Введение к работе
Актуальность темы месяедоммшя. Для понимания природы тех или иных сфер духовной кизни необходимо исследовать характер их зависимости от практических обстоятельств жизни людей. Сложность развития духовной жизни общества выражается, в частности, в том, что в ней адекватные отражения действительности соседствуют с иллюзиями, объективно истинные идеи - с заблуждениями. Это связано со сложностью и противоречивостью развития общества в целом. Иллюзии, как и заблуждения, являются неотъемлемым элементом духовной сферы. Речь идет о содержаниях, которые не являются продуктами сознательного обмана или случайных ошибок, а с неизбежностью порождаются объективным ходом общественной жизни. Такие явления представляют собой необходимые формы движения человеческого духа, без которых невозможно и адекватное знание.
В объективно-иллюзорной форме может происходить и осмысление ценностного выбора. Особенности процесса ценностной ориентации в значительной степени обусловлены ситуацией отчуждения, а отчужденные отношения реальной действительности порождают и отчужденные формы ее воспроизведения. Специфика категории отчуждения такова, что она позволяет стввить и решать вопросы не только о наличии корелляций между содержаниями духовной жизни и определенными моментами практического движения, но и о конкретном механизме их взаимосвязи, о том, каким образол отношения практической жизни трансформируются в образ мыслей людей. Эти проблемы не получили должного освещения в существующей литературе, ютя их решение имеет существенное значение для теории религиоведения.
Особую актуальность исследование отчуждения приобретает сегодня еще и потому, что в последнее время это понятие все чаще зстречается не только на страницах специальных статей и
- г -
«
монографий, но и в политических выступлениях, журналистских репортажах, публицистике и т.п., и далеко не всегда смысл, вкладываемый в этот термин, близок к тому, какой он имеет в научной литературе. Речь идет не просто об измевении содержания понятия, но об опасности профанации гуманистического содержания концепции и "идеологизированной деформации" теории в целом, в связи с чем особое значение приобретает профессиональная разработка и научное уточнение категории отчуждения.
Станет, раэработапосга темы. ПОДХОД к анализу соответствующих вопросов с точки зрения концепции отчуждения как методологический принцип в отечественной философской литературе освоен достаточно хорошо. Понятие отчуждения проанализировано в работах Г.С.Батищева. Б.Н.Воронцова, Ю.Н.Давыдова, Н.И.Дряхлова, С.Н.Ковалева, Р.А.Лнчковского, В.А.Мосолова, И.С.Нарского, А.П.Огурцова, Т.И.Ойзермана, Д.Д.Рябове, Э.м.Снтннкова, А.И.Титаренко, в диссертациях В.Д.Иванова, В.А.Капустина. В.И.Колосницына, В.К.Кравченко, Ф.И.Минюшева, И.Н.Панфилова, В.Н.Песенко, Б.С.Плотникова, Т.И.Синициной, ЛЛолопцевой, Е.Г.Шершакова и других авторов. Однако, говоря об отчуждении, исследователи преимущественно обращаются к его обіеитивнні проявлениям в базисных и надстроечных сферах, в то время каї отчуждение в идеальной, духовной сфере исследовано в гораздс меньшей степени. При анализе того, какие именно деформациі происходят в духовном мире личности в условиях отчуждения и каї они проявляются в религиозном сознании, мы опирались на труді исследователей, работающих в различных областях философии і психологии. Так, больвое значение для раскрытия наией темы имелі работы по теории сознания и по проблеме идеального; в первуї очередь тут следует назвать труды И.К.Намардаввнли, еп исследования по теории сознания и по проблеме превращенных форм, і
также работы В.С.Барулина, Д.И.Дубровского, Э.В.Ильенкова, Э.Г.Классена, A.M.Коршунова, Н.Б.Шулевского. Нельзя не упомянуть также работу В.И.Копалова,посвященную анализу фетишистских форм сознания. Мы имели также возможность опереться на обширную и разнообразную литературу по психологии самосознания - на труды А.Н.Леонтьева, Ф.Е.Василюка, И.С.Кона, Р.Мейли, Г.П.Розена, А.Г.Спиркина, В.В.Столина, П.Р.Чаматы, И.И.Чеснокова, Е.В.Черносвитова, Е.В.Шороховой и других. Многочисленные работы посвящены исследованию религиозного сознания, его сущности, структуры, ценностного содержания: это труды Ю.Ф.Борункова, В.И.Добренькова, В.И.Колосницнна, ІІ.Н.Медведева, К.И.Никонова, М.П.Новикова, А.А.Радугина, З.А.Тажуризиной, В.А.Тереховой, Д.М.Угриновича, И.Н.Яб-локова. Однако проблема ценностного выбора в религиозном сознании в контектсте концепции отчуждения и объективных иллюзий не получила в этих работах должной разработки. цель диссертации заключается в том, чтобы проследить, каким образом те деформации, которые происходят в духовном мире человека, прежде всего в ценностно-нормативной сфере сознания, выражаются в религии. Достижение этой цели предполагает решение ряда задач, главными из которых являются следующие:
