Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Прагматическое отношение к культурным ценностям в современном мире: социально-философский аспект Семенюк Елена Юрьевна

Прагматическое отношение к культурным ценностям в современном мире: социально-философский аспект
<
Прагматическое отношение к культурным ценностям в современном мире: социально-философский аспект Прагматическое отношение к культурным ценностям в современном мире: социально-философский аспект Прагматическое отношение к культурным ценностям в современном мире: социально-философский аспект Прагматическое отношение к культурным ценностям в современном мире: социально-философский аспект Прагматическое отношение к культурным ценностям в современном мире: социально-философский аспект
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Семенюк Елена Юрьевна. Прагматическое отношение к культурным ценностям в современном мире: социально-философский аспект : социально-философский аспект : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Армавир, 2006 155 с. РГБ ОД, 61:07-9/212

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Глубокие социальные трансформации, происходящие в человеческом бытии на рубеже ХХ-ХХІ вв. заставляют по-новому переосмыслить вечные проблемы человечества, связанные с местом человека в мире, смыслом и целью его существования, проблемы ценностей. Поскольку предметом философских размышлений является прежде всего проблема человека и его взаимосвязи с миром, постольку культурно - ценностная проблематика во многом определяет специфику философского познания и деятельности. В этой связи встает вопрос о сущностных социокультурных характеристиках ценностей, их месте и роли в социальном бытии, вопрос о «ценности» самих ценностей как факторов культуры, человеческого познания и деятельности. Тем самым поднимается проблема «полезности» ценностей для человека и общества.

С другой стороны, в современную эпоху обостряется проблема выявления сущностных характеристик прагматической полезности как момента социального бытия. Полезность в становлении и развитии различных сфер социокультурной деятельности выступает как необходимая и неотъемлемая характеристика данных сфер, формирующих и сохраняющих свою «востребованность» в нем как способствующих дальнейшему прогрессивному развитию человека, общества, культуры. Момент полезности фиксируется общественным сознанием и сознанием индивида как смыслозначимый момент. Следовательно, польза, в качестве необходимого элемента социокультурной деятельности несет в себе аксиологические составляющие. Таким образом, ценность и полезность имеют общие точки соприкосновения в социальном бытии, взаимодействуют друг с другом.

Современный период развития человеческого общества характеризуется дисбалансом, рассогласованностью взаимодействия полезных и ценностных моментов в феноменах, способах и сферах деятельности культуры. Происходит доминирование прагматически полезной стороны в социокультурной деятельности, общественном бытии, что ведет к эрозии ценностей, деформации принципа полезности и остро ставит проблему самого существования культуры и общества. Возникает необходимость исследования сущностных характеристик культурных ценностей и прагматической полезности как моментов, сфер социального бытия, находящихся в противоречивом единстве и взаимодействии.

Степень разработанности проблемы. Проблема сущности ценностей, их роли в жизни человека и общества издавна интересовала человеческую мысль. Однако, сама

