Введение к работе
Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования определяется двумя факторами. Во-первых, особенностями новой духовной ситуации, сложившейся за последние тридцать лет во французском обществе и во французской философии. Во-вторых, складыванием новой теологической парадигмы, которую автор назвал "пост-теизмом", имея в виду приходящий на смену классическому новый тип религиозности. Французская ангелология К.Жамбе и Г.Лярдро явилась одной из первых ласточек, возвещавших о наступлении новой религиозной ситуации, и поставившая проблему выявления и интерпретации основных черт пост-теистической религиозности.
Новая духовная ситуация сильно повлияла на гуманитарную шкалу ценностей. Как показывает французский психосоциолог Б.Катля в работе "Стили жизни" (1985), на сиену американизированному обществу цивилизации "досуга и потребления" приходят две субкультуры: "приватистская", ориентированная на безопасный, но благополучный образ жизни в кругу семьи и друзей, и "маргинальная" - асоциальная и абсентистская, предполагающая лишь формальное соблюдение господствующих норм. Вторая субкультура, в основании которой лежит бунтарское движение "Мая-1968 года, развивается с конца 70-х годов. Ее культурной традицией стал нон-конформизм.
Май 1968 года - дата, к которой восходит небывалое по масштабам анархо-нигилистское движение, начатое студентами Сорбонны и поддержанное революционно настроенной молодежью Парижа. Пик его пришелся на май-июнь 68-го года, когда два месяца подряд более пол-миллиона "бунтарей" держали буквально в "шоке" разбуженный Париж. Обособленный характер знаменитого
- г -
"бунта", завершившегося полной реформой высшего образования во Франции, стал предметом острых дискуссий со стороны ученого сообщества.
В 70-х годах стала складываться группа "новых философов", выступивших с критикой "формальной демократии" как смягченного сорта тоталитаризма. Французская философия совершает радикальный поворот, подготовленный критическим переосмыслением творчества немецкоязычных мыслителей (Маркса и Хайдеггера, Гегеля и Ницше, Канта и Фрейда), а также Д. де Соссюра и Ж.Батайя. Критика гегелевского "снятия" в творчестве Ж.Батайя стала осью поворота современного французского мышления. Его "гетерология" - новое плюралистическое мышление, "снятию" предпочла раскры-тость знания и выход за пределы, где речь шла скорее о "растрате" ( аереюоог )» «ем "мышлении" ( peiaser) в традиционном понимании. Эту идею стал активно развивать в своей "деконструкции логоцентризма" Ж.Деррида. Началась переоценка ценностей западной философской традиции последних трех столетий (однородность мышления, абсолютное знание, метафизика, диалектика, смысл, истина, субъект). Швейцарские исследователи Юрген Альт-вег и Аурел Шмидт считают подобный поворот столь же радикальным, как поворот от физики Ньютона к теории относительности и квантовой механике.
"Новая философия" - это течение, охватывающее небольшую группу французских авторов, которое заявило о себе в середине 70-х годов ХХ-го столетия. Это двенадцать имен: А.Глюксман, Б.-А.Леви, Г.Лярдро. К.Жамбе, Ф.Немо, М.Клавель. Ж.-М.Бенуа, Ф.Леви, Ж.-Т.Дезанти, Ж.-П.Долле, Д.Гризони, М.Герен. Все они прямо или косвенно, но принимали участие в студенческом "бунте" Мая-68 в Латинском квартале в Париже, ставшее,по их соб-
- з -ственному признанию, отправным толчком для философских размышлений.
Круг религиозных проблем разрабатывали пять авторов: Бэр-нар-Анри Леви, Ги Лярдро, Кристиан Жаыбе, Филипп Немо и Морис Клавель. йамбе и Лярдро в отличие от остальных, работавших относительно в традиционном стиле (сохранение старинной символики, приверженность идее Бога, Апокалипсиса, догматам и пр.) предложили оригинальное учение, относящееся к французскому философскому авангарду - "негативную теологию Ангела", или проще, "ангелологип".
Ангелисты выразили новое мироощущение. В философии это: изменение статуса "знания", выводы о "конце метафизики" и "смерти человека", наступление эры "плюрализма" и "пост-модернизма", концепция "трансвврсального разума" и пр. Под влиянием французского философского авангардизма в лице "арехологии власти", грамматологии, пост-фрейдизма, структурализма, шизоана-лиза, семиологии и др. стала складываться новая теологическая парадигма, которую, по мнению автора, можно было бы именовать "пост-теизмом". Речь идет о новом типе религиозности и вопросе о перспективах религиозного сознания.
