Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1.
КОСТЮМ КАК ЗНАКОВАЯСИСТЕМА 20
1.1. Мифологическое сознание и костюм 21
1.2. Социокулбтурная динамика формирования костюма 51
ГЛАВА 2.
КОСТЮМ КАК ВИД ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 80
2.1 Средства гармонизации костюма - цвет и покрой традиционной народной одежды 83
2.2. Диалектика развития костюма в современных условиях 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115
БИБЛИОГРАФИЯ 121
ПРИЛОЖЕНИЯ131
- Мифологическое сознание и костюм
- Социокулбтурная динамика формирования костюма
- Средства гармонизации костюма - цвет и покрой традиционной народной одежды
Введение к работе
Сегодняшнее состояние экосистемы и развитие высокотехнологического
общества требуют формирования нового сознания, новой проективной
философии. Необходимо решить важные вопросы поиска ограниченного
баланса между творимой и природной средой. Современное производство
располагает реальными возможностями осуществлять эстетическое
преобразование предметно-бытовых форм. В сфере дизайна назрела
необходимость проведения исследований, раскрывающих динамику
взаимоотношений творчества человека и природы, с целью создания органически целостных объектов.
Использование в качестве эмпирического материала семиотических единиц прошлого, позволяет продолжить интеллектуальный процесс изучения и рождения новых структурных комплексов. Эволюция костюма, как один из видов эстетической практической деятельности людей, зависит от трех составляющих: 1) наследственности или традиций, предопределенных историей и природой; 2) влияния социально-исторических условий культурной среды; 3) эстетического отношения или творческого преобразования среды (костюма в том числе), которые имеют импульсную природу.
Костюм - это исторически сложившийся и постоянно развивающийся комплекс определенным образом согласованных между собой предметов, состоящий из одежды, украшений и дополнений к ним в виде сумки, зонта и других. Аналогично архитектуре костюм ограничивает часть пространства, но в отличие от нее, костюм гораздо ближе к телу человека и сильнее влияет на его самочувствие. Костюм имеет множество функций, которые подразделяются на утилитарные и информационно-эстетические. В одном случае одежда и украшения выполняют утилитарное значение, используются как вещи для защиты человека от неблагоприятной внешней среды. В другом случае костюм обозначает бытовую традицию, которой следует общество или отдельные слои,
служит знаком, символом и несет смысловую нагрузку. Это информационно -эстетическая функция одежды или костюма в целом.
Украшения в составе костюма - предметы, украшающие одежду или тело человека: бусы, серьги, браслеты, нашиваемые на одежду пластинки. В условиях теплого климата они возникли раньше одежды. Человек как социальное и культурное существо всегда использовал украшения с их информационно-эстетической функцией. Кроме украшений в составе костюма есть одежда, головные уборы, обувь.
Одежда - совокупность изделий, которыми человек покрывает тело, защищаясь от различных неблагоприятных воздействий. Человек как биологическое существо, имеющее тело с витальными потребностями не может обойтись без одежды. В этом случае одежда выполняет защитную функцию и соответствует географическим, климатическим условиям. Одежда призвана расширять возможности человека при выполнении каких-либо работ и действий, поэтому образ жизни, основной вид деятельности вызывали возникновение специфических, а потом и профессиональных элементов в одежде. Кроме антропометрического и гигиенического соответствия, важно было достичь и психофизиологической гармонизации костюма и человека. Ткани и ощущения их психофизической комфортности, субъективное эстетическое воздействие формы и цвета в одежде всегда были важны для человека.
Каждая полезная вещь в сфере потребления является одновременно и вещью социальной, культурной, удовлетворяющей в какой-либо степени эстетические потребности. В зависимости от доминирующих функций, костюм можно назвать вещью или социально-культурным объектом, необходимым для половозрастной, классовой, профессиональной, конфессиональной, региональной, этнической дифференциации людей. Эта интегративная функция костюма возникла в качестве отличительного признака как метки на теле еще на ранних ступенях развития человеческого общества. Потом было достаточно один раз взглянуть на костюм незнакомого человека, чтобы понять,
из какой он местности, к какому роду-племени он принадлежит, каково его общественное положение и гражданское состояние, какому богу верит, что от него можно ожидать и как себя с ним вести. В данном случае костюм выполняет регулятивную функцию. С помощью костюма совершается взаимодействие человека и среды. Человек создает определенную среду, эмоции, чувства, затем среда влияет на человека, требует адекватного поведения. Функция костюма определяет внешний вид, форму, цвет, ткань, покрой, характер украшений. Костюм, предназначенный для исполнения ритуалов и празднеств, отличается от костюма, предназначенного для работы.
