Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Реликты домонотеистических верований в семейной обрядности народов Дагестана : XIX - начало XX века Абдинова, Амина Гусейновна

Реликты домонотеистических верований в семейной обрядности народов Дагестана : XIX - начало XX века
<
Реликты домонотеистических верований в семейной обрядности народов Дагестана : XIX - начало XX века Реликты домонотеистических верований в семейной обрядности народов Дагестана : XIX - начало XX века Реликты домонотеистических верований в семейной обрядности народов Дагестана : XIX - начало XX века Реликты домонотеистических верований в семейной обрядности народов Дагестана : XIX - начало XX века Реликты домонотеистических верований в семейной обрядности народов Дагестана : XIX - начало XX века
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абдинова, Амина Гусейновна. Реликты домонотеистических верований в семейной обрядности народов Дагестана : XIX - начало XX века : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Абдинова Амина Гусейновна; [Место защиты: Ин-т истории, археологии и этнографии Дагест. науч. центра РАН].- Махачкала, 2010.- 237 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/45

Введение к работе

Актуальность исследования Предлагаемая работа посвящена исследованию реликтов домонотеистических верований в традиционной семейной обрядности народов Дагестана Эта сфера быта дагестанцев остается еще недостаточно изученной Между тем, исследование религиозных традиций в семейном быту имеет большое научное значение Изучение рудиментов домонотеистических верований в жизни общества новейшего времени и поныне остается важнейшей задачей отечественной этнологии Представляя собой значимую часть традиционной духовной культуры народа, комплекс древних идеологических представлений в значительной степени участвует в формировании тех данных, совокупность которых принято считать одной из ярких составных этнокультурной специфики социума Исследование традпщюнных релипюзных верований, отражающих особенности духовной культуры дагестанских этносов, в этой связи представляется актуальным и целесообразным, вытекающим из необходимости изучения закономерностей развития предшествовавших культурных форм в сравнении и во взаимосвязи с политическим и социально-экономическим состоянием современного общества Все это в совокупности свидетельствует об актуальности темы диссертации, значительно возросшем интересе народов Дагестана к собственной истории и предшествовавшим религиозным формам

Домонотеистические верования, начиная с их древнейшего пласта и до более развитых форм, характерных для обществ со складывающимися или сложившимися классовыми отношениями, проходили местігую стадию становления и развития В процессе исторического развития совокупность местных идеологических представлений подвергалась изменениям Они были связаны, с одной стороны, с изменениями социально-экономических, политических и культурных условий жизни общества, с другой стороны - с культурными влияниями соседних и дальних племен, народов и государств Народы Дагестана, унаследовав сложившиеся на местной почве идеологические представления предков, подвергшиеся видоизменениям и влияниям, отразили их, в частности, в семейной обрядности, то есть особой сфере, характеризующейся максимальной приближенностью к быту индивида и наибольшей консервативностью

Таким образом, изучение реликтов язычества в традиционной семейной обрядности народов Дагестана поможет решению научных проблем, наиболее значимыми из которых являются проблема становления и развития домонотеистических форм идеологических представлений, проблема исследования этапов социально-экономического развития дагестанского общества, и в частности - форм семейной организации, проблема изучения торгово-экономических и культурных связей и взаимовлияний населения Дагестана с другими народами Северного Кавказа и мира, проблема корреляции ислама и пережитков домонотеистических представлений, проблема определения места рассматриваемых представлений в традиционной национальной культуре

Актуальность выбранной темы вытекает из возможности внесения определенного вклада в изучение названных проблем и задач

Исследование древних верований дагестанцев невозможно без привлечения аналогичного материала по другим этносам и, прежде всего, Северного Кавказа и Закавказья, что позволит сделать целый ряд выводов, касающихся общности их этногенеза, этнической истории, складывания производящего хозяйства, мифотворчества, взаимодействия и взаимовлияния культур

Цель и задачи исследования Основная цель исследования - выявление и анализ сохранившихся в семейном быту пережитков домонотеистических верований у дагестанцев Реализация поставленной задачи предполагает решение ряда задач