теория ценностей формируется лишь в XIX столетии. В западной аксиологии формируются два основных направления, которые условно можно поделить на объективистское и субъективистское. К первому типу можно отнести взгляды таких мыслителей как Г. Гегель, Г. Лотце, А. Ратцель, Г. Мюнстенберг, М. Шеллер, Г. Риккерт, В. Виндельбанд, Н. Гартман, Э. Шпрангер, Дж. Ройс, Р. Кенией, Дж. Мур, В. Дильтей, В. Франкл, М. Пар-сонс, К. Шилз. Представители этого направления считают, что ценность - это всеобщая высшая форма культуры, основание человеческого бытия, имеющее трансцедентный онтологический статус. Субъективистская аксиология лишает ценность самостоятельного статуса, связывает ее с интересами человека, «натурализирует» ее. К представителям данного типа аксиологии можно отнести таких мыслителей как Р. Перри, Ф. Ницше, а также представителей прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи, Дж. Мид, К. Льюис, Р. Рорти). Отечественная аксиологическая мысль, критикуя данные направления, приходит к выводу о взаимодействии и взаимосвязи в ценности объективного и субъективного, природного и социального, эмоционального и рационального: с точки зрения выделения их сущностных характеристик (М.С. Каган, С.Ф. Анисимов, В.К. Тугаринов, О.Г. Дубровский и др.), с точки зрения роли ценностей в культуре, социокультурной деятельности (Злобин Н.С., Туровский Б.Г., Каган М.С, Проданов Ю., Столович Л.И.), с точки зрения их статуса в мировоззрении человека и общества (Брожек Ю.М., Сагатовский В.М., Дробницкий О.Г. и др.) и с точки зрения анализа места ценностей в социальной системе (Макаров Н.Г., Майзель И.А., Бугрин М.С. и др.). Вопросы аксиологической специфики, роли ценностей в жизни человека и общества рассматривались также в рамках этно-регионального аспекта изучения культуры. Исследователи выделяют различные факторы аксиологической специфики этнокультуры: эстетические (Эфендиев Ф.С., Гетегежев В.А.), психологические (Эфендиев СИ., Эфендиев Ф.С, Тхагапсоев Х.Г.), социальные (Кумыков A.M.), информационно-коммуникативные (Тхагапсоев Х.Г.), традиционные (Унежев К.Х., Кумыков A.M.). Однако в отечественной аксиологии слабо разработана проблема оценки самих ценностей с точки зрения их полезности для человека, общества, культуры, проблема становления и динамики ценностных систем в социальном бытии. Наиболее близко к этой проблематике находится работа Чавчавадзе Н.З. «Культура и ценности» (1984), рассматривающая взаимодействие ценностей и культуры как феноменов общественного бытия. Но автор оставляет без внимания как процесс становления ценностей в культуре и обществе, так и взаимодействие ценностей и полезностей.

Проблема полезности рассматривается зарубежной и отечественной философией с точки зрения анализа философии утилитаризма (Кувакина Л.А. и др.) и философии прагматизма как американской версии понимания принципа полезности (Коммонджер

A.C., Сантаньяна И., Труитт У.Г., Моррис Ч). Как социокультурное явление проблема прагматической полезности рассматривается такими философами как Юлина Н.С., Мель-виль Ю., Джохадзе И. и др. Рассмотрение прагматических тенденций современного постиндустриального мира можно найти в трудах М. Янга, К.-О. Аппеля, Ю. Хабермаса, 3. Баумана, К. Ясперса, Э. Фромма, К. Манхейма, Т. Джентиле, Ж. Липовецкого, О. Белла, Г. Кюнга, А.С. Бузгалина, А.С. Панарина, В.А. Кутарева, Т.П. Покровского, М.Е. Соболевой, И. Бысштрицкого и др. Наиболее близко к проблеме нашего исследования подходит Кутырев В.А. в своей работе «Культура и технология: борьба миров». Однако, рассмотрение принципа прагматической полезности хотя частично и вскрывает процесс ее социокультурного становления, например, зависимость принципа полезности от конкретной, индустриально - постиндустриальной культурной «картины мира», но оставляет в тени рассмотрение аксиологических характеристик прагматической полезности, проблему взаимодействия ценностей культуры с прагматической полезностью.

Из всего вышесказанного возникает необходимость анализа сущностных характеристик взаимоотношения культурных ценностей и прагматической полезности как феноменов социокультурного бытия, что мы и попытаемся осуществить в диссертационном исследовании.

Объектом исследования данной диссертации является социальное бытие как сложный и противоречивый феномен, включающее в себя в качестве моментов культурные ценности и прагматическую полезность.

Предметом исследования являются закономерности становления и взаимодействия друг с другом культурных ценностей и прагматической полезности как феноменов социального бытия.

Цель диссертационного исследования состоит в раскрытии сущности прагматического отношения к культурным ценностям в современном мире на уровне социума и личностного бытия.

