Введение к работе
Актуальность темы исследования: Социальные, научно-технические и культурные изменения, международная обстановка, проблемы, связанные с ловим политическим мышлением,—все это обострило у современных людей потребность в мировоззренческом осмыслении новейших данных о природе, обществе и человеке, о сложных явлениях социальной действительности.
Развернувшиеся в нашей стране процессы демократизации л гласности стали мощным фактором раскрепощения гражданской
аКТіїЬИиСі'іі, \ ru^p/iK^vHliH II., дЄЛ^ iwilu^.bu-b.tl „ЛІПШІЙ. <^>Т1ІЛЬ НОВОГО мышления требует сегодня отказа от устаревших догм и стереотипов. Активные перемены в жизни общества не обходят стороной и такое социальное явление как религия. Сегодня диапазон отношения общества к религии весьма широк. Наметился процесс переосмысления роли и места религии в истории, культуре,..жизни общества. Подчас в религии ищут альтернативу безнравственности и бездуховности, альтернативу утраченным идеалам и духовным ценностям.
В современную эпоху в религиозной философии акцентируется внимание на проблемах человековедения,, отношений между людьми, нравственных идеалах, .ценностных ориентациях личности, смысла жизнедеятельности человека и общества. Поиски новых форм вживания религии в современные общественные структуры вынуждают деятелей церкви отойти от традиционной ортодоксии и заострить внимание на антропологической проблематике. В связи с этим перед богословами встала проблема поиска новых подходов в интерпретации человека. Антропологически ориентированная современная теология в центре мироздания помещает человека с его земными потребностями и стремлениями. В богословских доктринах человек представляется в роли «сотрудника» или «соработ-ника» в процессе все еще продолжающегося творения мира. Отражая реальные социальные отношения, религиозные идеологи абсолютизируют отдельные стороны бытия, сакрализуют их с позиций антропоцентризма. Человеческая деятельность рассматривается не
сак самоценность, а как реализация божественного предопределения через свободное волеизъявление человека.
Особое внимание уделяется религиозными философами и богословами разработке проблем соотношения божественного и
человеческого в контексте реальной действительности. С позиций теоцентрнзма и антропоцентризма рассматриваются коллизии современных общественных отношений и их разрешение. Поэтому анализ современных антропологических богословских учений имеет важное значение для раскрытия подлинных и иллюзорных ори-снтипов человека в современном мире.
Тенденция возрастания апологетической активности религии, в частности, православия, которое еще сохраняет свой социальный базис и влияние в обществе, а также процессы эволюции религии в нашей стране, делают задачу анализа православно-богословской трактовки теоцентрнзма и антропоцентризма современной и актуальной
В условиях усиливающейся антропологизации современного богословия исследование характерных для него модернистских тенденций еще более актуально также в плане понимания глубинных религиозно-идеологических процессов, протекающих на исходе второго тисячелегия существования христианской церкви.
Анализ указанной проблемы тем более необходим, что в христианстве, в частности, в православии наметилась тенденция, свое видение «картины человека» преподнести как единственную в своем роде «теорию человека», которая якобы в отличие от всех «измов» (включая марксизм), отвечают на вопрос, «кто, а не что», претендуя тем самым на неповторимость и уникальность своих теоретических построений. Проблема гуманизма, ориентирующаяся на философскую антропологию, в богословии русского православия начинает играть заметную роль. Оздоровить общество, «спасти» человека для него видится возможным в рамках этической программы церки. Внушается мысль, что только религия способна вдохнуть жизнь в бездушные порядки разуверившегося во всем современного человека, а сами кризисные явления в христианстве в целом и в православии, в частности, объясняются якобы тем, что на протяжении длительного времени антропология была отделена от теологии, наука о че-лов ка—от познания бога. Только соединение антропологии с теологией обеспечивает выход религии из кризисной ситуации.
Научный анализ религиозно-антропологических учений обусловлен также характером и степенью воздействия религиозной пропаганды, как на верующих, так и на неверующих. Все это актуализирует мировоззренческую диалогизацию в интерпретации актуаль'
—з—
ных проблем общественного бытия и их практического разрешения. Наконец, мировоззренческая ориентация и прогностика является внутренней и глубокой потребностью общественного развития и имеет первостепенное значение.
Степень разработанности проблемы. Интерес к мировоззренческим проблемам, в особенности, к проблеме человека, никогда ' не угасал со стороны отечественных философов-исследователей поскольку, можно сказать, любое ее решение остается таким же незавершенным как и история человечества. Свой вклад в разработку проблемы человека и анализ богословских антропологических концепций внесли И. И. Антонович, Б. Т. Григорьян, П. К. Курочкпн, Н. Д. Короткой, И. И. Корнесв, Л. Н. Краснопольская, Ю. А. Ки-мелев, Б. А. Лобовнк, К. И. Никонов, М. П. Новиков, Л. А. Чухнна, М. И. Шахнович и другие.
