Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Новое религиозное объединение Ананда Марга в странах Дальнего Востока и в России Романова Елена Геннадьевна

Новое религиозное объединение Ананда Марга в странах Дальнего Востока и в России
<
Новое религиозное объединение Ананда Марга в странах Дальнего Востока и в России Новое религиозное объединение Ананда Марга в странах Дальнего Востока и в России Новое религиозное объединение Ананда Марга в странах Дальнего Востока и в России Новое религиозное объединение Ананда Марга в странах Дальнего Востока и в России Новое религиозное объединение Ананда Марга в странах Дальнего Востока и в России Новое религиозное объединение Ананда Марга в странах Дальнего Востока и в России Новое религиозное объединение Ананда Марга в странах Дальнего Востока и в России Новое религиозное объединение Ананда Марга в странах Дальнего Востока и в России Новое религиозное объединение Ананда Марга в странах Дальнего Востока и в России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Романова Елена Геннадьевна. Новое религиозное объединение Ананда Марга в странах Дальнего Востока и в России : диссертация... кандидата философских наук : 09.00.13 Москва, 2006 297 с. РГБ ОД, 61:07-9/382

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I

1.1

1.2

ГЛАВА II

2.1

Социальные и правовые условия деятельности новых религиозных объединений в странах Дальнего Востока и в России

Критерии определения новых религиозных объединений в России, Китае, Корее, Японии и Монголии

Законодательная практика и социально-политические условия деятельности новых религиозных объединений

Ананда Марга как феномен новых религиозных объединений

Особенности Ананда Марга как религиозного объединения, основные этапы становления и организационно-структурного выстраивания системы «учитель-ученик» Ананда Марга

2.2

Деятельность Ананда Марга в странах Дальневосточного региона.

ГЛАВА III

Спиритуальное учение и социальные теории Ананда Марга

3.1

Наука Тантры: учение о духовном росте, парафизиология и йогическая практика Ананда Марга

3.2

Социальный универсализм Ананда Марга: идеалы неогуманизма и теория Прогрессивного Использования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ГЛОССАРИЙ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Введение к работе

Глубокий интерес к многогранной религиозной проблематике и ее правовому регулированию на современном этапе пронизывает все сферы общественного и научного сознания. Рожденный в XX веке, на рубеже нового столетия этот интерес перерос узкие академические и богословские рамки, и не редко дискуссии по религиозной проблематике приобретают остро политический характер. Не случайно, за последние 10-15 лет чрезвычайно возросло количество международных конференций, съездов, симпозиумов, посвященных различным аспектам религиозной жизни, взаимодействию государственных систем, общества и религиозных объединений. Подобные мероприятия становятся традиционными и все чаще собирают не только узкий круг специалистов, но и множество политических, общественных деятелей, юристов, представителей духовенства, включая высших церковных иерархов, даже первые лица государств считают своим долгом, так или иначе, принять участие в таких тематических собраниях1.

Лейтмотивом широких дискуссий является необходимость утверждения принципов межрелигиозного и межнационального согласия, терпимости и взаимного уважения, подтверждение важности идей гуманизма, являющихся стрежневой основой культурно-религиозных ценностей и базовыми категориями государственно-правовых систем мирового сообщества. Неминуемое в этой связи развитие тезиса о необходимости налаживания партнерства государственных структур и религиозных объединений нередко приводит исследователей к выводам о том, что существуют некий круг формально признанных «положительными», а также перечень множества «неформальных», «нежелательных», не одобренных властями и обществом религиозных объединений в той или иной стране, регионе, мире в целом. В деятельности этих постоянно численно расту-

1 Например, первый Съезд мировых и традиционно-национальных религий, прошедший при личном участии Президента Казахстана в конце сентября 2003 г. в Астане; аналогичный форум, подготовленный МИД России, прошедший в июле 2006 г. в Москве. Другой яркий пример, - ставшая уже традиционной международная конференция «Религия и право», проводимая Международной академией религиозной свободы религии (США).

щих объединений1 могут присутствовать криминальные и асоциальные сюжеты, но также и полностью отсутствовать. В основу негативных характеристик в последнем случае часто закладывается уровень «новизны» религиозного учения, а, следовательно, на первый план выдвигаются опасения в пугающей неизвестности, непредсказуемости, неформальности, маргинальности и др. по отношению к обществу и государству. Одной из таких ярких «контркультурных» организаций по праву можно считать международное объединение Ананда Марга, ставшее объектом изучения в настоящем исследовании. Обращение научного интереса именно к этой новой религиозной организации (далее - НРО)2 связано с целым рядом актуальных проблем и вопросов.

Актуальность работы продиктована резко возросшим после событий 11 сентября 2001 и газовой атаки в Токийском метро интересом общества и специалистов к проблемам взаимоотношений религии и террора, веры и нетерпимости, духовного долга и фанатичного насилия, а также взаимосвязанных с этим вопросов государственного контроля и допустимости прямого вмешательства в дела религиозных организаций. Таким образом, проблема религиозного экстремизма - одна из самых актуальных и, одновременно, одна из самых малоизученных. До сих пор нет четкой ясности в вопросе о том, существует ли реальная необходимость в выделении критериев именно «религиозного» экстремизма и терроризма, верно ли обосновано такое выделение и насколько оно оправдано. Ответ на поставленные вопросы интересует в равной степени как ученых, так и политиков, военных, а также службы, призванные обеспечивать государственную безопасность в разных странах.

Организация Ананда Марга долгое время во многих странах мира рассматривалась в спектре проблематики экстремизма, фанатизма и противостояния государственной власти. Нашумевшие расследования взрывов, самосожжений,

1 Подробнее см.: Григорьева Л.И. Свобода совести и актуальные проблемы государствен
но-правового регулирования деятельности новейших нетрадиционных религиозных объе
динений. Красноярск, 1999. С. 103-109. Рудаков А. Место Лютера остаётся вакантным.
«Светские богословы» реформируют православие // Независимая газета. 23 января 1998.
СП; Мчедлов М.П. Религиозность молодежи. Преодоление старых стереотипов и прева
лирование светских ценностей // Там же. С. 10; XX век - век неверия? // Независимая га
зета. 9 февраля 2001.

2 Подробный разбор приведенных терминов: новые религиозные объединения, организа
ции (НРО) и движения дан в первой главе исследования.

