Введение к работе
Актуальность темы Вторая половина XX в. ознаменовалась массовыми процессами урбанизации и глобализации, затронувшими практически все сферы общественной жизни. В настоящее время в условиях перехода от биполярного к многополярному миру особенно важным и актуальным является определение стратегии развития каждой страны, которая хочет занять достойное место в мире.
Связь «примитивных» и традиционных народов с западными культурами и их выход из относительной изоляции, а также осуществление во многих обществах проектов по экономическому и социальному развитию является следствием колоссальных перемен в их культурных системах и социальной структуре1. Оман на протяжении многих столетий был одним из самых закрытых государств мира и вполне справедливо получил название «Тибет Ближнего Востока»
На протяжении последних трех десятилетий в оманском обществе произошли коренные изменения Оман обеспечен таким надежным ресурсом как нефть, которая являлась и до сих пор является «кровью национальной экономики». Неотъемлемой частью современных процессов в Омане становятся этнокультурные трансформации общества, что обуславливает все возрастающий интерес к нему, в том числе, и в научных исследованиях.
Оманское общество считается переходным обществом. Оно является классическим примером перехода от бедуинского, полукочевого образа жизни к цивилизованному, от сельского производства - к промышленному, от охоты и скотоводства - к добыче нефти и других полезных ископаемых. Результатом последнего является производственная революция в экономической деятельности, которая привела к целому потоку следующих друг за другом резких перемен в обществе, кардинально перестроила производственные отношения, традиции, нормы и общественные
1 Абузейд А Социальная структура. - Александрия: Изд Сафир, 1976 -С 200 (на араб.яз )
ценности2. Актуальность и своевременность данного исследования очевидны также в связи с тем, что сегодня Оман представляет уникальное исследовательское поле, дающее возможность, с одной стороны, зафиксировать остатки «уходящей натуры» - цельного в недавнем прошлом комплекса традиционной культуры, а, с другой стороны, - проследить пути ее трансформации
Объект данного исследования - бедуинское племя Дуру - классический пример бедуинской общины, которая испокон веков характеризовалась традиционным образом жизни. Предмет исследования - современные этнокультурные процессы у данного народа, обусловленные новыми социально-экономическими реалиями.
Территория. Область проживания племени Дуру расположена в точке пересечения трех государств - Султаната Омана, Объединенных Арабских Эмиратов и Королевства Саудовской Аравии. Племя Дуру проживает в западной части Султаната Оман в регионе аз-Захира области 'Ибри и ее пустынях Площадь региона составляет около 45 тысяч квадратных километров, население -93 475 человек. В окрестностях г.'Ибри находится оазис Танау'ум, который является традиционной столицей для членов племени Дуру. Численность членов Дуру в официальных учетных документах не фиксируется; по различным оценкам, их численность колеблется от 6 до 15 тысяч человек
Хронологические рамки исследования определены периодом правления султана Кабуса (с 1970 года до настоящего времени), ознаменовавшимся для страны фундаментальными социально-экономическими преобразованиями, с необходимыми экскурсами в предшествующие исторические периоды
Племя Дуру представляют собой общину пастухов, живущую на окраине полупустынной равнины 'Ибри и ведущую пастушеский образ жизни. Осенью, зимой и весной они пасут коз, овец и верблюдов, а когда усиливается жара и поспевают финики, то покидают пустыню и уходят в города или оазисы. Поиски нефти в традиционном районе обитания племени Дуру на окраине области
Региональный центр по исследованиям и утверждению общественных наук. Проект исследования «Влияние потока нефтяного богатства на общественные ценности в арабских обществах, основные понятия и методы исследования». - Каир, 1982 -С. 3-4.
'Ибри начались в 1953 г. Обнаружение нефти в пустыне привело к существенным изменениям, результатом которых стала связь с правовой, экономической и бюрократической системами Запада3.
