Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этико-эстетический идеал в системе современного философского знания Полякова, Лариса Валентиновна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Полякова, Лариса Валентиновна. Этико-эстетический идеал в системе современного философского знания : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.05 / Полякова Лариса Валентиновна; [Место защиты: Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого].- Тула, 2012.- 177 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/294

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема идеального актуализируется в философии в XX в. Это подчеркивал И.О. Лосский: «В современной философии заметен возрастающий интерес к идеальному в точном, платоновском смысле слова»1. В советский период проблема идеального занимала в философских исследованиях значительное место, что не характерно для современного философского процесса. Современное общество, с одной стороны, напуганное новой идеологией, а с другой, уже воспитанное постмодернистской установкой на эклектику и иронию, вообще стремится устранить ценностный срез бытия.

Т.П. Григорьева в своей работе «Путь России» пишет: «Но почему же в наше злополучное время только и говорят о коррупции? Нет, кажется, той сферы, где ложь не стала бы нормой, даже в таких исконно святых, как медицина и образование. И нет понимания того, что не с коррупцией, нужно бороться в первую очередь, а с бескультурьем, с утратой чувства человеческого достоинства. Ни одна страна не подвергалась такому геноциду, как Россия. Что же удивляться, что обида за отчизну принимает неформальные формы, подрывающие и без того уязвленное национальное чувство. Где уничтожаются духовные люди, там властвуют инстинкты. Но фанатизм несовместим с любовью к отчизне. Вернется духовность, все станет на свои места. Другого не дано» .

Снижение ценностного статуса образования и медицины, этих «исконно святых сфер», произошло в результате современного «бескультурья», которое является следствием забвения духовных ценностей, и прежде всего, этико-эстетических идеалов. П.А. Сорокин утверждал, что «любое интегрированное общество имеет этические идеалы и ценности как

1 Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. - М. : ТЕРРА-Книжный
клуб; Республика, 1999. С. 120.

2 Григорьева Т.П. Путь России // Вопросы философии. №2,2009. С. 42.

наивысшее воплощение его этического сознания»3. Это аксиоматичное утверждение ценностей, структурирующих личное и общественное бытие. Вне ценностей нет бытия; однако, этот принцип, попадая в ситуацию «духовной деилогизации», теряет свою силу. В реальности наблюдается не конфликт ценностей и идеологии, а конфликт жизни и духовных идеалов, то есть верховных смысложизненных принципов. В современной ситуации этот конфликт приобретает остродраматический характер, поскольку неприятие духовных ценностей достигает значительных и угрожающих размеров. Согласно А. Швейцеру, философия перестала заниматься поиском и обоснованием идеала. Постепенно под давлением критического мышления «наивный догматизм» рационализма пошел на убыль, что привело, согласно воззрению великого гуманиста, к «самоуничтожению культуры». Вина философии в том, что она, полагает А. Швейцер, перестала бороться за идеалы, перестала их обосновывать и, что самое главное, не смогла привлечь внимание людей к «проблеме идеалов культуры»4.

Эта ситуация свойственна нашему времени не в меньшей степени, чем во времена Швейцера. Появились дополнительные негативные явления, затрудняющие создание полноценного духовного идеала культуры. Дело в том, что современная философия и культура характеризуется сменой «этоса на эстезис» (В.Н. Назаров, Л.А. Закс), что приводит к расщеплению целостности идеала на этическую и эстетическую составляющие. Это обуславливает актуальность философского обоснования возможности этико-эстетического идеала как метафизической и практической целостности.

При этом необходимо иметь в виду реальные возможности философии в обосновании и строительстве идеалов, на которые указал Дж. Дьюи. Американский философ, основатель философской школы прагматизма, в частности, в книге «Реконструкция в философии», написанной в 1920 году, высказывал такие важные и актуальные идеи: «Неправда, что бедственность

3 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. - М.: Политиздат, 1992. С. 488.

