Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционные обряды и праздники русских Республики Мордовия Аксенова Татьяна Викторовна

Традиционные обряды и праздники русских Республики Мордовия
<
Традиционные обряды и праздники русских Республики Мордовия Традиционные обряды и праздники русских Республики Мордовия Традиционные обряды и праздники русских Республики Мордовия Традиционные обряды и праздники русских Республики Мордовия Традиционные обряды и праздники русских Республики Мордовия Традиционные обряды и праздники русских Республики Мордовия Традиционные обряды и праздники русских Республики Мордовия Традиционные обряды и праздники русских Республики Мордовия Традиционные обряды и праздники русских Республики Мордовия Традиционные обряды и праздники русских Республики Мордовия Традиционные обряды и праздники русских Республики Мордовия Традиционные обряды и праздники русских Республики Мордовия
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аксенова Татьяна Викторовна. Традиционные обряды и праздники русских Республики Мордовия : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Аксенова Татьяна Викторовна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Саранск, 2010.- 252 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/508

Содержание к диссертации

Введение

1. Праздники, обычаи и обряды в организации жизнедеятельности людей 21

2. Общественные праздники русского населнения Республики Мордовия

2.1. Праздники зимнего цикла 46

2.2. Весенне-летние праздники 61

2.3. Осенние праздники 69

3. Обряды, связанные с хозяйственной деятельно стью

3.1. Обычаи и поверья, связанные с жилыми и хозяйственными постройками 81

3.2. Обряды в земледелии и животноводстве 95

4. Обряды жизненного цикла

4.1. Свадебные обряды 127

4.2. Обряды, связанные с рождением ребенка 143

4.3. Похоронно-поминальные обряды 154

Заключение 173

Библиографический список 177

Приложения

Введение к работе

Русское население - самое многочисленное на территории Республики Мордовия, оно проживает в непосредственной близости с представителями таких национальностей как мордва, татары, украинцы и др. По данным переписи 2002 года, 60,84% всего населения Мордовии составляют русские, 31,95% — мордва (из них примерно 48% составляют эрзяне и 52% мокшане), 5,2% - татары, 0,54% - украинцы, 0,14% - белорусы и чуть более 1,3% другие национальности . Русские на территории Мордовии на протяжении XIX — XXI вв. проживают в 22 районах и 782 населенных пунктах .

На данный момент русские составляют значительную часть населения во всех административных районах республики (прил. 1). Их доля чаще всего насчитывает более 50 % всего населения, а в Ромодановском и Краснослобод-ском районах превышает 70%3. Русское население составляет менее половины жителей лишь в нескольких районах Мордовии: в Кочкуровском, Атюрь-евском, Дубенском, Атяшевском, Большеберезниковском и Торбеевском административных районах4.

Актуальность исследования. Рост актуальности вопросов этничности в современной истории в значительной степени связан с процессом глобализации, который с нарастающей силой унифицирует культуры разных народов. В настоящее время практически невозможно найти ни одной этнической группы, которая не испытала бы на себе воздействие со стороны культур других народов. При этом каждый народ стремится сохранить свою культурную целостность и культурный облик. Почти повсеместный интерес к своим корням, как у отдельных людей, так и у целых народов проявляется в самых разных формах: от попыток восстановления старинных обычаев и обрядов, фольклоризации профессиональной культуры, до стремления создать, или восстановить свою национальную государственность. Эта тенденция осознания собственной неповторимости и сохранения культурной самобытности подтверждает в очередной раз общую историческую закономерность, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает

своего этнического многообразия. Несмотря ни на что, человеческое общество продолжает жить в крайне разнообразном культурном пространстве, и это разнообразие проявляется во всех сферах жизни каждого этноса.

На протяжении XX в. в традиционной культуре русского населения происходили процессы, связанные с изменениями социально-экономических условий жизни данного этноса. С 90-х годов прошлого столетия, начинает возрастать интерес к национальной культуре, происходит осознание необходимости сохранения традиционных праздников, традиций и обычаев, которые выступают механизмом трансляции социального опыта, необходимого для выживания и развития любого этноса, несут в себе огромный гуманистический потенциал. Традиции и обычаи являются действенным средством национального воспитания, приобщения молодежи к культуре своего народа. Каждая национальная культура своеобразна и уникальна. В то же время ни один народ не живет в изоляции. Взаимодействие разных культур является одним из важнейших факторов их развития, что наиболее актуально для республик с многонациональным составом населения. Русское население Мордовии проживает в непосредственной близости с представителями таких национальностей как мордва, татары, украинцы и др. Актуальность изучения традиционных обычаев и праздников русских, проживающих в мордовском крае, объясняется необходимостью сохранения самобытности данной культуры в многонациональном мире, каким является Республика Мордовия.

Объектом данного исследования являются общественные праздники и обряды их сопровождающие, хозяйственные и семейные обычаи и обряды русских Республики Мордовии.

Предмет исследования - внутренняя структура и обрядовая составляющая традиционных праздников и обычаев русского населения Республики Мордовия.

Территориальные рамки исследования охватывают территорию Республики Мордовия. Для выявления сохранения традиционной культуры, включающей в себя праздники и обычаи, автором были исследованы районы

с преимущественным проживанием русского населения: Зубово-Полянский, Темниковский, Краснослободский, Ельниковский, Старошайговский, Ромо-дановский, Рузаевский, а так же районы со смешанным населением: Лямбир-ский, Ковылкинский, Чамзинский, Болыпеберезниковский, Дубенский, Тень-гушевский, Торбеевский и др.

Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины XIX по начало XXI в. Именно в это время происходят неоднократные изменения социально-экономических условий жизни русского населения, что находит свое отражение в культуре данного этноса. Материалы обозначенного периода наиболее полно отражены в архивных документах, в этнографических источниках и памяти информаторов.

Степень изученности проблемы. Изучение традиционной культуры русских имеет длительную историю. Первая попытка научной обработки этнографического материала в России была предпринята в середине XIX в. А.В. Терещенко5. Его работа «Быт русского народа» была впервые издана в 1848 г., и переиздана только в конце 90-х гг XX в. Изучая быт русского народа, А. В. Терещенко дает анализ традиционным праздникам. Ученый описывает наиболее распространенные у славян празднества (Пасху, Русальную неделю, Семик, Троицын день, Первое апреля) и связанные с ними обряды и верования; отмечает, что многие праздники и забавы смешаны с языческими отправлениями6. Особенный интерес для нас предоставляет описание свадебных обрядов в Нижегородской и Пензенской губерниях, что позволяет сделать сравнительный анализ сохранения и трансформации современной свадебной обрядности русского населения Мордовии . Автором так же описываются обряды крещения, похорон, поминок, бытовавшие среди русского населения центральной части России в XIX в. Работа А.А. Коринфского «Народная Русь» впервые была издана в 1901 г. Незаслуженно забытая, она была переиздана в 90-х гг. XX в. Автор исследует быт русского народа, в глубокой

древности ищет объяснение многих народных представлений . В Поволжье (в Нижегородской, Казанской, Симбирской, Самарской губерниях) А. А. Ко-

ринфским были собраны народные приметы о погоде, пословицы и поговорки. На них ссылались авторы изданий, выходивших в начале XX в., многие из которых вошли в книгу «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец XVIII — нач. XX века», составленную А. Некрыловой и изданную в конце 80-х гг. XX в.9.

Совершенно по-новому подошел к вопросу о происхождении праздников В. И. Чичеров в своем исследовании, посвященном изучению зимнего периода русского земледельческого календаря XVI — XIX вв10. Он впервые встал на путь изучения обрядов в связи с трудом крестьянина-земледельца. Рассматриваются не только большие праздники, но и весь народный календарь, день за днем, с его поверьями, приметами, верованиями, праздниками, обычаями, обрядами и играми. В. И. Чичеров не ограничивается описаниями, он дает теорию происхождения праздников, которую можно назвать теорией трудовой. Исследуя весьма досконально русский сельскохозяйственный календарь и приуроченные к отдельным его датам обычаи и поверья, автор приходит к хорошо обоснованным выводам о материальной детерминированности всех этих обычаев и поверий. «В основе русского аграрного календаря лежит производственный год крестьянина, в календаре отразились наблюдения земледельца над природой, жизнью земли, созреванием урожая, а также и его бессилие перед лицом природы, порождающее проведение магических действий в доме и на поле»11.

Обычаи русского народа и их функции в обществе рассматривались в работе А. Б. Гофмана, В. П. Левкович «Обычай как форма социальной регуляции»12.

Результаты многолетних экспедиций, проводимых в Костромской, Ярославской и Нижегородской областях, обобщены в книге «Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских Поволжья», вышедшей в 1985 г. . В этом сборнике собраны календарные праздники (Святки, Масленица, Пасха и др.) и свадебные обряды (знакомство, сватовство, девичник-мальчишник). Эти материалы

были использованы нами для сравнения с праздниками русского населения Республики Мордовия.

