Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетические проблемы прикладного искусства (на примере искусства керамики) Шавгулидзе Этери Нодариевна

Эстетические проблемы прикладного искусства (на примере искусства керамики)
<
Эстетические проблемы прикладного искусства (на примере искусства керамики) Эстетические проблемы прикладного искусства (на примере искусства керамики) Эстетические проблемы прикладного искусства (на примере искусства керамики) Эстетические проблемы прикладного искусства (на примере искусства керамики) Эстетические проблемы прикладного искусства (на примере искусства керамики) Эстетические проблемы прикладного искусства (на примере искусства керамики) Эстетические проблемы прикладного искусства (на примере искусства керамики)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шавгулидзе Этери Нодариевна. Эстетические проблемы прикладного искусства (на примере искусства керамики) : ил РГБ ОД 61:85-9/120

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. О специфике искусства керамики 15

I. Постановка вопроса 15

2. О двух группах керамических изделий . 20

3. Тенденция неоэстетизации в искусстве керамики 43

4. Неофункционализм и проблема классификации искусства керамики 61

5. Неотрадиционализм в искусстве керамики 75

ГЛАВА II. Научно-технический прогресс и искусство керамики 99

I. К постановке и истории вопроса 99

2. О керамических изделиях машинного производства 105

3. Дизайн и особенности формообразования в производстве массовых керамических изделий 116

4. Место и значение искусства керамики в общественном быту 134

Заключение 155

Библиография 158

О двух группах керамических изделий

В обычной разговорной речи понятием "керамика" пользуются для обозначения изделий домашнего хозяйства, изготовленных из красной жженой глины. То же означают и понятия: фарфор, фаянс, майолика. Каждое из них выражает специфику того или другого глиняного материала, а не определение формы-содержания самого предмета. Например, кувшины одной формы могут быть из красной глины, фарфора, фаянса и т.д. и, наоборот, из красной глины можно изго товить и кувшин, и пиалу, и фигуру животного и черепицу, но по традиции слово "керамика" никогда не ассоциируется/, с черепицей, хотя кувшин и черепица сделаны из одного и того же материала.

Такое понимание понятия "керамика" нелогично, так как понятийные признаки, выражающие то или другое явление, должны быть характерны только для данного явления. А это значит, что раз слово "керамика" включает в себя группу определенных предметов определенной ценности, оно должно выражать специфику только этой группы предметов, но мы называем керамикой изделия разной формы и назначения и выходит, что общим для них является материал и, следовательно, спецификой следует считать материал.

С использованием материала как основы видовой классификации искусства мы встречаемся еще в "Поэтике" Аристотеля. Б дальнейшем в просветительской эстетике ХУШ века, в частности у Дидро и Лессинга, классификация искусства по признаку материальных средств нашла еще большее обоснование.

Автор "Практической эстетики" Г.Земпер, исходя из материала, различает 4 вида прикладного искусства: текстильное, керамическое, тектонное /обработка дерева/ и стереотомное /обработка камня /Земпер Г., 1970/.

И.Фальке в своем труде "Эстетика прикладного искусства", после краткого исторического и общетеоретического вступления, дает такие главы: I. Терракота, 2. Фаянс, 3. Фарфор, 4. Стекло /Falke $.ir. , 1883/.

С таким принципом деления соглашаются многие советские ученые. Например, К.П.Духанин за основу квалификации прикладного искусства берет два признака: материал и назначение, и в керамике тоже выделяет четыре вида: терракота, майолика, фаянс, фарфор /Духанин К.П., 1959/.

