Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Специфика мировоззренческого содержания искусства Попович Николай Дмитриевич

Специфика мировоззренческого содержания искусства
<
Специфика мировоззренческого содержания искусства Специфика мировоззренческого содержания искусства Специфика мировоззренческого содержания искусства Специфика мировоззренческого содержания искусства Специфика мировоззренческого содержания искусства Специфика мировоззренческого содержания искусства Специфика мировоззренческого содержания искусства
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Попович Николай Дмитриевич. Специфика мировоззренческого содержания искусства : ил РГБ ОД 61:85-9/20

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА Исследований специфики мировоззренческого содержания искусства 18

1. Понятие мировоззренческого содержания искусства 18 I

2. Особенности функционирования мировоззренческого содержания искусства 53

ГЛАВА II. Донаучные типы мировоззрения в содержании искусства ' 79

1. Специфика мифологического мировоззрения и границы его влияния на содержание искусства . 81

2. Религиозное мировоззрение в содержании искусства 104

3, Структуры буржуазного мировоззрения в содержании искусства 125

ГЛАВА III. Функционирование научного кошунистического мировоззрения в системе искусства социалистического реализм 150

Заключение 175

Список основной использованной литературы. Методологические и теоретические пред посылки 178

Введение к работе

Актуальность темы исследования, В материалах ХХУІ съезда КПСС указывается на необходимость повышения роли социалистической культуры и искусства в "формировании марксистско-ленинского мировоззрения, более полном удовлетворении многообразных духовных потребностей советских людей" . Это, в свою очередь, ставит перед эстетической наукой задачу - глубже исследовать сложный механизм взаимоотношений искусства и мировоззрения и особенно научного коммунистического мировоззрения и искусства социалистического реализма.

Актуализация проблемы специфики мировоззренческого содержания искусства обуславливается объективной тенденцией возрастания в современных условиях идейного, философско-мировоззренческого потенциала художественного творчества. В обществе развитого социализма искусство все больше вовлекается в процесс социалистического миропреобразования, гармонизации общественных отношений. Марксистско-ленинское научное мировоззрение обеспечивает социалистическому художнику-реалисту четкую ориентацию в процессе духовно-практического освоения мира, предохраняет его творчество от идейных "тупиков", способствует диалектическому разрешению и преодолению в формах художественно-эстетического сознания противоречий социального и индивидуального бытия. "Исходной в творчестве художника, - как отмечал на июньском Пленуме ЦК КПСС товарищ К»У.Черненко, - была и остается его гражданская позиция. Лишь партийный подход помогает постигать ведущие тенденции современности" 2. 1 Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М. : Политиздат, 1981, с. 182. * Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-поли-

В то же время, подчеркивалось в материалах ХХУІ съезда КПСС, "...проявления безыдейности, мировоззренческая неразборчивость, отход от четкой классовой оценки отдельных исторических событий и фигур способны нанести ущерб творчеству даже даровитых людей" .

Важность исследования мировоззренческих проблем искусства связана также с необходимостью противостоять проникновению в духовный мир советского человека чуждых ему мировоззренческих идей и концептов. В искусстве современной эпохи, как никогда раньше, выражаются идейно-мировоззренческие конфронтации, отражающие происходящие в мире социальные битвы и политические движения. "Партия не может быть безразличной к идейному содержанию искусства, -подчеркивалось на июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС.- Она всегда будет направлять развитие искусства так, чтобы оно служило инте- р ресам народа" .

Главные противоборствующие силы в современной битве идей -коммунистическое марксистско-ленинское мировоззрение и мировоззренческое сознание, выражающее интересы реакционных сил буржуазного общества. Однако в силу специфики художественного развития в содержании искусства XX в. в актуальной форме или снятом виде функционируют структуры всех исторических типов мировоззрения -начиная с мифологического и кончая различного рода романтически-утопическими мировоззренческими идеями более позднего происхожде-продолжение ссылки со стр. 3: тической работы партии. Доклад на пленуме ЦК КПСС 14 июня 1983 года. - Материалы Пленуме ЦК КПСС 14-15 июня 1983 года. - М. : Политиздат, 1983, с. 47. 1 Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М. : Политиздат, 1981, с. 62. * Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. - М. : Политиздат, 1983, с. 19-20. - 5 -ния, антибуржуазная направленность которых противоречиво сочетается с иллюзорным, абстрактнснгуманистическим миропониманием. В связи с этим перед философско-эстетической теорией встает чрезвычайно актуальная проблема изучения механизмов включения элементов прогрессивных и регрессивных мировоззренческих структур прошлых эпох в современную художественную культуру, особенностей их функционирования как в процессе освоения классического культурного наследия, так и в творчестве художников нашего времени. Таким образом, без выяснения точных мировоззренческих "параметров" идейного содержания искусства,его гуманистической /или антигуманистической/направленности трудно определить степень мировоззренческого воздействия искусства на формирование духовного мира современника.