Кроме обнаружения нефти, проекты по развитию и натурализации, которыми занимается государство с 1970 г., считаются одним из последних факторов коренных перемен в районах пустыни, которые привели ко многим изменениям в традиционной пастушеской жизни Обнаружение нефти как экономического ресурса и технологического феномена сыграло для общества бедуинов роль «цивилизованного будильника» и стало важным во всех отношениях событием для жизни всей области. Это привело к изменениям в традиционной жизни. Стало меняться понимание бедуинами труда, времени, богатств и общественного положения4.
После произведенных поисков и обнаружения нефти члены бедуинского племени Дуру стали переселяться из пустынных районов в центры раскопок и бурения или в города, соответственно, оставляя свои традиционные занятия, которые были связаны с выпасом овец, производством древесного угля, караванной торговлей, добычей соли из рудников. Появились новые виды экономической деятельности, такие, как транспортировка товаров, пассажирские перевозки из Омана в ОАЭ, строительные работы, ландшафтный дизайн, работа в нефтяных компаниях, государственная служба, приобретение огромных вагонов, специальных гигантских тракторов для перевозки, вождение грузовых машин, работа помощниками поваров, прислугой, поварами, караульными или ночными сторожами, нефтепроводов. Более того, произошли изменения в традиционных родственных отношениях и во власти старейшин племени. Изменились также традиционные общественные ценности. Все эти изменения происходят на глазах современников, но не становились до настоящего времени предметом специального научного анализа.
Цель исследования. В соответствии с уровнем разработанности проблемы, ее теоретической и практической значимостью целью настоящей работы является выявление и анализ условий, направле-
3 ChattyD Development planning and social change in Oman, mobile pastoral-
lsts in Oman / D.Chatty - N Y, 1996. - P 22
4 Сабир M Форум общественного развития в странах Персидского залива
- Университет ОАЭ, 1989. - С 47 (на араб яз.)
ний и результатов перехода бедуинского племени Дуру от общества традиционной пастушеской культуры к современному индустриальному развитию. Данное исследование представляет собой серьезную попытку выявить и проанализировать перемены образа жизни членов племени Дуру во всех социальных, культурных и экологических аспектах, связанных с обнаружением нефти и выполнением проектов по социальному и экономическому развитию Омана, и объяснить их размеры и влияние.
Для достижения вышеизложенной цели были поставлены следующие задачи;
дать общую характеристику географического положения, истории, политического устройства и населения Султаната Оман и определить в них место племени Дуру;
рассмотреть традиционную экономику пастушеского общества Дуру, проанализировать изменения в области материальной культуры и дать им соответствующую оценку;
исследовать трансформационные процессы в социальной и духовной жизни племени Дуру;
проследить, насколько стабильны отдельные элементы культуры и как сочетаются в современной жизни традиции и новации;
выявить факторы разрушения традиционного уклада жизни и культурной модернизации.
Степень изученности проблемы. Оманское общество оказалось в поле зрения исследователей лишь во второй половине XX века Одной из первых работ, посвященной описанию географической среды Омана и населяющих его людях, стала работа английского исследователя В.Филипса «Неизвестный Оман (1966 г.)5. В 1960-е годы появляется труд Р.Ландена «Оман- подрывная модернизация в традиционном обществе»6. Автор в своем исследовании концентрирует внимание на истории государства и на новых социально-экономических реалиях. Большой научный интерес вызывает работа бывшего советника султана Кабуса по экономическим вопросам Д.Таунсенда «Оман: создание современного государства»7. Особую
5 Phillips W. Unknown Oman I W.Phillips - London, 1968
6 Landen R Oman- underraning modernization m traditional Arabic society I
RLanden -New Jersey, 1967.'
