Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия проектирования "Я-концепции творческого саморазвития" студентов Голованова Инна Игоревна

Педагогические условия проектирования
<
Педагогические условия проектирования Педагогические условия проектирования Педагогические условия проектирования Педагогические условия проектирования Педагогические условия проектирования Педагогические условия проектирования Педагогические условия проектирования Педагогические условия проектирования Педагогические условия проектирования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Голованова Инна Игоревна. Педагогические условия проектирования "Я-концепции творческого саморазвития" студентов : 13.00.01 Голованова, Инна Игоревна Педагогические условия проектирования "Я-концепции творческого саморазвития" студентов (На материале обучения педагогическим дисциплинам) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Казань, 2006 176 с. РГБ ОД, 61:06-13/1108

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретическое обоснование условий проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» студентов 18

1.1. Теоретический анализ базовых понятий исследования: педагогическое проектирование, «Я-концепция», творческое саморазвитие 18

1.2. Современные стратегии личностно-ориентированного подхода к проектированию «Я-концепции творческого саморазвития» студентов 52

1.3. Система педагогических условий проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» 74

Выводы по I главе 105

ГЛАВА II. Педагогический эксперимент по проверке эффективности проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» студентов 108

2.1. Педагогическая диагностика «Я-концепции творческого саморазвития» студентов 108

2.2. Влияние применения поисковых моделей обучения на самокоррекцию «Я-концепции творческого саморазвития» личности студента 128

2.3. Проверка эффективности проектирования

«Я-концепции творческого саморазвития» студентов при обучении «Педагогике» 140

Выводы по II главе 154

Заключение 156

Список литературы 164

Введение к работе

Актуальность исследования. Повышение внимания к внутреннему потенциалу человека, создание образовательной среды, способствующей творческому саморазвитию личности, в которой может состояться ее полноценная самореализация в учебной и будущей профессиональной деятельности, обусловливает необходимость изучения «Я-концепции творческого саморазвития» личности студента и возможность развития потенциальных возможностей и внутренних ресурсов, интенсификацию творческого начала через создание соответствующих условий.

Существующая в системе высшего образования острая потребность в подготовке интеллектуальных, компетентных специалистов с развитым творческим мышлением сопровождается растущей неудовлетворенностью образовательным процессом, не уделяющим должного внимания педагогическим условиям проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» студентов. Между тем, эффективность будущей профессиональной деятельности студента зависит не только от приобретенных в вузе профессиональных компетенций, но и от уровня сформированности его творческих качеств, способности к дальнейшему профессиональному росту.

Это обусловливает актуальность исследования сущности и механизма проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» личности студента, выявления и анализа педагогических условий, способствующих эффективной реализации данного процесса.

Анализ исследуемой проблемы требует теоретико-методологического осмысления понятия «Я-концепции творческого саморазвития» личности в соответствии с личностно ориентированной направленностью образования. Базовыми для разработки исследуемой проблемы являются работы об общих закономерностях педагогического процесса в высшей школе, моделях личности будущего специалиста, соответствующих технологиях обучения и воспитания (С.И.Архангельский, Н.Е.Астафьева, Е.И.Белозерцев,

А.А.Вербицкий, В.И.Загвязинский, КФ.Исаев, В.А.Кан-Калик, Е.А.Климов, В.Н.Косырев, Н.В.Кузьмина, И.Е.Мажар, Л.Н.Макарова, В.Г.Максимов, А.К.Маркова, Н.Н.Нечаев, А.Т.Пашков, Г.К.Селевко, В.А.Сластенин, И.Ф.Талызина, А.И.Уман, В.Д.Шадриков и др.). Переосмысливается понятие «личность» в свете гуманистического подхода (А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, С.И.Гессен, А.И.Еремкин, И.С.Кон, В.М.Меньшиков, В.С.Мерлин, Г.М.Потанин, В.И.Слободчиков, С.Д.Смирнов и др.); понятие «саморазвитие личности» становится базовым для характеристики целей, содержания и средств образования (В.И.Андреев, О.С.Газман, Н.Г.Григорьева, В.Н.Колесников, Н.Б.Крылова, Н.Д.Никандров, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, С.Д.Смирнов, Т.А.Стефановская, П.И.Третьяков, Е.Н.Шиянов и др.); как никогда актуализируется понятие «творчество», в частности, в качестве способа эффективного саморазвития и творческой самореализации (В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, И.П.Калошина, И.Я.Лернер,

Л.С.Подымова, Я.А.Пономарев, П.В.Симонов, М.И.Ситникова, Е.В.Тонков, П.Н.Осипов и др.). Инновационность психолого-педагогических исследований (К.А.Абульханова-Славская, Е.В.Бондаревская,

А.А.Вербицкий, Т.М.Давыденко, И.Ф.Исаев, М.В.Кларин, В.В.Краевский, А.И.Мищенко, АЛ.Найн, Н.Д.Никандров, Л.С.Подымова, Е.Г.Силяева, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, Е.К.Шиянов, Н.Е.Щуркова, И.СЯкиманская и др.), их направленность на профессиональное самоопределение и самостановление, формирование рефлексивной культуры творческого мышления, интенсивное развитие механизмов личностного и профессионально-творческого саморазвития являются логическим следствием расширения и становления новых ценностей образования. Исследование осуществлялось и с учетом разработки проблем самоактуализации и саморазвития личности за рубежом (Р.Бернс, К.Роджерс, Ш.Бюлер, А.Маслоу, Г.Олпорт, Э.Сьютич и др.).

Процесс преобразования и усовершенствования современной педагогической системы предполагает поиск условий проектирования «Я концепции творческого саморазвития» личности студента, в основе которой лежат внутренние мотивы, система ценностей и профессионально направленных целей. Важным моментом личностно-ориентированного образования является создание и внедрение специальных моделей и программ, обеспечивающих реальную возможность построения и реализации индивидуальных траекторий профессионально-творческого саморазвития, стимулирующих активность студента в овладении методами и средствами осуществления данного процесса, необходимых для раскрытия индивидуальности, духовности, творческого начала, способствующих профессиональному становлению и самоосуществлению.

