Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мордовское население Башкирского Приуралья: историко-этнологическое исследование Щербаков Александр Сергеевич

Мордовское население Башкирского Приуралья: историко-этнологическое исследование
<
Мордовское население Башкирского Приуралья: историко-этнологическое исследование Мордовское население Башкирского Приуралья: историко-этнологическое исследование Мордовское население Башкирского Приуралья: историко-этнологическое исследование Мордовское население Башкирского Приуралья: историко-этнологическое исследование Мордовское население Башкирского Приуралья: историко-этнологическое исследование Мордовское население Башкирского Приуралья: историко-этнологическое исследование Мордовское население Башкирского Приуралья: историко-этнологическое исследование Мордовское население Башкирского Приуралья: историко-этнологическое исследование Мордовское население Башкирского Приуралья: историко-этнологическое исследование
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Щербаков Александр Сергеевич. Мордовское население Башкирского Приуралья: историко-этнологическое исследование : историко-этнологическое исследование : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.07 Уфа, 2005 344 с. РГБ ОД, 61:06-7/223

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. История этнотерриториальной группы мордвы Башкирского Приуралья 19

1.1. Основные этапы формирования и исторического развития мордовского народа с древнейших времен до XVIII в 19

1.2. Формирование этнотерриториальной группы мордвы Башкирского Приуралья в XVIII - начале XX вв 39

1.3. Мордва Башкортостана в XX в. (1917 - начало 1990-х гг.): основные этнодемографические характеристики 88

Глава II. Этническая культура приуральской мордвы: ретроспектива и современность 120

2.1. Материальная и духовная культура мордовского населения Башкирского Приуралья в XVIII-ХХвв 120

2.2. Количественный анализ современного состояния этнической культуры мордвы Башкортостана: степень сохранения и сфера бытования традиционных элементов 163

Глава III. Мордовское население Башкортостана: современные этносоциальные и этнокультурные процессы 198

3.1. Общая характеристика социально-демографических процессов 198

3.2. Современное мордовское население Башкортостана в межэтнических взаимодействиях 220

3.3. Современные этноязыковые процессы в среде мордовского населения Башкортостана 254

3.4. Особенности этнического самосознания современного мордовского населения Башкортостана 293

Заключение 320

Список источников и литературы 327

Приложение (том II) 345

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития этнографической науки одной из актуальных задач является изучение сравнительно малочисленных подразделений этноса, находящихся, как правило, в иноэтничной среде. Подобные общности формируются исторически в результате отрыва, в силу разных причин от материнского этноса.

Одним из регионов нашей страны, где происходило формирование таких общностей, является Урало-Поволжье (Волго-Уральская историко-этно-графическая область, Волго-Уральский историко-культурный регион). В этом регионе масштабные миграции в течение столетий, контакты и взаимодействия различных этнокультурных потоков привели к образованию множества периферийных групп, прошедших в отрыве или в отдалении от материнского этноса специфический путь развития.

Составной частью Волго-Уральской ИЭО является Башкортостан (Башкирское Приуралье), который всегда, в силу своего географического положения и ряда исторических причин был полиэтничным регионом. На протяжении многих столетий его территория была зоной формирования, расселения, а также многочисленных миграций различных этносов. После присоединения Башкортостана к Российскому государству (вторая половина XVI -начало XVII вв.) тенденции его исторической полиэтничности в силу особых условий социально-политического развития только укрепились. На данной территории представлены практически все народы Урало-Поволжья, а также народы и этнические общности, основные массивы которых исторически сложились вне пределов Волго-Уральской историко-этнографической области. В современном Башкортостане по разным данным проживает свыше 100 национальностей. Наиболее многочисленны группы тюркских, восточнославянских и финно-угорских народов. К числу последних относится и мордва.

Мордва является самым крупным финно-угорским этносом Урало-По-волжья. По данным переписи 2002 г. в Российской Федерации мордвы насчитывалось 843 350 чел. Эта же перепись показала дисперсный характер расселения мордвы. Так, в самой Мордовии проживало 283 861 чел. - примерно треть от общего количества. При этом география расселения остальной части мордовского народа довольно широка (от Калининградской области до Сахалина). Подобный характер расселения обусловлен, по мнению исследователей, ходом исторического развития и рядом объективных причин.1 Небольшая часть мордвы живет и в Башкортостане - 26 020 чел. - по данным переписи 2002 г.

Мордовское население Башкортостана, по принятому в этнографической литературе определению, относится к заволжской группе этого народа. Переселение мордвы в Заволжье началось в XVII веке. Оно усилилось в следующем столетии, после сооружения Новозакамской пограничной линии и строительства крепостей между Самарой и Оренбургом. Р.Г. Кузеев считает возможным выделение мордвы Башкортостана в отдельную приуральскую группу, которая является составной частью заволжской мордвы.2 Данная группа сложилась в результате переселения мордвы со своей исторической территории, располагавшейся в то время на землях Пензенской, Нижегородской, Тамбовской и Симбирской губерний.

Таким образом, мордва Башкортостана (Башкирского Приуралья) является одной из периферийных групп мордовского народа, сложившейся и проживающей вдали от материнского этноса. По нашему мнению, по отношению к мордве Башкортостана наиболее оправдано применение термина «этнотерриториальная группа» — то есть периферийная группа этноса, сложившаяся вне исторической территории формирования и расселения, но сохраняющая ощущение принадлежности к нему.

В современной этнологии разработаны развернутые системы этнической таксономии. Наиболее часто употребляемые понятия (то есть некие базовые единицы) в этих разработках: «этнографические группы» и «этнические группы».3 Мордовское население Башкирского Приуралья (приуральская мордва) относится к последним. Однако, термин «этническая группа» в настоящее время может употребляться (особенно в СМИ) в самых разных значениях, даже по отношению к отдельным малочисленным народам, поэтому, чтобы быть более точными мы используем термин «этнотерритори-альная группа».

Во второй половине XX в. в Башкортостане развернулись исследования этнической истории, языка, материальной и духовной культуры почти всех народов края. Были проведены исследования, посвященные башкирам,4 а также татарам,5 чувашам,6 тептярям,7 этнографическим группам русских,8 украинцам, удмуртам.1 Реконструированы этногенетические процессы в рамках всего Урало-Поволжья - Волго-Уральской ИЭО,11 обосновано понимание этноса как динамичной системы - процесса,12 выделены факторы и условия генезиса этничности в новейшее время, исследовались современные этнические процессы.14 Однако не все народы и этнические группы, проживающие в крае, были охвачены этнографическими исследованиями. Среди них - эт-нотерриториальная группа приуральской мордвы.

