Введение к работе
Актуальность исследования
Дисциплину как определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации, обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам, можно считать одним из древнейших этико-социальных феноменов. Именно она определяет во многом слаженность и эффективность работы каждого из конкретных социальных образований, чем объясняется интерес исследователей, изучающих отдельные её аспекты.
Работы отечественных авторов, посвященные изучению дисциплины, в большинстве своем рассматривают лишь отдельные сегменты общетеоретического целого, не дающие достаточно полного представления о самом предмете исследования как таковом. И хотя уже предпринимались попытки с философских позиций исследовать дисциплину, однако теоретико-практических версий ее происхождения, концептуально-выверенных осмыслений этого явления в области этического знания в настоящее время явно недостаточно, что не дает возможности выявить в полной мере механизм его действия в нравственном сознании человека и наметить более осознанные пути для управления процессом дисциплинирования личности и общества. Поэтому задача рассмотрения этических аспектов дисциплины до сих пор представляется чрезвычайно актуальной.
Далее, несмотря на то, что в этико-философских исследованиях неоднократно ставилась проблема структурных форм нравственного сознания, вопрос о месте в них дисциплины до сих пор остается фактически неизученным. В этой связи этико-философская аналитика дисциплины, понимаемая и как индивидуально-нравственная задача человека, способ обуздания им разнонаправленных мотивов и потребностей его моральной природы, и как система этических принуждений общества в отношении конкретного индивидуума, «встраивающая» его в сферу, гражданских институтов, представляется в высшей степени необходимой.' Она позволяет не только вскрыть источники данного явления в аналитике нравов и тем самым сделать выводы об его происхождении, но и определить особенности восприятия дисциплины в разных социокультурных традициях и типах общественного устройства, а также выявить в ней собственно этические качества добродетельности, позволяющие выстроить сложную систему духовно-нравственных отношений в виде акта, имеющего собственную предметную структуру.
Кроме того, в средствах массовой информации, в ряде философских и общегуманитарных источников неоднократно затрагивался вопрос о значении дисциплины в жизни российских граждан, о степени дисциплинированности человека в России и странах Запада и Востока, и, к
сожалению, отечественная социально-дисциплинарная практика зачастую оценивалась отрицательно. Однако столь однозначные выводы нельзя считать до конца справедливыми, поскольку в них подменяется этико-философская аналитика указанного явления общими рассуждениями эмпирического характера, затемняющими или искажающими существо дела. В связи с этим возникает необходимость более пристально всмотреться в этико-социалБные, духовно-этические, социокультурные основания дисциплины.
Степень разработанности темы
Проблема дисциплины довольно подробно рассматривалась отдельными областями гуманитарного и социального знания: педагогикой, психологией, культурологией, социологией, юриспруденцией и др. В специальной литературе последнего времени тенденция расчленять целостную проблему дисциплины по узконаучному принципу нашла свое продолжение. Однако в условиях перехода российского общества к новому социальному и политическому устройству акценты при рассмотрении проблемы дисциплины несколько поменялись. Так, подверглись основательной переработке основные положения государственной и трудовой дисциплины (М.И. Губенко, А.В Селянин, М. Даглас, Н.В Чайковская и др.), и в первую очередь - правовые вопросы, связанные с нею (Н.В. Климкина, Н.В. Мизюк, Л.В. Труханович, А.В. Сутягин и др.). Особенно внимательно изучались вопросы платежной дисциплины (Е.Г. Булгаков, А.В. Шумович, A.M. Косой, СВ. Ануреев, Т.П. Иванькова и др.). Не менее пристально рассматривались правовые проблемы воинской дисциплины (Ю.Н. Туганов, А.И. Шилов, В.В. Сметанников и др.) и тюремной (П.Е. Конегер, В.Е. Южанин и др.). Столь же внимательно, как и в прежние годы, исследовался психолого-педагогический аспект дисциплины, однако большинство работ ористгтировано на сугубо практические вопросы (Дж. Уинделл, Ю.М. Орлов, СВ. Кривцова, А.Б. Рогозянский и др.). Из них следует выделить исследования в области философии и истории образования (А.П. Огурцов, Н.В. Максименко, Г.А. Новичкова, А.Г. Абрамова, Р.А. Рогожникова и др.), в которых сделаны значительные теоретические выводы о природе педагогической дисциплины. Необходимо также отметить работы, рассматривающие дисциплину применительно к политике (И.С. Савченко). В последние годы изучались также философские аспекты дисциплины. В советском обществознании 1980-90-х годов подробно исследовал проблемы дисциплины в контексте идей управления, организационной культуры, этики ответственности B.C. Манешин. Среди современных можно отметить работы Ю.Л. Егорова о философии управления, А.П. Бандурина -о социальной регуляции, С.Г. Заржевского - о проблемах организационной культуры в современной России.
