Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этико-философские аспекты проблемы эвтаназии Быкова Светлана Юрьевна

Этико-философские аспекты проблемы эвтаназии
<
Этико-философские аспекты проблемы эвтаназии Этико-философские аспекты проблемы эвтаназии Этико-философские аспекты проблемы эвтаназии Этико-философские аспекты проблемы эвтаназии Этико-философские аспекты проблемы эвтаназии Этико-философские аспекты проблемы эвтаназии Этико-философские аспекты проблемы эвтаназии Этико-философские аспекты проблемы эвтаназии Этико-философские аспекты проблемы эвтаназии Этико-философские аспекты проблемы эвтаназии Этико-философские аспекты проблемы эвтаназии Этико-философские аспекты проблемы эвтаназии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Быкова Светлана Юрьевна. Этико-философские аспекты проблемы эвтаназии : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.08 Москва, 1993 118 с. РГБ ОД, 61:94-9/52-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Гуманистический аспект проблемы эвтаназии.. 14-51

I. Противоречив между личностью и обществом как предпосылка проблемы эвтаназии 14-28

2. Эвтаназия в контексте проблемы "жизни и смерти" 28-43

3. Онтологический статус смерти ,. 43-51

Глава II. Этический аспект проблемы эвтаназии ., 52-100

І. Деонтологизм и утилитаризм: возможные подходы к решению проблемы 52-78

2. Решение проблемы эвтаназии в контек сте понятий "добра" и "зла" 79-100

3аключение

Список литературы

Введение к работе

Современный социальный прогресс, развитие медицины во второй половине XX столетия, применение новейших технологий в здравоохранении выдвинули принципиально новые социально-нравственные проблемы (этика отношения к умирающим, морально-этического оправдания распределения ограниченных ресурсов здравоохранения, проблемы, связанные с практической трансплантацией органов, искусственным оплодотворением и др.). В целях мировоззренческого осмысления этих проблем за рубежом в 70-х годах возникла и с тех пор бурно развивается обширная область философских исследований, получившая название "биоэтика". В рамках биоэтического направления философии формируются современные концепции гуманизма, приобретает зримые конкретные черты глобальная этика человечества.

Однако прочно заняв место одной из точек роста философского знания на Западе, в нашей стране эта область исследований пока делает только первые шаги. Необходимо приложить немало усилий для того, чтобы не только ликвидировать наше отставание в этой области, но и развить ее в соответствии и с особенностями нашего общества.

То, что интересует биоэтику - насколько способен человек, охваченный бурным потоком современной жизни, иногда превращенный им в элемент гигантской ЭВМ, сохранить индивидуальность, принимать самостоятельные решения в сложных жизненных ситуациях. Суть биоэтических ситуаций заключается в том, что вовлеченные в них люди оказываются вынужденными взять на себя ответственность за установление пределов собственного существования.

Причем подобного рода выбор может быть сделан только при участии представителей самых разных наук -врачей, философов, юристов, теологов, политиков, экономистов. Однако в целом проблематика биоэтики остается философской и главными действующими лицами на ее поприще оказываются все же философы - профессионалы, так как только на основе общемировоззренческих и общеметодологических решений, которые призваны и способны предложить лишь философия и этика, могут быть решены эти проблемы.

Эвтаназия относится к одной из самых остро обсуждаемых проблем биоэтики, поскольку поднимает такие животрепещущие вопросы, как: имеет ли человек право добровольно распоряжаться своей жизнью, где граница между жизнью и смертью, является ди жизнь абсолютной ценностью, всегда ли сохранение жизни благо для человека и т«д. Ответы на эти и др ие вопросы затрагивают глубинные, слои человеческого существования, фундаментальнейшие ценности общества, чем и объясняется острота дискуссий по ним.