Таким образом, этнографическое изучение приуральской мордвы является продолжением традиции региональной этнографии по изучению периферийных групп различных этносов, проживающих в Башкирском Приура-лье.

Степень научной разработанности проблемы. Само по себе историко-этнографическое изучение мордвы имеет давние традиции. Первые систематизированные описания были сделаны руководителями и участниками знаменитых Академических экспедиций XVIII в.: 1733-1743 гг. - Г.-Ф. Миллер, И.-Е. Фишер; 1768-1774 гг. - П.-С. Паллас, И.И. Лепехин, И.-П. Фальк, Н.П. Рынков, И.-Г. Георги.16 К истории мордовского народа в своих трудах обращался М.В.

Ломоносов. В XIX в. (особенно во второй его половине) научное этнографическое изучение мордвы продолжилось. Различные области этнической истории и культуры мордовского народа были рассмотрены П.И. Мельниковым, В.Н. Майновым, С.К. Кузнецовым, М.Е. Евсевьевым, А.А. Шахматовым и др.18

В XX в. этнографическое изучение мордвы выходит на новый уровень: с одной стороны этой темой занимаются московские ученые - сотрудники Института этнографии АН СССР В.И. Козлов, Т.П. Федянович, В.Н. Белицер

и другие; с другой стороны в самой Мордовской АССР, в г. Саранске, возникает и развивается научная школа этнографии, представителями которой являются В.П. Ежова, В.Ф. Вавилин, В.Ф. Разживин и другие. Особенно известны работы Н.Ф. Мокшина по истории религиозных верований мордовского народа, а также по этнической истории и этногенезу мордвы.19 В 1980-е и 1990-е гг. издавались обобщающие историко-этнографические работы посвященные мордве.20

Следует, однако, сразу отметить, что работы упомянутых авторов посвящены (за некоторым исключением) лишь той части мордовского этноса, которая проживает на своей исторической территории. Что же касается остальной части мордвы, проживающей вне этой местности, то ей уделено гораздо меньше внимания. Можно выделить лишь отдельные статьи, посвя 11

щенные периферийным группам мордвы тех или иных регионов. Кроме того, в 1994 г. была издана коллективная монография «Мордва Заволжья», в которой рассматриваются вопросы расселения, языка, материальной и духовной культуры мордовского сельского населения части левобережного Поволжья - Оренбургской и Самарской областей. Однако мордовское население Башкортостана почти всегда оставалось вне поля зрения исследователей из Саранска.

Проблема этнографического изучения мордвы, проживающей в Башкортостане, имеет свои особенности. С одной стороны нельзя сказать, что мордовское население Башкортостана вообще не упоминается в этнографической литературе. Однако материалов, так или иначе, посвященных ей мало. Условно их можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся этнографические описания и исследования XVIII - начала XX вв. Это труды уже упомянутых руководителей и участни ков Академических экспедиций: П.-С. Палласа, И.И. Лепехина, Н.П. Рыч-кова, П.И. Рычкова; и работы исследователей более позднего времени: XIX в. - Н. Гурвича, И.Г. Златоверховникова, П. Небольсина, В.М. Черемшанского и других; первых десятилетий XX в. - М. Бурдукова, Г.Н. Комиссарова, Ф.А. Фиельструпа. В них описаны, в основном, отдельные стороны материальной культуры, быта и хозяйства мордовского населения края, а также представлены статистические данные о его численности во второй половине XIX - первой четверти XX вв.

Вторую группу составляют работы отечественных этнографов второй половины XX в., изучавших народы Урало-Поволжья и, в частности мордву. Так, в 1950-е гг. состоялась Мордовская этнографическая экспедиция АН СССР, в том числе по результатам которой стало издание трехтомника «Вопросы этнографии мордовского народа» (в 1960, 1963, 1973 годах). В составляющих его работах, встречается информация и о приуральской мордве. Например, в статье В.И. Козлова можно найти сведения об особенностях под-счета ее численности второй половине XIX — первой четверти XX вв., а в монографии В.Н. Белицер, совершившей в 1960-е гг. ряд выездов в сельские районы БАССР с целью сбора полевых материалов, описание региональных особенностей одежды приуральской мордвы. Исследователь обрядовой культуры народов Урало-Поволжья Т.П. Федянович в своих работах упоминает и о свадебной обрядности мордвы Башкортостана.24

Третья группа состоит из работ местных исследователей. Первая попытка этнографического обобщения материалов по истории и культуре мордвы предпринята М.В. Мурзабулатовым в одном из разделов книги «На роды Башкортостана: историко-этнографические очерки». В 1995 г. этот раздел был опубликован в виде отдельного издания.26 Основное внимание автор уделил динамике этнодемографических процессов у мордвы Башкортостана. Он кратко описал историю заселения мордвой отдельных территорий края; более подробно остановился на анализе современного расселения мордвы, выделив ареалы наиболее компактного проживания; охарактеризовал семейно-брачные отношения с привлечением статистики внутриэтниче-ских и межэтнических браков. При анализе языка, материальной и духовной культуры, М.В. Мурзабулатов ограничился описанием характерных черт, присущих данному этносу в целом, упомянув, при этом, что мордва Башкортостана их практически утратила. В конце своей работы автор приходит к выводу, о том, что численность мордовского населения Башкортостана постоянно снижается, вследствие оторванности от материнского этноса, рассеянного характера расселения, утраты языка, нарастания ассимиляционных процессов.

Исследование М.В. Мурзабулатова является импульсом к дальнейшему историко-этнологическому изучению своеобразной и достаточно уникальной этнотерриториальной группы мордвы в Башкирском Приуралье. Об этом говорит сам автор, обозначая важные проблемы еще не изученные и не затронутые им самим. В их числе - подробная реконструкция всего процесса освоения мордвой Башкирского Приуралья (пути, формы, направления и т.д.), миграции мордвы Башкортостана в XX в., причины уменьшения численности мордовской диаспоры в республике.

Изложенный выше историографический обзор, позволяет обосновать актуальность и необходимость комплексного историко-этнографического исследования мордвы Башкортостана, включающего в себя полную реконструкцию истории формирования, изучение этнической культуры и тенденций современного этносоциального и этнокультурного развития мордовского населения Башкортостана, образующего этнотерриториальную общность.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования: осуществить комплексное историко-этнологиче-ское исследование этнотерриториальнои группы мордвы Башкортостана (Башкирского Приуралья) путем реконструкции истории формирования и расселения мордовского населения в крае, этнодемографического развития в XX в.; изучения этнической культуры приуральской мордвы, а также современных этносоциальных и этнокультурных процессов в его среде.