Сведения о происхождении и расселении русских, об их быте, культуре, семье и семейных отношениях, обычаях, обрядах, праздниках и ритуальных празднествах содержатся в работе «Этнография восточных славян» .

Ю. В. Бромлей в монографии «Этнографические изучения этнографических функций культуры» рассматривает обряды русских, дает классификацию, разделяя их на производственные (охотничьи, рыбачьи, скотоводческие, земледельческие); семейные (родильные, иннициационные, свадебные, похоронные); общественно-праздничные (посиделки, игры, гулянья)15.

Теоретическим аспектам изучения праздников и ритуалов посвящена монография А. К. Байбурина «Ритуал в традиционной культуре» , в которой автор делает анализ основных типов восточнославянских обрядов, им рассматриваются обряды жизненного цикла, календарные, окказиональные обряды, описывается их структура, функции, семантика.

В работе «Русские аграрные праздники» В. Я. Проппа на первое место выдвинуты религиозные представления, магические обряды и заклинания, а собственно праздники, как дни народного веселья, разгула, игр, развлечений, остаются у автора на заднем плане. Первичную основу праздников он видит в погребальных и поминальных обрядах. Разделяя «трудовую теорию» происхождения народных праздников, он, однако, считает, что свой «исконный смысл» они утратили в XIX в. .

Исследованием половозрастной структуры традиционного русского сельского общества занималась Т. А. Бернштам. В работе «Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX в. Половозрастной аспект традиционной культуры» автор рассматривает положение молодежи в общине, особенности образа жизни, функций и поведения, место и роль в обрядово-символической системе традиционного сельского коллектива18.

Вопросам развития народного сознания, сохранения исторической памяти и верований, проблемам русского православия, народным знаниям и практике по-

священа работа «Русские: семейный и общественный быт». Особое внимание уделено эволюции духовной культуры, начиная с древнерусского периода истории и до наших дней. По определению авторов: «Цельность народной нравственности определялась у русских крестьян православной верой. К ней восходили прямо или косвенно все оценки и утверждения в этой области. Нормы поведения передавались из поколения в поколение и сохранялись в обычаях и традициях»19. Возрождение многих православных праздников характерно и для русских Республики Мордовии, что объясняется государственной политикой, восстанавливающей позиции церкви.

В монографии «Русские» даются подробные сведения о происхождении,

расселении, традициях русского народа . Эти и другие публикации были использованы нами для сравнительного анализа традиционной культуры русских Республики Мордовия и в качестве теоретической базы. К ним можно отнести работы следующих ученых: М. Ю. Мартыновой, И. А. Панкеева, Л. М. Сабуровой, 3. П. Соколовой21.

Праздники календарного обрядового цикла рассматривала В. К. Соколова , давшая сравнение весенне-летних календарных обрядов русских, украинцев и белорусов. Нормы поведения русских при проведении различных обрядов, взаимоотношения различных возрастных групп, нашли свое отражение в работах М.М. Громыко23.

Довольно значительный материал о современной бытовой культуре русских содержится в работах М. Н. Шмелевой24. Накопленные за долгий период изучения русского народа данные, обобщены в работах И. И. Шангиной. Она прослеживает историю русского традиционного быта со времен становления Российского государства25. В 2005 г. вышла книга «Русские обычаи и обряды», где содержится большой сравнительный материал, характеризующий традици-

онную культуру русских . Праздникам славян, верованиям, суевериям и приметам посвящены главы в монографии Ю. Ф. Козлова «Быт и нравы России», где на большом архивном материале отслеживается преемственность и трансформация культуры русского народа27.

Традиционной культуре русского населения посвящена работа В. С. Бузи-на «Этнография русских» . Автор дает характеристику календарных праздников русского населения, их жилища, описывает обряды жизненного цикла: родильные, свадебные и погребальные.

Значительный вклад в изучение русского населения Среднего Поволжья внес Е. П. Бусыгин. В монографии «Русское сельское население Среднего Поволжья» им проведен анализ традиционной культуры русского сельского населения Среднего Поволжья29. В книге «Общественный и семейный быт русского сельского населения Среднего Поволжья» показываются изменения в культуре и быте во второй половине ХГХ - начале XX вв30. В этой работе особое внимание уделяется особенностям бытовых элементов русского крестьянства, обусловленным историей формирования русского населения, его расселением и социально-экономическими условиями края. Изучению хозяйства и материальной культуры русского населения Ульяновского Поволжья в конце ХГХ - начале XX столетия посвящена другая работа автора «Этнография народов Среднего Поволжья» . В ней Е. П. Бусыгин значительное внимание уделяет вопросам истории и формирования русского населения края, рассматриваются техника ведения сельского хозяйства, поселения и жилище, одежда, домашняя утварь и другие элементы материальной культуры. Эти труды явились важным вкладом в изучение русского населения Среднего Поволжья.

Изучение русского народа ведется учеными и на региональном уровне. Несмотря на то, что со времени образования мордовской автономии приоритет в этнографических исследованиях отдавался изучению мордовского этноса, исследователи рассматривали различные аспекты материальной и духовной культуры русских, проживающих на территории Мордовского края.

Изучением отдельных аспектов духовной культуры русского населения Мордовии занимались А. С. Лузгин32, Н. В. Шилов33. А. С. Лузгин, рассматривая хозяйство и материальную культуру населения Мордовии, уделяет внимание пище русского народа, в том числе и обрядовой34. В работе «Одежда русского сельского населения Мордовии (середина XIX - начало XX в.)»

автор дает сведения об одежде, украшениях, жилище . Другая его работа — «Жизнь промыслов: Промысловая деятельность крестьян Мордовии во второй половине XIX - начале XX вв.» посвящена исследованию роли и места промыслов в хозяйственно-бытовой жизнедеятельности многонационального населения Мордовии, в ней были рассмотрены этнокультурные традиции в промысловой деятельности мастеров и промысловых центров, а также промыслы в системе межрегиональных этнических отношений и особенности реализации промыслово-кустарной продукции б.

В статье Н. В. Шилова «Русское население в Мордовии» рассматриваются религиозные праздники, гражданские и семейно-бытовые обряды и их роль в современной жизни37. Традиционная культура русских в Мордовии рассматривалась С. Г. Мордасовой . . Особое внимание автор обращает на исторически сложившийся и передаваемый из поколения в поколение традиционный опыт сохранения здоровья у русского населения Мордовии через разнообразие материальной (поселения, жилище, пища, одежда) и духовной (обряды, праздники, народная медицина) культуры.

В последнее время активизировалась работа по изучению традиционной культуры русского народа Республики Мордовия. Жилище и хозяйственные постройки русских нашли отражение в статье Е. А. Кирилловой . Вопросам традиционной пищи русских посвящена статья С. В. Поповой «Культура традиционного питания русских, проживающих в Республике Мордовия»41. Институт обычного права русских исследуется в статье О. В. Спициной «Обычное право русских в Республике Мордовия»42. Формы игрового общения молодежи у русских Мордовии получили освещение в работах Н. А. Скворцовой43. Полотенце в праздничной обрядности мордвы и русских исследовалось Н. Н. Авдошкиной44. Роль крестьянской одежды русского населения в семейных и окказиональных обрядах изучалась В. В. Ковалевой45. Обрядам русского населения в Мордовии посвящена статья И. Б. Стрижовой «Обряды русских» . В статье автор приводит классификацию русским обрядам, выделяя обряды жизненного цикла, сезонные, новые; описывает календарные праздники у

русских в Мордовии.

Для сравнительного анализа традиционной культуры русских и мордвы были использованы работы В. Ф. Вавилина47, Н. Ф. Беляевой48, Г. А. Корнишиной49, Л. И. Никоновой50. В. Ф. Вавилин в работе «Количественная оценка современных этнокультурных процессов в Мордовской АССР (сельское население)» проанализировал факторы и условия этнокультурных процессов у мокшанского, эрзянского, русского и татарского сельского населения Мордовской АССР. Им исследованы основные компоненты этнической культуры: язык, семейные обряды, фольклор, этническое самосознание51. Кален-дарно-обрядовые функции детей исследованы Н. Ф. Беляевой в работе «Ка-лендарно-обрядовые функции детей в традиционной культуре мордвы»52, роль календарных праздников в процессе социализации детей отражена автором в работе «Календарные праздники мордвы и их роль в процессе социали-зации детей . В работе Г. А. Корнишиной «Традиционные обряды и обычаи мордвы: исторические корни, структура, формы бытования» классифицированы обряды и обычаи мордвы, выделена их структура54, что было использовано нами при классификации аналогичных обрядов русского населения Республики Мордовия. Вопросы этномедицины славян, взаимовлияние и взаимообогащение народных и научных медицин этносов рассматриваются в работах Л. И. Никоновой.55 Для сравнительной характеристики духовной культуры русского населения, проживающего в непосредственной близости с мордвой и татарами, были рассмотрены работы Т. П. Федянович56, Р. Г. Му-хамедовой57, Л. Н. Щанкиной58.