Философы и юристы множат аргументы "за" и "против" эвтаназии, выявляющие недостатки той и другой позиции. В это же время складывается парадоксальная ситуация: не решенная теоретически, продолжающая быть предметом дискуссии как проблема, эвтаназия уже внедряется в жизнь, в медицинскую практику, в юридические законы. Практика нодговяет теорию, опережает ее, не оставляет времени для долгого обсуждения, она опровергает теорию, корректирует ее, торопится апробировать все ее результаты, нетерпеливо требует решений.

Таким образом, актуальность темы обусловлена не только необходимостью критического анализа этой проблемы, причин ее воз никяовения и тенденций развития, но и потребностями практического использования результатов ее философского осмысления.

Острота этой проблемы породила многообразие подходов к ее решению. Причем различные позиции имеют не только теоретическую подоплеку. Они отражают противоречия и различия в самой медицинской и юридической практике.

В Голландии, например, после длительной дискуссии в юридическое законодательство внесено разрешение эвтаназии, конечно с необходимыми оговорками. В Англии, после длительного обсуждения принято решение о запрещении эвтаназии. Эвтаназия уже стала реальностью в Нидерландах, где,по оценкам, ежегодно добровольно уходят из жизни 5-Ю тысяч пациентов. Верховный суд США принял решение, вскоре признанное в большинстве штатов, которое подтверждает право каждого гражданина на смерть .

Эволюция отношения к эвтаназии обусловлена двумя основными факторами: развитием медицинских технологий и движением за права человека. Под воздействием этих причин множатся точки зрения по этой проблеме. Основная масса работ по ней выходит на Западе. Среди их авторов такие философы, как Ф.Фут, П.Хер, Дж.Рэгелс, Т. Салливэн, Й. Камюзар, Г. Вильяме.

Показательным является то, что если раньше в основе большинства подходов к проблеме эвтаназии лежал постулат о "святости жизни", то теперь на смену ему приходят принципы "автономии пациента" и "качества жизни", а основными аргументами при моральном оправдании эвтаназии выступают "милосердие" и "спра ведливость".

Несмотря на то, что проблема эта обсуждается на Западе уже более 2,5 десятилетий, единой концепции по ней не создано. Основной причиной является различив религиозных воззрений, философских направлений и культурных традиций, которых придерживаются ученые, обсуждающие эту проблему.

В нашей страны проблема эвтаназии тоже имеет свою историю. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года содержал норму, освобождающую от наказания за умышленной убийство, совершенное по настоянию убитого из чувства сострадания. Позднее эта норма была отменена.

Действующее законодательство содержит запрет на эвтаназию. Резко негативное отношение к эвтаназии высказывается и в существующих пособиях по медицинской деонтологии. Однако в реальной практике врачам довольно часто приходится нарушать этот за-" прет фактически проводя так называемую пассивную эвтаназию, например, в форме прекращения жизнеподдерживающего лечения, либо выписки из больницы безнадёжна больного пациента. Законодательный же запрет эвтаназии формулируется в самом общем виде и, по существу, не может действовать как работающая правовая норма.

Интересные данные были получены в результате социологического исследования, проведенного в I99I-I992 гг. финским Институтом гигиены труда и Институтом социологии РАН, в обработке результатов которого принимал участив автор диссертации .

10% из 316 опрошенных московских врачей не захотели или не смогли выразить определённого мнения по вопросу о допустимо сти эвтаназии. Представляется, что многие врачи не знают проблемы эвтаназии (а возможно, и самого термина).

Чётко прослеживается тенденция: чем ближе врачи к "изголовью больного11 и чем чаще в силу места ли работы должности или специальности им приходится сталкиваться с пациентами в критическом состоянии, тем более терпимы они в отношении к эвтаназии.

Можно предположить, что эти данные отражают одно из тех объективных противоречий, с которыми связан научно-технический прогресс в сфере биомедицины. Делая возможным поддержание жизни в таких ситуациях, в которых ещё совсем недавно это было немыслимым, вооруженные современными технологиями врачи нередко делят тяжёлые страдания безнадчжно больных пациентов. Сами же пациенты далеко не всегда считают такие действия врачей по отношению к себе оправданными.