Цель исследования достигается путем решения следующих задач:

1. На основе источников и литературы изучить основные этапы этнической истории мордовского народа и выявить ареалы его расселения в Урало-Поволжье до начала заселения территории Башкортостана.

2. Исследовать причины, характер, этапы, формы и направления заселения мордвой Башкирского края. Установить хронологические рамки этого процесса и проследить динамику численности мордовского населения в течение всего периода формирования этнотерриториальнои группы.

3. На основе материалов массовой статистики народонаселения изучить этнодемографическое развитие мордовского населения Башкортостана в течение XX в. (после 1917 г.)

4. На основе письменных источников, артефактов и полевых материалов изучить материальную и духовную культуру приуральской мордвы и ее возможные региональные особенности.

5. На основе полевых этносоциологических исследований исследовать тенденции современного этносоциального и этнокультурного развития этнотерриториальнои группы мордвы Башкортостана.

Объект исследования: мордовское население края.

Предмет исследования: этническая история, этнодемография, материальная и духовная культура мордвы Башкортостана, современные этносоциальные и этнокультурные процессы в его среде.

Научная новизна исследования.

Проведенное исследование является первым опытом комплексного ис-торико-этнологического изучения мордвы Башкортостана. В результате исследования установлены:

• хронологические рамки заселения мордвой территории Башкирского Приуралья;

• основные причины, факторы и этапы формирования этнотеррито-риальной группы приуральской мордвы, а также формы переселенческого движения и характер расселения;

• численность и ее динамика, а также субэтнический состав мордовского населения на каждом из этапов формирования этнотеррито-риальной группы;

• особенности социально-экономического статуса мордовских переселенцев и их влияние на сословную структуру и развитие капиталистических отношений в мордовской деревне начала XX в.;

• основные характеристики этнодемографического развития мордовского населения Башкортостана в XX в. (после 1917 г.);

• региональные особенности отдельных сфер материальной культуры, сложившиеся вследствие активных межэтнических контактов;

• степень сохранения и сфера бытования традиционных элементов этнической культуры на современном этапе;

• основные тенденции современных этноязыковых процессов;

• основные характеристики современного этносоциального развития способствующие сохранению или размыванию этничности.

Хронологические рамки исследования.

В исторической части исследование охватывает период со второй половины XVII века до настоящего времени. Это обусловлено тем, что первые мордовские переселенцы на территории Башкирского Приуралья фиксируются с этого времени.

Методологической основой исследования послужили принципы целостного подхода к исследуемому явлению; историзма; объективности; единства логического и исторического; непротиворечивости выдвигаемых положений.

Теоретической базой исследования являются: отечественные разработки в области теории этноса и типологии этнических общностей Ю.В. Бромлея, С.А. Токарева, С.А. Арутюнова и Н.Н. Чебоксарова, Р.Г. Кузеева, В.И. Козлова, В.В. Пименова; имеющийся опыт изучения этнических и этнографических групп в условиях иноэтничного окружения (Р.И. Якупов, В.Я. Бабенко).

Методы исследования: В работе используются методы интерпретации источников, контент-анализа; методы полевой этнографии: наблюдение (в т.ч. включенное), интервью; работа с этнографическими фондами, музейными коллекциями; количественные методы (анкетирование).

Характеристика источников. В работе использованы архивные и опубликованные источники; полевые материалы, собранные автором в экспедициях 2003 - 2005 годов; данные этнографических исследований XIX -XX веков; опубликованные и неопубликованные материалы массовой статистики народонаселения конца XIX - XX веков; результаты этносоциологиче-ского исследования.

Многие документальные источники были опубликованы в XIX - XX веках. Среди них можно выделить «Сборник исторических сведений о народностях Поволжья» П.В. Никольского; «Племенной состав населения Уфимской губернии и его примерная численность в 1879 г.» Н. Гурвича;

«Списки населенных мест Российской империи» по Уфимской губернии в 1877 и 1906 годах; материалы деятельности земств: «Сборники статистических сведений...» и «Переселенцы и переселенческое дело» по каждому уезду Уфимской губернии последней четверти XIX в.; опубликованные материалы Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., подворной переписи крестьянских хозяйств 1913 г.; «Материалы по истории Башкирии» в пяти томах; статистические данные о численности мордвы в первой половине XVIII в. по материалам ландратских книг и ревизских сказок, опубликованные В.М. Кабузаном и У.Х. Рахматуллиным; систематизированные итоги Всероссийской переписи 1917 г., представленные в работах М.И. Роднова; статистические данные о численности мордвы, приведенные в книге «Западные башкиры по переписям 1795 - 1917 гг.»; опубликованные (в разном объеме) итоги Всесоюзных переписей населения 1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 годов в изданиях официальных статистических органов, а также в сборниках «Башкиры и Башкортостан в XX веке. Этностатистика» и «Башкортостан и башкиры в зеркале статистики».

Статистические материалы о численности мордвы последней четверти XVIII - первой половины XIX вв. находятся в ревизских сказках и окладных книгах по уездам Оренбургской губернии. Эти материалы содержатся в фондах И-2 (Оренбургский военный губернатор), И-138 (Оренбургская казенная палата). Статистические материалы дореволюционного времени также содержатся в фондах И-1, И-6, И-139, И-148, а послереволюционного - в фондах Р-472, Р-473, Р-733, Р-804. Кроме того, нами были использованы неопубликованные материалы официальной статистики народонаселения советского времени, которые содержатся в хранилищах Комитета государственной статистики Республики Башкортостан

Источниками по исторической этнографии служат уже упомянутые труды руководителей и участников экспедиций Академии наук XVIII в.: П.-С. Палласа, И.И. Лепехина, Н.П. Рычкова, П.И. Рычкова; и работы исследо вателей более позднего времени: XIX в. - Н. Гурвича, И.Г. Златоверховни-кова, П. Небольсина, В.М. Черемшанского и других; первых десятилетий XX в. - М. Бурдукова, С.Н. Белецкого, А. Кийкова, Г.Н. Комиссарова, а также Записки Уральского общества любителей естествознания.

