Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Соборность как идеал жизни и творчества Антона Брукнера : социально-философский анализ Решетило, Наталья Сергеевна

Соборность как идеал жизни и творчества Антона Брукнера : социально-философский анализ
<
Соборность как идеал жизни и творчества Антона Брукнера : социально-философский анализ Соборность как идеал жизни и творчества Антона Брукнера : социально-философский анализ Соборность как идеал жизни и творчества Антона Брукнера : социально-философский анализ Соборность как идеал жизни и творчества Антона Брукнера : социально-философский анализ Соборность как идеал жизни и творчества Антона Брукнера : социально-философский анализ
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Решетило, Наталья Сергеевна. Соборность как идеал жизни и творчества Антона Брукнера : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Решетило Наталья Сергеевна; [Место защиты: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств].- Краснодар, 2011.- 195 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/344

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена рядом обстоятельств и прежде всего существующей тенденцией к сближению и синтезу гуманитарных наук, а также потребностью в «социально-философском осмыслении как различных видов научного знания, так и культуры и искусства». Проблемы творчества, личности художника и раньше вовлекались в предметное поле социально-философской мысли. Но в настоящее время, в условиях возрастающего общественного интереса к возрождению духовности, к поискам внутренней связи человеческого существования с общезначимыми идеалами и ценностями, они приобретают особую актуальность.

Одним из социально-философских понятий, относящихся к базовым категориям духовного опыта, является «соборность». В последнее время категория соборности стала актуальной в том смысле, что её эвристический потенциал все чаще привлекает внимание исследователей различных областей гуманитарного знания - литературоведения, музыкознания и проч. (Г.У. Аминова И.А. Есаулов, И.С. Колесова, Н.И. Крижановский, В.М. Пронягин). Однако круг рассматриваемых в их работах проблем ограничен изучением отечественного культурного наследия. И это не случайно, ведь слово «соборность» не имеет аналогов в других языках и не используется в качестве термина в трудах западных мыслителей. Соборность обнаружил А.С. Хомяков, исследующий русскую православную культуру. Но уже у его последователей, русских философов «серебряного века», содержание данного понятия было переосмыслено и развито в контексте универсальной концепции всеединства. Соборность понимается ими как духовная основа общественной жизни как таковой, вне ее национальной или религиозной специфики. Она обнаруживает себя в любом имеющем положительную ценность общественном поступке, в творчестве, и поэтому может быть принята в качестве основания социально-философского исследования феноменов не только отечественной, но и мировой культуры, в частности, жизни и творчества выдающегося австрийского композитора XIX века Антона Брукнера (1824-1896).

Осмысливая актуальность темы, нельзя не отметить, во-первых, что музыка А. Брукнера, давно признанная одной из вершин мировой художественной культуры, до сих пор остается предметом музыковедческих исследований. Между тем, содержание масштабных симфонических полотен, величественных месс, вдохновенных органных импровизаций тесно связано с мировоззренческой проблематикой и, следовательно, требует философского осмысления. Во-вторых, творчество А. Брукнера обращено к выявлению и художественному воплощению высших религиозных ценностей. И в этом смысле оно обнаруживает параллели с устремлениями философов «серебряного века» русской культуры. В-третьих, на сегодняшний день недостаточно исследована уникальная личность А. Брукнера, парадоксальным образом сочетающая простоту жизненных проявлений благочестивого, «наивно-религиозного» католика с грандиозными мировоззренческими устремлениями, выраженными в музыке. Жизнь и творчество композитора, обычно рассматриваемые в отрыве друг от друга, в контексте соборной идеи могут быть осмыслены как формы проявления единого деятельного, точнее, творческого начала.

Таким образом, социально-философский анализ жизни и творчества А. Брукнера в контексте учения о соборности, осуществленный в диссертации, не только позволяет выявить и изучить глубинные духовные основания личности композитора, но и содействует расширению области применения понятия соборности, что свидетельствует об актуальности представленного к защите исследования.

Степень научной разработанности темы. Тема диссертации охватывает широкий круг вопросов. Приступая к их осмыслению, диссертант выделил три группы источников, изучение которых позволило обосновать проблему и наметить пути ее исследования.

