Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности модернизации семейно-правовых норм шариата в современных условиях (По материалам стран Зарубежного Востока) Валиева, Барно Саидовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Валиева, Барно Саидовна. Особенности модернизации семейно-правовых норм шариата в современных условиях (По материалам стран Зарубежного Востока) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.06.- Ташкент, 1988.- 20 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность те;.м исследования. ХХУП съезд КПСС определил качественно новые задачи идеологической работы в связи с курсом партии на ускорение социально-экономического, научно-технического развития страны.

Атеистическое восстание как составная часть идеологической работы должно быть подушено основным задачам, решаемым советским обществом под руководством Ко'лмуяистической партии. Значение атеистического воспитания заключается в том, что оно призвано утверждать среди зсех слоев населения научное мировоззрение, повышать трудовую и общественную активность людей, раскрывать их творчеокие силк и способности, формировать активную жизненную позицию. С этой целью, как отмечено в Программе КПСС, "партия г~пользует средства идейного воздействия для широкого распространения научно-материалистического миропонимания, для преодоления религиозных предрассудков, не допуская оскорбления чувств верующих".

Данное исследование вносит некоторый вклад в решение задач, поставленных перед обществом в области научно-атеистического воспитания советских людей. Актуальность теі.и вазвана необходимостью исследовать сущность и особенности модернизации сеыейнс—правовых норм шариата в странах мусульманского Востока,,

Сложность реиения женского вопроса в странах мусульманского Востока обусловлена не только вековой отсталостью еще в недавнем прошлом колониальных и зависимых народов в экономическом и культурном отношении, но и сильнім влиянием институтов ислама в общественно-политической и личной жизни мусульман. Неравноправное положение мусульманской женщины было закреплено в. Коране и иарна-те. И хотя на протяжении многих веков социальная жизнь мусульман подвергалась изменениям, устаревши установления ислама сдергивают радикальное решение женского вопроса. Особенно это относится к семейно-бытовкм, в частности к семепно-брачкнм отношениям. Институт семейно-брачных отношений наиболее консервативен, труднее . поддается влиянии новых идей. Не случайно, что мусульманские идеологи и другие представители общественности мусульманских стран придерживаются мнения, что женщина должна быть освобождена, насколько это возможно, исходя из устоев Корана и шариата.

КПСС. Съезд (27"; 1986; Москва). Материалы ХХУП съезда КПСС. -М.: Политиздат, 1986. - С.І65.

Изучение мусульманского права (шариата) в последние годы всё чаще привлекает внимание ооветеких и зарубежных исследователей. Интерес к этой проблеме представляется вполне закономерном, если учесть огромное влияние, которое оказало мусульманское право на историю государства и права целого ряда стран зарубежного, в частности, Арабского Востока. В современных условиях многие важные сферы общественных отношений регулируются новыми законодательствами, вытеснившими традиционное мусульманское право. Однако определенные сферы жизни (семейное, наследственное право и др.), в большинстве стран ими но регулируются, оставаясь объектом действия традиционного мусульманского права, которое, в свою очередь,, находится в теснейшем взаимодействии с религиозно-нравственными предписаниями ислама, определяющими положение и роль женщины в семье и обществе.

"Возрожденческая" волна, поднявшаяся з исламском мире, захлестнула, безусловно, и правовую сторону жизни, что проявляется в восстановлении шариатских судов и некоторых положений шариата. Это коснулось и сферы семейно-брачного прав;.. Во многих странах новые конституции (А.Р.Е. - 1971г., Сирии - 1973г., Пакистана -1973г., Ирана - 1979г...'и др.)-объявляют шариат источником законодательства. Мусульманские "возровденцы" или "фундаменталпоты" призывают к ревностному соблюдению всех предписаний шариата (и иа лама в целом), в том виде, как они были сформулированы во времена раннего средневековья. Фундаменталисты требуют полной иоламизации общества и возрождения всех морально-зтичеоких норм шариата. Вмео те о тем продолжают сохраняться, а в отдельных случаях и усиливаться модернистские тенденции.

В этих условиях критический анализ модернистской интерпретации семейно-правовых норм шариата приобретает определенный интерес и актуальность.

'/сходя из того, что женщины Востока все решительнее выступают за признание своего человеческого достоинства, за равноправие с мужчинами как в общественной, так и в личной, семейной жизни, а таю» из того, что уровень воспитания и образования женщин чре; вычайно важен-для подрастающего поколения, а значит для будущего

См.: Мусульманское право (структура и основные институты). -Ы.: Институт государства и права АН СССР, 1984. - С.З.

См";: Чиркая В.Е. Мусульманская концепция права // Мусульмански'

ПрЕБО... . - С.7.

