Содержание к диссертации
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ДИЗАЙН КОСТЮМА» К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Готовность будущего дизайнера костюма к проектной деятельности
1.2 Современное состояние проблемы формирования готовности студентов учреждений среднего профессионального образования по специализации «Дизайн костюма» к проектной деятельности 46
1.3 Педагогические условия эффективного формирования готовности студентов учреждений среднего профессионального образования по специализации «Дизайн костюма» к про
ектной деятельности 83
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ КОСТЮМА К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Организация и ход экспериментальной работы Анализ результатов экспериментальной работы
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ
- Готовность будущего дизайнера костюма к проектной деятельности
- Современное состояние проблемы формирования готовности студентов учреждений среднего профессионального образования по специализации «Дизайн костюма» к проектной деятельности
- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ КОСТЮМА К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Введение к работе
Интенсивная модернизация общества, изменившая социокультурную ситуацию и образ жизни людей, способствовала появлению новых видов деятельности, направленных на преобразование окружающей действительности. Одним из них является дизайн как молодой вид проектно-художественнои деятельности, решающий задачу гуманизации материального окружения человека, его упорядочивания и обеспечения культурной преемственности образа жизни людей соответственно этическим и эстетическим нормам данной эпохи и данного культурного региона.
Дизайнеры являются проектировщиками, создающими гармонично воспринимаемые материальные формы еще не наступившей реальности. Деятельность современного дизайнера костюма выполняет роль связующего звена в системе «человек - вещь - среда». Она ориентирована на создание новых моделей костюма, отражающих культурные, экономические и эргономические запросы человека с учетом его индивидуального и общественного образа. Создание таких моделей требует от дизайнера понимания современной социально-культурной ситуации и тенденций развития современной художественной культуры, осведомленности в вопросах организации дизайн-производства, сформированной проектной культуры.
Анализ профессиональной деятельности дизайнеров костюма показал, что для значительной части специалистов в области дизайна костюма характерен недостаток теоретических и технологических знаний в области проектирования в целом и проектирования одежды в частности, низкий уровень сформированности проектных умений. Изучение практики подготовки дизайнеров костюма в средних специальных учебных заведениях свидетельствует о необходимости совершенствования системы подготовки дизайнеров в аспекте формирования их готовности к проектной деятельности. Решение данной проблемы требует всесторонних и глубоких исследований с учетом имеющегося опыта современного дизайн-образования и накопленного ранее опыта художественно-проектной деятельности в мире.
Следует отметить, что вопросы профессиональной подготовки дизайнеров находятся в центре внимания исследователей. Эксперименты по комплексной организации среды осуществляются параллельно с появлением новых методик ее проектирования, разработкой которых занимаются теоретики и практики дизайна П. И. Балабанов, Л. Н. Безмездин, О. И. Генисаретский и др. Исследованиями и разработками в области промышленного дизайна одежды занимаются Л. К. Каутбекова, В. М. Нестеренко, Г. И: Петушкова и др.
Методику применения проектов при обучении дизайну костюма будущих учителей технологии разработала Гомбожав Чулууна. Различные аспекты расширения поля деятельности и профессионального кругозора будущих дизайнеров изучали Д. Э. Бейре, С. X. Раппопорт и др. А.,Г. Устинов разработал модель дизайн-образования, соответствующего требованиям принципа опережающего характера профессионального образования. В исследовании А. В. Бойчук изучена проблема формирования материально-технической и организационной готовности дизайнеров к профессиональной деятельности. Вопросы диагностики способностей к дизайнерской деятельности разрабатывали исследователи Л. Б. Переверзев, В. Ф. Сидоренко, Ф. Ф. Даукаитас и др. Формированию профессиональной компетентности студентов-дизайнеров костюма в университетском образовании посвящено исследование Ю. М. Бундиной. И. Б. Торшина изучила эту проблему на материале художественного проектирования школьной одежды. Т. В. Костогриз посвятила свою работу изучению проблемы формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна.