- изучить, описать и интерпретировать пережитки ранних форм религии
и древние формы брака в традиционной свадебной обрядности народов
Дагестана, обычаях и обрядах, связанных с материнством, рождением и
воспитанием ребенка, похоронно-поминальных обрядах,

выявить на фоне общего, характерного всем народам Дагестана, частное, особенное, присущее только определенному микрорегиону, отдельной этнической группе, селению,

провести широкие параллели и аналогии с выявлением общего и особенного в традиционной семейной обрядности народов Дагестана, Северного Кавказа, Закавказья и мира

Объект исследования - население Дагестана, входившее (до второй половины XIX в) в состав феодальных образований и союзов сельских общин, а с образованием Дагестанской области - в состав Российской империи

Предмет исследования - реликты домонотеистических представлений (магия, анимизм, зоолатрия, фетишизм, политеизм и полидемонизм, табуация, жертвоприношения, культ предков, огня, металла, блшнечный культ, древние формы брака и семьи и т д ), органически связанные с семейной обрядностью и представляющие собой одну из составных частей традиционной духовной культуры народов Дагестана

Хронологические рамки исследования охватывают традиционный семейный быт дагестанцев, то есть в основном XIX - начало XX в, хотя большинство описываемых верований и обрядов сохранялось и в советское время, а некоторые бытуют и в наши дни

Методологической основой диссертации являются принципы научного историзма, о бъективизма и системности, предполагающие изучение любого явления в его исторической перспективе, рассмотрение его в единстве прошлого, настоящего и будущего Кроме того, в работе использованы принципы исторического детерминизма, конкретного анализа, хронологической последовательности описываемых феноменов, взаимосвязи явлений материальной и духовной культуры, семейного и общественного быта с особенностями форм хозяйственных занятий и экономики в целом, а также метод исторической ретроспекции, историко-сравнительный и историко-

типологический методы, симбиоз которых позволил углубленно исследовать проблемы и в конечном итоге решить поставленные исследовательские задачи

Методологической и теоретической базой при написании диссертации послужили труды российских и дагестанских этнографов Н Н Харузина, Л Я Штернберга, Г Ф Чурсина, Е М Шиллинга, М О Косвена, С А Токарева, С Ш Гаджиевой, М А Агларова, С А Лугуева, А Г Булатовой, А О Булатова, Г А Гаджиева и др

Научная новизна диссертации. Работа является первым опытом комплексного ігзучения домонотеистических верований в сфере семейного быта народов Дагестана Разрабатываемый в работе комплекс вопросов и их интерпретация позволяют по-новому взглянуть на ряд еще не изученных или малоизученных проблем и значительно расширить наши сведения по этнографии дагестанцев Новым вкладом в этнологическую науку является и основной вывод о том, что, несмотря на более чем многовековое исповедание дагестанцами ислама (а ранее христианства и иудаизма), в их традиционном семейном быту и духовной культуре продолжали устойчиво сохраняться пережитки домонотеистических верований Эти верования органически вплелись в семейно-бытовую обрядность, в идеологию и культуру практикуемого дагестанцами ислама, образовав синкретическую форму так называемого «бытового» ислама

Источннковую базу исследования составили 1) полевой этнографический материал, 2) материалы Рукописного фонда Учреждения Российской академии наук Института истории, археолопіи и этнографии ДНЦ РАН (РФ ИИАЭ), 3) литературные источники, 4) фольклор Весь полевой материал и некоторые документы РФ ИИАЭ вводятся в научный оборот впервые Основой работы послужил полевой материал, собранный автором в различных селениях республики, представляющих большинство дагестанских этносов и этнических групп Полевые исследования проводились по специально составленному вопроснику методами индивидуального и группового собеседования и интервьюирования респондентов Всего опрошено 129 человек различной этнической принадлежности, пола, возраста и профессии