Использование того или иного материала в той или иной об- і ласти искусства действительно имеет большое значение, но, как справедливо отмечает М.С.Каган, "материал есть лишь средство художественного формообразования. Для создания сосуда имеет, конечно, большое значение - лепится ли он в глине, вытачивается ли из дерева, выковывается ли из металла, выдувается ли из стекла, отливается ли из пластмассы, однако из какого бы материала он ни был сделан, признаки художественного языка остаются во всех случаях неизменными, так как они связаны с тем, что сосуд должен строиться как объемный предмет, воздействующий своей архитектоникой, пропорциями, цветовыми отношениями, силуютом, композицией, ритмом, фактурой и текстурой поверхности, ее орнаментальным или изобразительным декором и т.д." /Каган М.С., 1972:364/, поэтому "классификацию прикладного искусства по материалу нельзя признать удовлетворительной" /Каган М.С., 1961:69/.

Тем более нельзя ограничиваться только этим признаком классификации в рамках одного из видов прикладного искусства, в частности, в сфере керамики.

Классификация искусства керамики возможна по следующим признакам: 1/материалу, 2/средствам производства, 3/форме бытия, 4/форме художественной деятельности, 5/способам отражения действительности, 6/общественному назначению.

I. Керамика есть вид силикатного материала, который в основном состоит из жженой глины. Шамот, динасис, шпинель и др. огнеупорные керамические материалы в основном используются в технической керамике. Искусство же керамики, как правило, использует так называемые "классические" керамические материалы: терракоту, фарфор, фаянс, майолику. Вместе с тем, ввиду усиления тенденции уникальности, наблюдается склонность художников к использованию

грубого керамического материала, в основном, к шамоту, который создает благоприятные условия для экспериментирования и индивидуальных творческих поисков. В этом смысле не остаются, конечно, без внимания и традиционные керамические материалы, но из-за того, что они хорошо поддаются условиям фабричной обработки, их используют, в основном, для изготовления изделий широкого потребления.

Б Грузии распространена еще одна разновидность керамики -кашанури. Термин иранский и связан с наименованием города Кашана, который был известен производством глазурованных керамических изделий. В Грузию этот термин пришел в средние века и применялся, в основном, для обозначения, керамической посуды, покрытой бирюзовой, зеленой или синей глазурью, потом этот термин стали ошибочно отождествлять с понятиями фаянса и майолики. Кашанури - изделие из чистой глины и выжигается при сравнительно низкой температуре. Правильнее кашанури называть керамическое изделие, на поверхности которого глазурью покрыт только орнамент. В настоящее время этот термин выходит из употребления.

П. По средствам производства изделия искусства керамики можно разделить на две группы: изделия ручного и изделия машинного производства.

Разумеется, ручное производство керамических изделий исторически предшествовало машинному производству, но в условиях НТР доля машинного производства значительно выросла. Несмотря на это, ручной труд по-прежнему продолжает существовать, более того, по мнению некоторых специалистов /Воронов В.В., Чекалов А.К., Андреева Л.Б., Макаров К.А. и др./, именно в этой сфере керамического производства могут быть созданы высокохудожественные, уникальные изделия /здесь речь идет об "отпечатке руки" мастера, "человеческом тепле" и т.п./, задачей же машинного производства является выпуск керамической продукции только массового потребления.

Неофункционализм и проблема классификации искусства керамики

Искусство керамики как один из видов прикладного искусства по традиции связано со сферой удовлетворения материально-практических потребностей общества, но, с другой стороны, как одна из форм художественно-эстетического освоения мира, так же по традиции, имеет духовно-практическую ценность - оно исполняет определенную художественно-эстетическую функцию в общественном быту. Иными словами, место и значение искусства керамики в общественной жизни, в основном, определяются его двойным назначением: утилитарной и эстетической функцией.

Множество теоретических и практических проблем связано с вопросом двойственности функции искусства керамики /и прикладного искусства вообще/. Исторически противоречие между красотой керамического изделия и его полезными свойствами существовало постоянно и противоречие это всегда находило своеобразное решение, так как в реальном быту эти два момента являются не абстрактными, независимыми друг от друга категориями, а отражением конкретного социально-психологического строя и уровня культурного развития общества. Поэтому "решение проблемы взаимоотношений красоты и пользы требует разъяснения этих противоречий, существующих между реальными фактами" /Кантор О. Д967:2І/,,т.е. необходимо выяснить: характер противоречий, существующих на современном этапе между утилитарной и эстетической функцией кераїлических изделий и вызывающие их причины.