Реализация намеченной цели предполагает решение следующих задач:

рассмотрение культурной ценности как социального феномена;

раскрытие социокультурных оснований классификации ценностей;

выявление места культурных ценностей в системе социальных характеристик бытия и прагматической стороны ценностного отношения к миру;

выявление основных, в том числе аксиологических характеристик прагматической полезности как социокультурного и историко-философского феномена;

анализ прагматических тенденций отношения к культурным ценностям и их характерных особенностей в современном социальном бытии;

раскрытие специфики бытия культурных ценностей в социуме;

анализ динамики прагматического отношения к миру и представлений о полезном;

выявление основных противоречий взаимодействия культурных ценностей и прагматической полезности в общественном и индивидуальном сознании.

Методологической основой диссертационного исследования является совокупность методов, ориентированных на специфику объекта и предмета представленной работы.

В ходе исследования были использованы такие методы как диалектический, исторический, социально-философский, логический, феноменологический, культурологический, системный, синергетический методы. Теоретическую базу диссертации составили работы зарубежных и отечественных специалистов в области исследования ценностей (труды Г. Гегеля, Г. Риккерта, М. Шеллера, М.С. Кагана, М.Б. Туровского, Ю. Мельвиля и др.); в области исследования прагматической полезности (работы И. Джохадзе, Н.С. Юлиной, Ю. Мельвиля и др.). При анализе прагматического отношения к культурным ценностям были использованы работы классических и современных прагматистов (труды У. Джемса, Ч. Пирса, Дж. Дьюи, К.-О. Апеля, Р. Рорти, Дж. Мида).

Научная новизна работы состоит в следующем:

  1. Дано определение статуса культурных ценностей как смысло-символического универсума общества, определяемого человеческим бытием и, в свою очередь, определяющим его на основе регуляции, направления деятельности, выбора ее способов.

  2. Показан системный характер ценностей в динамике их становления в социуме на основе понятий: дискретность - целостность, количество - качество, стабильность -нестабильность, культурный лаг, культурный шок, традиции, новации, заимствования, и др.

  3. Определена основа формирования, существования и воспроизводства принципа полезности. Данной основой является повседневный уровень социокультурного бытия с его нестабильностью и непредсказуемостью, требующими активности человека и ориентации его деятельности на оптимальный результат.

  4. Выявлены основные противоречия прагматической теории ценностей:

а) между всеобщим, объективным пониманием существования ценностей и их
субъективным восприятием, зависимостью от индивидуальных потребностей и целей
субъекта (натурализация ценностей);

б) между пониманием «ценностей — полезностей» как универсальных инструмен
тов деятельности людей и индивидуальным отрицанием объективного характера социо
культурных ценностей;

в) между реальным многообразием субъект — объектных взаимодействий и сведе
нием этого многообразия к отношению пользы для субъекта в повседневной жизни (ак
сиологический редукционизм).

  1. Выявлена социокультурная основа формирования противоречий между ценностями и прагматической полезностью, заключающаяся в объективно существующей дихотомии, раскрывающейся в противоположности утилитарно-практических установок повседневности и мировоззренчески-смысловых установок духовного бытия.

  2. Сформулированы основные противоречия между культурными ценностями и прагматической полезностью в их существовании и восприятии на современном этапе. К ним можно отнести:

  1. дисбаланс между технологически-производственной, рыночной сферой социокультурного бытия и экзистенциально-ценностной, при котором первая сфера «подавляет» вторую на основе объективной логики исторического процесса;

  2. противоречие между ценностями реального мира и «полезностями», имеющими все более виртуальный характер. При доминировании «полезностей» над ценностями данное противоречие введет ко все большей технизации и ирреализации человеческого бытия;

3) противоречие между поливариантностью ценностей различных культур и
стремлением создать модель единой культуры с едиными смыслозначимыми установка
ми. В результате происходит минимализация культурных норм, ценностей, их унифика
ция на основе понижения духовно-смыслового содержания данной модели культуры,
тяготение к ее формально-функциональному воплощению в социокультурном бытии.