массовых и единичных убийств, демонстраций неповиновения, призывов к вооруженному противостоянию властям - вот сжатый перечень событий, так или иначе сопутствующих истории развития и деятельности Ананда Марга и не только на родине в Индии1. В России Ананда Марга развернула свою деятельность главным образом на Дальнем Востоке страны. Здесь в первые же годы своей деятельности организация получила не только самых преданных сторонников, но заслужила негативное отношение общественности и властных структур, вплоть до судебных разбирательств, закончившихся для Ананда Марга весьма плачевно.2 При этом важно отметить, что в зарубежной практике Ананда Марга практически ни в одном уголовном или ином расследовании, связанном с организацией, не была поставлена точка, не были названы реальные виновники. Поэтому воздержимся от категорических оценок и обвинений Ананда Марга в преступности, экстремизме и терроризме, как это делают некоторые другие исследователи.3 Сделаем упор на ее нетипичности (т.е. религиозной эзотеричности и экстравагантности внешней и внутренней атрибутики и пр.) и маргинально-сти4(т.е. в своих характеристиках не свойственной и не понятной абсолютному большинству общества, не имеющей прямой сопричастности к местным традициям и пр., в некоторых случаях непредсказуемо импульсивной, иногда ультра крайней в проявлениях).Безусловно, будучи мощной регулятивной системой, религия, оказывает сильное влияние на социальное поведение людей, это влияние иногда превосходит по силе чувства самосохранения и самообладания; чувства национального, а также семейного, кровно-родственного единства, вступая в данном случае в противоречие с принципами государственной целостности и безопасности. Но нам важно отметить и тот факт, что одновременно, религия, как никакая другая система способна особенно результативно влиять на лич-

1 Организация Ананда Марга внесена в список «террористических» в списке самого круп
ного отечественного сайта, посвященного проблемам терроризма и контртерроризма, см.:
(Дата обращения: август 2004 г.).

2 Подробнее см. главу 2.

3 См., например: Митрохин Л.Н. Религия и культура (философские очерки). М., 2000. С.
214; Огорд И. Тоталитарные секты - угроза XXI века // Материалы международной науч
но-практической конференции «Тоталитарные секты - угроза XXI века». Н. Новгород. 23-
25 апреля 2001 г. Н. Новгород, 2001. С. 75.

Этот термин был введен в научный оборот американским социологом Р. Парксом и его интерпретации означал некое «пограничное» положение личности, относительно слаженных социальных групп.

ность положительно, вплоть до прямого исполнения функции по профилактике преступности. Такие позитивные характеристики деятельности Ананда Марга, как профилактика вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни и питания, привлечение внимания общественности к широкому спектру проблем экологии, неравноправия полов и социальных слоев, жестокого обращения с животными и др. - это основы малоизвестных социально-политических, педагогических и экологических теорий Ананда Марга, функционально дополняющих доктринально-идеологический базис учения Саркара П.Р.- лидера организации.

Необходимой предпосылкой для выработки комплексного представления об Ананда Марга как о ярком представителе НРО является внимательное исследование любых теоретических разработок, касающихся сути феномена и причин развития НРО, их места и роли в истории государств, правового регулирования их взаимоотношений и проекции этих отношений в обществе.

В отечественной религиоведческой литературе 70-80-х гг. различным аспектам названной проблематики, с известным акцентом на «империалистическую сущность социального протеста», было посвящено немало фундаментальных трудов, остающихся в значительной степени интересными и информативными по настоящее время. Авторы этих работ: Л.Н. Великович , И.Р. Григулевич, П.С. Гуревич,3 К.Б. Привалов,4 Д.М. Угринович,5 а также: Е.Г. Балагушкин,6

1 Великович Л.Н. Религия и церковь в США. М., 1978; Великович Л.Н. Проблемы свободы совести и идеологическая борьба. М., 1979; Великович Л.Н. Современный капитализм и религия. М, 1984.

Григулевич И.Р. Пророки «новой истины». М., 1983; Григулевич И.Р. Папство. Век XX. М., 1982.

3 Гуревич П.С. Спасет ли Мессия? М., 1981; Гуревич П.С. Современные внеконфессио-
нальные организации в странах Запада. М., 1985; Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм?
М, 1984; Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и Восточные религиозные
культы. М., 1985; Гуревич П.С. Нетрадиционные религии в странах Запада и их влияние
на молодежь. М., 1985.

4 Привалов К.Б. Секты: досье страха. М., 1987.

Угринович Д.М. Общий кризис капитализма и религия. М., 1979; Угринович Д.М. Современная англо-американская социология религии // Вопросы научного атеизма. М., 1981. Выпуск 27.

6 Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. М., 1984; Балагушкин Е.Г., Квасникова СМ. Новые религиозные движения и секты. М., 1993; Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. М., 1999. Часть 1; М., 2002. Часть 2; Балагушкин Е.Г. Проблемы морфологического анализа религий. М., 2003; Балагушкин Е.Г. Структуры религиозной деятельности (К определению понятий «церковь», «секта», «культ», «богоискательство») // Вопросы научного ате-

И.Я. Кантеров,1 Л.Н. Митрохин,2 М.П. Мчедлов,3 Д.Е. Фурман,4 А.Н. Игнатович и Г.Е. Светлов," чьи новые исследовательские работы, продолжают развивать интересующую нас тематику уже с новых позиций, свободных от обязательного в советские годы идеологического марксистско-ленинского позиционирования.

Пожалуй, единственной фундаментальной работой зарубежного автора об НРО, переведенной на русский язык и широко растиражированной в последние годы советского периода, стала монография Буайе Ж.Ф. «Империя Муна»,6 согласующаяся не столько с принципами обязательной критики религии в целом, но в первую очередь, ввиду особой разоблачительной стилистики, в которой выдержана вся данная работа, клеймящая Церковь Объединения как пособницу

изма. М, 1989. Выпуск 39; Балагушкин Е.Г. К вопросу о «тоталитарных сектах» в современной России // Религия, Церковь в России и за рубежом. Информационный бюллетень. М., 1994. № 1; Балагушкин Е.Г. Новые религии как социокультурный и идеологический феномен // Общественные науки и современность. 1996. № 5; Балагушкин Е.Г. Типология новой религиозности // Динамика культурных и социальных связей. М., 1992.

1 Кантеров И.Я. Клерикальный антикоммунизм. М, 1979; Кантеров И.Я. Новые религии в
России и молодежь // Свеча-97. Сборник методологических и методических материалов
по религиоведению и культурологи / Ред.-сост. Е.А. Аринин. Архангельск, 1997; Канте
ров И.Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ // Рели
гиоведение. 2001. № 1; Кантеров И.Я. «Деструктивные», «тоталитарные»... и далее везде
// Религия и право. Информационно-аналитический журнал. 2002. № 1; Кантеров И.Я.
Экспертные советы как субъекты конфессиональной политики // Религия и право. Инфор
мационно-аналитический журнал. 2004. № 1; Кантеров И.Я. Новые религиозные движения
в России (религиоведческий анализ) М, 2006.

2 Митрохин Л.Н. Религиозные культы США. М., 1984; Митрохин Л.Н. Религии «Нового
века». М, 1985; Митрохин Л.Н. Религия и политика. М., 1991; Митрохин Л.Н. Религиозная
ситуация в современной России // Социологические исследования. 1995. №11; Религия и
политика в посткоммунистической России. Под ред. Митрохина Л.Н. М., 1994; Митро
хин Л.Н. Религия и культура (философские очерки). М., 2000.

3 Мчедлов М.П. Религия и современность. М., 1982; Мчедлов М.П. Политика и религия.
М., 1987; Мчедлов М.П. Как идет религиозное возрождение в России // Наука и религия.
1997. №1; Мчедлов М.П. Об особенностях мировоззрения верующих в постсоветской
России. Некоторые результаты социологического мониторинга // Десять лет по пути сво
боды совести. Материалы научно-практического семинара. М., 2002; Толерантность /
Общ. ред. М.П. Мчедлова. М., 2004.