Первую группу составили музыковедческие труды зарубежных и отечественных брукнероведов. Анализ их работ позволил выявить социально значимые аспекты в собственно музыкальной деятельности А. Брукнера, а также рассмотреть в качестве существенного вопрос о его религиозном мировоззрении. Западноевропейская научная мысль о Брукнере обширна – представлена фундаментальными монографиями (М. Ауэр, А. Гёллерих, Э. Курт, Л. Новак, Г. Энгель), а также специальными исследованиями различных аспектов личности и творчества композитора (Р. Грасбергер, Ф. Грюнингер, Л. Кантнер, Э. Майер, Л. Новак, Г. Оэм), его социального окружения (М. Вагнер, Г. Комменда, А. Харрандт), интерпретации его произведений (Е. Армбрустер, П. Бенари, Ф. Грасбергер, Ф. Клозе, А. Орель, Т. Рёдер, Р. Хаас). В работах названых авторов христианское мировоззрение А. Брукнера оценивается в качестве глубинного основания его жизни и творчества.

Отечественное брукнероведение не столь значительно по объему и тематическому разнообразию. Его составляют статьи Б.В. Асафьева, А.Г. Алябьевой, А.А. Бибиковой, К.В. Зенкина, Е.В. Ивановой, В.Г. Каратыгина, В.П. Коннова, А.В. Михайлова, Б.В. Мукосея, Н.С. Николаевой, В.И. Ниловой, А.В. Оссовского, А.Ю. Пащенко, Д.Р. Петрова, И.И. Соллертинского, Е.М. Царевой, Н.С. Шлифштейн, а также диссертации С.Е. Антоновой, В.И. Ниловой, А.С. Савченко. Существенный интерес представляет работа М.Н. Филимоновой, помещенная в коллективной монографии «Музыка Австрии и Германии XIX века». В советский период исследователи музыки А. Брукнера видели в ней выражение «позднеромантического мироощущения», которое отражало конфликт художника и общества, остроту трагических противоречий его времени (Б.В. Асафьев, И.В. Белецкий, А.В. Михайлов, Н.С. Николаева, Л.Г. Раппопорт, И.И. Соллертинский). Христианский элемент – как это не покажется парадоксальным, ибо речь идет о музыке композитора-романтика, - фактически вычеркивался из данного мировоззренческого контекста. Его рассматривали либо как несущественный для творчества (Л.Г. Раппопорт), либо в музыке А. Брукнера обнаруживали пантеистическое содержание, которое не анализировалось в связи с религиозной жизнью и христианским мировоззрением композитора (М.Н. Филимонова и др.). Начиная с 90-х годов XX века, наблюдается тенденция к переосмыслению мировоззренческих основ творчества А. Брукнера. Это осуществляется в связи с детальным изучением его духовной музыки (А.А. Бибикова, Е.В. Иванова), и симфонических сочинений, содержание которых осмысливается в контексте «идеи христианского Преображения» (К.В. Зенкин). В.П. Кононов, обобщая целостное осмысление творчества композитора, трактует его как художественное выражение религиозно-философской концепции.

При изучении мировоззренческих аспектов творчества А. Брукнера важными источниками для нашего исследования были статьи, интервью и высказывания дирижеров, исполняющих музыку композитора (Б. Вальтера, Г. Малера, Г.Н. Рождественского, Б. Хайтинка, С. Челибидаке). Существенную роль сыграло изучение эпистолярного наследия композитора, до сих пор не изданного в переводе на русский язык.

Вторая группа источников включает в себя социально-философскую литературу, посвященную осмыслению идеи соборности, принципов соборности личности, соборности творчества. В разработке данного понятия большую роль сыграли труды русских религиозных мыслителей конца XIX- начала XX веков. В работах А.С. Хомякова впервые осуществляется рецепция данного принципа от его экклесиологического толкования к философскому дискурсу. К.С.Аксаков рассматривал соборность в контексте жизни русской общины, сравнивая ее с хором. И.В. Киреевский и С.Н. Трубецкой развивали гносеологические аспекты соборности (учение о цельности духа, цельном знании, соборности сознания). У В.С. Соловьева идея соборности вплетена в контекст философии всеединства, лежит в основе его теургической эстетики – творческого восхождения человека к Богочеловеческому всеединству, к полноте бытия, единству материального и идеального. У С.Л. Франка соборность понимается в качестве корня всех духовных основ общественности, как «многоединство», определяющее целостность человеческой личности в ее взаимосвязи с высшим божественным началом, во взаимодействии и взаимопонимании с другими личностями. Н.О. Лосский на основе философии персонализма, исходя из творческого начала как принципа межличностного взаимодействия, развил эстетический аспект учения о соборности, применил его к объяснению искусства.