7. Выявлено, что полезная составляющая культурных ценностей и ценностная со
ставляющая прагматической полезности являются основой для их взаимодействия в со
циальном процессе. Абсолютизация принципа полезности и формирование иллюзорной
гиперценности — удовольствия, выступающей в современном социокультурном бытии в
качестве аттрактора, грозит гибелью человека, общества, культуры. Тем самым насущной
необходимостью становится наполнение аксиологическим содержанием прагматической
полезности.

В результате диссертационного исследования были получены основные положения, выносимые на защиту:

  1. Культурные ценности, являясь неотъемлемым элементом человеческого бытия, воплощают в себе смысловую характеристику социокультурной деятельности как на его определенном историческом этапе, так и в жизни человечества в целом. Они представляют собой объективированные, надындивидуальные упорядоченности, так как несут в себе не только содержание личного бытия индивида, но и объективно-субъективное, природно-социальное содержание человеческого бытия в целом, являясь результатами, средствами и целями человеческой жизнедеятельности, проявляющимся в оценке.

  2. Культурные ценности имеют множество оснований для классификации, в той или иной мере представленных в аксиологических воззрениях различных мыслителей. С нашей точки зрения за основу классификации можно взять особенности существования ценностей в различных сферах социального бытия.

  3. Место ценностей в социальном бытии предопределено социальной деятельностью людей. Ценности культуры, на наш взгляд, занимают «промежуточное» положение между предшествующей и настоящей, настоящей и будущей деятельностью людей, объ-ективируясь в качестве «положительных» результатов человеческой жизнедеятельности в общественном и индивидуальном сознании. Ценности выполняют роль аттракторов, способствуя целостности общества, культуры, общественного и индивидуального сознания, социокультурного бытия в целом.

  4. Культурная ценность отражает момент вечного, экзистенциально-смыслового в человеческой жизнедеятельности. Ценности же культуры — преломление этого смысла в определенной культуре народа, выражение конкретно-исторического аспекта культурной ценности.

  5. Прагматическая полезность является модификацией утилитарной составляющей социального бытия как неотъемлемого элемента человеческой жизни, связанной с социокультурной динамикой индустриального и постиндустриального общества, реализуемой на основе культурных традиций западного социального организма с присущим ему типом ментальное. Прагматизм «натурализирует» сущность ценности, элиминируя такие ее характеристики как социальность, вплетенность в социокультурную жизнедеятельность.

  6. Логика развития современного социального бытия приводит к доминированию прагматической полезности во взаимодействии ее с культурными ценностями, к замещению их технорациональными феноменами. Это приводит к дисбалансу между культурой

и цивилизацией. Противоречия взаимодействия между современными культурными ценностями и прагматической полезностью являются следствием дисбаланса между технологически-производственной сферой социокультурного бытия и экзистенциально-аксиологической.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Данное диссертационное исследование может помочь более глубокому изучению социальной философии, истории и теории культуры, а также более полному рассмотрению вопросов, связанных с изучением современной западной философии. Анализ взаимодействия культурных ценностей и прагматической полезности в качестве элементов современного социального бытия способно помочь студентам и всем тем, кто интересуется спецификой развития современной культуры, выявить доминанты современного социокультурного развития, определить его основные закономерности и лучше ориентироваться в современных социокультурных проблемах.

Апробация работы.

Основные положения диссертации были апробированы в выступлениях па международных, межвузовских научно-практических конференциях, в работе III и IV Российского Философского Конгресса, в выступлениях на Армавирских Философских Чтениях, на теоретических семинарах кафедры философии и культурологии Армавирском государственном педагогическом университете, в чтениях лекций по курсам философии, истории философии, социальной философии, культурологии, а также в четырнадцати публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих восемь параграфов, заключения и библиографии, включающей 339 наименований, в том числе 87 работ на иностранных языках. Общий объем работы 155 страниц.

Похожие диссертации на Прагматическое отношение к культурным ценностям в современном мире: социально-философский аспект