Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Региональное сообщество и этнические мигранты : социально-философский анализ соотношения потребностей Моталов, Юрий Геннадьевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Моталов, Юрий Геннадьевич. Региональное сообщество и этнические мигранты : социально-философский анализ соотношения потребностей : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Моталов Юрий Геннадьевич; [Место защиты: Моск. гос. техн. ун-т им. Н.Э. Баумана].- Москва, 2013.- 158 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/129

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Одним из трендов динамики современного мирового развития стали общемировые миграционные процессы. Согласно оценкам ООН численность международных мигрантов только в 2010 году оценивается на уровне 214 миллионов человек по сравнению с 195 миллионами в 2005 году. Хотя экономический кризис замедлил темпы роста численности международных мигрантов в развитых странах, их общее количество продолжает расти: на 12,8 миллиона человек в период 2000–2005 годов и на 10,5 миллиона человек в период 2005–2010 годов.

Этническая миграция является составной частью общемировых миграционных процессов, сегодня не только обслуживает объективные потребности существования и развития человеческого общества, но и создаёт эти потребности, формирует их, чем обеспечивает коллективный характер бытия людей.

Рост потока этнической миграции прямо связан с ростом трудовой миграции, а это уже оказывает воздействие на все сферы жизни общества. Она явно и имплицитно инспирирует создание сообществ с пока не известным и не исследованным культурным разнообразием, способствует появлению новых межнациональных сообществ, особых социальных групп, чья идентичность не определяется каким-либо конкретным административно-территориальным образованием.

Этническая миграция инициирует деятельность людей по удовлетворению возрастающих потребностей разного рода. Социальные формы, в которые облекается деятельность, становятся объективированными социальными практиками акторов. Такие практики, заполняющие социальное пространство между этническими мигрантами и населением принимающего регионального сообщества сегодня не только развивают универсум, но проблематизируют социальную действительность региона, создают потенциал конфликтогенности. Ее основными причинами становятся столкновение потребностей местных жителей и этнических мигрантов, правовое и социальное неравенство между этими группами, их социокультурные и ценностные различия.

Эти обстоятельства существенно меняют вектор исторического развития регионов, его динамику, связанные с этим проблемы. Следовательно, сам феномен формирования взаимоотношений этнических мигрантов и регионального сообщества нуждается в серьёзном переосмыслении. В данном исследовании делается акцент на анализе типов этого взаимодействия по сферам жизнедеятельности общества.

Многие теоретические и методологические проблемы, возникающие в этом контексте, требуют переосмысления.

Степень разработанности проблемы

Начиная с исследований античных философов, проблема взаимозависимости потребностей людей постоянно служила одним из объектов философских исследований: мы находим это в работах Фалеса из Милета, Демокрита из Абдер, Аристотеля, Эпикура, однако теоретическую значимость социально-философские исследования отношений потребностей в различных сферах социума приобретают в 18 – 20 веках.

Взгляды французских материалистов были обобщены в труде П. Гольбаха «Система природы». Он пришел к выводу, что возрастание потребностей – бесконечный процесс, постоянно развёртывающийся в обществе и регулирующий поведение людей. Гольбах и другие материалисты вплоть до Людвига Фейербаха развивали натуралистическую концепцию человека, природными свойствами объяснялись его потребности. Их изменение в ходе исторического развития общества ускользало от внимания просветителей. Это предложили Г. В. Ф. Гегель и К. Маркс. Они вскрыли диалектическую связь потребностей человека с пространством и развитием общества. Гегель ясно и чётко указал на источник удовлетворения и исполнения желаний - труд. У Маркса, определяющую роль в развитии общества, играют материальные потребности человека.

С несколько другой стороны подошло к объяснению природы потребностей человека научное направление, получившее название «русский космизм». В.И. Вернадский первым осознал, что расширение ноосферы в индустриальную эпоху, более глубокая переработка вещества природы в промышленности поставили цивилизацию в новые условия существования. У общества возникла необходимость соотносить свои потребности не только с потребностями других людей, но и с возможностями биосферы – иначе она может деградировать и ухудшить состояние человека.

Важным источником восполнения дефицита экономически активного населения и удовлетворения потребностей, и в перспективе, и в настоящее время является миграция. Основы теоретических концепций изучения миграционных процессов заложил английский учёный Э. Равенстайн. Им сформулированы одиннадцать миграционных законов (правил). Большинство его подходов прошли испытания временем и остаются базовыми в работах современных российских и зарубежных исследователей. М. Кастельс в своих работах рассматривает миграцию не как единичное событие, а как динамический процесс, объём и направление которого определялись государственным регулированием и уровнем индустриального развития отдельных стран. Дж. Госс и Б. Лидквист предприняли попытку вывести миграционную теорию из противоборства субъективного и объективного подходов, использовав для этого теорию структурирования. Проблема миграции становится одной из главных в исследованиях не только социологов, историков, политологов, экономистов, но и юристов, философов, биологов, психологов и др. В своих исследованиях российские учёные подтвердили высокую динамику степени влияния этнических мигрантов на экономическую, политическую, культурную сферы регионального сообщества, что настоятельно требует необходимость междисциплинарного подхода к исследованию заявленной проблемы.