Однако, в современных условиях модернизации высшего образования и новых требований к повышению качества подготовки специалиста в организации обучения студентов возник ряд противоречий между:

- потребностью студента в творческой самореализации и ограниченными условиями вузовской системы обучения;

- возрастающей необходимостью изучения процессов самости, и недостаточностью педагогических исследований и условий по разработке проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» личности;

- потребностями практики в выявлении комплекса педагогических условий проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» студентов и недостаточной обоснованностью этих условий в контексте совершенствования университетского педагогического образования.

Указанные и другие противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» студентов, при которых возможно сочетание их индивидуальной творческой самореализации в контексте высшего университетского педагогического образования.

Общепедагогическое и практическое значение данной проблемы и необходимость ее решения обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия проектирования «Я-концепции творческого

саморазвития» студентов (на материале обучения педагогическим дисциплинам)».

Объект исследования - процесс проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» студентов (на материале обучения педагогическим дисциплинам).

Предмет исследования - педагогические условия процесса проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» студентов (на материале обучения педагогическим дисциплинам).

Цель исследования — осуществить теоретический анализ и определить педагогические условия, способствующие переходу от проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» студентов преподавателем в процессе обучения педагогическим дисциплинам к проектной деятельности по становлению «Я-концепции творческого саморазвития» самими студентами.

С учетом цели и проблемы исследования была выдвинута следующая гипотеза исследования: процесс проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» студентов будет эффективен, если:

- структурообразующим основанием выступит модель, базирующаяся на личностно-ориентированном, деятельностном, компетентностном подходах, отражая динамику развития; внешние, внутренние и интегрирующие педагогические условия; новообразования, проявления, установки личности;

- в условиях личностно-деятельностного и компетентностного подходов осуществлять проектирование, стимулирующее становление «Я-концепции творческого саморазвития» студентов (на материале обучения педагогическим дисциплинам);

- проектирование «Я-концепции творческого саморазвития» студентов организуется посредством осуществления гуманистически ориентированной и творчески организованной учебной деятельности;

- научно-методическое и технологическое обеспечение представлено как совокупность системы учебно-познавательных творческих заданий; механизмов, процедур творческой учебной деятельности; средств

диагностики;

- периодически осуществлять оценку проектирования и самооценку процесса развития «Я-концепции творческого саморазвития» студентов и результаты ее становления.

В процессе исследования вышесформулированной проблемы с опорой на выдвинутую гипотезу необходимо было решить следующие задачи исследования:

1. Определить сущность базовых понятий исследования «Я-концепция», «творческое саморазвитие», «Я-концепция творческого саморазвития», «творческая самореализация», «проектирование Я-концепции творческого саморазвития».

2. Теоретически обосновать педагогические условия проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» студентов и необходимость их интеграции.

3. Экспериментально проверить эффективность проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» студентов (на материале обучения педагогическим дисциплинам).

4. Выявить основные показатели и критерии оценки и самооценки становления «Я-концепции творческого саморазвития» студентов в процессе обучения педагогическим дисциплинам.

Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические положения философской, методологической, психологической и педагогической литературы по анализируемой проблеме, концептуальные положения философских, психологических и педагогических теорий о личности как многофункциональной саморазвивающейся системы (К.А.Абдульханова-Славатская, А.В.Брушлинский, А.В.Петровский), субъекте процесса творческой деятельности; о сущности саморазвития как механизма реализации гуманистических принципов образования; идеи творчества как способа саморазвития; идеи личностно-ориентированного (И.С.Якиманская, В.В.Сериков, Е.В Бондаревская, Е.С.Рабунский, И.Е.Унт,

А.А.Кирсанов Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.В.Петров и др), деятельностного (В.И.Андреев, В.В.Репкина, В.Н.Котляр, Г.И.Щукина, В.В.Давыдов, А.К.Маркова, А.П.Беляева, Д.А.Ставрова и др.), компетентностного (А.В.Хуторской, И.А.Зимняя, И.Фрумин и др.) подходов.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; наблюдение за студентами в ходе учебно-воспитательного процесса в Казанском государственном университете; беседы, контент-анализ, анкетирование и тестирование, ориентированные на выявление отношения к саморазвитию у студентов; методы математической статистически обработки экспериментальных данных.

Основные этапы исследования:

Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе (2000-2002) - информационно-аналитическом -осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической, философской и учебно-методической литературы по проблеме исследования, изучалось состояние исследуемой проблемы в вузовской практике.

На втором этапе (2002-2003) - диагностическом - уточнялась трактовка понятия «Я-концепция», разрабатывалась система творческих заданий, шла подготовка базы для проведения педагогического эксперимента; устанавливались причинные зависимости процесса обучения в высшей школе (выявлялись условия организации проектирования «Я-концепции творческого саморазвития», методы управления учебной деятельностью студентов), анализировались условия и причины, способствующие (затрудняющие) организацию проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» студентов, изучалась педагогическая, психологическая и философская литература.

На третьем этапе (2003-2006) — проектировочном - проводился педагогический эксперимент. На этом этапе исследования проблемы использовались проектирование и тестирование уровней сформированности системообразующих элементов «самости» обучаемых, мотивационных и

волевых устремлений, статистические методы обработки результатов педагогических исследований с целью проверки эффективности выявленных условий и корректировки предлагаемых рекомендаций, анализировались и интерпретировались результаты исследования, были обобщены результаты, полученные в ходе теоретического и экспериментального исследования, осуществлялся прогноз совершенствования изучаемого предмета исследования.

Научная новизна исследования:

- Раскрыты сущностные механизмы процесса проектирования «Я- концепции творческого саморазвития» студентов при обучении педагогическим дисциплинам в вузе как многомерного явления, включающего базовые элементы «самости»: «самопознание», «самоопределение», «самоуправление», «самообразование», «самосовершенствование», «самореализация», в контексте разнообразной учебно-творческой и научной деятельности студента.