Важнейшим источником для реализации задач настоящего исследования являются полевые материалы. Для сбора полевой информации был составлен специальный вопросник, включающий в себя 72 вопросов, сгруппированных в восемь разделов. Он содержится в Приложении. Сбор полевого материала проводился как лично диссертантом в ходе индивидуальных экспедиционных выездов, так и в ходе комплексной этнографической экспедиции по изучению мордовского населения Башкортостана организованной ЦЭИ УНЦ РАН - совместно со всеми участниками данной экспедиции.28 Были обследованы мордовские населенные пункты Аургазинского, Бакалин-ского, Бижбулякского Ермекеевского, Кармаскалинского, Стерлитамакского, Туймазинского, Федоровского и Чишминского районов Башкортостана. Сбор полевого материала осуществлялся методами наблюдения, опроса и «глубокого» интервью. Дополнительные этнографические сведения по жилищу и одежде мордвы получены в фотоархиве Отдела этнографии и антропологии ИИЯЛ УНЦ РАН и в этнографических фондах Музея археологии и этнографии УНЦ РАН.

Современное состояние этносоциальных и этнокультурных процессов в среде мордовского населения Башкортостана изучалось количественными методами. В ходе работы упомянутой комплексной этнографической экспедиции в июле-августе 2003 г. был проведен этносоциологический опрос по заранее подготовленному инструментарию.

Инструментарий этносоцнологического исследования. При подготовке этносоциологического исследования мы вынуждены были использовать дан ные о численности мордовского населения Башкортостана в 1989 г., так как материалы последней Всероссийской переписи 2002 г. на тот момент еще не были опубликованы. Численность мордвы по данным Всесоюзной переписи 1989 г. составляла 31 923 чел. Это число и составило объем генеральной совокупности нашего исследования. Мордва (опять-таки по данным 1989 г.) проживает во всех городах республики, а также в сельских районах, кроме Бурзянского и Татышлинского. Исходя из этого, нами были выбраны восемь сельских районов. В одних (Бижбулякском, Ермекеевском, Стерлитамакском, Федоровском) численность мордовского населения довольно велика, оно образует компактные ареалы расселения, в других (Бакалинском, Туймазин-ском) имеется по лишь одной-двум деревням с мордовским населением, третьи (Аургазинский, Чишминский) занимают, по этим критериям, промежуточное положение: мордовское население относительно многочисленно, но расселено некомпактно.

Выбор именно этих районов был обусловлен также их относительной близостью друг другу. Всего в них проживает 8384 чел. мордовского населения или 74,8% сельской мордвы. Среди народов Башкортостана, мордва -один из самых высокоурбанизированных. В этой связи, помимо сельских районов, в качестве одного из объектов обследования был выбран город Стерлитамак, в котором проживает 5267 чел. мордовской национальности или 27,8% городской мордвы. Всего на обследованной нами территории проживает (по данным на 1989 г.) 13 651 представитель мордовского народа или 42,7% от общей численности мордовского населения республики.

С учетом реальных условий, технических возможностей и сроков организации работы, объем выборочной совокупности был определен в 600 чел., что составляет 1,9% генеральной совокупности или 4,4% численности мордовского населения, проживающего на территории проведения исследования (если соотносить с данными 1989 г.). Формирование выборочной совокупно сти осуществлялось в несколько этапов: сначала были выделены районы исследования, затем в выбранных районах - населенные пункты, причем разного типа (административный центр района, центр сельсовета, центральная усадьба колхоза,30 просто деревня или поселок, а так же мелкие населенные пункты: выселок, кордон и т.п.). В выбранных населенных пунктах уже отбирались сами респонденты (с учетом половозрастной структуры населения данного населенного пункта). Таким образом, проведенный отбор можно определить как многоступенчатую выборку с механическим отбором респондентов на последней ступени. Отдельно, следует сказать о формировании городской части выборочной совокупности. Она формировалась методом «снежного кома». В г. Стерлитамаке нами был выбран ряд предприятий и учреждений, сотрудниками которых являлись представители мордовского населения (нам это было известно заранее). Они и выступили первыми городскими респондентами, а затем с их помощью и было проведено этносо-циологическое обследование городского мордовского населения.

В ходе обследования по специально подготовленной анкете-вопроснику было опрошено 580 чел. в 19 различного типа населенных пунктах восьми районов Республики Башкортостан, а так же в г. Стерлитамаке. В итоге, после сравнения показателей выборочной совокупности с основными параметрами генеральной совокупности и отбраковки определенного количества анкет, было получено 533 репрезентативные анкеты, что составляет 1,67% генеральной совокупности или 3,9% численности мордовского населения, проживающего на территории проведения исследования. Этот объем выборки представляется достаточным для определения тенденций развития интересующих нас явлений. Материалы опроса были обработаны с помощью программы "SPSS". По итогам обработки были получены таблицы одномерных, двумерных и многомерных распределений по каждому их вариантов ответов выбранных респодентами.

Сам этносоциологический вопросник был составлен с использованием имеющихся разработок в этой сфере31 и включает в себя 84 вопроса сгруппированных в восемь разделов. Он представлен в Приложении.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на следующих конференциях: Региональная научно-практическая конференция «Культурное наследие народов Башкортостана» (Уфа, БашГУ, 18 апреля 2003 г.); Региональная научно-практическая конференция «Политические партии и движения в Башкортостане: история и современность» (Уфа, БГПУ, 19 февраля 2004 г.); Вторая межрегиональная конференция молодых ученых по проблемам этнологии и антропологии (Москва, ИЭА РАН, 21 мая 2004 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Социальные конфликты в России XVII - XVIII веков: региональный аспект» (Саранск, НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 22 - 23 мая 2004 г.); Межрегиональная научно-практическая конференция «Диаспоры Урало-Поволжья: история и современность» (Ижевск, Удмуртский ИЯЛИ УрО РАН г. 30-31 октября 2004 г.); Международная конференция «Вторая мировая война и вызовы времени» (Уфа, УГНТУ, 21 апреля 2004 г.); VIII межрегиональная конференция историков-аграрников Поволжья «Аграрный строй Среднего Поволжья в этническом измерении» (Чебоксары, ЧувГУ, НИИ гуманитарных наук при Правительстве Чувашской Республики, 20-21 мая 2005 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Основные этапы формирования и исторического развития мордовского народа с древнейших времен до XVIII в

Тема этногенеза и этнической истории мордовского народа неоднократно становилась предметом научных интересов как отечественных, так и ряда зарубежных исследователей. Одним из первых к ней обратился еще В.Н. Татищев в своем произведении «История Российская».32 Впоследствии к проблеме происхождения и ранней истории мордвы обращались в своих трудах ученые XVIII - XIX столетий: М.В. Ломоносов, И.И. Лепехин, Г.Ф. Миллер, П.И. Мельников, В.Н. Майнов и др. В советское время проблема этногенеза и этнической истории мордвы основательно изучалась этнографами и археологами.34 К настоящему времени наиболее полно она представлена в работах Н.Ф. Мокшина,35 а также коллективных трудах посвященных этнографии мордвы.36 Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время процессы возникновения и формирования мордовского народа, а также его этническая история являются изученными.