4 Фурман Д.Е. Религия и социальные конфликты в США. М., 1981; Фурман Д.Е. Религия в
политической жизни США. М., 1985; На пути к свободе совести. Под ред. Д.Е. Фурмана.
М., 1989. Вып. 1.; Фурман Д.Е. Трагедия Джонстауна и американские секты // США: эко
номика, политика, идеология. 1979. № 6; Фурман Д.Е., Каариайнен К. Верующие, атеисты
и прочие (эволюция российской религиозности) // Вопросы философии. 1997. № 6.

5 Игнатович А.Н., Светлов Г.Е. Лотос и политика: необуддийские движения в обществен
ной жизни Японии. М., 1989; Светлов Г.Е. Новые религии Японии // Этнографическое
обозрение. 1994. № 2.

6 Буайе Ж.Ф. Империя Муна. М., 1990.

ЦРУ и пр. В других случаях, в основной массе советские издательства лишь фрагментарно и бессистемно печатали исследования зарубежных авторов, касающиеся проблем развития феномена НРО на Западе,1 старясь акцентировать внимание лишь на том, что НРО - это наиболее типичный пример кризиса религии, ее традиционных институтов и капиталистического строя в целом.

После 1991 г. и вплоть до середины 90-х гг. число работ зарубежных авторов в России стало расти в первую очередь за счет стараний издательств протес-тантских конфессий Не имея собственной исследовательской базы по вопросам НРО, к зарубежным протестантским авторам, стали обращаться даже православные издательства.3 Тематические публикации иностранных исследований в научных изданиях4 или отдельных монографий и трудов5 были и остаются немногочисленными, несмотря на востребованность.

Как правило, перепечатки материалов из иностранных журналов можно было прочесть в журнале «За рубежом», см., например, калейдоскопы данного журнала от 21-27.05.1976. С. 17; 1982. № 19. С. 14. В других изданиях: Олдридж Д. Враги культуры у нашего порога // Коммунист. 1982. № 3; Тимошин Л. США: Новые «культы» и молодежь. // Наука и религия. 1982. № 7; Тимошин Л. Сайентология: фантастику - в бизнес // Наука и религия. 1985. №№ 2,4.

2 См., например: Анфьюзо Ф., Кимбалл У., Хоббс Д., Эдварде Т., Эстес М. Христианство,
культы и другие религии. М., 1993; Уолтер. М. Царство культов. М., 1993; Ли Р., Хинд-
сон Э. Ангелы обмана. М, 1994; Макдауэлл Д., Стюарт Д. Мир оккультного. М., 1994;
Порублев Н.В. Культы и мировые религии. М., 1994; Брукс К., Робертсон И. Дух истины и
дух заблуждения. Новосибирск, 1994; Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики. М., 1995.

3 Например: Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. М.- Клин: Изд-во Братства Святи
теля Тихона, 1995; Хаус Р. Секта мормонов: тайный оккультизм под маской христианства
// Материалы международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты -
угроза XXI века». Н. Новгород. 23-25 апреля 2001 г. Н. Новгород: Изд-во Братства св.
А. Невского, 2001. С. 40-43; Гандоу Т. История развития концепции свободы совести:
американский и европейский подходы // Там же. С. 17-26.

4 См., например: Бойл Дж. Дж. Секты-убийцы. (Главы из книги) // Иностранная литерату
ра. 1996. № 7. С. 208-261; Каариайнен К., Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие (эво
люция российской религиозности) // Вопросы философии. 1997. № 6; Моран Г. Что такое
религиозная свобода? Что должен гарантировать закон? // Религия и право. Информаци
онно-аналитический журнал. 1997. № 1; Вуд Дж. Э. Право человека на свободу религии в
истории и международной перспективе // Там же. 1999. № 1. Дэвис Д. Религиозные ини
циативы нового президента США: реакция общества и перспектива // Там же. 2001. № 3;
Сьюэлл Э. Веротерпимость - основа международной стабильности и национальной безо
пасности // Там же. 2004. № 1.

5 Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994; Элиаде М. Кулиано И. Словарь религий, об
рядов и верований. М.-СПб., 1997; Элиаде М. Трактат по истории религий. Спб., 2000. В 2
тт.; Баркер А. Новые религиозные движения. Практическое введение. СПб., 1997; Вандер-
хилл Э. Мистики XX века. Энциклопедия. М., 1996; Бросс Ж. Духовные учителя / пер. с
франц. С. Васильевой и Н. Мультатули. СПб., 1998; Дурэм У.К. Перспективы религиозной
свободы: сравнительный анализ. М., 1999.

Издаваемые в этот период отечественные научные исследования скорее относились к разработкам более раннего времени. В чем-то откорректированные в связи новыми веяниями кон. 1980-х и сменой идеологической и политической парадигмы в стране в нач. 1990-х гг., такие исследования представляют значительный интерес, раскрывая как отечественный опыт осмысления феномена НРО,1 так и, во многом интересный и в какой-то мере назидающий, зарубежный опыт.

С середины 1990-х гг. появляются первые работы отечественных авторов, рассматривающих все НРО сквозь призму православной церковной догматики. Одновременно, в 1990-е гг., особенно со 2-ой половины десятилетия, начинают издаваться новые работы светских авторов, которые можно разделить на 2 категории: 1) научные исследования, в тот период немногочисленные и еще весьма далекие от масштабных выводов, скорее заявляющие о постановке проблемы изучения НРО и о спектре проблематики в этом направлении;4 2) исследования НРО, не согласующиеся с принципами религиозного плюрализма и терпимости инакомыслия, часто не вуалирующие при этом конфессиональную или националистическую подоплеку.5 К этой же категории исследований можно отнести

Иваненко СИ., Трофимчук Н.А. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды. М, 1991; На пути к свободе совести. М., 1989,1993 - вып. 1.2.

2 См., например: Ткачева А.А. «Новые религии» Востока. М, 1991; Религия и церковь в
западном обществе XX в. М., 1992; Светлов Г.Е. Новые религии Японии // Этнографиче
ское обозрение. 1994. № 2. С. 58-70.

3 См., например: Дворкин А.Л. Десять вопросов навязчивому незнакомцу. (Пособие для
тех. кто не хочет быть завербованным). М., 1995; Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитар
ные секты. Н. Новгород, 2000; Классификация тоталитарных сект и деструктивных куль
тов Российской Федерации. (В помощь епархиальному миссионеру). Белгород: Миссио
нерский отдел МП РПЦ, 1996; Новые религиозные организации в России деструктивного
и оккультного характера: Справочник / Сост. И. Куликов. Белгород: Миссионерский отдел
МП РПЦ. Информационно- аналитический вестник, 1997. № 1; Криминогенность тотали
тарных сект // Радонеж. 1996. № 21-24; Православная церковь. Современные ереси и сек
ты в России. СПб., 1995, Житомир, 2001; Кураев. А. Уроки сектоведения. Как узнать сек
ту. На примере движения рериховцев. СПб., 2002; Определение о псевдохристианских
сектах, неоязычестве и оккультизме // (Дата обра
щения: август 2004 г.); Итоговое заявления конференции «Тоталитарные секты (деструк
тивные культы) и права человека» // Там же.

4 На пути к свободе совести. М.: 1989, 1993, 1996 - вып. 1-3; Филатов СБ. Современная
Россия и секты. // Иностранная литература. 1996. № 8; Религия и политика в посткомму
нистической России. М., 1994.