Выявлено, что проектирование «Я-концепции творческого саморазвития» обосновывается педагогическими условиями: система диагностики и самодиагностики процессов «самости», насыщение занятий по педагогическим дисциплинам специальными заданиями по стимулированию рефлексивного мышления, направленного на самопознание процессов своего творческого развития, помощь в осознании студентами показателей и критериев основных системообразующих элементов творческого саморазвития, периодическая самокоррекция «Я-концепции творческого саморазвития»;

- Разработана личностно-ориентированная технология проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» студентов (на материале обучения педагогическим дисциплинам), которая осуществляется в процессе применения системы творческих, поисковых заданий: задач, контент- анализа, работа по системе управления временем, самооценка творческих

заданий на занятиях, тестовая проверка знаний студентов, анализ своих взглядов и убеждений, рефлексия и самокоррекция.

- Установлено, что проектирование «Я-концепции творческого саморазвития» включает в себя следующие этапы: педагогическая диагностика «Я-концепции творческого саморазвития» студентов; педагогическая коррекция «Я-концепции творческого саморазвития» и самореализация.

- Обосновано, что при совокупности педагогических условий проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» студентов происходит возрастание их творческой активности; осмысливается отношение к будущей профессиональной деятельности, усиливается стремление реализоваться в профессиональном плане; возрастает самокритичность и стремление изменяться к лучшему.

Теоретическая значимость диссертационного исследования. Результаты и выводы исследования вносят вклад в теорию личностно-деятельностного подхода применительно к развитию и саморазвитию ценностных ориентации, в теорию «Я-концепции творческого саморазвития» студентов в высшей школе при обучении педагогическим дисциплинам.

Определена сущность базовых понятий исследования: «Я-концепция», «творческое саморазвитие», «Я-концепция творческого саморазвития», «творческая самореализация», «проектирование «Я-концепции творческого саморазвития».

Теоретически обоснована совокупность педагогических условий проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» студентов (на материале обучения педагогическим дисциплинам).

Выявлены основные показатели и критерии оценки и самооценки становления «Я-концепции творческого саморазвития» студентов при обучении педагогическим дисциплинам и осуществлена их оценка и самооценка.

Установлено, что в качестве критериев оценки «Я-концепции творческого

саморазвития» студентов целесообразно использовать критерии развития личностных качеств студентов и ценностных ориентации, совокупность ожиданий личности, основанных на самооценке.

Практическая значимость результатов исследования.

Система педагогической диагностики «Я-концепции творческого саморазвития» студентов может быть использована в реальной образовательной практике преподаваемых курсов педагогических дисциплин.

Совокупность теоретических положений и перечисленных практических результатов, содержащихся в диссертации, позволяет существенно усовершенствовать курс «Общая педагогика» и повысить его эффективность. Разработанные педагогические условия проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» студентов позволяют улучшить учебно-методическое обеспечение процесса обучения в вузе. Использование полученных автором данных позволяет усовершенствовать процесс обучения в практике работы преподавателей педагогических дисциплин в вузе. Таким образом, с новых методологических и дидактических позиций разрешается противоречие между потребностью студента в творческом саморазвитии и задаваемыми вузом условиями его обучения.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечивается опорой на концепции личностно-деятельностного подхода, педагогики творческого саморазвития, теорию «Я-концепции» личности, а также совокупностью разнообразных методов, адекватных предмету исследования, и итогами проведенного эксперимента.

Апробация результатов исследования и их внедрение осуществлялись посредством проведения семинарских занятий по курсу «Педагогика», проведением межфакультетских деловых игр и диспутов по развитию гражданских и политических качеств. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на ежегодной научно-практической конференции КГУ (Казань 2002-2004), на методологических

семинарах кафедры педагогики Казанского государственного университета. Также основные положения и результаты исследования представлены в материалах Всероссийской научно-практической конференции «Мониторинг качества воспитания и творческого саморазвития конкурентоспособной личности» (Казань-Йошкар-Ола) и отражены в публикациях автора. Использование в образовательном процессе ряда дидактических материалов различной направленности и методических рекомендаций для работы с ними, разработанных автором исследования, получили положительную оценку. Диссертационное исследование было обсуждено и одобрено кафедрой педагогики факультета психологии Казанского государственного университета.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Под «Я-концепцией творческого саморазвития» студента понимается совокупность его представлений о себе самом в контексте реального и идеального, настоящего и будущего, о возможности интенсификации процессов «самости», среди которых системообразующими являются самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческая самореализация и самосовершенствование, сопряженные с их самоценкой.

2. «Я-концепция» становится активным началом, выступающим в следующих функционально-ролевых аспектах: «Я-концепция» - как средство обеспечения внутренней согласованности; как интерпретация личностных достижений в программах самости; как совокупность ожиданий; как средство достижения внутренней гармонии и целей самосовершенствования.

3. Педагогические условия, представляющие для данного исследования первостепенное значение, являются средством проектирования «Я- концепции творческого саморазвития», направленной на творческую самореализацию путем определения основных характеристик и профессиональных качеств творческой направленности.

4. Для проектирования, становления и развития «Я-концепции творческого саморазвития» студентов при обучении педагогическим

дисциплинам через учебный процесс необходима совокупность следующих педагогических условий:

обеспечение доминирования творческой активности как определяющего фактора в мотивационной структуре личности студента и мотивации на развитие творческих качеств;

- педагогическая диагностика и самодиагностика «Я-концепции творческого саморазвития» студентов; организация овладения приемами изменения «Я-концепции» с ориентацией на творческое саморазвитие;

педагогическое стимулирование «Я-концепции творческого саморазвития» студентов при обучении педагогическим дисциплинам;

творческий характер учебно-познавательной деятельности, моделирование ситуаций творческого саморазвития;

- личностно-ориентированное педагогическое общение, направленное на изменение «Я-концепции» с ориентацией на самокоррекцию творческого саморазвития.