Тем не менее, обращение к этим темам необходимо с целью проследить историческое развитие мордовского народа с древнейших времен до начала переселения в Заволжье и Приуралье. Это позволит ответить на вопрос, что представлял собой мордовский этнос к началу переселения.

Происхождение и становление мордовского народа тесно связано с возникновением и становлением всех финно-угорских народов. Их формирование, также как и тюркских и, отчасти, восточнославянских народов проходило на территории Волго-Уральской историко-этнографической области (ИЭО). Эта территория в силу своего географического положения (центр Северной Евразии) и ряда иных факторов всегда была зоной расселения различных племен и народностей и активных межэтнических контактов.38 Думается справедливым будет утверждение о том, что возникновение и формирование мордовского народа проходило во взаимодействии с другими племенами и народностями населявшими Волго-Уральскую ИЭО.39 Поэтому эти процессы уместно рассмотреть в контексте генезиса и развития данной историко-этнографической области.

В истории Волго-Уральской ИЭО выделяется несколько крупных периодов. Самый ранний из них датируется IV - началом II тысячелетиями до н. э. Основным событием этого периода является распад на рубеже IV — III тысячелетий до н. э. уральской языковой общности на западную и восточную ветви. Восточные группы (предполагаемые предки самодийцев) отходят к Енисею, а западные оставаясь на прежних местах обитания и отодвигаясь в III тысячелетии до н. э. к западу смешиваются с пришельцами с юга и образуют поздненеолитическую финно-угорскую общность на территориях Волго-Камья, Урала и Зауралья (которая не была однородной).40 На рубеже II тысячелетий до н. э. наблюдается значительный сдвиг финно-угорского населения из Прикамья и Приуралья в бассейн Оки.

Следующий период датируется II тысячелетием до н. э. - серединой I тысячелетия н. э. В эту эпоху, по мнению исследователей, происходит распад финно-угорского этнолингвистического единства на две части: восточно-финнскую (пермскую) и западнофиннскую (или финно-волжскую). В свою очередь финно-волжская общность в течение I тысячелетия до н. э. разделилась на прибалтийских и собственно волжских финнов. Происходило это разделение и обособление довольно длительное время, в результате чего прибалтийские финны расселились за пределами Волго-Уральского историко-культурного региона, а волжские финны расселились на правобережье Средней и Верхней Волги, а также в бассейнах рек Клязьмы и Оки.42 В VIII -III вв. до н. э. Волго-Камская область была районом распространения анань-инской культуры. Как утверждают исследователи, ананьинская культура в заметной степени стала общей этнической основой для финно-угорских народов Волго-Камского региона.43 Также утверждается, что к рубежу нашей эры и в первой половине I тысячелетия н. э. финноязычные общности всего региона, образовавшиеся на правобережье Волги (племена городецкой, дьяковской культуры раннего железного века), в Прикамье и Приуралье явились реальной основой для консолидации финно-угорских народов данного региона (мордвы, марийцев, удмуртов, коми-пермяков).44 Таким образом, в этот период происходит выделение древнемордовских племен из волжской фин-ноязычной общности. К середине I тысячелетия н. э. сложились основные компоненты финно-угорских народов. Наиболее древними археологическими памятниками, которые связываются с древнемордовскими племенами, являются так называемые городища городецкой культуры (VII в. до н. э. - V в. н.

Именно на этой основе, как утверждают исследователи, под воздействием «ананьинско-пьяноборских культурных черт, сформировались мордовско-эрзянский и мордовско-мокшанский племенные союзы....».45 К этому же времени относится и первое письменное известие о мордве. Принадлежит оно перу византийского историка VI в. епископа Иордана (гота по происхождению), который именует мордву «морденс» ("Mordens").46 Территория расселения древнемордовских племен к середине I тысячелетия н. э. располагалась в Цнинско-Окско-Сурском междуречье (на севере граница расселения проходила по рекам Цна и Ока, на востоке - по реке Сура, на севере - по среднему течению Волги до впадения в нее Суры). Южная граница ареала расселения, как предполагают исследователи, совпадала с южной границей лесных массивов Цнинско-Окско-Сурском междуречья. Такой вывод сделан на основе анализа хозяйственных занятий древней мордвы и распространения археологических памятников той эпохи.48 Считается, что эта территория на всем протяжении I и начала II тысячелетий н. э. оставалась без существенных изменений.49 Описанная нами территория довольно обширна и определяется в 90 тыс. кв. км.50 Территория эта была населена мордовскими племенами неравномерно, они жили в наиболее благоприятных районах для ведения хозяйства.51 Такими районами были бассейны рек Мокши, Суры, Пьяны, Алатыря. В хозяйстве мордовских племен того времени большую роль играли лесные промыслы: охота, бортничество, а также рыболовство. Было развито и земледелие, но слабее, чем у западных соседей - славянских племен.

Социальный строй формировавшихся мордовских племен в I тысячелетии н. э. был патриархально-родовым. Каждое из древнемордовских племен того времени (а точное их число, как отмечается, пока не поддается счету) включало в себя несколько патриархальных родов. Род, в свою очередь, состоял из нескольких больших патриархальных семей. Глава такой семьи назывался куд-атя {кудо — дом, атя — старик). Родом руководил старейшина -покштя, покштяй (покш - большой, атя — старик). Во главе племени стоял выбираемый родовыми старейшинами вождь - текштяй, тюштян, тюштя (текш - верх, вершина, атя - старик). Эти вожди были выборными и управляли как мирными, так и военными делами мордовских племен, а, кроме того, возможно, выполняли и сакрально-ритуальные функции.53 При этом, считается, что их власть была довольно относительной, они подчинялись власти старейшин или народным сходкам.54 Исследователи отмечают, что на этом этапе (по крайней мере, до второй половины I тысячелетии н. э.) общемордовского вождя не было, а «племена, составлявшие древнемордовскую группу (семью), по своим основным параметрам представляли, скорее всего, не столько единство, сколько сходство, близость».55 По-видимому, эти племена говорили на родственных диалектах, легших позднее в основу эрзянского и мокшанского языков. Культурные комплексы, которые непосредственно можно связать с эрзей и мокшей, складываются с V в. н. э.56 До VII в. н. э. оформилось, по заключению археологов, разделение мордвы на эрзю и мокшу.57 Впоследствии мокшанско-эрзянская дуализация продолжалась - как пишет Н.Ф. Мокшин: «это был длительный, растянутый на целые столетия процесс, обусловленный разными причинами». Среди них называют обширность этнической территории, территориальную разобщенность, межэтнические контакты. Особую роль в этом сыграло великое переселение народов, проходившее в первой половине I тысячелетия н. э. У формирующихся мордовских племен в то время были самые разнообразные межэтнические связи, что подтверждается исследованиями антропологов.