4 Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М.: Прогресс, 1992. - С. 48.

нашего положения происходит от отсутствия идеалов; она вытекает из неправильных идеалов». Он полагает, что философия не может «решить» проблему отношения идеального и реального, поскольку это основополагающая проблема самой жизни. Но философия может, по крайней мере, ослабить бремя человечества, перед которым данная проблема стоит. Философия, в конечном итоге может «строить такие идеалы, то есть цели, которые не являются ни иллюзиями, ни простыми чувственными компенсациями»5.

Именно в таких идеалах и нуждается современное российское общество, что актуализирует роль философии в этом процессе.

Степень изученности проблемы. Существующую литературу по проблеме этико-эстетического идеала можно классифицировать следующим образом. Во-первых, это классические тексты философии, в которых ставится вопрос о природе идеала вообще в широком диапазоне смыслов и значений. Во-вторых, это аксиологические исследования, связанные с выявлением взаимодействия этического и эстетического начал в структуре человеческой духовности. В-третьих, это современные работы, в которых проблематизировано кризисное состояние современной философии, культуры и образования, и соответственно, тематизирован вопрос о востребованности этико-эстетического идеала.

К первой группе следует отнести классические работы по философии, начиная с Платона. Определяющими здесь являются слова М. Хайдеггера, сказавшего, что «вся философия после Платона есть «идеализм»», поскольку метафизика начинается с истолкования бытия как «идеи», то есть бытие отыскивается в идее, в идейном и идеальном. Рефлексия над сущностью идеи (бытия) является, таким образом, внутренней сущностью философской работы как таковой, создающей метафизическое пространство ее

5Дьюи Д. Реконструкция в философии. Проблемы человека / Д. Дьюи. - М. : Республика, 2003. -С. 89.

уникальности, отличающей ее от других видов духовной действительности в лице искусства, религии и науки.

Телеологический и аксиологический акцент тематизирует проблему идеала как высшей цели и ценности человека, бытия и культуры. Поиск идеала оказывается поиском высшего совершенства, что совпадает с глубинными устремлениями человека. Данная проблема, поставленная еще в античности, находит наиболее глубокую степень проработанности в эпохе Возрождения (обоснование эстетического идеала) и в Новое время преимущественно в трудах немецких философов-идеалистов (Фихте, Шеллинг, Кант, Гегель).

Русская философия, уделившая значительное место рефлексии над утопичностью идеалов, расширила пространство философствования на эту тему, явленную в полемике Н.А. Сетницкого с идеями П.И. Новгородцева по поводу воплотимости идеала в действительность6. Советское время отмечено значительным вниманием к проблеме идеала не только в контексте идеологического обоснования ценностей коммунистического общества, но и в связи с философско-теоретическим обоснованием идеала и научно-психологическим исследованием сознания, его идеальных форм и состояний (Э.В. Ильенков, В.Е. Давидович Д.И. Дубровский, М.К. Мамардашвили и

ДР-)-

Вторая группа исследований касается работ также преимущественно классического характера, в которых рассматриваются вопросы «этико-эстетического синтеза». В центре данного философского дискурса рассматриваются различные типы взаимоотношений высших духовных ценностей - истины, добра и красоты. Здесь выделяются две группы; к первой относятся те философы (напр. Н. Гартман, Ф. Ницше, К.Н. Леонтьев, постмодернистские авторы), которые считают, что синтез не возможен и не нужен; другие философы (Платон, Лессинг, Шеллинг, Кант, Кроче, Швейцер,

s См. Сетницкий Н.А. О конечном идеале / Н.А. Сетницкий // Из истории философско-эстетической мысли 1920-1930-х годов. Вып. 1. Н.А. Сетницкий. - М. : ИМЛИ РАН, 2003. - С. 127-195.