5 Например: Белорусов СА. Психотерапевтическое «депрограммирование» жертв псевдо
религиозных культов // Консонанс. 1995. № 1 .Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов СА. Опас
ные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996; Жириновкий В.В. Кривельская Н.В.

труды некоторых белорусских авторов, публикации которых появились в России в большом количестве1. В этих работах, фактически, была объявлена информационная и идеологическая война против инакомыслия и любой деятельности НРО в России, Белоруссии и повсеместно.

В середине 1990-х гг. озабоченность по поводу отечественной научной невнимательности к проблеме деятельности НРО, а также своеобразная характеристика издаваемой религиоведческой литературы по данной теме, была высказана одним из самых авторитетных ученых религиоведов в нашей стране профессором Н.А. Трофимчуком: «Рост объединений нетрадиционных культов и их последователей не повлек увеличения исследований данной проблемы. Практически они в России не проводятся. Только единицы ученых (Москва, Красноярск) прослеживают тенденции, происходящие в них. За последние 10 лет не издано ни одной книги по анализу их вероучения, культа и деятельности в России. Те работы зарубежных авторов, которые выпущены издательством «Протестант», не решают проблемы, т.к. их анализ остался на уровне 70-х годов в условиях Запада. Работы православных авторов тоже не решают проблемы, ибо им присущ односторонний взгляд на возникшую ситуацию. Многочисленные статьи и комментарии в СМИ противоречивы, скорее рассчитаны на сенсацию, в них отсутствует глубокий анализ»2.

Тем не менее, со 2-ой пол. 90-х гг. XX в. «трамплин ознакомления» был пре-одолен, что ознаменовало выход в свет научных монографий и справочников ,

Псевдохристианские религиозные организации России. М., 1997; Кривельская Н.В. Религиозная экспансия против России. М, 1998; Религиозная среда обитания: Оценка угроз и поиск мер защиты. М., 1998; Адливанкин И. Нашествие. В окружении сект и оккультизма. М, 2004. 1 См., например: Тайные общества и секты. Культовые убийцы, масоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики / Подгот. текста Н.И. Макаровой. Минск, 1996; Неокульты: «новые религии» века? / под ред. А.С. Майхровича. 3-е изд., доп. Минск, 2000. " Трофимчук Н.А. Нетрадиционные культы в России: особенности вероучений, социальная база и проблемы взаимоотношения с государством // Религия, церковь в России и за рубежом. Информационный бюллетень. М., 1995. № 5. С. 20.

3 Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. М., 1999. Часть 1.; 2002. Часть 2; Балагушкин Е.Г. Проблемы морфологического анализа религий. М., 2003; Григорьева Л.И. Свобода совести и актуальные проблемы государственно-правового регулирования деятельности новейших нетрадиционных религиозных объединений. Красноярск, 1999; Кан-теров И.Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ) М., 2006; Кузнецова Т.Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мё'н Муна. М., 1999; Мирошникова Е.М. Государство и нетрадиционные религиозные движения в ФРГ. Тула, 1997.

затрагивающих проблематику НРО, публикаций острых научных дискуссий , выход журналов3 и сборников трудов4, представляющих дифференцированный подход к осмыслению феномена НРО в целом, отдельных его проявлений и конкретных объединений. В тот же период появляются новые учебники и учебные пособия5, призванные сформировать у студентов, аспирантов и преподавателей комплексное понимание о феномене религии (в том числе НРО) и спектре научных проблем, связанных с религией: методологических, исторических, социологических, философских и психологических.

Любые практические шаги по исследованию деятельности НРО не будут целостными и самодостаточными без внимания к спектру правовой проблематики: аспектам развития прав личности на свободомыслие и свободу вероисповеда-

Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник. М., 1996; Новые религиозные культы, движения и организации в России. Словарь-справочник. М., 1998. Религии народов современной России. Словарь / Под ред. МП. Мчедлова. М., 1999.

2 См., например: «Круглый стол» палаты по правам человека. О соблюдении конституци
онного принципа свободы совести. Заседание 27 декабря 1996 г. // Экспресс хроника.
13.01.97; «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России («круглый стол») //
Вопросы философии. 1996. № 12. С. 3-32.

3 1. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический
бюллетень. М. Изд-во: «Луч», 1994, Изд-во РАГС, 1995 - 2002. Отв. ред. д.ф.н., проф.
Н.А. Трофимчук. 2. Религия и право. Информационно-аналитический журнал, издается с
1997 г., гл. ред. к.ю.н. А.В. Пчелинцев. 3. Религиоведение. Научно-теоретический журнал,
издается с 2001 г., гл. ред.: д.ф.н., проф. А.П. Забияко, к.ф.н. А.Н. Красников. Необходимо
отметить, что известный в советский период и широко тиражируемый журнал «Наука и
религия», в современных условиях превратился скорее в популярное издание, на страни
цах которого редко встречаются научные религиоведческие исследования.

4 В первую очередь необходимо отметить множество сборников, материалов конференций
и пр., изданных в изд-ве РАГС, под ред. проф. Н.А. Трофимчука. Далее выделим: Религи
озные организации и государство: перспективы взаимодействия. Материалы конферен
ции. Москва, 22-23 февраля 1999 г. М., 1999; Десять лет по пути свободы совести. Про
блемы реализации конституционного права на свободу совести и деятельность религиоз
ных объединений. Материалы научно-практического семинара / Под. ред. Пчелинце-
ва А.В. и Томаевой Т.В. М., 2002; Религия, политика и права человека. Материалы конфе
ренции / Под ред. А.В. Пчелинцева и Т.В. Томаевой. М., 2002.

5 Самыгин СИ., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психо
логия религии. Ростов-на-Дону. 1996; Основы религиоведения: Учебник / Под ред.
И.Н. Яблокова М., 1998; Религия в истории и культуре: Учебник для вузов / Под ред.
М.Г. Писманика. М., 1998; Лукашов В.А., Омурова Т.О., Трофимова З.П. Религиоведение.
Методика преподавания. М.-Воронеж, 2000; История религий в России: Учебник / Под
общ. ред. О.Ю. Васильевой, Н.А. Трофимчука. 2004; Религиоведение: Учебное пособие /
Науч. ред. Солдатов А.В. СПб., 2003.

ния; состоянию развития международного права и государственного законодательства в разных странах;2 аспектам истории и практики взаимоотношений государственной власти с религиозными объединениями, главным образом, в странах Запада, СНГ и Балтии, в том числе затрагивающим проблемы и конкретные факты правоприменительной и судебной практики в отношении НРО.4 Важные для настоящего исследования оценки состояния правовой ситуации и ретроспективы развития принципов религиозной терпимости в странах Дальнего Востока содержатся в исследованиях, рассматривающих религиозные феномены или в целом культурно-исторические среду в странах данного региона. В

Права человека в истории человечества и современном мире. М, 1989; Савельев В.Н. Свобода совести: история и теория. М., 1991: Религия и права человека: На пути к свободе совести. М., 1996. Вып. 3; Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия. Минск., 1997; Вуд Дж. Э. Право человека на свободу религии в исторической и международной перспективе // Религия и право. 1999. № 1.