Для понимания социально-философского содержания понятия соборности весьма ценными источниками стали классические труды по истории русской философии В.В. Зеньковского, С.А. Левицкого, Н.О. Лосского, Б.В. Яковенко, а также монографии и статьи по проблеме, написанные современными авторами: А.Л. Анисиным, Т.И. Благовой, П.П. Гайденко, В.И. Керимовым, В.К. Киреевым, В.А. Кувакиным, В.И. Моисеевым, Е.Н. Некрасовой, А.В. Струве, Е.С. Троицким, В.И. Холодным, С.С. Хоружим, Л.Е. Шапошниковым и др.

Третью группу источников составили философско-эстетические труды отечественных и зарубежных авторов, позволяющие исследовать проявления соборности в музыке. Для анализа основных идей западноевропейской философско-эстетической мысли, имевших существенное влияние на развитие музыки в XIX веке и, в том числе на творчество А. Брукнера, диссертант обращался к трудам Р. Вагнера, Э. Ганслика, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра. В связи с необходимостью осмысления сущности музыки как вида искусства, ее содержания и социальных функций были изучены работы современных авторов: Ю.Б. Борева, В.В. Бычкова, В.Д. Диденко, М.С.Кагана, О.А. Кривцуна, И.В. Малышева, Г.И. Панкевича, С.Х. Раппопорта, А.И. Щербаковой, Е.Г. Яковлева. Не оставлена без внимания литература, посвященная исследованию искусства в контексте соборности, т.е. работы, написанные русскими философами «серебрянного века» (С.Н. Булгаковым, А.Ф. Лосевым, Н.О. Лосским, Е.Н. Трубецким, П.А. Флоренским, С.Л. Франком и др.).

Диссертантом были учтены – в разрезе проблемы – многочисленные работы по отдельным эстетическим и социально-философским категориям, а также материалы дискуссий по философским и искусствоведческим вопросам, которые периодически возникали на страницах теоретических журналов.

Работы упомянутых авторов, несомненно, представляют серьезную ценность для каждого, кто пытается разобраться в творчестве А. Брукнера. Они представляют – в той или иной степени – богатейший исследовательский материал и руководящую нить для понимания весьма сложных социально-философских и эстетических проблем, помогают научно структурировать собственную мысль. Вместе с тем, следует отметить, что эти работы – при всем богатстве их содержания – непосредственно заявленную тему диссертации не рассматривают, но подталкивают к ее постановке и критико-аналитической разработке.

Объект исследования – Антон Брукнер как композитор и общественный деятель.

Предмет исследования – социально-философский, соборный аспект его жизни и творчества.

Цель работы – выявить и проанализировать в русле социально-философского подхода идеалы и существенные ценностные характеристики жизни и творчества А. Брукнера.

Достижение данной цели требует решения следующих задач:

- рассмотреть – в разрезе учения о соборности – мировоззренческие основания творчества А. Брукнера;

- проанализировать социально-философское содержание понятий соборности, соборной личности, соборного творчества;

- исследовать проявление соборного начала в содержании и социальном бытовании музыки;

- проанализировать социальный аспект жизни А. Брукнера, изучить проявления соборности в ее содержании;

- выявить и охарактеризовать принципы соборности в творчестве Брукнера-музыканта.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Специфика предмета изучения обусловила междисциплинарный характер исследования, предполагающий вовлеченность в изучение проблемы методов различных гуманитарных наук: социальной философии, философии музыки, эстетики, музыкознания. Это позволило составить целостное представление о взаимосвязи принципа соборности с формами его проявления в музыкальном искусстве и на этой основе проанализировать творчество А. Брукнера.