- проанализировать происхождение и сущность тех феноменов
сознания, которые несут в себе, кроме "прозрачного",
эксплицированного содержания, содержание латентное,
неосознаваемое;
рассмотреть воздействие отчуждения на духовный мир личности; показать проявления отчужденного самосознания в ценностной ориентации индивида;
- рассмотреть условия, основания и личностные детерминанты
ценностного выбора; исследовать суцественные для религиозного
сознания способы ценностной ориентации;
- построить типологию отчужденных состояний; ВИЯВІТЬ тип
ценностной ориентации для каждого вида отчуждения; показать
выражение в сфере религиозного сознания каждого из видов
отчужденного самосознания, представленных в типологии.
Научмя можгатя работы состоит в следующем:
выявлены основные признаки, характеризующие объективные иллюзии общественного сознания: во-первых, а ті идеи имеют символическую природу, они способна нести и выражать некоторое имплицитное содержание, которое усваивается индивидвми в ходе практического взаимодействия, не получая рациональной экспликации; во-вторых, они отличаются повышенной устойчивостью перед лицом рациональной критики, их невозможно по желанию "внкинуть из головы"' или устранить из общественного сознания методами "разоблачения"; в-третьих, они теснейшим образом связаны с регулированием поведения и взаимодействия людей, а посредством этого - с регулированием системы общественных отношений в целом.
выделены два ряда детерминации в генезисе содержаний сознания: "вертикальный" (предполагающий преимущественное действие механизмов нижних уровней, скрытых от субъекта сознания) и "горизонтальный" (который предполагает "представленность" или "представимость" развития всего идеального процесса в сфере непосредственного звания);
рассмотрены основные моменты отчужденного самосознания: внутренняя конфликтность личности, разобщенность "полярностей" самосознания, противоречие между "внутренними" и "внешними" основаниями ценностной ориентации, отсутствие в содержаниях Эталона Я абсолютной и безусловной ценности личности, что может вести к обесценению собственного "я", нарушение механизмов ценностной самоидентификации;
выявлены основные предпосылки процесса ценностной
ориентации индивида в условиях отчуждения (ситуация аксиологического плюрализма; преобладание в общественном сознании систем ценностей, не признающих абсолютную ценность личности; возможность противоречия между внешней оценкой и самооценкой; давление систем ценностей, пользующихся преимущественный социальным признанием);
дана классификация типов отчужденного самосознания, осуществленная на основе выделенных в ходе анализа параметров состояния духовного отчуждения индивида.
Методология к источник* исследования. Методологию исследования составили труды, посвященные анализу проблем отчуждения, объективных иллюзий, религиозного сознания.
Нами был использован разнообразный материал, содержащий информацию о выявленных признаках религиозного сознания, начиная от обыденных представлений "рядовых верующих" и кончая священными книгами и религиозно-философскими учениями. Ш использовали тексты Ветхого и Нового Завета, сочинения Н.Бердяева, С.Кьеркегора, а также материал художественной литературы (роман Ф.Достоевского "Братья Карамазовы",- роман Мельникова-Печерского "В лесах", роман Л.Толстого "Вовна и мир").
Научная и практическая значимость результатов, полученных в ходе исследования, состоит в том, что они могут быть использованы при подготовке общих лекционных курсов, спецкурсов, методических материалов по философии, истории философии, религиоведению и т.д.
Авпробапия работы. Основные положения и результаты исследования отражены в научных публикациях. Отдельные аспекты диссертации использованы в семинарских занятиях со студентами ГАНГ ии.И.Ы.Губкина.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ 24 марта 1992 года и
рекомендована к защите.
структур» работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав (шести параграфов), Заключения и Библиографии.