Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Свобода как идеал духовной жизни в системе религиозно-философского мировоззрения Меликов Ибрагим Мустафаевич

Свобода как идеал духовной жизни в системе религиозно-философского мировоззрения
<
Свобода как идеал духовной жизни в системе религиозно-философского мировоззрения Свобода как идеал духовной жизни в системе религиозно-философского мировоззрения Свобода как идеал духовной жизни в системе религиозно-философского мировоззрения Свобода как идеал духовной жизни в системе религиозно-философского мировоззрения Свобода как идеал духовной жизни в системе религиозно-философского мировоззрения Свобода как идеал духовной жизни в системе религиозно-философского мировоззрения Свобода как идеал духовной жизни в системе религиозно-философского мировоззрения Свобода как идеал духовной жизни в системе религиозно-философского мировоззрения Свобода как идеал духовной жизни в системе религиозно-философского мировоззрения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Меликов Ибрагим Мустафаевич. Свобода как идеал духовной жизни в системе религиозно-философского мировоззрения : Дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.01 Москва, 2005 330 с. РГБ ОД, 71:06-9/33

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 5

Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВОБОДЫ В
ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОГО
МИРОВОЗЗРЕНИЯ 20

Глава 1. Смысловая нагрузка понятия свободы в системе религиозно-
философского мировоззрения 20

1. Исследование категории свободы в истории философии 20

2. Концептуальные слагаемые свободы в системе религиозно-
философского мировоззрения 24

3. Добро как основа свободы в системе религиозно-философского
мировоззрения 36

Глава 2. Философский анализ содержания духовной жизни в системе
религиозно-философского мировоззрения 40

1. Дух как исходная категория понимания духовной жизни в системе

религиозно-философского мировоззрения 40

2. Дух и Бог: понятие Бога как одна из граней абсолютного Духа 49

3. Сущность и содержание понятия духовной жизни 53

Глава 3. Свобода как сущность и идеал духовной жизни в системе религиозно-
философского мировоззрения 61

1. Значение и смысл свободы в духовной жизни в системе религиозно-
философского мировоззрения 61

2. Концепция духовной жизни в свете идеала свободы в системе религиозно-
философского мировоззрения 68

Раздел II. ТВОРЧЕСТВО КАК СПОСОБ СОЗИДАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
СВОБОДЫ В СИСТЕМЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОГО
МИРОВОЗЗРЕНИЯ 78

Глава 1. Свобода и творчество в системе религиозно-философского
мировоззрения 78

1. Творчество как психический феномен 78

з
2. Свобода как сущность творчества 89

3. Свобода творчества в общественной жизни 106

Глава 2. Религиозно-философский контекст свободы в философском

творчестве 126

1. Мудрость как сущность философии 126

2. Мудрость как свобода 137

3. Нелюбовь к мудрости как показатель бегства от свободы 150

Глава 3. Религиозно-философский контекст свободы в научном творчестве. 159

1. Характерные признаки современной науки 159

2. Последствия современной науки в свете религиозно-философского

толкования свободы 166

3. Реализация религиозно-философского содержания свободы в

альтернативной модели науки 176

Глава 4. Религиозно-философский контекст проблемы свободы в

художественном творчестве 188

1. Духовный идеал как олицетворение свободы в искусстве 188

2. Особенности современного искусства в свете религиозно-философского

понимания свободы 200

Раздел III. КУЛЬТУРА КАК ОБЩЕСТВЕВНОЕ БЫТИЕ СВОБОДЫ В

СИСТЕМЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ 210

Глава 1. Культура как мера свободы общества в системе религиозно-
философского мировоззрения 210

1. Универсальность культуры как свидетельство потенциала её свободы...2Ю

2. Культура как содержание общественной жизни 217

3. Свобода как содержание культуры в структуре религиозно-философского

мировоззрения 224

Глава 2. Культура как мера свободы в историческом процессе в системе

религиозно-философского мировоззрения 228

1. Разделение естественноисторического и культурно-исторического

процессов как отражение необходимости и свободы в истории 228

2. Культура как основа религиозно-философского понимания истории 233

3. Единство форм времени как условие реализации свободы в культуре...243 Раздел IV. ЛИЧНОСТЬ КАК! ИНДИВИДУАЛЬНОЕ БЫТИЕ СВОБОДЫ В

СИСТЕМЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ 259

Глава 1. Духовная культура как основа свободы личности в системе религиозно-
философского мировоззрения 259