Формирующее воздействие искусства на сознание и духовные чувства человека осуществляется посредством реализации его социальных, в том числе и мировоззренческой, функций, в процессе восприятия и личностного освоения его мировоззренческого и идейно-эстетического содержания. Поэтому анализ мировоззренческого содержания искусства в целом, а также мировоззренческой направленности конкретных его течений и направлений, в особенности искусства социалистического реализма, имеет актуальное философско-теоретическое, идеологическое и практическое значение.

Состояние разработки проблемы. Возрастание философско-обоб-щающего, смысложизяеяяого потенциала искусства в современных условиях предполагает с необходимостью исследование особенностей формирования и функционирования его мировоззренческих структур, мировоззренческого содержания художественного и эстетического сознания.

В настоящее время в философской, эстетической и искусство- ведческой литературе проблема соотношения искусства и мировоззрения исследована в различных срезах. Наиболее разработанным является вопрос о взаимосвязи мировоззрения и художественного творчества /см. работы 30-х годов: А.Горелова, В.Гоффеншера, В.Я.Кирпотина, М.А.Лифпица, З.Лозинского, Г.Лукача, П.Нусияова, М.Розенталя, Ю.Тамарченко; 60-80-х годов: В.Г.Антоненко, С.Т.Вай-мана, А.Т.Гордиенко, Б.С.Громова, А.Г.Егорова, Д.В.Затонского, А.И.Иванова, А.Н.Иезуитова, Ю.В.Ковалева, А.Б.Когана, Г.И.Куни-цына, Л.Т.Левчук, Н.И.Лисаковского, М.Ф.Овсянникова, С.М.Петрова, И.И.Стебуна, М.Б.Храпченко, Е.П.Шудри, А.Эншакулова/. Больше внимания уделено вопросам соотношения философского и художественного способов освоения мира, определения философского содержания искусства, его отдельных видов и жанров, выяснения мировоззренческой направленности творчества конкретных писателей и художников /А.Ф.Бегиашвили, Е.Вейцман, А.В.Водолагин, Н.А.Горбачев, В.С.Горский, А.В.Гулыга, Ю.Н.Давыдов, А.Я.Зись, Р.Зобов, А.С.Канарский, В.Н.Лебедько, А.Мостепаненко, С.М.Флегонтова, Л.Г.Юйдашев/, определения значения, роли и места искусства в формировании научного коммунистического мировоззрения /Э.П.Бурмакин, Э.Ф.Володин, Н.В.Гончаренко, О.В.Лармин, В.И.Мазепа/. Раскрыта структура мировоззрения личности художника Д).Г.Кудрявцев/, определен смысло-жизненный, гуманистический потенциал искусства.

В литературоведческих исследованиях, а также в работах отдельных философов разработана система понятий - "художественная картина мира", "художественная концепция личности", - через содержание которых раскрывается специфика репрезентации отдельных мировоззренческих идей в искусстве /А.Л.Андреев, А.Бочаров, А.Т.Гордиенко, Н.Жулинский, А.М.Зобов, А.Я.Зись, В.А.Лавров, В.И.Мазепа, А.М.Мостепаненко/. Вместе с тем,данные понятия не рассмотрены в единстве, нуждаются в обобщении и систематизации на уровне философского анализа.

Исследование взаимосвязей искусства и мировоззрения осуществляется в литературе преимущественно с позиций традиционного истолкования мировоззрения - как системы обобщенных, систематизированных взглядов на мир - и значительно реже под углом зрения его практически-духовной и социально-практической интерпретации. Такое понимание феномена мировоззрения обусловливает некоторую декларативность суждений и выводов относительно форм и способов выражения мировоззренческого содержания в искусстве, порождает определенные трудности теоретического характера в определении мировоззренческой направленности конкретных художественных направлений, систем, школ, творчества отдельных художников. Диссертант опирается на утвердившийся в последнее время взгляд на мировоззрение как способ практически-духовного освоения мира и форму общественного самосознания человека .

Проблема влияния мировоззренческих структур на содержание искусства рассматривается также в работах современных буржуазных эстетиков, социологов и искусствоведов /см. работы Клаудио Гил-лена, Максвелла Х.Голдберга, Дж.Джексона, Джонатана Лэмба, А.Мо-ля, Дж.Стефана, Лилиан Федер, Джеймса К.Фейбельмана, Дж.П.Хьюстона/, В этих работах содержатся отдельные позитивные наблюдения относительно функционирования конкретных мифов, философских концептов, религиозных структур и других мировоззренческих образований в содержании произведений искусства. Однако теоретические и методологические принципы исследования, на которые опираются буржуазные авторы, в целом бесплодны и несостоятельны. 1 См.: Шинкарук В.И. Философия и мировоззрение. - В кн.: Человек и мир человека. - К. : Наукова думка, 1977, с. 16. - 8 -В работах советских и зарубежных ученых-марксистов последних лет определилось перспективное направление изучения взаимоотношения мировоззрения и искусства в широком социально-культурном контексте, охватывающем как роль мировоззренческих позиций художника в творческом процессе создания произведений искусства, так и идейно-воспитательное воздействие заключенного в них мировоззренческого содержания на сознание и деятельность личности /Э.П.Бурмакин, Э.Ф.Володин, О.В.Лармин, В.И.Мазепа/. Однако дальнейшее развитие этого направления требует решения целого ряда недостаточно исследованных в эстетической теории проблем. "В нашей научной литературе... почти нет еще работ, в которых бы специально в позитивном плане, анализировались роль коммунистической идеологии в становлении социалистической художественной культуры, взаимоотношение марксистско-ленинского мировоззрения и творческого метода социалистического реализма" , не осуществлен целостный анализ мировоззренческих детерминант искусства, охватывающих не только процесс художественного творчества, но и другие уровни общественного освоения содержания искусства /художественного восприятия, художественной критики, духовной культуры общества/, недостаточно исследованы особенности воплощения содержания различных исторических типов мировоззрения /мифологии, религии, буржуазного утилитарно-практически ориентированного и научного коммунистического мировоззрения/ в образной системе искусства.