7 Taunsend J. Oman: Creation of modern state / J.Taunsend - London, 1977.
ценность представляют личные наблюдения чиновника о становлении государственности в Омане, небезуспешные попытки разностороннего освещения актуальнейших проблем страны и общества. Этнографический ракурс научным изысканиям придает книга американского антрополога С Майлза «Страны и племена в Персидском заливе» (1966 г.)8. Богатый эмпирический материал и разнообразные методологические подходы являются несомненными достоинствами данного исследования. Знаковыми работами 1970-х гг. стали научные работы арабских антропологов Н.Хины9, М.Абду-махджуба10, посвященные изучению новых явлений в общественной жизни стран арабского Востока. Н.Хина сделала это на примере местных бедуинских общин Иордании; МЛбдумахджуб рассмотрел переход к новому типу общественного развития Кувейта после открытия нефти, исследовал структурные изменения в кувейтском обществе, отношения между коренными жителями и им-мигрантами-гастарбайтерами.
В советской историографии этого периода (весьма немногочисленной) выделим труды А.В Швакова11, И.А.Мелихова12, О Г Герасимова13.
В 1980-е годы значительно расширяется спектр научных исследований арабистов. Выходит целый ряд работ, посвященных истории и политической системе Омана (Г Барсук «История одного из
Mills S Countries and Tribes of Persian Gulf/ S Mills - London, 1966 Хина H С Динамика культурных изменений в Хашимитском обществе Антропологическое исследование местного общества Джара Ум ас-Сагыр в области Марса Матрух (рукопись магистерской диссертации). - Каирский университет, 1973 (на араб яз )
10 Абдумахджуб М Кувейт и миграция, изучение демографических и социальных последствий обнаружения нефти в Персидском заливе - Александрия Центральная организация писателей, 1977 (на арабяз), он же Антропология и проблемы перехода к оседлому образу жизни Полевые исследования в странах Персидского залива - Александрия. Египетская организация писателей, 1979 (на араб яз). "ШваковАВ Сражающийся Оман -М,1961
12 Мелихов И А Оман между прошлым и настоящим. - М, 1979
13 Герасимов О Г От гор Синджара до пустыни Куб-эль-Хали - Он же
Оман -М, 1974
оманских имамов» , Р.Хайнц «Об историческом и государственно-правовом развитии современного Султаната»15, П.Риссо «Оман и Мускат: ранняя современная история»16), географической и социальной среде (Х.Калвин «Оман: модернизация Султаната» , А.Франк «Оман: возрождение на земле»18, Э.Хилл «Султанат Оман-наследие»19), новым экономическим условиям (Е.Алам «Сельское хозяйство, животноводство, водные ресурсы и рыболовство Омана»20, МХофман «Потенциал и стратегии развития южноарабских государств: Йеменская Арабская Республика, Демократическая Народная Республика Йемен, Султанат Оман»21, Ф.Шульз «Султанат Оман. Введение в географию»22), развитию и переменам в стране (КАйкельман «Женщина и общество в Омане»23, Д.Картер «Племена в Омане»24, У.Викан «За завесу в Аравии: женщины в Омане»25). Продолжились исследования в арабских странах Африки и Аравийского полуострова - в Египте26, Саудовской Аравии27, Су-
14BarsukG Histoty of one of Imams Oman/ G Barsuk -London, 1986
15 Heinz R. Zur geschichthchen und staatsrechthchen das heutigen Sultanats
Oman/R Heinz -Berlin, 1983
16RissoP Oman and Maskat early modern history I P. Risso -London, 1986.
17 CalvinX Oman-modernisation of Sultanat/X Calvin.-Boulder, 1987.
18 Frank A Oman, revives on the Earth / A. Frank - London, 1980
19 Hill A. Oman Sultanaf hekitage / A. Hill. - London, 1986.
20 Alam E Riches of agroculture, livestock, waterresources, fishery of Oman /
E Alam -Baltimore, 1987.
21 Hofmann M. Entwicklungspotential und Entwicklungsstrategien der
sudarabischen Staaten Jemenitische Arabische Republic, Demokratische
Voksrepublik Yemen, Oman Sultanat IM Hofmann -Koln, 1982
22Шульз Ф Султанат Оман. Введение в географию Часть 1 - Маскат, 1980 (на араб яз.).