Так, в исследованиях Н. С. Гордиенко, В. Е. Доли, В. А. Кува-кина, П. К. Курочкнна, М. П. Новикова и других содержится кри* тическин анализ таких идей православного богословия, как креационизм, эсхатология, провиденциализм п других.
Анализу модернизированного учення современного русского православия уделяли внимание Н. С. Гордиенко, Ю. П. Зуев, Н. П. Красников, П. К. Курочкин, Г. А. Михайлов, М. П. Новиков, В. Е. Титов, Л. Р. Харахоркип, В. Е. Чертихин, А. Б. Чертков, 10. А. Калинин и другие.
Социально-этический аспект православия, соотношение «горизонтального.» и «.и^тикальн.ги» богословия рассматривали С. Ф-Анисимов, В. Е. Доля, В. А. Капранов, М. М. Копаница, М. Л. Новиков, Б. А. Ожигов, Г. В. Фартухова, В. Н. Шердаков и другие.
Анализ русской религиозной философии рубежа XIX—XX вв., явившейся идейным источником модернизма русского православного богословия, осуществляли Г. Л. Андреев, И. Ф. Балакина, А.,А. Ермичев, В. А. Кувакин, П. К. Курочкин, С. В. Савельев и другие.
Исследования указанных авторов бесспорно имеют научную ценность для теоретического осмысления и раскрытия сущности бо-богословско-антропологических учений. Но хотя некоторые контуры рассмотрения православно-богословский мировоззренческой СИСТсМЫ намечены Л. Н. Краснопольской, В. А. Кувакииым, М. П. Курочки-пым, Н. П. Красниковым, К. И. Никоновым и другими, тем не менее специальной синтетической работы, посвященной анализу соот-
_ї_-
ношения теоцентризма и антропоцентризма, как принципов, составе ляющих сердцевину этой системы, до сих пор нет. Вне поля зрения исследователей православия по большей мерс остались мировоззренческая основа и нравственно-этическое выражение принципов теоцентризма и антропоцентризма, идейно-теоретические истоки и главные тенденции эволюции богословских воззрений на проблему взаимосвязи отмеченных принципов, а также влияние идей теоцентризма и антропоцентризма на разработку и реализацию православной глобалистики.
Актуальность указанной проблемы, а также ее недостаточная разработанность в философско-религиоведческой литературе в об-шем контексте обновления соцналпзма, роста духовного богатства личности и общества, современного понимания идеологической борьбы как сопоставления идей, концепций, духовных ценностей, в фа кусе которой всегда является человек, и способствовали определению цели диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования. В качестве основной цели работы выступает целостное философское исследование места, роли и соотношения учений теоцентризма и антропоцентризма в православной мировоззренческой системе. Для достижения поставленной цели диссертант считает необходимым в процессе исследования решить следующие задачи:
—исследовать истоки и важнейшие направления эволюции традиционной, православно-богословской интерпретации проблем теоцентризма и антропоцентризма;
раскрыть сущность и содержание теоцентризма и антроло* центризма и определить их место в структуре православного богословия;
проанализировать православно-богословскую интерпретацию божественного провидения и свободы воли человека как мировоззренческую основу соотношения теоцентризма и антропоцентризма;
исследовать вопрос постановки богословами социально-этической проблематики и деятельности церкви в различных сферах общественной жизни, исходя из взаимосвязи религиозных принципов теоцентризма и антропоцентризма;
рассмотреть характер проявления антропоцентристских тенденций в подходах православного богословия к глобальным проблемам современности.
—5—
Методологической основой работы явились философские принципы, отражающие материалистический подход к анализу социаль' ных явлений, раскрывающие социальные функции религии, явления модернизма и консерватизма религиозного сознания в оценке социальных реалий, мировоззренческое содержание сакрализации социальных процессов.
Важнейшим теоретико-методологическим ориентиром явились для диссертанта исследования крупных философов-антропологов, позволяющие раскрыть тенденции развития духовной жизни общества, определить пути е^ Кчр.нн^и перестройки.
В разработке основных положений диссертации автор опирался на исследования советских ученых-религиоведов Н. С. Гордиенко, В. Е. Доли, Ю. А. Калинина, Н. П. Красникова, П. К. Курочкина, К. И. Никонова и других, в которых содержится разработка общих проблем генезиса учений теоцентризма и антропоцентризма.
Диссертантом проанализированы православные периодические издания, в частности, публикации «Журнала Московской патриархии». «Православного вісника», «Московского церковного вестника», «Украинского православного вестника», «Богословских трудов», «Настольной книги священнослужителя», а также богословские и богослужебные книги и др. Исследователь также обращался к работам «отцов» и «учителей» церкви, античных философов, древнерусских мыслителей, славянофилов, академистов, русских религиоз* ных реформаторов рубежа XIX—XX веков, идеологов обновленчества. Автор опирается на опыт научного анализа модернистских тенденций не только в русском православии, но и в других направлениях христианской идеологии, накопленный в историко-философской и религиоведческой литературе.
