Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Экономическое учение социалистов-рикардианцев - специфическая научная школа утопического социализма постмануфактурного периода 10
1.1. Реформаторские тенденции в развитии экономической науки в постмануфактурном периоде 10
1.2. Предпосылки обособления школы социалистов-рикардианцев и оценки социальных извлечений в творчестве ее представителей в экономической литературе 28
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Особенности методологических и теоретических положений в научном наследии Дж. Брея и их отражение в его реформаторской концепции 42
2.1. Влияние классового и каузального методов анализа в творчестве, Дж. Брея на социальные извлечения из трудовой теории стоимости и теории доходов . 42
2.2. Саморегулируемая социальная система при ведущей роли в экономике сферы малого бизнеса как конечная цель реформаторской концепции Дж. Брея 59
Выводы по второй главе 74
Глава 3. Реформаторская концепция Дж. Грея как предтеча кейнсианской теории государственного регулирования экономики 77
3.1. Отражение методологических позиций Дж. Грея о приоритете спроса перед предложением в теоретической интерпретации обмена и воспроизводства 77
3.2. Пути реализации доктрины «эффективного спроса» и принципа ассоциации капитала и регулируемого обмена в концепции реформ Дж. Грея 95
Выводы по третьей главе 111
Заключение 115
Библиография 120
- Реформаторские тенденции в развитии экономической науки в постмануфактурном периоде
- Влияние классового и каузального методов анализа в творчестве, Дж. Брея на социальные извлечения из трудовой теории стоимости и теории доходов
- Саморегулируемая социальная система при ведущей роли в экономике сферы малого бизнеса как конечная цель реформаторской концепции Дж. Брея
- Пути реализации доктрины «эффективного спроса» и принципа ассоциации капитала и регулируемого обмена в концепции реформ Дж. Грея
Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования. Апогей либеральной идеологии классической политической: экономии? многими поколениями ученых-экономистов? увязывается, как правило, с именем и творчеством Д; Рикардо. Его «Начала политической: экономии» (1817), по собственному признанию таких именитых столпов экономической: науки XIX столетия, как Дж.С Милль, К. Маркс, А. Маршалл, стали: благодатной почвой- для подготовки их лучших сочинениш В то же время,, как, справедливо; замечает И Шумпетер, к экономистам, примыкающим к рикардианской- школе, вполне оправдано относить, и «наиболее значительную группу так называемых, социалистов-рикардианцев, ...которые в; 1820-х - 1830-х годах выступали? в. защиту интересов, рабочего класса», ибо» «именно рикардианская теория ценности вдохновила этих экономистов-социалистов т подала- им?. основную; идею»1.
Представителей' школы социалистов-рикардианцев (Уильям1 Томпсон; Томас Еодскин, Джон Брей, Джон їїрей) с рядом; классиков^ и; другими* либеральными экономистами* действительно сближает их приверженность -л трудовой теории стоимости. Но, в отличие от них, все они, как и их кумир Р. Оуэн, настаивают на социальной критике, и социально реформаторских выводах из трудовой интерпретации:этой.теории; В частности, трудовая версия трактовки стоимости в учении Д; Рикардо послужила для школы? социалистов-рикардианцев; основанием утверждать о незаконном происхождении доходов-собственников капитала и земли и о: праве труда на полный продукт труда, пропагандировать выдвигаемые концепции социально^ ориентированных реформ.
Судя по отечественной литературе советского, да и по многим-источникам постсоветского периода, оценки места и роли= в экономической
1 Шумпетер Й.А. История экономического анализа: В 3 т. / Пер. с английского под ред. B.C. Автономова. СПб.: Экономическая^школа, 2001. Т. П. С. 628.
4 науке утопического социализма и социалистов-рикардианцев характеризуются
своей преимущественно идеологизированной направленностью. Например,
даже в недавно вышедшем в свет пятитомном издании «Мировая
экономическая мысль. Сквозь призму веков» (2004) в вводной статье к его
первому тому отмечается, что социалисты-рикардианцы в «раннем английском
социализме» представляют «леворадикальное крыло "школы Рикардо"»2, что их
труды нацелены «против буржуазных рикардианцев Дж. Милля и Мак-
Куллоха, которые доказывали- правомерность присвоения прибыли
капиталистом, поскольку его капиталом пользуются рабочие»3.