Утилитарные и информационно - эстетические функции традиционного костюма могут быть выделены только теоретически, как две стороны одного и того же предмета. Эти две стороны традиционного костюма взаимообусловлены, сопряжены оптимальным образом. Народы отшлифовывали свои костюмы столетиями, все ненужное, нецелесообразное было забыто, все рациональное получило свое развитие. Поэтому традиционный народный костюм можно назвать гармоничным со всех сторон, это оптимальное средство адаптации к среде обитания и к культурному окружению. Учитывая богатый опыт и пройденный путь традиционного костюма, нужно признать: закономерности гармонизации народного костюма, их принципы актуальны и сейчас, только на другом витке эволюционной спирали. Изменились социально-культурные условия, и костюм соответственно реагирует на это.
Актуальность темы исследования. Костюм как продукт исторической эстетической практики человеческой культуры, как семиотическая система повседневной жизни людей, объединяет в себе внутренний мир человека и внешние факторы бытия посредством знаков. В своем стремлении к эстетическому идеалу, издавна человек с помощью условных знаков в виде цвета, формы, линий и украшений отражает в костюме действительность -«настоящее» или моделирует потенциальную возможность «будущего», не
запрещенного законами природы и общества. Костюм - это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи некой информации.
Традиционный народный костюм - это исторически сложившийся продукт национальной культуры, связанный с образом жизни, обычаями, климатическими условиями, историческими событиями и, особенно, внешним обликом человека. Традиционный народный костюм выражает философские идеи народа, его мировоззрение, на костюм проецируются все аспекты социального, материального, технического уровня развития определенного общества и эстетически воплощаются в геометрических концепциях формы украшений, покроя и силуэта. Следовательно, костюм можно назвать знаковой системой или языком культуры, где происходит накопление, оформление в текст и передача культурной информации. Язык костюма, наряду с устной речью, расширял диапазон знаний и представлений поколения и служил для передачи информации следующим поколениям. В традиционном народном костюме как в символико-знаковой системе записан ценностно отобранный опыт жизнедеятельности множества людей и поколений. Этот опыт может быть накоплен, осмыслен и эстетически выражен в материальных вещах: в вышивке, аппликации, цвете одежды и украшений. Это код или язык костюма. По выражению Е.Г.Яковлева, «...эстетическая практика - это предметно-идеальная деятельность (в отличие, например, от философской теоретической деятельности), включающая в себя создание предметов и материальной и духовной культуры, а также осмысление ее на уровне обыденного и теоретического сознания, в том числе в системе эстетических категорий» .
Современный же костюм является продуктом дизайн - деятельности и несет в себе зримое отражение процессов действительности. Для правдивого и верного их отражения эстетика, так же как и другие науки, опирается на опыт своего развития, где анализ исторического пути выступает неотъемлемой частью прогностического моделирования одежды. Художники и конструкторы костюма обращаются к богатому народному наследию, очень гармоничному, в
1 Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. - M.: Гардарики, 2000. С. 9.
связи с этим является актуальным исследование эстетики народного костюма в аспекте проектирования современных моделей. Для каждого специалиста, проектирующего костюм, знание костюмографического языка обязательно, точно так же как профессиональный музыкант не может играть только интуитивно в силу своего таланта, без нот. Художники и проектировщики костюма в основном интуитивно находят новые образы и оригинальные модели, в которые затем приходится вносить эстетические, технологические и экономические корректировки. Оригинальность, красоту и технологичность модели можно оценивать только сравнивая его с творениями прошлого. Культурное значение любого произведения может быть установлено полностью лишь тогда, когда можно понять, как оно соотносится с традицией. Только поняв эволюцию форм костюма и историю его изменений в определенные исторические периоды, современные проектировщики одежды могут сочетать анализ предпроектной ситуации с прогнозированием и инженерным расчетом, что в конечном итоге связано с экономикой предприятий легкой промышленности. Из прошлого формируется будущее, человек постепенно проникает в существующую гармонию мира, в его упорядоченность и оформленность.
Степень научной разработанности проблемы.