1. Духовная природа свободы человека в системе религиозно-философского

мировоззрения 259

2. Единство универсальности и уникальности как показатель духовной

свободы личности 267

3. Свобода личности и соборность 268

4. Проблема «быть или казаться» в свете свободы личности 275

5. Свобода и пристрастность личности 281

6. Личность и свобода выбора в системе религиозно-философского

мировоззрения 282

Глава 2. Психическая культура как необходимая сторона свободы

личности в системе религиозно-философского мировоззрения 286

1. Вопросы психорегуляции в религиозной традиции древнего Востока 286

2. Идеи психорегуляции в западной и русской культурах 289

3. Душевный покой как слагаемое духовной свободы личности 295

4. Психология свободного отношения к жизни в системе религиозно-
философского мировоззрения 301

5. Борьба со злом в свете устойчивости психической свободы в системе

религиозно-философского мировоззрения 304

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 308

ЛИТЕРАТУРА 313

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Среди тех явлений, которые характеризуют духовные процессы современного российского общества, выступает и религиозно-философское мировоззрение, которое стало реабилитироваться, начиная с 90-х годов прошлого столетия. Оно связано, во-первых, с возрождением роли религии в общественной жизни и, во-вторых, с возрождением русской дореволюционной религиозной философии, долгое время умалчиваемой в годы советской власти. Сущностью утвердившихся в результате этих событий религиозно-философского мировоззрения стало осмысление духовно-религиозных подходов к человеческой жизни и миру в целом. Религиозно-философское мировоззрение отличается от чисто религиозного как по качеству, так и по идейному содержанию. Во-первых, если религиозное мировоззрение сводится лишь к выработке религиозного воззрения на мир, то религиозно-философское делает упор на осознание последнего. Во-вторых, религиозно-философское мировоззрение далеко не всегда совпадает с ортодоксальными религиозными взглядами, ибо оно связано прежде всего с их толкованием, по своей сути произвольно и не подчиняется религиозным традициям. Аісгуализация философского анализа религиозно-философского мировоззрения связана прежде всего с возрастанием особого интереса именно к осмыслению религиозных подходов к человеческому бытию.

Кроме того, в ходе демократических реформ в нашу жизнь вошли новые явления и новые понятия, связанные с духовной жизнью. С одной стороны духовное возрождение, а с другой - духовное оскудение, бездуховность, безнравственность и пр. Все это нашло свое отражение в новых процессах и моделях социального поведения, осознании социальных реалий, формировании теоретических конструктов, философских идей, ценностных критериев, духовных ориентиров. Именно в связи с этим возрастает потребность выработки адекватного представления о религиозно-философском мировоззрении. Она предполагает с одной стороны преодоление господствующего долгое время

б стереотипного толкования религиозного мировоззрения, а с другой - выработку

критических оценок появляющихся новых примитивных и порой даже

извращенных концепций в условиях, когда, по словам B.C. Соловьева, религия

подменяется религиозностью. Достаточно упомянуть в этом плане деятельность

религиозных сект, утверждающихся на заведомо искаженных религиозных идеях,

и псевдорелигиозные положения, распространяющиеся в общественном

сознании. Сама социальная практика стимулирует интерес к проблемам

религиозно-философского мировоззрения, свободы, духовной жизни, роли

духовной составляющей в экономической, политической, правовой сферах и др.,

решение которых составляет необходимую составляющую успешного развития

общества. От соответствующего осмыслешы возникших реалий духовной жизни

во многом зависит бытие всего социума и качество преобразований,

осуществляемых в нем.

Одной из ключевых проблем религиозно-философского мировоззрения
является вопрос о свободе, ибо вне феномена свободы невозможно понять
глубинную суть и смысл всей религиозно-философской концепции духовной
жизни. В системе религиозно-философского мировоззрения нет свободы вне

духовной жизни человека, как нет и духовной жизни - вне свободы. Вне свободы духовная жизнь предстает в неадекватном виде, а свобода сводится к произволу. В струїсгуре религиозно-философского мировоззрения свобода и духовность - это две стороны одного явления, которое требует всегда исходить из их единства.

Кроме того, решение проблемы свободы в духовной жизни человека позволяет понять в системе религиозно-философского мировоззрения всю ценность, значимость и привлекательность духовной лшзни для человека. Ведь духовная жизнь вне свободы предстаёт для человека только как должная необходимость, которой ему остаётся подчиниться и выполнять все её требования. Но только в свете свободы она обретает свой смысл и раскрывает своё истинное предназначение для человека. В системе религиозно-философского мировоззрения именно в вопросе о свободе концентрируется весь смысл духовной лшзни.

