Введение к работе
Актуальность исследования. Феномен материнства – сложное социокультурное явление, включающее в себя спектр различных влияний как объективного, так и субъективного характера: экономических, социальных, психологических, культурных, нравственных. Ценности современного материнства в их традиционной интерпретации подвергаются трансформации со стороны вызовов глобальной культуры, поэтому в современном мире материнство, как культурный феномен и нравственная ценность, – одна из животрепещущих проблем современности. Как показывают многочисленные социально-психологические исследования, нежелание иметь детей связано
не с материальным положением семьи, а с духовно-нравственным кризисом, с разрушением традиций отечественной духовно-нравственной культуры.
По данным социологов, растет отчуждение подрастающих поколений от семьи. В обществе происходит трансформация ценностей. Во-первых, выбор молодежи все чаще падает на достижение карьерного роста, при этом создание семьи рассматривается как отвлечение и помеха в реализации поставленных жизненно важных целей. Во-вторых, взгляды на будущее, биографическое проектирование и нравственные нормы в брачно-семейных отношениях формируются стихийно.
Эти тревожные симптомы отмечены на Первом европейском православно-католическом форуме «Семья – благо для человечества»,
состоявшемся 16 декабря 2008 г. В итоговом документе форума подчеркивается, что «секулярное мировоззрение, преобладающее в современном обществе, “подрывает” идею материнства как личного призвания». Поэтому в обращении участников форума, независимо от конфессий, выражено единодушное мнение христианской церкви, которое гласит: «Мы, православные и католики вместе, настаиваем на священности материнства
и на необходимости для общества уважать его. Матери, которые остаются дома для того, чтобы растить и воспитывать детей, заслуживают
и моральной, и финансовой поддержки. Их миссия не менее важна, чем миссия других уважаемых профессий. Материнство – это миссия, и как таковая она заслуживает безусловной поддержки и уважения». Современный экономический кризис, по мнению авторов документа, «является показателем поворотного момента в истории мирового и европейского общества». Но еще более серьезным является демографический кризис: «Семья, основанная
на браке между мужчиной и женщиной, результатом которого является рождение детей и создание сети родственных связей, должна быть заново открыта в качестве ценного социального капитала. Мы обращаемся
к политическим и общественным лидерам с призывом обратить внимание
на этот вопрос, пока еще не слишком поздно».
Переоценка ценностей традиционного материнства связана с целой системой социокультурных вызовов, таких как женская эмансипация, потребительская парадигма культуры, демографический кризис, представляющих собой основания для кризиса традиционного материнства
в современной России. Такая переоценка, рождающая черты крайнего индивидуализма и эгоизма, влияющих на изменение системы ценностных ориентаций и мотиваций, выражает, по существу, особенности современной парадигмы культуры, которая мотивирует направленность деятельности человека на достижение потребительских стандартов жизни, обусловливая эгоистические цели, связанные с гедонистическими ценностями, и сужая естественные и природные особенности . Эти тревожные симптомы культуры требуют всестороннего и объективного научного исследования феномена материнства с точки зрения его нравственных особенностей
и характеристик, мотивационных и ценностных ориентаций.
Степень разработанности исследования. В современной литературе изучение материнства ведется в рамках различных теоретических направлений: культурологический подход (Р. Бенедикт, М. Мид, А. Рич, Э. Эрисон), этологический подход (Дж. Митчелл, Г. Харлоу), психоаналитический поход (Дж. Боулби, Д. В. Винникот, М. Малер, М. Эйнсуорт), бихевиористский подход (Д. Кэрнс, Г. Паттерсон, Д. Хэй), теория материнской депривации (Й. Лангмейер, З. Матейчек).
Проблемам формирования в подростковом и юношеском возрасте психологической готовности к материнству посвящены работы ряда отечественных исследователей (И. А. Алленова, И. П. Каткова, Л. Г. Камсюк, О. Н. Лебединская, С. Ю. Мещерякова, Ю. П. Петренко, А. А. Шевелева, Г. Г. Филиппова и др.). В работах представителей западных психологических школ (Л. Бибринг, Д. Пайнз, М. М. Р. Хан, Дж. Хорни) также достаточно подробно анализируется тема формирования материнства в пубертатном возрасте.