Настоятельная потребность исследования содержания искусства под данным углом зрения обуславливается еще и тем, что в литера- туре мировоззренческое и идейное содержание искусства, мировоз-* Лукин Ю.А. идеология и художественная культура. - М. : Искусство, 1982, с. II. - 9 -зренческая и идеологическая функции художественной культуры рассматриваются недифференцировано и,как правило, отождествляются . В эстетической литературе еще недостаточно глубоко "разработан круг вопросов, - пишет П.Н.Федосеев, - связанных с исследованием места и роли в системе мировоззрения таких форм духовно-практического освоения мира, как нравственность, искусство" .

Анализ мировоззренческого содержания искусства может быть осуществлен в двух взаимосвязанных между собой аспектах. Первый из них предполагает философский анализ и фиксирование мировоззренческого содержания в различных видах и жанрах искусства, выявление закономерностей и механизмов взаимосвязи искусства и мировоззрения, второй - исследование специфики мировоззренческого содержания искусства в его реальном функционировании в системе духовной культуры общества. Это проблема формирования научного, коммунистического мировоззрения советских людей средствами искусства.

Целью диссертационного исследования является определение специфики мировоззренческого содержания искусства как важнейшего компонента его идейной направленности, обусловленного взаимодействием художественного творчества с историческими типами мировоззрения. Для достижения поставленной цели диссертант решает следующие задачи; - рассмотреть диалектику взаимосвязи системы понятий /"художественная картина мира" - "художественная концепция челове-1 Старовойт В.К. Социальные функции науки и искусства в условиях развитого социализма /некоторые аспекты сравнительного анализа/. Канд.дисс. - Харьков, 1981, с. 142-147.

Федосеев П.Н. Философия и мировоззренческие проблемы современной науки. - Вопросы философии, 1979, J& I, с. 86. - 10 -каи/» через содержание которых раскрывается мировоззренческая направленность искусства; выявить особенности функционирования мировоззренческого содержания искусства на уровнях его личностного и социального освоения; исследовать формы и способы выражения мировоззренческого содержания в конкретно-исторически обусловленных типах художественно-образного обобщения явлений общественной жизни ; раскрыть механизмы взаимодействия художественного творчества с различными историческими типами мировоззрения /мифологического, религиозного, буржуазного утилитарно-практически ориентированного и научного коммунистического/; показать коренное отличие мировоззренческой направленности социалистического реализма от других творческих методов и направлений в искусстве ; раскрыть особенности функционирования мировоззренческого содержания искусства социалистического реализма в системе духовной культуры социализма.

Методологической основой диссертационного исследования являются произведения классиков марксизма-ленинизма, материалы ХХУ и ХХУІ съездов КПСС и Компартии Украины, Пленумов ЦК КПСС, Постановлений ЦК КПСС, труды руководителей КПСС и Советского государства, работы советских и зарубежных философов марксистов.

Диссертант руководствовался методологическими положениями марксизма-ленинизма об определяющем характере способа производства материальных благ по отношению к духовной жизни общества, относительной самостоятельности развития искусства, социальной, классовой обусловленности содержания художественного творчества, принципами ленинской критики буржуазной философско-эстетической мысли. Автор опирался в своем исследовании на научно-познавательные методы восхождения от абстрактного к конкретному, единства /совпадения/ логического и исторического, научного и партийно-классового подхода в исследовании социально-духовно-художественной проблематики. В основу исследования положен марксистский принцип историзма, позволяющий выявить не только способы и формы взаимоотношений искусства и мировоззрения как целостных духовно-практических образований, но и механизмы взаимосвязи конкретных типов художественно-образного обобщения явлений социальной действительности и определенных исторических типов мировоззрения.

