Введение к работе
Актуальность темы исследования. Процессы, происходящие і болгарском обществе с середины 80-х годов, побуждают иссле-;ователей к переосмыслению роли и значения религии, церкви и іерующих в жизни страны. Существует объективная необходимость :о-новому взглянуть на эволюцию государственно-церковных от-:ошений в Болгарии, начиная с 1944 года по настоящее время, «явить причины их деформации, а главное - предпринять пошт-:у представить основные пути нормализации взаимоотношений меж-у государством и религиозными организациями, консолидации "силий граждан страны, придерживающихся различных мировоззрен-[еских ориентации, вокруг программы созидания гуманного, демо-:ратического общества. Без решения этих задач невозможно іассчитнвать на стабилизацию общественных отношений и достижение гражданского мира, на успешное сотрудничество всех слоев [аселения обновляющейся Республики Болгария.
Существенным фактором, определяющим актуальность иссле-;ования данной темы, является и то обстоятельство, что в провесе демократизации общественно-политической и духовной сфер изни болгарского общества не только восстанавливаются законне права и свободы религиозных объединений, закладываются равовые основы гарантий осуществления свободы совести, реаль-:ого равноправия людей с противоположными воззрениями на мир, о и отдается должное общечеловеческим ценностям. После ноября 989 года в Болгарии появилось множество партий и общественно-олитических движений (в настоящее время их свыше 90), многие з которых характеризуются явной прохристпанскои или промусуль-анской направленностью. Анализ их деятельности, равно как и азработка новых подходов к восприятию широкими массами трудя-ихся общечеловеческих ценностей, потенциально создающих поло-ительные условия для улучшения взаимоотношений государстзен-ых институтов и религиозных организаций,является одн0.й-"из- акту-льнейших задач современного обществоведения.
Степень разработанности проблемы. Проблеме взаимоотноше-ий государства и церкви в Болгарии посвящено немало работ
историков, социологов и религиоведов. В 50-80-х годах разработке этой тематики уделяли внимание такие известные болгарские ученые, как Н.Мизов, Т.Стойчев, С.Йотов, В.Субашки, К.Крыстев к др. .Изучению этнических турков-мусульман в стране, процессов, происходящих среди данного меньшинства, посвящены работы Х.Мемишева, С.Янева, Ш.Тахирова, М.Бейтуллова, А.Алиева, 3.Нуриева2. Характер и уровень религиозности населения Болгарии изучали Ж.Сшавков, К.Крыстев и др.
Труды названных выше авторов дают определенное представление о характере решения религиозного вопроса в стране, о деятельности в религиозной и национальной сферах правившей до ноября 1989 года БКП, об основных тенденциях в жизни религиозных организаций. Что же касается исламоведческих работ, то еле дует признать, что достижения болгарских ученых -религиоведов здесь довольно скромны - во-первых, потому что само исламове-дение в стране пока еще находится в стадии становления; во-вторых - в силу конъюнктурного характера подавляющего числа публикаций, посвященных положению мусульман в стране и так называемому "возродительному процессу". Вплоть до конца 80-х годов ведущей тенденцией в работах многих ученых-религиоведов (и обществоведов в целом) была апология политики, осуществляв-
-
См.: Мизов Н. Отношението на БКП и социалистическата държа-ва към религията и пърквата. - С: Партиздат, 1967. - 310с Сгойчев Т. Социализм и религия. - С: БАН, 1971. - 305 с; Потов С. Религия, вяра, ценности. - С: БАН, 1984. - 202 с. Субашки В., Потов С. Безоожието на българина. - С: БАН, 1985. - 105 с; Кръстев К. Държавата и църквата в НРБ // Атеистична трибуна. - 1984. — Je 3. — С.22-29.
-
См.: Мемишев X. Задружно в социалистическою строителство на родината. - С: Партиздат, 1984. - 197 с; Янев С. Мечъа на лукавата особа // Поглед - 1990. - 22 януари; Тахиров Ш. Българските турни по пътя на социализма. - е.: Изд-во на ОФ, 1978. - 184 с; Бейтуллов М. Животы? на населението
от турски произход в НРБ. - С: Партиздат, 1975. - 99 с; Алиев А. Формирането на научно-атеистичен мироглед у бьлгаї ските турци. - С: Наука и изкуство, 1980. - 169 с; Нуриева 3. Ислямската концепция за социализма. - С, 1976. -130
3. См.: Кръстев К. За някои особенности на религиозноетта //
Атеистична трибуна. - 1986. - № 3. - С.8-18; Религия и ре-
лигиозност. - С: БАН, 1974. - 171 с; Религиозноетта и
аттеистичното възпитание у нас//Полит.просвета. - С,1987.
К 4. - С.34-44.
- З -шейся тогдашними партийный! и' государственными властями в отношении религии, церкви и верующих. Разумеется, такой подход не мог не сказаться на объективности исследований, в связи с чем диссертант, работая с религиоведческими публикациями последних десятилетий, был весьма осторожен в восприятии содержащихся в них оценок и выводов.
