Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культура и быт греков Грузии (историко-этнографическое исследование) Михайлов М.А

Культура и быт греков Грузии (историко-этнографическое исследование)
<
Культура и быт греков Грузии (историко-этнографическое исследование) Культура и быт греков Грузии (историко-этнографическое исследование) Культура и быт греков Грузии (историко-этнографическое исследование) Культура и быт греков Грузии (историко-этнографическое исследование) Культура и быт греков Грузии (историко-этнографическое исследование) Культура и быт греков Грузии (историко-этнографическое исследование) Культура и быт греков Грузии (историко-этнографическое исследование)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Михайлов М.А. Культура и быт греков Грузии (историко-этнографическое исследование) : ил РГБ ОД 61:85-7/211

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР 9

ГЛАВА II. СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЙ БЫТ 27

ГЛАВА III. КАМНЕОБРАБОТКА 55

ГЛАВА ІV. ЖИЛИЩЕ И ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ 79

ГЛАВА V. ОДЕЖДА ГРЕКОВНО

ГЛАВА VІ. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПЕРЕШТКИ И НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ 146

ГЛАВА VII. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО 177

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ 203

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 207

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РУКОПИСЕЙ 208

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 209

СПИСОК ИНФОРМАТОРОВ 229

ФОТОИЛЛЮСТРАЦИИ 240

Введение к работе

Актуальность темы исследования» Диссертационная работа "Культура и быт греков Грузии" знакомит с богатой и разнообразной материальной и духовной культурой греков Грузии. Предлагаемая работа ставит своей целью показать национальную самобытность и особую специфику быта и ведения хозяйства греков в прошлом и в настоящем.

Степень изученности проблемы. Греческое население СССР состоит из нескольких этнических групп, имеющих различия в языке, быте, степени сохранения национального своеобразия. Различия эти, очевидно, связаны со временем и обстоятельствами миграции греков - предков нынешнего греческого населения СССР. К сожалению;история греков СССР изучена недостаточно, значительно хуже, например, чем история греческих колоний, существовавших на территории нашей страны в древности.* Несмотря на актуальность этой нроблемы до сих пор не получила соответствующего отражения в специальном исследовании или монографии. Данная диссертация является первой попыткой в этом направлении.

Литературный материал, связанный с отдельными вопросами темы, поднятый в диссертации, можно встретить на страницах книг и периодических изданий, в научных трудах и рукописях раэ-ных времен. Особенно большой интерес представляют данные, содержащие в отдельных исследованиях, касающихся греков, в частности труды: тюрко^язычным грекам и грекам-эллинофонам посвящена работа П.Акритаса "Народы Кавказа. Греки", т.П, М., 1962. Его же работа "Свадебные обычаи абхазских греков". СЭ, Ш 4-5, М.-Л., 1936; работа Т.Чиковани "Цалкский дом", Тбилиси, I960, освещает тюрко-язычных греков, где описывается жилье* Семейному быту урумов посвящена работа Л.Пашаевой.2 Работы, посвященные переселению греков на Кавказ мы встречаем в трудах С.Каухчишви-ли,5 П.Гугушвили,^ Г.Читая,5 В.Гонгадзе,6 Н.Г.Волковой*7 А.Роба- кидзе. Традиционным русско-греческим связям и созданию греческих поселений в России посвящены труды ГЛ. Apia.

Грекам-эллинофонам Триалети посвящена работа М.Михайлова "Народные способы добычи, -обработки и использования камня в селе Прага". Журнал Мацне, N» З, 1975.

Камнеобработке района Тетрицкаро относится работа С.Беду-кадзе.10 Греческой национальной одежде посвящена работа М.Михай-лова "Зипун гречанки из Цалка".11 Статья М.Михайлова "Свадебные обычаи ирагинских греков" напечатана в журнале Вестник Музея Грузии (Моаибе) ХХХШ-В, Тбилиси, 1978. Греческой национальной одежде посвящены работы И.Папантониу (Греция).12

Традиционным греческим ремеслам по обработке камня посвящены фундаментальные труды греческих авторов А.Орландоса ** и ЯЛигизу. Греческому народному календарю относятся работы Г.А.Мегаса * и советского этнографа Ю.В.Ивановой. Языку мариупольских греков посвящена работа Т.Н.Чернышевой "Новогреческий говор сел Приморского (Урзуфа) Сталинской области". Киев, 1958.