Историографический анализ свидетельствует, что изучение традиционных праздников и обычаев русского населения Республики Мордовия уже привлекало в той или иной степени внимание исследователей. Следует, отметить, что работы вышеупомянутых авторов посвящены лишь отдельным сторонам материальной и духовной культуры русских, проживающих на территории Мордовии, однако комплексного изучения традиционных праздников и обрядов русских Республики Мордовия не было.

Целью диссертационного исследования является комплексный анализ традиционных обрядов и праздников русского населения Республики Мордовия и выявление степени их сохранности и процессов трансформации.

Исходя из цели, решаются следующие основные задачи:

— изучить общественные праздники русского населения Мордовии, вы
явить их структуру и обрядовую составляющую;

- охарактеризовать обряды русских Республики Мордовия, связанные с
хозяйственной деятельностью, выяснить степень их сохранности и процессы
трансформации;

— проанализировать семейную обрядность русского населения Мордовии;

- проследить взаимовлияния и процессы трансформации праздников,
обычаев и обрядов русских, проживающих в полиэтничной среде Республики
Мордовия.

Методология исследования. В данной работе были использованы теоретические труды ведущих отечественных исследователей в области этнографии, культуры и истории, таких как С. А. Арутюнов, А. К. Байбурин, Ю. В. Бромлей, В. Л. Левкович, Э. С. Маркарян, С. А. Токарев, А. С. Лузгин, Г. А. Корнишина59. Работы названных ученых послужили теоретико-методологической базой данного исследования.

В процессе работы над диссертацией применены сравнительно-исторический, структурно-функциональный и методы этнографических исследований (опросы, анкетирование, индивидуальное интервью, непосредственное наблюдение), которые позволили провести сравнение в историческом разрезе традиционных праздников и обрядов; выделить основные структурные части обычаев, обрядов и праздников и выявить внутренние связи, обусловленности и соотношения между ними. Применение в совокупности всех методов позволило тщательно проанализировать традиционную культуру русского населения Республики Мордовия, выявить внутреннюю структуру праздников и обычаев и их обрядовую составляющую, проанализировать степень ее сохранности и процессы трансформации.

Источниковедческая база исследования. В процессе работы автор опирался на различные источники: архивные материалы Центрального государственного архива Республики Мордовия (ЦГА РМ), Научного архива Государственного учреждения «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» (ГУНИИГН). Из фондов ЦГА РМ, в частности из архивов районных инспектур госстатистики, были извлечены сведения о хозяйстве и занятиях русского населения (ЦГА РМ: Ф. Р-8, оп. 2, д. 1; Ф. Р-773, оп. 2, д. 38; Ф. Р-773, оп. 2, д. 54; Ф. Р-1764, оп.1 д. 42 и др.)- Информационная ценность этих документов определяется тем, что эти сведения позволили сделать сравнительные характеристики состояния хозяйства, размеров земельных участков, наличия скота в крестьянских семьях на протяжении XX века. Именно с хозяйством, занятиями были связаны определенные обряды русского населения Мордовии. Изменения, происходящие в труде и быту русского крестьянства, нашли отражение в обрядовой жизни. Статистические сведения о поголовье скота нами были найдены в Подворных переписях крестьянского хозяйства Симбирской, Пензен-скои и других уездов . Данные о размере земельных наделов, количестве земли, находящейся под усадьбой, под пашней, под выгоном, под садом и др. были найдены в фондах Статистических управлений МАССР (Ф. Р-1764, оп.1 д. 366; Ф. Р.-1742, оп. 1, д. 56; Ф. Р-2127, оп. 1, д. 30; Ф. Р-2127. оп.1, д. 64). Сокращение численности домашнего скота, уменьшение личных подсобных наделов наряду с другими изменениями, происходящими в жизни русского крестьянства Республики Мордовия, явились факторами, которые привели к частичной утрате некоторых социальных функций хозяйственных обрядов. Данные по состоянию семей, статистика браков и разводов, количество родов по разным районам республики содержатся в Дневниках регистрации актов гражданского состояния Статистических управлений МАССР (Ф. Р-773, оп. 2, д. 50; Ф. Р-1742, оп.1, д. 257; Ф. Р-1764, оп.1 д. 51; Ф. Р-1953, оп.1, д. 190 и др.). Эти данные позволили выявить факторы, влияющие на сохранение и изменение родильной обрядности.

Сведения о православных праздниках русских Мордовии начала XX в. нам удалось извлечь из Пензенских епархиальных ведомостей Книжного фонда научно-справочной библиотеки ИГА РМ61, что позволило сделать вывод о степени сохранности и процессов трансформации праздников в настоящее время.

Были использованы материалы Научного архива «Государственного учреждения Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия», собранные в ходе этносоциологиче-ской экспедиции, проводимой Институтом этнографии АН СССР и МНИИ-ЯЛИЭ при Совете Министров МАССР в 1973 г. (фонды И-1669 - И-1692), где содержится большой фактический материал по обрядам жизненного цикла, пище, праздникам, обрядам, связанным с хозяйственной деятельностью.

Информация о численности, расселении и хозяйстве русских в мордов-ском крае начала XX в. извлечена из статистических источников . Из похо-зяйственных книг сельских и поселковых администраций районов Мордовии (Бабеевской сельской администрации Темниковского района 2002 - 2008 гг., с. Сивинь Сивинской сельской администрации Краснослободского района. 2004 — 2008 гг., с. Софьино Софьинской сельской администрации Ельников-ского района. 2004 - 2008 гг.) был взят дополнительный материал по хозяйству русских начала XXI в. В совокупности эти источники позволили провести сравнительный анализ изменений хозяйства и занятий русского населения Республики Мордовия.

Одним из источников для написания диссертации явились полевые материалы, собранные автором в районах Республики Мордовия: в районах Республики Мордовия: Краснослободском (с. Колопино, с. Сивинь, с. Крас-нополье, с. Заречное, с. Слободские Дубровки, с. Демина Поляна, с. Старая Авгура, с. Куликово); Ельниковском (с. Ельники, с. Софьино, д. Муравлян-ка); Зубово-Полянском (пос. Потьма, пос. Явас, с. Прушанка), Дубенском (с. Петровка, пос. Ольховка, с. Енгалычево, с. Ардатово, с. Красино); Рузаев-ском (пос. Рузаевка, с. Арх-Галицыно, д. Акшенас); Ромодановском (пос. Ро-

моданово, с. Трофимовщина, д. Константиновка); Кочкуровском (пос. Коч-курово, с. Булгаково, с. Воеводское); Чамзинском (пос. Чамзинка, с. Апраксине, с. Маколово); Старошайговском (пос Шайгово, с. Новая Федоровка), Темниковском (с. Урей, с. Бабеево, д. Подгорные Селищи, д. Третьяково); Атяшевском (с. Тетюши, с. Большие Манадыши, с. Дады), Болыпеберезни-ковском (пос. Большие Березники, с. Старые Найманы, с. Судосево, с. Марь-яновка); Лямбирском (с. Берсеневка, д. Масловка); Ковылкинском (с. Токмо-во, с. Самаевка, с. Кочелаево); Теньгушевском (с. Теньгушево, пос. Бараше-во, д. Сакаевский Майдан); Торбеевском (с. Никольское, с. Лопатино, д. Ши-маревка) и др.

В ходе опросов пожилого сельского населения, а именно они и являются основными носителями информации, был собран значительный материал, касающийся праздников и различных обрядов.

Этот материал позволил уточнить и конкретизировать внутреннюю структуру праздников и обрядов русского населения Республики Мордовия, выявить степень ее сохранности и процессы трансформации.

В данном диссертационном исследовании были использованы также интернет-источники (сайт Российского этнографического музея http//ethnomuseum.ru/glossary/gallery; сайт «Русская традиционная культура», , из которых был извлечен богатый материал о материальной и духовной культуре русских. К примеру, на сайте «Русская традицион-ная культура» содержатся сведения об обрядах русских соседних с Мордовией областей (Нижегородская, Пензенская, Тамбовская). На сайте Российского этнографического музея расположен значительный материал по духовной культуре русского народа. На основе этих материалов была сделана сравнительная характеристика духовной культуры русского населения Республики Мордовия.

В целом использованная нами источниковедческая база позволяет в полном объеме решить поставленные задачи.