Основой для такого подхода может служить вариант социальной теории познания, предложенный И.Т. Касавиным. Его подход предполагает социокультурную интерпретацию классических, теоретико-познавательных категорий, отдавая приоритет не только логическим способам анализа и методам истинностной оценки, но и феноменологическому описанию и типологическому анализу знания. Она связывает философское видение знания, с исследованием его, прежде всего, социального, а не предметного содержания. Этот подход объединяет элементы социальной теории познания, феноменологической культурологии и герменевтики с методами и результатами социальной и культурной антропологии, палеоантропологии, этносоциологии, когнитивной психологии, лингвистики, истории географии, регионоведения.

К. Ясперс, М. де Мойи, П. Штомпка, В.А. Ядов, характеризуя глобализационные процессы, отмечают, что между исследованиями макро и микро процессов образовался разрыв, получивший в социологической литературе название макро микродилеммы. Оценивая эту проблему с позиций диалектики социальной философии, Р.Х. Симонян отмечает, что диалектика противоречий между первыми, происходящими на макро-, и вторыми процессами – на микро уровне, порождает необходимость регулирования и разрешения этих противоречий на каком-то среднем, промежуточном уровне, например – регионального сообщества. Однако очень многие исследователи ограничивают понятие регионального сообщества границами (административными, государственными, географическими и т.п.) считая, что региональное сообщество может существовать только в рамках региона и в него могут входить люди, постоянно проживающие на территории региона. Учитывая глобализацию общества, возрастающую динамику миграционных процессов, а вместе с ними увеличение и усиление социальных связей, можно предположить, что в развитии региона сегодня всё больше и больше играют роль институты, люди находящиеся далеко за его пределами.

Для понимания общетеоретических вопросов по проблемам этнической миграции важны результаты исследований в области методологии изучения и теории этноса, как феномена социальной реальности, опубликованные в работах Ю.В. Арутюняна, Ю.В. Бромлея, Л.М. Дробижевой, Ж.А. Зайончковской, С.А. Кравченко, З.И. Левина, Ю.Л. Платонова, Л.Л. Рыбаковского, В.А. Тишкова, А.В. Топилина, Т.Н. Юдиной, В.А. Ядова.

Изучение взаимодействия социальных практик, потребностей в системе «региональное сообщество – этнические мигранты» немыслимо в отрыве от более общей, широкой проблематики мотивации человеческого поведения, формирования потребностей. Эту тематику исследовали: П.К. Анохин, Н.Г. Багдасарьян, С.П. Баньковская, Н.М. Бережной, И.А. Гобозов, А.Н. Леонтьев, К.Х. Момджян, М.Л. Мчедлов, С.В. Орлов, С.Л. Рубинштейн, М.Р. Радовель, Н.Ф. Реймерс, Ю.М. Резник, П.В. Симонов, Т.Н. Юдина, К. Левин, А. Маслоу, Э. Фромм. В своих работах они обращают особое внимание на сущность экономических и социально-демографических предпосылок, определяющих и формирующих условия мотивации поведения этнических мигрантов, формирования принимающим региональным сообществом потребностей мигрантов, вопросы о соотношении объективных и субъективных факторов, сознательного и стихийного в миграционных процессах, на экономическую обусловленность форм и направлений миграции.

Стремительные изменения, происходящие в региональных сообществах в связи с увеличением роли этнических мигрантов в социально-культурной жизни региона, влечёт необходимость социально-философских исследований конкретных детерминант этого процесса.

Объектом исследования является система «региональное сообщество – этнические мигранты» как социальное явление современного социума.

Предметом исследования выступает взаимодействие социальных потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов как фактор организации общественных отношений и форма воспроизводства социальности.

Цель исследования – построение социально-философской модели соотношения социальных потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов в ходе этнокультурной самоидентификации в условиях глобализации.

Для достижения этой цели было необходимо решить следующие основные задачи:

- уточнить особенности понятия «региональное сообщество» в условиях нарастания миграционных процессов в глобализирующемся обществе;

- выяснить место и роль социальных потребностей во взаимодействии акторов системы «региональное сообщество – этнические» мигранты;

- провести социально-философский анализ модели взаимодействия потребностей в системе «региональное сообщество - этнические мигранты»;

- определить структуру и роль социальных практик в системе «региональное сообщество – этнические мигранты», установить их особенности;

- проанализировать региональное сообщество, как социальную детерминанту формирования потребностей этнических мигрантов.