Методологическая база и источники исследования. Анализируя в процессе работы над диссертацией этнографические (полевые данные) автор применял комплексно-интенсивный метод и опирался при этом на основные принципы полевых этнографических работ, обоснованных и внедренных в грузинскую советскую этнографию Г.СЛитая (1926, 1948, 1949, 1957). Данные, рассматриваемые в диссертации, собирались автором в течение ряда лет путем участия в полевых этнографических командировках в Триалети (район Тетрицкаро), где проживают греки-эллинофоны: Боржомский район, Ахалцихский район (1971, 1972, 1973, 1975, 1977, 1979, 1980), Черноморское побережье Грузии (1976), Украины (1979).

Б 1978 году была совершена поездка в Грецию. Был собран полевой этнографический материал по теме жилья: (Аттика-Афины, Фивы, Македония - Салоники, Козани), По технике обработки камня-Афины, Пиррей (надгробные памятники), Салоники (район Сикес), Фивы* Был собран материал по сельскохозяйственным орудиям (Ко-занский этнографический музей)* По одежде, религии, семейному быту (свадебные обычаи и обряды) в указанных районах, где побывал автор* Большой интересный материал был собран в музеях Афин (Национальный музей), музей археологии (Салоники), Козанский этнографический музей (одежда, дома, сельскохозяйственные и камнеобрабатывающие инструменты)* В ходе работы по переселению греков в Россию и Кавказ были использованы архивные материалы Тбилиси, Москвы, Ленинграда*

В Москве и Ленинграде (Музей этнографии народов СССР) был собран материал по одежде мариупольских греков.

Цель и задачи исследования* Принимая во внимание актуальность проблемы и отсутствие специальных исследований, диссертант поставил целью показать культуру и быт греческого населения, населяющих нашу страну*

Автор диссертации подчеркивает, что каждый момент, связанный с темой, рассматривался им в историческом разрезе и изучался, по мере возможности, в обшей связи с другими вопросами*

Объем диссертационной работы и апробация» Диссертация состоит из введения, семи глав: I* йсторико-географический обзор, 2* Семья и семейный быт, 3. Камнеобработка, 4. Жилища, 5. Одежда, 6. Религиозные пережитки, 7» Сельское хозяйство, заключения и рекомендаций. К работе прилагаются: примечания, перечень использованной литературы и список лиц-информаторов этнографического материала и фотоиллюстрированный альбом в конце диссертации (по главам)»

Основные положения диссертационной работы докладывались на заседаниях отдела этнографии Государственного Музея Грузии АН ГССР (1972-1980). Результаты работы отмечались в научных отчетах отдела.

Результаты исследования* В процессе работы на основе собранного автором этнографического материала установлены различные стороны быта греков-эллинофонов, накопивших в течении многих веков большой опыт и знания в строительстве домов, в деле обработки камня и т.д.

Научная новизна и практическая значимость исследования. Изучение культуры и быта греков-эллинофонов, выявление локального своеобразия народных ремесел, народных обычаев, традиционных форм хозяйственной жизни, возникших на почве эмпирических знаний и опыта, определение его места в хозяйственной и культурной жизни греческого народа - все это создало возможность показать теоретическое и практическое значение рассматриваемой проблемы* В процессе работы удалось выяснить ряд вопросов, касающихся материальной культуры, социального быта, народного мировоззрения, обычаев, отражающих культурный уровень греков.

Примечания

Г.Л.Арш. Греческая эмиграция в Россию в конце ХУІ11 - начале XIX вв. М., СЭ, 1969, № 3, с.85-95.

Л.Пашаева. Семья и семейный быт цалкских урумов (историко-этнографическое исследование). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Тбилиси, 1972.

С.Каухчишвили. История поселения греков в Грузии. Кутаиси, 1972 (на груз.яз.).

П.Гугушвили. Экономическое развитие Грузии и Закавказья в XIX-XX вв. Тбилиси, 1969, т.1 (на груз.яз.).

Г.Читая. Этнографические путешествия в Ахбулахский район. Тбилиси, 1927, Моамбе, т.ІУ (на груз.яз.).

В.Гонгадзе. Тетрицкаро. Тбилиси, 1959 (на груз.яз.).

Н.Г.Волкова. Этнические процессы в Закавказье. -КЭС. М», 1969, т.ІУ.

Н.Г.Волкова. Этнические и культурно-бытовые процессы в Закав-заье. Іі., 1978.

А.Робакидзе. К вопросу о некоторых пережитках культа рыбы. СЭ. М., 1948, fe 3.

Г.Л.Арш. Этеристкое движение в России. M.t 1970. Г.Л.Арш. Тайное общество "филики этерия", М., 1965»

СБедукадзе. Народное каменное зодчество Алгетского ущелья. Тбилиси, 1973 (на груз.яз.).