Достоевский, Соловьев, а среди современных - А.В. Гулыга, Л.Н. Столович, Ю.Н. Давыдов, В.Н. Шердаков, В.П. Фетисов) полагают, что только единство истины, добра и красоты и составляют истинный идеал - искомое философии и цель человеческих стремлений.

Третья группа исследований касается современного состояния вопроса. Среди авторов, чьи работы посвящены раскрытию смысла духовных ценностей культуры, в том числе проблеме взаимоотношения этико-эстетических начал, необходимо отметить работы Т.А. Акиндинова, М.Н. Бойко, А.П. Валицкои, А.Г. Гачевой, Н.В. Голик, М.Н. Громова, А.Е. Зимбули, В.Г. Иванова, К.Г. Исупова, М.С. Кагана, А.Л. Казина, А.А. Королькова, Н.В. Мотропшловой, В.Н. Назарова, О.С. Пугачева, С.Г. Семеновой, С.А. Симоновой, Л.Н. Столовича, Б.Н. Тарасова, В.П. Фетисова, Э.П. Юровской и др.

Среди вышеперечисленных авторов необходимо выделить несколько работ, наиболее полно соответствующих целям нашего исследования. Это работы А.П. Валицкои, посвященные вопросам взаимоотношения этики и эстетики, а также философско-педагогические исследования, развивающие «культуротворческую модель», в которой перспективная тенденция современной школы формулируется как «воспроизводство нравственной гуманитарной культуры» .

В своих работах по философии образования, а также о духовно-национальных особенностях отечественной философии и культуры А.А. Корольков ставит много важных и насущных вопросов о подлинных ценностях бытия. Современное состояние автор оценивает в терминах «идеализации свободы»: «свобода превращается в идола» , что приводит к духовному ослаблению.

7Вапицкая А.П. Новая школа России: культуротворческая модель / А.П. Валицкая. - СПб. : изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - С. 143.

'Корольков А.А. Спасительная миссия культуры // Органика культуры. Бийск: Издательский дом «Бия», 2011.-С. 30.

В книге Н.В. Голик «Этическое в культуре» рассматривается много важных вопросов для нашей темы, в том числе и вопрос о «невосприимчивости сознания современного человека к такому нравственному свойству, как абсолютность»9.

В монографии С.А. Симоновой «Архитектоника культуры: проблемы этико-эстетического синтеза» на материале философских культур России и Запада выявляется триединство истины, добра и красоты как основы подлинных духовных ценностей культуры10.

Работы В.П. Фетисова по философии морали очень серьезно затрагивают проблемы этических и эстетических ценностей. У автора встречается классическая формулировка единства идеала: «Наука может еще оставаться наукой, если ее истины не добры и не прекрасны. Искусство тоже существует без обращения к истине, да и добро может быть в нем вторично и опосредовано. Нравственность же всегда претендует на совпадение Истины, Добра и Красоты в одном поступке, намерении. Нравственность как раз и обеспечивает единство истины, добра и красоты11.

Диссертационные исследования последнего времени много времени уделяют вопросам идеала в различных аспектах . При этом в данных работах, если речь и идет об этико-эстетическом идеале, то он берется в качестве готовой единицы, как некая несомненная целостность. Необходимо анализировать внутреннюю противоречивость этого идеала в контексте

9 Голик Н.В. Этическое в культуре / Н.В. Голик. — СПб. Санкт-Петербургское общество, 2002. —

С.13.

'"Симонова С.А. Архитектоника культуры: Проблемы этико-эстетического синтеза / С.А.

Симонова. - Воронеж : Издательство ВГУ, 2008. - С. 4.

11 Фетисов В.П. Солнце не заходит. Труды по нравственной философии / В.П. Фетисов. - Воронеж
:ВГЛТА,20П.-С. 15.