Проблема свободы в духовной жизни в структуре религиозно-философского мировоззрения представляет собой многостороннюю и комплексную проблему социальной философии, ибо характеризует необходимую сторону духовной сферы общественной жизни, существующей наряду с экономической и политической. Если проблема свободы в духовной жизни в системе религиозно-философского мировоззрения и поднимается, то во всяком случае не в комплексном и систематическом виде. Между тем потребности углубления знаний о духовной жизни человека постоянно диктуют необходимость расширения и систематизации представлений о ней. Без преувеличения можно сказать, что сама духовная жизнь, представленная в системе религиозно-философского мировоззрения, - это комплексная и целостная проблема, а её объединяющим началом выступает именно вопрос о свободе. Однако при всей своей важности вопрос о свободе в духовной жизни в системе религиозно-философского мировоззрения концептуально он не стал объектом специального исследования. Именно с этим очевидным дефицитом теоретических концептуальных исследований духовной жизни в структуре религиозно-философского мировоззрения сопряжен авторский выбор темы диссертации.

Степень разработанности проблемы. Проблема свободы как идеала духовной жизни в структуре религиозно-философского мировоззрения в представленной концепции носит комплексный характер. В современной научно-философской литературе анализ данной проблемы в рассматриваемом ключе ведется в различных направлениях.

Центральное место среди публикаций, составивших основу разработки данной проблемы, занимают работы, посвященные непосредственно самой свободе. Она находится в центре внимания Абрамова М.А., Артемова В.М., Бердяева Н.А., Гегеля Г.В.Ф., Давыдова Ю.Н., Давидовича В.Е., Кагана М.С., Камю А., Канта И., Ламонта К., Левицкого С.А., Новикова К.А., Ноговицына О.М., Ойзермана Т.И., Спинозы Б., Фромма Э., Шопенгауэра А. и др.1 В их работах

См.: Абрамов М.А. Неопределенность свободы // Вопросы философии, 1996, №10; Артемов В.М. Нравственное измерение свободы и образование (опыт реконструкции русского классического анархизма). - М., 1998; Бердяев Н.А. Философия свободного духа. — М., 1994; Бердяев Н.А. Смысл творчества. Философия свободі,!. — М., 1989; Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. - М., 1992; Давидович В.Е. Проблемы человеческой свободы. — Львов, 1967; Давидович В.Е., Каган М.С. Диалектика необходимости и свободы II Философские науки. — 1985, №

рассматривается соотношение свободы и необходимости, свободы и человеческого сознания, свободы и воли, свободы и выбора, вопросы свободы психической деятельности, свободы и нравственности, свободы и природных обстоятельств, особенности свободы в социальной жизни, свободы и морали, проблемы свободы в религиозно-мистическом ключе и свободы в историческом процессе.

Существенной предпосылкой для исследования обозначенной проблемы является разработка вопроса о духовной жизни. Интерес к проблемам духовной жизни, связанный с дефицитом публикаций на данную тему в предшествующие десятилетия, в отечественной философской литературе особенно возрос, начиная с конца 80-х годов XX столетия. Во-первых, были переизданы труды ряда отечественных философов, в том числе и религиозных, живших за пределами России. Многие из них первоначально печатались в дореволюционной России. Некоторые публиковались в зарубежных странах после установления советской власти в России. Среди них: Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, И.А. Ильин, Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, Г.П. Федотов, Н.Ф. Федоров, П.Д. Юркевич и многріє другие1. Для всех них проблемы духовной жизни имели первостепенное значение. Во-вторых, были изданы и переизданы работы зарубежных философов, таких как: М. Хайдеггер, Э.Фромм, Г. Маркузе, К. Манхейм, О. Шпенглер, К. Ясперс, С. Киркегор, Г. Марсель, X. Ортега-и-Гассет и др., которые анализировали различные стороны духовной жизни2. В-третьих, издан ряд коллективных трудов и монографических исследований современных российских авторов: Тощенко Ж.Т., Уледов А.К. Духовная сфера социалистического общества. М., 1987; Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М, 1989; Федотова В.Г.

4; Камю А. Творчество и свобода. - М., 1990; Левицкий С.А. Трагедия свободы. - М., 1996; Новиков К.А. Свобода воли и марксистский

детерминизм. — М., 1981; Ноговицын О.М. Ступени свободы: логико-исторический анализ категории свободы. - Л., 1990; Спиноза Б. Этика.

-М., 1997; Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990; Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. -М.,1992.