Между тем реформаторские концепции социалистов-рикардианцев и,
особенно, выдвинутые Дж. Бреем и Дж. Греем, ставят во главу угла, идеи
всемерного развития малого бизнеса и иные формы регулирования экономики
«сверху» либо «снизу». Эти концепции могли бы быть в значительной^ мере
востребованы в условиях современных российских социально-экономических
преобразований. При этом важно учитывать, что оба онш .фактически
предвосхитили широко известные ныне нововведения в учении Дж.М. Кейнса,
будучи убежденными в том, что инициирование реформ должно исходить от
государства- и что «эффективный спрос» возможно достигнуть только
благодаря государственному регулированию экономики. Наконец, если принять
во внимание практически полное отсутствие историко-экономического анализа
их сочинений и содержащихся в них концепций реформ с позиций ценностей
социально ориентированной рыночной экономики, то возникает непреложная
необходимость выявления наиболее значимых теоретико-методологических и
реформаторских положений школы социалистов-рикардианцев на примере этих
ее представителей.
2 Худокормов А.Г. Незрелый социализм, или еще один источник марксизма? // Мировая
экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т. / Сопред. редкол. Г.Г. Фетисов,
А.Г. Худокормов. / Отв. ред. Г.Г. Фетисов. М.: Мысль, 2004. Т. I. С. 504.
3 Там же. С. 506.
5 Вышесказанное предопределило выбор темы диссертационного
исследования и присущую ей актуальность и практическую значимость.
Степень научной разработанности проблемы. Научное наследие лидеров
утопического социализма и входящей в состав этого направления мировой
экономической мысли школы социалистов-рикардианцев вызывало и вызывает
немалый интерес зарубежных и отечественных ученых-экономистов.
Альтернативные по отношению к классической политической экономии
теоретико-методологические позиции социалистов-утопистов и особенно их
социальные извлечения из трудовой теории стоимости, явились предметом
дискуссии, споров, а иногда и критики в работах таких иностранных
исследователей, как М. Блауг, Ш. Жид, К. Маркс, А. Маршалл, Т. Негиши,
Ш. Рист, П. Самуэльсон, Й. Шумпетер и другие4. В ряду российских авторов
эта проблематика заметно интересовала И. Блюмина, Е. Волкову, Е: .Майбурда,
Д. Розенберга, Л. Сперанскую, М. Туган-Барановского, А. Худокормова и
других5. .
4 Блауг М. 100 великих экономистов до Кейнса. / Пер. с англ. под ред. А.А. Фофонова.
СПб.: Экономическая школа, 2005; Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.:
Экономика, 1995; Маркс К. Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала»), часть Ш.
М.: Гос. изд-во политической литературы, 1961; он же. Капитал. Т. I. М.: Гос. изд-во
политической литературы, 1983; Маршалл А. Принципы экономической науки: в 3 т. М.:
Прогресс, 1993; Негиши Т. История экономической теории. М.: АО «Аспект-пресс», 1995;
Самуэльсон П. Экономика: в 2 т. М.: НПО «Алгон», 1992; Шумпетер Й.А. Капитализм,
Социализм и Демократия: Пер. с англ. / Предисл. и общ. ред. B.C. Автономова. М.:
Экономика, 1995; он же. История экономического анализа: В 3 т. / Пер. с английского под
ред. B.C. Автономова. СПб.: Экономическая школа, 2001.
5 Блюмин И.Г. Предисловие. / В кн. Грей Джон. Сочинения. / Пер. с англ.
Ф.И. Михалевского под общей ред. И.Г. Блюмина. М.: Гос. изд-во политической литературы,
1955; Волкова Е. Пророк «Разумного общества». Роберт Оуэн. Его жизнь и деятельность. 3-е
изд. М.: Моск. союз потребительских обществ, 1917; Майбурд Е.М. Введение в историю
экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, Вита-Пресс, 1996;
Розенберг Д.И. Предисловие, /в кн.: Брей Дж.Ф. Несправедливости в отношении труда и
средства к их устранению или век силы и век справедливости. / Пер. с англ. под общей ред.
Однако специального исследования научного наследия социалистов-рикардианцев через призму содержащихся в их учении реформаторских концепций до сих пор не проводилось. Восполнение такого рода пробела в, осмыслении еще неизведанных аспектов, связанных с выявлением, социально реформаторских нововведений данной школы и предполагает целесообразность проведения комплексного историко-экономического анализа.
Целью исследования является проведение историко-экономического анализа научного наследия социалистов-рикардианцев и установление.-на этой основе их исторической причастности к зарождению и становлению концепций социального реформирования либеральной рыночной экономики. Задачи исследования:
- проанализировать реформаторские тенденции в развитии различных
направлений мировой экономической мысли в постмануфактурном периоде;
- исследовать исторические предпосылки обособления в рамках
утопического социализма школы социалистов-рикардианцев;
рассмотреть особенности социальных извлечений- из трудовой теории стоимости Д. Рикардо в творчестве социалистов-рикардианцев и, их оценки в экономической литературе;
выявить отражение теоретико-методологических положений Дж. Брея и Дж. Грея в их реформаторских нововведениях;
показать направленность реформаторской концепции Дж. Брея на обеспечение ведущей роли- в экономике будущей саморегулируемой социальной системы сферы малого бизнеса;
раскрыть влияние методологической позиции Дж. Грея о приоритете спроса перед предложением на его теоретическую , интерпретацию
И.Г. Блюмина. М.: Гос. изд-во политической литературы, 1956; Сперанская Л.Н. Роберт Оуэн // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т./ Сопред. редкол. Г.Г. Фетисов, А.Г. Худокормов / Отв. ред. Г.Г. Фетисов. М.: Мысль, 2004; Туган-Барановский М.И. Социализм как положительное учение. Пг.: Кооперация, 1918; Худокормов А.Г. Указ. соч.
