Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Парадигма философии пола и семьи В.В. Розанова в контексте современных духовно-нравственных и религиозных отношений России Юрданова, Марина Эдуардовна

Парадигма философии пола и семьи В.В. Розанова в контексте современных духовно-нравственных и религиозных отношений России
<
Парадигма философии пола и семьи В.В. Розанова в контексте современных духовно-нравственных и религиозных отношений России Парадигма философии пола и семьи В.В. Розанова в контексте современных духовно-нравственных и религиозных отношений России Парадигма философии пола и семьи В.В. Розанова в контексте современных духовно-нравственных и религиозных отношений России Парадигма философии пола и семьи В.В. Розанова в контексте современных духовно-нравственных и религиозных отношений России Парадигма философии пола и семьи В.В. Розанова в контексте современных духовно-нравственных и религиозных отношений России
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Юрданова, Марина Эдуардовна. Парадигма философии пола и семьи В.В. Розанова в контексте современных духовно-нравственных и религиозных отношений России : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Юрданова Марина Эдуардовна; [Место защиты: Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого].- Калуга, 2011.- 189 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/477

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В бурном процессе европеизации России есть положительные и отрицательные факторы. Рост экономических связей, иностранные инвестиции, сближение экономик и унификация производства через единые производственные процессы, рассеивание технологического процесса, повышение уровня жизни, гарантированное сохранение набора стандартов жизни в едином масштабе социального развития и др. ведут к положительным результатам. Однако есть весьма серьезные явления, содержание которых не имеет однозначного позитивного значения: культурная нивелировка общества и личности, стандартизация образа жизни, духовная деградация общества и связанные с нею явления наркомании, проституции и др., характеризует падение духовно-нравственных ориентиров и ценностей, изменение нравственных критериев жизни.

Все эти негативные процессы, так или иначе, обозначились в сфере семьи и брака, о чем свидетельствуют рост числа разводов, низкий уровень рождаемости и т.д., что, безусловно, подтверждает факт социально-нравственных изменений, произошедших в традиционной семье, разрушение традиционных семейных ценностей. «Новые» культурные представления о семье и браке ставят вопрос о применимости и полезности этих метаморфоз в России, о разумном отношении к своевременным изменениям в этой сфере жизни, которые становятся возможными только в результате изучения русского культурного, исторического и религиозно-философского наследия. В этой связи философия семьи и пола в воззрениях В.В. Розанова приобретает несомненную остроту.

Обращение к наследию этого величайшего и оригинального мыслителя заставляет нас обратить внимание на вопросы религиозных основ в традициях брака и семьи для современной российской действительности, вносят свежие идеи в понимание отношений мужчины и женщины, возможно потому, что он прогнозировал черты, характерные для современных представлений о семейно-брачных и половых отношениях. Социальные проблемы семьи и брака, имеющие весьма важное значение для всех отношений современного общества, приводят нас к необходимости разработки программы социального упреждения негативных заимствований в имеющихся модернистских начинаниях в сферах брака и семьи в западном обществе. Развитие и изучение идей В.В. Розанова, на наш взгляд, даст возможность использовать русскую религиозно-философскую и культурную традицию для создания современной парадигмы семьи и пола.

Степень разработанности проблемы.

Исследование семейно-брачных отношений и проблем любви и пола в религиозной философии представлено довольно обширной специальной литературой в разнообразных направлениях и аспектах. Каждый из авторов предлагает свои подходы и решения этих сложных и весьма важных проблем общества. Но в качестве непосредственного предмета нашего анализа является философия пола и семьи В.В. Розанова. В общем плане современное розановедение представлено в широком круге работ. Однако позиции В.В. Розанова в понимании семьи и брака сегодня не получили достаточного четкого осмысления даже в современной литературе.

Исследовательское поле идей В.В. Розанова о семье и браке, можно разделить как в содержательном, так и в историческом аспектах.

Первый блок представляет работы литературоведов, философов, богословов, публицистов первой половины ХХ века: Н.А. Бердяева, Н.Г. Дроздова, Н.К. Михайловского, П.Б. Струве, Д.С. Мережковского, Д.В. Философова, Волжского (А.С. Глинки), А.А. Измайлова, М.О Меньшикова, П.П. Перцова, В.П. Буренина, Н.Я. Абрамовича, П.В. Мокиевского, В.С. Свенцицкого, М.М. Тареева и др.