1 Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. — М., 1995; Булгаков С.Н. Свет невечерний. — М., 1994; Лосский Н.О. Бог и мировое зло. — М.,

1994; Франк С.Л Духовные основы общества. — М., 1992; Ильин И.А. Путь к очевидности. - М., 1993; Соловьев B.C. Чтения о

богочеловечестве. // Соч. в 2-х тг. — М., 1938; Трубецкой Е.Н. Миросозерцание В.С.Соловьева. — М., 1995; Флоренский П.А. Столп и

утверждение истины. // Соч. В 2-х т.т. - М., 1990

" Маркузе Г. Одномерный человек. — М., 1994; Манхейм К. Человек и общество в пек преобразования. — М., 1991; Киркегор С. Страх и

трепет. - М., 1993; Марсель Г. Трагическая мудрость философии. - М., 1993; Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993; Хайдеггер М. Бытие

и время. — М., 1997; Шпенглер О. Закат Европы - М., 1991; Ясперс 1С Смысл и предназначение истории. - М., 1991

Практическое и духовное освоение действительности. М., 1991; Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной. М., 1991; Гарин И.И. Воскрешение духа. М., 1992; Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М., 1994; Бабушкин В.У. Философия духа (опыт интенционального анализа). М. 1995; Зеличенко А. Психология духовности. М., 1996; Щадриков В.Д. Духовные способности. М.Д996; Моисеев Н.Н. С мыслями о будущем России. М.,1997; Шабанов А.А., Соколов К.И., Сивков К.В. Духовная борьба. М., 1997; Кувакин В.А. Твой рай и ад. Человечность и бесчеловечность человека. М., 1998; Платонов Г.В., Косичев А.Д. Духовность и наша жизнь. М.Д999; Митрохин Л.Н. Религия и культура (философские очерки). М., 2000 и др.

В этих работах исследованы взаимодействие духовной жизни с материально-практической, соотношение духовной жизни и общественного сознания, духовная сфера в системе социальных отношений, духовность как свойство человеческого сознания, необходимое для взаимодействия с окружающей средой на принципах самоорганизации, духовность в системе ценностей, содержание духовной жизни, духовность и гуманизм, светская и религиозные стороны духовной жизни, дух как интегрирующее начало бытия, интеллектуальные и нравственные компоненты духовности.

Духовность в них раскрывается через категории самосознания, совести, воли, интуиции, духовность как субъективный мир, как идеальность, как форма человеческого самосознания, самоидентификации, основа конституирования человека в роли субъекта отношения, форма интериоризации социального опыта, детерминационно-императивный компонент человеческого бытия, как импульс, аналог и содержание творческой миссии человека, положенность свободы человека, менталитет и сфера сущности человека и др., различные аспекты, компоненты и составляющие духовной жизни, в качестве которых рассматривают все содержание интеллектуално-мыслительнои, чувственно-эмоциональной и волевой деятельности человека, весь сложный комплекс его психики, науки и искусства, нравственно-эстетических и религиозных помыслов и переживаний.

Вместе с тем рассмотрены трансцендентные и абсолютные основы религиозно-духовной жизни, выводящие человека в вечность, духовная жизнь как внутренняя встреча человека с Богом в духовном опыте, связь духовной жизни человека с реализацией его богочеловеческой сущности, раскрывается содержание духовной жизни через причастность к Софии - божественной Премудрости, духовная жизнь как жизнь внутренняя, содержание которой составляет связь человеческих глубин со сверхчеловеческими началами.

Особое значение имеет анализ феномена творчества как проявления свободы, который содержится в работах Альтшуллера Г.С., Арнаудова М., Афасижева М.Н., Бахтина М.М., Бердяева Н.А., Бесковой И.А., Галина А.Л., Давыдовой Г.А., Давыдова Ю.Н., Давидовича В.Е., Коршунова A.M., Лосева А.Ф., Овчинникова В.Ф., Пономарева Я.А., Симонова П.В., Французовой Н.П., Яковлева В.А.1 В них исследуются различные аспекты и виды творчества, соотношение творчества и деятельности, творчества и диалектики, продуктивная и репродуктивная составляющие творческого процесса, психологическая сторона творчества. Но самой фундаментальной среди всех работ, посвященных проблеме творчества, остается книга Н. Бердяева «Смысл творчества».