М.Михайлов. Зинун гречанки из Цалки. Мацне, 1977, № 3 (на груз.яз.). б* I ШШ n№0

17. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Ю.Иванова. Греки. Зимние праздники (1973), весенние праздники (1977), летне-осенние праздники. М., 1978.

Историко-географический обзор

Район Тетрицкаро расположен между северной широтой 4125 -4025 и восточной долготой №2V - 44029 . Его территория занимает 1162,3 кв км С севера район окаймляют горы Триалетского хребта, с юга - Храмское ущелье, с запада - Цалкское плато» Территория района изрезана двумя реками Храми и Алгети.1 Триалети, часть которой в настоящее время занимает район Тетрицкаро, по сведениям Вахушти Багратиони была "летом прекрасна, с травою, цветами, родниками, в подзднефеодальный период представляла окраинный, южный район Грузии, была плотно заселена и характеризовалась высокими формами хозяйственной жизни Самым холодным месяцем является январь (1-9). Постепенно температура поднимается и в июле-августе достигает 19-19,2. Ниже нуля здесь температура доходит в декабре (вторая половина) и вторая половина февраля месяца Выше +15 в Тетрицкаро бывает в первой половине июня до первых чисел сентября Самые малые осадки наблюдаются в январе, а в мае они выпадают больше Минимальное число осадков выпадает в июле После осадки опять увеличиваются и в октябре доходят до максимума В наиболее холодном периоде, т.е. в ноябре-марте, количество атмосферных осадков в три раза уменьшается по сравнению с теплым периодом (апрель-октябрь) В течение года дни с осадками составляют число 130 Самый большой снег здесь бывает в декабре и в начале февраля. Внсота снежного покрова составляет 25-30 см. Дождь с градом чаще бывает в мае-июне, но редко бывает в апреле, июле, августе и сентябре Для района характерна чистая пить -10 евая вода, лесистость и др., что было немаловажным при поселении здесь различных этнических групп.

Село Гариси называемое русскими Белый Ключ (1821 г.) после заселения греков называлось Ахбулахом (1829 г.), С 1938 года этот район носит название Тетрицкаро. Профессор Г.Читая писал, что этот уголок Восточной Грузии представляет собой микрокосмос, - здесь живут грузины, армяне, греки, поселившиеся здесь в начале XIX века.

Земли Тетрицкаро всегда являлись ареной борьбы народа Грузии с иноземными полчищами. В ІУ-УІ вв. шла тяжелая борьба с Персией, а в УП-УШ вв. с арабами. В XI веке с Византией.5 С 1386 по 1403 m войска Темурленга неоднократно нападали на Грузию. Край был обезлюден, разорен, опустошен.

Притесняемое непрерывными опустошительными набегами, грузинское население, начиная с ХУІ в, вплоть до присоединения Грузии к России, оставляло насиженные места и переселялось во внутренние районы Грузии. В документах того времени рядом с городом, селением появляются и встречаются городища, селенита, пустошь и другие термины.0

В 1558 г. в Гарисской битве грузинские войска разбив карабахских кизилбашей спасли Тбилиси от разорения.

В первой четверти ХУП в. персидские войска Шах-Абасса разорив Кахети, вторглись в Картли. В ХУП веке здесь появляются турки и дагестанские феодалы.

Семья и семейный быт

Робакидзе, - отражающая различные стадии в процессе общественно-экономического развития того или иного народа, ... дает возможность изучать отдельные элементы культуры и быта в различных фазах их существования, выявить основные закономерности их формирования".

Советская этнография является исторической дисциплиной и поэтому требует изучения семьи в историческом аспекте, такой подход дает возможность установить происходящие явления, причинную связь и зависимость происходящих явлений, объяснить их сущность и выявить причины, ускоряющие или тормозящие процесс развития.5 Изучение семьи имеет значение социальной истории этой этнической группы и для выявления форм семьи в общетеоретическом аспекте, ибо семья является той социальной ячейкой» которая аккумулирует и воспроизводит информацию в повседневном образе жизни и является носителем традиций этого образа жизни»6

В методике исследований автор пользовался соответствующими высказываниями марксизма-ленинизма. В работе мы опираемся на положение В.И.Ленина, который отмечал, что в общественных науках самое главное ... "это незабывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, с точки зрения этого его развития смотреть чем данная вещь стала теперь".

Полевой этнографический материал был собран методом опроса и непосредственного наблюдения, который широко разработан в советской этнографической литературе.0

Со второй половины XIX в. вопросы семьи и семейного быта привлекают много исследователей.