Мордва Башкортостана в XX в. (1917 - начало 1990-х гг.): основные этнодемографические характеристики

Историческое развитие этнотерриториальной группы Башкортостана в указанный период имеет свои особенности. В определенной степени они обусловлены общим ходом истории страны и ее народов в это время. В период с 1917 г. по настоящее время в нашей стране, как минимум дважды, происходили масштабные события, связанные со сменой государственного строя, социально-экономического и культурного уклада жизни. Это, в свою очередь, приводило к изменениям в социальной и профессиональной структурах общества, географии расселения населения. Все вышеупомянутое, в совокупности, оказало существенное и, зачастую, необратимое влияние на этнические процессы, происходившие среди многонационального населения Советского Союза и России.

Надо сказать, что направление и динамика этнических процессов XX в. (после 1917г.) как в нашей стране, так и во многих других государствах мира (прежде всего, индустриально развитых) заметно изменились. Под влиянием глобальных процессов, в частности: индустриализации, урбанизации, секуляризации общественного сознания и др. происходило изменение традиционной системы жизнеобеспечения многих этносов, размывались и исчезали многие элементы традиционной культуры, активнее происходили межэтнические контакты и ассимиляционные процессы.

Эти явления не обошли стороной и народы Башкирского Приуралья, в том числе локальную группу мордвы. Анализ этнодемографических характеристик мордовского населения Башкортостана в течение указанного времени и составил содержание данного параграфа.

В качестве основных этнодемографических характеристик для анализа были выбраны следующие. Динамика общей численности и удельный вес в общей массе населения Башкортостана (в советское время - БАССР). Динамика расселения (изменение традиционной географии расселения). Соотношение городского и сельского населения в разные годы, урбанизация и ее темпы.

Половозрастные характеристики. Численность и соотношение половозрастных групп мордовского населения в разные годы. Численность трудоспособного населения и сравнительная характеристика с другими финно-угорскими народами Республики Башкортостан (РБ). Уровень образования и занятости мордовского населения. Динамика и сравнительные характеристики. Семья и семейные отношения. Численность и размер семьи у мордвы и других финно-угорских народов края. Смешанные браки и ассимиляция.

Этноязыковые процессы. Уровень владения национальным языком (эрзянским, мокшанским) в разные годы. Сравнительная характеристика по этому показателю с другими восточнофиннскими народами Башкирии и мордовским населением некоторых других регионов СССР (России). Уровень владения русским языком в разные годы. Соотношение данного показателя и темпов урбанизации.

Основными источниками при написании настоящего раздела работы послужили материалы Всероссийских и Всесоюзных переписей населения 1920, городской 1923, 1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 годов по Башкирии. Данные первых трех содержатся в фондах ЦГИА РБ, результаты остальных публиковались в общесоюзных сборниках, но в различном объеме. Да и параметры сбора первичных статистических данных (содержание переписных листов) в разное время могли заметно различаться. В то же время, далеко не все статистические показатели анализировались в зависимости от национального состава населения БАССР. При этом, очень часто многие статистические показатели по мордовскому населению (по крайней мере, их публикация) зачастую оставались без внимания при подведении итогов той или иной переписи населения. На наш взгляд, это объясняется сравнительной малочисленностью мордвы Башкортостана. Как правило, анализировалась и публиковалась информация либо по пяти-шести народам (русские, татары, баш-киры, чуваши, марийцы, украинцы), либо по первым трем самым многочисленным из них. Самой же малоинформативной в череде переписей советского времени остается перепись 1939 г., результаты которой стали из-вестны только в начале 1990-х гг. и то, в нашем случае, это всего лишь общая численность мордовского населения Башкирии, его удельный вес в общей массе населения республики и некоторые языковые характеристики.

Вследствие этого детальный анализ этнодемографического развития мордовского населения затруднен, а зачастую вообще невозможен. Поэтому представленные ниже данные в определенных случаях хронологически отрывочны, но все же отражают общие тенденции исторического развития приуральской мордвы в XX веке.

В динамике общей численности мордвы Башкортостана в 1920 -1989 гг. выделяются два периода: 1920 - 1959 гг. и 1959 - 1989 гг. Как видно, до 1939 г. мордовское население БАССР увеличивалось (за некоторым исключением - в 1926 г.), а с 1959 г. неуклонно снижается. При этом в 20-е гг. рост численности был нестабильным. Так, с 1920 г. по 1924 г. он сократился с 51 955 чел. до 48 081 чел.,291 а затем вырос до 49 813 чел. в 1926 г. Такие колебания связаны, на наш взгляд, с последствиями Гражданской войны, преодолением разрухи, голодом 1921 - 1922 гг. и т.п. В последующие годы, вплоть до 1939 г., наблюдался устойчивый рост численности мордовского населения, что подтверждается данными текущей статистики 1930-х гг.292

Рост численности в период 1913 г. - 1920 г. был незначительным: с 49 789 чел. до 51 955 чел., что также может быть объяснено особыми историческими условиями и событиями, происходившими в стране в это время.

Итак, Всесоюзная перепись 1959 г. показала снижение численности мордвы БАССР по сравнению с 1939 г. В то же время численность остальных финно-угорских народов Башкирии продолжала увеличиваться вплоть до 1970 г. (см. таблицу). Одной из причин уменьшения численности мордовского населения является, на наш взгляд, урбанизация (вернее ее последствия).