Вопрос о свободе и творчестве в философии исследуют Адуло Т.И., Алексеев П.В., Бабушкин В.У., Бибихин В.В., Брутян Г.А., Булатов М.А., Гваттари Ф., Гильдебранд Д., Глядков В.А., Григорьян Б.Г., Гуссерль Э., Делез Ж., Ильенков Э.В., Каменский З.А., Кедров Б.М., Корявко Т.Е., Кочергин А.Н., Мамардашвили М.К., Николаев И.В., Петров Ю.М., Потемкин А.В., Рикер П., Сагатовский В.Н., Серебряков Ф.Ф., Хайдеггер М. Разработанными ими важнейшими аспектами этого вопроса являются природа философского знания, структура и функции философии, предназначение философии, соотношение философии и культуры, философии и мифологии, философии и мировоззрения, особенности

1 Альтшуллср Г.С. Творчество как точная наука. — М., 1979; Арнаудов М. Психология литературного творчества. — М., 1970; Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. - М., 1990; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979; Бердяев Н.А Смысл творчества. Философия свободы. — М., 1989; Бескова И.А Как возможно творческое мышление. — М., 1993; Галин АЛ. Личность и творчество. — Новосибирск, 1989; Давыдова Г. А Диалектика и творчество. - М., 1976; Коршунов А.М. Теория отражения и творчество. — М., 1971; Лосев АФ. Диалектика творческого акта (Краткий очерк) // Контекст. — М., 1981; Пономарев Я.А Психология творчества. — М., 1990; Симонов П.В. Мозг и творчество // Вопросы философии. — 1992, № 1; Яковлев В.А Диалектика творческого процесса в науке. — М, 1989.

11 философских проблем, отличие постклассической философии от классической и

др.

Возможности свободы в научном творчестве рассмотрены Бунге М.,
Вахтоминым Н.К., Гайденко П.П., Зотовым А.Ф., Келле В.Ж., Кедровым Б.М.,
Копниным П.В., Крымским СБ., Кузнецовой Л.Ф., Метловым В.И., Поповичем
М.В., Пуанкаре А., Ракитовым А.И., Розовым М.А., Рожанским И.Д., Скачковьгм
Ю.В., Степиным B.C., Чудиновым Э.М., Швыревым B.C., Яковлевым В.А. Их
вкладом в исследование этой проблемы является разработка ими вопросов роли
науки в общественной жизни, генезиса научного знания, особенностей роста
научного знания, границ научного творчества, формирования идеологии и
методологии современной науки, научной картины мира, специфики западной
философии науки, структуры научного мышления, параметров развития науки,
полифункциональности науки. В них содержится логико-методологический
анализ научной теории, исследование проблем рациональности науки,
ценностных аспектов науки, принципов трансформации научного знания,
социально-культурных функций науки, соотношения науки и религии, науки и
мистицизма, отличия гуманитарных наук от естественных. Наука в этих
исследованиях предстает как компонент социальной системы и
рационализированная сфера деятельности, опирающаяся на объективные данные,
и развитие которой сопровождается прогрессом техники. ,.

Особенностям свободы в сфере художественного творчества посвящены работы Ананьева Б.Г., Банфи Н.А., Безклубенко С.Д., Борева Ю.Б., Гачева Г.Д., Гольдентрихта С.С., Гулыги А.В., Гусева В.Е., Жданова Ю.А., Закса Л.А., Иванова В.П., Кагана М.С., Когана Л.Н., Лейзерова Н.Л., Лифшица Мих., Маркаряна Э.С., Малахова В.А., Некрасова М.А., Оганова А.А., Раппопорта С.Х., Рогинского Я.Я., Сагатовского В.Н., Столович Л.Н., Столяра А.Д., Толстых В.И., Храпченко М.Б., Яковлева Е.Г., Ястребовой Н.А. В них рассмотрены особенности эстетического отношения к действительности, принципы эстетики, проблема прекрасного, особенности художественного творчества, художественной культуры и художественного сознания, социальные функции

искусства, искусство в системе культуры, идеал художественного произведения, смысл художественного произведения, специфика художественного образа, символизм в художественном творчестве, эмоциональная природа искусства. Особый пласт исследований составляет разработка вопросов соотношения искусства и науки, искусства и религии, искусства и личности художника, а также искусство в системе духовной культуры и отличительные признаки отдельных жанров искусства.

Существенным направлением исследования проблемы свободы как идеала духовной жизни в системе религиозно-философского мировоззрения является вопрос о культуре. Его исследуют Кнабе Г.С., Маркарян Э.С., Межуев В.М., Митрохин Л.Н., Моль А., Тавризян Г.М., Тэнасе А., Соколов Э.В., Фарман И.П.1 В их работах наиболее исследованными являютя вопросы соотношения культуры и человеческой деятельности, культуры и познания, культуры и общества, культуры и религии, культуры и истории, социодинамика культуры. Большое внимание уделяется гуманистическим аспектам культуры, в связи с чем рассматривается проблема взамодействия культуры и личности.