5. Результаты проведенного исследования обусловлены целенаправленным применением рефлексивной стратегии. Полученные теоретические обобщения вытекают из анализа экспериментальной практики, осуществляемой на основе проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» студентов при обучении педагогическим дисциплинам, ситуативного подхода, глубинного осознания студентами происходящих процессов.

6. Экспериментально доказана возможность и эффективность проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» студентов в процессе обучения педагогическим дисциплинам в вузе.

7. В качестве критериев оценки «Я-концепции творческого саморазвития» студентов целесообразно использовать критерии развития личностных качеств студентов и ценностных ориентации, совокупность ожиданий личности, основанных на самооценке.

Структура диссертации обусловлена логикой и последовательностью решения задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель, объект, предмет исследования, формулируется гипотеза, ставятся задачи исследования, указываются методологические основы и методы исследования; раскрываются научная новизна работы, ее теоретическая и практическая значимость; сообщаются сведения об апробации и внедрении результатов исследования в педагогическую практику, приводятся положения, выносимые на защиту; содержатся сведения об апробации и внедрении результатов исследования, раскрывается структура диссертации.

В первой главе - «Теоретическое обоснование условий проектирования «Я-концепции» творческого саморазвития студентов», содержащей 3 параграфа, проведен теоретический анализ понятия и сущности самостоятельной работы студентов. Раскрываются базовые понятия исследования, такие как: «Я-концепция», «творческое саморазвитие», «Я-концепция творческого саморазвития», «творческая самореализация», «проектирование «Я-концепции творческого саморазвития».

Раскрываются основные подходы (личностно-деятельностный, компетентностный и т. д.) к пониманию «Я-концепции» различных авторов и раскрывается ее содержание.

Рассмотрены педагогические условия проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» студентов (на материале обучения педагогическим дисциплинам) в логике учебного процесса в высшей школе. Проводится их интеграция.

Во второй главе - «Педагогический эксперимент по проверке эффективности проектирования «Я-концепции» творческого саморазвития студентов» полученные экспериментальные данные подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что процесс проектирования «Я-концепции

творческого саморазвития» студентов будет эффективен, если: периодически осуществлять диагностику и самооценку проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» студентов. Фиксируя результаты ее становления, осуществлять стимулирование и развитие «Я-концепции творческого саморазвития» студентов при изучении курса «Общая педагогика» в описанных педагогических условиях, то процесс проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» студентов содействует повышению уровня ценностных ориентации, саморефлексии и способствует росту творчества личности, ее самореализации, т.е всех системообразующих элементов самости, необходимых для их будущего профессионального становления.

В заключении обобщаются теоретические результаты исследования, излагаются основные выводы, подтверждающие положения рабочей гипотезы и доказывающие правомерность положений, выносимых на защиту.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Голованова И.И. Педагогическая диагностика «Я-концепции» творческого саморазвития студентов / И.И. Голованова //Мониторинг качества воспитания в контексте педагогического образования. Под науч. ред Андреева В.И. - Казань, КГУ, 2004. - С.71-83.

2. Голованова И.И. Формирование способности к творческому саморазвитию студентов на занятиях по курсу «Педагогика» / И.И. Голованова //. Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции «Мониторинг качества воспитания и творческого саморазвития конкурентоспособной личности». - Казань, Йошкар-Ола: Центр информационных технологий, 2004. - С.60-62.

3. Голованова И.И. Саморазвитие - важный компонент «Я-концепции» конкурентоспособной личности / И.И. Голованова // Материалы XIII

Всероссийской научно-практической конференции «Мониторинг качества воспитания и творческого саморазвития конкурентоспособной личности».

- Казань, Йошкар-Ола: Центр информационных технологий, 2005. - С.85- 87.

4. Голованова И.И. Самокоррекция «Я-концепции» творческого саморазвития личности студента в процессе обучения на основе поисковых моделей / И.И. Голованова, О.И. Донецкая // Воспитание студента как конкурентоспособного лидера. Под науч. ред Андреева В.И.

- Казань: КГУ, 2005. - С.89-100.

5. Голованова И.И. Развитие политико-правовой компетентности и лидерских качеств у студентов на основе поисковых моделей обучения / О.И. Донецкая И.И. Голованова, // Воспитание студента как конкурентоспособного лидера. Под науч. ред Андреева В.И. — Казань: КГУ, 2005. -С.78-89.

6. Педагогическая практика: Учебно-методическое пособие / В.И. Андреев, Е.В. Асафова, И.И. Голованова, О.И. Донецкая. - Казань: КГУ, 2006. -57с.

7. Голованова И.И. Компьютерные технологии обучения в обобщающем контроле / И.И. Голованова // Тезисы V Всероссийской научно-практической конференции «Педагогический мониторинг как системная диагностика в управлении качеством образования». - Казань: Изд-во КГУ, 1997.-С.26-27.

8. Голованова И.И. Тестирование в процессе профессионально-педагогической подготовки студентов / И.И. Голованова // Тезисы VI Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы педагогики творческого саморазвития личности и педагогического мониторинга». - Казань: Изд-во КГУ, 1998. - С.24-25.

9. Голованова И.И. О компьютерном контроле знаний педагогических систем / И.И. Голованова // Тезисы докладов VII Всероссийской научно практической конференции «Проблемы мониторинга качества образования». - Казань: Изд-во КГУ, 1999. - С.25.

1 О.Голованова И.И. Развитие системных представлений студентов о ведущих педагогических концепциях / И.И. Голованова // Тезисы докладов Международной научно-практической конференции «Социально-профессиональное становление молодежи». В 2-х частях. Часть 2. -Казань: ИСПО РАО, 1999. - С.65.

П.Голованова И.И. Педагогическое общение как критерий педагогического мастерства / И.И. Голованова // Материалы X Всероссийской научно-практической конференции «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования». - Казань: Центр информационных технологий, 2002. - С.50-51.