7 регулируемого обмена и гарантированной минимальной оплаты наемного
труда;
- показать, что используемая в реформаторской концепции Дж. Грея доктрина «эффективного спроса» предвосхищает одноименную доктрину в творчестве Дж.М. Кейнса.
Объектом исследования является школа социалистов-рикардианцев, рассматриваемая на примере экономического учения таких ее представителей, как Дж. Брей и Дж. Грей.
Предметом исследования явились теоретико-методологические положения в творчестве Дж. Брея и Дж, Грея, обусловившие социальную направленность и востребованность ключевых идей их реформаторских концепций.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды видных зарубежных и российских ученых-экономистов в области истории мировой и отечественной экономической мысли, концептуальных проблем эволюции рыночной экономики и реформаторского обновления общества.
В процессе работы были использованы методы исторического, системного и сравнительного анализа, а также диалектический и логический подходы.
Информационную базу исследования составили сочинения представителей школы социалистов-рикардианцев, а также многообразные альтернативные оценки их научного наследия, содержащиеся в работах иностранных и отечественных экономистов и историков экономической мысли прошлого и современности.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в выявлении в реформаторских концепциях социалистов-рикардианцев научно-практических идей и положений, лежащих в основании современных доктрин социально ориентированной рыночной экономики и теорий государственного регулирования экономики.
8 В результате проведенного исследования получены; следующие наиболее
существенные результаты, которые выносятся на защиту:
1) раскрыта роль школы социалистов-рикардианцев в формировании
доказательной теоретико-методологической базы, для аргументированного
опровержения смитианских идей об- автоматической! равновесности и
саморегулируемости экономики свободной конкуренции;.
2) определено, что:в отечественной экономической литературе советского '
периода творчество социалистов-рикардианцев: дифференцировалось: на
течение, более близкое к марксистскому учению о научном социализме
(Т. Годскин и У. Томпсон); и течение, тяготевшее к «мелкобуржуазнотутопии»
(Дж. Брей и Дж. Грей);
3) показано- влияние. социальных извлечений из трудовой теории,
стоимости социалистами-рикардианцами на: экономическое учение:
К. Маркса, который, как они, отвергая: доктрину «рабочего фонда», также
полагал, что- феномен: минимизации величины заработной платы- при
капитализме являет собой следствие узаконенной «сделки между
капиталистами и рабочими»;
4); выявлена существенная схожесть реформаторских концепций Дж. Брея и Дж. Грея; в связи с содержащимися? в них положениями о целесообразности инициирования реформ «сверху», а? также о том, что в ассоциативном: обществе будущего решение, социальной проблематики предполагает преобладание в экономике малых форм предпринимательской деятельности;.
5) установлено, что, согласно концепции реформ социалистов-
рикардианцев, «эффективный спрос»,, еще задолго до «Общей теории»
Дж.М. Кейнса, стал трактоваться; не как обусловленная первичностью
предложения и вторичностью спроса данность, а как следствие обязательного
регулирующего воздействия на экономику внешнего фактора - государства;
6) обосновано, что положения Дж. Грея о необходимости формирования-
размера минимальной оплаты труда, гарантируемой* государством, и
всемерного расширения номенклатуры и объемов представляемых населению
социально значимых услуг (в сфере образования, страхования и иных потребностей и бытовых нужд трудящихся) могут рассматриваться как истоки современных доктрин социально ориентированной рыночной экономики.
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в диссертации выводы и обобщения способствуют более широкому и углубленному ? представлению о вкладе социалистов-рикардианцев в формирование реформаторских оснований экономической науки и современных теорий государственного регулирования экономики.
Отдельные результаты диссертации могут быть использованы в учебном процессе высших учебных заведений при изучении дисциплин «История экономических учений», «История экономики», «Экономическая теория». Они могут послужить также основой для последующих изысканий и разработок историко-экономической направленности, связанных с выявлением особенностей эволюции мировой экономической мысли в постмануфактурном периоде.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на «Двадцатых Международных Плехановских чтениях» (2007 г.) в Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова и получили положительную оценку. Изданная в этой же академии брошюра «Истоки и особенности реформаторских концепций социалистов-рикардианцев» (М.: Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова, 2006) используется при преподавании историко-экономических дисциплин в подразделениях РЭА им. Г.В. Плеханова.