Научная новизна диссертации обусловлена тем, что в ней впервые делается попытка комплексного изучения традиционных праздников и обрядов русских Республики Мордовия. В ходе работы нами были изучены и классифицированы следующие праздники и обряды русского населения Республики Мордовия: общественные (календарные) праздники и обряды; хозяйственные обряды (обряды, связанные с жилищем и хозяйственными постройками, земледельческие и животноводческие обряды); обряды жизненного цикла (свадебные, родильные, похоронно-поминальные). В работе показана степень их сохранности, анализируются изменения традиционной обрядности русских, делается попытка выявления взаимовлияния культур народов, проживающих на территории Мордовии. В научный оборот впервые введены полевой материал, собранный автором в районах Республики Мордовия.

Теоретическая значимость исследования обусловлена использованием комплекса историко-этнографических методов исследования, позволивших осуществить всесторонний анализ процессов, характеризующих духовную культуру русских Республики Мордовия.

Практическая значимость работы заключается в том, что изучение обрядов и праздников способствует сохранению и возрождению на новом уровне традиционной самобытности русского населения в полиэтничном мире Республики Мордовия. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке лекций и спецкурсов по этнографии, отечественной истории и культурологии в высших и средних специальных учебных заведениях.

На защиту выносятся следующие основные положения: 1. Подавляющее большинство календарных праздников русских Мордовии носит общерусский характер. На современном этапе они подверглись определенной трансформации: не в одинаковой степени сохраняется их традиционная структура. Праздники русских Мордовии отличаются и внутренней наполняющей, т. к. в проведении различных обрядовых действий в разных районах имеются локальные варианты.

2. К хозяйственным обрядам русского населения Республики Мордо
вия, регламентировавшим жизнь отдельной семьи, относятся обычаи и обря
ды, связанные с жилыми и хозяйственными постройками. Необходимо отме
тить, что наиболее полно эти обряды сохранялись лишь до начала XX в., из
менившиеся социально-экономические условия привели к потере многих хо
зяйственных обрядов, связанных с жилыми и хозяйственными постройками.
Как наиболее сохранившиеся, следует отметить обряды, связанные со строи
тельством дома (выбор места, закладка ритуальных предметов в сруб, обря
ды, связанные с вселением в новый дом).

  1. Земледельческие и животноводческие обычаи и обряды русских Мордовии, регламентировали производственную деятельность членов семьи и были направлены на её жизнеобеспечение. Изменения социально-экономических условий и характера труда крестьян, происходившие на протяжении XX в., оказали значительное влияние на обрядность данного цикла. Многие обряды исчезли из быта русской деревни и сохранились лишь в памяти пожилого населения, что объясняется снижением роли животноводства и земледелия в жизни современного крестьянина.

  2. Обряды жизненного цикла (свадебные, родильные, похоронно-поминальные) продолжают играть регламентирующую роль в жизни каждой семьи и в большей степени сохраняют свою традиционную структуру, но и они подверглись трансформации. При сохранении основных нравственных ценностей проведение современных свадебных обрядов зачастую наполняется новым значением. Локальные различия в проведении обрядов данного цикла незначительны, отличия отмечены лишь в проведении отдельных обрядовых действий. На современном этапе исчезли многие родильные обряды, имевшие магический смысл. Особое место в ритуалах семейного цикла занимают похоронно-поминальные обычаи и обряды. По сравнению с другими обрядами они наиболее консервативны и менее подвержены изменениям.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации, ее выводы и обобщения обсуждались на VI международной научной конферен-

ции «Межкультурные коммуникации: стратегии образования и методика обучения языкам» (Алушта, Украина, 2007), VII Конгрессе этнографов и антропологов России (Саранск, 2007), VDI Конгрессе этнографов и антропологов России (Оренбург, 2009), I научно-практической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» (Саранск, 2006), II научно-практической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» (Саранск, 2007), Всероссийской научно-практической конференции ««Этнокультурное образование: опыт и перспективы» (Саранск, 2010), межрегиональном семинаре-совещании «Инновационные технологии в национальном культурно-образовательном процессе» (Саранск, 2008), региональном научно-практическом семинаре «Современное начальное образование: проблемы, тенденции, перспективы» (Саранск, 2006), а также опубликованы в 14 статьях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Библиографические ссылки

См.: Национальный состав населения Республики Мордовия // Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. - Саранск, 2005. - С. 60.

См.: Национальный состав населения Республики Мордовия // Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. - Саранск, 2005. - С. 60. 5 Там же. - С. 68.

4 Там же. - 65.

5 См.: Терещенко А. В. Быт русского народа. - М., 1997 - Ч. 1-ІЙ; 1999 - Ч. IV - V.

6 Там же.
Там же.

См.: Коринфский А. А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц - М., 1994.

См.: Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец XVIII - нач. XX века. - Л., 1988.

10 См.: Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря
XVI — XIX веков. - М., 1957.

11 Там же.-С. 76.

См.: Гофман А. Б. Обычай как форма социокультурной регуляции / А. Б. Гофман, В. П. Левкович // СЭ. - 1973. - №1. - С. 22; Левкович В. Л. Обычаи и обряды и их роль в совершенствовании семейных отношений // Социальные исследования. — М. — 1970; Она же. Обычай и ритуал как способы социальной регуляции поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М. 1976. - С. 36 - 51.

3См.: Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских Поволжья. - Л., 1985.

4 См.:Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. — М., 1987.

15 См.: Бромлей Ю. В. Этнографические изучения этнографических функций культуры //
Традиции в современном обществе. Исследования этнокультурных процессов. — М., 1990.
-С. 13.

16 См.: Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. - СПб., 1993.
17См.: Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. - СПб., 1995.

18 См.: Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX
в. Половозрастной аспект традиционной культуры. - Л., - 1988.

19 См.: Русские: семейный и общественный быт. - М., 1989. - С. 43.

20 См.: Русские. - М.: Наука, 1999.

21 См : Сабурова Л. М. Об изучении народных обрядов // Фольклор и этнография. - Л.,
1974; Соколова 3. П. Традиции в современных обрядах и праздниках народов СССР //
Традиции в современном обществе. Исследование этнокультурных процессов. - М., 1990;
Салмин А. К. Народная обрядность чувашей. — Чебоксары, 1994; Панкеев И. А. Обычаи
и традиции русского народа. — М., 1999; Мартынова М. Ю. Мир традиций и межкуль
турное общение: в помощь школьному учителю. — М., 2004.

22 См.: Соколова В. К. Весенне-летние обряды русских, украинцев и белорусов. - М.,
1979.

См.: Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и общения русских крестьян XIX в. - М., 1986.; Она же. Мир русской деревни. - М., 1991.

24 См.: Шмелева Н. М. Сезонные праздники. Новое и современное. - М., 1995. 25См.: Шангина И. Русский традиционный быт: Энциклопедический словарь. — СПб., 2003; Она же. Русский народ. Будни и праздники. - СПб., 2003.

26 См.: Русские обычаи и обряды / Автор-сост. Н. А. Юдина. - М., 2005.

27 См. Козлов Ю. Ф. Быт и нравы России. - Саранск, 2005.

28 См.: Бузин В. С. Этнография русских. СПб., 2007.

29См.: Бусыгин Е. П. Русское сельское население Среднего Поволжья (середина XIX — начало XX в.). — Казань, 1966.

См.: Бусыгин Е. П. Общественный и семейный быт русского сельского населения Среднего Поволжья. — / Е. П. Бусыгин, Н. В. Зорин, Е. В. Михайличенко — Казань, 1973. 31 См.: Бусыгин Е. П Этнография народов Среднего Поволжья / Е. П. Бусыгин, Н. В. Зорин. - Казань, 1984.

2 См.: Лузгин А. С. В тесном соседстве: Хозяйство и материальная культура русского населения Мордовии. - Саранск, 1987.

33 См.: Шилов В. Н. Русское население в Мордовии // Библиотека Российского этнографа:
Сб. статей. - М., 1993 - №2.

34 См.: Лузгин А. С. Указ. соч. - С. 144 - 149.

35 См.: Лузгин А. С. Одежда русского сельского населенияМордовии (середина XIX - на
чало XX в.) // Этнокультурные процессы в Мордовии. - Труды МНИИЯЛИЭ. - Саранск,
1982.-Вып. 71.

См.: Лузгин А. С. Жизнь промыслов: Промысловая деятельность крестьян Мордовии во второй половине ХГХ — начале XX вв. — Саранск, 2002.

См.: Шилов В. Н. Русское население в Мордовии // Библиотека Российского этнографа: Сб. статей. - М., 1993 - №2. - С. - 145 - 162.

См.: Мордасова С. Г. Традиционная культура русских Республики Мордовия и система их жизнеобеспечения: автореф. дисс... канд. ист. наук. - Саранск, 2004.