23 Eikelman К Women and communities in Oman / К Eikelman -NY,
1984.
24 Carter J Tribes in Oman I J. Carter - London, 1982
25 Vikan U Behind a curtain in Arabia women in Oman I U.Vikan - Balti
more, 1982.
26 Исмаил Ф. Изменения и развитие в пустынном обществе. - Александ
рия Университетские знания, 1990 (на арабяз), Абукурейша AT. При
знаки изменений в египетской деревне Социоантропологическое исследо
вание последствий новой экономической политики в Верхнем Египте —
дане , Иордании , Объединенных Арабских Эмиратах . Все эти работы объединяет антропологический подход в исследовании схожих проблем переход бедуинских обществ от традиционности к новой цивилизации, перемены и адаптации в традиционных обществах в связи с экономическими изменениями, перемены в структуре сельского населения в новых условиях рыночной экономики, трансформации родственных общин и изменения в системе ценностей в новых экономических условиях и т п.
Каир: Каирский центр исследований, 1999 (на араб яз ), Хамид С Новая Нубия Антропологическое исследование в египетском обществе - Каир-Лучшие социальные и антропологические исследования, 1994 (на араб яз)
27 Шукри А Особенности социальных и культурных изменений в
арабском мире полевое исследование культуры некоторых местных
обществ в Королевстве Саудовская Аравия. - Каир Культура, 1983 (на
араб яз), Турки С, Колл Д. Развитие и изменения в арабском городе
Неджда. - Бейрут* Арабский исследовательский институт, 1991 (на
араб яз )
28 Махатдин С Культурные изменения в африканском обществе: полевое
исследование племен Азанды. — Бейрут Современная библиотека, 1987
(на араб яз); Ан-Надий М Традиционная структура и социальные измене
ния в обществе абу-Хамад на севере Судана Антропологическое исследо
вание (рукопись докторской диссертации) - Каирский университет, 1991
(на араб яз), Афифи С. Влияние некоторых проектов сельского развития
на социальные и культурные изменения в деревнях Египта и Судана (ру
копись магистерской диссертации) — Каирский университет, 1985 (на
араб яз), Хасан И Что произойдет, если пастухи перестанут заниматься
выпасом9 Стремление общества хаднадва к получению образования и
оседлости - Каир Центр арабских исследований, 1998 (на араб.яз)
29 Джауляни Ф Социальные изменения Введение в функциональную тео
рию анализа изменений - Александрия Студенческая организация, 1993
(на араб.яз)
30 Шанак А М Влияние цивилизованности на религиозные ценности и
направления в обществе Объединенных Арабских Эмиратов - Абу-Даби.
Новая мысль, 1986 (на арабяз); Шамси М Влияние нефтевливаний на
общественные ценности в Объединенных Арабских Эмиратах (на
араб яз )
Крупнейшей работой последнего десятилетия XX века, внесшей весомый научный вклад в изучение жизни бедуинов Омана является книга Д.Чати «Развитие планирования и социальные изменения в Омане, мобильность пастушеских племен в Омане»31, в которой подробно рассмотрен быт бедуинов, их обряды и традиции, показано влияние экономических условий на традиционный уклад жизни, прослежены взаимоотношения мужчин и женщин, развитие общества в целом.
Познавательна работа Барфилда ДжЛомаса «Кочевая альтернатива»32, в которой дается не только описание жизни бедуинов, но также история заселения их нынешних земель, общественное положение в современном мире, приводятся сопоставления с народами Азии и Африки. Политическая ситуация в Омане наиболее убедительно представлена в труде американского ученого ДЛетерсона «Оман в двадцатом столетии»33, в которой дается глубокий анализ политической эволюции событий на оманской территории на протяжении самых динамичных последних десятилетий XX века. В современной российской историографии необходимо особо выделить работу СНЛлеханова «Реформатор на троне. Султан Омана Кабус бин Сайд»34. Личности султана Кабуса, прошлому и настоящему Омана посвящена статья Л.Раванди - Фадаи «Путешествие в Оман»35, содержащая ценные с этнографической точки зрения наблюдения. Ценный статистический анализ дается в статье А.Байбакова «Будут ли арабы жить лучше?», где приведены показатели образовательного уровня и здоровья арабского населения региона и даны соответствующие оценки36.