Реформаторские тенденции в развитии экономической науки в постмануфактурном периоде
В истории мирового хозяйства и экономической мысли одним из наиболее значимых и важных является так называемый постмануфактурный период. Основные признаки этого периода - переход от присущего мануфактурному производству ручного труда к преимущественно машинному, механизированному труду в промышленности и от доминировавшего крестьянского типа хозяйствования к фермерству в сельскохозяйственном производстве — проявили себя с завершением промышленного переворота в начале XIX века в Англии и немногим позднее во Франции. Названные процессы активной индустриализации и коммерциализации хозяйственной жизни, сопровождавшиеся формированием широкой сети фабрик и заводов в городах и фермерских хозяйств на селе, охватили в течение первой половины XIX столетия подавляющее большинство развитых стран той поры и способствовали невиданным ранее темпам роста производительности труда во всех сферах общественного хозяйства.
Промышленный переворот как неотъемлемая черта постмануфактурного периода ознаменовал себя, в числе прочего, созданием эффективных элементов и институтов рыночной инфраструктуры, многократным снижением розничных цен на широкий ассортимент товаров и услуг. И поскольку эти и другие позитивные свершения в экономике постмануфактурного периода происходили, образно говоря, под флагом идеологии laissez faire или, что одно и то же, экономического либерализма, постольку именно лидеры и адепты классической политической экономии, ратовавшие за политику ничем не ограниченной свободы конкуренции и предпринимательской деятельности, признавались в ту пору многими исследователями движущей силой экономической науки и творцами наиболее динамичной и перспективной, как им казалось, хозяйственной модели.
Выдающиеся представители классической политической экономии в постмануфактурном периоде в лице Д. Рикардо, Ж.Б. Сэя, Т. Мальтуса, Н. Сениора, Ф. Бастиа и других, отстаивая принципы laissez faire и критикуя протекционистскую экономическую политику меркантилистов, были совершенно убеждены в правоте предвидений своего учителя А. Смита-, изложенных в 1776 году в его «Богатстве народов», то есть еще до свершения где-либо в мире промышленного переворота. В их собственных сочинениях, изданных уже в постмануфактурном периоде, по-прежнему, в духе смитианского учения, красной нитью прослеживалась мысль о том, что «направляемая невидимой рукой рыночного механизма, основанного» на общественном разделении труда, погоня за частными интересами ведет к богатству всего общества» [43. С.26]. Поэтому каждого из них в полной мере устраивали, говоря словами видных историков-экономистов современности Ш. Жида и Ш: Риста, те обстоятельства, в силу которых [23. С. 143]:
- первые тридцать лет XIX столетия были свидетелями глубоких перемен в экономическом мире;
- повсюду господствовал экономический либерализм;
- ничто больше не связывает laissez faire;
- повсюду свободная конкуренция;
- государство отказалось от всякого вмешательства в организацию
производства и в отношения между рабочими и хозяевами.
Между тем социально-экономические реалии постмануфактурного периода в действительности оказались не столь обнадеживающими и радужными. Вопреки прогнозам и заверениям классиков, уже в начале XIX века стали все с нарастающей остротой проявляться невиданные прежде социальные проблемы и диспропорции в развитии различных сфер и отраслей хозяйства тех стран, в которых возобладали принципы экономического либерализма и связанные с ними либеральные хозяйственные нововведения в городских и сельских местностях. Негативными последствиями промышленного переворота почти повсеместно явились нарастающие процессы разорения мелких собственников и предпринимателей, недобровольной безработицы, массовых забастовок и других форм рабочего движения. Вплоть до второй половины этого - XIX столетия отсутствовали законодательно регламентированные условия и требования по организации производства и нормированию труда наемных рабочих. Социальная напряженность в обществе усугублялась еще и массовой практикой привлечения в сферу наемных работников весьма дешевого труда женщин, подростков и даже детей.
Чрезмерное увлечение классиков абстракциями и дедуктивным подходом в целях идеализации либеральной модели социально-экономического устройства общества в постмануфактурном периоде послужило основанием для возникновения аргументированной критики политики laissez faire и зарождения реформаторских тенденций в эволюции экономической науки той поры. Причем эта критика впервые появилась и заявила о себе в тех же странах, которые ранее многих других государств мира прошли путь от экономики мануфактурного типа к так называемой постмануфактурной экономике, а именно - Англии и Франции. Вот почему именно в названных странах в трудах соответственно английских и французских ученых-экономистов на всем протяжении постмануфактурного периода излагались те или иные реформаторские концепции, порождая споры и дискуссии об альтернативных видению классической политической экономии возможностях гармонизации хозяйственной и духовной жизни общества, о месте и роли в экономике различных форм собственности и бизнеса, и других проблемах.