По мнению автора диссертации, основными предпосылками пост-теизма, выразившимися в ангелологии, можно считать три идеи: во-первых, кризис центральной идеи религиозного сознания - идеи Бога, а также путей и средств ее преодоления. У истоков пост-теистической парадигмы, думается, стоит немецкий философ Х1Х-го века Фридрих Ницше. Слова "Бог умер" - это не просто фраза, а некролог определенному типу верования. Во-вторых, переосмысление религиозного опыта стимулирует поиск новых форм духойности (за счет высвободаенля смысла), так
- 4 -или иначе связанный с высшими объектами поклонения. Пост-теизм ведет к созданию картины мира с более широкими границами "космической макроистории", а с другой стороны, трансформирует статус "веры". Вера из согласия с истинностью каких-то положений постепенно превращается в "способ существования". В-третьих, данная парадигма направляет внимание "ищущих" к антро-пологизации обшей религиозной проблематики, с учетом "реалий", выражаемых термином "пост-современность" (poat-modernlt6 ) и установок нео-гуманизма, а именно: отказ от претензий на монополию моральных образцов, тенденция к анти-тоталитаризму, против всех форм гегемонии и понятие о высоком достоинстве человека, обладающего "неотчуждаемыми правами". Перед наки, так сказать, парадоксальная ситуация, когда потребность в религиозном утешении сохраняется, но привычные средства оказываются малоутешительными. В этом смысле ангелология есть ответ на вопрос, который Ницше оставил после себя: сможет ли выжить безбожное человечество?
Степень разработанности темы. В отечественной и зарубежной литературе как философской, так и религиоведческой, не существует отдельных работ,посвященных целиком французской анге-лояогии. Вместе с тем фрагментарно она получила отражение в исследованиях и очерках многих авторов по обе^стороны океана на английском, французском, немецком, русском, испанском, итальянском, венгерском и португальском языках. Из зарубежных авторов следует особо отметить книги Мориса Клавеля "Два века с Лоцифером" (Париж, 1978) (в 1979 г. он умер), историка философии Мишеля Герена "Гений философа" (Париж, 1985), итальянского мыслителя Ф.Еоттури "Бунт против мыслителей-властителей" (Милан, 1978) и венгерского автора Б.Кепепи "Неоконсерватизм
- 5 -и "новые правые" (Москва, 1986). В отечественной литературе из монографий - это произведения Ю.А.Награманова "Метаморфозы нигилизма" (1986), И.М. ^утасовой "Анти-философия "новой философии" (1984) и Л.Г.Никитиной "Новая философия" для старого мира" (1987). Как видно уже из названий,большинство этих работ преимущественно полемического темперамента и посвящены сразу всему направлению, которое, между прочим, совсем не есть однородное. Появление вышеупомянутых работ послужило автору ощутимым подспорьем. Основной принцип исследования в ситуации отсутствия "вторичных" текстов, состоял в работе с первоисточниками на языке оригиналов.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в аналитической реконструкции религиозно-философского синтеза Жамбе и Лярдро и последующей интерпретации ангелологии как варианта пост-теизма. Постановка данной цели потребовала выдвижения ряда задач, к решзнкю которых автор попытался приблизиться:
а) экспликация философских аксиом ангелологии, ее исход
ных принципов и категориального аппарата;
б) историко -философский анализ ангелологии, включавший
компаративные исследования учения Жамбе и Лярдро с античными
(Платон, Плотин) и новейшими (Фуко, Лакан) толами философии;
в) выявление'и демонстрация антропологического, историче
ского, онтологического, этического аргументов в пользу бытия
Ангела;
г) осмысление нового исследования о Дьяволе и сопоставле
ние ангелологии с традиционным теизмом сквозь призму отношения
к высшему объекту поклонения и вычленение пост-теистической перспективы;
- б -
д) комплексное рассмотрение "провизорной этики', ангели-ческих императивов морали и формулы "доброй воли" в контексте всего вероучения.
Научная новизна состоит; *
а) в исследовании нового философского направления, проли
вающего свет на перспективы религиозности в современном мире;
б) во включении в концептуальные структуры отчественного
религоведения ряда новых теорий, выдвинутых западной мыслью;
в) в выдвижении и конкретизации идеи пост-теизма на при
мере французской ангелологии;
г) в вовлечении новых источников и в полученных в резуль
тате исследования выводах относительно французской ьлгелологии
и специфики современной религиозной ситуации на Западе.
. Практическая значимость работы. Научная ценность диссертации состоит в том, что она проясняет представление о динамике религиозных процессов на закате ХХ-го века. Предложенное автором размышление над новой теологической парадигмой подготавливает плодотворную почву для дальнейших углубленных разработок и исследований в данном направлении. Педагогическая полезность работы заключается в способности предоставить материал для развития некоторых сторон преподавания истории религиозных идей и расширения тематики публичных лекций.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в докладах на К-тых Всесоюзных чтениях мол о дых ученых (Москва, 1989), на Ломоносовских чтениях (Москва, МГУ, 1990), на заседании аспирантского методологического семинара при кафедре истории и теории религии, свободомыслия и атеизма философского факультета МГУ.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседа-
ний кафедры истории и теории религии и атеизма философского факультета ШУ в ноябре 1990 года.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав (одиннадцати параграфов), заключения и библиографии.