В процессе исследования диссертант опирался на работы, в которых определены сущность и специфика мировоззрения /А.С.Баль-сис, В.Л.Василенко, А.А.Довгаль, В.П.Иваяов, Ф.В.Константинов, П.В.Копнин, В.С.Овчинников, Т.И.Ойзерман, А.Г.Спиркин, П.Н.Федосеев, В.Ф.Черноволенко, В.И.Шинкарук/, разработана его типология А.Й.Ойзерман, С.И.Попов, А.Н.Чанышев, В.Ф.Черноволенко, В.И.Шинкарук/, осуществлен анализ мировоззренческого содержания законов и категорий материалистической диалектики /М.А.Булатов, СБ.Крымский, В.Г.Табачковский/, мировоззренческих аспектов деятельности /В.П.Иванов/, научного атеизма /А.Н.Колодный, Е.К.Дулуман/, материалистического понимания истории /В.И.Куценко, Н.М.Есипчук/, принципа историзма /В.С.Горский/, коммунистического труда /В.А.Буслинский/, диалектики природы и общества, культуры и натуры /Й.Ф.Тарасенко/.

Учитывая методологический характер исследуемой проблемы, широту содержания диссертационной работы, автор обращался к работам, посвященным анализу социальной природы и сущности искусства /А.И.Буров, А.Г.Егоров, М.Ф.Овсянников/, его идеологических - 12 -Л).А.Лукин, О.А.Макаров, Б.С.Йориков/, гносеологических /А.Л.Андреев, Е.В.Волкова, Е.С.Громов, Г.Л.Ермаш, А.Я.Зись, В.П.Иванов, П.В.Копнин, В.И.Мазепа, Ф.А.Филипьев/, аксиологических /М.С.Ка-ган, Л.Н.Столович, И.П.Шитов/ детерминант, особенностям его со-ционального функционирования в духовной жизни общества /В.П.Михалев, Л.И.Новикова, С.Х.Раппопорт, В.С.Федорук, Н.А.Яранцева, Н.А.Ястребова/.

Прослеживая взаимоотношение художественного творчества с различными историческими типами мировоззрения, автор опирался на работы Л.Благи, Р.Веймана, Ю.Н.Давыдова, М.А»Лифшица, А.Ф.Лосева, Е.М.Мелетинского, О.М.Фрейденберг /при анализе особенностей воплощения мировоззренческих структур мифологии в содержании античного и современного искусства/, В.Г.Антоненко, В.В.Бычкова, Д.В.Михновского, Д.М.Угриновича, Е.Г.Яковлева /при исследовании специфики выражения религиозного мировоззрения в содержании средневекового и ренессансного искусства/, Н.В.Гончаренко, А.Т.Гор-диенко, З.М.Какабадзе, А.В.Кукаркина, И.С.Куликовой, Л.Т.Левчук, М.Ф.Овсянникова /при выявлении мировоззренческой направленности современного буржуазного искусства/.

Автор опирался также на теоретические исследования литературоведов /С.С.Аверинцев, , М.М.Бахтин, А.Г.Бочаров, В.Днепров, Д.В.Затонский, В.И.Иванов, Г.Й.Куницын, Д.С.Лихачев, Д.С.Наливайко, Л.Осповат, С.М.Петров, Б.Сучков, М.Б.Храпченко/, искусствоведов /Л.Ф.Жегин/, историков культуры /А.Я.Гуревич, С.А.Токарев/.

Эмпирической базой для философско-эстетических обобщений служит образный материал различных видов и жанров искусств. Однако в силу специфики исследуемой проблемы, охвата анализом длительного промежутка времени в истории развития искусства. основ- - ІЗ -ной акцент делается на художественную литературу.