В последние десятилетия прошлого столетия в этико-философских трудах О.Г. Дробницкого (о природе морали), А.И. Титаренко (о структурах нравственного сознания) и др. проделана значительная работа,
обеспечивающая теоретическое осмысление дисциплины как нравственного феномена. В недавних работах Р.Г. Апресяна, посвященных общественной морали, дисциплинарному и перфекционистскому языкам морали, расширены теоретические рамки этического рассмотрения дисциплины. Вслед за ним идею о дисциплинарном компоненте морали концептуально обосновал А.В. Прокофьев.
Однако, несмотря на то, что определенные философские аспекты дисциплины уже исследовались іуманитарньїми науками, этико-социальные, культурно-социальные и тем более собственно этические стороны ее остаются недостаточно изученными.
Объект, предмет и цель исследования
Объект исследования - этические и социокультурные основания дисциплины.
Предмет исследования - концепции дисциплины в этических учениях.
Цель диссертационного исследования - этический анализ концепций дисциплины.
Задачи исследования
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:
1) выявление в истории философской мысли концепций дисциплины,
наиболее полно воплощающих собой этический смысл сформировавшей
их эпохи;
осмысление значения античной философии для возникновения дисциплины как этического феномена; выявление этико-семантического многообразия исследуемого понятия в стадии его происхождения;
выявление возможной обусловленности характера дисциплины Средневековья духовно-религиозными основаниями; аналитика и теоретическая дифференциация понятий духовная и моральная дисциплина;
4) исследование причин и сущности изменений в характере дисциплины
в эпоху Ренессанса, Реформации и Нового времени;
5) анализ особенностей дисциплины в период развития
постклассической философской мысли; рассмотрение некоторых
тенденций ее современного состояния;
определение места ч роли дисциплины в сфере человеческих взаимоотношений;
исследование структурных аспектов дисциплинарного акта и функций дисциплины как социально-этического явления.
Материалы исследования Задача представить этико-философские концепции дисциплины потребовала привлечения широкого комплекса философско-исторических, культурологических и этико-философских источников. При рассмотрении дисциплины античности изучались труды Платона, Аристотеля, Гесиода, а также работы исследователей древнегреческой и древнеримской истории,
философии и культуры: А.Ф. Лосева, О. Шпенглера, Д.Л. Родзинского, Г.В. Драча, Ю.В. Андреева, А.А. Тахо-Годи, Ф.Х. Кессиди, А.В. Волошинова, А.С. Степановой, Н.Е. Ракчеевой и др.
Осознать смысл многих высказываний средневековых мыслителей (Августина, Генриха Сузо, И. Кассиана, Франциска Ассизского, Иоанна Таулера, Бонавентуры, Фомы Аквинского, Ансельма Кентерберийского, Тертуллиана, Григория Паламы, Дионисия Ареопагита, Юїимента Александрийского, И. Златоуста и др.), уяснить особенности средневекового мировоззрения помогли работы Л. Карсавина, А.Ф. Лосева, В.Н. Лосского, Дж. Янга, -Альбера де Либера, Ж. Маритена, С.С. Аверинцева, А.А. Королькова и др. Большую помощь в понимании смысла дисциплины как физического наказания оказала работа В. Купера.
Представления о дисциплине мыслителей эпохи Ренессанса и Реформации и эпохи Нового времени (Л. Валы, Н. Кузанского, Н. Макиавелли, Эразма Роттердамского, М. Лютера, Т. Гоббса, Ж-Ж. Руссо, И. Канта и др.) изучались на основе трудов этих философов, а также работ А.Ф. Лосева, М. Вебера, А. Валлона, В. Виндельбанда, Э. Кассирера, И. Гобри, Э. Ю. Соловьева, Ж, Маритена и др.
При исследовании дисциплины периода Х1Х-ХХ вв. рассматривались труды известных русских философов: Ф.М. Достоевского, И.А. Ильина, СИ. Гессена, Л.Н. Толстого, В.В. Зеньковского, а также европейских мыслителей: Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, М. Фуко и др. Существенную помощь в осознании отношения русских философов к проблемам дисциплины оказали работы СИ. Гессена, В.В. Зеньковского, О.С. Соиной, В.Н. Назарова, Е.Д. Мелешко и др. Дисциплина в ее современном состоянии рассматривалась на основе работ П. Козловски, М. Бубера, А.П. Огурцова, Ф. Хайека, В.И. Аршинова и В.Г. Буданова и др.