Труды В.В. Розанова рассматриваются обстоятельно и глубоко, однако в целом носят критический характер, прежде всего, потому что в этих критических работах дана противоречивая картина творчества мыслителя: от «религиозного нигилизма» до «патологического мистицизма». В работах Н.А. Бердяева идеи В.В. Розанова определяются как «имманентный пантеизм», но не раскрывается социальная сущность понятий семьи и брака в понимании В.В. Розанова. Вопрос о концепции семьи и брака в понимании В.В. Розанова не представлен.

Следующий блок представлен работами С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, Э.Ф. Голлербаха, С.Н. Дурылина, Н.Н. Руссова, З.Н. Гиппиус, А.М. Ремизова, Л.И. Шестова, В.В. Зеньковского, Ю.П. Иваска, Г.В. Флоровского, В.Р. Ховина, А.Д. Синявского, до современных В. А. Кувакина, В.В. Михайлова, Е.В. Барабанова, В. Турбина и др., в которых сделана попытка систематизации идей в области пола, семьи и брака, но, как отмечают многие авторы, например, В.В. Лысенко, узко специальных исследований по рассматриваемой проблеме не существует.

Современные исследования наследия В.В. Розанова на рубеже ХХ и ХХI веков включают много работ, среди которых есть и исследования по проблемам пола и семьи: А.И. Павленко, Я.В. Сарычева, Е.А. Санкевич, Т.А. Городиловой, А.С. Курбатовой. К ним можно добавить исследования В.К. Пишуна и С.В. Пишуна, А.Н. Николюкина, В.Г. Сукача, С.Р. Федякина, В.А. Фатеева, Н.Ф. Болдырева, И.А. Едошиной, Т.А. Ёлшиной, Е.В. Ивановой, В.С. Синенко, Т.В. Гребениченко, А.Я. Кожурина, Н.Х. Орловой, А.М. Косарева, Т.В. Сыдеевой, В.В. Бычкова, Л.Н. Голубевой, О.С. Климовой, В.В. Аверьянова, В.П. Лебедевой и др.

Философия В.В. Розанова эволюционировала от «религии пола» к ее пониманию как социокультурной мифологии, где свое место занимают понятия семьи, пола и брака. Это публикации В.К. Пишуна, С.В. Пишуна, А. Я. Кожурина, Я.В. Сарычева, А.И. Павленко. В монографиях В.К. Пишун и С.В. Пишун в «Социальная философия В.В. Розанова» (1995) и «Религия жизни В.В. Розанова» (1993) представлена единая система социальных, философских, религиозных и мифологических основ, отмечается связь его идей с русской религиозной философией и европейской философской традицией. Важной является констатация о том, что «Религия пола и семьи» В.В. Розанова занимает важнейшее место в творческом наследии философа.

В конце XX века его творчеству посвятили монографии: В.В.Михайлов «Сущность социальной философии В.В. Розанова» (1986), А.Н. Николюкин «Василий Васильевич Розанов: (Писатель нетрадиционного мышления) (1990)», А.Н. Николюкин «Голгофа Василия Розанова (1998), С.Н. Носов «В.В. Розанов: Эстетика свободы» (1993), В.В. Сукач «Жизнь В.В.Розанова «как она есть» (1991), В.А. Фатеев «В.В. Розанов. Жизнь. Творчество. Личность» (1991).

В последнее десятилетие в России издавалось и переиздавалось немало работ, авторы которых уделяют большое внимание творческому наследию В.В. Розанова, к ним относятся книги следующих авторов (М.Н. Громова, А.В. Гулыги, В.А. Кувакина, С.Б. Неволина, В.Ш. Сабирова, Д.П. Святополк-Мирского, В.В. Харчева и др.), проводятся конференции по исследованию творчества В.В. Розанова (например, в г. Костроме «Межрегиональный научный центр по сохранению и изучению творческого наследия П.А. Флоренского и В.В. Розанова» выпускает сборники трудов Розановских чтений).

Е.А. Королькова в своих лекциях дает всесторонний анализ проблемы пола в творчестве В.В. Розанова, анализируя его метафизические, религиозные, социальные, антропологические и психологические аспекты. А.С. Курбатова cчитает В.В. Розанова основателем отечественной фамилистики (науки о семье) и носителем некой модели мира как семейного общежития. Также интересны и очень важны в нашем исследовании принципиальные позиции А.И. Павленко и Я.В. Сарычева, раскрывающие содержание розановской философии семьи и нашедшие в ней оригинальные аспекты, соответствующие современной гуманитарной методологии. В работах этих авторов «философия пола и семьи» В.В. Розанова рассматривается как единая система, определяющая основу всех его социальных воззрений.