Б современном искусстве керамики наблюдается процесс "охудо-жествления" его утилитарной функции. Резкой границы между утилитарной и эстетической функциями керамического предмета никогда и не существовало, если, конечно, не считать неприемлемых тенденций крайнего украшательства или сухого функционализма. Повторяем еще раз, что чистый утилитаризм исключает керамическое изделие из сферы художественной деятельности, а "эстетизация" означает пренебрежение его спецификой и как произведения прикладного искусства. Кроме того, как известно, чисто материальных потребностей не существует. Любая утилитарная функция, которая несет общественное содержание, одновременно содержит в себе и эстетический момент, ибо, как писал К.Маркс, -"чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом" /Маркс К., Энгельс Ф., 1976:129/. Итак, процесс "охудожествления" утилитарной функции современного советского искусства керамики не означает насильственного механи ческого внесения в предмет практического назначения доселе для него чуждых "элементов красоты" - эстетическое начало всегда являлось обязательным "человеческим" качеством вещи. Дело в том, что сегодня, исходя из возросших потребностей общей эстетической организации материально-предметной среды, процесс "охудоже-ствления" утилитарной функции искусства керамики все более углубляется, вступает в новую стадию и приобретает актуальное значение. В частности, проблема неофункционализма в искусстве керамики тесно связана с тенденцией неоэстетизации, в результате чего внутри самого искусства керамики между эстетической и утилитарной функциями произошла некоторая перестановка акцентов и, как и в других формах художественной деятельности, в нем возникло стремление к новому пониманию своей духовной роли в общественном быту. За этшл последовало, с одной стороны, уточнение границ искусства керамики, с другой стороны, - их расширение.

Под уточнением границ подразумевается факт самоутверждения керамики как искусства - искусство керамики отмежевалось от технической керамики, которая использует керамический материал с целью производства таких изделий утилитарного назначения, как оболочка космического корабля и тепловые стержни ядерного реактора, дорожные клинкеры, дренажные и канализационные трубы, радиоконденсаторы, полупроводниковые диоды и многое другое.

С другой стороны, расширилось поле функционирования искусства керамики, так как сегодня с искусством керамики человек встречается повсюду - она наполняет наш быт разнообразной посудой, создает в интерьере акценты в виде керамических панно, декоративных вещей и образцов малой пластики, врывается в пространство садов и парков, активно участвует в завершении художественного образа экстерьеров и т.д.

О керамических изделиях машинного производства

Начнем с вопроса, который мы уже ставили в первом параграфе: можно ли считать произведением искусства изделие машинной индустрии, которое удовлетворяет сегодня наши жизненные потребности?

Прежде всего следует выяснить, что подразумевается под изделиями машинной индустрии. С одной стороны, это - технический продукт промышленного производства /станок, самолет, автомобиль/ и т.д./, с другой, - художественные изделия массового потребления, которые тоже производятся с помощью машин / к последним относятся серийные керамические изделия/. Шесте они и создают предметно-бытовую среду человека, так называемую "вторую природу", и удовлетворяют те или иные потребности общества.

Ввиду того, что человек преображает окружающий его мир "и по законам красоты" стремится его "очеловечить", проблема полной эстетизации бытовой предметной среды становится все более и более актуальной. Этот процесс требует неуклонного роста эстетического потенциала любого изделия, но одновременно ставит специалистов перед своеобразной диллемой: не уничтожит ли это границы между искусством и искусственным миром, созданным руками человека?

Мы считаем, что на вопрос - являются ли произведением искусства предметы машинной индустрии, которые удовлетворяют сегодня наши жизненные потребности - можно ответить так: технический продукт машинной индустрии, созданный с учетом эстетического момента, следует рассматривать как изделие промышленного искусства, художественные же предметы массового потребления, которые создаются с помощью машин, относятся к сфере прикладного искусства.