В развитие дизайн-образования внесли вклад В. И. Пузанов, Е. Ро-зенблюм, Н.М. Сокольникова и др. Специфика работы будущих дизайнеров в творческих дизайн-объединениях как средства профессионального обучения рассмотрена в научных изысканиях Д. А. Азрикана, В. Ф. Сидоренко, О. П. Медведева. А. Л. Дижур исследовала взаимодействие дизайн образования и производства в подготовке будущих специалистов. Различные аспекты методики руководства преддипломными и дипломными работами студентов-дизайнеров рассматривали Е. А. Вязникова, Е. Н. Лазарев и др. Формированию проектно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами графики посвящена работа И. С. Каримовой. В диссертационном исследовании Т. М. Кауда разработана и экспериментально подтверждена комплексная программа формирования проектной культуры специалистов в архитектурно-художественном образовании.
Анализ изысканий свидетельствует о признании всеми учеными того факта, что подготовка будущих дизайнеров состоит не только в приобретении дизайнерских знаний, воспитании мотивации к творческому поиску, но и в формировании у них проектных умений. Вместе с тем проблема подготовки будущих дизайнеров костюма к проектной деятельности в средних специаль- -ных учебных заведениях остается недостаточно разработанной.
Таким образом, имеется противоречие между необходимостью подготовки будущих дизайнеров костюма к проектной деятельности и недостаточной разработанностью научно обоснованных рекомендаций по обеспечению педагогических условий эффективного осуществления обозначенного процесса в средних специальных учебных заведениях.
Из данного противоречия вытекает проблема исследования: каковы педагогические условия, способствующие эффективному формированию готовности студентов учреждений среднего профессионального образования по специализации «Дизайн костюма» к проектной деятельности?
Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия эффективного формирования готовности студентов учреждений среднего профессионального образования по специализации «Дизайн костюма» к проектной деятельности.
Объектом исследования является процесс подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования по специализации «Дизайн костюма» к проектной деятельности.
Предмет исследования - педагогические условия эффективного формирования готовности студентов учреждений среднего профессионального образования по специализации «Дизайн костюма» к проектной деятельности.
Гипотеза исследования:
формирование готовности студентов учреждений среднего профессионального образования по специализации «Дизайн костюма» к проектной деятельности будет эффективным, если:
— разработана и внедрена модель исследуемого процесса, компонентами которой являются цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства и результат педагогической деятельности;
— изучение дисциплин специализации строится на основе метода проектов, применяемого на всех этапах учебного процесса (введения нового материала, закрепления полученных знаний, контроля усвоения знаний);
— проектная графика используется как средство формирования проектных умений студентов на основе решения творческих задач;
— обеспечивается формирование опыта проектной деятельности студентов через участие в конкурсах профессионального мастерства;
— в ходе всего процесса обучения осуществляется индивидуальный подход к студентам на основе диагностики их уровня готовности к проектной деятельности.
Цель, объект, предмет, гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:
1. Уточнить понятие «готовность будущего дизайнера костюма к проектной деятельности».
2. Определить критерии уровня готовности будущих дизайнеров костюма к проектной деятельности.
3. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия эффективного формирования готовности будущих дизайнеров костюма к проектной деятельности в учреждении среднего профессионального образования.
4. Экспериментально проверить эффективность выявленных педагогических условий.
Методологической основой исследования явились: идеи диалектического единства общего, особенного и единичного; учение о сущности и движущих силах развития, ведущей роли деятельности в формировании личности, гуманизации учебно-воспитательного процесса; документы об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы.
Теоретико-методологической основой исследования послужили:
— теория деятельностного подхода (И. Я. Зимняя, А. Н. Леонтьев, A. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.);
— теория профессионального образования (С. Я. Батышев, Б. С. Гершунский, В. В. Кузнецов, А. М. Новиков и др.);
— положения компетентностного подхода в педагогике (И. А. Зимняя, Ю. В. Варданян, Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков и др.);
— концепции профессиональной компетентности специалиста (Г. С. Альтшулер, И. Д. Белоновская, С. А. Дружилов, Н. В. Кузьмина, Н. С. Сахарова и др.);
— теории организации и проведения научно-педагогического исследования (В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, Э. Д. Новожилов, А. М. Новиков и др.);
— изыскания по теории и методологии проектирования (П. И. Балабанов, О. И. Генисаретский, Дж. К. Джонсон, Д. Диксон и др.);
— исследования в области теории и истории дизайна (Л. Н. Безмездин, И. Л. Глазычев, К. Кантор, С. Михайлов, Н.М. Сокольникова, С. О. Хан-Магомедов, Г. П. Щедровицкий);
— концепции проектирования дизайна костюма (Г. С. Горина, B. В. Ермилова, Т. В. Козлова, Ф. М. Пармон и др.).