Влияние классового и каузального методов анализа в творчестве, Дж. Брея на социальные извлечения из трудовой теории стоимости и теории доходов
Джон Френсис Брей родился в 1809 году в столице Соединенных Штатов, Америки в Вашингтоне, куда некогда из Англии эмигрировали его родители. В 1822 году они вместе с отцом, работавшим там ряд лет артистом, возвратились в Англию. Но вскоре отец умер. Ему пришлось трудоустроиться учеником переплетчика, а позднее стать рабочим-наборщиком.
В молодые годы короткое время- ему довелось принимать непосредственное участие в рабочем движении, выступать на собраниях и митингах. Однако, ко времени формирования широко организованного в Англии движения чартистов (1836-1837 гг.) его отношение к чартизму и тред-юнионизму резко изменилось. Уже в неполные тридцать лет он пришел к выводу, что рабочее движение не в состоянии исключить существующее неравенство в обществе. И когда 8 мая 1838 года был обнародован сводный перечень основных требований чартистов в виде некоей Хартии, то Дж. Брей категорически отверг все постулаты этого документа.
Спустя год в 1839 году 30-летний Дж. Брей издал главный труд своей жизни под названием «Несправедливости в отношении труда и средства к их устранению или век силы и век справедливости». Книга была задумана им в качестве ответа и критики на ту самую Хартию, согласно которой для осуществления демократических преобразований провозглашалось необходимым:
1) всеобщее избирательное право;
2) разделение страны на равные избирательные округа;
3) отмена ценза для парламентских кандидатов;
4) избрание законодательного собрания только на один год; ; 5) тайная подача голосов;
6) жалование членамшарламента.
Но- Дж. Брей, демонстрируя на страницах книги близость своих принципов, взглядов и программных положений реформаторской концепции Р. Оуэна, отвергает всякую мысль о возможной подмене грядущих социально-экономических преобразований лозунгами политической борьбы, и требованиями учредить демократическую республику. Принтом он;указывает читателю на опыт политических завоеваний в США, где сам некогда проживал, и где в социальном плане, на его взгляд,, необходимых изменений так и не последовало.
Об этом свидетельствует, в частности, следующее суждение. Дж. Брея: «Политические учреждения Соединенных Штатов основаны на широком-принципе равноправия, на принципе, который; соответствуя природе вещей, неизбежно должен быть хорош. Но просто из того, что справедливость принципа признана, еще не следует, что он действительно применяется. Равноправие, которым якобы пользуется народ Соединенных Штатов, существует лишь в воображении. Там господствует то же неравноправие, что у нас, ибо и там люди делятся на богатых и бедных, на капиталистов, и производителей, и последние там, как и здесь, отданы на произвол первых» [12. С. 40].
Сохранившаяся переписка Дж. Брея с братом проливает свет на малоизвестные факты из его биографии и научной деятельности. Он сообщал брату, в частности, о готовившейся к печати еще одной книги, которая, однако, не была опубликована и даже не сохранилась в рукописи. Наконец, судя по сохранившимся материалам-английской и американской периодической печати, в 1842 году Дж. Брей вернулся в США. Там, занявшись мелкой фермерской деятельностью, он по-прежнему, в меру сил и возможностей, пропагандировал идеи социальных реформ и социальной справедливости. Известен также факт о том, что в 70-е годы XIX столетия-его кандидатура выставлялась социалистами на выборах в штате Мичиган. В тот период вплоть до своей кончины в 1895 году он пользовался репутацией«старейшего социалиста Америки» [11. СП]. Экономическое учение Дж. Брея в целом отличают серьезный и во многом обоснованный критический анализ либеральной идеологии классической политической экономии и выдвижение оригинальной социально ориентированной реформаторской концепции. Подобно классикам, он, с одной стороны, придает определяющее значение в развитии, хозяйственной жизни объективных экономических законов,, и широко использует классовый и каузальный методы анализа. Но с другой стороны, он- категорически не приемлет абсолютизируемые классиками принципы экономического либерализма (laissez faire) и считает недопустимым интерпретировать сущность политической экономии как науки о создании материального богатства в условиях экономики свободной- конкуренции. Более того, считая, в духе классиков, исходной категорией экономического анализа стоимость и придерживаясь, как и они, трудовой теории стоимости, Дж. Брей вновь расходится с ними в том, причастен ли к созданию стоимости любого товара какой-либо класс общества, кроме класса рабочих. Доминирующая в его творчестве социальная проблематика и идея неотвратимости социальных преобразований предопределили совершенно отличное от классиков толкование ключевых теоретико-методологических положений экономической науки того времени. Так, их делению общества на три главных и взаимодействующих между собой класса (рабочие, капиталисты, землевладельцы) он противопоставил его деление только на два класса, взаимоотношения между которыми считает непримиримыми, антагонистическими. Это - рабочий класс (либо производительные классы) и класс капиталистов-(либо классы угнетателей, собственников и празднующих бездельников). Причем хотя рабочие, по Брею, сродни «классу управляемых бедняков, угнетаемому классом управляющих бедняков», тем не менее, пишет он, «ни один класс общества не чувствует себя спокойным: неприятное и тревожное- чувство - своего рода предвестник беды или перемен - равно проникает в сердца как-богатых, так и бедных, как попирающих ногами; так и попираемых» [12. С.25, 27-28].