12.Голованова И.И. Подготовка педагогических работников возможностями телекоммуникационных технологий в образовании / И.И. Голованова // Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества воспитания».- Казань: Центр информационных технологий, 2003. -С.82-83.

Теоретический анализ базовых понятий исследования: педагогическое проектирование, «Я-концепция», творческое саморазвитие

Анализ состояния исследуемой проблемы в соответствии с целями и задачами диссертации позволил выделить приоритетные направления в решении проблемы проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» студентов: - необходимость изучения, диагностики и коррекции «Я-концепции творческого саморазвития» студентов в процессе изучения педагогических дисциплин; - определение составляющих проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» студентов; - поиск оптимальных педагогических условий проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» студентов; - требования к личности преподавателя.

Кроме того, следует отметить, что анализ состояния проблемы проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» студентов будет неполным, если не остановиться на проблеме в целом, т.к. она включает в себя разнообразные стороны личностного бытия в целом, в различных проявлениях и во взаимосвязи.

Общетеоретический, философский анализ проблемы саморазвития включает в себя концепции: об активной роли самого человека в процессе жизнедеятельности, становление его субъективности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Анциферова, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Петровский, В.А.Петровский и др.); принцип деятельностного опосредования (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); концепцию осознанной регуляции личностью своего поведения (П.К.Анохин, Н.А.Бернштейн, И.С.Бериташвили, О.А.Конопкин, А.К.Осницкий и др.); гуманистические концепции, исходящие из понимания развития личности как необходимости максимальной творческой самореализации (Ш.Бюлер, А.Маслоу, К.Роджерс, Г.Олпорт и др.); личностно-развивающие стратегии, реализуемые в обучении (А.А.Бодалев, А.Б.Добрович, В.А.Кан-Калик, А.А.Леонтьев, А.В.Мудрик, В.А.Петровский и др.); концепции профессионального творческого саморазвития (Л.Н.Макарова, И.А.Шаршов) и др.

На данный момент теория саморазвития личности, объединяя в себе теоретические и практические аспекты философии, психологии, социологии, педагогики, несмотря на многообразие точек зрения зарубежных и отечественных психологов и педагогов на природу развития личности, её механизмов, движущих сил, концентрирует внимание на внутреннем мире человека, на активности самой личности как источнике саморазвития. При этом приоритетное значение уделяется развитию творческих начал в личности человека.

В данном исследовании подчеркивается зависимость эффективности проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» студентов от реализации выделенных в диссертации педагогических условий.

Под педагогическими условиями понимается система целей, содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания, которые создают наиболее благоприятные обстоятельства для решения данной педагогической задачи. В научно-методической литературе педагогические условия рассматриваются как совокупность специально отобранных средств обучения и воспитания, наиболее полно отвечающих его конкретно обусловленным целям и задачам.

В XXI веке проектирование включается в современные методы и технологии обучения, являясь необходимым элементом деятельности любого высшего образовательного учреждения, педагога, студента. Проектирование - это процесс создания или начальная фаза проекта. Проект - это «ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией» [28]. Проект направлен на достижение социально или личностно значимой цели и ориентирован на использование в условиях конкретного места, времени и имеющихся в распоряжении ресурсов. В проекте проявляется наше представление о реальности, а также стремление к ее усовершенствованию, представление о желаемом и должном состоянии реального мира.

Термин «проектирование» происходит от латинского «proyectus», означающего «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта или процесса в будущем. Тезаурус Юнеско-МБЛ определяет проектирование как «деятельность, под которой понимается, в предельно сжатой характеристике, промысливание того, что должно быть» [121, с.76]. Сущность проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. Проектировщик выстраивает модели, исходя из концептуального понимания конструируемого объекта и видения научных, преобразовательных, практических проблем деятельности. В проектировании сочетаются элементы творческого отражения и конструирования действительности с алгоритмом этапов - шагов проектирования. Проектная деятельность человека обусловлена его способностью строить в своем сознании, придумывать идеальные модели, лишь частично отражающие действительность, а частично отражающие субъективный мир человека, его ценности и цели.

Педагогическое проектирование - это деятельность субъектов образования, направленная на конструирование моделей преобразования педагогической действительности. Сущность педагогического проектирования состоит в выявлении и анализе педагогических проблем и причин их возникновения, построении ценностных основ и стратегий проектирования, определении целей и задач, поиске методов и средств реализации педагогического проекта.

Педагогическое проектирование предполагает возможность изменения, развития участка педагогической практики как результат реализации проекта. Классик философии образования Г.П.Щедровицкий выделил два вида полярных стратегий в педагогическом проектировании:

1. Средовая адаптация, приспособление к социальным условиям жизни.

2. Преобразование среды в соответствии с собственными ценностями, убеждениями, целями. [148, с.24].

В рамках первой из упомянутых стратегий педагогический процесс модернизируется под конкретный социальный или государственный заказ, реализуется запрос соответствующих государственных структур или социальных групп. К основным направлениям педагогического проектирования можно отнести: изменения в области управления и финансирования системы образования; структурные преобразования (возраст учащихся, сроки обучения); изменение учебных планов и программ, форм контроля качества знаний.

Современные стратегии личностно-ориентированного подхода к проектированию «Я-концепции творческого саморазвития» студентов

Анализ отечественных и зарубежных работ по педагогике и психологии показал, что «Я-концепция» не является целостной концепцией с позиций педагогики и не предстает как предмет специального педагогического исследования. Между тем в психолого-педагогической науке накоплены многообразные предпосылки совершенствования «Я-концепции» через создание педагогических условий, интегрированных в педагогический процесс.

Для того чтобы получить представление о современных стратегиях к проектированию творческого саморазвития студентов, необходимо сказать, что в зарубежных и отечественных работах «Я-концепция» в основном трактуется как совокупность всех представлений человека о самом себе, связанных с самооценкой, которая базируется на личностно-ориентированном подходе.