Методологическая основа исследования

Диссертация представляет собой социально-философское исследование потребностей в системе «региональное сообщество – этнические мигранты» в условиях глобализационных изменений. Междисциплинарный статус данного исследования требует совмещения в методологической базе и категориальном аппарате идей и методов, выработанных как социальной философией, так и в рамках различных частных наук, вовлеченных в разработку проблематики, близкой объекту исследования диссертации. Для исследования феномена потребностей в системе «региональное сообщество – этнические мигранты» используются методы сравнительного анализа и философской рефлексии, метод ретроспективного анализа и корреляции, системный и конструктивный методы, а также метод экспертных оценок. Основными подходами исследования являются: компаративистский и комплексный, позволяющие, с одной стороны, охватить достаточно большое проблемное поле, связанное с исследуемым объектом, с другой стороны, вынести в центр рассмотрения ключевой момент миграции – каузальную модель взаимосвязей и взаимозависимостей этнокультурного процесса в системе «региональное сообщество – этнические мигранты», как одного из факторов взаимной адаптации и согласования потребностей.

В диссертации также используется системный подход, что обусловлено предметом исследования. Такой подход позволяет рассмотреть имманентность причин потребностей региональных сообществ и этнических мигрантов во всей социальной системе, что предполагает их определяющее взаимодействие с внешней социальной средой. Системный подход предполагает использование системно-структурного анализа, позволяющего изучать конкретный уровень социальных практик региональных сообществ и этнических мигрантов в ходе реализации потребностей.

Теоретическая основа исследования

Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель, Маркс и другие классики философии имплицитно или эксплицитно выражали своё отношение к тем или иным социальным феноменам и процессам, находясь на философской позиции мирообъяснения, т.е. для объяснения и подтверждения своих философских воззрений они обращались к достижениям конкретных наук.

Теоретическая база, категориальный аппарат, основные подходы данного социально-философского исследования формировались с опорой на работы: У. Бека, Э. Гидденса, А. Тоффлера, А. Тойнби, О. Шпенглера, Ю.В. Арутюняна, Н.Г. Багдасарьян, С.П. Баньковской, Н.М. Бережного, Ю.В. Бромлея, И. А. Гобозова, Л.М. Дробижевой, И.А. Ильина, Зайончковской Ж.А., И.Т. Касавина, С.А. Кравченко, К.Х. Момджяна, С.В. Орлова, Л.Л. Рыбаковского, П.А. Сорокина, В.А. Тишкова, Т.Н. Юдиной, В.А. Ядова.

Для исследования взаимоотношения потребностей в системе «региональное сообщество – этнический мигрант» автором взяты: теория социального действия М. Вебера, выделившего социальное действие индивида как причину и следствие системы взаимоотношений между людьми; теория социального взаимодействия Т. Парсонса, совместившего интересы действующего субъекта (его потребности и цели) с ситуацией, в которой оно разворачивается; концепции Дж. Мида, социологов Чикагской школы, теорию социального обмена Дж. Хомса, П. Блау; социально-философские теории повседневности Э. Гуссерля, А. Щюца, феноменологической теории общества П. Бергера и Т. Лукмана; теория социально-культурных полей П. Бурдье, концепция социальных сетей М. Грановеттера и Л. Фримана.

Особое место занимает теория культурного релятивизма М. Херсковица, которая позволяет понять роль этнокультурного процесса, как одного из факторов и механизмов взаимной адаптации, согласования социальных потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов.

Научная новизна

  1. На основе анализа современных интерпретаций понятий «регион» и «регионализм» существенно уточнено понятие «региональное сообщество». В связи с динамичным ростом миграции границы государств, административно-территориальных образований перестали быть пределом только региональных интересов. Поэтому понятие «региональное сообщество» обретает свойства устойчивой социальной системы, выходящей за рамки административно-территориальных единиц, но действующей в интересах региона и влияющей на формирование общественных отношений в нём. Таким образом, региональное сообщество выступает как структурный элемент социального действия.

  2. Аргументирован тезис о том, что учет и реализация потребностей обеих сторон в системе «региональное сообщество – этнические мигранты» придают положительную динамику развития отношений, тогда как их игнорирование может привести к напряжениям и конфликтам в обществе.

  3. Предложена модель соотношения социальных потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов, которая позволяет прояснить взаимосвязь между изменениями в социальных практиках и потребностями в системе «региональное сообщество – этнические мигранты». Модель наглядно демонстрирует форму всеобщности, т.е. взаимозависимости и взаимоположенности потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов. В ней существуют зоны, где взаимодействие потребностей либо отсутствует вообще, либо сведено к минимуму. Анализ модели позволяет избрать наиболее «удобные» для обеих сторон виды социальных практик.

  4. В ходе раскрытия этнокультурного процесса в системе «региональное сообщество – этнические мигранты» выявлена детерминирующая роль социокультурного пространства в структурной организации регионального сообщества.