Весьма существенное значение в исследовании философии семьи В.В. Розанова имеет работа Н.Х. Орловой, где очень четко отражено соединение в учении мыслителя общественной значимости семьи и ее религиозного статуса, что говорит о том значении, которое придает В.В. Розанов феномену семьи, особенно, ее религиозно-социального статуса. Предметом исследования религиозных компонентов семьи и брака по учению В.В. Розанова стала диссертация В.В. Лысенко «Философско-религиозной учение В.В. Розанова о браке и семье». В работах других авторов исследуются философско-культурологические, философско-социальные, философско-педагогические, философско-воспитательные, философско-образовательные аспекты концепции семьи.

Тем не менее, при довольно широком обсуждении проблем семьи и брака в современном обществе идейный потенциал философии пола и семьи В.В. Розанова все еще не достаточно раскрыт. Его актуальность и востребованность связана с глубокими самобытными религиозно-православными традициями российского общества, их внутренней стройностью и порою внешней противоречивостью, так хорошо отразившейся в работах самого В.В. Розанова, с поиском тех основополагающих черт семьи, ее социальных функций, опираясь на которые можно будет решить надвигающие проблемы размывания семейных основ общества и сохранения национально-культурного содержания самого российского общества.

Объектом исследования является духовно-нравственные и религиозные отношения в современной России

Предметом исследования является философия пола и семьи В.В. Розанова.

Цель исследования – провести концептуальный анализ религиозно-философского учения В.В. Розанова о браке и семье и определить его значимость в решении современных социальных проблем развития России.

Задачи исследования определены в соответствии с поставленной целью и состоят в следующем:

1. Выявить религиозно-философские и социокультурные основы учения В.В. Розанова о семье и браке (религиозно-социальную природу семьи);

2. Раскрыть динамику развития и логику интерпретации пола, брака и семьи как религиозно детерминированных феноменов общества (парадигматику семьи и брака);

3. Изучить особенности состояния, системные функции и тенденции развития семьи и брака в современном российском обществе;

5. Выявить посредством анализа семейно-брачных отношений точки сопряжения и особенности взаимовлияния социальных и духовно - религиозных процессов в современном российском обществе;

6. Определить значимость и степень применения учения В.В. Розанова о семье и браке в контексте решения социокультурных проблем российского общества.

Теоретико-методологическая основа исследования:

1. Теоретическими источниками работы явились произведения В.В. Розанова, посвященные проблемам семьи, пола и брака: «Во дворе язычников», «Возрождающийся Египет», «Опавшие листья», «Уединенное», «Апокалипсис нашего времени», «Семейный вопрос в России», «В мире неясного и нерешенного», «Религия и культура», «Люди лунного света», статьи и письма В.В. Розанова, а также мемуарная литература и эпистолярное наследство философа, письма его современников.

2. Исследовательская литература по истории русской философии, религиоведению, философии культуры, социологии брака и семьи, глубиной исследования от дореволюционных авторов и до последних изданий диссертаций современного розановедения.

3. Теоретические работы науковедческого плана, а также общефилософского, религиоведческого, культурологического и социологического характера, создающие теоретико-методологическую и гуманитарную базу диссертации.

Методология исследования включает в себя современные методы гуманитарного знания. Метод единства исторического и логического широко использовался в целях сравнения идей В.В. Розанова с идеями Л.Н.Толстого и русских философов конца XIX – начала XX века. Был применен диалектический метод для выяснения взаимозависимостей основных категорий и определения их содержания. Системный метод позволил выявить целостный характер религиозно-философского учения В.В. Розанова, определить понятия Любви, Брака и Семьи в качестве ключевых категорий парадигмы семьи и брака в учении В.В. Розанова, определить главные структурные связи компонентов парадигмы: любовь(пол)-семья-брак в контексте религиозно-духовных отношений. Компаративистский метод дал возможность установить место исследуемого учения и его значение в современном российском обществе.

С целью анализа процессов, происходящих в российской семье в конце XX – начале XXI веков, были использованы статистические и аналитические данные по проблематике, освещаемой Государственным Комитетом Стандарта РФ, Институтом социологии Российской Академии Наук, коллективами исследователей.

Научная новизна диссертационного исследования заключена в том, что в диссертационном исследовании проведен целостный философско-религиоведческий анализ пола, семьи и брака, определено содержание и ценностное измерение парадигмы философии семьи и пола В.В. Розанова, ее значение для развития духовно-нравственных и социальных отношений, становления и развития семьи в современной России.