Традиционно в педагогике «личностный» - ассоциируется с этико-гуманистическим подходом, выбором методов воздействия на обучаемого. Наиболее яркий зарубежный представитель гуманистического направления С. Роджерс. Он выделил следующие основные принципы, которые легли в основу личностно-ориентированных стратегий в педагогике: - индивид находится в центре постоянно меняющегося мира; - человек относится к окружающей действительности через призму своего восприятия и понимания; - человек стремится к самопознанию и самореализации; - человек обладает внутренней потребностью к самосовершенствованию; - взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения; - самосовершенствование, развитие происходит на основе взаимодействия со средой и другими людьми. Внешняя оценка весьма существенная для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых контактов или скрытых [96, с.11].

В российской педагогике личностно-ориентированный подход исследовали многие авторы: И.СЯкиманская, В.В.Сериков, Е.В Бондаревская, Е.С.Рабунский, И.Е.Уит, А.А.Кирсанов и др. Но, не смотря на это, появилась потребность исследовать эту проблему с учетом появившихся новых технологий обучения, обучающих программ, компьютеризации образования, новых педагогических и психологических концепций. В свете новых технологий обучения, личностный подход исследуется и осмысливается заново разными авторами, со значительной корректировкой представлений о цели, содержании и технологиях образовательного процесса, не отрицая старых форм обучения, со стремлением сделать деятельность педагога более целостной.

О необходимости учитывать личностные особенности обучающегося говорили также и известные советские психологи: Л.С.Выгодский (теория зоны ближайшего развития ребенка), П.Я.Гальперин (теория поэтапного формирования умственных действий), А.А.Леонтьев (теория общения) и др.

Эти взгляды реализовались в методологическом принципе, одна из причин возникновения которого, заключается в том, что «личность в своей основе многогранна, «неисчерпаема» в проявлении своих свойств и особенностей, а потому, какие бы критерии, признаки дифференциации и индивидуализации обучения мы не взяли, мы всякий раз односторонне подходим к личности обучающегося, не учитывая многомерности его развития» [14, с.288].

В.И.Андреев раскрывает суть методологического принципа личностного подхода. «Принцип личностного подхода — это один из методологических и педагогических принципов, который ориентирует и педагога исследователя и педагога практика при проведении педагогических экспериментов и инноваций, в любых ситуациях на реальную личность, на типологию, реальный уровень интеллектуальных, волевых, эмоциональных, физических и других личностных качеств» [13, с.28].

Авторы Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.В.Петров и ряд других считают приоритетными, среди разнообразных направлений личностно-ориентированного подхода: «обучение в сотрудничестве»; метод проектов; разноуровневое обучение; индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Принцип личностного подхода в педагогике реализуется в личностно ориентированном обучении, которое «предусматривает, по сути, дифференцированный подход в обучении с учетом уровня интеллектуального развития обучающегося, уровня его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков» [96, с. 12].

Активно утверждающиеся стратегии личностно-ориентированной педагогики, основанные на мировоззренческих установках персонализма, антропологизма развиваются и конкретизируются до уровня частных методик. В связи с чем встает проблема поиска общих и частных методологических оснований всех составляющих процесса проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» студентов.

Кроме основополагающих стратегий личностно-ориентированного подхода к проектированию «Я-концепции творческого саморазвития», в последнее время в отечественных психолого-педагогических исследованиях отмечаются различные подходы к этой проблеме. Например, теории формирования профессиональной коммуникативности в вузах: с помощью определенных коммуникативных заданий (Т.А.Китайгородская, Н.А.Алексеева); педагогического проектирования и педагогических технологий (Л.Д.Столяренко); через особенности педагогического общения (В.А.Кан-Калик, Л.А.Митина); профессиональную «Я-концепцию» педагога (А.Реан); профессиональную мотивацию (Е.А.Климов, И.Р.Кузьмина и др.); концепцию социально-психологических аспектов обучения и воспитания (С.Д.Смирнов, К.К.Платонов и др.); через определение основных функций педагогической деятельности (А.К.Маркова); стиль педагогической деятельности (Р.С. Мерлин, АЛ. Никонова и др.) и т.д., что позволяет анализировать эту проблему в аспекте концентрирования этих идей в определенную концепцию проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» у студентов.

Педагогическая диагностика «Я-концепции творческого саморазвития» студентов

Проектирование «Я - концепции» обусловлено широким социально-культурным контекстом и возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе которого человек «смотрится как в зеркало в другого человека» и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной «Я-концепции», и прежде всего, самосознания, самоопределения, самоутверждения, способности к творческому саморазвитию — одно из важных условий воспитания сознательного, самодостаточного члена общества.

Для творческого саморазвития студента очень важно, чтобы он осознал себя как личность, во всей многогранности этого понятия (биологического, социального, общественного, профессионального и т.д.). Осознание начинается с философско-мировоззренческого представления о себе, понимания психологических процессов самости и устремлений усовершенствовать самого себя. Чтобы стимулировать философские размышления студентов о самом себе, своих целях, увлечениях, ценностных ориентациях, творческих способностях и т.д. им предлагалось ответить на серию вопросов, представленных в виде таблицы, разработанных В.И.Андреевым [37, с.117]:

Заполняя таблицу, студентам необходимо было посмотреть на себя с позиции прошлого (до поступления в вуз), настоящего и будущего (после окончания вуза). Для студента это и работа, направленная на разработку «Я-концепции творческого саморазвития» личности. Предлагаемые в таблице вопросы позволяют глубоко задуматься над многими проблемами: Какой я? Каковы мои интересы и творческие способности? Каковы мои цели,

109 принципы и правила жизни? Сравнивая себя в прошлом и настоящем, студент оценивает пройденный путь, выявляет допущенные ошибки и достигнутые успехи. Этот анализ позволяет ему задуматься о путях решения существующих в настоящем проблем и наметить будущие перспективы. То есть, студент начинает осознавать разрыв между реальным и идеальным «Я», а осознание этого противоречия заставляет его включиться в работу по его разрешению. Таким образом, студент оказывается вовлеченным в процессы самоопределения, самостановления и творческого саморазвития.