В своей работе Ф.Энгельс обосновывает положение, что до индивидуальной формы семьи существовала семейная община. Для семейной общины, как формы общественно-хозяйственной организации первобытно-общинного строя характерна определенная форма собственности - общинно-семейная собственность, которая является переходной ступенью от родовой собственности к частной.

Камнеобработка

Территория Нижнего Картли издревне известна своим строительным камнем, своими прекрасными карьерами Красив туф Болниси, которым отстраивали множество церквейі которые выведены прекрасными формами национального орнамента, непотерявшими свою красоту и по сей день. Вулканическим туфом богат Самшвилде. Им построена церковь в селе, которая поражает чистотой отделки и орнаментом. Базальтом богат район Тетрицка-ро. Зелесным туфом богато село Акаурта. В Шулавер-Шаумиани богатые карьеры зеленого и фиолетового туфа. В Марнеули много базальта - туфовых карьеров.2

Хорошего качества и легкость в обработке делают природные богатства этого края бесценными, способствуют сохранению традиционной деятельности здешних мастеров. Здесь много хорошо сохранившихся памятников культуры.

Бесспорен тот факт, что племена - носители триалетской культуры достигли высокого уровня развития, о чем свидетельствуют памятники, археологический материал, найденный в результа-те раскопок. Не вызывает сомнения и то, что этот уголок Грузии является колыбелью культуры древней Грузии.

Триалетская культура близка к другим культурам Закавказья первой половины второго тысячилетия до н.э. Значительный подъем триалетской культуры был вызван тесным контактом с переднеазиатским миром.5 Из древних памятников старины следует выделить циклопические сооружения без примитивной тески, городища, крепости, замки, башни. Таковы развалины у селений Сайта. Авранло,

Нардевин, Ирага, Ивановка. К каменным монолитам относятся вишапы, вишапоиды.

Мегалитическая культура представлена здесь сооружениями преимущественно наземными из крупного камня сухой кладки без обтески. Городища поражают нас грандиозностью комплексом сложного плана (Гохнари, Гюмбат), цилиндрические башни (Санта, Гохнари). Дольмены и мегалиты находили мы в Гохнари, Лодовани, Шаори, Самшвилде, Бурнашети, Гюлдаг.

Мегалиты - это единственная категория монументального искусства, встречающаяся здесь. О высокой культуре резьбы по камню следует считать безукоризненное сохранение многочисленных великолепных образцов доныне украшавших выдающиеся памятники древ-негрузинской архитектуры. Наличие на территории села Марабда (Марнеули) могильника для воинов, погибших в Марабдинской битве (1624 г.) дает много интересного, где сохранилось множество надгробных плит с рельефами, отображающими профессию или род занятий поселенцев мужчин, павших здесь в схватках с врагами. Еще в 1926 году работая в районе Ахбулах - Цалки Г.Читая указывал на то, что эти могильные памятники представляют собой интересный материал, которые чаще всего встречаются в виде живых баранов -самцов и коней.

Жилище и хозяйственные постройки

В этнографической науке, наряду с другими вопросами одним из важнейших является вопрос о формах поселения. Поселение по своему содержанию непосредственно, органически связано с хозяйством, с ландшафтом.1 Поселение является одним из важнейших источников в деле изучения общественного быта того или иного народа.2

Общеизвестно, что любая форма поселения состоит из ряда домов. И поэтому тот, кто изучает жилище для полной картины должен коснуться и поселения, где непосредственно развивается жилище. Уровень высоты Малого Кавказа колеблется в основном между 100-1500 м над уровнем моря. Но кроме этого некоторые микрорайоны этой области доходят до 2500 м, где и сосредоточены высокогорные пастбища - альпийские луга. Природные ландшафты Малого Кавказа разнообразны. Кроме равнины здесь можно выделить следующие природные единицы: зона предгорий с климатом переходящим от субтропического - сухого к умеренно-влажному. Верхняя граница этой зоны доходит до 900 м от уровня моря. Зона горно-лесная с широколиственными лесами (дубово-грабовыми и буковыми). Граница этой зоны представлена 900-1200. Нагорная равнина, верхняя граница колеблется между 1700-1800 м. В эту зону входят горные долины Гомарети, Зуртанети, Бедени, Кция-Цалка. С нагорной зоны непосредственно начинается субальпийская зона, которая распространяется до 2400-2500 м. Потом идет альпийская зона. Эти две последние зоны издревне славились своими тучными лугами, которые являются первоклассной базой для развития скотоводства. Все районы Центрального Малого Кавказа в географическом отношении можно разделить на три зоны: низкогорье, среднегорье и субальпийский луговой ландшафт. В низкогорье и среднегорье преобладает симбиозное хозяйство с преимущественной отраслью, которая является специфической особенностью для данного района. Район Тетрицкаро в географическом отношении является типичным среднегорьем. Район в целом в хозяйственном отношении является симбиозным. Здесь одинаково хорошо развиты и скотоводство и полеводство.