Историография вопроса Пережиткам домонотеистических верований, в том числе и в семейно-бытовой сфере, уделялось внимание в трудах ряда дореволюционных и советских исследователей, так или иначе касавшихся вопросов традиционной культуры и быта народов Дагестана Осмысление сложных проблем, затронутых в диссертации, реализация ее основной цели и задач были бы невозможны без трудов1 таких исследователей, как Н Н

См Харузин Н Н Этнография Лекции, читанные в Императорском московском университете Верования СПб, 1905 Т 4, Чурсин ГФ Народные обычаи и верования Кахетии // ЗКОРГО Тифлис, 1905 Кн 25 Вып 2, Он же Очерки по этнологии Кавказа Тифлис, 1913 Он же Материалы по этнографии Абхазии Сухуми, 1957 и др , Штернберг ЛЯ Первобытная религия в свете этнографии Исследования, статьи, лекции Л, 1936, Токарев С А Религиозные верования

Харузин, ГФ Чурсин, ЛЯ Штернберг, С А Токарев, ДК Зеленин, МО Косвен, А П Каждан, Ю И Семенов, И А Крывелев, В П Алексеев, А И Першиц и др Они осмыслили труды своих предшественников и вооружили последующие поколения ученых не только системно изложенным фактическим материалом, но и методикой и методологией научных изысканий в области домонотеистических представлений, определения его места, роли и значения в традиционно-бытовой культуре

Проблемам изучения сохранившихся вплоть до первых десятилетий XX в элементов домонотеистических верований в семейно-бытовой сфере народов Дагестана посвящены и труды дагестанских ученых Это, прежде всего, работы одного из основоположников научного дагестановедения С Ш Гаджиевой, а также ее коллег, последователей и учеников - Г А Сергеевой, М А Агларова, А Г Булатовой, Г А Гаджиева, Б М Алимовой, А О Булатова, Б Б Булатова, С А. Лугуева, Р И Сефербекова и многих других1

Особого внимания заслуживают защищенные в 2008 г кандидатские диссертации 3 А Алигаджиевой и Ш И Омарова, посвященные соответственно

восточнославянских народов XIX- начала XX века М , Л, 1957, Он же Религия в истории народов мира Изд 3-е М, 1976 и др, Зеленин ДК Истолкование пережитков религиозных обрядов // СЭ 1934 № 5, Он же Имущественные запреты как пережитки первобытного коммунизма Л, 1934 и др, Косвен МО Этнография и история Кавказа М, 1961, Он же Семейная община и патронимия М , 1963 и др Семенов Ю И Как возникло человечество М , 1966, Крывелев И А История религий М, 1975 Т 1, Алексеев ВП, Першиц А И История первобытного общества М, 1990 и др 1 См Гаджиева С Ш Семья и брак у народов Дагестана в XIX - нач XX в М, 1985, Она же Традиционный земледельческий календарь и календарные обряды кумыков Махачкала, 1989, Гаджиева СШ, Аджиев AM Похоронный обряд и причитания кумыков // Семейный быт народов Дагестана Махачкала, 1980 и др, Сергеева ГА Похоронные обряды народов Дагестана Традиции и современность // Похоронные и поминальные обычаи и обряды М, 1993, Она же Свадьба народов Дагестана в XX веке Общее и особенное // Свадебные обряды народов России и Ближнего зарубежья М, 1993, Агларов МА Сельская община в Нагорном Дагестана в XIX - нач XX века М, 1988, Булатова А Г Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX - нач XX в Л, 1988, Она же Сельскохозяйственный календарь и календарные обычаи и обряды народов Дагестана СПб, 1999, Гаджиев ГА Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана М, 1991, Булатов А О Пережитки домонотеистических верований народов Дагестана в ХГХ - нач XX в Махачкала, 1991, Сефербеков РИ Пантеон языческих божеств народов Дагестана (Типология, характеристика, персонификации) Махачкала, 2009, Булатов Б Б ,Лугуев С А Духовная культура народов Дагестана в XVIII-XIX вв (Аварцы, даргинцы, лакцы) Махачкала, 1999, Булатов ББ, Сефербеков Р И Роль ряженого в обрядовой культуре народов горного Дагестана (аварцы, даргинцы, лакцы) // ДЭС Махачкала, 2009 Вып 4идр