общества, станет ііоішїон интерес автора диссертации к данной проб -ламе, тем более, что проблема модернизации ислама за рубежом остается у нас еще недостаточно изученной. Отсюда вытекает необходимость изучать все изменения, происходящие в зарубежном исламе, подвергать их анализу и критике, основываясь на марксистско-ленинской методологии, проводить в условиях современной педологической борьбы пропаганду нашей идеологии, нашего образа жизни.

Степень разработанности проблемы. Следует отметить, что исследований, посвященных модернизации ислама, в общем-то немного, хотя в последние годы интерес к её изучении возрос значительно, что было обусловлено необходимостью изучить процессы активизации ислама за рубежом, действие так называемого "исламского фактора". В этом плане особый интерес представляют работы, внесшие значительный вклад в изучение проблем реформации и м.деряиаации ислама в нашей стране и за рубежом, в исследование теоретических и политических элементов модернизма в социалистической и несоциалистической формациях. Это исследования А.И.Абдусамедова, А.А.Артыкова, А.Ахмедова, Н.Ашрова, А.Б.Базарова, Н.И.Ьлрончаниной, С.М.Гаджи-ева, А.А.Долияиной, И.М.Джаббарова, .А.И.Ионовой, Г.М.Каримова, И.Ю.Крачковского, А.Е.Крымского, З.И.Левина, М.В.Малзоковского, А.М.Маоалиева, И.П.Петрушевского, Л.Р.Полонской, М.И.Садагдара, Т.С.Саидбаева, Л.Р.Сюкияйнена, М.Т.Степаняяц, М.А.Усманова, труды которых включены в "Список использованной литературы", а также труды и сборники, выпущенные авторскими коллективами, работы которых перечислены в "Списке использованной литературы", 3 свете .< этих исследований, затрагивающих вопросы эволюции ислама, в т.ч. его модернизации рассматривается в большей или меньшей степени проблема "ислам-женщина".

Исследованию проблемы "ислам-женщина" посвящены труды совет
ских ученых - М.В.Вагабова, Р.Маджидова, Н.И.Ворончаниной, Б.П.
Пальваяовой и др. ф ь

В определенной ыере проблема положения женщин в арабских странах исследовалась советским ученым Л.И.Шайдуллиной в книге "Арабская женщина и современность". Автор показывает роль арабской женщины в национально-освободительных движениях и современной социально-эк чоыичеокой и политической жизни, раскрывает от-

Шайдуллина Л.И..Арабская женщина и современность, - М.: Наука, 1978. 199 с.

4 ношешіе деятелей ислама к воспитанию и образованна жеші»ки, её роль в обществе, анализирует некоторые концепции современных мусульманские идеологов, каоаюігихся положения кенцины в исламе. Вместе с тем такая важная проблема, как особенности теории и практики модернизации семойно-правовых норм шариата в зарубежном исламе еце но получила должной разработки. Не умаляя научной и практической ценности близких к теме трудов и непосредственно работы Л.И.Шайдуллиной, отметим, что исследуемая проблема в силу своей обширности и многогранности, а также сложности требует своего более конкретного изучения и углубленной разработки.

В соответствии о целями и задачами исследования било обстоятельно проанализировано и подвергнуто критическому рассмотрению больное количество произведении мусульманских реформаторов и модернистов арабское стран, а такке Индии, Пакистана, Афганистана периода со второй половины XIX в. и до наших дней - Аббаса Махмуд аль-Аккада, Абд аль-Каййдаа, Афифа Абд аль-Фаттаха Таббара, Аль-Бахи аль-Хули, пбдаллаха Афифи, Атыййя Сакра, Ахмада аш-Шантакави, Гама-ля Бадави, Исмаила аль-фарукн, Касима Амина, Чустафы Мухаммеда аль-Хадади ат-Tafipa, Іїухаммада Зикрия аль-Бардаси, Мухаммеда ибн Алави алъ-Малики аль-Хасани, Надяиба Джамалъ ал-Дина и Шахады аль-Хурк, Рауфа аш-Шалаби, Салаш Мусы, Сайда аль-Афгани, Сайда ибн Абдаллаха Сайф аль-Хатими, Таха Абд аль-Бакц Суррура, Фарруха Омара и др.

Автором привлечены в научный оборот также работы многих известных арабских писателей и историков, в которых исследуется деятельность мусульманских реформаторов и современных модерниотов. Это - Ахмад-Хаки, Абд-аль-Касем Мухашад Карро, Джорджи Зейдан, Джамиль Дкабр, Sopac Ханна, Имла Фарис Ибрахим, Кбрахим Абд о и Иафан Дуррнййя, Мохир Хасан Фехма, Мухаммед Даамнль Байхам, Осман Амин, Сулзйман ад-Дарбанди и др.