Особенно красноречивым представляется то обстоятельство, что свыше Ъ% от общего числа респондентов вопреки официальных правовым.и деонтологическим нормам считают эвтанзию допустимой. Но это ещё не достаточное основание для её законодательного разрешения. •

Прежде чем стать нормой права эвтаназия должна быть подвергнута всестороннему осмыслению с точки зрения философии и нормативной этики. Только на основе разработки общей концепции по интересующей нас проблеме, может быть продуктивным рассмотрение её частных аспектов.

Среди отечественных исследователей проблема эвтаназии ста ла предметом дискуссий сравнительно недавно. Однако уже вызвала повышенный интерес представителей самых разных наук. Большое число публикаций по этой проблеме выходит на страницах газет и журналов. В них можно найти как аргументы "за", так и "против" эвтаназии, но большинство из них носит сугубо медицинский или социально-экономический характер.

До сих пор нет ни одной философской работы, где было бы предпринято специальное исследование этой проблемы. Пробел этот восполняется многочисленными публикациями, где раскрываются отдельные методологические аспекты проблемы. К ним можно отнести работы А.Я. йванюшкина, Б.Г. Юдина, И.Т. Фролова, Г.И. Царего-родцева, П.Д. Тищенко, Н.С. Малеина и др.

Мнения авторов разделились по нескольким направлениям.

Часть из них отрицают эвтаназию как не совместимую с принципом активного гуманизма (Г.И. Дарегородцев, А-.А. Гусейнов)1. При этом часто апеллируют к понятию "святости жизни", основными аспектами которого являются следующие:

- с актуализацией морально-этического отношения к жизни человеческого существа связано само направление нравственного прогресса;

- опыт свидетельствует, что убийство другого человека это и социально- и психологически противоестественный акт.

Другие авторы (Б.Г. Юдин, И.Т. Фролов, Н.С. Малеин)1 считают, что профессиональный долг медиков должен включать в себя,помимо всего прочего, сострадание, что врач не должен допускать бессмысленной жестокости»

П.Д. Тищенко, например, легализа эвтаназии считает правом человека на самодетерминацию , то есть на свободный выбор, инициацию и контроль (власть) над своими поступками.

А.Я. йванюшкин, суммируя многообразие подходов , рассматривает проблему эвтаназии как дихотомию. С одной стороны, эвтаназия противоречит основным канонам врачебной этики, так как несовместима с принципами "святости жизни" и может повлечь за собой нежелательные последствия. С другой стороны, отказ от эвтаназии обрекает многих больных, чьи страдания медицина не в силах облегчить, на положение заложников высоких моральных принципов.

Не пытаясь охватить все имеющиеся подходы, мы считаем необходимым отметить, что появление указанной литературы не исчерпывает проблему эвтаназии целиком. Основная ее ценность состоит в том, что здесь положены основы анализа проблемы, ставятся исследовательские задачи, намечаются некоторые пути их решения.

Вопросы, встающие в русле биоэтической проблематики, в выс шей степени сложны, это в полной мере относится и к проблеме эвтаназии, И решить их можно только на основе тех знаний, которые тысячелетиями копила этика, С другой стороны, именно на решении таких сложнейших проблем, этика только и может доказать свою незаменимость и теоретическую силу, свои возможности, свой эвристический потенциал.

Вопрос о формах действенности морали, соединении ее с предметной деятельностью - это тот вопрос, который был камнем преткновения всех этических теорий,

Философско-этические системы прошлого в их нормативной части характеризуются (и различаются между собой) прежде всего тем, как они программировали пути, способы обратного возвращения морали с поднебеоья общественного сознания на землю, в практику человеческого существования,

Утилитазирм, деонтологизм, этика разумного эгоизма - все это разные ответы на один и тот же вопрос о том, каким образом эмпирический индивид, оставаясь эмпирическим и единственным, может подняться до совершенного и желанного состояния, в котором добро соединяется со счастьем.