Для преподавателя анализ ответов на поставленные вопросы является методом диагностики процедуры проектирования «Я - концепции творческого саморазвития» студентов и помочь им: углубить представления об особенностях своего характера, потребностях, мотивах, привычках и способностях; расширить сферу своей мыследеятельности в направлении профессионального самоопределения и творческого саморазвития в профессиональной и др. областях;

- заняться самовоспитанием, саморазвитием и самосовершенствованием; - отыскать в себе резервные возможности и определить отрицательные качества своей личности, чтобы в дальнейшем работать над собой.

Данная анкета была предложена студентам четвертого курса юридического факультета (48 человек) на спецкурсе «Творческое саморазвитие» и студентам третьего курса исторического (54 человека) и филологического (56 человек) факультетов на семинарских занятиях по курсу «Педагогика».

Не оставлять на завтра, то что можно сделать сегодня У каждого человека есть собственное мнение Всегда чему-нибудь учиться, самосовершенствоваться \2. В чем я видел и вижу смысл своей жизни?

- Сегодня: Делать добро людям - В будущем: Оставить после себя что-нибудь хорошее, полезное (добрую память) Анализ ответов позволил выявить следующее:

1.Отвечая на вопрос «Мои приоритетные цели, или чего я добивался, добиваюсь, и планирую добиваться в будущем?» большинство опрошенных, говоря о своих целях в прошлом (до поступления в вуз) в качестве приоритетных назвали успешное окончание школы и поступление в вуз (73%); далее шли такие цели как обретение самостоятельности и независимости (10,5%); желание найти друга (8,3%), незначительное число участников назвало другие цели (например, научиться водить машину).

Оценивая себя в настоящее время, в качестве главной цели большинство назвало успешное окончание университета (68,5%) и повышение общего уровня развития (25%). Достижение этих целей связывается с возможностью дальнейшего продолжения обучения в аспирантуре, стажировкой за рубежом, самоутверждением в жизни.

Только у 6,3% опрашиваемых в качестве главной цели в настоящем является создание семьи.

Размышляя о будущем, 64,5% студентов имеют целью реализацию в профессиональной деятельности, построение карьеры, при этом студенты исторического и филологического факультетов задумываются о поиске будущего места работы, в то время как юристы в большей мере уверены в своем трудоустройстве.

Планируют создать семью в будущем 31,6% (это стремление доминирует у студенток филологического факультета).

Нацелены на обретение прочного материального благополучия, которое не связывается с полученным образованием и работой по специальности 6% опрошенных.

В качестве единичных ответов можно отметить желание помочь родителям, совершенствоваться как личность, быть лидером.

2. Отвечая на вопрос о творческих увлечениях в прошлом большинство из опрашиваемых занимались музыкой (52%), спортом (41,6%), танцами (20,8%) и рисованием (18,7%) (это занятия в музыкальной и художественной школах, спортивных секциях и различных кружках и студиях). 31,2% увлекались чтением, театром, занимались в драмкружках, 10,4% занимались прикладными видами искусств (вышивание, вязание, поделки из дерева) и лишь у 4,2% творческие интересы были связаны с общественной работой.

В настоящем эта картина значительно изменяется. По видимому, это связано с тем, что после поступления в вуз опрашиваемые уже более самостоятельно, без помощи родителей, очерчивают круг своих увлечений и интересов.

По-прежнему остается большим число студентов, увлекающихся спортом (37,5%) и музыкой (33,3%), но вместе с тем значительно повышается к чтению (37,5%) и театру (25%), лишь 4,2% занимаются сейчас прикладными искусствами и практически сходит на нет увлечение танцами, рисованием. Но, появляются новые интересы, связанные в первую очередь с профессиональной деятельностью (4,2%), занятиями с детьми (4,2%) поэтическая деятельность (8,3%).

В планах на будущее на первое место выходят профессиональные интересы (35,4%), планируют заниматься спортом (35,4%), прогнозируется снижение интереса к чтению (12,5%), музыке и театру (по 10,4 %), полностью исключается из сферы увлечений занятие прикладным искусством, вместе с тем, возникает интерес к путешествиям (20,8%) и автомобилям (10,4%). 14,6% опрошенных проявляют стремление заниматься с детьми (это стремление выявляется только у студентов исторического и филологического факультетов).

3. Следующий вопрос предлагал дать оценку своих творческих способностей (по 10-ти бальной шкале) к виду деятельности, которая представляет для отвечающего наибольший интерес. При этом выявилось, что в прошлом большинство из опрашиваемых определяют уровень своих творческих способностей как высокий (8 баллов) - 27% и выше среднего (7 баллов) - 22,9%, считают, что достигли очень высокого (9 баллов) 6,25% и наивысшего уровня развития творческих способностей (10 баллов) 4,2%, в пределах среднего уровня (от 3 до 6 баллов) оценили себя 31, 25%.

В настоящем времени наблюдается незначительное изменение в самооценке творческих способностей. По-прежнему оценивают свой уровень творческих способностей как высокий (8 баллов) 27%, уменьшилось количество, оценивающих себя выше среднего (7 баллов) 10,4%, но возрос процент оценивающих свой уровень как очень высокий (9 баллов) - 22,9% и наивысший (10 баллов) - 8,3%. Никто из опрашиваемых не дал себе в настоящем оценки меньше чем «чуть ниже среднего» (4 балла), в пределах от 4 до 6 баллов оценило себя 20,8% студентов.