Обзор литературы и анализ состояния разработанности темы позволяет сказать, что народный традиционный костюм всегда был объектом изучения для различных специалистов, так как он является прекрасным памятником народного искусства и отражает материальную и духовную культуру народов. Проблема использования традиционной народной одежды находится на стыке нескольких наук. В основном народную одежду изучают художники, искусствоведы, этнографы, историки, которые дают подробное описание внешнего вида традиционного костюма, высказывают свое отношение к развитию и изменению народной одежды при смене эпох, делают выводы о функциях костюма, его знаковости, о различном подходе к будничной и
нарядной одежде. Костюм как народное искусство, являющееся синтезом материальной и духовной традиционной культуры, широко изучалось этнографами в первую очередь в свете его этнической и этногенетической специфики. Кроме того, народное искусство рассматривалось ими как отражение мировоззрения народа, его эстетических норм и связей с другими народами. Общеизвестны сенсационные открытия археологов Башкортостана и Южного Урала, свидетельствующие о высокой культуре древних людей края. Наиболее известные из них Аркаим и Синташта. В числе других предметов найдены каменные и металлические украшения, относящиеся к костюму. Реконструкцию древней одежды и металлических украшений производили в разное время археологи А.Х.Пшеничнюк, Н.А. Мажитов, В.Ф. Генинг, В.А.Иванов, Р.Б.Ахмеров, этнограф С.И.Руденко, А.В.Збруева.
Археологическими данными подтверждаются существование единого хозяйственно-культурного типа древнейших сообществ с устойчивыми локальными особенностями, распределение их в пространстве и времени, а также характер их связей. Иными словами, массовая культура была еще в древности. В зависимости от климатических и социально-исторических условий, древняя массовая культура и костюм в ее составе имели местные особенности. Об этом говорят археологические находки и устное народное творчество. Изображение фантастического полиморфного существа - с головою собаки, рогами сайгака, туловищем орла с рыбьей чешуей и хвостом змеи - встречается на металлических бляхах, найденных на Урале. Эти металлические пластинки нашивались в качестве украшений или информационных знаков на одежду и головные уборы. Изображенное существо - вездесущее на земле, на небе, под водой и в подземелье. Прародительницей всех этих существ является женское божество. Образ древней языческой мифологии каким-то образом добрался из Вавилона до Урала. Вавилонская царица неба Иштар, мать всех людей, праобразом которой служила утренняя и вечерняя звезда - планета Венера почиталась 2500 лет назад. Знаменитые ворота Иштар украшали различные фигуры зверей: изображения быков или
носорогов и фантастического существа «Сирруш». Это существо состояло из
четырех частей различных животных: орла, змеи, некоего четвероногого и
скорпиона. В устных повествованиях о животных соединились
напластвования разных эпох их формирования на протяжении тысячелетий. В синкретических сказочных повествованиях башкир «Птица Самригуш и мудрец», о Хумай-кош - небесной деве, которая является на землю в птичьем облике и на ней женится Урал-батыр, говорится, что от них пошел род людей. Везде упоминаются персонажи птиц как прародителей, ставших международными и имеющих начало (берущих свое начало) в мифах древнего Вавилона. Подобные образы, тотемы, эстетически преобразованные украшения, использовались древними жителями Приуралья в составе костюма.
История костюма равна истории человечества. На территории Башкортостана древние племена создали первобытный матриархальный тип культуры. Формирование костюма происходило в рамках синкретической культуры, созданные руками человека вещи обладали сакрально-магическим смыслом. В структуре сложных обрядово - праздничных женских головных уборов народов края хорошо прослеживается символическое изображение птицы; в верхней части - голова с клювом, сзади - длинный хвост, с двух сторон по бокам — нарядные крылья. Причем это характерно для тюркских и финно-угорских народов региона, что указывает на значительную древность головных уборов и возникновение их еще в доисламский период.
На сходство женских головных уборов финно-угорских и тюркских народов Приуралья обращали внимание еще исследователи и путешественники XVIII века П.Паллас, И. Лепехин, И. Георги. Они составили яркие описания и гравюры головных уборов башкир, татар, марийцев, удмуртов, украшенных серебряными монетами, кораллами, бисером. Это высокие конусообразные покрытые монетами и имеющие наспинную лопасть в виде хвоста птицы головные уборы. Верхняя часть головных уборов башкирок в результате эволюции под влиянием исламской религии к XVIII веку возможно уже
утратила сходство с клювом птицы, но это сходство хорошо прослеживается в головных уборах "хушпу" ("ошпу") финно-угорских народов Башкортостана -мари и мордвы. По бокам головных уборов спускаются вниз декоративные покрытые монетами и вышивкой бисером полоски длиной ниже плеч - "два крыла".
С небольшими изменениями головные уборы, описанные в XVIII веке, сохранялись в быту до середины XX века. Старинные их формы хранятся в музеях Уфы, Петербурга, Казани и других городов, а также в музеях Венгрии и Финляндии.