Каждая великая этическая система прошлого предлагает свой путь к блаженству: через чистоту мотивов, следование долгу, извлечение максимальной пользы и т.д.

Рассмотрение морали в качестве абстрактной долженствова-тельной программы придает особую остроту и напряженность вопросу о действенности морали, способах ее соединения с практикой повседневной жизни. Суть проблемы состоит в следующем: как может идеально возвышенная мораль сопрягаться с реальной действительностью, которая далека от морального идеала?

Мораль обнаруживает свою действенность прежде всего в форме оценки, обозначающей некую предельную, высшую точку отсчета. Она выражает гуманистическую перспективу человечества. При этом гуманизм в своей абстрактной форме, бесспорно, выступает ориентиром на всем пути развития. Однако абстрактный гуманизм без своей диалектической противоположности - гуманизма конкретного, устраняется от решения реальных проблем и вместе с тем перестает играть роль социально значимого идеала развития.

Приступая к исследованию этой проблемы, на наш взгляд, необходимо у честь следующую ее особенность. Проблема эвтаназии сложна еще и потому, что в ней переплетаются интересы как.личности, так и общества. Как известно, те и другие находятся в диалектической взаимосвязи, которую необходимо выявить и принять во внимание. Для выявления интересов личности в отношении этой проблемы, необходимо рассмотреть гуманистические аспекты эвтаназии, а для выявления интересов социума - социально-этические.

Таким образом% основной целью диссертации является исследование гуманистических и социально-этических аспектов проблемы эвтаназии.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить противоречие между интересами личности и общества в качестве предпосылки проблемы эвтаназии; рассмотреть проблему эвтаназии в контексте проблемы "жизнь и с ровольную смерть;

- исследовать проблему онтологического статуса смерти;

- рассмотреть эвтаназию с позиций нормативного подхода традиционных этических систем - деонтологизма, утилитаризма, ситуационной этики;

- исследовать проблему эвтаназии в контексте понятий "добро" и "зло", "нравственное" и "безнравственное" с учетом их диалектики;

- раскрыть смысл эвтаназии как нравственно допустимого поведения.

Поставленные цели и задачи определяют структуру диссертации, состоящую из двух глав, введения, заключения и списка литературы.

Научная новизна результатов диссертационного исследования определяется тем, что в нем впервые в более-или менее целостном виде представлены и критически осмыслены гуманистические и социально-этические аспекты проблемы эвтаназии, выявлен круг основных проблем, составляющих предмет исследования, намечены некоторые подходы к возможным вариантам решения.

Теоретическая и практическая значимость полученных в диссертации результатов определяется тем, что несмотря на исключительную актуальность проблемы эвтаназии, в отечественной философской литературе обобщающих исследований на эту тему нет.

Разработка этой проблемы имеет значение для определения продуктивного направления исследований этой проблемы в нашей стране, для обеспечения этих исследований соответствующей методологией, для ликвидации отставания отечественной биоэтики от западной.

Отдельные подходы и конкретные итоги работы можно рассматривать в качестве идейных предпосылок для выработки эти-ко-деонтологических и юридических норм.

Научные материалы и отдельные результаты могут быть использованы при составлении теоретических курсов по биоэтике.

Методической и теоретической основой работы является диа-лектико-материалйстический метод, метод анализа и синтеза, сравнения различных теоретических подходов, а также исследования в области этики, биоэтики, а также биологии и медицины отечественных и зарубежных философов.

Противоречив между личностью и обществом как предпосылка проблемы эвтаназии

В 2004-2005 г.г. в ЛОР отделении КБ №83 и ЛОР отделении Вологодской областной больницы обследовано 1218 пациентов с жалобами на снижение слуха или ощущение «заложенности» ушей. Из них, согласно критериям, представленным в предыдущей главе, у 60 пациентов верифицирован экссудативный средний отит. Дифференциальный диагноз проводили, прежде всего, с острым катаральным средним отитом, жалобы при котором были наиболее схожими с таковыми при экссудативном среднем отите (таблица 2).