Методы исследования. Для достижения цели, решения поставленных задач применялся комплекс взаимодополняющих методов:
— теоретические методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы, учебных программ, учебников и учебно-методических пособий по дисциплинам общепрофессиональной, общекультурной и предметной подготовки дизайнеров костюма; изучение опыта отечественных учебных заведений по исследуемой проблеме; моделирование;
— эмпирические методы исследования: беседы с преподавателями и студентами; анкетирование студентов; тестирование студентов; анализ итогов совместной работы преподавателей и студентов в аудиторное и внеаудиторное время; педагогический эксперимент; математическая обработка данных; графический метод.
База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе образовательной автономной некоммерческой организации «Средний профессиональный колледж «Академия» г. Чебоксары. В исследовании приняло участие 84 студента, 6 преподавателей.
Этапы исследования. Исследование включало три этапа.
1 этап (2003 - 2004 гг.) был направлен на анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по теме диссертационного исследования; анализ государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ с целью изучения содержания формирования готовности студентов учреждений среднего профессионального образования по специализации «Дизайн костюма» к проектной деятельности. На основе полученных данных была определена проблема исследования, сформулирована цель, задачи, рабочая гипотеза, разработаны теоретические основы и технология формирования готовности будущих дизайнеров к проектной деятельности; проведен констатирующий эксперимент, направленный на выявление особенностей процесса формирования готовности студентов учреждений среднего профессионального образования по специализации «Дизайн костюма» к проектной деятельности.
II этап (2005 - 2008 гг.) был посвящен опытно-экспериментальной работе по апробации и внедрению в учебно-воспитательный процесс колледжа педагогических условий формирования готовности студентов по специализации «Дизайн костюма» к проектной деятельности, корректировалась методика исследования, уточнялись критерии и показатели уровня готовности будущих дизайнеров костюма к проектной деятельности. Уточнялись содержание, формы, методы и средства формирования готовности будущих дизайнеров к проектной деятельности, формулировались предварительные выводы и рекомендации.
На III этапе (2007 - 2008 гг.) обрабатывались экспериментальные данные, были обобщены итоги опытно-экспериментальной работы, разрабатывались методические рекомендации, формулировались выводы, материалы исследования оформлялись в виде кандидатской диссертации.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
— разработана структурная модель процесса формирования готовности будущих дизайнеров костюма к проектной деятельности в условиях среднего профессионального образования, компонентами которой являются цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства и результат педагогической деятельности;
— выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективного формирования готовности будущих дизайнеров костюма к проектной деятельности (внедрение модели исследуемого процесса, компонентами которой являются цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства и результат педагогической деятельности; изучение дисциплин специализации на основе метода проектов, применяемого на всех этапах учебного процесса; использование проектной графики как средства формирования проектных умений студентов на основе решения творческих задач; формирование опыта проектной деятельности студентов через участие в конкурсах профессионального мастерства; осуществление в ходе всего процесса обучения индивидуального подхода к студентам на основе диагностики их уровня готовности к проектной деятельности);
— разработаны критерии готовности будущих дизайнеров костюма к проектной деятельности (потребностно-мотивационный, когнитивный, дея-тельностный).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют и расширяют теорию и методику профессионального образования. В нем уточнено понятие «готовность будущего дизайнера костюма к проектной деятельности», выявлены компоненты этой готовности (положительная мотивация к проектной деятельности; общетеоретические и общехудожественные знания, специальные технологические знания, проектные умения, опыт проектирования костюма). Материалы исследования могут служить базой для дальнейшей разработки проблемы подготовки будущих специалистов в области дизайна к проектной деятельности.