Научная новизна исследования состоит в обосновании системы положений, раскрывающей соотношение учений теоцентризма и антропоцентризма в структуре православного мировоззренческого комплекса, показывающей идеалистический характер богословской интерпретации проблем «бог и мир», «бог и общество», «бог и человек», а также выявляющей стремление современных церковных авторов к актуализации этического аспекта религиозного учения, к обоснованию социальной активности человека, который рассматривается в качестве лишь «соработника» бога. В результате ис-
-Є-
следования обоснован ряд положений, отличающихся научной новизной:
теоцентризм, идеи которого сформулированы па основе библейских текстов Ветхого п Нового Завета, символа веры, а также писаний «отцов» и учителей» церкви, положен в основу религиозно' мировоззренческой системы в связи с актуализацией эсхатологических чаяний христиан, тогда как антропоцентризм, вытекающий из тех же источников, эволюционировал в учениях античных философов, славянофилов и русских религиозных реформаторов XIX — начала XX века, является более подвижным и используется в модернизации богословской мировоззренческой системы. И хотя в зависимости от социально-исторических условий существования церкви приоритет отдается тому или иному принципу, в теоретических построениях русского православного богословия неумолимо проявляется тенденция поворота от теоцептризма к антропоцентризму, что выражается во все более активном увязывании религиозного учения с задачами социальной практики церкви;
теоцентризм, сущность которого заключается в признании полной зависимости природы, общества и человека от божественного волеизъявления, своей жесткой предопределенностью снижающий актуальность роли церкви, служителей культа и самого человека в деле спасения, в православном богословии на основе традиции религиозной философии дополняется антропоцентризмом, как учением, которое обосновывает автономную сферу деятельности человека по отношению к религии и церкви, что создает возможности смягчать крайности своих концепций;
учение о божьем промысле, лежащее в основе православного теоцентризма, абсолютизирует роль трансцендентного начала, тогда как учение о свободе воли человека, допускающее относительную самостоятельность индивида, является мировоззренческой основой антропоцентризма. Находясь перед проблемой разрешения данной антиномии, богословская мысль вынуждена постоянно прилагать усилия к согласованию аспектов «вертикального» и «горизонтального» богословия;
соединяя «небесное» и «земное», теоцентризм и антроцент-
ризм, православные богословы пытаются разрешить современные общественные проблемы путем согласования идеи бога с устремлениями человека к социальному и научному прогрессу и на этой ос-
иове повысить роль церкви как посредника в деле приобщения личности к религиозно-нравственному идеалу;
— обострение социальных коллизий XX века, актуализировавшие современные экологические и демографические проблемы, а также проблемы войны и мира, побуждает православных богословов осуществлять дальнейшие поиски путей синтеза теологии и философской антропологии как фактора разрешения этих проблем. И хотя способы разрешения этих проблем православие ищет не только па основе построения абстрактных конструкций, но и в процессе реалистического отношения к ним, тем не менее теологизацня глобальных проблем современности в богословской интерпретации и их редуцирование к экологии живой природы приводят к реализации последних без учета специфики общества, человека и его деятельности.
Теоретическая и практическая значимость исследования сое
тоит в том, что содержащаяся в нем совокупность научных выводов и положений способствует дальнейшей научной разработке проблемы человека для повышения эффективности изучения такого сложного социального комплекса как православие.
Выводы и положения диссертации могут быть использованы при разработке и чтении курса «История и теория религии и атеизма» (темы «Религия как социальное явление», «Современные религии»), в подготовке спецкурсов, посвященных анализу русского православия, а также курса истории философии.
Апробация результатов исследования была осуществлена диссертантом в выступлениях на двух всесоюзных (Сумы, 1990 г.; Киев, 1991 г.) и республиканской (Черновцы, 1990 г.) научно-теоретических конференциях, в публикациях автора, научно-просветительской работе. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории и теории религии и атеизма Киевского госуниверситета.
Структура диссертации и последовательность изложения материала обусловлены логикой раскрытия проблемы, историко-философским аспектом рассмотрения ряда важнейших ее вопросов, целью и задачами исследования.
Они обусловили необходимость раскрытия в первую очередь сущности и содержания основополагающих православно-богословских принципов теоцентризма и антропоцентризма, анализа их проявления на различных этапах развития богословия. Это в свою оче-
редь позволило во втором разделе рассмотреть через принципы тео-цеитризма н антропоцентризма основное противоречие в богословии — между божественным провидением и свободой воли человека. В следующем разделе анализируется социально-этический аспект соотношения теоцентризма и антропоцентризма. Заключительный раздел посвящен анализу осмысления православным богословием глобальных проблем современности, показана социально значимая деятельность Русской православной церкви по участию в разрешении этих проблем. В Заключении подводятся краткие итоги исследования формулируются основные выводы.
Диссертация состоит из Введения, четырех разделов и Заключения, а также списка основной использованной литературы.