пережиткам домонотеистическич верований у аварцев-андапальцев1 и традиционной бытовой культуре дарпінцев-цудахарцев2, и в которых имеются разделы по интересующей нас проблематике

Многие интересующие нас сведения по реликтам ранних форм религий содержатся в разделах «Семья и семейный быт» и «Религиозные верования» историко-этнографических исследований по отдельным народам Дагестана3

Для проведения сравнительно-исторических аналогий и параллелей в работе привлечены исследования и по другим народам Кавказа Это труды А Н Шегрена, А Пурцеладзе, Ч Ахриева, Е Мелик-Шахназарова, Г Степанова, Г Джапаридзе, И Нншерадзе, М В Глушакова, А Джанашия, И Петрушевского, Е Бинкевнча, Н Жардецкой, В В Бардавелндзе, Л И Лаврова, З Д Гаглоевой, Т 3 Бесаевой, А А Одабашян, 3 В Харатяна, Б X Бгажнокова и др4

См Алигаджиева ЗА Пережитки домонотеистических верований и обрядов у аварцев-андалальцев в XIX - нач XX в Дис кандидата исторических наук Махачкала, 2008

2 См Омаров Ш И Быт и духовная культура даргинцев-цудахарцев в XIX - нач XX

в Дис кандидата исторических наук Махачкала, 2008

3 См Алимова БМ Табасаранцы XIX - нач XX в Историко-этнографическое
исследование Махачкала, 1992, Алимова БМ, Магомедов ДМ Ботлихцы XIX-
нач XX в Историко-этнографическое исследование Махачкала, 1993, Лугуев
С А, Магомедов ДМ
Бежтинцы XIX - нач XX в Историко-этнографическое
чередование Махачкала, 1994, Мусаева МК Хваршины XIX - нач XX в
Историко-этнографическое исследование Махачкала, 1995, Алимова Б М, Лугуев
С А
Годоберинцы XIX - нач XX в Историко-этнографическое исследование
Махачкала, 1997, Лугуев С А , Магомедов Д М Дидойцы (цезы) XIX - нач XX в
Историко-этнографическое исследование Махачкала, 2000, Они же Каралал
(каратинцы) Историко-этнографическое исследование XIX - нач XX в
Махачкала, 2009, Ризаханова М Ш Гунзибцы XIX - нач XX в Историко-
этнографическое исследование Махачкала, 2001, Она же Лезгины XIX-нач XX
в Историко-этнографическое исследование Махачкала, 2005, Она же Гинухцы
XIX - нач XX в Историко-этнографическое исследование Махачкала, 2006,
Курбанов МЮ Сюргинцы XIX - нач XX в Историко-этнографическое
исследование Махачкала, 2006, Лугуев С А Ахвахцы XIX - нач XX в
Историко-этнографическое исследование Махачкала, 2008 и др

4 См Шегрен А М Религиозные обряды осетин, ингушей и их соплеменников при

разных случаях // К 1846 Л» 42, Ахриев Ч Ингуши (их предания, верования и поверья) // ССКГ Тифлис, 1875 Вып 8, Мелик-Шахназаров Е Из поверий, предрассудков и народных примет армян Зангезурского уезда // СМОМПК Тифлис, 1893 Вып 17, Степанов Г Приметы и поверья грузин Телавского уезда //СМОМПК Тифлис, 1894 Вып 19, Джапаридзе Г Народные праздники, обычаи и поверья рачинцев // СМОМПК Тифлис, 1896 Вып 21, Нишерадзе И Сванские поверья // СМОМПК Тифлис, 1902 Вып 31, Глуишков MB Памятники народного творчества в Кутаисской губернии Приметы и суеверия // СМОМПК Тифлис, 1903 Вып 32, Джанашия А Религиозные верования абхазов // Христианский Восток Пг, 1915 Т 4 Вып 1, Петрушевский И О дохристианских верованиях крестьян Нагорного Карабаха Бак>, 1930, Бинкевич Е Верования осетин//Религиозное верование народов СССР М Л, 1931 Т 2,