Практическая значимость работы состоит в том, что использование результатов исследования способствует совершенствованию качества профессиональной подготовки будущих дизайнеров костюма в учреждении среднего профессионального образования. Разработанная в ходе исследования и реализованная в учебно-воспитательном процессе колледжа авторская программа занятий дизайн-студии, а также научно-методическое пособие «Проектная деятельность дизайнера костюма» могут применяться преподавателями вузов и ссузов в целях организации учебной и самостоятельной деятелыюсти студентов-дизайнеров.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечиваются четкостью исходных методологических позиций; анализом состояния проблемы исследования в педагогической теории и практике; соответствием теоретических и эмпирических методов исследования его цели, предмету, задачам; количественным и качественным анализом экспериментальных данных; результативным опытом работы автора в каче стве преподавателя спецдисциплин на кафедре дизайна среднего специального учебного заведения и ведущего дизайнера на швейных предприятиях. Положения, выносимые на защиту:
1. Готовность будущего дизайнера костюма к проектной деятельности — это интегративное личностное образование, включающее положительную мотивацию к проектной деятельности, общетеоретические, общехудожественные и специальные технологические знания, проектные умения, опыт проектирования костюма.
2. Критериями, позволяющими определить уровень готовности студентов-дизайнеров к проектной деятельности, являются:
— потребностно-мотивационный критерий, включающий такие показатели, как осознание дизайнером костюма необходимости проектной деятельности; наличие потребности и положительной мотивации к проектной деятельности; эмоционально-положительное отношение к проектной деятельности;
— когнитивный критерий, показателями которого являются наличие общетеоретических и общехудожественных знаний; специальных технологических знаний; знаний о сущности и технологии проектной деятельности в области дизайна костюма;
— деятельностный критерий, включающий в качестве показателей исследовательские (выявления проблемы; сбора информации; осуществления поиска ситуаций-аналогов), аналитико-синтетические (анализа собранной информации; синтеза результатов анализа в начальный графический объект проектирования; формирования творческой концепции); художественные (создания графических вариантов проекта изделия в форме фор-эскизов, поисковых и творческих эскизов; разработки художественного образа костюма; представления проектируемого изделия или группы изделий в законченном графическом эскизном проекте) и конструкторские умения (построения конструкции модели изделия; макетирования и моделирования; изготовления проекта в материале; оформления технологической документации).
3. Формирование готовности студентов-дизайнеров костюма к проектной деятельности является эффективным при реализации следующих педагогических условий:
— разработки и внедрения структурной модели исследуемого процесса, компонентами которой являются цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства и. результат педагогической деятельности;
— изучения дисциплин специализации на основе метода проектов, применяемого на всех этапах учебного процесса (введения нового материала, закрепления полученных знаний, контроля усвоения знаний);
— использования проектной графики как средства формирования проектных умений студентов на основе решения творческих задач;
— формирования у студентов, опыта проектной деятельности через участие в конкурсах профессионального мастерства; "« осуществления в ходе всего процесса обучения индивидуального подхода к студентам на основе диагностики их уровня готовности- к проектной деятельности.
Апробация результатов. Основные результаты данного исследования были изложены и получили одобрение в ходе выступлений на научно-практических конференциях в ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», Всероссийской научно-практической конференции «Педагогический процесс в условиях модернизации Российского образования» (г. Чебоксары 2004, 2005), Межрегиональной научно-практической конференции «Совершенствовании подготовки будущих специалистов в условиях высшего профессионального образования» (г. Чебоксары, 2006), а также V Всероссийской научно-практической- конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (г. Челябинск, 2006), V Международной научно-практической конференции «Этнодидактика народов России: дея-тельностно-компетентностный подход к обучению» (г. Нижнекамск, 2007), ежегодных сессиях докторантов, научных сотрудников, аспирантов, соиска телей и научных конференциях на кафедре педагогики ЧГПУ им. И. Я. Яковлева;
— путем внедрения учебно-методических материалов в учебный процесс факультета «Дизайн» колледжа «Академия» г. Чебоксары;
— материалы исследования нашли отражения в публикациях автора: учебно-методических пособиях, методических рекомендациях, статьях (всего 13 работ).
Структура и основное содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Библиография содержит 246 наименований, среди которых 6 зарубежных источников.