Урбанизация мордвы на протяжении XX в. проходила достаточно высокими темпами, сравнимыми с общереспубликанскими показателями. В течение всего периода мордовское население по данному показателю значительно превосходило остальные финно-угорские народы республики. По нашему мнению, последствия урбанизации самым непосредственным образом сказывались на численности приуральской мордвы. Среди таких последствий можно указать: отрыв от традиционной системы жизнеобеспечения и жизненного уклада этноса, смешанные браки, более активные межэтнические контакты, языковая ассимиляция (русификация) и как следствие этого - размывание этничности. Кроме того, по мнению исследователей, урбанизация сама по себе может выступать причиной снижения рождаемости и это (хотя и по-разному) проявилось у всех народов Башкортостана в течение XX столетия.297 В течение всего периода 1970 - 1989 гг. наблюдалось сокращение мордовского населения во всех сельских районах и прирост в некоторых городах (Белебей, Давлеканово, Ишимбай, Салават, Сибай, Стерлитамак). Самый низкий прирост отмечен в Ишимбае: 6%, самый высокий - в Стерлитамаке: 29%. Урбанизация мордвы происходила, главным образом, за счет миграций. Среди мигрантов немалую долю составляли приезжие из-за пределов Башкирии. Так, по переписи 1989 г. в городах БАССР проживало 19 891 чел. мордовской национальности. Из них 4653 чел. (23,4%) были приезжими из других республик и областей Советского Союза. В сельской местности таких переселенцев было гораздо меньше - 842 чел. (7% всего сельского мордовского населения). В общей массе мордовского населения БАССР переселенцы из-за ее пределов составляли 17,2% или 5495 чел.299 Наибольшее число переселенцев прибыло из Оренбургской области: 2549 чел. (2222 чел. -в города и 327 - в сельскую местность), а также из Мордовии: 749 чел. (597 и 152 чел. соответственно) и Куйбышевской (Самарской) области: 579 чел. (508 и 71 чел. соответственно).

Количественный анализ современного состояния этнической культуры мордвы Башкортостана: степень сохранения и сфера бытования традиционных элементов

В настоящем разделе работы проанализированы степень сохранения и сфера бытования традиционных элементов материальной и духовной культуры. Это сделано для того, чтобы выявить насколько этническая культура приуральской мордвы в ее современном состоянии способствует сохранению этничности или же наоборот - стимулирует ее энтропию. Основным источником стали материалы этносоциологического обследования мордовского населения Башкортостана, проведенного в ходе комплексной этнографической экспедиции в июле-августе 2003 г.

Конечно, массовые статистико-этнографические и этносоциологиче-ские обследования не единственный и, очевидно, не самый идеальный метод, при исследовании традиционной культуры этноса. Тем не менее использование количественных методов вполне оправдано, учитывая то, что к настоящему времени сложилась определенная традиция их применения. При этом также утверждается, что в сфере традиционной культуры «этническая специфика имеет не только качественную определенность, но и количественное выражение».482 При этом «количественное выражение» как раз-таки и отражает, по нашему мнению, степень распространенности того или иного элемента традиционной культуры.

Таким образом, исследуя материальную и духовную культуру приуральской мордвы под углом зрения количественных определений, мы ставили перед собой следующие задачи:

а) определить меру и интенсивность распространения и бытования традиционных элементов материальной и духовной культуры в повседневном быту мордвы;

б) выяснить отношение мордовского народа к своей традиционной культуре, к ее сохранению или вытеснению из реального бытования; в) выявить взаимосвязь бытования элементов традиционной культуры с различными переменными этноса (например, между социально-профессио нальными параметрами обследованных и бытованием мордовских нацио нальных блюд).

Для решения поставленных задач были сформулированы специальные вопросы, составившие в анкете два специальных раздела, посвященные соответственно материальной и духовной культуре (см. Приложение - 4: раздел V, вопросы 52 - 60; раздел VI, вопросы 61 - 63 и 66 - 69, а также некоторые вопросы раздела VII: 71, 72, 74, 75). В таком же порядке проанализированы и ответы на них.

Прежде чем переходить к анализу результатов обследования, необходимо отметить, что в современном индустриально-развитом обществе об этнической специфике в материальной и духовной культуре приходится говорить с известной долей условности. За последние десятилетия в традиционной культуре мордвы произошли значительные изменения. С послевоенных десятилетий, по мере нарастания миграций сельских жителей в города и усиления в деревне влияния массовой городской культуры в связи с проявлениями унификации крестьянского быта в результате отчуждения сельской семьи от традиционных форм хозяйствования и т.д., в сфере прежде всего материальной культуры стали выходить из употребления многие традиционные элементы быта. В этом процессе можно усмотреть сложное сочетание как позитивных, так и негативных проявлений. Так, например, жилища многих семей стали приобретать больше индивидуальных черт, повысились их комфортность и удобство. В соответствии с материальными возможностями и желанием индивидуальных застройщиков увеличиваются размеры домов, число комнат в них. Одновременно развиваются процессы стандартизации типов жилищ, их внутренней планировки и интерьера. Постоянно повышалась функциональная роль элементов и традиций городского быта, которые, однако, вытесняли предметы традиционной культуры. Традиционная утварь и обстановка жилища подверглись заметной унификации за счет распространения промышленных изделий. В целом материально-вещная среда селян стала все более обретать индустриальный, урбанизированный облик. С определенной долей уверенности можно утверждать необратимость этих процессов.

Подобные явления отмечались и в духовной культуре, которая в предреволюционное время была неразрывно связана с религиозными верованиями. Происходившие в советское время атеизация сознания, секуляризация общественной жизни, появление и широкое распространение массовой культуры, наряду с уже упомянутыми демографическими изменениями, способствовали вытеснению традиционных обрядов (жизненного цикла, календарных и т.п.) из духовной жизни народа (в данном случае мордвы) или, по крайней мере, значительному снижению их функций. Это, в свою очередь, способствовало сокращению сферы бытования фольклорного творчества (песен, сказок, танцев и т.д.), которое принимало формы профессионального искусства. В то же время, в отличие от материально-вещной среды, в духовной жизни нашего общества в последние полтора десятилетия XX в. вновь произошли значительные изменения, результатом которых стало, помимо прочего, возрождение национального самосознания, религиозных верований, пробуждение интереса к историческому прошлому своего народа. Эти процессы неизбежно оказывали влияние на всю духовную культуру в целом и происходили практически у всех народов нашей страны (в том числе и у мордвы), но с разной степенью интенсивности. Отмеченные изменения в духовной жизни общества еще раз подтверждают необходимость более детального их изуче ния на примере конкретных этнических общностей и этнотерриториальных групп (в нашем случае - приуральской мордвы).