Из таблицы видно, что жалобы пациентов обеих групп сходны, за исключением специфических жалоб, предъявляемых, в основном, пациентами с экссудативным среднем отитом (ощущение «переливания жидкости» в ухе, изменение слуха при перемене положения головы).

Однако пациенты с ОСО в 76% случаев жаловались на боль в ухе, в отличие от 6,6% больных с ЭСО (р 0,001). При этом пациенты с ЭСО достоверно чаще имели затруднение носового дыхания (р 0,001). На ринорею жаловались пациенты обеих групп. Но у пациентов с ОСО выделения из носа чаще носили гнойный характер.

При сборе анамнеза у пациентов основной группы обращал на себя внимание тот факт, что во всех случаях заболевание развивалось остро, после респираторной вирусной инфекции, у 32 (53,3%) пациентов - с боли в ухе/ушах. Схожее начало заболевания отмечали пациенты с острым средним отитом.

Учитывая сходство жалоб и анамнеза заболевания у пациентов с ЭСО и ОСО, хорошо изученные этиологию и патогенез ОСО, но различие в разрешении патологического процесса: выздоровлении при ОСО и склонность к хронизации заболевания при ЭСО, мы сочли необходимым и в дальнейшем сравнивать результаты исследований между данными группами пациентов. Поэтому 30 пациентов с ОСО составили первую контрольную группу.

Кроме того, 43 (71,6%) пациента основной группы отмечали периодическое круглогодичное затруднение носового дыхания, в ряде случаев в сочетании с ринореей и зудом в носу. В отличие от этого, среди пациентов контрольной группы №1 (ОСО) подобные особенности анамнеза имели 6 (20%) пациентов (р 0,001). Именно у этих пациентов острый средний отит был неоднократным, а при настоящей госпитализации заболевание отличалось затяжным течением и низкой чувствительностью к стандартной терапии.

Существенное различие основной группы (ЭСО) и контрольной группы №1 (ОСО) по числу пациентов с признаками хронического ринита позволило предположить влияние данного фактора на течение заболевания. Поэтому в качестве второй контрольной группы мы обследовали 30 пациентов с диагнозом аллергический персистирующий ринит (АПР), имевших хроническую обструкцию носового дыхания. В данной группе 14 (46,6%) пациентов жаловались на ухудшение слуха в период обострения ринита.

Сведения о перенесенных ранее острых воспалительных заболеваниях среднего уха в трех группах не имели достоверных различий (р 0,05). Острый средний отит в анамнезе имели 25 (41,7%) пациентов основной группы (ЭСО), 18 (60%) пациентов контрольной группы №1 (ОСО), 12 (40,0%) пациентов контрольной группы №2 (АПР).

Сопутствующие заболевания, выявленные у пациентов с ЭСО и ОСО на основании данных анамнеза, представлены в таблице 3. наличие сопутствующей наличие сочетанием патологии сопутствующей патологии Рис. 1. Сравнение частоты встречаемости сопутствующей патологии у пациентов с экссудативным средним отитом и острым средним отитом.

Мы не обнаружили в сравниваемых группах преобладания какой-либо определенной сопутствующей патологии. Однако у пациентов с ЭСО доля сопутствующих заболеваний и их сочетаний оказалась достоверно выше, чем у пациентов с ОСО (р=0,007 и р 0,001, соответственно) (Рис. 1).

Отоскопическая картина у пациентов основной и контрольной группы №1 соответствовала классической для данных заболеваний (рис. 2 и 3). У 14 пациентов с ОСО на 3-4 день от начала лечения на фоне имеющейся гиперемии барабанной перепонки визуализировался экссудат в барабанной полости. Однако воспалительный процесс у всех пациентов разрешился в обычные для этой патологии сроки и завершился полным выздоровлением. У 10 (33,3%) пациентов контрольной группы №2 (АПР) выявлено различной степени втяжение барабанных перепонок, у 5 (16,6%) - рубцовые изменения.