Готовность будущего дизайнера костюма к проектной деятельности
Термины «проектная деятельность», «проектирование», «проект» активно используются в современном научном лексиконе. Проблема проектирования изучалась учеными в различных аспектах:
— П. И. Балабанов посвятил свое исследование методологическим вопросам проектирования (концептуального проектирования, означающего производство идей; перцептуального проектирования, предполагающего осуществление расчетов, экономического анализа, выполнение чертежных работ, а также экспериментальную и организационную деятельности) [22];
— Дж. К. Джонсон рассмотрел проектирование как трехступенчатый процесс (дивергенция - расширение границ проектной ситуации для поиска решения; трансформация - создание принципов и концепций; конвергенция -само проектирование с выбором вариантов с наименьшими затратами) [91];
— в исследовании Д. Диксона изобретательство, инженерный анализ и принятие решения рассмотрены как составляющие сущности проектировочной деятельности [95].
В современных источниках понятию «проектирование» даются разные определения. Дж. К. Джонсон характеризовал проектирование как вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде [91]. По мнению А. Г. Гавриленко, в отечественной и зарубежной научно-технической литературе проектирование рассматривается как «подготовка действия или продукта, то есть подготовительное действие, представляющее собой осмысление того, что подготавливается» [67]. Г. Е. Муравьева определила проектирование как деятельность по осмыслению будущего преобразования действительности с учетом природных и социальных законов на основе выбора и принятия решений [177].
Таким образом, единства в определении понятия «проектирование» не достигнуто, но многие ученые сходятся во мнении, что это способ освоения и преобразования действительности, отличающийся необходимостью действовать в условиях неполноты информации, выбора альтернативных средств системного рассмотрения объектов и процессов. В своем исследовании мы будем придерживаться именно такого понимания данного понятия: проектная деятельность - это действия по освоению и преобразованию действительности в условиях неполноты информации, выбора альтернативных средств системного рассмотрения объектов и процессов.
До недавнего времени, целью проектировщика традиционного типа выступал проект как совокупность документов (чертежей, расчетов и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия; замысел, план, прототип, прообраз какого-либо объекта [217]. В настоящее время проект понимается как «предвосхищающий образ желаемого состояния какой-то части жизненной среды, в отношении которой доказательно признана возможность и целесообразность его практического достижения» [69, 11]. Сущность проекта, в отличие от программ, концепций, доктрин, заключается в том, что проект предполагает поиск новых смыслов накопленного опыта. По мнению Д. Джонсона, цель современного проектирования — положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среде [91, 45]. Таким образом, целью проектирования является проект, закладывающий начало изменениям в окружающей человека искусственной среде.
Следовательно, если объект проектируется, для того чтобы вызвать определенные изменения в мире, то задачей проектировщика должно стать предвидение конечного результата осуществления своего проекта и определение мер, необходимых для достижения этого результата [91, с.45]. Традиционные методы проектирования были нацелены на изменения частного, локального характера, новые же методы, на улучшение всей ситуации в целом -с одной стороны, выходя за пределы, которые были доступны традиционным методам, а с другой — проникая в область личного опыта, внутреннего мира человека [91]. Эволюция методов проектирования заключалась в изменении взглядов на место человека в проектируемой среде.
Первые, традиционно используемые инженерами-проектировщиками, технический (технологическое конструирование) и системотехнический подходы заключались в проектировании отдельно взятых, изолированных технических устройств и технических систем без учета человеческого фактора. Человек рассматривался лишь как внешний фактор, влияющий на работу системы [230].
Современное состояние проблемы формирования готовности студентов учреждений среднего профессионального образования по специализации «Дизайн костюма» к проектной деятельности
Квалифицированное обучение дизайну - это продолжительный и непрерывный процесс подготовки широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к разностороннему, целостному видению и анализу сложных проблем жизни общества и природы, а значит, способных к поиску новых решений насущных проблем и проектных задач.
В рамках исследования мы предприняли изучение отечественного и зарубежного опыта дизайн-образования в целом и подготовки дизайнеров костюма, в частности. Не претендуя на полноту изложения, рассмотрим основные этапы развития системы профессиональной подготовки дизайнеров костюма.