Исходя из этого, керамические изделия массового пользования, которые производятся, в основном, с помощью машины, следует рассматривать как произведения прикладного искусства. Но выше мы уже отметили, что керамические изделия машинного производства представляют сферу промышленно-дизайнерской керамики, и их место в схеме классификации определили, исходя из этого. Так что же означает промышленно-дизайнерская керамика? Если керамика машинного производства - прикладное искусство, тогда каким образом она является промышленной или дизайнерской?

Понятие "промышленная" в этом случае означает промышленную индустрию - т.е. машинное производство, а не промышленное искусство, а что касается понятия "дизайнерская", то, чтобы доказать правомерность пользования этим понятием, необходимо уточнить: что такое дизайн и какое участие он принимает в машинном производстве массовых керамических изделий?

И прикладное,и промышленное искусство активно участвуют в создании материально-предметной среды общественного быта, для сохранения стилистического единства которого необходима эстетическая деятельность как в одной, так и в другой сфере. Прикладное искусство - один из видов художественной деятельности, но к какой конкретной форме эстетической деятельности принадлежит промышленное искусство?

В связи с этим вспомним статью Томаса Мальдонадо "Актуальные проблемы дизайна", где он пишет:"Одни говорят, что промышленное искусство - художественная деятельность, в частности прикладное искусство; вторые считают его заменителем искусства или "эрзац-искусством"; третьи - абсолютно новым явлением. Между первой и второй точками зрения нет существенной разницы - обе рассматривают промышленное искусство как художественную деятельность, только сторонники первой признают его художественной ценностью, а вторым - оно кажется полным заменителем этой ценности. Не одинаков и результат этих противоположных точек зрения. Первое мнение более безобидно и вызывает выставки, второе создает путаницу. Предмет потребления никогда не сможет выполнять функцию художественного произведения". И далее:"Я считаю, что промышленное искусство или дизайн - это.новый феномен, который относится к искусству, науке и технике" /Мальдонадо Т., 1964:18/.

Мы согласны с мнением Мальдонадо об интегральном характере промышленного искусства, но считаем, что отождествление его с дизайном не верно, так как дизайн представляется нам формой .эстетической деятельности, а промышленное искусство одним из видов его предметного бытия. В связи с этим возникает вопрос: является ли дизайн формой эстетической деятельности?

Теоретики английского дизайн-центра заявляют, что"дизайн -рациональность, воплощенная в зрительные формы", и что будто бы из компетенции дизайна исключается эстетическое.

Создатели американского "стайлинга"1 считают, что основная задача дизайна - придать изделию привлекательную для потребителя форму. Отсюда - их пренебрежение рациональной стороной формы.

Несмотря на такую теоретическую полярность, английские дизайнеры, как правило, создают красивые современные формы, а американские всегда учитывают конструктивную и функциональную стороны изделия. Фактически, американский и английский дизайн тре-I. "Стайлинг" - модификация промышленного искусства, основатели.! которого считают, что это "новое народное искусство и вечный двигатель потребительского общества".

Место и значение искусства керамики в общественном быту

Прикладное искусство, в отличие от других видов искусства, постоянно и повсюду воздействует на человека. Стиль эпохи, уровень эстетического вкуса общества в прикладном искусстве проявляется особенно явно. Это и понятно: предметы, которые бытуют среди лвдей, лучше всего выражают их духовное содержание и эстетические взгляды, а также жизненные условия той социальной прослойки, в которой они создаются и используются.

Искусство керамики как прикладное искусство ввиду своей специфики занимает большое место в быту, представляет неотделимую часть его содержания и в известном смысле определяет это содержание. А быт, как известно, играет ведущую роль в общем процессе воспитания нового человека, а, следовательно, и в эстетическом воспитании личности.