Ученый-историк, археолог, исследователь искусства Николай Константинович Рерих писал о процессе активного взаимодействия на территории России разнообразных культур, сформировавших в свою очередь ту русскую культуру, явление которой мы наблюдаем в двадцатом столетии. Костюм как часть культуры не остался в стороне. Как и все великие культуры, прошедшие естественный отбор длительной эволюции, русская культура и костюм отшлифованы веками, они впитали в себя все лучшее, что было достигнуто в других культурах. В давние времена на русский костюм повлияли костюмы разных народов, которые передали самое ценное из достигнутого. Русский народный костюм наряду со своими собственными достижениями вобрал в себя все ценное из костюмов малых народов и сохранил их. Некоторые малые народы ассимилировались, передав свои культурные достижения. Всё рациональное и целесообразное было подхвачено, видоизменено в соответствии с изменившимися социально-культурными условиями и вернулось на другом витке эволюции. Ценность традиционных костюмов народов Поволжья и Урала в том, что они содержат некоторые элементы костюма тысячелетней давности, которые сохранились теперь в виде локальных особенностей. Эти костюмы меньше тронуты цивилизацией и могут прояснить исторические условия формирования и причины, смысл появления элементов одежды и украшений. В ходе эволюции традиционные костюмы
народов края также внесли свой вклад в общепринятый теперь современный костюм.
Источниками для характеристики костюмов народов Башкортостана XVIII века являются гравюры Георги И.Г., Гейслер Х..Г.Г., работы П.С, Палласа, Из числа многочисленных авторов XIX века, которые писали о нравах, обычаях и упоминали костюмы народов Башкортостана, касательно нашей темы необходимо отметить публикации П.Небольсина (1854 г.), М.В. Лоссиевского (1883), С.Г. Рыбакова (1897), Д.П.Никольского (1890 - 1891, 1899). Конец XIX века был отмечен в России повышенным вниманием к культуре нерусских народов, были изданы работы П.С. Назарова, М. Баишева, Л. Бергхольц, Б.М. Юлуева.
В начале XX века было начато планомерное изучение этнографии народов Башкортостана. Фундаментальные монографии СИ. Руденко " Башкиры" (1925, 1955), основывающиеся на результатах полевых изысканий автора на территории Башкирии, содержит сведения о народной одежде башкир и других народов края : татар, чувашей, марийцев. В 1995 году была опубликована книга кандидата исторических наук Шитовой С.Н. «Башкирская народная одежда». Здесь представлен материал, собранный во время многолетних экспедиционных поездок по Башкортостану и соседним областям, обобщены результаты тщательного изучения музейных коллекций башкирской одежды, архивных источников. Даются описания головных уборов, одежды, украшений, обуви в основном конца XIX века и начала XX века.
В последние годы в России наметились не только этнографические, но и другие подходы к изучению традиций народного костюма. Достоинства работы доктора искусствоведения Ф.М. Пармона в том, что он впервые разработал методику анализа, классификации элементов русского народного костюма. Им разработан классификатор русской народной одежды, выделены типы конструкций, изучены внешняя композиция русского костюма и средства гармонизации, костюм рассматривается как средство эстетического формирования личности.
В книге «Основы теории проектирования костюма», вышедшей в 1988 году под редакцией Т.В. Козловой изложены теоретические вопросы формообразования костюма, дается введение в костюмографический язык. «Художественное, техническое и научное графические изображения костюма составляют три формы более общего языка, который условно можно назвать костюмным графическим языком, или костюмографическим языком»1. В названной работе рассматривается как язык не сам костюм, а изображение костюма как средства коммуникации между специалистами на производстве: словами трудно показать форму и объем. А также при машинной обработке проекта требуется точность символических формул и соответствие каждой мысли определенного знака.
В работах Гориной Г.С., Масловой Г.С., Мерцаловой М.Н., Бланк А.Ф., Фоминой З.М. приводятся и обобщаются данные о народной одежде, преимущественно русской, определены возможности создания новых моделей одежды на базе богатейшего национального наследия. Привлекают внимание труды искусствоведов Янбухтиной А.Г., Хисматуллиной Н.Х., занимающихся много лет исследованием культуры Башкортостана. Докторская диссертация искусствоведа Савельевой И.Н. выполнена на стыке наук, и позволяет проектировщикам рабочей одежды не интуитивно, а научно подойти к формированию ее дизайна, учитывая пройденный опыт народного костюма . Методологическим принципом исследования Савельевой И.Н. является рассмотрение деятельности дизайнера в двух планах: социально-техническом и культурно-историческом, что находит выражение в оппозиции „ эстетика -техника". Эта оппозиция проявляется в противоречивом характере этических ориентации дизайнера, в необходимости учитывать в своей практической деятельности, наряду с эстетическими, также утилитарные требования. Выражается это в противоречии между творческой свободой и экономической необходимостью, между эстетическими идеалами и коммерциализацией
1 Основы теории проектирования костюма. Под ред. Т.В.Козловой. -М.: Легпромбытиздат, 1988. 283 с.