В основной группе (ЭСО) и контрольной группе №1 (ОСО) преобладали пациенты с односторонним процессом - 42 (70%) и 22 (73,3%), соответственно.

При риноскопии были выявлены определенные особенности, характерные для каждой группы обследованных пациентов. Наиболее схожими оказались изменения в основной и контрольной группах №2 (АПР): различной степени отек слизистой оболочки носа, бледность или цианоз ее, слизистое отделяемое в просвете носовых ходов. Подобные изменения отдельно или в сочетании выявлены у 49 (81,6%) пациентов основной группы.

В отличие от этого, у пациентов контрольной группы №1 (ОСО) чаще имели место гиперемия и незначительный отек слизистой оболочки носа, иногда гнойное отделяемое в носовых ходах.

Более детальный осмотр полости носа и носоглотки производили при помощи жесткого эндоскопа (KARL STORZ). Для данного исследования имело значение сравнение риноскопической картины при ЭСО и ОСО. Выявленные изменения и их частота отображены в таблице 4.

Из приведенных данных видно, что пациенты с ЭСО чаще имели отек слизистой оболочки носа и носоглотки. При этом риноскопическая картина у пациентов ЭСО имела явное сходство с таковой у пациентов с АПР (рис. 4 6).

Эвтаназия в контексте проблемы "жизни и смерти"

Философское осмысление проблемы эвтаназии предполагает рассмотрение ее в контексте проблемы жизни и смерти. Поскольку мы определили эвтаназию как смерть по желанию пациента, возникает рдя вопросов. Какое место занимает смерть в жизни человека? Всегда ли жизнь благо, а смерть - зло? Можно ли оправдать морально добровольный уход из жизни? Каков онтологический статус смерти? И другие.

Проблема жизни и смерти - это классическая проблема философии. Противоречие "жизнь - смерть", по-видимому, может быть признано диалектическим противоречием с большим основанием, чем материя и движение, необходимость и случайность или любая другая из традиционных парных категорий.

В Большой медицинской энциклопедии дается следующее определение смерти: "Смерть - необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный естественный конец существо-вания всякого живого существа" .

С точки зрения философии, смерть - необходимый и существенный момент жизни. "... Отрицание самой жизни по существу содержится в самой жизни так, что жизнь всегда мыслится в р соотношении со своим необходимым результатом ..., со смертью"!

В отличие от других живых существ, человек осознает свою смертность. Причем для человека смерть выступает не в качестве природного феномена, но прежде всего как явление социаль -но значимое, включенное в сложный контекст общественных отношений .

Только человеку разумному свойственно сознавать неизбежность своей смерти, в то же время именно разум помогает человеку справиться со страхом смерти. Именно разум должен стать истоком мужества и достоинства человека по поводу неизбежной в будущем своей смерти. "Жажда жизни, - пишет В.Ш. Сарибов, -вступает в противоречие с сознанием факта человеческой смерти, конечности, порождая страх перед смертью. Человек стремится снять это противоречив, избавиться от страха смерти или, по крайней мере, умалить его. В поисках ответа на этот вечный вопрос он на может не обращаться к культурному наследию, обобщающему в себе многовековой опыт человечества" .

Историко-философская традиция исследования: проблем жизни и смерти чрезвычайно многообразна. В рамках данной работы нам представляется достаточным не останавливаться на каждом из этапов философского осмысления данной проблемы, а воспользоваться классификацией историко-философских типов ее объясне-ния, предложенной Гусейновым А.А. . В истории развития философской мысли Гусейнов А.А. выделяет три типа объяснения интересующей нас проблемы.

Первое он условно называет философско-рационалистическим, сугубо просветительским. Суть этого направления в том, что оно объявляет трагическое восприятие смерти и желание человека вырваться из ее тисков следствием ложных воззрений. Считается, что проблема будет снята сама собой, если составить правильное знание о сути дела.