Научная новизна работы определяется избранным диссертантом подходом к исследованию форм и способов взаимоотношений искусства и мировоззрения. Б результате осуществленного анализа диссертант обосновал необходимость выделения мировоззренческого содержания искусства как особого среза и высшего уровня его идейно-эстетического содержания, уточнил содержание категорий, посредством которых раскрывается мировоззренческое содержание искусства, выявил варианты соединения исторически сложившихся мировоззренческих структур в различных типах художественно-образного обобщения явлений социальной действительности. Положения и выводы диссертации, раскрывающие специфику мировоззренческого содержания искусства и особенности его функционирования в системе духовной культуры общества, в структуре духовного мира личности и обладающие научной новизной заключаются в следующем: мировоззренческое содержание искусства - это высший уровень и особый срез его идейно-эстетического содержания; содержательные аспекты взаимосвязи искусства и мировоззрения отражаются в понятиях "художественная картина мира" и "художественная концепция личности". В художественной картине мира в художественно-эстетической форме отражен процесс очеловечивания мира, в художественной концепции личности зафиксированы основные этапы социализации индивида, его приобщения к содержанию мира культуры. Функциональные аспекты этой взаимосвязи раскрываются через категорию эстетического идеала; характер и тип господствующей в обществе мировоззренческой концепции обусловливает и в конечном итоге формирует типы воссоздания действительности в искусстве и специфические формы представления в нем мировоззренческих идей. Космологический ха- -14-рактер мифологического мировоззрения выступает в художественном творчестве в форме превалирования миметического аспекта искусства над аналитической тенденцией в практически-духовном освоении мира человеком. Иллюзорный характер религиозной модели мира, его строгая иерархичность нашли в художественно-трансформированном виде свое отражение в возрастании значимости символическо-алле-горического строя художественного языка искусства средневековья и соответственно - вытеснении познавательно-отражательных аспектов художественного мышления. Возрастание реалистического, аналитического начала в мировоззренческом сознании Нового времени усилило критические тенденции в искусстве этого периода, породило такой художественный феномен,как типизация. Революционно-преобразующее содержание коммунистического мироотношения обусловило активный, действенный характер социалистического искусства, его установку на коренное изменение мира человека. - Выявлены варианты соединения структурных уровней и форм мировоззренческого сознания в творческих методах ренессансного искусства, классицизма, романтизма, критического реализма, в современном буржуазном искусстве, в содержании социалистического реализма, мировоззренческое содержание искусства Возрождения строилось преимущественно на оптимистическом мироощущении и мировосприятии гуманизма и прорелигиозном миропонимании неоплатонизма. В мировоззренческом содержании искусства классицизма элемент рационалистического миропонимания превалирует над остальными компонентами мировоззренческого содержания. Поэтому мироощущение и мировосприятие в содержание этого искусства почти не несут мировоззренческую нагрузку. Абстрактное содержание образов классицизма, его академический характер вытекают из принципов его мировоззренческой платформы. В мировоззренческом содержании романтиз- - 15 -ма абсолютизировано миропреобразующее начало искусства. Гуманистическое видение мира, глубокое мироощущение и острота переживания человеческого бытия в мире сочетаются в романтическом сознании с субъективистско-иррационалистическим подходом к пониманию действительности, с утопическим характером установки на миро-преобразование. В критическом реализме структуры мировоззренческого содержания подчинены аналитическому мироистолкованию. Миро-преобразовательный момент реализуется в мировоззренческом содержании критического реализма неодинаково. Его диапазон колеблется между пониманием мирочеловекопреобразования как нравственно-религиозного возрождения человека и революционно-демократической его интерпретации. Мировоззренческое содержание современного буржуазного искусства характеризуется пессимистически окрашенным мироощущением» антигуманистической направленностью мировосприятия, преобладанием иррационалистических и мифотворческих тенденций в миропонимании. Миропреобразование как высший уровень мировоззрения реально не функционирует в содержании буржуазного художественного сознания. Отсутствие подлинных миропреобразующих ориентиров в буржуазном художественно-эстетическом сознании детерминирует апологетический характер современной буржуазной эстетики и современного буржуазного реакционного искусства, - История художественной культуры досоциалистического этапа t характеризуется неравномерным выражением в своем содержании основных компонентов мировоззрения - мироощущения, миропонимания, и миропреобразования. В мировоззренческом содержании искусства социалистического реализма гармонически соединены в единую целостность революционно-коммунистические установки на миропреобразование, научное миропонимание и подлинно гуманистическое оптимистическое мироощущение. - І6 -

Выдвинутые выше выводы и положения выносятся диссертантом на защиту.

Теоретическое и практическое значение исследования. Основные результаты проведенного исследования имеют методологическое значение для исследования механизмов мировоззренческой направленности конкретных художественных направлений, систем, школ, творчества отдельных художников.

Выявленные закономерности строения мировоззренческого содержания искусства существенны для литературно-художественной критики, совершенствования марксистско-ленинского образования художественной интеллигенции. Выдвинутые в работе теоретические положения могут быть использованы в процессе преподавания исторического материализма /темы: "Формы общественного сознания", "Наука и культура"/, основ научного атеизма /тема: "Мировоззренческие основы атеизма"/, основ марксистско-ленинской эстетики /темы: "Эстетическое сознание и эстетическая деятельность", "Система искусств и виды искусства", "Социалистический реализм - творческий метод социалистического искусства", "Критика современной буржуазной эстетики и современного буржуазного реакционного искусства"/, а также в пропагандистской работе.

Структура диссертации обусловливается целью и задачами исследования. Анализ специфики мировоззренческого содержания искусства предполагает исследование механизмов взаимосвязи искусства и мировоззрения, особенностей функционирования мировоззренческих детерминант искусства в системе духовной жизни общества, структуре духовного мира личности /гл.1/, характера форм и способов взаимодействия конкретных, исторически обусловленных типов художественно-образного обобщения явлений социальной двйствительности со структурами донаучных типов /гл.П/ и научного коммунистическо- - 17 -го мировоззрения /гл. Щ/.

Основные идеи диссертационного исследования обсуждались на IX Межзональном научном симпозиуме "Развитие коммунистических начал при социализме в свете решений ХХУІ съезда КПСС" /Горький, 1981/, республиканской научно-практической конференции "ХХУІ съезд КПСС о роли искусства в духовной жизни советского народа" /Киев, 1981/, региональной научно-методической конференции "ХХУІ съезд КПСС и задачи эстетического воспитания студентов вузов и средних специальных учебных заведений" /Киев, 1982/, межинститутской конференции молодых ученых "Комплексный подход в изучении художественной культуры" /Киев, 1982/, городской конференции молодых ученых, посвященной 60-летию образования СССР /Киев, 1982/, Ш Всесоюзных философских чтениях молодых ученых "ХХУІ съезд КПСС и актуальные проблемы марксистско-ленинской философии" /Звенигород, Московской обл., 1983/, республиканской научно-теоретической конференции "Философское наследие В.И.Ленина и актуальные вопросы борьбы против буржуазной идеологии /к 75-летию книги В.И.Ленина "Материализм и эмпириокритицизм"/ /Запорожье, 1983/.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите отделом эстетики Института философии АН УССР.