Наряду с исследованием различных сторон творчества и культуры третьим важнейшим направлением анализа свободы как идеала духовной жизни в системе религиозно-философского мировоззрения является проблема личности и свободы. Она занимает центральное место в исследованиях Батенина С.С, Бердяева Н.А., Буевой Л.П., Власовой В.М., Гречаного В.В., Григорьяна Б.Т., Гуревича П.С, Дашдамирова А.Ф., Жукова В.И., Зеньковского В.В., Исхакова Э.С., Когана Л.Н., Козловой Г.З., Комаровой Э.И., Леви-Строса К., Кона И.С., Корнеева П.В., Леонтьева А.Н., Михайлова Н.Н., Михайлова Ф.Т., Мосса М., Мунье Э., Резвицкого И.И., Резника Ю.М., Розина В., Сержантова В.Ф., Сохань Л.В., Сорокина П., Сычев Ю.В., Сэва А., Тугаринова В.П., Франка С.Л., Франкла

Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и античного Рима. — М., 1994; Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. — Ереван, 1973; Межуев В.М. Культура и история. — М., 1977; Межуев В.М. Философия культуры. Эпоха классики. - М, 2003; Митрохин Л.Н. Религия и культура (философские очерки). — М., 2000; Моль А. Социодинамика культуры. — М., 1973; Соколов Э.В. Культура и личность. — Л., 1972; Тэнасе А. Культура и религия. — М., 1975; Фарман И.П. Теория познания и философия культуры. - М.. 1986

В., Фролова И.Т., Ярошевского Т.М., Ядова В.Л.1 В этих работах разработаны вопросы смысла жизни человека, природы человека, индивидуальности человека, места человека в истории, культуре и цивилизации, воспитания. Особое место среди работ этих авторов занимают проблемы, связанные непосредственно со спецификой самого личностного бытия человека, в частности, сущности личности, её духовной основы, религиозные, эзотерические аспекты её существования, её роль в культуре. Серьезный вклад в разработку проблемы личности в рассматриваемом ключе внесли прежде всего персоналисты, в частности Мунье Э., Бердяев НА. и др.

Психическая культура человека как необходимая сторона свободы личности в системе религиозно-философского мировоззрения рассматривается в работах Абаева Н.В., Алексеева А.В., Ананьева Б.Г., Алиева Х.М., Беляева Г.С, Головахи Е.И., Гримака Л.П., Донцова И.А., Игнатовича А.И., Копылова И.А., Кроник А.Л., Левитова Н.Д., Леоновой А.Б., Линдемана X., Лобзина B.C., Логиновой Н.А., Медведева В.И., Михайловской СМ., Панова А.Г., Переломова Л.С, Платонова К.К., Решетникова М.М., Ростовецкой Л.А., Рунина Б.М., Семке В.Я., Сосновиковой Ю.Е. В центре их внимания находятся такие вопросы, как древневосточные традиции психической культуры, психогигиеническая саморегуляция человека, аутогенная тренировка, характер человека, психологическое время человека, особенности и природа деструктивных тенденций в психической жизни человека и другие стороны человеческой психики и их проявления.

1 Батенин С.С. Человек в его истории. — Л., 1976; Бердяев Н.А. О назначении человека. — М., 1993; Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. — М., 1968; Власова В.М. Социально-философский анализ сущности человека в историческом контексте. - М., 2003; Григорьяп Б.Г. Философская антропология. — М., 1982; Гуревич П.С. Философская антропология. — М., 1997; Дашдамиров А.Ф. Иация и личность. - Баку, 1976; Жуков В.И. Личность в современном мире // Вестник социальной работы. - 1993, №1; Исхаков Э.С. Понятие «личная жизнь» // Философские науки. — 1976, №3; Коган Л.Н. Человек и его судьба. — М., 1988; Комарова Э.И. Личность как субъект и объект социального развития // Социально-политический журнал. — 1992, № 4-5; Леви-Строс 1С Структурная антропология. — М, 1999; Корнеев П.В. Жизненный опыт личности. — М., 1985; Леонтьев АН. Деятельность. Создание. Личность. — М., 1975; Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. — М., 1976; Мосс М. Общества. Обмен. Личность: труды по социальной антропологии. — М., 1996; Мунье Э. Манифест персонализма. — М., 1999; Резвицкий И.И. Философские основы теории индивидуальности. — Л., 1983; Розин В. Личность в религиозном, эзотерическом и научном мире // Общественные науки и современность. — 1994, № 5; Сержантов В.Ф., Гречашлй В.В. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. —Л., 1980; Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. — М., 1990; Сохань Л.В., Кириллова М.В. О жизненной программе личности // Научный коммунизм. - 1982, № 1; Сычев Ю.В. Как формируется личность. — М., 1982; Сев А. Личность и биоэтика // Общественные науки и современность. — 1993. № 5; Тугаринов В.П. Личность и общество. — М., 1965; Франк С.Я. Реальность и человек. — М., 1997; Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990; Фролов И.Т. О смысле жизни, смерти и бессмертии человека. — М., 1985.