При рассмотрении материальной культуры наше внимание было сосредоточено главным образом на жилище, одежде и национальной кухне, как наиболее ярких маркерах этой сферы. Как уже упоминалось выше, традиционное жилище мордвы Башкортостана в течение XX в. (особенно во второй его половине) претерпело значительные изменения, которые выражаются в определенной унификации внешнего облика и внутренней планировки, использовании новых строительных материалов, повышении комфортности (менее трудоемкая и соответственно более удобная система отопления, система водоснабжения, а в ряде случаев и водоотведения).

В наше время основным типом жилища мордвы в сельской местности является бревенчатый срубный дом-пятистенок с четырехскатной или двускатной крышей, на каменном фундаменте, с пристроенными «холодными» сенями. В большинстве таких домов 2-3 комнаты, отдельное пространство отведено (а иногда и отгорожено) под кухню. Почти во всех домах есть печи (глинобитные или голландки), которые постепенно утрачивают свое функциональное значение ввиду достаточно активно проводимой газификации сельских поселений. Полы в таких домах почти повсеместно дощатые. В деревне Лысогорка Бижбулякского района нам встретился жилой саманный дом с земляным полом (единственный случай).

Современное мордовское население Башкортостана в межэтнических взаимодействиях

В отечественной этнографии утвердилось понимание межэтнических контактов как непрерывного фактора этнического развития.505 В историческом прошлом межэтнические контакты, главным образом происходили в определенных порубежных районах территории расселения того или иного этноса. Такие районы принято называть «зонами межэтнических контактов».

Эти зоны могли быть разных видов. В таком качестве мог выступать, например, крупный торговый город, в котором проводились сезонные ярмарки или равнинные проходы среди обширных горных массивов, через которые пролегали пути миграций кочевых племен и т.п. Однако со временем под влиянием различных условий (общественный и технический прогресс, интенсификация миграционных процессов и т.д.) менялась структура расселения народов мира (возникло чересполосное, дисперсное, расселение). И если применительно к древности уместно говорить о «зонах» межэтнических контактов, то для последующих эпох более подходит представление о «сферах» межэтнических контактов (пространство общения и взаимодействия в них является в большей мере социальным, чем географическим). Этот методологический посыл, здесь необходим для дальнейшего понимания характера этнических контактов и взаимодействия приуральской мордвы с другими этническими общностями.

Учитывая современный характер расселения мордовского населения в Башкортостане, можно утверждать, что его общение и контакты с другими народами края происходят практически ежедневно.5 7 Именно с такой интенсивностью общаются с людьми другой национальности подавляющее большинство участников обследования (77,1%), причем во всех районах исследования и г. Стерлитамаке (см. Приложение - 5: таблица 18).

Сферами наиболее тесного и постоянного межэтнического взаимодействия являются семья (естественно, в случаях ее смешанного состава) и производственный или учебный коллектив (в большинстве случаев), а также общение с соседями. В ходе проведения нашего этносоциологического обследования ставилась задача выявить интенсивность и глубину таких контактов, а также степень их влияния на современные этнокультурные процессы в среде мордовского населения республики.

Межэтнические контакты в сфере семейно-брачных отношений. В ходе этносоциологического обследования выяснилось, что большинство его участников состоящих в браке, живут в однонациональных семьях - 72,7% (см. Приложение - 5: таблица 13). Распределение по районам исследования показало, что доля смешанных браков среди сельского населения высока (более 50%) в тех районах, где мордовское население либо малочисленно (Бакалинский, Туймазинский), либо с давних пор. проживает в этнически смешанных населенных пунктах (Аургазинский - с чувашами, Бакалинский -с татарами-кряшенами). В остальных районах преобладают однородные мордовские браки, особенно в ареалах традиционного расселения мордвы в Башкирском Приуралье (Бижбулякский, Ермекеевский, Стерлитамакский, Федоровский). В целом же есть основания полагать, что по сравнению с 1989 г. ситуация мало изменилась: смешанные браки на селе не преобладают. В то же время реальный их уровень может быть более высоким, чем зафиксировано исследованием, учитывая особенности расселения мордвы в Башкортостане. Как уже упоминалось, практически на всей территории республики мордовское население проживает дисперсно, в преобладающем иноэтничном окружении.

Отдельно следует сказать о ситуации в Стерлитамаке. Среди мордовского населения этого города, судя по результатам опроса, также преобладают эндогамные браки (56,3%). Думается, это связано с тем, что Стерлита-мак расположен в пределах одного из ареалов традиционного расселения мордвы в крае. В нем относительно высок удельный вес мордовского населения (по сравнению с другими городами республики), что делает возможным определенную консолидацию мордовской общины в городских условиях. В то же время, думается, что полученный результат не отражает общей картины смешанных браков у городского мордовского населения Башкортостана и, отчасти, связан с относительно низким охватом городского населения при проведении обследования.

Рассмотрение проблемы межнациональных браков в возрастном разрезе выяснилось, что во всех возрастных группах эндогамные браки составляют более половины от общего числа. У эрзи, по данным нашего опроса, этот показатель выше, чем у мокши. Среди смешанных браков более остальных выделяются браки с русскими (встречаются во всех возрастных группах). Браки с татарами, башкирами и чувашами встречаются реже. Такие браки не отмечены вовсе среди респондентов преклонного возраста (от 60 лет и старше).

Таким образом, напрашивается вывод, что семья у современной мордвы в сельской местности сама по себе не является широкой сферой межэтнических взаимодействий. В то же время заметно, что межэтнические контакты оказывают влияние и на однонациональные мордовские семьи. Это можно заметить, сравнивая данные по национальной принадлежности опрашиваемых супругов и их несовершеннолетних детей (см. Приложение - 5: таблицы 20 - 21). Даже в этнически однородных мордовских семьях национальная принадлежность детей и родителей может различаться. Такая ситуация наблюдается примерно в 10% эрзянских и 25% мокшанских семей. Эти значения показывают интенсивность межэтнических связей и ассимиляционных процессов - ведь при ответах на данный вопрос родители несовершеннолетних детей сами определяли их этническую принадлежность. Отмеченная идентификация может выглядеть объективной, особенно если дети записаны русскими, и может быть обусловлена влиянием иноэтничного окружения (например, русского, татарского или чувашского). Интересно, что не встретилось ни одной этнически однородной мордовской семьи, где дети были бы записаны башкирами. Характерно, что среди мокши удельный вес однородных семей, где национальность детей не совпадает с национальностью родителей заметно выше, чем среди эрзи (25 и 10% соответственно). На наш взгляд, это можно объяснить малочисленностью мордвы-мокши в Башкортостане.

Похожие диссертации на Мордовское население Башкирского Приуралья: историко-этнологическое исследование