' Савельева И.Н «Формирование основ дизайна спецодежды на базе те орет и ко-методического исследования
гармонизации народного костюма». ~М. Автореф. дисс. доктора искусствовед. 1995. 5 с.
дизайнерской практики. Дизайн в своем стремлении к гуманистическому идеалу ориентируется на целостного человека, гармоничный предметный мир.
Методологической основой диссертации стали труды видных отечественных и зарубежных философов, эстетиков и искусствоведов, таких как: Бел.М., Брайсен Н., Бодрияр Ж., Вагнер Г.К., Леви-Стросс, Лосев А.Ф., Рыбаков Б.А., Фуко М., Шпенглер О., Ясперс К.
Поскольку костюм является одним из видов эстетической деятельности, для анализа сопутствующего культурного контекста диссертант обращался к трудам отечественных философов и эстетиков: Асмуса В.Ф., Басина Е.Я., Генисаретского О.И., Гулыга А.В., Землянухиной Л.В., Иконникова А.В., Лола Г.Н., Яковлева Е.Г. Эстетический анализ костюма как дизайнерской деятельности предприняли Маринко Т.Г., Ермилова Д.Ю., Петросян Е.Н., Бастрыкина Т.С. под руководством профессора Диденко В.Д.
Объект дизайн-деятельности, к чему относится и современная одежда, прошел длительный путь эволюции, поэтому анализ пройденного исторического пути позволяет понять ассоциативные традиции и закономерности дальнейшего развития.
Историография проблемы позволяет сделать несколько выводов:
Народный костюм остается объектом изучения этнографов, историков, искусствоведов, театральных художников и модельеров, а в последнее время изучается и философами, эстетиками.
Костюмографический язык традиционного народного костюма может выполнять одно из своих важнейших назначений - являться хранилищем визуальной эстетической информации, накопленной всем человеческим опытом.
В республике Башкортостан недостаточно разработана эволюция форм традиционных костюмов, имеются отдельные разрозненные факты, настало время подойти к изучению народной одежды с позиции эстетики и дизайна с целью направленного применения закономерностей и смыслов, исторически сложившихся в процессе эволюции традиционной
одежды.
4. Анализ подходов к проблеме изучения и использования народного
костюма в различные исторические периоды позволяет сказать, что
большинство авторов считает народное искусство и костюм богатым творческим источником и серьезным объектом научного исследования. Притом, в связи с развитием гуманитарных и даже технических наук, становятся актуальными для изучения все новые грани традиционного костюма.
Проблемой исследования является использование традиционных
костюмов народов Башкортостана для координации эстетического образа в
практике духовно-природного совершенствования человека. Цель
диссертационной работы - исследование творческой, преобразующей
практики эстетического субъекта, выраженной через эстетическую
деятельность, т.е. региональной истории эстетической практики в
Башкортостане на примере традиционного костюма конкретно-исторического
общества. Актуальность темы определила необходимость
междисциплинарного изучения формирования и развития традиционного народного костюма как структурообразующего процесса, как социокультурного феномена. Для проектировщика одежды необходимо выяснить, как было, и дальше будет развиваться образование структуры костюма и отдельных его частей; как традиционный народный костюм, последовательно трансформируясь, превратился в современный так называемый европейский костюм, как будут использоваться человеком техногенного мира традиционные костюмы народов.
Исходя из поставленной цели, ставятся следующие задачи исследования:
1) выявить истоки и традиции формирования эстетики костюма;
2) сопоставить и анализировать подходы в формировании костюма с
точки зрения структурного единства лежащих в их основе
эстетических и утилитарных закономерностей, которые складывались
под влиянием специфики мифологического восприятия жизни;
рассмотреть многообразие социокультурных процессов и связей, способствовавших становлению костюма, как части декоративно-прикладного искусства и его обратного воздействия на человека и общество;
проследить генезис и смысловое содержание основных приемов конструктивного и художественного решения предметных форм для прогностического моделирования в будущем;
создать банк данных (костюмотеку) о традиционной одежде народов региона для дальнейшего изучения и использования специалистами и студентами.
Важной задачей является создание электронного банка данных традиционного народного костюма и их покроев, так как фонды музеев недоступны для большинства специалистов и невозможно измерить геометрические параметры одежды, их можно рассматривать лишь визуально. Материальные памятники культуры, относящиеся к одежде, выполнены из недолговечных материалов и могут быть утеряны для науки навсегда. Многие экспонаты музеев, приобретенные у населения, имеют дефекты и никогда не выставлялись. Созданный банк данных народной одежды вводит в научный оборот материальные источники, не выставлявшиеся ранее из-за неподлежащего внешнего вида. Рассредоточенность подлинных образцов в музейных фондах, отсутствие специальных обобщающих исследований, раскрывающих искусство традиционных костюмов народов Башкортостана и их конструкций, затрудняют работу в подготовке специалистов проектировщиков одежды. В связи с гуманитаризацией высшего образования, при подготовке инженеров - проектировщиков одежды необходимо совершенствовать учебный процесс по эстетике и истории традиционного костюма. Как социальное явление, традиция - не только способ передачи духовно-нравственной информации, но и своего рода "педагогическая поэма", направленная на воспитание подрастающего поколения. Культура всегда
связана с историей и подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества.