Этап становления дизайн-образования в России пришелся на период становления нового общества, которое поставило перед всеми видами искусства новые цели: создание лучших форм жизни, развитие художественного вкуса в массах. Одежда являлась одним из наиболее подходящих проводников для реализации этой установки. Развитие и распространение знаний о дизайне и для дизайна проходило различными путями: либо через создание специальных учебных заведений нового типа, которые одновременно вели бы и научно-исследовательскую работу, например ВХУТЕМАС, либо через создание научно-исследовательских и проектных организаций, как произошло в дизайне костюма. Однако необходимо отметить, что проектирование костюма относили к прикладному искусству, а не к дизайну, и к разработке костюма активно привлекались художники, в связи с установившимся взглядом о преемственности в прикладных видах искусства.
На 1-ой Всероссийской конференции по художественной промышленности, состоявшейся в 1919 г., была сделана попытка определить ведущую роль художника как творца новых форм костюма. Пропагандировалась идея отказа от обращения к образцам Западной Европы, как основанным на идеологии другого порядка, приветствовалось обращение к русскому народному костюму в качестве творческого источника. Отмечалась важность связи формы костюма с условиями жизни, работой и отдыхом трудящихся.
Проблемы формообразования костюма стали активно поднимать в средствах массовой информации. Так, журнал «Ателье», в состав редакционной коллегии которого входили многие известные советские деятели искусства (В. И. Мухина, Н. П. Ломанова, В. А. Фаворский и др.), в 1923 г. публикует материалы о необходимости создания новых методов в проектировании костюма массового потребления. Например, художник-станковист А. Экстер в своей статье «В конструктивной одежде» писала, что «работа художника, выявляющего новые формы, связана с современным человеком, нахождением новых исходных точек для создания одежды, изобретением способов выражения, нарушением прежних пропорций отдельных частей одежды, подбором цвета в соответствии с формой, конструкцией, фактурой материала, определением ритма конструктивного и декоративного членения, согласования силуэта одежды с динамикой человеческого тела. Необходима совместная работа техника и художника. Техник должен ясно понимать язык художника, уметь перевести всю его работу в материал. Технически обоснованный проект костюма, - считала автор, — является необходимым и первым условием создания одежды» [78, с. 9]. Статья А. Экстер, в сущности, являлась одной из первых программ научно обоснованного проектирования одежды.
Экспериментальная работа по формированию готовности студентов-дизайнеров костюма к проектной деятельности в учреждении среднего профессионального образования
Педагогический эксперимент по проверке эффективности выявленных нами условий формирования готовности будущих дизайнеров к проектной деятельности на примере специализации «Дизайн костюма» проходил на базе образовательной автономной некоммерческой организации «Средний профессиональный колледж «Академия»» г. Чебоксары.
Исследование осуществлялось как конструирование нового опыта формирования готовности будущих дизайнеров к проектной деятельности и преобразование учебно-познавательной деятельности студентов на всех этапах обучения. В процессе эксперимента мы:
— выявляли сформированность каждого компонента готовности студентов к проектной деятельности в области дизайна костюма;
— сопоставляли уровни готовности к проектной деятельности студентов контрольной и экспериментальной групп;
— отслеживали динамику познавательных процессов на основе овладения студентами графическими средствами решения творческих задач, выраженного в промежуточных и итоговых результатах проектирования.
Экспериментальная работа по формирования готовности будущих дизайнеров к проектной деятельности содержала три этапа: подготовительный, формирующий, контрольно-обобщающий.
Подготовительный этап был сориентирован на выбор экспериментальной и контрольной групп; подготовку и координацию деятельности преподавателей, привлекаемых к проведению эксперимента; осуществление диагностики исходного уровня готовности студентов к проектной деятельности.
На процесс формирования готовности студентов к проектной деятельности влияют различные факторы: мотивы поступления в ссуз; уровень общеобразовательной подготовки; характер деятельности до поступления в ссуз; степень сформированности умений и навыков самостоятельной работы; характер интересов, увлечений; уровень развития способностей; их соответствие требованиям будущей профессии. Выявление исходного уровня готовности будущих дизайнеров костюма к проектной деятельности проводилось с использованием метода анкетирования. Разработанные нами анкеты включали в себя все перечисленные аспекты.
В ходе анкетирования нами были опрошены 84 студента, обучающихся на факультете дизайна в среднем профессиональном колледже «Академия». Нам было важно выявить степень представления студентов о деятельности дизайнера костюма, его профессиональных умениях и личностных качествах, необходимых для проектной деятельности.