В последнее время появился ряд работ, связанных с феноменологией
и психологией материнства (О. В. Баженова, Н. Б. Кедрова, В. С. Мухина, Г. Г. Филиппова, Л. Б. Шнейдер и др.).
Социокультурный и исторический аспекты материнства рассматриваются в работах В. Захарова, Т. Г. Киселевой, И. С. Кона, Р. В. Овчаровой, Н. Л. Пушкаревой, В. А. Рамих, Т. Б. Щепанской, Е. Р. Ярской-Смирновой и др.
Целый ряд работ посвящен вопросам воспитания ценностного отношения в семье у молодежи в современных социокультурных условиях, организации педагогического процесса по воспитанию культуры отношения к материнству, теоретическим и практическим аспектам влияния психолого-педагогической работы (Г. М. Андреева, Ю. В. Васильева, В. Дармодехин, О. Л. Зверева, Е. И. Зритнева, Т. А. Куликова, Е. Н. Сорочинская, В. Н. Ступина, П. П. Пивненко, А. А. Платонова, Л. Н. Урбанович и др.).
Гендерные проблемы, а также проблемы пола, женственности
и материнства нашли отражение в работах А. М. Страхова, Г. А. Брандта, В. Бергума .
Проблема девиантного материнства рассматривается в исследованиях В. И. Брутман, А. И. Захарова, М. Г. Панкратовой, А. М. Прихожан, М. С. Радионовой, Е. О. Смирновой, К. В. Солоед и т. д.
Научную базу изучения причин формирования отказного материнского поведения составляют работы исследователей Н. Г. Аристовой, В. И. Брутмана, В. И. Дорно, A. M. Свядоща, М. К. Бурстайна, М. Колмана и др.
Исследованиям ценностного кризиса современного материнства посвящены работы Л. А. Грицай, В. И. Пузько, Е. Г. Ушакова.
В этических исследованиях рассматривается проблема нравственной ценности материнства, духовно-нравственных и социокультурных оснований феномена традиционного материнства. Определение материнства как инстинкта, имеющего эгоистический оттенок, а потому безнравственно
по своей сути (биологистический подход к материнству), дано в трудах В. Соловьева, П. Вейнингера . Определение материнства как духовно-нравственного феномена (материнство как продуктивная любовь, обусловленная духовно-нравственными усилиями) представлено в трудах Э. Фромма, Р. Апресяна . Определение материнства как социально обусловленной роли, зависящей от культурно-исторической ситуации (социокультурный подход), имеет место в работах Ж.-Ж. Руссо, Ллойда Де Моза, Э. Бадинтер, М. Мид, Н. Чодороу, С. Радек, Р. Апресяна .
Феномен заботы рассматривается как этический феномен в трудах Аристотеля, И. Канта, Л. А. Сенеки, М. Фуко, М. Хайдеггера, М. Т. Цицерона, А. Шопенгауэра . Феномен заботы как ценностной основы материнской любви – в работах К. Гиллигана, Н. Ноддингса, С. Радек, Дж. Тронто. Близкую феминистской этике заботы позицию до феминистских авторов сформулировал М. Мэйерофф. В российской этике заслуживает внимания работа О. В. Артемьевой «Этика заботы: феминистская альтернатива философии» .
Объект диссертационного исследования: материнство.
Предмет диссертационного исследования: этико-психологические ценности современного материнства.
Цель диссертационного исследования – целостный этико-философский анализ современного материнства.