Влияние применения поисковых моделей обучения на самокоррекцию «Я-концепции творческого саморазвития» личности студента

В нашем исследовании мы опирались на так называемые ТРИЗовские качества творческой личности (ТРИЗ - теория решения изобретательских задач) [49]: 1. Наличие достойной, общественно-полезной цели Один из современных исследователей и разработчиков теории развития творческой личности И.М.Верткин считает первоосновой приобщения человека к творчеству - выбор им достойной жизненной цели. Чем раньше человек начинает узнавать о существующих нерешенных проблемах, знакомиться со всевозможными направлениями полезного приложения своих сил, тем легче ему выбрать свой путь в жизни. 2. Наличие комплекса реальных рабочих планов достижения поставленной цели. Очень много времени и усилий приходиться тратить на дела, никак не связанные с достижением поставленной цели. Поэтому наличие реальных планов достижения цели являются для нас крайне необходимыми, не только на длительный период времени, но и на каждую неделю, на каждый день. 3. Высокая работоспособность в выполнении намеченных планов Работоспособность человека определяется совокупностью многих факторов, среди которых можно отметить целеустремленность, т.е. умение сконцентрировать свою деятельность на достижении поставленной цели, а также умение отрешиться от второстепенных деталей. 4. Хорошая техника решения задач В творческой деятельности не достаточно иметь цель, строить планы ее достижения и упорно работать над их осуществлением. Большую роль играет умение это делать. 5. Умение «держать удар» Не всегда может получиться так, что полученная новая идея тут же получит признание. Умение противостоять ударам судьбы, вновь и вновь подниматься, чтобы защитить свою точку зрения является неотъемлемой частью творческой личности. 6. Результативность

Вполне возможно, что поставленная Вами цель может оказаться настолько глобальной, что вся жизнь будет ознаменована получением лишь промежуточных результатов. Наличие или отсутствие промежуточных результатов позволяют делать своевременные выводы о необходимости внесения нужных корректив в выбранные тактику и стратегию решения поставленных задач, а иногда вынуждают заново пересмотреть значимость самой поставленной цели. 7. Владение методологией творчества 8. Любознательность

Любой творческий человек в своей деятельности, прежде всего, опирается на знание физических, химических, биологических, общественных и прочих явлений и процессов, которые он черпает из учебных дисциплин, из общения с людьми, с книгами, журналами и газетами, с радио и телевидением, а также другими источниками информации.

9. Настойчивость и целеустремленность Необходимым свойством творческой личности является ее настойчивость и стремление доводить до конца начатое дело. По утверждению психолога Дж.Рензулли, это качество является не только важным фактором успешности обучения и приобщения к творчеству, но и залогом успехов в самостоятельной жизни. Стремление доводить дело до конца должно стать внутренней потребностью человека, занимающегося творческой деятельностью.

Уверенность в себе Исторический опыт человечества, исследования педагогов и психологов показали, что задатки творческих способностей присущи каждому нормальному человеку. Нужно лишь суметь их найти, раскрыть и развить.

11 .Критичность и самокритичность, скромность в самооценке Творческий человек, как правило, отличается взыскательностью и высокой требовательностью к себе. Сознавая свою оригинальность, авторитет и признание в обществе, в коллективе, обычно проявляет высокую скромность в самооценке и тактичность в отношении к окружающим его людям.

12.Готовность к риску и способность идти на риск Способность идти на риск вытекает из того, что человек, имеющий большое количество новых идей, должен иметь смелость их публично высказывать, обосновывать и защищать. Творческий человек не боится выйти за рамки привычного, не ограничивает себя одной профессией, одной темой, одной научной дисциплиной.

13. Склонность к «игре», юмору Чувство юмора должно гармонически сочетаться с остроумием, раскованностью мышления, легкостью ассоциирования, безбоязнью «игры идеями».

14. Развитое внимание Умение сосредоточить свое внимание на какой-то проблеме, каком-то предмете или явлении - одно из важнейших условий успеха в творческой деятельности.

15.Развитое воображение, способность к фантазированию Человек-фантазер, человек с гибким и развитым воображением должен иметь в своей памяти большое количество событий, явлений, природных закономерностей и аномалий, помнить многие реальные случаи и невероятные решения из области научной фантастики и мира приключений.

Умение «думать руками» В широком понимании раскрыть сущность этого качества помогает русская поговорка «Помогать голове руками», т.е. способность человека дополнять свои теоретические (мыслительные) действия конкретными практическими или перейти от идеального уровня к материальному -материализация задуманного.

17.Искусство общения с людьми Искусство общения с людьми - признак культуры, интеллигентности творческого человека. Быть в каком-нибудь обществе, в компании, на семинаре - это отнюдь не значит собраться в кучу. Это значит встретиться с людьми и воспринимать их мысли, их характеры, их поведение. Встретиться с личностью, тем более с творческой, - это значит понять ее, обогатить себя общением с нею. Уметь разговаривать - это значит уважать собеседника.

18. Умение работать в коллективе Участвуя в процессе коллективного творчества, приходится преодолевать свои личные привычки, находить постоянный контакт с другими членами группы. Одна из главных задач коллективного творчества -это создание наиболее благоприятных, комфортных психологических условий для членов группы, обеспечение непринужденной и дружественной обстановки в коллективе в процессе совместной интенсивной деятельности, генерирование у окружающих положительных эмоций и эффективной мотивации в процессе напряженной коллективной работы.

19. Этика творчества и нравственность Творческий человек обычно придерживается правил и норм сформировавшейся этики поведения, не давая повода другим сомневаться в искренности и благородстве своих мыслей, своих дел, своих отношений к окружающим его людям

20. Забота о здоровье Творческая личность для повышения работоспособности должна заботиться о своем здоровье, ведь вдохновенно и плодотворно работается тогда, когда человек полон сил, бодр духом, имеет хорошее физическое самочувствие.

21. Гармония с внутренним и внешним миром Гармония - это системность, то есть органичное взаимное сочетание и взаимосвязь всех творческих качеств человека на пути к творческой цели.

Перед началом подготовительного этапа к деловой игре всем студентам третьего курса исторического факультета, в том числе и потенциальным участникам, было предложено сделать самооценку перечисленных личностных качеств по десятибалльной шкале.

Похожие диссертации на Педагогические условия проектирования "Я-концепции творческого саморазвития" студентов