12 См.: Булгакова И.Я. Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца
XIX- начала XX века : Автореф. дис. канд. филос.наук. Курск, гос. ун-т. — М., 2001; Меликов И.М.
Свобода как идеал духовной жизни в системе религиозно-философского мировоззрения :
автореферат дис. ...д-ра филос. наук. -М., 2005; Рузанкина Е.А. Неклассический идеал научности
в исторической науке : автореферат дис. канд. филос. наук. - Новосибирск, 2005; Коптелов А.О.
Феномен идеального (субстанциапъно-деятельностный подход) : автореферат дис. . канд. филос.
наук. - Н. Новгород, 2005; Шарановская Ю.В. Идеал целомудрия в нравственно-религиозном
учении Л.Н. Толстого : автореферат дис. канд. филос. - Тула, 2011; Муравьев С.А. Идеал
воспитания в философско-антропологической мысли русского зарубежья : автореферат дис. канд.
филос. наук. - Курск, 2011.

современных философско-культуриых реалий. Этим определяется актуальность нашего исследования.

Объект исследования: система философского знания

Предмет исследования: этико-эстетический идеал.

Цель: дать целоспгую реконструкцию этико-эстетического идеала и определить меру его востребованности в современной философии, образовании и культуре.

Задачи:

1. Выявить идеалообразующую сущность философии;

2. Рассмотреть проявления абсолютизации научного и религиозного
идеала;

3. Раскрыть синтетическую и антиномическую сущность этико-
эстетического идеала;

4. Показать деформации этико-эстетического идеала;

5. Раскрыть антиутопический характер идеала в контексте русской
философии;

6. Проанализировать деятельность «культурных гнезд» современной
отечественной философии.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что идеалообразующая сущность философии является одной из важнейших в структурировании этико-эстетического идола, необходимого для создания полноценной социокультурной реальности.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в целостной реконструкции этико-эстетического идеала в контексте европейской философской традиции, раскрывающей его синтетическую, антиномическую и антиутопическую сущность и в выявлении востребованности этого идеала в современной отечественной философии, культуре и образовании.

Положения, выносимые на защиту:

  1. В диссертации выявлено, что одна из главных традиционных функций философии заключается в поиске и обосновании идеала. Эта функция происходит из внутренней сущности философии, которая выявляет бытийный статус идеалов и определяет их роль и место в аксиологической картине мира человека. Если философия перестает выполнять данную, по сути, социальную миссию, то происходит забвение абсолютов, в результате чего духовная культура общества приходит в упадок.

  2. Специфика философского понимания идеала заключатся в раскрытии единства его телеологического и аксиологического смыслов. Равновесное сохранение двух этих начал обеспечивает «нормальную» структуру идеала. В работе обосновано, что исторически зафиксированная абсолютизация научных и религиозных идеалов связана с искажением нравственного начала идеала, которое сохраняется при наличии философии. Сама абсолютизация является нарушением идеальных принципов науки и религии. Абсолютизация научного идеала происходит в форме сциентизма, когда научные принципы полагаются конечной инстанцией истинности. Абсолютизация религиозного идеала имеет более разнообразные формы воплощения - от теократии до фанатичного сектантства. В работе показано, что механизм абсолютизация научного или религиозного идеала связан с утратой наукой или религией философского начала. Философия обладает исконной критической функцией, которая не позволяет абсолютизировать никакой идеал. В этом смысле наличие философии в науке или религии является гарантией ценности их идеала.

3. В диссертации установлено, что наличие телеологического и
аксиологического начала в структуре идеала является его формальным
признаком, в то время как этико-эстетический пласт является
содержательным. Это создает прецедент рассмотрения этико-эстетического
идеала как идеала вообще, задающего «идеальную» норму любому идеалу.
Это обусловлено также тем, что современная философия и культура
приобретают характер радикальной дезинтеграции своих основополагающих

этико-эстетических принципов («смена этоса на эстезис»). Этико-эстетический идеал как более точное выражение метафизической сущности идеала как такового проявляется и в его синтетичности («триединстве истины, добра и красоты»), и в том, что в истории философской мысли идеал всегда имеет определенный сдвиг в этическую или эстетическую строігу.