31 Chatty D Development planning and social change in Oman, mobile
pastorahsts in Oman / D.Chatty. - N.Y., 1996.
32 Barfield Thomas J The nomadic alternative I TJ.Thomas. - New Jersey,
1993.
33 Peterson D. Oman m the twentieth century I D.Peterson. - London, 1978.
34 Плеханов С H. Реформатор на троне Султан Омана Кабус бин Сайд /
С.Н Плеханов -М,2003
35 Раванди-Фадаи Л. Путешествие в Оман /Л Раванди-Фадаи // Азия и
Африка сегодня - 2008 - №1. - С. 72-76.
36 Байбаков А. Будут ли арабы жить лучше*7 / А Бабайков // Азия и Афри
ка сегодня.-2008.-№1.-С 23-29.
Весомый вклад в изучение трансформирующегося общества внесли государственные научные проекты, осуществленные как в Омане, так и в ряде других государств. При поддержке Министерства национальных традиций и культуры страны осуществлен проект «Оманские села и их система»37, Министерством региональных муниципалитетов и экологии - «Защита оманской экологии» , Министерством национальной экономики проведены социально-экономические исследования39. Накопленный богатый фактический материал создает большие перспективы дальнейшей научно-исследовательской работы.
Источниковая база исследования.
1. Основными источниками для написания работы послужили материалы, собранные автором в ходе этнографических экспедиций в Омане. Экспедиции проводились в несколько этапов. На первом этапе с марта по июль 2005 г. маршрутным методом было проведено пилотажное обследование, для чего автор посетил районы Та-нау'ум, Фухуд (где находятся нефтеносные земли, на которых работают бедуины, нанимаемые исследовательскими и разведывательными компаниями), город 'Ибри и отдаленные регионы пустыни. Автор также собирал материал среди бедуинов, проживающих в таких районах, как Туюн, Кибара, в долинах аль-Асвад, Кебшат, Хиран, Бавида и области Бахля. С бедуинами он отправлялся из Танау'ум в долину аль-Асвад сбывать древесный уголь («сухам»); присутствовал на рынке 'Ибри ранним утром, когда на площади шла купля-продажа животных, фиников и овощей; неоднократно заходил в лагерь султана понаблюдать, как бедуины продают овец; участвовал в поиске заблудившихся в долинах, ущельях и дюнах животных.
На следующих этапах (июль-сентябрь 2006, 2007 и 2008 гг.) этнографические экспедиции на территориях, населяемых Дуру, проводились кустовым методом, во время которых был собран обшир-
Оманские села и их система. - Маскат. Изд-во министерства национальных традиций и культуры, 1980 (на араб.яз.).
38 Национальная стратегия по защите окружающей среды Омана - Мас
кат: Изд-во министерства региональных муниципалитетов и экологии,
1994 (на араб яз)
39 Социально-экономический атлас Омана. - Маскат, 1993 (на араб.яз.).
ный полевой материал путем включенного наблюдения, глубинных интервью, фото- и видеосъемки. В качестве основного инструментария для глубинных интервью использовался «Справочник полевого исследования», составленный доктором Ахмедом Абузейдом для изучения пустынных обществ Египта и изданный Национальным центром социальных и уголовных исследований, отделом исследований сельских пустынных обществ в 1993 году (см Приложение 2). Справочник представляет собой широкую программу исследования, сформированную по блокам: а) общее описание региона; б) виды экономической деятельности и социально-экономические отношения; в) социально-экономическое планирование и развитие; г) семейно-брачные отношения и система родства; д) жизненный цикл и этапы социализации индивидов; е) политико-административная система и обычное право.