Сравнительный анализ западноевропейского и восточноевропейского типов дисциплины осуществлялся с помощью научных изысканий Н.Я. Данилевского, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, С.С. Аверинцева, В.Н. Лосского, В. Шубарта, О.С. Соиной и В.Ш. Сабирова.
Рассмотреть теоретический аспект дисциплины помогли исследования О. Шпенглера, О.Г. Дробницкого, А.И. Титаренко, Р.Г. Апресяна, А.В. Разина, П.А. Сорокина, И. И. Ивина, А.А. Королькова, А.Е. Зимбули, В.И. Аршинова и В.Г. Буданова, О.С. Соиной и В.Ш. Сабирова и др. Методологические основы исследования
При изучении западноевропейской и восточноевропейской (в том числе и русской) социокультурных традиций в отношении к дисциплине как физическому наказанию, как регулятору морально-правовых и духовно-нравственных вопросов привлекался метод философско-кулътурологической компаративистики, позволяющий осуществить сопоставление историко-культурологических источников, взглядов западных и русских философов относительно указанных проблем дисциплины. В рассмотрении отдельных возникавших в ходе исследования вопросов был использован сравнительно-типологический метод,
благодаря которому на основе изучения различного рода источников были выявлены общие и специфические черты правовой, духовной и этической «составляющих» дисциплины. Для данного исследования был крайне актуален герменевтический метод с подходом к объекту исследования как к результату исторического накопления смыслов (Ж. Маритен, О. Шпенглер, В. Шубарт, А.А. Корольков и др.), что дало возможность теоретически углубить понимание содержания интерпретируемого объекта. Кроме того, в работе представлена попытка определения семантики дисциплины, для чего был использован аналитико-семантический метод исследования словарных статей различных словарей (толковых, энциклопедических, педагогического, философских и др.).
Научная новизна исследования Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе этико-философских концепций индивидуальной и гражданской дисциплины в разные исторические эпохи, в ходе которого
определены специфические черты, характеризующие этическое содержание дисциплины различных культурно-исторических эпох, а также общая тенденция развития дисциплинарного начала в индивидуальной и гражданской формах проявления; введено и в общих чертах охарактеризовано понятие «дисциплинарный акт», положенное в основание рассмотрения различных концепций;
на основе исследования этико-философских концепций периода античности выдвинута версия о пропедевтике дисциплины, отмечены явления, которые можно назвать ее этическими корнями; выявлено этико-семантическое многообразие понятия дисциплина;
на основе исследования этико-философской концепции дисциплины эпохи Средневековья подтверждена идея обусловленности характера дисциплины данного периода духовно-религиозными основаниями; дифференцированы понятия духовная, моральная, правовая и антропологическая дисциплина; высказана мысль о возмозісности существования иного, отличного от западноевропейского типа дисциплины;
в ходе изучения этико-философских концепций дисциплины эпох Возрождения и Нового времени определены причины и характер деформации основ христианской дисциплины, появления собственно индивидуального дисциплинарного акта;
при рассмотрении этико-философских концепций дисциплины в период развития постклассической философской мысли в определенной мере подтверждена идея о возможности существования ментальных спецификаций дисциплины; отмечены явления редукционизма дисциплины в ее западноевропейском варианте; названы некоторые причины и характер ее современных перевоплощений;
- осуществлен анализ генезиса моральной дисциплины; определена роль
дисциплины н сферах морали и права; освещена проблема духовной
дисциплины; дана общая характеристика дисциплинарной нормы;
- предпринята попытка рассмотреть структурное содержание дисциплины как этического феномена; предложена версия о механизме действия дисциплинарного акта; на основе аристотелевского принципа «золотой середины» указаны «идеальные» этические характеристики лиц, вступивших в дисциплинарный акт, а также возможные отклонения от «идеала» в зависимости от превышения или ослабления полномочий каждой из сторон; выявлены ее основные функции, предложены возможные варианты классификации дисциплины как этического явления. Основные положения, выносимые на защиту
Дисциплина - постепенно развивающееся явление, поэтому об авторских этико-философских ее концепциях можно говорить, лишь начиная с эпохи Нового времени. В предыдущие исторические периоды таковыми концепциями следует считать совокупность этико-философских идей отдельных мыслителей или философских школ о порядке, формах «заставления» и наказания, обучения и воспитания, представляющих собой определенные грани дисциплины.