Задачи:
– определение понятия «материнская любовь»;
– анализ исследований по психологии, социологии и этике материнства;
– рассмотрение социокультурных истоков и культурно-исторических этапов формирования и развития феномена материнской любви;
– выделение социокультурной парадигмы (женская эмансипация, потребительство, демографический кризис) как условия депривационных процессов современного материнства;
– анализ категории заботы в классической этико-философской традиции;
– анализ категории заботы как ценностной основы материнской любви в философии феминизма;
– определение социальных, экономических, культурных и нравственных условий кризиса материнства в современной России;
– анализ депривационных процессов как факторов снижения ценности материнства.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в выделении и исследовании этических элементов материнства, таких как материнская любовь и забота;
в определении характерных черт депривационных процессов, присущих современному материнству и представляющих переоценку ценностей традиционного материнства. Исследование проведено в рамках системного, диалектического, социологического, сравнительно-исторического методов. Методологические принципы исследования – принципы единства исторического и логического, перехода от конкретного к абстрактному,
и наоборот. Эти принципы проявились в раскрытии абстрактных этических представлений о материнстве, переходящих в конкретные, такие как материнская любовь и забота; от определения различных оценок
и отношения к материнству, выявленных в ходе частных социологических опросов, – к определениям депривации материнства, культурных парадигм современного материнства (женская эмансипация, потребительство, демографический кризис), позиционирующих кризис традиционного материнства и выявление нормативности современного материнства.
Новизна диссертационного исследования состоит в этико-философском анализе современного материнства как нравственной ценности, в результате которого материнство представлено как сложный интегративный этико-психологический феномен, включающий в себя нравственные характеристики, определенные социокультурными условиями и гендерными проявлениями. Современное материнство, существующее в системе ценностей и вызовов современной культуры, переживает кризис традиционного материнства, что,
в свою очередь, находит отражение в депривационных процессах, приводящих к одинокому материнству, неполной семье.
Теоретическая значимость исследования заключена в определении этических характеристик современного материнства, которые представляют собой в совокупности нравственно-мотивационную готовность к действенному волению и поступку, ориентированную на духовно-нравственное совершенствование; в определении социокультурной парадигмы,
в соответствии с которой выявлена система негативных (безнравственных) депривационных тенденций современного материнства.
Практическая значимость исследования. Положения и выводы диссертационного исследования дополняют сферу научного познания
в области этики, психологии и социологии материнства, позволяют расширить основу для дальнейших теоретических и практических разработок в области представленной проблемы.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы
при разработке курсов по этике, социологии, психологии материнства
и психологии морали.
Положения, выносимые на защиту
1. В диссертационном исследовании представлен целостный этико-философский анализ материнства, в ходе которого определено понятие материнства, выявлены основные этические характеристики, среди которых превалируют понятия этического матернализма, заботы. Этико-философский анализ ценностного понятия традиционного материнства определяет его как социокультурный и духовно-нравственный феномен, а не природный инстинкт: именно сугубо нравственные черты характеризуют материнство, раскрывая его гуманистическую и гендерную сущности. В диссертационном исследовании на анализе историко-философских учений показано развитие представлений о категории заботы на основе изучения современных направлений в области исследований этой проблемы, в частности выделено актуальное философско-этическое направление этики заботы, идейной основой которого является категория материнской любви.
2. В диссертационном исследовании определены основные ценностные характеристики материнской любви. Это прежде всего действенная забота
в воспитании и создании условий жизни ребенка, проявляющаяся через социальную вариативность, спонтанность и естественность, безусловность без ожиданий, инициативность, принципиальность, свободу; определяющая необходимость ответственности за воспитание и развитие личности ребенка; осознающая ценности жизни и значимость уважения и признания личности ребенка; обладающая бескорыстием в любви и заботе, не требующем зависимости или подчинения.
3. В диссертационном исследовании выявлено, что понятие материнской любви определяется через этический архетип материнства, выраженный в культурном феномене матернализма. Этический смысл матернализма определяется как бескорыстная возвышенная забота вне гендерных и родовых характеристик и выступает по отношению к этике заботы как родовое понятие, определяющее характерные признаки материнской любви, которые в гендерном ареале этики заботы выявляются через различные ситуативные модификации.