Особенности функционирования мировоззренческого содержания искусства

В эстетической литературе довольно глубоко исследован круг проблем, касающихся специфики искусства как духовного образования, особенностей художественно-творческого процесса. Менее разработанными, на наш взгляд, являются вопросы, связанные с выяснением различных аспектов и уровней социального функционирования искусства в системе духовной культуры личности и общества.

Реализация мировоззренческого содержания искусства зависит от характера и уровня вовлечения художественного творчества в систему социальных отношений и культуры общества. По нашему мнению целесообразно вычленить два таких уровня. Это: I/ уровень непосредственного восприятия и личностного осмысления мировоззренческого содержания художественных произведений, т.е. уровень духовной культуры личности, и 2/ уровень духовной культуры общества. Для каждого из этих уровней философия и эстетика должны выработать определенные мировоззренческие принципы и ориентирующие категории.

В исследованиях 30-х - 50-х годов мировоззренческое содержание искусства связывалось только с процессом художественного творчества. Мы расширили круг исследования мировоззренческого содержания искусства, охватив как процесс художественного творчества, так и процесс его личностного и общественного освоения. Мировоззренческим смыслом пронизаны все структурные и генетические компоненты искусства: процесс художественного творчества и его продукт - произведение искусства, процесс художественного восприятия, система функциональных характеристик искусства. На наш взгляд, только в более широком контексте личностного и со циального освоения искусство способно реализовать свои мировоззренческие возможности. С другой стороны,исследование механизмов взаимосвязи мировоззренческих установок и художественно-эстетических принципов на уровнях личностного и социального освоения мировоззренческого содержания искусства требует более дифференцированного подхода к самому мировоззрению, ибо оно имеет сложную многоуровневую и многокомпонентную структуру, а конкретные его пласты - миропонимание, ориентиры и установки на мироизмене-ние /мироотношение/ и мироощущение выполняют в системе художественно-творческого процесса, искусства в целом, конкретные специфические функции.

В системе художественного творчества мировоззренческая направленность искусства выражается и функционирует через концептуальный аппарат художественного мышления художника, его эстетический идеал, реалистическую установку на отображение мира, политическую дальновидность и нравственную культуру художника как личности. При этом, если господствующая в обществе система миропонимания проникает в содержание искусства черех концептуальную сферу художественного мышления создателей произведения искусства из внехудожественных по своему характеру образований /философии, науки, политики, религии/, то чувственно-эмоциональная и аксиологическая сферы мировоззренческого содержания /мироощущение и мировосприятие/ в значительной степени формируются механизмами художественного творчества. Т.е. искусство выступает одним из "производителей" структур эмоциональной сферы мировоззрения.

В структуре содержания произведения искусства, по мнению Е.В.Волковой, "действуют две организующие его закономерности. С одной стороны, тенденция к "многомерности", к широкому захвату ближайших и более отдаленных смысловых единиц, с другой - кон центрирование всех содержательных компонентов вокруг доминирующего образно-смыслового центра, определяющего единство и целостность произведения искусства" . Мировоззренческий срез содержания искусства функционирует преимущественно как системообразующий фактор второй закономерности.

Специфика мировоззренческого содержания искусства может быть раскрыта только при всестороннем диалектическом анализе самого содержания искусства, требующего исследования содержательно-смысловой стороны искусства как на процессуальной, так и на результативной стадиях художественного творчества. Поэтому необходимо различать мировоззрение художника - создателя произведения и мировоззренческое содержание самого продукта художественного творчества, которое богаче, колоритнее, чем мировоззрение и мироощущение художника. Как справедливо отмечает В.П.Иванов, содержание художественной деятельности "нельзя сводить исключительно к структуре и сознательным предпосылкам индивидуального творческого акта"

Специфика мифологического мировоззрения и границы его влияния на содержание искусства

На протяжении всей человеческой истории одной из главных функций общественного сознания было обеспечение практически-духовного единства социума и природы, культуры и натуры. Предметно-практическая деятельность людей изменяла способы и формы этого единства, которые в различные эпохи по-разному отражались в сознании людей. Наиболее древней формой осознания единства человека с природой выступает мифология. Недифференцированный характер практического воздействия родового общества на природный мир отражалось в мифологии и мифоосознании, представляющем синкретическое единство всех функций общественного сознания - идеологической, познавательной, нравственной, эстетической, религиозной и ДР.