См.: Мордасова С. Г. Традиционная культура русских Республики Мордовия и система их жизнеобеспечения: автореф. дисс... канд. ист. наук. - Саранск, 2004. 40 См.: Кириллова Е. А. Традиционное жилище русских Мордовии // VII конгресс этнологов и антропологов России. Доклады и выступления. — Саранск, 2007. — С. 231 - 232.

41 См.: Попова С. В. Культура традиционного питания русских, проживающих в Респуб
лике Мордовия // VII конгресс этнологов и антропологов России. Доклады и выступления

- Саранск, 2007. - С. 248.

42 См.: Спицина О. В. Обычное право русских в Республике Мордовия // VII конгресс эт
нологов и антропологов России. Доклады и выступления. - Саранск. 2007. - С. 102.

См.: Скворцова Н. А. Традиционные формы досугового общения русского населения Мордовии (конец XIX - начало XX в.) : автореф. дис.... канд. ист. наук. — Саранск, 2005; Ее же. Формы игрового общения молодежи у русских мордовского края (конец XIX - начало XX вв.) // Этнокультурное образование: опыт и перспективы. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. — Саранск. - 2008. — С. 99— 104.

4 См.: Авдошкина Н. Н. Полотенце в традиционной культуре мордвы и русских, прожи
вающих на территории Республики Мордовия: автореф. дисс... канд. ист. наук. - Са
ранск, 2005; Ее же. Полотенце в убранстве традиционного жилища мордвы и русских //
VII конгресс этнологов и антропологов России. Доклады и выступления. - Саранск. 2007.

— С. 228; Ее же. Полотенце в праздничной обрядности мордвы // Этнокультурное образо
вание: опыт и перспективы. Материалы Межрегиональной научно-практической конфе
ренции. - Саранск. - 2008. - С. 117 - 125.

См.: Ковалева В.В. Крестьянский костюмный комплекс в традиционной культуре русского населения Мордовии конца XIX — начала XX вв. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Саранск, 2006; Ее же. Роль крестьянской одежды русских мордовского края в семейных и окказиональных обрядах // Этнокультурное образование: опыт и перспективы. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. - Саранск. - 2008. - С. 96 - 99. 46См.: Стрижова И. Б. Обряды русских // Мордовия: Энцикл.: В 2 т. Т. 2: М - Я- Саранск, 2004. - С. 113 - 114.

7 См.: Вавилин В. Ф. Количественная оценка современных этнокультурных процессов в Мордовской АССР (сельское население). - Саранск, 1989.

48 См.: Беляева Н. Ф. Календарно-обрядовые функции детей в традиционной культуре
мордвы // Язьпс. Музыка. Культура: Материалы XXXII Евсевьевских чтений. - Саранск,
1997. — С. 73 - 74; Ее же. Календарные праздники мордвы и их роль в социализации детей
// Актуальные вопросы истории и этнографии. Вып. 3. - Саранск, 2001. -. - С. 73 - 74; Ее
же. Народные традиции мордвы в общественном и семейном быту // Расы и народы: Еже
годник. Вып. 29.: Современные этнические и расовые проблемы. — М., 2003. - С. 94 - 106.

49 См.: Корнишина Г. А. Традиционные обряды и обычаи мордвы: исторические корни,
структура, формы бытования - Саранск, 2000; Она же. Экологическое воззрение мордвы
(религиозно-обрядовый аспект): монография. — Саранск, 2008.

5 См.: Никонова Л. И. Баня в системе жизнеобеспечения народов Поволжья и Приура-
лья: историко-этнографической исследование./ Л. И Никонова, И. А. Кандрина. - Саранск,
2003.

51 См.: Вавилин В. Ф. Указ. соч.

52 См.: Беляева Н. Ф. Календарно-обрядовые функции детей в традиционной культуре
мордвы // Язык. Музыка. Культура: Материалы XXXII Евсевьевских чтений. - Саранск,
1997.-С. 73-74.

См.: Беляева Н. Ф. Календарные праздники мордвы и их роль в социализации детей // Актуальные вопросы истории и этнографии. Вып. 3. - Саранск, 2001. — С. 73 - 74.

См.: Корнишина Г. А. Традиционные обряды и обычаи мордвы: исторические корни, структура, формы бытования. - Саранск, 2000.

См.: Никонова Л. И. Народная и научная медицина: взаимодействие и взаимовлияние: к постановке проблемы // V Конгресс этнографов и антропологов России, Омск 9-13 июня 2003 г.: Тез. докл. - М., 2003. - С. 242 - 243; Ее же. Этномедицина славян в системе их жизнеобеспечения // Культура славян Оренбуржья: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2003. С. 62 - 82; Ее

же. Мордовия в этнокультурном пространстве: к постановке проблемы // Этнокультурное образование: опыт и перспективы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Морд, респуб. институт образования. — Саранск, 2007. — С. 13 — 21.

56 См.: Федянович Т. П. Свадебные обряды русских и мордвы Мордовской АССР (срав
нительная характеристика) // Этнокультурные процессы в Мордовии. - Саранск, 1982.;
Она же. Мордовские народные обряды, связанные с рождением ребенка (конец XIX-70-ые
годы XX в.) // СЭ. - 1979. - №2. - С. 24 - 26.

57 См.: Мухамедова Р. Г. Татары-мишари. - М., 1972.

58 См.: Щанкина Л. Н. Этнокультурная традиция татар-мишарей в системе их обеспече
ния: автореф. дисс... канд. ист. наук. — Саранск, 2004; Она же. Региональные особенно
сти традиций татар-мишарей, проживающих в Мордовии: на примере поверий и обрядов,
связанных с жилищем // Этнокультурное образование: опыт и перспективы. Материалы
межрегиональной научно-практической конференции. Мордовский республиканский ин
ститут образования. - Саранск, 2007. - С. 55 - 61.

59 См.: Маркарян Э. С. Вопросы системного исследования общества. - М., 1972; Левкович

B. П. Обычай и ритуал как способы социальной регуляции поведения // Психологические
проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976. - С. 36 - 51; Токарев

C. А. Обычаи и обряды как объект этнографических исследований // СЭ. - 1980. - № 3. -
С. 26 — 37; Арутюнов С. А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. — М., 1989;
Бромлей Ю. В. Этнографическое изучение этнографических функций культуры // Традиции
в современном обществе. Исследование этнокультурных процессов. - М., 1990. - С. 5 - 17;
Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. - СПб., 1993; Лузгин А. С. В тесном сосед
стве: Хозяйство и материальная культура русского населения Мордовии. - Саранск, 1987;
Корнишина Г. А. Традиционные обряды и обычаи мордвы: исторические корни, структу
ра, формы бытования. - Саранск, 2000.

0 См.: Перепись населения 1926 г. Поволостные и алфавитные списки населенных мест Пензенской губернии. - Пенза. - 1928.; Подворная перепись крестьянского хозяйства. Обработана Г. В. Шубом. Справочные сведения о селениях и поообщинные таблицы по данным сплошной и подворной переписи. Краснослободский уезд. Выпуск 3-ий. - Пенза: Паровая тип.- лит. Т-ва А. И. Раппопорт и К. - 1913.; Подворная перепись Симбирской губернии 1910-1911 гг. Вьшуск 5-ый. Карсунский уезд: Издание Симбирского Губернского Земства. - Симбирск, 1914.; Подворная перепись крестьянского хозяйства. Отдел 3-ий. Разработанная под непосредственным руководством Г. В. Шуб. Итоги погубернской разработки материалов сплошной и выборочной подворной переписи. Ч. II. Вып. 12-ый. -Пенза, 1923.; Подворная перепись Симбирской губернии 1910-1911 гг. Ардатовский уезд. Выпуск 3-ий. — Симбирск: Издание Симбирского Губернского Земства, 1913. 61 СМ.: Книжный фонд научно-справочной библиотеки ГУ ЦГА РМ. ПЕВ. - Пенза. - 1903. — №18, — Часть неофициальная. — С. 741 - 765.

ft) т-г

См.: Перепись населения 1926 г. Поволостные и алфавитные списки населенных мест Пензенской губернии. — Пенза. - 1928; Подворная перепись крестьянского хозяйства. Обработана Г. В. Шубом. Справочные сведения о селениях и поообщинные таблицы по данным сплошной и подворной переписи. Краснослободский уезд. Выпуск 3-ий. — Пенза: Паровая тип.-лит. Т-ва А. И. Раппопорт и К. - 1913; Подворная перепись Симбирской губернии 1910 - 1911 гг. Вьшуск 5-ый. Карсунский уезд: Издание Симбирского Губернского Земства. - Симбирск, 1914; Подворная перепись крестьянского хозяйства. Отдел 3-ий. Разработанная под непосредственным руководством Г. В. Шуб. Итоги погубернской разработки материалов сплошной и выборочной подворной переписи. Ч. II. Вып. 12-ый. -Пенза, 1923; Подворная перепись Симбирской губернии 1910-1911 гг. Ардатовский уезд. Выпуск 3-ий. — Симбирск: Издание Симбирского Губернского Земства, 1913.