В диссертации также приведен сравнительно-исторический материал по народам Средней Азии, для чего использованы работы М С Андреева, Г П Снесарева, О Мурадова, К Тайжанова, X Исмаилова1 Значительными были место и роль пережитков домонотеистических представлений в сфере традиционно-бытовой культуры также и у славян2

Поскольку бытование домонотеистических представлений у народов Дагестана мы рассматриваем главным образом с точки зрения их отражения в семейном быту, в диссертации большое место занимают исследования, связанные со свадебной обрядностью3 В сравнительно-историческим плане по

Жардецкая Н Народная медицина и лечебная магия у черкесов // Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов М, 1940, Бардавелидзе В В Главное божество древнегрузинского пантеона Гмерти // Вопросы этнографии Кавказа Тбилиси, 1952, Лавров Л И Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев // ТИЭ 1959 Вып 51, Гаглоева ЗД Культ мертвых у осетин//Изв ЮОНИИ Цхинвали, 1970 Вып 18, Бесаева Т 3 Обряд наречения именем у некоторых народов Северного Кавказа // Ономастика Кавказа Махачкала, 1976, Одабашян А А Народные верования армян (по материалам рукописных талисманов XIV-XIX вв) // КЭС М, 1976 № 6, Харашян ЗВ Традиционные демонологические представления армян (по материалам семейного быта XIX - нач XX в) // СЭ 1980 № 2, Бгажнокое Б X Адыгское игрище Нальчик, 1991

1 См Андреев М С Таджики долины Хуф Сталинабад, 1953, Снесарев ГП Реликты

домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма М , 1969, Мурадов О Древние образы мифологии у таджиков долины Зеравшан Душанбе, 1979, Тайжанов К, Исмаилов X Особенности доисламских веровании у узбеков-карамуртов // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии Историко-этнографические очерки М, 1986 и др

2 См Абевега русских суеверий, идолопоклонческих жертвоприношений,
свадебных простонародных обрядов, колдовства, шаманства и проч М, 1786,
Демидович П Из области верований и сказаний белорусов // ЭО 1896 Вып 1,
Никофорский Н Я Простонародные приметы и поверья Витебск, 1897, Толстой
НИ, Толстая СМ
Заметки по славянскому язычеству // Обряды и обрядовый
фольклор М , 1982, Болонов Ф Ф Приемы продуцирующей магии в свадебных и
календарных обрядах русского населения Восточной Сибири (вторая половина
XIX - нач XX в ) // Общественный быт и культура русского населения Сибири
XVIII-нач XX в Новосибирск, 1983 и др

3 См БутаевД Свадьба лаков (казикумухцев) // ЭО 1915 № 12, Никольская 3 А Из

истории семейно-брачных отношений у аварцев // КСИЭ 1949 Вып 8, Агаширинова С С Свадебные обряды лезгин XIX - нач XX в // УЗ ИИЯЛ 1959 Вып 6, Сергеева Г А Брак и свадьба у народов Дагестана//КСИЭ 1959 Вып 32, Агларов МА Формы заключения брака и некоторые особенности свадебной обрядности у андийцев в XIX в // СЭ 1964 № 6,Дибиров МА Обрядовые игры и состязания дагестанской свадьбы // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX - нач XX в Махачкала, 1986, Рамазанова З Б Пережитки брачных норм в системе питания народов Южного Дагестана // ДЭС Вып 4 Махачкала, 2009 и ДР

обрядам этого цикла в диссертации приведена и соответствующая литература по народам Северного Кавказа, Закавказья', Средней Азии2 и др

Значительный раздел в диссертации посвящен обычаям и обрядам, связанным с рождением и воспитанием детей В отечественной и зарубежной этнографии они освещены в совокупности с проблемами, получивших наименование «этнография детства», «мир детства», «детские циклы»3 В этнографическом дагестановедении большой вклад в изучение этих проблем внесла М К Мусаева4 Обращались к этой теме и другае исследователи народов Дагестана5, Кавказа6, Средней Азии7, Сибири8,