Однако основную роль в нем играло практически-духовное ос-своение действительности, обоснование, оправдание и освящение продолжение ссылки со стр. 80: ности становления, функционирования и развития научного материалистического мировоззрения трудящихся в зрелом социалистическом обществе. - Вильнюс : Минтис, 1981, с. 39. нравственных и эстетических ценностей, которые тем самым становились всеобщими и обязательными для всех членов рода. Другими словами, в мифологии нельзя односторонне вычленить какую-то одну функцию, сторону, срез или аспект - все они слиты в одну синкретическую целостность и выполняют практически-духовную функцию единения коллектива /рода/ с природным миром. Как справедливо отмечает Ф.Х.Кессиди, "основная функция мифа не познавательно-теоретическая, а социально-практическая, направленная на обеспечение единства и целостности коллектива" .

Мифология отражает процесс тесного единства рода и природы и поэтому она еще не отделилась от материальной сферы деятельности общества. "Производство идей, представлений, сознания, - писали К.Маркс и Ф.Энгельс, - первоначально вплетено в материальную деятельность и материальное общение людей, в язык реальной жизни. Образование представлений, мышление, духовное общение людей является здесь еще непосредственным порождением материальных отношений о людей" .

В условиях неразвитых форм категориального мышления, ограниченности познавательных и практических возможностей человека мышление включало в себя, кроме эмпирических знаний и чувственных представлений, также фантазирование и мифотворчество при установлении причинно-следственных связей между явлениями. Мир познавался человеком в самом процессе бытия и его переживания. -чение мироощущения и миропереживания в ней превалирует над миропониманием и мирообъяснением. В этом отношении мифологическое познание ближе к художественному, чем к научному и философскому типам познания. С позиции мифологического видения мира все явления природы "присутствуют в муках и радостях человека. В известном смысле, - пишет исследователь мифологии Л.Блага, - окружающий мир выступает продолжателем нашего тела. Когда ветка дерева вибрирует, человек ощущает эту вибрацию как усилие его руки.

Религиозное мировоззрение в содержании искусства

Религиозное мировоззрение в отличие от мифологического конституируется на иной социально-экономической основе, возникшей вследствии разделения труда внутри общества и возникновения классов. Классовое расслоение общества порождает несуществующую для мифологического мировоззрения проблему согласования противоположных жизненных интересов, ценностно-ориентационных установок, целей и идеалов. Наряду с политическими и правовыми методами господствующий класс решает эту проблему также мировоззренческими и художественными средствами. "Религия есть самосознание и самочувствоЕание человека, - писал К.Маркс, - который еще не обрел себя, или уже снова себя потерял. Но человек - не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек - это мир человека, государство, общество. Это государство, это общество порождает религию, превратное мировоззрение, ибо сами они - превратный мир. Религия есть общая теория этого мира, его энциклопедический компендиум, его логика в популярной форме, его спиритуалистический point d honneur , его торжественное восполнение, его всеобщее основание для утешения и оправданий" .

Религиозное мировоззрение создает лишь иллюзию обобщенного взгляда на мире и места в нем человека. Отношение "человек-мир" сужается до отношения "человек-бог". Все богатство человеческого мира втискивается в узкие, замкнутые рамки этого отношения. Мир, представляющий в сознание мифологического субъекта единое целое, в религиозном мировоззрении удваивается на два противоположных мира - естественного и сверхъестественного, посюсторонне-1 Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 414. го и потустороннего, земного и небесного.

Религия не могла бы функционировать как исторический тип мировоззрения, если бы она не сохранила преемственную связь с мифологией, стереотипы мировосприятия которой укоренились в сознании людей, не включила в свою структуру наиболее "живучие" мифы, не насытила себя нравственным и эстетическим содержанием.

Концептуальный уровень религиозного мировоззрения не воспринимается непосредственно основной массой верующих. Доступными для массового восприятия и понимания являются лишь религиозные мифы. Поэтому миф сохраняется в структуре религиозного мировоззрения не в виде редуцированного остатка, а полностью, в своем первозданном виде.

В процессе трансформирования структур мифологического мировоззрения в структуры религиозного, в содержание последнего впервые, в искаженной форме конституируются новые, не нашедшие своего отражения в системе мифологии компоненты. Зто - идеи свободы, равенства всех людей , вопрос о смысле человеческого бытия, бессмертия личности.

В условиях жесткого ценностно-нормативного монизма мифологического мировоззрения вопрос о смысле жизни человека не стоял. Ценностно-нормативный плюрализм религиозного мировоззрения создает "возможность" выбора человеком тех или иных вариантов поведения. Однако сам смысл человеческой жизни, этот кардинальнейший вопрос мировоззрения, концентрирующий в снятом виде все его компоненты и аспекты,сводится религией к тому, чтобы следовать нормам-заповедям, выраженным в так называемых "священных Книгах" 1 См.: Шинкарук В.І. Світогляд і духовна культура /Питання історичного генезису/. - Філософська думка, 1982, JS 2, с. 33. /Библии, Коране, Талмуде/, подготовить свой духовный мир к вечному бытию в божестве.

Земная жизнь человека объявляется бессмысленной, все его мысли должны быть нацелены на достижение полного слияния с божеством, на преодоление временного и несовершенного земного бытия. Таким образом, религия фактически снимает выдвинутый ею самой вопрос о смысле жизни человека.