В одном случав смертность рассматривается как характеристика тела, в то время как душа объявляется бессмертной. Эта концепция, получившая, в частности, тщательную разработку в философской традиции, связанной с именем Платона, вдохновлялась, конечно, благородными мотивами, она нацеливала людей на заботу о душе, обосновывала необходимость добродетельного образа мыслей и действий.

Деонтологизм и утилитаризм: возможные подходы к решению проблемы

Нашей задачей в этом параграфе является -- рассмотреть эвтаназию с точки зрения этических теорий, уже нашедших свое место в истории этической мысли.

Современные этические теории вряд ли могут служить той основой, на которой могут быть решены биоэтические проблемы и в том числе проблема эвтаназии. Это находит своё объяснение в. характере тех проблем, на которые долгое время была сориентирована этика. Сфера её интересов ограничивалась аналитической работой - она изучала значения, употребление и логику моральных понятий и суждений, то есть видела свою задачу в прояснении и уточнении того языка, на котором люди ведут обсуждение нравственных вопросов . Классическая же этика имеет более выраженную нормативную направленность и дает возможность использовать основные принципы той или иной системы для вынесения оценочных суждений по поводу конкретных решений.

Мы в нашем исследовании основное внимание уделим деонто-логическому и утилитаристскому подходам. Наш выбор обусловлен тем, что данные направления уже доказали свою эффективность при использовании их для решения практических проблем. В биоэтике именно эти направления нормативной этики являются базовыми при поиске выхода из ситуаций, создающихся в русле биоэтической проблематики. Деонтологический подход связан в первую очередь с именем Канта. В его основе лежат принципы, заложенные кантовской философией "практического разума".

Заблуждением всей предшествующей философии Кант считал прежде всего стремление построить систему морали, руководствуясь тем или иным понятием добра, блага. Ошибочным, по Канту, является сам принцип. Моральность закона нельзя вывести ни из какого предмета воли, будь то счастье, удовольствие, бог, совершенство, бессмерти, польза, благо и т.п. В таком случав "добрым" или "злым" всегда будет называться только то, что эмпирично действует на нашу волю и в конечном счете сводится к чувству удовольствия или неудовольствия. Задача же, по мнению Канта, состоит в том, чтобы сначала найти закон.,, который бы я рґ-іог; и непосредственно определял бы волю и только сообразно с нею - предмет. Понятия доброго и злого должны, по Канту, быть определены не до морального закона, а только согласно ему и им же, то есть не понятие доброго как предмета определяет и делает возможным моральный закон, а наоборот, только моральный закон определяет и делает возможным понятие доброго.

Поиск абсолютного нравственного закона у Канта покоится на признании раз и навсегда данной неизменной морали, имеющий общезначимый, необходимый характер. При этом Кант не просто формулирует "свой", более "совершенный" нравственный закон, а строго, со всей логической последовательностью исследует условия, при которых он вообще возможен. Он приходит к таким результатам, которые, в сущности, являются отрицанием самих исходных посылок»

Кант, во-первых, приходит к выводу, что содержательных «нравственных законов вообще не может быть ибо нравы, поступки людей существуют во времени, изменчивы. В этом он абсолютно прав. Следовательно, во-вторых, поскольку речь идет об общезначимых, необходимых, неизменных законах, то они могут быть только формальными, относиться лишь к форме воли. В третьих, может существовать только один единственный нравственный закон, который будет покоиться на автономии воли и требований руководствоваться в выборе одной лишь законосообразной формой. В четвертых, так как нравственный закон не совместим ни с каким интересом, ни с каким субіективно-змпириче-ским побуждением, ни с чем содержательно определенным, то для личности приобретает форму категорического императива. Кант его формулирует: поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства. Это так называемая.первая формула категорического императива.