Мировой опыт государственно-церковных отношений: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.А. Трофимчука М.. 1998; Религия и Закон. Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций. Сборник правовых актов с комментариями./ Сост. и автор комментариев А.О. Протопопов. М., 1996; Протопопов А.О. Религия и закон. Правовые основы свободы совести и деятельности религиозных объединений в странах СНГ и Балтии. Сборник правовых актов. М., 2002.

3 Клочков В.В. Религия, государство, право. М., 1978: Куницын И.А. Правовой статус ре
лигиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные пробле
мы. М., 2000; Люкс Л. Церковь и государство в коммунистической Польше: анатомия ос
вобождения // Славяноведение. М., 1996. № 2; Кравчук В.В. Государство и церковь во
Франции: отношение к новым религиозным движениям // Государство, религия, церковь в
России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997. № 2; Штерин
М.С. Межконфессиональные отношения в Англии // Там же. 1998. № 1-2; Вэбб Ф. Отно
шение к свободе совести в России и США // Религия и право. 1998. № 3; Погасий А.К.
Проблемы религиозного законодательства о свободе совести в Татарстане // Религиозные
организации и государство: перспективы взаимодействия. Материалы конференции. М.,
1999; Колодный А.Н. Религиозная свобода в посткоммунистических странах // Религия и
право. 1999. № 6; Мирошникова Е.М. Сравнительный анализ государственно-церковных
отношений и гражданская религия в Германии и России // Религиоведение. 2001. № 2;
Рингве Р. Церковь и государство в Эстонии // Религия и право. 2001. № 2; Потанина СВ.
Некоторые аспекты взаимоотношений государства и религии за рубежом // Журнал рос
сийского права. 2001. № 4; Палий М.В. Преступления против свободы вероисповедания:
изменения в уголовном законодательстве Украины // Десять лет по пути свободы совести.
М., 2002.

4 Крылова Г.А. Свобода совести на весах правосудия. М., 1998; Тихонравов Ю.В. Судеб
ное религиоведение. М., 1998; Ряховский В.В. Проблемы совести в практике европейского
суда по правам человека // Религиозные организации и государство: перспективы взаимо
действия. Материалы конференции. М., 1999; Религиозные объединения. Свобода совести
и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика / Сост. А.В. Пчелинцев,
В.В. Ряховский. М., 2001; Пчелинцев А.В. Вопросы свободы совести и вероисповедания в
практике Конституционного Суда Российской Федерации // Десять лет по пути свободы
совести. М., 2002.

этом тематическом блоке следует отметить работы как отечественных авторов, так и зарубежных2, а также материалы, содержащиеся в тематических Internet-сайтах3. В отдельную категорию исследований можно выделить работы, посвященные проблематике, затрагивающей религиозную ситуацию на российском Дальнем Востоке4.

Исследователи НРО часто интерпретируют «новизну» религии, отталкиваясь от социально-культурной традиции, в силу чего многие многовековые религиозные учения «востока» на «западе» попадают в разряд «новых». Даная пробле-

1 Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М., 1987; Васильев Л.С. История религий
Востока. Учебное пособие для вузов. 5-е изд. М. 2000; Буддизм в Японии / Под ред.
Т.П. Григорьевой. М, 1993; Ткачева А.А. Индуистские мистические организации и диалог
культур. М., 1989; Ткачева А.А. «Новые религии» Востока. М., 1991.; Игнатович А.Н.,
Светлов Г.Е. Лотос и политика: необуддийские движения в общественной жизни Японии.
М, 1989; Светлов Г.Е. Традиционные верования в Японии // Локальные и синкретические
культы. М., 1991; Светлов Г.Е. Новые религии Японии // Этнографическое обозрение.
1994. № 2; Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. М., 1983; Сафронова Е.С. Буддизм и
государство в странах буддийского мира // Мировой опыт государственно-церковных от
ношений: Учебное пособие. М. 1998; Тертицкий К.М. Китайские синкретические религии
в XX веке. М., 2000; Кузнецов B.C. Китай. Религия в обществе и государстве // Азия и
Африка сегодня. 2001. № 6; Кузнецов B.C. Политика в отношении религии в КНР // Про
блемы Дальнего Востока. 2001. № 1; Индия: Религия в политике и общественном созна
нии. М., 1991; Ланьков А.Н. Христианство в Корее // Проблемы Дальнего Востока. 1999.
№ 2; Марков В.М. Республика Корея: традиции и современность в культуре второй поло
вины XX века. Взгляд из России. Владивосток, 1999.

2 Ямаори Т. Проблемы современного сознания: японцы между религией и атеизмом / пе
ревод Ермаковой Л.М. // Восток. 1998. № 5; Ямаори Т. Блуждания богов в пространстве
японской культуры // Вопросы философии. 1998. № 2; Kitagava. J.M. Religion in Japanese
History. New York: Columbia University Press, 1990; Perspectives on Christianity in Korea and
Japan. Lewiston. Queenstone, 1995; Facts about Korea. Seoul: Korean Overseas Information
Service, 1997. Нисияма С. Изменения в послевоенных новых религиях и появление новей
ших религий // Сюму дзихо. 1986. № 3.

3 Свобода религии в Китае // /English/index.htm; Web-
сайт инф. агентства «Синхуа», на рус. яз.: ; Web-
сайт Госдепартамента США. Ежегодный доклад о состоянии религиозной свободы в мире
// ; Web-сайт организации «Дом Свободы»: .
org; Web-сайт организации «Международная амнистия»: ; Web-сайт
организации «Forum 18»: (Дата обращения на сайты: ав
густ 2004 г.).

4 Никульников В.В. Религиозная ситуация в Хабаровском крае, необходимость ее учета
при организации образовательного и воспитательного процесса // Принцип светского ха
рактера образования и проблемы его реализации в государственных и муниципальных об
разовательных учреждениях. Материалы конференции. Хабаровск, 1999; Свищев М.П.
Миссионерская деятельность в контексте геополитики. М., 1999; Межконфессиональные
отношения на Дальнем Востоке России. Владивосток, 2002; Дударенок СМ., Поспело
ва А.И., Поспелова СВ. Особенности религиозной ситуации в Магаданской области (60-
90-е гг. XX в.) // Религиоведение. 2003. № 2.

матика масштабна по своей сути и может быть рассмотрена в разных контекстах: социально-политическом, историко-культурном, философском, психологическом и пр. Принимая во внимание актуальность вопроса «новизны» для настоящего исследования, необходимо выделить ряд работ, затрагивающих тематику взаимодополнения (наложения) культурно-религиозных традиций, специфику общего и особенного в контексте психологии религиозного опыта.1

Отечественные исследователи НРО признают, что самым доступным источником информации об Ананда Марга пока остается Internet, хотя приведенные здесь сведения перекочевывают из одних и тех же источников, часто плохо представляющих себе описываемый предмет. Так, Т.В. Томаева справедливо отмечает: «Например, «информация» из печально известного справочника И. Куликова (он же - справочник миссионерского отдела Московской Патриархии) уже растиражирована по всему русскоязычному Интернету - при практически полном отсутствии какой-либо альтернативной информации. Кочует она и по другим справочным изданиям. Например, если мы сделаем попытку поискать какую-либо об «Ананда Марге», на нас обрушиться поток леденящих душу подробностей о ее деятельности, первоисточник которых остается загадкой. Но что самое удивительное и печальное - практически те же подробности мы обнаруживаем в справочном издании, выпущенном уважаемым заведением - кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы. Нужную базовую информацию - об основах вероучения, культовых и психофизиологических практиках, социальной доктрине группы (весьма любопытной, кстати, и неплохо разработанной), нам придется отыскивать самостоятельно, оставив на-

дежды на отечественные источники и прибегая к иноязычным» .