Поэтому определение места и значения искусства керамики в общественном быту, в свою очередь, означает определение места и значения искусства керамики в общем процессе воспитания всесторонне развитого нового человека и в конечном счете - установление социального статуса искусства керамики Анализ этой актуальной проблемы требует, в первую очередь, определения системы самого быта, установления составных элементов ее структуры и затем уточнения места и роли искусства керамики в этой структуре. Тут сами по себе возникают связанные с искусством керамики вопросы эстетического воспитания.

В современной философской литературе категория быта, к сожалению, разработана не полно /Синицин Б.Г., 1963; Кантор В.И., 1963; Киселев В.И., 1963; Маца И., 1969; Темерин СМ., І962; Соболевский Й.Д., 1963; Кривошеина М.А., 1968; Надь Э., 1968;

Каримов X., 1965; Каган М.С., 1978; Бутенко А.П., 1975 и др./. Единого мнения нет, даже в определении самого понятия "быт". Ясно, что, исходя из конкретных задач исследования, мы не можем иметь претензии заполнить этот пробел. Попытаемся лишь определить нашу позицию, снова и снова исходя из проблем современного развития искусства керамики.

Вопрос о связи общественного быта и искусства керамики может быть рассмотрен в двух аспектах: с одной стороны, влияние быта на современное искусство керамики, и, с другой стороны, значение искусства керамики в процессе формирования и развития современного общественного быта.

Ясно, что эмпирически эти два момента не существуют независимо друг от друга, но теоретически рассмотрение их в отдельности возможно и даже обязательно, так как, во-первых, современный быт человека является результатом исторического развития двух основных движущих сил общества - научно-технического и социально-духовного прогресса. Мы уже видели, какие изменения претерпевает искусство под влиянием этих факторов. А это означает, что искусство керамики и общественный быт имеют одни и те же истоки развития, с той лишь только разницей, что в искусстве керамики эти истоки опосредованны особенностями общественного быта. Поэтому необходимо уточнить, каким путем и какими средствами быт выполняет эту роль "посредника". Во-вторых, на современный общественный быт существенное влияние оказывает процесс общей эстетической организации среды, а в этом процессе искусство керамики, как одна из форм художественной деятельности, принимает определенное участие. Значит, искусство керамики характеризуется в отношении быта относительной самостоятельностью; в связи с этим необходимо уточнить вопрос о реальном функционировании искусства керамики в быту. В-третьих, специфика быта, как сферы эстетического влияния, является объектом исследования прикладной эстетики. Одним из предметов исследования прикладной эстетики является и прикладное искусство /а следовательно, и искусство керамики/. Поэтому представляет интерес выявление диалектического своеобразия взаимосвязей этих двух объектов прикладной эстетики /быта и искусства керамики/.

Понятие "быт" в широком смысле включает в себя сферу материальной и духовной деятельности человека. К первой можно отнести предметно-вещное положение быта /тип жилищ, одежда,мебель, предметы бытового обслуживания, посуда и т.п./, организацию общественного питания, торговли, бытового обслуживания и др. К духовной сфере быта принадлежат нравы и обычаи, традиции, праздники, различные формы взаимоотношения людей в быту.

Быт не означает непосредственного процесса материальной деятельности и создания материальных ценностей, так как он является укладом повседневного, внепроизводственного образа жизни людей /Синицын В.Г., 1963; Каган М.С., 1978; ФЭ, I960 и др./, но ввиду того, что эти материальные ценности человек, в основном, потребляет в быту, быт "обусловливается уровнем развития социально-экономических отношений материально-технической базы общества" /Синицын В.Г., 1963:67/. Поэтому характер быта неустойчив - каждому конкретно-историческому периоду соответствует собственный уровень быта. Склонность к неустойчивости более характерна для материальной стороны быта, так как она непосредственно связана с общественным производством.

Похожие диссертации на Эстетические проблемы прикладного искусства (на примере искусства керамики)