В качестве теоретико-методологической основы исследования была использована социально-философская концепция, разработанная в трудах русских религиозных философов, позволившая определить содержание понятий «соборность», «соборная личность», «соборное творчество». При анализе социального аспекта жизни А. Брукнера диссертант опирался на разработанную С.Л. Франком систему основополагающих социальных начал, на основе которых реализуется соборность в жизни общества и личности. В деле изучения вопроса о соборности музыки существенную теоретико-методологическую роль сыграли социально-философские и эстетические идеи А. Ф. Лосева, Н.О. Лосского, а также труды западноевропейских мыслителей XIX века (Р. Вагнера, Э. Ганслика, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра). Методологическим образцом подхода к исследованию проблемы стали работы А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, С.Л. Франка, посвященные осмыслению – в контексте учения о всеединстве и соборности – жизни и творчества русских и западноевропейских художников: Р. Вагнера, Дж. Верди, Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина, Н.А. Римского-Корсакова, А.Н. Скрябина, и др.

Анализируя проблему, диссертант исходил из определенных методологических принципов, выверенных многовековым опытом эволюции гуманитарного научного познания. Основой социально-философского дискурса стал диалектический подход к изучаемым явлениям, полагающий возможно более полный учет конкретно-исторических условий их возникновения и существования.

Биографический метод и метод реконструкции послужили основой для детального изучения и интерпретации духовных начал жизни А. Брукнера. Принцип системности позволил проанализировать жизнь и творчество композитора в комплексе взаимоотношений и взаимосвязей с общественной средой. При анализе музыкального творчества А. Брукнера использовались концептуально-интерпретационный, семантический и структурный методы.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в осуществляемом впервые социально-философском осмыслении соборности как идеала жизни и творчества А. Брукнера, композитора, принадлежавшего к западноевропейской культурной традиции.

Научная новизна конкретизируется в следующих положениях:

- выявлены мировоззренческие основания творчества А. Брукнера, определяющие стремление композитора к художественному осмыслению бытия сквозь призму христианского миросозерцания;

- определено социально-философское содержание понятия соборности, основу которого составляют универсальные принципы свободы и внутренней духовной связи личностей, проявляющие себя в различных формах творчества;

- на этой основе исследован вопрос о соборности как существенном аспекте духовного содержания музыки и ее социального бытования;

- жизненный путь А. Брукнера рассмотрен как единый творческий процесс свободного служения высшим религиозным ценностям;

- сквозь призму идеала соборности проанализировано творчество Брукнера, выявлены и исследованы социальные идеалы, к которым он стремился: доверие к музыкантам, исполняющим его произведения; сотворчество композитора, исполнителя и публики; гармоничный синтез традиций и новаторства; духовность, точнее, стремление к выражению в музыке не только внутренней жизни человека, но и всего богатства духовности в качестве художественно осмысленного образа цельного соборного мироздания.

Положения, выносимые на защиту:

1. Базисным элементом личностного и художественного универсума Антона Брукнера выступает христианское мировоззрение. При этом обнаруживается внешний, «обыденный» характер проявления религиозности композитора в жизни, который сочетается с глубиной и величием выражения христианского мироощущения в его музыке. В творчестве А. Брукнер - крупнейший музыкант-мыслитель, обращающийся к глобальной религиозно-философской проблематике: к осмыслению трагических противоречий своего времени и их снятию в конечной гармонии человека, мира и Бога, к утверждению непреходящих христианских ценностей на пути к обретению духовной целостности. Мировоззренческая проблематика, выраженная в музыке Брукнера, в целом совпадает с религиозно-философскими исканиями русских мыслителей «серебряного века», в трудах которых разрабатывалась концепция соборности, что, в свою очередь, позволяет использовать эвристический потенциал этой концепции при изучении творчества австрийского композитора.

2. Соборность как социально-философская категория в русской философии «серебряного века» является ключевым понятием в объяснении идеала общественного бытия, в своей основе предполагающего единство всякого индивидуального «я» с первичным духовным нерасчлененным единством «мы». Соборность определяет особый тип вертикально-горизонтальной связи личности, с одной стороны, свободно подчиняющейся воле высшего, божественного, абсолютно ценного начала, с другой – нуждающейся в социальной интеграции, солидарности с другими членами общности. Опыт переживания соборности или особая ее интуиция, в связи с которой личность проявляет себя, формируется в процессе жизни, приобретается в социальной деятельности. В стремлении к соборности раскрывается высший смысл социального бытия личности, творчески содействующей достижению полноты самораскрытия всех других личностей перед высшим (а не общим) началом.