Вторая формула требует, чтобы ко всякому разумному существу, следовательно, ко всему человечеству, относились как к цели, но никогда только как к средству. Высшую ценность в личности составляет личностность, которая подразумевает свободу и независимость от необходимости природы. В ней Кант видит основу долга. Из признания личности как цели самой по -себе следует третья формула категорического императива, требующая рассматривать волю каждого разумного существа как волю, устанавливающую всеобщие законы. Такую волю Кант называет автономной.

Решение проблемы эвтаназии в контек сте понятий "добра" и "зла"

Понятия добра и зла,по общепринятому представлению,являются наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, имеющего положительное или отрицательное моральное значение,того, что отвечает понятиям нравственности и того, что противоречит им. Словарь по этике указывает на то, что "в понятии добра люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее, которые выступают здесь в виде абстрактной моральной идеи, о том, что должно быть и заслуживает одобрения. С помощью идеи добра люди оценивают социальную практику и действия отдельных лиц" .

Таким образом, добро и зло - это соотносительные моральные понятия, употребляемые для положительной и отрицательной оценки явлений действительности, осознания возникающих в жизни противоречий и необходимости их преодоления. В этом смысле проблема "добра и зла" относится к вечным проблемам человечества.

На протяжении всей истории существования общества человек боролся со злом и пытался вопловить то, что считалось добром. При этом он наталкивался на то, что существует "парадокс зла", суть которого в следующем: I Если не бороться со злом, то оно будет доминировать над добром и причинять страдания людям. 2. Если бороться со злом, то можно им заразиться и в борьбе с ним насадить еще большее -зло.

Русский философ С.Л. Франк в работе "Крушение кумиров", имея в виду такой подход, писал, что "все горе и зло, царящие на земле, все потоки пролитой крови и слез, все бедствия, унижения и страдания, по меньшей мере на 99 процентов суть результат воли к осуществлению добра, фанатичной веры в какие-либо священные принципы, которые надо немедленно насадить на земле, и воли к беспощадному истреблению зла, тогда как едва ли и одна сотая доля зла и бедствий обусловлена действием откровенно злой, непосредственно преступной и своекорыстной воли"1. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, добро и зло - это ценностные понятия. Полифонизм моральных оценок вытекает из того, что каждый человек оценивает то или иное событие со своих позиций, с точки зрения собственного жизненного или нравственного опыта, личных или групповых интересов, лрофессио налъных наклонностей и т.д. Во-вторых, добро и зло - это диалектические противоположности, а это значит, что они взаимополагают друг друга, В этом смысле интересна мысль Н.О. Лос-ского о том, что зло относительно, то есть в любом зле есть какие-то элементы добра, если на него посмотреть с философской точки зрения. В-третьих, понятия добра и зла имеют конкретно-исторический смысл. Иногда обстоятельства трабуют рассматривать в качестве добра то, что в иные времена могло быть определено не иначе, как зло.

Таким Образом, можно сделать вывод, что понятия добра и зла далеко не так однозначны, как это кажется на первый взгляд. Вывод один - для осмысления проблемы эвтаназии в контексте этих понятий необходимо учитывать их диалектику, конкретно-исторические обстоятельства и интересы людей, которые могут быть задействованы при конкретных условиях.

Рассмотрим более подробно диалектику понятий "добро" и "зло". При исследовании этого вопроса мы будем употреблять категории "нравственное - безнравственное" как аналогичные категориям "добро - зло".

В повседневной жизни для оценки социальных фактов обычно используется двоичная система "нравственно-безнравственно", которая имеет глубокие историко-философские корни Еще стоики утверждали, что "палка бывает или прямая, или кривая, так и т поступок - или справедлив или несправедлив" .

Но в действительности оценка всегда носит условный характер. Условный не в смысле субъективности, отсутствия в ней объективного содержания, а в смысле "степени", "количества" нравственного и безнравственного.

Похожие диссертации на Этико-философские аспекты проблемы эвтаназии