4. В диссертационном исследовании материнство представлено как интегративное нравственно-психологические понятие. Материнство
и женственность – основные гендерные характеристики, нравственной основой которых является категория материнской любви как проявление женственности. В представленной работе выделены нравственно-психологические характеристики материнства как типа любви на разных этапах взаимодействия матери
и ребенка. Материнская любовь, как особый тип любви, проявляется через отношение к «проектной реальности», которая возникает на первых этапах материнства, на стадии беременности. Характерными чертами этого типа любви являются мотивация как готовность к любви и самопожертвованию. Нравственно-мотивационная готовность есть одновременно готовность
к действенному волению и поступку. Нравственный смысл материнской любви заключен в ценностном содержании мотивации, заключающей в себе готовность к самопожертвованию, образ жизни и действий, ориентирующих на духовно-нравственное преображение и совершенствование личности. Высший символ и идеал материнства – самоотвержение и любовь Богоматери, отдающей любимого Сына во имя любви к людям. В этом идеале материнская любовь раскрывается как высшее духовное преображение – святость.
5. В диссертационном исследовании на базе систематизации социокультурных оснований и причин показана связь переоценки ценностей традиционного материнства с требованиями культуры, в числе которых – женская эмансипация, потребительская парадигма, демографический кризис, влияющие на изменение системы ценностных ориентаций и мотиваций, нравственной парадигмы материнства. На основании социологических исследований в работе определены нравственные мотивации и моральные качества, которые формируются в результате кризиса материнства. Выявлено, что в этой ситуации меняется институт семьи – неполная семья, «годвин-брак» (раздельное проживание супругов), «семья-конкубинат», порождая феномен «одинокого материнства»; происходит процесс снижения ценностей материнства, результат которого – подмена жертвенности как нравственной нормы и основы материнской любви, нежности, мягкости, доброты равнодушием, индивидуализмом и эгоизмом, влекущими за собой немотивированную агрессию, страх, жестокость как результат нравственно-эмоционального отторжения от семьи. Как нравственно-психологический феномен, ценностное отношение к материнству связано с интересами, мотивами, потребностями, и непосредственно развитием ценностной сферы.
6. В диссертационном исследовании установлено понятие депривации как нравственно-психологического основания девиантного материнства. Определена его типология (эмоциональная, социальная, культурная, групповая, семейная, материнская), выделены нравственные характеристики материнской депривации. Показана связь психической патологии (нарушение формирования личности, ее психического и интеллектуального развития, психические расстройства) и деструкции в эмоционально-мотивационной
и нравственно-поведенческой сферах личности (отсутствие нравственных чувств – жалости, сострадания, соучастия, способности сознавать свою вину, испытывать чувства стыда). Выделены нравственные последствия депривации, мотивирующие агрессивное поведение. В исследовании показано, что проведенный этико-философский анализ депривационных процессов позволяет определить причины девиантного материнства как проявления духовно-нравственного кризиса современного российского общества.
Апробация диссертационного исследования. Положения и результаты исследования были подтверждены апробацией на методологическом семинаре молодых ученых, аспирантов и магистрантов кафедры философии, культурологии, прикладной этики, религиоведения и теологии им. А. С. Хомякова ТГПУ им. Л. Н. Толстого, на научно-практических конференциях ППС, аспирантов, соискателей и магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого.
Апробация научного материала и полученных выводов была осуществлена:
1) в рамках публикаций научных статей;
2) в ходе выступлений на конференциях:
– всероссийская научно-практическая конференция (Бийск, 21 сент. 2000 г.).
– международная научно-практическая конференция «Проблемы становления и развития ценностных ориентаций учителя на рубеже XXI века» (Тула, 20–22 окт. 1997 г.);
– научно-теоретическая межвузовская конференция с международным участием;
– IV Царскосельские чтения (Санкт-Петербург, 25–26 апр. 2000 г.);
– международная научно-практическая конференция, посвященная
70-летию ТГУ (Тула, 30 марта – 1 апр. 2000 г.);
– ежегодная научно-практическая конференция аспирантов и соискателей психолого-педагогических кафедр ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула, 8 февр. 2001 г.);
– XXXI учебно-методическая конференция профессорско-преподавательского состава ТГПУ им. Л. Н. Толстого «Качество подготовки специалистов
и инновационные процессы в системе непрерывного профессионального образования» (Тула, 2004);
3) на лекционных и семинарских занятиях по курсу.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии и культурологии Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого.
Структура работы определяется целью, задачами, а также принятым научным способом исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и списка литературы.