В связи с особенностью рельефа сельские поселения этого края характеризуются разнообразием форм. Деревни и села районов Болниси, Марнеули, Дманиси расположены преимущественно на ровных местах. Того нельзя сказать в отношении других районов. Другие села разных районов расположены, главным образом, в ущельях и на склонах гор, вблизи естественных источников воды. Поселения, содержащие памятники материальной культуры пережили время своего возникновения и, существуя на протяжении длительного периода, сохраняют следы породившей их общеетвенно-эконо-мической среды. Поэтому совсем не удивительно, что в некоторых районах Малого Кавказа сохранились элементы старых форм поселения. В прошлом в этих краях армянские, азербайджанские, грузинские и греко-урумские села обычно состояли из нескольких десятков дворов и имели преимущественно скученную планировку. Для внутрисельского общения служили узкие и кривые улочки. Крестьяне имели небольшие усадьбы, которые, главным образом, состояли из одного маленького дворика с фасадной стороны дома. Сады и огороды в большинстве случаев находились за селом и они были разбиты преимущественно вдоль рек. Что касается пахотных угодий, то они были сосредоточены вокруг села. Сенокосы и пастбища, как правило, всегда находились далеко от деревни, Б дореволюционное время часть сельских сенокосов и пастбищ принадлежали общинникам, которые перераспределяли землю между собой.

Одежда грековно

Греческий народ прошел длительный и сложный путь развития. Среди источников его изучения по истории и этнографии значительное место занимает этнографический материал» В этом материале сохранены многие традиционные формы культуры и быта греческого народа, более или менее точно воспроизводящие старые формы его материальной культуры, хозяйственного быта, социальных отношений и религиозных мышлений. Традиционные формы культуры и быта представляют собой основной источник для этнографического исследования, при котором ретроспективный анализ помогает воспроизведению картины прошлого народа. Однако следует учесть, что дошедшие до нас традиции в виде пережитков в процессе развития испытывают определенные изменения и проявляются в наше время в трансформированном виде.1

Поэтому их использование в качестве источника информации возможно лишь при условии их критического сопоставления, во-первых с параллельным этнографическим материалом, данными фольклора и др. Этнограф опирается, в первую очередь, на собранные в результате непосредственного наблюдения факты, часто на пережиточные формы, на письменные источники, а также на данные археологии и антропологии, как на дополнительный материал.2 Одежда является значительным элементов материальной культуры, имеющим не только практическое значение: она непосредственно связана с материалом, социальным и имущественным положением человека, его хозяйственной деятельностью, национальностью, полом, возрастом, эстетическим вкусом и другими важными факторами.

И.Джавахишвили указывал на необходимость использования этнографического материала в качестве одного из первоисточников при изучении истории костюмов. По словам Г.Читая, в отличие от всех других источников этнографический материал содержит данные о живых образцах народного костюма, его силуэта, покроя и т.д., дает возможность проследить особенности народной одежды в про-цессе ее становления и эволюции. С точки зрения методики изучения собственно одежды заслуживает работа Н.Гоген-Торна, написанная на основе конкретного этнографического материала и включающая в себя положения общего характера, По его словам, одежда есть паспорт человека, указывающий на его племенную принадлежность, пол и являющийся символом его общественного веса.

П.Богатырев приводит мнение чешского ученого И.Выдры, который считает, что, сохраняя национальную одежду ее носители сохраняют права своего народа. В греческой национальной одежде определенное, если не главнейшее место занимает хитон, одежда, в которой отражены исторические судьбы греков. Известно, что на протяжений долгого времени греки (Греция и Понт) были объектом турецкой экспансии. Попытки насильственного внедрения турецких порядков оказались небезуспешными - они оставили определенный след на некоторых сторонах культуры и быта.

Переселившиеся в Малую Азию ионийские племена (У в до н. э.) создали здесь свой очаг древнегреческой цивилизации. Однако благодаря тому, что на протяжении долгого времени греки Понта не прерывали связей с Родиной во всех значительных сферах общественной жизни, важнейшие элементы культуры и быта сохранили общегреческий характер.

Похожие диссертации на Культура и быт греков Грузии (историко-этнографическое исследование)