4. В работе выявлена антиномическая сущность этико-эстетического начала, проявляющаяся в реальном нарушении триединого принципа. Главная антиномия идеала формулируется так: жить бесконечным приближением к нравственному идеалу, понимая его абсолютную недостижимость. Утрата этого антиномического напряжения, которое может сохранить философия, при восприятии нравственного идеала приводит к его искажениям в виде морализма или эстетизма. Сохранение антиномической напряженности идеала раскрывает его антиутопический потенциал, необходимый для полноценного конструирования социальной реальности.

5. Утопический идеал возникает в случае абсолютизации дуализма «идеального» и «реального», между которыми возникает онтологический разрыв. Решение этого дуализма часто приобретает односторонний радикальный характер. Это либо сведение «идеального» к «материальному», что, в сущности, означает устранение духовного, либо сведение «реального» к «идеальному», что означает растворение конкретно-практических проблем жизни в абстрактных схемах и теоретических конструктах. Нравственный идеал, выработанный в недрах отечественной философской традиции, обладает теми характеристиками и свойствами, которые не позволяют абсолютизировать какую-либо сторону идеала в ущерб другой. Это может быть использовано в современной философии и культуре, в том числе, и в образовании, которое страдает как раз из-за нехватки идеальных принципов своего бытия.

6. В диссертационном исследовании проанализированы некоторые «культурные гнезда» современного философского процесса в России

(Москва, Санкт-Петербург, Иваново, Воронеж), на основание чего делается вывод о значительной востребованности этико-эстетического идеала в современной философии, образовании и культуре.

Методология исследования. Реализация основной идеи диссертации при определяющем этико-философском анализе предполагает синтетическую методологию, сочетающую исследования в области различных гуманитарных наук, таких как этика, философия, социальная философия, история философии, литературоведение, религиоведение, философия культуры, а также различные методы исследования, включающие системный метод, давший возможность выявить целостный характер идеала; компаративный анализ, позволивший выявить сходства и отличия в построениях различных философов; метод историко-философской реконструкции, который способствовал выявлению разнопланового корпуса философской, религиозной и научной мысли, составляющей основу для исследования многообразия мира идеалов; диалектический метод использовался в анализе базовых категорий, их взаимодействия («идея», «идеал», «идеальное», «идол»).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы заключается в новой постановке вопроса об идеале, а также в привлечении внимания философского сообщества к одной из главных задач философии - поиску и обоснованию идеала. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе в преподавании курсов и спецкурсов, прежде всего, по этике, истории западной и отечественной философии, а также по другим философским дисциплинам.

Личный вклад автора в получении научных результатов заключается в выявлении и обосновании идеалообразующей функции философии, которая практически утрачена в современной культуре и образовании. Автором проанализирована деятельность «культурных гнезд» современной России («Соловьевский семинар», «Федоровские чтения» и др.), что подтверждает

идею о большой востребованности этико-эстетических идеалов в современном обществе, в выработке которых ключевую роль должна играть философия.

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора и его докладах на научных конференциях: регулярных конференциях в ВГУ «Культурология: пересечение научных сфер» (Воронеж, 2008-2011), «Актуальные проблемы современного образования» (Воронеж, 2008), в работе городского «Этико-философского семинара им. Андрея Платонова» (Воронеж, 2008-2011), на научных сессиях факультета философии психологии ВГУ (2008-2011), «Веневитиновских чтениях» (Воронеж, 2010) и др.

По теме диссертации опубликовано 18 научных работ (в том числе 2 статьи в журналах из списка ВАК) общим объемом 4,41 п. л.

Диссертация была обсуждена на кафедре философии и социально-гуманитарных дисциплин Воронежской государственной лесотехнической академии.

Структура диссертации. Данная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Этико-эстетический идеал в системе современного философского знания