Дисциплина есть двуединый процесс взаимодействия принуждающей и подчиняющейся сторон, поэтому он может быть представлен как дисциплинарный акт. При этом в разные культурно-исторические эпохи он приобретает специфические свойства, детерминированные глубинными культурно-историческими и духовно-этическими процессами.
3. Античная философия и культура предопределили характер
добродетельности дисциплины, выбор форм поведения в ходе
дисциплинарного акта, а также сформулировали этические предписания
следования разумному началу универсума. Платоновские тимос
(обуздывающее душевное начало, подчиняющееся лишь уму) и софросину
(соединение здравого смысла, исходящего из справедливости, с внешним
поведением, выраженным в наведении общего порядка) можно назвать
этическими корнями дисциплины.
4. Христианское Средневековье, базировавшееся на духовно-
религиозных основаниях, повлияло на дифференцирование понятий
духовная, моральная, правовая антропологическая дисциплина, а также на
представления людей о должном порядке и дисциплинарных добродетелях.
При этом этический образ религиозной дисциплины, способы наказаний у
католиков и православных зависели во многом от выбора пути
постижения Божественной истины.
5. Культурно-исторические и мировоззренческие изменения,
произошедшие в эпоху Возрождения и Нового времени, существенно
преобразили структуру христианского дисциплинарного акта, этические
основания которого подверглись искажению, что и предопределило во
многом тенденции развития современной западноевропейской
дисциплины. Принципиально иной взгляд русских философов на
дисциплинарные проблемы указывает на возможность существования
другого, отличного от западноевропейского типа дисциплины.
6. Сферы духовная и правовая могут рассматриваться как
«пограничные» с моралью области, поэтому дисциплинарный компонент в
своем движении может отклоняться то в одну, то в другую из названных
сторон, поэтому можно сказать, что дисциплина имеет сложную этико-
соцшлъиую структуру, причем преобладание одного из основных ее
компонентов: морального, правового или духовного - определяет ее тип.
Этическая структура дисциплинарного акта в нравственном сознаши лиц, вступивших в него, есть сложное взаимодействие и (или) противодействие трех элементов: принуждения (исходящего от властвующего лица), свободы (уровень которой ущемляется в основном у подчиняемого) и воли участников данного акта, механизм которого со стороны приказывающего лица - познавая, повелевает (регулирует); повелевая, - оценивает и заново познает; со стороны исполнителя -познавая, исполняет; исполняя, - оценивает и заново познает.
Основные «добродетельные» свойства повелевающего участника дисциплинарного акта - требовательность, ответственность, решительность, строгость, демократизм, а подчиняющегося исполнительность, старание, добросовестность, прилежность, ответственность и также демократизм. Усиление (ослабление) принуждающего элемента или увеличение (уменьшение) элемента подчинения рождают различные варианты, являющиеся нарушениями данной «золотой середины»: от подавления до деспотизма или, наоборот, от мягкосердечия до вседозволенности - со стороны властвующего лица, и от уступчивости до рабства, или, наоборот, от капризности до анархии - со стороны подчиненного.
Теоретическая значимость исследования Теоретическая значимость работы заключается в комплексном анализе этической сущности индивидуальной и гражданской дисциплины в ее историческом и теоретическом аспектах, благодаря которому были раскрыты особенности дисциплинарных актов различных культурно-исторических эпох, а также выявлены этические основания самой дисциплины. Выводы, полученные в результате осмысления сущностных и функциональных характеристик дисциплины, могут представлять основу для глубинного исследования этической и педагогической культуры эпох античности, Средневековья, Нового времени, современного состояния культуры, в целом расширяющих общетеоретические представления об ее этических и социокультурных особенностях.
Практическая значимость исследования Практическая значимость данного диссертационного исследования заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы руководителями и менеджерами разного уровня в их работе с подчиненными, а также в учебном процессе при составлении учебных курсов, методических пособий и спецкурсов на факультетах философской, педагогической, исторической, культурологической направленности в среднеспециальньгх и высших учебных заведениях.
Апробация результатов исследования
Основные положения диссертации получили отражение в ряде докладов на региональной межвузовской конференции 2002 г., ежегодной научно-технической конференции НГАСУ (1999-2008 гг.), международной (2007 г.), всероссийской конференции (2008 г.), а также на заседаниях кафедры философии НГАСУ. Материалы диссертации были апробированы в лекционных курсах и на практических занятиях по философии и культурологии, а также заслушивались на аспирантских семинарах кафедры философии НГАСУ. Статьи опубликованы в соответствующих сборниках.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка (202 наименования). Общий объём работы - 208 с.