Классовая-позиция Дж. Брея тесно увязывается с причинно-следственной (каузальной) интерпретацией экономических и социальных явлений. Когда он призывает, например, «искать виновного не в лице тирана, а в, тирании, не в-следствии, а в причине»- либо когда рекомендует рабочему «перестать видеть одни только следствия и одним ударом уничтожить причину своих страданий» [12. С.ЗЗ, 119], то вполне очевидно; насколько значим для него заимствованный у классиков классовый и каузальный методологический, (аналитический) инструментарий.
В духе классиков, важное значение придается в методологии Дж. Брея и экономическим законам. В- их числе особое внимание уделяется им законам стоимости, спроса и предложения; народонаселения и другим. Правда, в его понимании все они должны трактоваться через призму идей равенства обмена за равный труд и социальной справедливости с тем, чтобы можно было изобличить любые «нарушения индивидами и классами упомянутых (труд, накопление, обмен. - Е.Ц.) условий» и предложения экономистов-классиков-«ограничить население рамками ограниченного производства» [12. С. 123, 228].
Вместе с тем, с методологической точки зрения, творчество этого социалиста-рикардианца отличают элементы, которые могут быть соотнесены отчасти к историческому, отчасти - эволюционному и отчасти -институциональному методам анализа. Как историк-экономист он размышляет, например, заявляя [12. С.29, 31]:
Саморегулируемая социальная система при ведущей роли в экономике сферы малого бизнеса как конечная цель реформаторской концепции Дж. Брея
В качестве центральной идеи все содержимое «Несправедливостей в отношении труда» Дж. Брея красной нитью пронизывает мысль о необходимости проведения реформ и создания саморегулируемой социальной системы, в которой не будет места социальной несправедливости и еще более усугубляющих их экономических кризисов.1 За» исключением первой, можно-сказать, вводной главы этой книги, все последующие главы (со второй по тринадцатую) содержат те или иные-, положения, аргументы и доводы реформаторского свойства. Причем, как подчеркивает ученый, речь должна идти не столько о грядущих политических преобразованиях, сколько, прежде, всего, о социальной реформе, благодаря которой индивидуальным интересам, будут противопоставлены интересы коллективные, а анархии - принципы кооперации и справедливого распределения национального богатства.
Классики, как известно, в защиту своей либеральной идеологии в постмануфактурном периоде акцентировали внимание на том, что свершившиеся экономические нововведения в виде фабрично-заводского производства и фермерства способствуют некоему экономическому буму (росту общественной производительности труда, большему удовлетворению многообразных потребностей людей, снижению цен на товары первой необходимости) и что случающиеся несоответствия между совокупным спросом и совокупным предложением, то есть кризисы, носят (согласно «закону Сэя») временный и преходящий характер. Но, по Брею (как, впрочем, полагали и остальные социалисты-утописты, а также экономисты-романтики), кризисы в экономике происходят отнюдь не потому, что, как полагали классики, рост совокупного дохода капиталистов, опережая рост доходов (заработной платы) рабочих, приводит к избыточным инвестициям и, соответственно, к застою. Истинная причина кризисов в том, подчеркивает он, что из-заболее низких темпов роста заработной платы рабочих по сравнению с темпами роста прибыли капиталистов; происходит снижение покупательной; способности первых, то есть рабочих. Это и не позволяет рабочим приобретать-дополнительную- продукцию,, производимую благодаря перманентно продолжающимся инвестициям вторых,, то есть капиталистов.