Взаимоотношения человека с миром носят в религиозном мировоззрении личностный и духовный, а не естественный, природный характер,как в мифологии. Осознание индивидом себя как такового требовало иного способа духовного освоения окружающей действительности, требования, которым мифология уже не соответствовала. Поэтому религия конституирует на место жесткого ценностно-нормативного монизма мифологического мировоззрения иллюзию ценностно-нормативного плюрализма, самостоятельного детерминирования целей и идеалов жизни. На наш взгляд, различение религиозного мировоззрения от мифологического необходимо осуществить не там, где они взаимосвязаны, переплетены между собой, например, в первобытных религиях, а там,где каждый тип мировоззрения представлен в своем наиболее "совершенном" виде. Поэтому, при раскрытии особенностей выражения религиозного мировоззрения в искусстве мы будем в своем анализе ориентироваться на наиболее развитые формы религиозного сознания - мировые религии.

Структуры буржуазного мировоззрения в содержании искусства

Мировоззренческое содержание искусства эпохи Возрождения выходит за рамки религиозного мировоззрения. Однако оно еще не освобождается полностью от влияния религии. Чувственно-эмоциональный уровень мировоззренческого содержания, т.е. мироощущение, мировосприятие произведений Л.да Винчи, Микеланджело Буонаротти, А.Дюрера и других художников Возрождения,пронизан абстрактно-гуманистическим и оптимистическим смысложизненным содержанием, выражается в обожествлении человека, возведении его до уровня бога и низведении і последнего до положения человека. Гуманистическая направленность искусства этой эпохи основывается не на умозрительно построенных картинах мира и концепции человека, а имманентно вытекало из нового, чувственно-эмпирического отношения к человеку. Это отношение обусловливалось характером зарождающихся производственных отношений нового типа - буржуазных, вовлечением человека в более широкий круг социальных, производственных и культурных связей. "Скроенное по мерке феодализма католическое мировоззрение не могло больше удовлетворять" буржуазию.

Мануфактурное разделение труда ускорило процесс дифференциации искусства. Художественное творчество отделяется от ремесел и приобретает статус самостоятельного вида деятельности. Соответственно возрастает социальное положение и авторитет лиц, занимающихся искусством. Изобретение печатного станка ускорило темпы распространения идей и ценностей и их функционирование в системе духовной жизни общества. В результате этих процессов и перемен искусство в ХУІ-ХУШ вв. освобождается из-под идеологического влияния религии, экономической зависимости церкви и других социальных институтов феодального строя. Идеологическое раскрепощение художественного творчества изменило духовную направленность искусства, обусловило постепенный отход от выражения религиозно-мифологической мировоззренческой проблематики, его переориентацию на изображение реальной действительности.

Мир человека постепенно расширяется, преодолеваются локально-географические и национальные границы, начинает осваиваться содержание других регионально-этнических культур, в первую очередь - античного искусства. Расширение ценностных параметров художественного мира как следствие усложнения параметров реального мира способствовало возникновению новых жанров искусства /пейзажа и натюрморта в живописи, дифференциации повествовательных и лирических жанров литературы, возникновению нерелигиозной музыки и т.п./, усовершенствованию системы его изобразительно-выразительных средств.

История художественной культуры досоциалистического этапа характеризуется неравномерным выражением в своем содержании основных компонентов мировоззрения - мироощущения, миропонимания и миропреобразования. Как было отмечено, принципы осмысления и объяснения мира, содержащиеся в образной ткани ренессансных художественных творений, выходят за пределы религиозного миропони- мания. Однако они еще не достигли уровня реалистической и рационалистической аргументации. Система миропонимания Возрождения и его функционирование в содержании искусства этого периода строились на теоретических принципах и логических аргументах неоплатонизма , носивших преимущественно этический характер, и только в В наиболее систематизированном и завершенном виде ренессансный период позднего Возрождения на идеях деизма и пантеизма.

Мировоззренческий климат эпохи Возрождения формировался идеями гуманизма. Христианско-религиозная картина мироздания не удовлетворяла мировоззренческие потребности ренессансной культуры, а возникшая на основе идей Коперника картина мира не сразу стала функционировать в содержании духовной жизни и мировоззрения эпохи. Созданная Н.Коперником в 1543 году гелиоцентрическая система строения солнечной системы долгое время оставалась достоянием очень узкого круга людей и только спустя многие десяти-летияизменила систему миропонимания и мирообъяснения. Поэтому ее мировоззренческие выводы, как и идеи Д.Бруно, оказали скорее влияние на содержание реалистического искусства ХУШ-ХІХ вв., нежели на дух гуманистического искусства Возрождения.

Мировоззрение буржуазии эпохи первоначального накопления капитала содержало в себе структуры реалистического миропонимания, элементы философско-материалистической и опытно-естественнонаучной интерпретации мира человека. В этот период возникла необходимость "взглянуть трезвыми глазами на свое жизненное положение и свои взаимные отношения" , т.е. на мир.

Похожие диссертации на Специфика мировоззренческого содержания искусства