1 См Назарьянц Л Свадебные обычаи и обряды и обычное право у новых армян Шауро-Даралагезского уезда // ЭО 1901 № 3, Метавриев О Простонародная свадьба в Кахетии // СМОМПК Тифлис, 1902 Вып 31, Державин Н Свадьба у гурийцев-мусульман в окрестностях Батума//СМОМПК Тифлис, 1902 Вып 32, Меретуков МА Свадьба и свадебная обрядность адыгейцев в прошлом и настоящем // УЗ Адыгейского НИИ экономики, языка, литературы и истории Майкоп, 1974 Вып 18, Он же Семья и брак у адыгских народов Майкоп, 1987 и др

См Кисляков НА Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана Л, 1969, Лобачева Н П Раз чинные обрядовые комплексы в свадебном церемониале народов Средней Азии и Казахстана // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии М, 1975 и др

3 См Кон И С Этнография детства Исторический очерк // Этнография детства
Традиционные нормы воспитания детей и подростков у народов Восточной и
Юго-Восточной Азии М, 1983, Мид Д Культура и мир детства Избранные
произведения / Пер с англ М , 1988 и др

4 См Мусаева М К Традиционные обычаи и обряды народов Нагорного Дагестана,

связанные с рождением и воспитанием детей Махачкала, 2006, Она же Этнография детства (Традиции народов Равнинного и Южного Дагестана) Махачкала, 2007

См Никоіьская ЗА Свадебные и родильные обряды у аварцев Кахибского района // СЭ 1946 № 2, Кочетова ЕБ, Карпов Ю Ю Воспитание детей первого года жизни у народов Западного Дагестана // «Мир детства» в традиционной культуре народов СССР Л, 1991, Карпов ЮЮ Ребенок и подросток в контексте традиционной кутьтуры народов Западного Дагестана // Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа СПб, 1998 и др

См Пчелина Е Г Родильные обряды у осетин // СЭ 1937 № 4, Киржанов С С О народном воспитании у адыгов // УЗ Адыгейского НИИ Майкоп, 1974 Вып 17, Смирнова Я С Детский и свадебный циклы обычаев и обрядов у народов Северного Кавказа // КЭС М, 1976 Вып 6, Соловьева ЛТ Обычаи и обряды детского цикла у грузин (вторая потовина XIX - нач XX века) // КЭС М , 1984 Вып 8, Мафедзев СX Очерки трудового воспитания адыгов Нальчик, 1984 и др

7 См Лазовская Т С Мать и дитя у среднеазиатских евреев // Советская Азия 1930

X» 56, Рахимов Р Р Воспитание детей в таджикской семье // «Мир детства» в традиционной культуре народов СССР Л , 1991 Ч 1идр

8 См Гранат Е, Загоржсльская Е Бурятские дети М, 1931, Дьяченко ВИ
Воспитание детей у якутов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири
Л, 1988, Грачева ГН Социализация детей и подростков в традиционном

славян1 и других народов мира2

Из работ, посвященных похоронной обрядности, в диссертации использованы исследования по Дагестану3, другим народам Кавказа4, Средней Азии5 и др6

В диссертационном исследовании также использованы монографии, статьи, путевые заметки, отчеты российских ученых, чиновников, офщеров и путешественников, относящиеся ко второй половине XIX вик началу XX века7

обществе нганасанов // Там же, Бутанаев В Я Воспитание маленьких детей у хакасов // Там же