С серьезными трудностями столкнулся диссертант при разработке проблемы общечеловеческих ценностей как основы взаимоотношений обновляющегося болгарского государства и церкви. Сложность заключалась как в том, что в Болгарии пока еще недостаточно разработана данная проблема, так и в том, что ' существующая практика восприятия общечеловеческих ценностей различными категориями граждан страны значительно опережает теоретические разработки в этой сфере. В этой связи следует отметить, что большую помощь автору в разработке указанных проблем оказали работы советских ученых: С.Ф.Анисимова, О.М. Бакурадзе, А.А.Гусейнова, И.М.Кичановой, Н.П.Красникова, Л.Н.Митрохина и др.
Одна из трудностей, возникших в процессе подготовки диссертации, состояла в отсутствии каких-либо современных сводных данных, характеризующих взаимоотношения государства и церкви в Болгарии во второй половине 80-х - начале 90-х годов.
Цель диссертационного исследования состояла в том, чтобы осуществить комплексный анализ сущности, характера и осноеных тенденций эволюции взаимоотношений государства и церкви в Болгарии в период о 1944 года до настоящего времени.
См.: Анисимов C.Q. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль, 1988. - 253 с; Бакурадзе О.М. Проблема ценности в философии. - М.-Л., 1966. - Т87 с.Гусейнов А.А. Новое мышление и этика // этическая мысль: научно-публицист, чтения. - М.: Политиздат, 1988. - С.ІІ-І9; Кичанова И.М. Упрочение духовно-нравственной основы единства трудящихся -верующих и неверующих // Верующий в условиях перестройки (динамика нравственных ориентации)., - М.: АОН» 1989. -С. 3-27; Красников Н.П. Социально-этические воззоення русского православия в XX зеке. - Киев: Выща школа, 1988. -179 с; іЛитрохин Л.Н. Религия и перестройка // Журналист. -1989. - J6 4. - С.9-14.
В диссертации поставлены следующие задачи:
выявить новую роль и значение религии, церкви и верующих в жизни демократизирующегося болгарского общества;
представить обобщенную характеристику возникших после 10 ноября 1989 г. религиозно ориентированных партии, движений и организаций, осуществить анализ их программных установок по решению проблемы взаимоотношений государства и церкви, верующих и неверующих в современной Болгарии;
дать целостную картину исламоведческих исследований, а в ее рамках - показать в свете новых документальных данных сущность так называемого "возродительного процесса" в Болгарии, раскрыть несостоятельность сложившегося в отечественна.! религиоведении стереотипа о возрождении болгарского национального сознания в среде турецкого этнического меньшинства;
установить основные типы верующих в современном болгарском обществе;
проанализировать накопленный опыт взаимоотношений между представителями основных конфессий в стране: православными и мусульманами, а также опыт использования религиозных институтов в деле нравственного воспитания гр&хцан страны;
выявить причины и характер деформаций в отношениях между государством и церковью, а также наметить основные направления нормализации и совершенствования отношений между указанными институтами в современной Болгарии.
Научная новизна исследования. Диссертация является первые исследованием, в котором рассматривается процесс изменения взаимоотношений между государством и религиозными организациям в условиях демократического обновления Болгарии. Новизна работ заключается также в том, что автор:
по-новому рассматривает сорокапятилетнюю историю отноше ний между государством и церковью в Болгарии, отказавшись от доминировавшей в отечественном религиоведении точки зрения об их бесконфликтном характере;
выявляет специфику решения в Болгарии вопроса об отделе нии церкви от государства в конце 80-х - начале 90-х гг.;
исходя из анализа идеологии и деятельности функционируя
их в стране партий и движений, осуществляет их классифика-
ию, взяв в качестве критерия их отношение к решению вопросов
взаимоотношениях государства и церкви и о свободе совести;
- раскрывает значение и условия восприятия болгарским Зществом общечеловеческих ценностей, способствующих улучше-лю взаимоотношений государства и религиозных организаций, Эъединящих верувдих и неверующих для решения социально-поли-лческих задач, стоящих ныне перед болгарским обществом.
Теоретико-методологическая и источниковедческая база ассертации. При подготовке диссертационного исследования ав-зр стремился быть свободным от каких-либо конъюнктурных сообщений. Объективность и беспристрастность, диалектический . эдход и научный историзм - таковы основные принципы, которыми і руководствовался при написании настоящей работы. При реше-іи поставленных задач были обстоятельно изучены монографиче-сие работы светских и религиозных азторов, исследован боль-ж массив периодических изданий, преимущественно православных мусульманских. Для уяснения общетеоретических вопросов дис-зртант постоянно обращался к работам советских ученых.
Практическая значимость диссертации. Основные результаты юделанной работы могут быть использованы в научно-исследовз-уіьской деятельности, в преподавании курса религиоведения, а иске в деятельности по совершенствованию государственно-цер-шных отношений.
Апробация работы, диссертация была обсуждена и одобрена іуппой рецензентов и на Ученом Совете Института религиоведе-<я Российской акадеьппі управления.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех .зделоз, заключения и списка использованных источников и лигатуры.