Праздники, обычаи и обряды в организации жизнедеятельности людей

Праздники, обычаи и обряды являются составной частью духовной культуры этноса. Слово «культура» происходит от латинского глагола «colo, colui, cultum, colere», что первоначально означало «возделывание почвы». Позднее оно стало пониматься как «почитание богов», что подтверждает доставшееся нам в наследство слово «культ». И действительно, на протяжении всего средневековья «культура» была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но со временем это понятие подверглось глубокому переосмыслению. Вначале под «культурой» понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, т.е. живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру, но затем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность в разрешении этого понятия. Как показала жизнь, человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом. Более того, культурные нормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и деятельности человека. Это говорит о том, что каждый народ является уникальной единицей, создающей свою неповторимую и своеобразную культуру. Безусловно, базисные категории культуры, такие как Бог, мир, жизнь, человек, смерть, и др., у всех людей одинаковы, но что касается непосредственно их восприятия, то каждый народ понимает их по-своему. Отсюда становится понятным тезис о том, что каждый народ обладает своей уникальной культурой: он веками накапливает культурные ценности, которые зависят от многих привходящих деталей: географического положения, климатических условий, размеров территории и т.д. Поэтому каждый народ отличается своим культурным своеобразием. Но, если бы не существовали общие для всех культурные категории, то тогда была бы невозможна культурная коммуникация и межкультурное общение. В этнографии этническая культура (анг. - ethnic culture, нем. - ethnische Kultur) определяется как та часть культурного этноса, которая для него специфична. Общий массив культуры этноса охватывает все формы, способы и результаты деятельности, бытующие в данном этносе, всю совокупность производимых и потребляемых этносом культурных явлений: сюда относятся иноэтнические заимствования, комплексы и элементы интернациональной общемировой культуры, зональные культурные черты, присущие ряду соседних или родственных этносов. В отличие от общей культуры этноса специфичная культура этническая охватывает только ту часть культуры этноса, которая воспринимается и самим этим этносом и его соседями, как характерная именно для него, ассоциируемая с ним, и тем самым выпол-няющая как интегрирующие, так и этнодифференцирующие функции» . В этническую культуру входят этнические традиции, этническая символика, этнически специфичные (национальные) формы материальной культуры -жилище, одежда, пища, явления фольклора3. Как отмечают исследователи, этническая культура далеко не всегда, особенно в наши дни функционирует как целостная система, однако отдельные ее элементы всегда выступают как «совершенно необходимые скрепы системной целостности любого этносоциального организма»4. К таким «скрепам» относятся традиции, обычаи и обряды.

Предметом исследования в данной работе является внутренняя структура и обрядовая составляющая традиционных праздников и обычаев русского населения Республики Мордовия. Отсюда очевидна необходимость определения таких понятий как традиция, обычай, обряд, и тех функций, которые они выполняют в жизни определенного этноса.

Понятие «традиция» прочно вошло в современный литературный, политический, философский, научный и бытовой лексикон, употребляясь в разных смыслах, в разных значениях. Выделяют правовые, морально-этические, производственные, семейно-бытовые традиции, выделяются научные, духов ные, культурные, художественные и др., что обуславливает определенные трудности при попытках выявления содержания понятия «традиция» и констатации того, какие социокультурные реалии обозначает это слово. В исследованиях представлен широкий спектр методологических и частнонаучных подходов к осмыслению сущности этого явления, что объясняется многомерностью традиции как объекта исследования в науках, ее изучающих (этнографии, культурологии, педагогике, социологии, этике, религиоведении, психологии и т.д.). В истории, этнографии и культурологии традиция выступает как ключевое понятие для жизнеописания народов наряду с обрядом, обычаем и ритуалом. Они рассматриваются, как правило, в единстве как социаль-но-стандартизированные образцы поведения, закрепленные в общественной памяти и передающиеся из поколения в поколение, как формы нормативного поведения в быту, труде, общении, воспитании и т.д., как социальные механизмы регулирования межчеловеческих отношений, особенно в архаических (традиционных) обществах. В отечественной научной литературе прежних лет большое внимание, прежде всего, уделялось описанию, систематизации, всестороннему анализу различных традиционных установлений, выявлению их роли и места в становлении культуры народов и формировании общества в целом, изучению влияния традиций и обычаев на выбор мировоззренческих ориентации личности, исследованию их педагогического потенциала.

Определение культуры как совокупности материальных и духовных ценностей по существу уравнивает понятия культуры и традиции, различая их разве что по количественному признаку. Культура выражает, прежде всего, тот аспект общественной жизни, который связан с преемственностью, с накоплением ценностей, с их передачей будущим поколениям. Ясно, что точно так же можно было бы определить и традицию. Данная точка зрения на определение культуры и традиции отражена в работах Э.С. Мар-каряна . Однако позже он поставил вопрос о процессах стандартизации, стереотипизации как об одной из тенденций культуры, в качестве другой, называя преодоление существующих стереотипов6. Именно такой подход к культуре позволяет понять ее целостно. Творчество не противостоит культуре и не только осуществляется в ней, но выступает в качестве внутреннего механизма ее развития, движения, становления. Обе тенденции культуры в равной мере важны для ее существования. Противоположная их направленность создает условия для развития культуры любого этноса, диалектическое поле напряжения, поддерживающее жизнь культуры, определяя ее движение как самодвижение. Всякая активность (в отличие от реактивности) по самой сути своей не может быть возбуждаема извне, тем более это относится к активной социокультурной деятельности. Здесь вырисовывается стройная схема, согласно которой тенденция, противоположная творчеству, и есть культурная традиция. В самом общем виде так и понимается традиция в работе Э. С. Маркаряна .

В научной литературе в представлениях о традиции есть одна общая черта — данное понятие в той или иной мере сохраняет первоначальный смысл этого слова (лат. «traditio» — передача, предание). Этнография определяет этнические традиции как «основные формы коллективного опыта этноса, выраженные в социально организованных стереотипах и воспроизводимые в этносе в целом или в его отдельных значительных частях путем культурной пространственно-временной трансмиссии»8. В культурологии под традицией понимается «исторически сложившиеся и передаваемые из поколение в поколение обычаи, обряды, нормы поведения, взгляды, вкусы и т. п.

Праздники зимнего цикла

Жизнь русских людей происходила в соответствии с народным календарем, который представлял собой систему членения, счета и регламентации годового времени. Этому календарю подчинялась вся жизнь русского крестьянина, его хозяйственная и бытовая деятельность, чередование будней и праздников. В основе лежал церковный календарь - святцы, которые определяли время христианских праздников, постов и мясоедов. Содержательная же сторона народного календаря, интерпретация праздников, а также сопровождающие их обряды, различного рода предписания, запреты, приметы, поверья были обусловлены не столько христианским вероучением, сколько представлениями, характерными для славянского язычества.

Общественные (календарные) праздники русского населения были определялись сменой года. Исходя из деления календарного года на периоды (зима, весна, лето, осень), календарные праздники представлены циклами: праздники зимнего цикла, весенне-летние праздники и праздники осеннего цикла. Аналогичные праздники выделяются и у русского народа, проживающего на территории Мордовии (прил. 2.1).

Общественные праздники были насыщены обрядами, имевшими целью обеспечение благополучия крестьянской семьи и общины, что зависело, прежде всего, от урожая. Этот цикл обрядности включал в себя ритуальные действия, верования, запреты, связанные с определенными днями календарного цикла, и имел ярко выраженный аграрный характер . Календарные обряды, как правило, отправлялись всей общиной, другие - семьей; были обряды, присущие той или иной половозрастной группе. Подавляющее большинство календарных праздников носило общерусский характер и сопровождалось однотипными обрядовыми действиями. В то же время необходимо отметить территориальную вариативность: в разных селах Мордовии, к примеру, праздновали разные престольные праздники, различались праздники и по характеру обрядовых действий.

В народную праздничную систему входили как праздники церковного календаря, так и праздники, не установленные церковью. В России традиционно отмечались Пасха («праздник всех праздников», торжество всех торжеств») и двунадесятые (т. е. двенадцать важнейших после Пасхи праздников) а также пять великих праздников: Обрезание Господне и память св. Василия Великого, Рождество Иоанна Предтечи, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы. Большими праздниками считались Ильин день, Егорьев день, Николин день, престольные праздники. К большим, не установленным церковью праздникам, относились святки, масленица, заветные праздники .