Справедливости ради, можно сказать, что подобная методика пересказа информации, с небольшой корректировкой тех или иных сведений присуща и за-

1 См., например: Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. М., 1977; Уотс А. Путь Дзэн. Киев, 1993; Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994; Голованов А.Э. Неоиндуизм и его влияние на молодежь Запада и России // Восток. 1996. № 5; Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., 1998; Скиннер Э.С. Психотерапия и духовная традиция // Психология религиозности и мистицизма: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Минск-М., 2001; Элиаде М. Мифы современного мира // Там же.

Томаева Т.В. Об экспертизе «новых религий» // Основы религиоведческой экспертизы. Сборник научных статей. М., 2002. С. 55.

рубежным авторам, обращающимся к теме деятельности Ананда Марга в справочном порядке1 и интерпретирующим некие общие сведения об этой организации, нередко повторяя ошибки и неточности прежних источников. Например, А. Баркер приводит значительно заниженные данные о количестве последователей Ананда Марга в мире, ошибочно трактует смысл деятельности и позиции в иерархии монашеского корпуса в организации, неверно трактует смысл инициации, определяя это действо всего лишь как «личный инструктаж» и пр.

Основной исследовательский интерес на западе к деятельности Ананда Марга пришелся на середине 70 - начале 80-х гг. XX в., что было связано, во-первых, с общим научным интересом к религиозным контркультурным движениям и НРО того периода. Во-вторых, этот интерес был спровоцирован пиком противостояния Ананда Марга и индийских властей во главе с И. Ганди, что повлекло за собой ряд демонстративных самоубийств адептов организации. Последним всплеском интереса к Ананда Марга можно считать 1979-1980 гг. -время мирового турне Саркара с целью консолидации последователей.

Без преувеличения можно сказать, что исследования того периода во многом устарели, т.к. в последние годы жизни лидера Ананда Марга и после его смерти в 1990 г. организация стала развиваться иными темпами, в несколько ином идеологическом и культовом пространстве и пр. Важно отметить и тот факт, что наиболее фундаментальные исследования доктринальной базы и деятельности Ананда Марга были предприняты лютеранскими теологами, что наложило определенный отпечаток на подачу материала и интерпретацию фактов с позиций христианства.

На фоне общей отечественной и зарубежной невнимательности и небрежности по отношению к реальной фактологии деятельности Ананда Марга необхо-димо выделить ряд отечественных публикаций, среди которых наиболее инте-

1 Баркер А. Новые религиозные движения. Практическое введение. СПб., 1997. С. 191-194;
Handbuch religiose Gemein-schaften: Freikirchen, Sondergemeinschaften, Sekten, Weltans-
chauungen, missionierende Religionen d. Ostens, Neureligionen, Psycho-Orgunisationen I fur den
VELKD-Arbeitskreis Religiose Gemeinschaften im Auftrage des Lutherischen Kirchenamtes nrsg.
von Horst Reller. 1993. T. 4. S. 676 - 687.

2 Клюев Б.И. Гуру, «богочеловеки» и «сверхлюди» // Индия: религия в политике и обществен
ном сознании. Сборник статей. М., 1991 С. 73-85; Захарьин Б.А. Идеология секты Ананда
Марг в Индии // Сборник материалов научной конференции «Ломоносовские чтения». Ап
рель, 1996. М., С. 81-86. 1996: Новые религиозные культы, движения и организации в России.
Словарь-справочник. М, 1998. С. 53-59.

ресной является работа Е.Г. Балагушкина «Ананда Марг: Мистика и реальность».1 В этой работе, на наш взгляд, сделана первая попытка знакомства с Ананда Марга и одной из ее дочерних организаций. Время написания этой работы наложило идеологический отпечаток отчасти на стилистику исследования, отчасти на сделанные выводы. Тем не менее, научная фундаментальность этой работы не оставляет никаких сомнений и некоторые факты, а также выводы, сделанные автором, остаются актуальными, что и делает их востребованными для данного исследования.

В другую категорию исследований можно выделить отдельные статьи в разного рода сборниках, определяющих своей целью не исследование феномена НРО, а сбор и публикацию негативной информации о любых организациях, признанных этими авторами «тоталитарными сектами».2 Дополнительная информация о деятельности Ананда Марга содержится в иностранной и отечественной периодике, затрагивающей, как правило, новостийную хронику каких-либо трагических или позитивных событий, или относящиеся к категории журналистских расследований, с известной ставкой на сенсацию3.

Балагушкин Е.Г. Ананда Марг: Мистика и реальность // Молодежь, религия и атеизм. М., 1986. С. 40-58.

2 Новые религиозные организации в России деструктивного и оккультного характера:
Справочник / Сост. И. Куликов. Белгород: Миссионерский Отдел РПЦ МП. Информаци
онно- аналитический вестник, 1997. № 1. С. 108; Новые религиозные организации России
деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. - Издание третье,
дополнен, и переработ. / Авт.-сост. И. Куликов. М, 2000. Т. 4. Ч. 1. С. 21-31; Дворкин А.Л.
Сектоведение. Тоталитарные секты. Н. Новгород, 2000. С. 360-368; Handbuch religiose
Gemein-schaften: Freikirchen, Sondergemeinschaften, Sekten, Weltanschauungen, missionie-
rende Religionen d. Ostens, Neureligionen, Psycho-Orgunisationen I fur den VELKD-
Arbeitskreis Religiose Gemeinschaften im Auftrage des Lutherischen Kirchenamtes nrsg. von
Horst Reller. Gutersloh, 1993. T. 4. S. 676 - 687.

3 Yoga sect «Ananda Marga» II The Indian Express. 1982. May 3; Facts about Ananda Marga II
Times of India. 1982. May 4; Terrorism shadows. Yoga sect II Austin American-Statesman.
1982. Sept. 16. P. 25; About Ananda Marga II Calcutta Press Trust Of India. 2000. 31 Jan.; The
Tale of Calcutta Massacre II The Telegraph. Calcutta. 2001. April 28: Задорожнюк И. Морали
сты с ножом и черепом // Советская культура. № 40. 16 мая 1980; Новак О. Как нам обу
строить святую землю. Тотальному росту духовности в Хабаровске посвящается // АиФ-
Дальинформ. 1995. №11; Пашкевич Н. Прерванный полет за три моря // Известия. 18 мар
та 1997; Лайд. Л. Ананда Марга в гости к нам // Анучинские зори. 20 августа 1997; Тре-
щанская М. Их приняли за соколов Жириновского // Огонек. 14 декабря 1998. № 50; Со
колова Е. Не хлебом единым жив человек // Бизнес Аре. 1999. № 27; В Индии помилова
ние российских летчиков называют «беспрецедентным случаем» // РосБизнесКонсалтинг.
23 июля 2000; Полникова И. Где ты, мальчик Бабанам? // Молодой дальневосточник. 1997
// (Дата обращения: февраль 1998); Map-

Цель настоящего исследования: показать особенности идеологии и деятельности международного объединения Ананда Марга в новейшей истории России и стран Дальневосточного региона: КНР, главным образом его недавно присоединенные провинции Гонконг и Макао, Китайская Республика (Тайвань), Монголия, Республика Корея, Япония.