1 См Листова ТА Обряды и обычаи, связанные с рождением ребенка у русских западных областей РСФСР // ПИИЭ М, 1986, Сумцова НФ О славянских народных воззрениях на новорожденного ребенка // ЖМНП М, 1880 и др См Асатарян Г С Обряды детства и воспитание детей в традиционной культуре персов // Этнография детства Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Южной Азии М, 1983, Косиков ИГ Традиционные институты воспитания в кхмерском обществе // Этнография детства Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии М, 1983, Михайлов ЮД Традиционная система социализации детей в Японии // Там же, Гохман В И Социализация детей и подростков у чинов // Этнография детства Традиционные нормы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии М , 1988 и др См Гаджиева С Ш, Аджиев А М Похоронный обряд и причитания кумыков // Семейный быт народов Дагестана Махачкала, 1980, Гаджиев ГА Пережитки древних представлений в похоронно-погребальных обрядах лезгин // Семейный быт народов Дагестана Махачкала, 1980, Сергеева ГА Похоронные обряды народов Дагестана Традиции и современность // Похоронные и поминальные обычаи и обряды М, 1993 и др

4 См Червенаков Д Похоронные обычаи Верхней Свенетии // СМОМПК Тифлис, 1906 Вып 36, Калоев Б А Похоронные обычаи и обряды осетин в XVIII - нач XX в //КЭС М, 1984 Вып 8идр

См Кармышева БХ Архаическая символика в погребатьно-поминальной обрядности узбеков Ферганы // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии Историко-этнографические очерки М, 1986 См Котляревский А О О погребальных обрядах языческих славян М, 1868

7 См 3{ЗисерманЛ) Десять лет на Кавказе//Современник СПб, 1854 Т 48 № 11, Пржецлавский П Дагестан, его нравы и обычаи // BE СПб, 1867 Т 3 Ss 9, Вучетич Н Четыре месяца в Дагестане // К 1864 № 76, Львов Н Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев аварского племени // ССКГ Тифлис, 1870 Вып 3, Амиров Г-М Среди горцев Северного Дагестана Из дневника гимназиста // ССКГ Тифлис, 1873 Вып 7, Берже А Н Этнографическое обозрение Кавказа СПб, 1879, АнучинДН Отчет о поездке в Дагестан летом 1882 г // ИИРГО СПб, 1884 Т 20 Вып 4, Лилов А И Очерки быта кавказских горцев // СМОМПК Тифлис, 1892 Вып 14, Вейденбаум ЕГ Путеводитель по Кавказу Тифлис, 1888, Ковалевский ММ Закон и обычай на Кавказе М, 1890 Т 2, Васильев AT Казикумухцы // ЭО 1899 № 3, Ганн КФ Путешествие в Кахетию и Дагестан

Большое значение для нашей работы имели материалы Рукописного фонда Института ИАЭ ДНЦ РАН Фактологический материал о семейной обрядности и сохранившиеся в виде пережитков домонотеистические верования народов Дагестана содержатся в историко-этнографических исследованиях М А Агларова («Андийская группа народов»), Г А Гаджиева («Багулалы», «Чамалалы»), А И Исламмагомедова и М А Дибирова («Аварцы»), а также в трудах по традиционной духовной культуре народов Дагестана о домусулъманских верованиях аварцев и лакцев, исследование по духовной культуре народов Южного Дагестана (Г А Гаджиев), кумыков (С А Лугуев), цезов (Д М Магомедов) и др

Таким образом, как это видно из представленного материала, нашими предшественниками проделана большая работа по изучению традиционной семейной обрядности народов Дагестана, Северного Кавказа, Закавказья и мира Однако ни в одном исследовании реликты домонотеистических верований в семейной обрядности дагестанцев не стали предметом специального и комплексного изучения Оно предпринимается нами впервые

Практическая значимость работы заключается в том, что она существенно обогащает историографию проблемы изучения домонотеистических верований и обрядов народов Дагестана и Северного Кавказа Ее основные выводы и положения могут быть использованы при составлении обобщающих трудов по истории и этнографии, по изучению реликтов язычества в традиционном семейном быту и духовной культуре народов Дагестана и Северного Кавказа, а также при написании учебных пособий и спецкурсов, дипломных и курсовых работ на гуманитарных факультетах вузов

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании отдела этнографии Учреждения Российской академии наук Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН и получила положительную оценку Основные положения диссертации опубликованы в монографии, статьях периодических научных изданий, а также материалах конференций

Похожие диссертации на Реликты домонотеистических верований в семейной обрядности народов Дагестана : XIX - начало XX века