Положения, выносимые на защиту:

1. В диссертационном исследовании показано, что семья является важным индикатором духовно-нравственных отношений. В работе определено, что в последние десятилетия в обществе происходит ослабление функции социализации и утраты семьей традиционных ценностей. В диссертации, на основании анализа социологических исследований, делается вывод, что в современных условиях именно семья может и должна стать основной движущей силой общественного развития и восстановить присущую ей гармонию: в России есть все предпосылки для реализации роли семьи, как проводника культурного и социального развития общества.

2. На основании анализа научных исследований по проблемам семьи и брака, которые нами обозначены, с одной стороны, как направления, отстаивающие позиции: а) «кризиса семьи» (А.И. Антонов, В.А. Борисов, Л.Е. Дарский), б) «модернизации семьи» (А.Г. Вишневский). Сторонники «кризиса семьи» признают, что причины кризиса носят объективный, долговременный и глобальный характер. Представители «модернизации семьи» считают, что негативные процессы, происходящие в семье – позитивный процесс, характеризующий новый тип отношений к семье, основанных на свободе выбора, не зависящих от религиозной или нравственной общественной оценки.

3. Диссертантом определена необходимость создания идеологической модели, объединяющей систему семейных ценностей, обладающей государственным статусом, являющейся элементом прерогативы легитимной власти, как доминирующей программы возрождения российского общества.

4. В связи с этим в диссертационном исследовании представлена парадигма любви и брака в русской традиции философии любви и пола, представляющая собой систему духовно-нравственных и религиозных ценностей феномена семьи, имеющих национальные особенности и характеристики. В диссертационном исследовании проанализированы философско-платоническое направление, основанное на учении Платона (В.В.Соловьев, Н.А. Бердяев, Л.А. Карсавин, З.Н. Гиппиус) и направление ортодоксального богословия (С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский), определены их характерные черты и концептуальные особенности. Оригинальное учение В.В. Розанова о семье и браке представлено в диссертационном исследовании как «русское сектантство», находящееся в оппозиции, промежутке между данными концепциями.

5. В диссертационном исследовании представлена парадигма философии любви и пола В.В. Розанова, концентрирующая в себе совокупность фундаментальных философских и метафизических оснований, образующих систему ценностей, смысл которой – в оригинальной трактовке религиозности и святости брака и семьи.

6. Нами определено, что философия пола В.В. Розанова представляет собой синтез традиционных и модернистских представлений, что выразилось: а) в утверждении культа семьи; б) в сочетании телесности и сексуальности. В этом своеобразие «полового реализма» В.В. Розанова, стержнем которого является семья. В диссертации показано, что семья как религия в понимании В.В. Розанова – всеобщая форма жизни, которая представляет собой единство христианской метафизики и духовно-нравственной значимости семьи в социуме.

7. В диссертационном исследовании обозначены духовно-нравственные приоритеты и ценности парадигмы философии пола и семьи в русской философской традиции, непосредственно в учении В.В. Розанова, значимость их использования для создания идеологии семьи и брака в современном российском обществе.

Теоретическое и практическое значение работы.

В результате проведенного исследования получено целостное представление о религиозно-философских аспектах учения В.В. Розанова о браке и семье, установлена функциональная роль каждого из элементов в отдельности. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в качестве теоретико-методологической основы для научной разработки различных аспектов проблем семейно-брачных отношений в отечественной философии.

Материалы диссертации могут быть использованы для разработки вузовских лекционных курсов по истории философии религии, истории русской философии, социологии, религиозной антропологии, культурологии.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования были представлены и обсуждены на научно-практических конференциях, прошедших на базе КГПУ им. К.Э. Циолковского с 2008 по 2011гг., отдельные положения диссертации отражены в материалах VII-X Всероссийских чтениях, посвященных братьям Киреевским «Оптина Пустынь и русская культура» (Калуга, 2009), Всероссийской научной конференции «Проблематизация человеческого бытия в современном мире» (Курск, 2008, 2010), на V Российском философском конгрессе (Новосибирск, 2009). Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии и социологии КГУ им. К.Э. Циолковского и рекомендована к защите. Результаты исследования применялись в преподавательской работе на кафедре философии и социологии КГУ им. К.Э.Циолковского и в практике работы аппарата Уполномоченного по правам человека в Калужской области.

Структура диссертации Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Парадигма философии пола и семьи В.В. Розанова в контексте современных духовно-нравственных и религиозных отношений России