Еще один аспект актуальности исследования - необходимость решения назревших экологических проблем, в том числе, экологии "духа" (души). Современная экология включает не только биологическую, но и культурную безопасность. Если племена, живущие в жарких джунглях, не нуждались в защитной одежде от непогоды, то украшения у них были всегда. Костюм дикаря без одежды состоял, например, из клыков зверей и ракушек и выполнял охранную функцию. Первоначально украшения выполняли защитную утилитарную функцию ( от злых духов), только затем появилась эстетическая функция. Красота, эстетика тоже утилитарна и поэтому нет смысла противопоставлять эстетику и технику, технологию. Принцип ансамбля характерен для традиционных костюмов всех времен и народов мира. На сегодняшний день ансамблевый строй ювелирных украшений зачастую как бы обезличен и утерян национальный адрес. Не расшифрованы экологические и медицинские функции. Все это свидетельствует о давно назревшей необходимости научного подхода к решению данной проблемы. В традиционном народном костюме в процессе его формирования экологический аспект был решен интуитивно правильно. Сведения о воздействии элементов костюма на здоровье человека, проверенные временем, позволяют сузить круг научного поиска и оптимизировать задачи проектирования современных костюмов совместно с гигиенистами.
Источники состоят из трех основных частей:
вещественные (материальные),
письменные,
изобразительные источники.
* Ценность данных источников как знаковых систем, как средств выражения
смысла состоит в передаче таких универсалий культуры, которые были
актуальны для человека в течение тысячелетий. Смысл этих вещей дошел до
наших дней, но изменилась эстетика и технология изготовления. И это тоже
знак. Костюм, как и сам человек, многогранен.
Объектом исследования является традиционный народный костюм: подлинники, экспонаты музеев - костюмы народов Башкортостана, их рисунки и фотографии, описание украшений и одежды из различных исторических и литературных источников, эволюция эстетики костюма.
Предмет исследования - генезис и развитие эстетической мысли в области исследования костюма, социально-исторические условия, основные принципы и закономерности формирования культуры костюма народов Башкортостана, смысловое содержание эстетики костюма. Взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, знако-символической системы (или культурных кодов), покроев одежды.
Границы исследования - хронологические рамки охватывают период от материальной культуры каменного века до конца П тысячелетия н.э. Сохранились украшения, относящиеся к костюму людей палеолита. Наиболее ранние из сохранившихся предметов одежды относятся к середине XVIII века, в коллекциях музеев преобладают вещи, созданные в XIX веке - начале XX века.
Территориальные рамки. Южный Урал с древнейших времен является зоной контакта двух огромных цивилизаций: оседлых земледельцев и кочевых скотоводов. Следствием их взаимодействия на протяжении тысячелетий явился неоднородный этнографический и антропологический состав народов. Историческая территория Башкортостана, между двумя великими частями света - Европой и Азией, очень своеобразна как среда взаимодействия и взаимообогащения двух великих цивилизаций Востока и Запада.
Методология исследования. Историко-генетическое исследование
эстетической практики, зафиксированной в костюме, в предметных
(материальных) и духовных (идеальных) структурах человеческой культуры,
требует исторической перспективы. Специфическая комбинаторика
разновременных, разноконфессиональных и многоэтнических элементов структуры костюма, взаимодействующих синхронно, обменивающихся друг с
другом культурным опытом и взаимообогащающих друг-друга систем в ходе культурного диалога, в данной работе изучена в эстетическом аспекте. Системно-типологический подход предполагает комплексное применение диахронических (структурного, функционального, семиотического) и синхронитических (историко-типологического, сравнительно-исторического) методов.
Научной новизной является то, что в теоретическом и методологическом плане данное исследование представляет собой первый опыт философо-эстетического изучения культуры традиционных костюмов народов Башкортостана. В диссертации впервые на местном материале проведен анализ путей и возможностей развития традиций в одежде как эволюционного процесса.
На защиту выносятся следующие положения:
Костюм формировался в мифологическую эпоху и в нем отразилось духовно-практическое освоение мира.
