защищенные в АОН при ЦК КПССв 1990 г.: Белоус Н.Ф. Диалектика социально-культурного развития и процес са секуляризации сельского населения; Патер А. Процесс нор мализаиии отношений и проблема диалога церкви и государства в ПНР; Юрасов А.В. Религия в духовной жизни общества.

  2. С/л : ВчсЦеу NWtai і і . At tw unc.n cf к^^с-" .-ііКґ.s>-m. Mj b^cVAwy - K/n.^ йгі/tn Logo's л: ^valv [j-i.rvsM~.v .>гс>л -A8i ; Grcth >. Sone іі'л beo Л(_к«=іьт лі Gei"'-V-i> " Frankfurt *rv іуїл.і . tl-tb lii>e<-kp.i VCiu>am .-ы -iV.-. . UieolC-OY inJ Albs,*». \n tke SU/iierLi" >«<J *'*-' Vе"'k.

аььИь** з-:- -5 ^,, ft <- ^o.-; . 'IC6c її .<"*-" - Ье:ч -> к ,, |5f

3. См., например: Ачильдиев И. Идол // Юность. - 1969. - №10; Аджубей А. Те десять лет. - М.: Прогресс. 1989; Калинин В. Сталин и религия // Вечерняя Москва.-І98У - 18 апреля; Фурман Д.Е. Религия, атеизм и перестройка // На пути к свободе совести.. .. - М.: Прогресс, 1989. - С. 12-13.

ятельности партии в отношении религии и церкви в обновляются социализме в условиях ыногопартийной системы, нового атуса религиозных организаций.

В период демократизации общества, ликвидации "белых пятен" истории, публикации ранее неизвестных архивных документов зникла необходимость по-новому осмыслить роль партии в сфере лигиозных отношений, ее политики в религиозном вопросе, казавшись от привычных понятий и штампов. ІЬходя из этого, гор провел данное исследование.

Цель диссертационного исследования - осуществить философ-з-политологический анализ опыта и уроков деятельности пар-і в отношении религии и церкви в советском обществе, выя-гь причины отступления от ее программных установок, проана-зировать связь административного подавления религии с общи-проиессами разрушения демократических основ советского об-:тва, дать характеристику новому политическому мышлению в юшении религии, церкви и верующих и на основе -^того выра-гать рекомендации партийным и общественным организациям, травленные на развитие сотрудничества верующих и неверующих ;еле обновления социализма. В диссертации ставятся задачи:

- проанализировать научные основы политики партии в отно-
ши религии и церкви, исследовать механизм формирования по-
'ики партии в религиозном вопросе в советском обществе;

выявить сущності и причины догматизации нарксистского ате-іа;

раскрыть содержание понятий "политизация отношений партии іелигии и церкви", "новое политическое мышление в религиоэ-

I вопросе";

- показать взаимосвязь искажений ленинских принципов в ре-
иозном вопросе с общими процессами отхода руководства КПСС
'осударства от научного анализа общественных явлений при
іработке политики.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней:

- сделана попытка переоценки политики партии в религиозном
іросе в послеоктябрьский период, доказывается, что догмати-

заиия отдельных высказываний К.Маркса и В.И.Ленина фактичесн явилась отказом от творческого подходе к проблемам религии и атеизма;

показывается, что в идеологической деятельности партии произошло смешение понятий "религия", "церковь" и "религиозная организация". Это привело к ненаучному рассмотрению рели гии как " классового врага" и "враждебной социализму идеоло гии";

обосновывается положение о том, что причиной ошибок пар тии была установка на подчинение всех сфер жизни общества политике,в результате чего стратегические задачи приносились в жертву политической конъюнктуре, что привело в конечном счете к потере чувства реальности и взимоподмене стратегии и такитки;

дана характеристика нового политического мышления в религиозном вопросе, рассматриваются проблемы построения отношений партии и религиозных организаций в новых социальных ус ловиях.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, заложившие фундамент для анализа социальных процессов. Важное теоретиче ское значение для разработки темы имели труды советских и за рубежных исследователей, касающиеся проблем духовной жизни о щества, истории религии и атеизма, взаимодействия партии и р лигиозных организаций.

При решении поставленных задач были изучены документы КПС и Советского государства разных лет, труды советских и зарубежных ученых, связанные с исследуемой проблемой, работы рук водителей партии и государства. Особое внимание при подготов диссертации было уделено осмыслению научных публикаций и пол ческих выступлений 20-х - 30-х годов, содержание которых ранее замалчивалось или интерпретировалось неточно. В диссер тации также используются данные некоторых социологических исследований, проведенных в различных регионах страны.

Теоретическая и практическая значимость. Основные положе-я диссертации могут быть использованы в практике партийных общественных организаций при выработке решений в отношении

взаимодействия с религиозными организациями, а также с парями религиозной ориентации. Фактический материал и содержа-еся в диссертации выводы представляют интерес для пропаган-стской и лекционной работы. Широкое распространение в общевенном сознании информации о действительном содержании ленин-их принципов отношения к религии церкви и верующим, о том, о их деформация в годы культа личности отнюдь не вытекает из эния К.Маркса, .Энгельса, В.И.Ленина, может послужить зой для восстановления доверия к идее социализма среди широ-IC слоев верующих и неверующих.

Правильное определение позиций КПСС в религиозном вопросе зет немаловажное значение в политической борьбе партии за асть в условиях многопартийности. Методологические подходы, гакже высказанные в диссертации гипотезы и предположения мо-г послужить базой для дальнейших исследований истории зременного состояния политики КПСС в отношении религии и рквн.

Апробация работы.Основные положения и выводы диссертации ш использованы автором в выступлениях на республиканской гчно-практической конференции "Атеистическое воспитание в ювиях перестройки" в г.Калининграде в мае 1989 г., на зо-іьном семинаре лекторов-атеистов на тему "Религия и атеизм іуховной жизни общества" в г.Владивостоке в сентябре 1989г.,

краевом семинаре-совещании пропагандистов в г.Хабаровске івгустє 1990 г. Основные результаты исследования опублико-1Ы в статьях.

Содержащиеся в исследовании материалы использовались авто-! в леяционно-пропагандистской работе, в выступлениях в

дствах массовой информации.

Структура работы определяется целью и задачами исследова-

н состоит из введения, трех разделов, заключения и спис-источников и литературы.

Похожие диссертации на Политика КПСС в религиозном вопросе : (Опыт философско-политологического исследования)