В сущности бреевская или, говорясловамигМ; Блауга; «социалистическая-версия доктрины недопотребления», как и «теория избыточного сбережения; Мальтуса», имеют одно- общее ядро5 — «отрицание- возможности неограниченного роста потребления; и инвестиций с постоянным пропорциональным темпом» [10;. С. 153]. Иименно непропорциональные темпы экономического развития, в постмануфактурном- периоде и: растущая диспропорция в доходах капиталистов ш рабочих, порождая невиданные: прежде социальные проблемы, предопределяют, с точки зрения, Дж. Брея безотлагательную необходимость социальных, реформ: Проявления же недопонимания причин- а вслед за этим - диспропорций и социальных проблем имеют место, на его взгляд, в том, что [12. G. 109 110, 117-118]:
- машины ...содержат в себе яд и;; противоядие, ибо; хотя они более чем какой-нибудь другой фактор,, способствовали возникновению нынешнего кризиса, они в то же время- открыли путь, на. котором человечество? может избежать всех существующих и всех угрожающих бед;
- пока машины? ...принадлежат исключительно отдельным лицам и классам; они могут приносите только, частичную, пользу и для тех классов общества, которым они не принадлежат, они являются- скорей проклятием; чем благословением, поскольку обрекают эти- классы на положение рабов и жертв их собратьев;
- настоящая нищета рабочего класса проистекает не из того; что его труд заменяется машинами; а из того, что почти все богатство, произведенное машинами, поглощается хищной аристократией салонов и фабричных контор;
- все накопления капитала - машины и материалы, с помощью которых в настоящее время производится богатство, существует вокруг нас повсюду, и потребуется лишь применить , будущем году то же количество, труда, чтобы получить те же результаты, что и в прошлом году;
- применением труда можно до бесконечности увеличить накопления машин и материалов, а с их возрастанием увеличится потребление и уменьшитсятруд.
Но чтобы, кризисы ушли в прошлое, а вместе с нимил обусловленная неравенством обмена социальная несправедливость в отношениях между классами общества требуется, пишет Дж. Брей, «создать ...разумно регулируемое общество/.. .при надлежащем- объединении и направлении сил, ...чего никогда не в .состоянии достигнуть никакие- изолированные человеческие усилия», ибо «в этом состоят смысл ищель общества» [12. Є.52] . Иными словами, нужны реформы, которые, подчеркивает он, объединили, бьь «всю человеческую семью5 общими узамитоварищеского союза» и доказали бьг, «всем, людям, ...что ни у одного человека нет никакого превосходства над другим человеком» [12. С.53]. Причем необходимы, реформы - и это его принципиальная позиция - исключительно социальные, а не политические, имеющие иллюзорную ценность, проявляющую себя «разве только в-той части, В какой они (политические реформы. — Е.Ц.) касаются личной свободы управляемых» [12. СП].
Аргументируя необходимость социальных реформ, автор «Несправедливостей в отношении труда» разъясняет читателю1 книги, что нынешний уровень жизни людей, в том1 числе рабочего класса, как и «всякое счастье», относительны, а «удовлетворенность человека данным положением, раз он знает, что существует лучшее, противоречит человеческой-природе» [12. Є.89; 90]. Однако; это не значит, поясняет, ученый, что лучшее-положение трудящихся достижимо.только средствами-насилия-и революциями; Реформы потому и нужны, пишет он, чтобы «добраться до капиталиста и вырвать с корнем ядовитое дерево его нечестной власти» и установить «великие законы всеобщего труда и равенства обмена» [12. С. 102].
Пути реализации доктрины «эффективного спроса» и принципа ассоциации капитала и регулируемого обмена в концепции реформ Дж. Грея
В центре реформаторских воззрений Дж. Грея, судя по его сочинениям; находится положение о необходимости вмешательства государства в дело обеспечения направленного (бескризисного) развития экономики. При этом государство, по его мысли, должно взять на себя все заботы по поддержанию в национальной экономике «эффективного спроса» с тем, чтобы «не могло бы быть никакого перепроизводства» [20. С.207] и чтобы устранение людских бедствий стало возможным не иначе, «как заставив спрос идти в ногу с производством, как бы быстро не двигалось это последнее» [20. С.213].
Еще в начале своего творчества в «Лекциях о человеческом счастье» (1825) он отмечал, что «счастье людей находится ...не в руках отдельного человека, но в руках коллектива», что «противоположность человеческих интересов при употреблении капитала и при распределении продуктов их труда является причиной всякой нищеты и всякой нужды». И, допуская, что даже при нынешней либеральной системе преимущество кооперации и иных коллективных усилий могло бы обеспечивать «по меньшей мере четырехкратное увеличение дохода производительных классов», ученый предостерегал читателя от непродуманных умозаключений. Ведь такого рода «выгода», писал он, в частности, там же, «представляет собой ничто по сравнению с истиной, которая еще должна быть развита» [20. С.64, 65].
Разумеется, под «истиной» Дж. Грей имеет в виду выводы и рекомендации, которые содержатся в данной и последующих его работах и которые позволяют судить об особенностях реформаторской концепции этого социалиста-рикардианца и путях реализации ее основополагающих принципов и положений. Причем лейтмотив его концепции - реформы возможны «сверху» - сформулирован им на одной из последних страниц «Лекций о человеческом счастье», где он утверждает: «Правители нашей страны могли бы в течение немногих лет устранить эту границу (производства. - Е.Ц.), а с нею все бедствия нищеты. Они хорошо сделали бы, произведя это огромное изменение: они могли бы тогда поставить себе также в заслугу то, что они подали всему цивилизованному миру пример, которому стали бы подражать с невообразимой быстротой!» [20. С.72]. А о том, что греевские «планы ...совершенно отличаются от плана г-на Оуэна», автор «Лекций» мотивирует надеждой на то, «что они (его планы - Е.Ц.) окажутся полезными, доказывая всему миру, что единство интересов вполне совместимо с индивидуальностью и имущественными различиями» [20. С.74].