Диссертантом использованы такие в первую очередь материалы известного каирского журнала "Аль-Манар", журнала "Минбар аль-ис-лаі.і" - "Трибуна исламского мира" - органа Высшего Совета АРЕ по делам ислама, действующего как центр по координации деятельности мусульманских университетов в составе представителей почти 70 стран Кроме того, бы::1 использованы журналы "Даъ'вату - ль-хакк" и "Аш-.Пуббану-дь-муслимин". Переводы арабских текстов, цитат из вышеназванных источников осуществлены диссертантом.

Цель исследования. Целью диссертационного исследования было проведение обзора и критического анализа модернизация семейно-брачных норм мусульманского права (шариата), изучение целей и социального содержания современного мусульманского модернизма, определение объективных и субъективных причин модернизации религиозно-нравственных предписаний ислама, определяющих положение и роль женщины в семье к обществе.

Осуществление поставленной цели было связано с решением следующих задач:

выявление общего и особенного в реформаторском движения и современном модернизме в исламе за рубежом в рамках решения женской проблемы;

раскрытие причин и предпосылок процесса эмансипация мусульманских женщин з арабских странах;

осуществление сопоставительного анализа трактовки статуса женщины в исламе представителями ортодоксально-традиционалистского и модернистского течений в исламе;

критическая оценка сущности модерн-.отской интерпретации семейно-правовых корм шариата, её результатов и перспектив.

Научная новизна исследования состоит в том, что в ней выдвигается в качество самостоятельного предмета изучения такая важная и малоизученная проблема, как модернизация семейно-правовых норм шариата на Арабском Востоке. Это исследование проделано на основе анализа впервые введенного в научный оборот значительного объема первоисточников на арабскэм-и др. иностранных языках, охватывающих период со второй половины XIX в. и до настоящего времени.

Б работе подвергается научной критике модернистская трактовка семейно-правовых норм шариата на Арабском Востоке' и частично в Индии и Пакистане, раскрывается её суть, которая сводится в конечном счете к тому, что её представители старались и стараются примирить учение ислама с современностью, найти в нем обоснование ..тем политическим, экономическим и социальным изменениям в жизни, которые в той или иной степени затрагивают женщин.

-В диссертации раскрывается нереальность попыток модернистов решить проблему эмансипации женщины - мусульманки в религиозных рамках.

- Выявляется, что одним из факторов, тормозящее процесс эман
сипации мусульманки является религиозно-нравственные предписания
ислама', отракенные в семейно-правовых нормах шариата.

- Выявляется также, что одним из препятствий на пути к зман-сипации мусульманки является то, что многие женщины не осознают вполне своего неравноправного положения, или, сознавая это, не осмеливаются подвергать сомнению традиционные принципы социального статуса мусульманки.

Практическая ценность диссертации заключается в том, что в ней подвергается марксистскому анализу большой и разнообразный материал, имеющий немалую познавательную ценность. Вводимый автором в научный оборот новый фактический материал может быть использован: І) в дальнейшей научно-исследовательской работе по проблемам современного состояния и идеологии ислама; 2) для разоблачения враждебных акций клерикальных антикоммунистов, стремящихся использовать религиозный фактор в антисоветских, антисоциалистических целях; 3) как весомый аргумент в борьбе против концепций буржуазно-клерикальных фальсификаторов, направленных на искажение сущности марксизма-ленинизма в области теории и практики эмансипации женщины; 4) партийными и советскими органами в работе по формированию научно-материалистического, атеистического мировоззрения у женщин в республиках Средней Азии, Казахстана, в целом в регионах традиционного распространения ислама в СССР; 5) в отдельных вузах республики при чтении специальных курсов по современному иол; :лу; 6) в пропагандистской работе,- а также при чтении соответствующих лекций по научному атеизму в институтах повышения квалификации, в женских педагогических училищах и техникумах, на заводах и фабриках, где преобладает женский контингент, в колхозах и совхозах республики.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют труды и отдельные указания классиков марксизма-ленинизма, . посвященные проблемам атеизма и критике религии, женскому вопросу,

В работе были использованы материалы ХХУП съезда КПСС и XXI съезда КП Узбекистана, пленумов ЦК КПСС и ЦК КП Узбекистана по идеологическим вопросам, а гакке труды специалистов по научному атеизму, советских востоковедов и исламоведов.

Апробация работы. Основное содержание диссертации изложено в опубликованных четырех статьях, а также в докладах, сделанных диссертантом н« конференциях. Диссертация обсуждалась на совместном заседании секторов научного атеизма и истории общественно-философской мысли Института философии и права им.И.М.Муминова АН УзСС7\ а такие на заседании кафедры истории и теории атеизма

7 ашГУ кіл.З,И.Ленина и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, двух глав, включения( Сшісіса использованной литературы.

Похожие диссертации на Особенности модернизации семейно-правовых норм шариата в современных условиях (По материалам стран Зарубежного Востока)