Автором было проведено более 300 интервью, групповых и индивидуальных. Более того, долгое проживание в изучаемой среде и возможность повторного исследования одной темы с тем же информантом в разное время, а также изучение этой темы с большим количеством информантов из данного общества, без сомнения, позволило получить больше достоверной информации.
При освещении вопросов демографического и экономического развития Омана были использованы различные статистические источники: издания Министерства национальной экономики, Министерства информации, Министерства национального наследия и культуры, данные Оманского информационного центра (публикуются на сайте ), другая справочная литература.
В качестве самостоятельного источника широко использовалась литература арабоязычных и англоязычных авторов по теме, а также материалы, опубликованные в средствах массовой информации и Интернет-порталах, такие как периодические издания центральной оманской печати - «Джарида расмия», «Аль Хайят», «Ап-Нахда», «Оман», «Ат-Туджаря», «Аль-Ватан», «Аль-Акида» (на арабском языке); региональные издания, которые изучались автором в местных публичных библиотеках.
Методология работы сложилась на основе методик, разработанных арабскими и зарубежными исследователями этнографии, социальной антропологии, социологии, культурологи, демографии,
истории (А. Ибн Хальдуном40, Эванс-Причардом41, К.Леви-Строс-сом42, Б.Малиновским43 и др.).
К важнейшим методам анализа материала, использованным в данном исследовании, относятся: сравнительно-исторический метод, структурно-функциональный подход, генеалогический метод.
В процессе исследования также широко были использованы общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция и др.
Сбор основного эмпирического материала осуществлялся при помощи методов наблюдения-участия, или включенного наблюдения; опроса населения с помощью глубинных интервью; фото- и видеосъемки.
Новизна и научно-практическая значимость представленного исследования обусловлена тем, что бедуинское общество (племя Дуру) в Султанате Оман впервые становится объектом научного изучения. Для Омана, который находится в переходном периоде от традиционного к индустриальному обществу, подобное исследование может представлять значительный интерес, поскольку впервые на конкретном полевом материале показываются причины, основные направления и результаты превращения бедуинской полукочевой общины в составную часть полиэтничного урбанизированного общества. Кроме этого, научно-практическая значимость настоящего исследования заключается в расширении информационного пространства в области изучения культуры и быта народов, выработки грамотной национальной политики, ориентированной на поддержание этнической самобытности, возможности использования полученных результатов при разработке и реализации различных научно-исследовательских и практических программ, затрагивающих проблемы социального и этнического развития. Полагаем также,
Ибн Хальдун А Введение в историю («Мукаддима») - Александрия Изд-во «Ибн Хальдун», 1986 - С 5 (на араб.яз.).
41 Evans-Pntchard Е Social Anthropology I Е. Pritchard - London, 1996;
Evans-Pntchard E African Political Systems I E. Evans-Pntchard - Oxford,
1940.
42 Levi-Strauss, C. Les Structures elementaires de la parente IС Levi-Strauss -
Pans, 1949
43 Малиновский Б Аргонавты западной части Тихого океана / Б. Малинов
ский. - М., 2004.
что данное исследование будет способствовать распространению идей толерантности и мультикультурализма.
Апробация работы. Отдельные положения диссертации излагались в докладах на итоговых конференциях Казанского государственного университета, заочных докладах на международной конференции аспирантов и студентов «Дни науки» (Киевский государственный университет, 2009 г.) и II Всероссийского симпозиума по исторической демографии (Сыктывкар, 2009). Диссертация обсуждена на заседании кафедры этнографии и археологии Казанского государственного университета и была рекомендована к защите.
Структура работы. Поставленные задачи определили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, трех глав, 8 разделов, 4 подразделов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.