Традиционный народный костюм - уникальный текст, передающий от поколения к поколению социальный опыт народа, эстетические ценности, образцы поведения, умения и технологические навыки, обычаи - культурный космос в целом.
Традиционный костюм конкретизирует уровень развития, которого достигло общество, в материальных предметах, в традиционных ремесленных промыслах на своеобразном языке с помощью различных символов и знаков. Поэтому костюм является важнейшим элементом в сложной системе, характеризующей культуру, цивилизацию.
Традиционный народный костюм - один из основных языков национальной культуры, наравне с устным народным творчеством, характеризующим культуру в другом ракурсе. Существование рунического письма у древних людей, живущих на Урале, является пока гипотезой. Поэтому можно сказать, что в условиях отсутствия
письменности традиционный костюм является одним из основных каналов передачи культурной информации поколений, которую можно раскодировать и провести логическую, графическую обработку, в том числе с применением компьютерных технологий. Необходимо выяснить, что зашифровано в знаках и символах материальных предметов, в посредниках между человеком и культурой. 5. Традиционные костюмы народов неоднородны по составу и состоят из множества различных элементов. Костюм как своеобразный текст, автобиография народа отражает разные пласты культуры пройденных эпох и находится в постоянном развитии с переменным ритмом. Точнее традиционный народный костюм не структура, а структурообразующий процесс, который продолжается и в наши дни. Этот процесс поликультурален, разворачивается и в вертикальном (диахроническом), и в горизонтальном направлениях.
Практическое значение работы. Системное изучение богатейшего, архаичного в своей основе, фольклорного материала, его рассмотрение и обобщение с философо-эстетических позиций, несомненно, представляет практический интерес, поскольку позволяет с новой точки зрения обратиться к решению сложных проблем, связанных с исходными моментами художественного творчества, его ранними формами, историческими метаморфозами, смысловыми аспектами и значением для современного человека. Костюм как исторически сложившаяся культура является многогранным явлением, она пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и экономическую, предпринимательскую деятельность. Совершенствование творческой деятельности во всех видах декоративного и прикладного искусства и в частности, искусства костюма, имеет большое социально экономическое значение.
Мифологическое сознание и костюм
На Урале люди появились 75 - 40 тыс. лет назад до н,э. в эпоху палеолита. К этому времени человек научился изготовлять теплую одежду из шкур животных, устраивать жилища, используя для этого пещеры, расщелины, кости животных, ветки, перекрытые сверху шкурами. Без этого люди не могли бы существовать в суровых климатических условиях. Известным всему миру местом проживания древних людей является пещера Шульган - таш (Капова пещера) в Бурзянском районе, с нанесенными красной охрой на стены изображениями мамонтов, лошадей и других животных, датируемые примерно XIII - XI тысячелетиями до н.э. К неолиту восходит также традиция миниатюрной кремневой скульптуры, продолжавшаяся здесь и позднее, во II тысячелетии до н.э., в эпоху бронзы. Сравнительно недалеко отсюда, на территории Татарстана найдена скульптурная фигурка человека, одетого, судя по очертаниям, в широкую одежду с башлыком, подобной меховой малице. Остатков материальной культуры эпохи каменного века в пещерах Урала найдено немного. В изделиях палеолитического человека утилитарные функции вещи преобладали над эстетическими. Нужно было защититься от холода. Следовательно, на территории Урала была необходима теплозащитная одежда, в отличие от теплых стран, где костюм мог состоять из одних бус и других знаков отличий. В суровых условиях выжили лишь те люди, которые научились защитить себя от холода с помощью жилища и одежд. Это было одно из условий выживания человека - обеспечение экологического температурного гомеостаза.
Биологические возможности системы терморегуляции человека ограничены, особенно в случае пребывания его в охлаждающей среде. В связи с этим большая роль принадлежит «поведенческой» терморегуляции, направленной на регулирование теплоотдачи в окружающую среду. Одним из ее видов, расширяющих возможности существования и производственной деятельности человека, сделавших доступной жизнь в районах с суровым климатом, является использование одежды. Использовались шкуры животных, кора деревьев, листья и волокна растений в виде накладок или покрытия тела.
Древнее население края занималось ткачеством. Сырьем для пряжи служили шерсть и растительные волокна (конопля). Способ ношения звериных шкур был прост: сначала ими оборачивали тело, закрепляя на одном плече пряжкой. Затем появились кожаные передники мужские и женские, женские кожаные передники чаще всего были с нагрудной частью, не из чувства стыда, а для того, чтоб защитить тело от неприятных внешних воздействий. Древние мужские и женские передники встречаются на территории Евразии: в жаркой Азии и в холодной Сибири. Передники были очень распространенным универсальным элементом одежды, они были необходимы при распашной одежде без застежки, могли использоваться и отдельно. Мужские передники были широко распространены в теплых странах. На памятниках и барельефах древнего Востока изображены мужчины (сирийцы) с небольшим куском ковровой материи в виде передника, придерживавшегося на бедрах кушаком. Вероятно, еще до нашей эры люди научились делать гобелены и ковры. Затем появилась кроеная кожаная одежда - узкие кафтаны, брюки путем отсечения прямо на фигуре лишних участков звериной шкуры или наложением старой одежды на шкуры.