  5. Показано, что региональное сообщество через исполнение различных социальных практик способно оказывать влияние на развитие личности: с одной стороны, при определенных условиях может быть инициирована творческая активность человека, с другой – будучи принудительно навязанными, такие практики ограничивают свободу индивида, становясь преградой для его сбалансированного развития.

Положения, выносимые на защиту

1. В условиях нарастания глобализационных процессов понятие «региональное сообщество» обретает свойства устойчивой социальной системы, выходящей за рамки административно-территориальных единиц, но действующей в интересах региона и влияющей на формирование общественных отношений в нём. Таким образом, региональное сообщество выступает как структурный элемент социального действия.

2. Поскольку региональное сообщество оказывается единственным субъектом, реализующим полинациональное государственное строительство, постольку одной из основных задач регионального сообщества является выработка механизма формирования национальных потребностей с целью придания конкретного характера и направленности социальных ролей в среде этнических мигрантов.

3. Предлагаемая модель взаимодействия потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов носит каузальный характер и, хотя основывается на принципах самоорганизации, но может корректироваться, что инициирует изучение этого феномена.

4. Многоуровневый и вариативный характер проблем соотнесения и взаимовлияния социальных практик регионального сообщества и этнических мигрантов стимулирует процессы формирования и развития их потребностей, ущемлённость которых может стать катализатором негативных социальных процессов.

5. Потребности являются важнейшей детерминантой социальных практик этнических мигрантов. Они формируются коллективно, онтологизируясь в массовом и индивидуальном сознании. Один из эффективных путей развития социокультурного пространства региона – это сближение социальных идеалов этнических мигрантов и коренного населения. Основным фактором здесь выступает единая доступная и открытая коммуникативная среда, позволяющая функционировать различным формам этнонационального диалога в этнокультурном взаимодействии.

6. Региональное сообщество формируется, порождая социокультурное пространство, включающее ценностные стереотипы и поведенческие паттерны, присущие коллективному сознанию.

7. Этнокультурный процесс в системе «региональное сообщество – этнические мигранты» формирует не только единые установки поведения для этнических мигрантов и составляет основу взаимной адаптации, но и согласует взаимные потребности, организуя коллективное сознание, ускоряя интеграционные процессы между региональным сообществом и этническими мигрантами.

Теоретическая значимость диссертации

Автору удалось систематизировать исследования, посвящённые взаимодействию социальных потребностей акторов системы «региональное сообщество – этнические мигранты» и их влиянию на формирование социальных практик. Это позволило сделать вывод о том, что движение общества сегодня зависит не столько от самих акторов, сколько от результатов их взаимодействия, которые придают интегрирующий вектор развития социуму.

Систематизация теоретических знаний состоит:

в уточнении понятия «региональное сообщество», которое позволяет выявить новые интегративные возможности данного термина связывающего различные исследовательские векторы, трансформируя их компоненты в единую систему региональных исследований;

в предложенной автором модели соотношения потребностей в системе «региональное сообщество – этнические мигранты»;

в рассмотрении звеньев общей структуры этнокультурного взаимодействия, как одного из факторов взаимной адаптации и согласования социальных потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов.

Практическая значимость диссертации и апробация работы

Практическое значение работы определяется тем, что результаты данного исследования могут быть использованы, во-первых, при разработке стратегий, концепций, положений, связанных с адаптацией этнических мигрантов к условиям нового для них регионального сообщества, их этнокультурной интеграции. Во-вторых, при чтении курса «Социология миграционных процессов», в преподавании курса социальной философии, политологии, этносоциологии и теории принятия решений. В-третьих, политические партии, общественные организации, органы государственного управления России могут использовать материал диссертации при оценке современной обстановки внутри страны.

Основные положения и выводы диссертации излагались автором в докладах на: Международной научной конференции «Будущее науки и образования в контексте глобализационных процессов» (Дубна, ГБОУ ВПО МО «Международный университет природы, общества и человека «Дубна»,17 апреля 2010 г.); Международной научной конференции «Образ России в кросскультурной перспективе» (Дубна, ГБОУ ВПО МО «Международный университет природы, общества и человека «Дубна», 15 апреля 2011 г.); IV Всероссийском социологическом конгрессе «Социология в системе научного управления обществом» (Москва, Российская Академия наук, Институт социологии РАН, 2-4 февраля 2012 года.); IX Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (Москва, Московский гуманитарный университет, 15 - 17 ноября 2012 г.).

Всего по теме исследования опубликовано шесть научных статей, с изложением результатов проведённого исследования, в т.ч. 2 в журналах, входящих в перечень ВАК РФ, общим объемом около 2 п.л.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертации на Региональное сообщество и этнические мигранты : социально-философский анализ соотношения потребностей