Как видим, с самого начала Дж. Грей дистанцировался от своего учителя и наставника Р. Оуэна в отношении того, откуда («снизу» либо «сверху») должны инициироваться реформы, а также того, возможны ли в обществе будущего «имущественные различия». Спустя шесть лет в следующей работе — «Социальной системе» (1831) — он конкретизирует суть некоторых реформаторских мероприятий, которые, согласно его концепции, должны инициироваться и выполняться непосредственно «сверху», то есть правительством. В частности, последнему, с его точки зрения, надлежит издание «официальной декларации», в котором могло бы быть оговорено, «что новый порядок обмена будет поощряться и в случае нужды ему будет оказана поддержка в виде нескольких миллионов...» [20. С.229].
Еще подробнее задачи и функции правительства, связанные с реформами, излагаются в изданном в 1842 году «Верном средстве против бедствий народов». В этой работе, к примеру, говорится о том, что вопрос о плане реформ предварительно должен быть рассмотрен «компетентными лицами» правительства, после чего последует поручение «комитету зрело разработать план и составить необходимые сметы». Затем следует ожидать, что этому плану дадут «санкцию парламентского акта, авансировав необходимые для начала фонды и сделав рабочую банкноту законным платежным средством для всех внутренних сделок какого бы то ни было рода» [20. С.262]. После этого первыми реформаторскими шагами могут явиться [20. С.263, 264]:
- назначение уполномоченных агентов для приведения плана в действие;
- акт парламента, делающий рабочую банкноту, подлежащую отныне выпуску меновым банком в уплату за все материалы, труд и издержки всякого рода.
Наряду с названными реформаторскими мероприятиями, осуществляемыми «сверху», в вышеназванной работе отмечается о том, что в рамках нововведений «большое число» фабрик и заводов будут «построены или куплены и снабжены необходимым оборудованием и инструментами для наилучшего функционирования». Кроме того, следует учесть, что «на каждой фабрике» будет обязательно «назначен управляющий» [20. С.276] и т. д.
Здесь, однако, думается, было бы правильным учесть и некоторые сомнения самого ученого по поводу «практической невыполнимости» его плана реформ, - высказанные им некогда в «Социальной системе», а именно: «Единственная вещь, которая может, пожалуй, уничтожить, хотя бы на время описанный здесь принцип обмена, - это плохо продуманный, поспешный и несовершенный первый опыт...» [20. С.229].
Дж. Грей постоянно подчеркивает в своих сочинениях, что не приемлет полумер и политических реформ вместо реформ экономических. «А потому, — пишет он, - мы можем спокойно опустить, как имеющие мало практической ценности, все те теории, главной задачей которых является объяснение того, как руководить жизнью наилучшим образом в соответствии с существующими принципами торговли... Должна быть проведена, - заключает ученый, — коренная реформа» [20. С.82]. Причем настаивая именно на «коренной реформе», ее осуществление автор «Социальной системы» не представляет себе возможным «какими-либо иными средствами, кроме ассоциации в деле применения капитала», ибо «при помощи такой ассоциации, - поясняет он, — ...можно устранить незаслуженную нищету, уничтожить всякого рода торговые затруднения и построить на обширном и непоколебимом фундаменте личное и национальное благосостояние» [20. СП].
Краткий план, в соответствии с которым можно было бы осуществить рекомендуемые им реформаторские преобразования и создать эффективно функционирующую ассоциацию производителей (капитала), изложен в главе III его «Социальной системы». Согласно этому плану вопросами контроля, управления и регулирования деятельности ассоциации будут заниматься избираемые на время своей службы члены Национальной торговой палаты, а сам этот орган явится «высшей властью» всей ассоциации [20. С.93]. Оговорено планом и то, что «все лица, обладающие землей и капиталом, приглашаются примкнуть к ассоциации, а все прочие лица допускаются в число ее членов, как только это позволит развитие ассоциации» [20. С.94]. При этом на вопрос о том, чем же создание ассоциации, а затем на ее основе и новой Социальной системы - чем это хозяйственное образование отличается от «обыкновенной акционерной компании», Дж. Грей дает читателю следующие пояснения [20. С. 96-97]:
- обыкновенная акционерная компания является только соединением лиц и капитала, первичная задача которого — вести какую-либо отрасль торговли или промышленности с целью конкуренции с другими торговцами или же с целью попытаться монополизировать торговлю целиком, что, например, имеет место в случае с Ост-Индской компанией; конечной целью всего предприятия является частная выгода;