Анализ имеющейся литературы по данной проблеме показывает, что при всем многообразии публикаций и широте охвата ее различных аспектов, она остается практически неразработанной, фактически нет работ обобщающего характера, не устоялся категориальный аппарат, не выработано единых концептуальных оснований. В философской и научной литературе исследованы лишь отдельные аспекты проблемы свободы как идеала духовной жизни в системе религиозно-философского мировоззрения, но как самостоятельная проблема еще не поставлена и не получила своего разрешения. Это указывает на необходимость ее всесторонней разработки в плане специального исследования.

Объектом исследования является религиозно-философское мировоззрение, а предметом - свобода в духовной жизни в системе религиозно-философского мировоззрения.

Цель и задачи исследования. Цель исследования - реконструировать в системе религиозно-философского мировоззрения содержание духовной жизни человека, исходя из свободы как ее идеала. Замысел работы определил необходимость постановки и решения следующих задач:

раскрыть в структуре религиозно-философского мировоззрения добро как основу свободы;

обосновать в структуре религиозно-философского мировоззрения творчество как способ созидания свободы;

вскрыть религиозно-философское содержание свободы в философском творчестве;

определить религиозно-философский контекст свободы в науке;

выявить религиозно-философские основания свободы в искусстве;

обосновать в системе религиозно-философского мировоззрения культуру как форму общественного бытия свободы;

раскрыть в системе религиозно-философского мировоззрения содержание культуры как меры свободы в истории;

выявить религиозно-философские признаки свободы в индивидуальной жизни человека;

установить основания психической культуры как слагаемой свободы личности в системе религиозно-философского мировоззрения.

Методологическую основу исследования определил диалектический подход, а также принципы плюрализма, толерантности, системности, методы восхождения от абстрактного к конкретному, совпадения исторического и логического, диалектические принципы соотношения необходимости и свободы, свободы и ответственности. Большую роль в формировании методологии исследования сыграла также идея разделения нравственной свободы и природной необходимости, разработанная И. Кантом. Кроме того, использована герменевтическая концепция понимания, исходным положением которой выступает установка на постижения смысла исследуемого явления.

Научная новизна исследования заключается в реконструкции в системе религиозно-философского мировоззрения новой концепции духовной жизни в свете идеала свободы, согласно которой творчество выступает способом созидания человеческой свободы, а культура и личность - соответственно формами общественного и индивидуального бытия свободы. Это позволило в структуре духовной жизни раскрыть творчество как высший уровень человеческой деятельности, а культуру и личность - как формы воплощения и результаты творческой деятельности.

К элементам новизны относятся следующие результаты исследования:

  1. Выявлена религиозно-философская концепция свободы, содержащая в своей структуре три компонента: 1) независимость по отношению к внешнему миру и посторонней воле; 2) собственное волеизъявление человека; 3) добрую волю или волю к добру, исходящего из Бога и представляющего собой абсолютное начало воли.

  2. Обосновано, что в структуре религиозно-философского мировоззрения свобода выступает критерием духовной жизни.

  3. Определено, что в системе религиозно-философского мировоззрения социальная обусловленность творчества не меняет его духовной

16 сущности: общество выступает лишь условием творчества, хотя и

необходимым, но сущность творчества остаётся духовной.

  1. Выявлено, что в религиозно-философской концепции реализация свободы в научном творчестве связана с осуществлением разработанной в религиозной философии моделью одухотворенной науки.

  2. Обосновано, что в системе религиозно-философского мировоззрения реализация свободы в искусстве связана с осуществлением в нем духовного идеала, предполагающего единство нравственности, любви и красоты, синтез которых и определяет сущность истины в художественном творчестве.