Критерий выбора обозначенных стран Дальневосточного региона не случаен. Во-первых, во всех рассматриваемых в исследовании странах, так или иначе, присутствуют или активно действуют подразделения и проекты Ананда Марга, объединенные организацией в единый регион - «Гонконгский сектор» во главе со специальным управляющим центром. Во-вторых, очерченный круг стран -ближайшие соседи России, с которыми наша страна в социально-культурной области и экономическом секторе давно ищет пути взаимного партнерства и сотрудничества.

В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:

Выявить модели реализации свободы совести, толерантности и плюрализма в условиях угрозы религиозного экстремизма. Рассмотреть взаимоотношения общества и государства с религиозными организациями в спектре культурно-исторического, социально-политического и политико-правового взаимодействия и сотрудничества.

Проследить эволюцию развития Ананда Марга от небольшой группировки до международного объединения со сложной иерархией и многоступенчатой структурой организации.

Выявить место и роль Ананда Марга в современном мире, религиозной и общественной сферах жизни обозначенных стран.

Раскрыть сущностные характеристики философского и идеологического базиса Ананда Марга.

Определить степень маргинальное, а также возможной опасности или отсутствие таковой, исходящей от Ананда Марга для мирового сообщества и ее

ков И. Латвийский эпизод дела о контрабанде оружия // Бизнес & Балтия. Архив. 1995-1997 // (Дата обращения: февраль 1998 г.); В Индии отложено заседание суда над латвийскими летчиками // Информационное агентство Baltic News Service (BNS). 4 августа 1997 II . (Дата обращения: июнь 2001 г.); Попхем П. Вслед за российскими летчиками Индия отпускает из тюрьмы британца // InoPressa. 2 февраля 2004. // india (Дата обращения: июль 2004 г.).

адептов.

- Провести анализ возможных причин враждебности общества к новым религиозным объединениям на примере Ананда Марга.

Теоретико-методологической основой исследования послужили работы Вебера М., Джеймса Э.В., Мюллера М., Трёльча Э., Элиаде М. и др., а также современные исследования в области методологии религиоведения Гараджи В.И., Красникова А.Н., Яблокова И.Н. и др. (общетеоретические аспекты).

Методология исследования представляет комплексный подход, включающий как общеисторические принципы, так и конкретные методы исследования. Принцип объективности предполагает учет всей совокупности факторов, которую дают источники, даже если это приводит к противоречиям. Найти источники этих противоречий помогает принцип историзма, рассматривающий всякое явление в развитии и системно.

Один из важнейших методов работы - метод включенного наблюдения и интервьюирования: встречи, активная переписка и общение с адептами Ананда Марга, присутствие на лекциях и выездных региональных семинарах - ретритах с участием монашеского корпуса, ежегодно практикуемых организацией и ее отделениями на местах. Также при написании основной части работы использован метод контент-анализа, семантический анализ, хронологический и описательный методы, информационно-целевой анализ, сравнительный и типологический методы. Элементы контент-анализа в основном были эффективны при работе большим объемом разнообразных видов источников, затрагивающих проблемы понятийно-терминологического аппарата в изучении новых религиозных объединений. В этом же контексте работы с дефинициями важную роль играет семантический анализ. Методика информационно-целевого анализа была необходима исследователю при работе с источниковой базой, литературой Ананда Марга, иерархически ранжированной, разнородной по форме, содержанию и стилистике, по смысловой загруженности и тематике. Применение сравнительного и типологического методов дает возможность путем построения аналогий и типологий выявить соотношение общего и особенного в феномене развития и в сущностных характеристиках новых религиозных объединений, и в частном случае, при рассмотрении Ананда Марга.

Источники, использованные в настоящем исследовании можно разделить на несколько категорий и видов. Во-первых, это нормативно-правовые источники обозначенных стран: извлечения из Конституций, Основных Законов, законодательных актов, регламентирующих взаимоотношения личности, религиозной и государственной сфер, а также иные нормативно-правовые документы, затрагивающие интересующую нас тематику. Данная группа источников вместе с аналитическими материалами правозащитных организаций используется в первой главе для получения полной картины тех условий, в которых формируются, организуются и действуют НРО. Сравнительный анализ международных и различных государственных нормативно-правовых документов позволяет максимально объективно оценить возможности по реализации права на свободу совести у граждан той или иной страны.

Вторая категория источников диссертации - это печатные, видео, кино, аудио и фото-документы, относящиеся к деятельности Ананда Марга. Весь этот качественно разнородный источниковый материал необходимо разделить дополнительно на отдельные виды и подвиды документов, согласуясь с критерием внутреннего либо внешнего характера источника по отношению к Ананда Марга, а также критерием авторства источника и соответствующей степенью его иерархии:

1) Внешние источники:

а) материалы архива Комиссии по связям с религиозными организациями
Администрации Хабаровского края (1992-1996 г.) по деятельности Ананда Мар
га в Хабаровском крае;

б) Решение Хабаровского краевого арбитражного суда от 28.07.1994 г. Дело
№ 147-а/21 «О признании недействительным решения № 83 от 08.05.1992 г. на
чальника отдела юстиции исполкома Хабаровского краевого Совета народных
депутатов «О регистрации Устава Хабаровского краевого объединения «Путь
блаженства»;1

в) Решение Приморского краевого суда от 21 марта 2005 г. Гражданское дело
по заявлению прокурора Приморского края в защиту государственных интере-

1 См. приложение 10.

сов о ликвидации Приморской краевой общественной благотворительной организации «АМУРТ»;'

г) материалы личного архива автора (записи лекций семинаров-ретритов, фо-тографии, видео-материалы, интервью и личная переписка и с адептами Анан-да Марта);

2) Внутренние источники:

а) «классические» работы Саркара, затрагивающие широчайший тематиче
ский спектр, от догматических рассуждений до социально-политических трак
татов, от сборников стихов и песен до законотворческих виршей и пр.;

б) тексты, выделенные Саркаром в особую «священную тантрическую груп
пу», обязательную для изучения всех маргов. Эти священные книги почитаются
как откровения Бога и исторической личности учителя Шивы, овеянные его
ментальным духом в изложении Саркара;

в) повествования монахов и маргов о выдающихся эпизодах жизни лидера
Ананда Марга и его экстраординарных, «божественных» способностях, форми
рующие особый пласт мифологической литературы организации, овеянной оре
олом святости;3

г) работы монахов и маргов, развивающие идеи Саркара, либо комменти
рующие те или иные высказывания лидера организации; биографии Саркара;4

д) документальный фильм «Путь радости. Ананда Марга», созданный отече
ственными последователями индийского гуру;5

См. приложение 11.

2 См. приложения 4, 5.

3 См. извлечения в приложении 3.