Социокулбтурная динамика формирования костюма
Единые экологические корни формирования костюма на огромной территории Евразии не означали их однообразия. Более того, не было двух одинаковых костюмов: массовое производство появится только в конце XIX века. Творчество человека никогда не бывает результатом действия только внутренних или только внешних культурных факторов. Традиционный костюм состоит из рукотворных вещей, имеющих мужское (металлические украшения) и женское (вышивка, аппликация) начало. Костюм - это творчество, где встречается внутренний индивидуальный мир человека и внешнее социокультурное поле. Традиция, традиционный костюм не означает что-то неизменное, застойное. Костюм всегда менялся в зависимости от множества различных факторов. Специфика костюмного языка культуры обнаруживается в его пограничности между духовной и материальной культурой.
Без рассмотрения принципов формообразования предметов в их историческом развитии и путях сложения в систему, невозможно понять "язык" костюма, раскрыть особенности художественно-декоративных традиций и их национального своеобразия. Зарождение и развитие традиционного костюма непосредственно связано с эволюцией в человеческом обществе, его прогрессивным и регрессивным движением. На исторической арене появлялись и исчезали, ассимилировались целые народы, например печенеги, половцы, хазары. Таких этносов на современной карте нет, но их культура, которая накопила в течение столетий позитивный опыт и общечеловеческие ценности не исчезла - она перешла на другой уровень. Культуры сравнительно новых этносов возникли на их культуре, подхватили, творчески переработали и развились дальше. Костюм как часть культуры также был подвержен этому процессу. В отсутствии печатных органов, костюм был одним из языков культуры, через него были переданы моральные, эстетически- экологические и другие ценности.
Археологические памятники V - VII в.в., выявленные на территории Южного Урала, чрезвычайно разнообразны, узколокализованы и выражают этнокультурную пестроту. Разные по своей этнической принадлежности (прототюркские, протовенгерские) племена способствуют в IV - V веках общему изменению ориентации местной культуры, направленной в сторону сасанидского Ирана и тюркского каганата, то есть на Восток.
Костюм менялся вместе со сменой общественно-производственных отношений, эстетических и моральных концепций. Изменение костюма - лишь часть изменения всей структуры бытия. И так как костюм является лишь частью общей культуры бытия, структуры, основывающейся на мировоззрении религии и науки, на экономической системе и т. д. то, понятно, что искусственно сохранять одну из частей структуры, изменившейся в целом, нельзя. Поэтому все попытки сохранить в той или иной форме старый костюм для повседневного потребления, когда в общей структуре бытия для этого нет условий, будут безуспешны. Это касается всего традиционного народного костюма, который претерпел изменения с принятием новой религии.
После переселения тюркских племен на Урал, взаимоотношения между пришлыми и местными племенами, нужно полагать, были сложными. Многие предводители сильных языческих племен понимали необходимость создания единого целого государства на обширной территории от Волги до Урала, раздираемой распрями и раздорами, бесконечными войнами. Не удалось никому этого добиться мечом и силой.
Средства гармонизации костюма - цвет и покрой традиционной народной одежды
Анализ средств гармонизации традиционной народной одежды сводится к рассмотрению четырех составляющих: цвета, материалов, формы и конструкции одежды. Из них для более подробного изучения в данной работе берется цвет и покрой тюркских и финно-угорских народов Башкортостана. Эти составляющие, цвет и покрой также делятся на четыре основных элемента. Четыре цвета: красный, белый, синий и желтый являются основными цветами, остальные оттенки получаются при смешивании основных (схема 3). Многообразие цвета, конструкций, формы и материалов в одежде достигается различным сочетанием этих основных четырех элементов. Числу «четыре» отводится основополагающая роль в космографических и философских концепциях: четыре стороны света, четыре стихии - воздух, земля, вода, огонь. Традиционный костюм как структурообразующая часть процесса познания мира, как запись пройденного пути, также делится на четыре основополагающих элемента. Эту информацию можно прочитать и в древних башкирских орнаментах, в ромбических узорах и свастикообразных композициях, которые обозначают колесо жизни и его динамику. Иерархическая многоступенчатая схема банка информации традиционных костюмов народов Башкортостана, объединяет схемы 1, 2, 3.