  3. Установлено, что в свете религиозно-философского подхода естественно-исторический и культурно-исторический процессы являются отражением необходимости и свободы в истории.

  4. Определено, что в системе религиозно-философского мировоззрения для утверждения свободы в культуре время должно быть представлено в нем традициями, историческими памятниками и искусством: традиции и исторические памятники выступают формой воплощения прошлого в культуре, искусство олицетворяет будущее, настоящее - грань между прошлым и будущим, а сама культура имеет свои истоки в вечности.

  5. Выявлено, что в системе религиозно-философского мировоззрения определяющим признаком свободы личности выступает достижение единства её универсальности и уникальности.

  6. Обосновано, что в структуре личности свобода в религиозно-философском контексте исключает свободу выбора между добром и злом.

  7. Определено, что в системе религиозно-философского мировоззрения психологической и психорегулятивной основой утверждения свободы личности выступает душевный покой, который в свою очередь коренится в феномене человеческой духовности.

Основные положения, выносимые на защиту:

Свобода в системе религиозно-философского мировоззрения образует идеал духовной жизни, выступая ее сущностью.

Способом созидания свободы человека в системе религиозно-философского мировоззрения выступает творчество, представляющее собой одухотворяющий человеческую жизнь феномен.

Свобода в философском творчестве в системе религиозно-философского мировоззрения реализуется через мудрость, которая определяет подлинную сущность философии.

Свобода в научном творчестве в системе религиозно-философского мировоззрения осуществляется через научный идеал, представляющий собой целостное единство нравственности, любви и красоты.

Свобода в художественном творчестве в системе религиозно-философского мировоззрения предполагает воплощение художественного идеала, в качестве которого выступает одухотворенная идея.

Способом общественного бытия свободы в структуре религиозно-философского подхода выступает культура, представляющая собой воплощенный результат творческой деятельности человека.

Отличительной чертой свободы личности в рамках религиозно-философского мировоззрения является достижение единства уникальности и универсальности.

Свобода личности в структуре религиозно-философского мировоззрения неразрывна от психической культуры, фундаментом которой выступает душевный покой, выступающий в свою очередь условием психической устойчивости и самообладания личности.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение работы заключается в том, что результаты исследования являются определенным вкладом, обогащающим общефилософскую методологию исследования и понимания духовной лшзни. Рассмотрение духовной жизни через призму свободы, выступающей в качестве её идеала, позволяет глубже

проникнуть в сущность религиозного мировоззрения и составить адекватное представление о нем.

Кроме того, результаты исследования могут быть использованы при чтении курсов философии, социальной философии, религиоведения и истории религии, а также спецкурсов по проблемам творчества, искусства, науки, культуры, личности и духовной жизни в целом.

Апробация работы. Основные идеи и положения, развиваемые в диссертации, были представлены на VTFL Всесоюзных философских чтениях молодых ученых «Молодежь и творчество: социально-философские проблемы» (Москва, 1988); научно-практической конференции «Вопросы гуманитаризации инженерного образования: методология, методика, практикум» (Новосибирск, 1991); республиканском симпозиуме «Творчество как средство саморазвития личности» (Москва, 1991); 2-й Всесоюзной научной конференции «Творчество: теория и практика» (Киев, 1991); Международном симпозуме «Миссия творчества в возрождении России» (Тверь, 1993); Ильенковских чтениях (Москва, 1997); 37-й, 39-й, 40-й, 41-й научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава МГУП (Москва, 1997, 1999,2000, 2001); межвузовском семинаре-совещании «Обновление социально-гуманитарного образования в высшей школе» (Москва, 2000); юбилейной научно-технической конференции «70 лет МПИ-МГАП-МГУП» (Москва, 2000); 2-й и 3-й межвузовских научно-практичесішх конференциях «Проблемы и опыт преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузах» (Москва, 2001, 2002); 4-м российско-германском симпозиуме «Философия и психопатология - научное наследие Карла Ясперса» (Москва, 2005). Результаты исследования получили практическое применение при чтении лекций и проведении семинарских занятий по базовым курсам философии и религиоведения в Московском институте электроники и математики, Новом гуманитарном университете, Московском государственном университете печати, Государственном университете по землеустройству, Российском

государственном социальном университете, а таюке в спецкурсах «Человек и его душа» и «Философия и психология творчества».

Структура диссертации. Диссертация построена в соответствии с целями и задачами исследования. Работа состоит из четырех разделов, одиннадцати глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Свобода как идеал духовной жизни в системе религиозно-философского мировоззрения