4 Ac. Vedapraginanda Avatphuta. The Yoga's Wisdom. Iintroduction to the Ananda Marga's
philosophy. Hong-Kong Sector, Singapore: Ananda Marga Publications, 1990; Yoga - the way
of Tantra. Manila Sector, Manila, Philippines: Ananda Marga Publications, 1991; Ac. Avadhu-
tika Anandamitra, Waxier A., Marapon A. Food for thought. Calcutta, 1987; Ac. Sugatananda
Avt. Sabhavami. A shot biography of S.S. Anandamurtijii. Calcutta, 1990; Ачарья Авадхутика
Анандамитра. Йога для здоровья / пер. с англ. Е.Г. Микова. Хабаровск: Общественный
институт ноосферы, 1991; За пределами сверхсознания (Основы учения Шри Шри Анан-
дамурти) / пер. с англ. Е.Г. Микова. Хабаровск: Общественный институт ноосферы, 1991.

5 Путь радости. Ананда Марга. ПУ от 17.11.93. № 3108093. Производство: Леннаучфильм,
Россия, 1993. Сценарий - Ю.Ушаков, режиссер - Н.Хотулева, операторы - Е.Гузеев, Г.Сам-
сыгин. Съемки проводились в Санкт-Петербурге, Англии, Швеции, на Тайване.

е) информация центральных, секторальных, местных периодических изданий
Ananda Marga Publication, включая информационные Интернет-проекты перио
дики;1

ж) Internet-сайты Ананда Марга и ее дочерних организаций, головных цен
тров и локальных проектов в России и всем мире.2

Характеризуя данную группу источников работы, важно подчеркнуть их разнородность и разную степень объективности. Налицо исключительная положительная оценка и завышенная роль собственной деятельности и общественного влияния со стороны лидеров и адептов Ананда Марга. Одновременно не лишены оценочных характеристик, не редко негативного характера, документы, отнесенные нами к группе внешних.

Изучение и сравнительный анализ источников дает полноценную возможность исследователю выявить, что представляет собой организация Ананда Марга, что декларирует в виде своих социальных задач и духовных устремлений и как на практике реализуются поставленные цели в оценке внутреннего круга адептов, а также во внешней оценке общества, на преодоление проблем которого направлены устремления Ананда Марга.

Кроме того, что источниковая база исследования достаточно разнообразна и обширна, в работе приводятся совершенно новые и уникальные источники, ранее не известные и никогда не публиковавшиеся в научной литературе. В целом, это позволяет рассмотреть феномен исторического развития Ананда Марга, дея-

См., например: Страна Бодхи. (Журнал о развитии человека и человечества). Барнаул. 2002. № 1 (1); Ананда Марга. Путеводитель для медитирующего. Хабаровск. 1992. № 1-2; Mahavishva Newsletter of Ananda Marga in Hong Kong Sector. Taipei, Taiwan, 1997; Magazine PCAP № 1. Seoul, Korea: Ananda Marga Publications, 2002; Renaissance Universal. New Renaissance Magazine II ; Mahavishva. Великая Вселенная II . (Дата обращения: июнь 2004 г.)

2 Web-сайт Ананда Марга: ; Web-сайты ПРАУТ: . , ; Web-сайты АМУРТ/АМУРТЕЛ: , http: ; Web-сайты RAWA: , . org; Web-сайт WWD: ; Web-сайты образовательной сети Ананда Марга «Гурукула»: , ; Web-сайт Исследовательской сети Ананда Марга-Микровита: ; Web-сайт издательской сети Ananda Marga Publications: ; Web-сайты Ананда Марга в России: . spb.ru/scripts/show.php?templ=potok/n8/vetash. html (С.-Петербург); , (Барнаул); (Владивосток); (Д/В). (Дата обращения на сайты: июнь 2004 г.)

тельности этой организации, ее доктринальнои и социальной базы в комплексе, исходя из поставленных целей и задач настоящего исследования.

Научная новизна определяется тем, что впервые на диссертационном уровне проведен комплексный религиоведческий анализ истории, учения, практики, структуры и деятельности организации Ананда Марга и ее дочерних подразделений:

-рассмотрены вопросы становления и развития Ананда Марга, выявлена специфика Ананда Марга как нового религиозного объединения;

показаны особенности деятельности организации в странах Дальнего Востока и в России, принимая во внимание состояние государственно- конфессиональных отношений в рассматриваемом регионе, проведен подробный сравнительный анализ критериев определения новых религиозных организаций в указанных странах.

проведен анализ спиритуального учения и социальных теорий лидера организации Ананда Марга и его последователей;

обобщен по результатам работы методом включенного наблюдения опыт устной традиции, передаваемой через практику общения «учитель-ученик», «ученик- ученик», «ученик-неофит», которая не фиксируется в качестве текстов;

- в научный оборот введен ряд новых источников;
Положения, выносимые на защиту:

Важнейшей отличительной особенностью Ананда Марга можно считать ан-тропоцентристскую ориентированность учения Саркара. Желание обрести чудесное (идеальное) перевоплощение, искренняя решимость противостоять несправедливости и незащищенности человека, общества и мира в целом являются основой привлекательности идей лидера организации Саркара на разных стадиях развития Ананда Марга.

Призыв к «праведной борьбе» с несовершенством мироустройства и современной цивилизации влечет за собой определенную политизированность Ананда Марга, а это, в свою очередь, диктует необходимость оставаться в поле «общественного» сектора и болезненное нежелание принять статус новой религиозной организации.

В настоящее время идеологический нигилизм Ананда Марга, порождающий острые противоречия высшего руководства организации с внешним миром, в значительной части преодолен. Организация продолжает существовать и развиваться в созданном ее лидером идеологическом и культовом пространстве, облекая в более мягкую форму все призывы к борьбе и неповиновению, не стремясь радикально изменить мироустройство, приблизив «конец света» собственными силами, отрицая насилие. За внешним нигилизмом Ананда Марга кроется не только и не столько радикализм, но и противоположные ценности -умеренность, стремление к компромиссам, определенная лояльность, постепенность, толерантность.

Деятельность Ананда Марга в рассматриваемых странах Дальнего Востока и России можно охарактеризовать как достаточно эффективную. Исключением является негативный первоначальный опыт внедрения в России, в Хабаровском крае, не имевший, впрочем, большого общественного резонанса в мире.

Специфический религиозно-философский синкретизм Ананда Марга лежит в основе ее маргинальное как для родного Саркару индийского сообщества, так и для других религиозно-культурных сообществ разных регионов мира.

Структура работы, состоящая из введения, трех глав, заключения, приложений, глоссария, списка источников и литературы продиктована стремлением наиболее полно раскрыть поставленные в работе задачи.

Первая глава «Социальные и правовые условия деятельности новых религиозных объединений в странах Дальнего Востока и в России» посвящена комплексному исследованию, включающему в себя подробный анализ терминологических проблем, основанных на специфике языковых и культурных традиций народов выбранного региона, а также краткому историческому экскурсу и анализу современного состояния государственно-церковных отношений ряда выбранных стран.

Сущность организации Ананда Марга, а также ее нетипичность и маргиналь-ность призваны раскрыть вторая и третья главы данного исследования.

Похожие диссертации на Новое религиозное объединение Ананда Марга в странах Дальнего Востока и в России