Общественные праздники не распределялись равномерно по годовому циклу, а все приходятся на период с середины зимы до начала лета. Эта особенность имеет как практическое, так и иррациональное объяснение. Зима — период, свободный от занятий земледелием, в отличие от весны и лета. Весна начинала другой период в жизнедеятельности крестьянина, когда закладывались основы будущего урожая, который определялся не только работой земледельца, но и зависел от природы. И общественные праздники с их обрядами должны были способствовать направлению сил природы на нужные действия - смену сезонов, своевременные дождь и тепло, мороз т и солнце. Тесная связь календарной обрядности с сельскохозяйственным трудом порождала попытки приурочивать те или иные занятия к определенным дням календаря — первый выгон скота, начало пахоты, начало сенокоса, уборки урожая и Др.

Общественные праздники русского населения Мордовии представлены следующим циклами: праздники зимнего цикла, весенне-летние праздники и праздники осеннего цикла. К праздникам зимнего цикла нами отнесены Святки, Рождество, Крещение, Масленица. Весенне-летние праздники представлены Пасхой, Семиком, Троицей, Ильиным днем. К осенним праздникам относятся Спасовы дни (медовый, яблочный, хлебный) и праздник Покрова святой Богородицы. Во всех этих праздниках можно увидеть соединение православных традиций с языческими. Поэтому все они, в основном, связаны с православными храмами Республики Мордовия (прил.3.1). В данном исследовании представлены лишь наиболее популярные праздники русского населения Мордовии.

Зимние празднества в Мордовии начинаются со Святок и заканчиваются Масленицей. Святки повсеместно являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний; начинались они с Сочельника кануна Рождества (24 декабря/6 января) и заканчивались Крещением (6/19 января). Святочный цикл воспринимался как пограничный между старым и новым солнечным годом, старое уходило, а будущее представало как неизвестное и темное, этим и определяется состав святочной обрядности: магические действия, колядование, запреты, гадания, игрища, обряды проводов умерших предков, изгнание нечистой силы.

Святки на Руси были, в основном, молодежным праздником . В Мордовии, как и повсюду, парни и девушки днем гуляли по улицам, катались на санях с колокольчиками, собирались компаниями, сговаривались, где провести вечер. В конце дня молодежь сходилась на «вечорки», или «посиделки». Парни откупали для этого избу у какой-нибудь женщины на один вечер или на все праздники. В Ельниковском районе в с. Софьино информаторы рассказывают, что «это была изба какой-нибудь одинокой и бедной женщины, которая на время уходила к соседям или родственникам»4. Парни приносили угощения для девушек: орехи, конфеты, пряники. Обычными развлечениями на ве-чорках были так называемые круговые песни с плясками. Девушки составляли круг и приглашали к себе парней, или парни, составившие круг, выбирали по очереди девушек. В кругах ходили или танцевали парами. Под пение производили различные действия, соответствовавшие содержанию. В основном опевались и обыгрывались сцены ухаживания, выбора жениха и невесты. Большинство сцен заканчивалось приглашением к поцелую, выбором в круг понравившейся девушки или парня. Молодые люди ходили по селу с гармошкой и балалайками. По словам информаторов Дубенского района: «Девушки с гармонистом ходили по домам молодых парней. Родители должны были подарить подарки будущим невестам. В домах плясали, угощались» .

Неотъемлемым обрядом Святок было колядование. На Святки колядование производили трижды - в Сочельник, Новый год и на Крещение. Происхождение Коляды учеными объясняется по-разному. М. Забылин считает, что русские язычники славили Коляду, бога торжества и мира6. А. Терещенко объясняет происхождение Коляды от польского Коленда, означающего по-здравления . Колядование было известно на всей территории России.

Обычаи и поверья, связанные с жилыми и хозяйственными постройками

Хозяйственные обряды русского населения Республики Мордовия можно разделить на две группы: обряды и поверья, связанные с жилыми и хозяйственными постройками и земледельческие и животноводческие обряды. Обычаи и обряды, связанные с жилыми и хозяйственными постройками, относятся к обрядам, регламентировавшим жизнь отдельной семьи. От соблюдения обрядов этого цикла зависело личное благополучие, безбедное существование.

В средней полосе России относительно благоприятные условия земледелия обуславливали и большую плотность населения, поэтому здесь населенные пункты были крупнее, чем, например, на севере России; количество дворов в них насчитывалось в среднем 20 - 80, и иногда более 100і. В селах Мордовии, территория которой располагается в средней полосе России, количество домов также различное. По переписи населения 1926 года в Саранском уезде Пензенской губернии насчитывалось: в Александровке — 11 хозяйств; в Алексеевке — Зіхозяйство; в Елховке — 67 хозяйств; в Ивановке — 78 хозяйств. В населенных пунктах Рузаевского уезда по данным той же переписи насчитывалось хозяйств: Старое Акшино - 148, Краснополье — 212, Ново-Федоровский - 248, Акшенас - 782.

В Мордовии существовала тенденция рядом с домом (избой) ставить отдельные хозяйственные постройки, предназначавшиеся содержания скота и птицы (хлев), хранения сельхозинвентаря, орудий труда, корма для скота, топлива (сарай), хранения продуктов питания и бытовых вещей (амбар), со-блюдения гигиенических норм (баня и нужник) (прил. 7.1). По данным подворной переписи 1910-1911 гг., из 32745 хозяйств Ардатовского уезда Симбирской губернии, имели надворные постройки 30836 (90, 9%) хозяйств. Среди хозяйственных построек преобладают конюшни (27217), сараи (31932), амбары (25037). Такие постройки как погребицы, хлевы, половин, риги (овины) в начале XX в. имелись далеко не во всех хозяйствах4. Хозяйственные постройки группировались вокруг открытого пространства, которое называется двором. Проход и проезд во двор осуществлялись через калитку и двухстворчатые ворота. К жилому комплексу примыкали огород, сад, иногда гумно. В начале XX в. постройки занимали всего около 10% всей надельной земли, остальная земля была занята пашней, покосом, кустарником, выгоном, и пр. К примеру, в Ардатовском уезде под усадьбами было занято 8,1% земли, под пашней - 80,7%, покосом пойменным - 2,7%, покосом непойменным — 3,3%, кустарником — 0.6%, выгоном и пр. — 4,6%.5. Границами усадьбы служили стены построек, изгороди, межи и просто естественные рубежи -ручьи, берег реки, край болота.

Обряды, связанные с жилыми постройками русских Республики Мордовия составляют неотъемлемую часть народной культуры. Эта обрядность, возникнув в результате народного творчества, была связана с древней этнической историей населения и со временем стала народной традицией.

Крепостью каждой семьи был дом. Дом был сосредоточием жизненных сил человека, здесь он был защищен от непогоды и врагов, от опасностей внешнего мира. Здесь сменяли друг друга поколения предков, здесь человек продолжал свой род; столетиями формировался традиционный быт, который включал в себя множество обрядов и обычаев, необходимых человеку для жизни и работы.

При строительстве дома существовали разнообразные обряды, некоторые из которых сохраняются и в XXI в. Выбор места будущего строительства сопровождался особыми приметами: предпочтительнее было место старого жилья, там, где жизнь текла спокойно и размеренно. Аналогичные обряды и поверья существуют не только у русских Мордовии, но и у всех народов, проживающих на территории республики. У мордвы счастливым считалось то место, где играли дети или пасся скот6. По обычаям, мордва Теньгушев-ского района дом не ставили на меже или тропинке . У татар-мишарей Рес публики Мордовия жилище нельзя строить там, где раньше проходила дорога или стояла баня, на спорном участке земли, на перекрестке, где кто-нибудь поранил руку, ногу, на месте, где был пожар . У русских не рекомендовалось строить дом на перекрестке дорог, т. к. дорога — это символ переменчивости и изменений. Не строили дома на месте построек, сожженных молнией. В Торбеевском районе это было связано с поверьями о пророке Илье, который поражал нечистую силу и место ею облюбованное9. Чтобы выбрать площадку для строительства, прибегали к гаданиям. Например, жители с. Александровка Лямбирьского района, на намеченном месте оставляли на всю ночь куски хлеба или зерно. Если к утру, еда исчезала или ее становилось меньше, это означало, что место нечистое, строить здесь нельзя10.

Заготовка материала для строительства дома также определялась особыми поверьями. Так, например, практически нигде в Мордовии не строили дома из осины, которая считалась нечистым деревом11, для постройки дома использовали сосну, липу, березу, дуб в основном применяли для нижних венцов и подоконников. О строительстве крестьянского дома рассказал житель с. Муравлянки П. И. Анисимов: «Рубили деревья осенью и зимой, когда в стволах нет сокодвижения, вывозили из леса в селения. Так они лежали до весны, затем их окоривали, т. е. освобождали от коры, давали им еще подсохнуть. Сруб ставили прямо на земле или на примитивном фундаменте из плоских камней. Под нижнее бревно укладывали бересту, она долго не гниет. Связывали четыре бревна по углам, получался венец. Один венец укладывали на другой до нужной высоты, когда оставалось подвести дом под крышу»12.