3. Соборность наполняет глубоким ценностным смыслом содержание произведения искусства, художественно-творческую деятельность как таковую. Имманентные музыкальному искусству качества делают его особой формой художественного осмысления мира, которая в своем содержании способна выражать все области жизни – человеческую, природную и божественную – как всеединую, соборную целостность. Музыкальному содержанию доступно воплощение самых полярных, противоположных феноменов: природного и сверхприродного, человеческого и божественного, чувственно-психического и объективно-духовного. Музыка соборна и в социальном аспекте, так как смысл, заключенный в ее содержании, воплощается в совместной творческой деятельности.

4. Сквозь призму соборности жизнь А. Брукнера раскрывается как реализация важнейшего начала общественного бытия – служения высшим ценностям. Глубина христианского миропонимания композитора, устремленность его к Богу, обусловливает понимание Брукнером своего пути как служения Создателю посредством искусства. Музыка при этом выступает в качестве сферы воплощения представлений композитора о высшей, соборной социальности. Ради нее все другие аспекты проявления личности минимализируются, и потому выступают как внешние, поверхностные. Тип взаимоотношений А. Брукнера с социальным окружением, характер его деятельности в контексте социальных общностей проявляется как соборный и характеризуется стремлением к солидарности, взаимопониманию, согласованности, преодолению конфликтности и разобщенности.

5. Соборность как основная интенция личности А. Брукнера отчетливо просматривается при общем взгляде на его творческое наследие. Он, по общему правилу, не писал произведения для сольного исполнения – его музыка адресована коллективу, рассчитана на сотворчество многих музыкантов, и в этом смысле она инициирует соборное творчество. Огромное место в его наследии занимают произведения, предназначенные для церковного исполнения – мессы и органные импровизации на канонические церковные темы, т.е. жанры, воплощающие содержание, родственное соборной молитве, но добавляющие к нему момент художественно-эстетический. Предпочтение, которое отдавал Брукнер-органист импровизации в противовес господствующей во второй половине XIX века традиции точного исполнения авторского текста, также убедительно свидетельствует о его стремлении к соборному творчеству, ибо именно в создании импровизации, как ни в каком ином жанре музицирования, композитор чувствует вдохновляющее соборное влияние не только слушателей, но также и всей церкви.

6. Антон Брукнер понимал музыку как своего рода божественное служение, совершающегося не единолично, а вместе, сообща, т.е. как соборное творчество. Соборное начало проявляется в содержании музыки А. Брукнера, которое связано с воплощением образа мироздания как единства человеческого, природного и божественного. Оно обнаруживается в связи с преобладанием в его творчестве хорового начала, гармоничного единства традиции и новаторства, в связи с воплощением идеи сотворчества, лежащей в основе ведущих жанров композитора (мессы, симфонии, органной импровизации). Соборность проявляется также в отношении Брукнера к проблеме авторской и исполнительской деятельности, которая решалась им на основе доверия к творчеству интерпретаторов его хоровых и симфонических произведений.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования определяется заявленной выше степенью научной новизны. В работе разработаны положения и сделаны выводы, позволяющие дополнить и углубить существующую научную базу по данной проблематике и дать импульс к новым научным изысканиям.

Результаты исследования могут быть востребованы при решении междисциплинарных проблем гуманитарного знания. Они могут быть полезны в учебных курсах по социальной философии, искусствоведению, музыкознанию, эстетике.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на кафедре философии и политологии Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Результаты и выводы исследования освещались в рамках научно-практических конференций: «Семиотика культуры и искусства» (Краснодар, 2007), «Культура XVIII века и современность» (Краснодар, 2009). По результатам исследования автором было опубликовано 6 научных статей общим объемом 2 п.л.

Структура и объем исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, включающего 210 источников, в том числе 34 на иностранных языках, приложения, содержащего подробный перечень сочинений А. Брукнера.

Похожие диссертации на Соборность как идеал жизни и творчества Антона Брукнера : социально-философский анализ