В начале XX в. в русских селах Мордовии крыши в основном крыли «под глину», использовали при этом материал, который был всегда под рукой. Информация о таком способе покрытия крыш сохранилась в памяти жителя с. Маколово Чамзинского района: «Рыли яму. Завозили глину. В яме готовили раствор. Вязали снопы из соломы. Затем эти снопы опускали в яму, чтобы они пропитались глиняным раствором. После этими снопами крыли крышу»13. При постройке жилья, уже с самых первых его этапов, устраивали помочи. В недалеком прошлом эта традиция «помогать всем миром» была довольно сильно развита. Первый раз «весь мир» приглашали при заготовке и перевозке строительных материалов. Повсеместно участники помочи приходили к хозяину на своих лошадях и со своими инструментами. Плата деньгами за эту работу не полагалась, однако хозяин выставлял богатое угощение1 .

Миром выполняли все подручные работы, однако для выполнения основных работ приглашали плотников. От плотников зависела жизнь в будущем доме. Они могли построить дом, где жить будет спокойно и счастливо, а могли - сделать несчастливый дом. У всех народов считалось, что плотники имеют дело с нечистой силой, и могут навлечь на неугодивших хозяев неприятности. Поэтому старались всячески задобрить плотников. Угощение выставлялось по каждому случаю. Так, к примеру, в Ельниковском районе, когда было положено два нижних бревна, приходил хозяин, приносил водку: пить «закладочные»15. В Ичалковском районе под передним святым углом по желанию хозяев, закладывали монету на богатство, и плотники сами от себя кусочек ладана для святости.

Свадебные обряды

Семья наряду с общиной была основной ячейкой крестьянского общества. Семейные ценности и традиции сохранялись и передавались из поколения в поколение. Все семейные обычаи и обряды относятся к обрядам жизненного цикла. Они были направлены на сохранение и приумножение семьи, защиту членов семьи от невзгод и болезней. Семья на протяжении XX в. испытывала на себе изменения, происходящие, прежде всего в экономической сфере, а также сферах политической и духовной. На смену семье патриархальной, многопоколенной, с главенствующей ролью мужчины, пришла семья партнерская, с равным распределением обязанностей между мужем и женой. Изменилось количество членов семьи. Если в конце XIX - начале XX в. преобладали семьи количеством от 2 до 11 и более человек1 (причем преобладали семьи, состоящие из 4 - 6 человек), то к концу XX в. семья в основном состояла из 3 4-х человек. Так, к примеру, в 1910 году по итогам переписи в с. Б. Березники было зарегистрировано 885 семей с общим количеством душ обоего пола 4720:а в д. Коржевка того же Карсунского уезда Симбирской губернии семей насчитывалось 728 с числом душ 4162 (т. е. в среднем на одну семью приходилось — 5,3 - 5,7 чел.) . В начале XX века отмечена тенденция численного преобладания женского населения над мужским; мужчин 49,4%, а женщин - 50.6%3. К 70-ым годам прошлого столетия семьи уже составляли в основном 4-5 человек4.

В традиционной семье устанавливалась целая иерархия ступеней зависимости. Эта структура основывалась на уважении к знаниям и жизненного опыта старшего, сыновней привязанности и экономической зависимости от него. Женщина главы семьи по отношению к нему занимала подчиненное положение, но, в то же время, распоряжалась домашними делами и держала в повиновении остальных женщин семьи.

Семейные праздники и обряды русских Мордовии, представленные в данном исследовании, делятся на группы, соотносящиеся с важнейшими вехами жизненного цикла человека: свадебные обряды, обряды, связанные с рождением ребенка, похоронно-поминальные обряды. Аналогичные обряды выделяются исследователями у русских на всей территории их проживания5. Рождение, женитьба, смерть - такие события в жизни каждого человека сопровождаются обрядами, в которых в соответствии с современными представлениями проявляются разные психологические настроения — радость, ликование, печаль, скорбь. Но между этими обычаями есть и нечто общее, сходство, связанное с архаичными представлениями об их сущностном тождестве в жизни человека, которое отражается в особых -переходных обрядах. Земная жизнь воспринималась первобытным сознанием как череда качественных превращений, «переходов»»; каждый из которых воспринимался как образное умирание, а затем символическое рождение, возрождение в новом состоянии, статусе, качестве (например, девушка становилась замужней женщиной). В мировой этнологии переходные обряды изучены широко и всесторонне; костяк, ядро этой группы ритуалов у всех народов составляют семейные обряды.

Помимо содержательного, глубинного сходства все переходные обряды нередко имеют и внешние общие черты; в них много аналогичных или даже одинаковых атрибутов, ритуальных символов и целых магических действий, а также сопутствующих им толкований, легенд, верований - всего того, что обычно называют универсалиями. Конечно, переходные обряды разных времен, цивилизаций и этносов не абсолютно тождественны: всегда совпадая по существу, они часто похожи и по форме, но в разной степени и по разному: не случайно изучение подобных стадиально-типологических отличий - особый ракурс этнологических изысканий.

Как уже отмечалось выше, в современной жизни культурным традициям принадлежит существенная роль. Являясь чрезвычайно гибким культурным феноменом, традиции выполняют сложную функцию связи настоящего с прошлым. Столетиями формировались традиции русского народного свадебного обряда, развитие которого продолжается и в наше время. Попытки полностью заменить традиционный свадебный обряд совершенно новым не выдержали испытания временем. Устойчивость старых традиций свадебного обряда заставляет обратить на них особое внимание. Изучение и критическое осмысление этих традиций имеет важное значение, так как дает возможность по достоинству оценить, сохранить и развить тот народный опыт, который закреплен народными свадебными традициями.

Сама свадьба есть традиция, уходящая корнями в глубокую древность. Историческое развитие свадебного обряда и трансформация его смысловых форм оставили неизменными основные функции свадьбы: прежде всего правовое и общественное санкционирование брака, а также его эстетическое и воспитательное значение. Территориальные особенности свадебного обряда связаны с различными условиями формирования и исторического развития населения. Поэтому изучение локальных вариантов свадебного обряда, некоторых наиболее устойчивых его традиций может помочь поискам приемлемых для нашего времени элементов традиционной свадебной обрядности.

Степень соблюдения традиционных элементов в современной свадьбе не везде одинакова и зависит от ряда причин, среди которых: различное территориально-экономическое положение той или иной местности, особенности развития культурно-исторических традиций и сложившееся отношение к ним, различный половозрастной и профессиональный состав участников свадьбы, их творческая активность, обстановка проведения свадебного торжества и другие.

Свадебная обрядность - один из наиболее устойчивых компонентов традиционно-бытовой культуры. В ней прослеживаются пережитки архаических форм обычаев, верований, семейно-брачных отношений, формировавшихся в различные исторические эпохи. В свадебных обрядах в виду их особой стойкости отчетливо проявляется этническая специфика бытовой культуры различных групп населения, особенно в полосе смежных этнических территорий в условиях, благоприятных для прямых контактов этноса, что характерно для русского населения Мордовии.

Свадьба - одно из важнейших событий в жизни человека. Бракосочетанию придавалось огромное значение. Брак заключался на всю жизнь. Разводы не поощрялись ни церковью, ни обществом. Недаром будущего мужа называли суженый, то есть данный судьбой. К выбору партнеров по жизни русские относились очень ответственно: «Бери жену, чтоб не каяться, жить, а не маяться; выбрала молодца, так не пеняй на отца; ищи себе мужа для века, а замуж иди, разгляди человека».

Традиционная свадебная обрядность русского населения Мордовии слагается из нескольких этапов. Свадебные обряды можно разделить на три группы: предсвадебный период — от сватовства до дня бракосочетания; день бракосочетания; послесвадебные обряды (прил. 12.1). К предсвадебным обрядам относятся: сватовство (запой, сговор, рукобитье), одаривание невестой родни жениха, двороглядье («печурушки» «печурки»), оплакивание невесты, девичник и мальчишник

Сватовство, как обычай, широко распространен у русского населения Мордовии. Проведение этого обычая аналогично обычаю сватовства, описываемому исследователями в среде русских в Поволжье и на территории всей России . В некоторых районах Мордовии сватовству предшествовал сговор. В Краснослободском районе на сговор со стороны жениха приходили один, два человека - либо мать с отцом, либо крестная, либо сноха и др. В этот день принято было договориться только о дне запоя, угощать же гостей было не положено. Этот обычай в с. Новое Зубарево назывался «за благо» , в с. Новая Карьга - ходили «ославляться», т.е. договариваться отдадут или нет родители невесты свою дочь за их сына8. После успешных переговоров назначали день запоя (собственно само сватовство).

Похожие диссертации на Традиционные обряды и праздники русских Республики Мордовия